Расширенный поиск

Послание Президента Кабардино-Балкарской Республики от 15.05.2007 № б/н

 
                             Выступление
                              Президента
                   Кабардино-Балкарской Республики
                            А.Б. Канокова
                        с Посланием Парламенту
                   Кабардино-Балкарской Республики.

                    Уважаемые депутаты Парламента!
                      Дорогие соотечественники!

     Все мы с вами  находимся  под  глубоким  впечатлением,  вызванным
Посланием Президента Российской  Федерации  В.В.  Путина  Федеральному
Собранию.  В  нем  глава  государства  емко  и   четко   сформулировал
стратегические планы нынешнего руководства страны.
     Прежде  всего,  это  -  формирование  дееспособного  гражданского
общества и  строительство  эффективного  государства,  обеспечивающего
безопасность и достойную жизнь людей. Это - становление  свободного  и
социально ответственного предпринимательства, борьба  с  коррупцией  и
терроризмом,  модернизация  Вооруженных   Сил   и   правоохранительных
органов.  Это,  наконец,  -  повышение  значения  и  роли   России   в
международных делах.
     В   Послании   подчеркнута   необходимость   мощного   вклада   в
человеческий  капитал,  и  при  этом  речь  о  том,  что   обсуждается
всенародно, что важно  для  каждого  гражданина  России  -  реализации
конкретных  программ  по  улучшению  жилищных  условий,   развития   и
модернизации дорожной сети, улучшения пенсионного обеспечения.
     Президент уделил особое внимание традиционным, базовым  моральным
ценностям, выработанным российским народом за тысячелетия его истории.
Именно общая система нравственных ориентиров истолкована им как фактор
экономического, социального и общественного развития страны. Отсюда  и
определение главной государственной задачи - реальное и поступательное
улучшение  жизни  российских  граждан,  укрепление   семьи,   семейных
ценностей и традиций. То есть Президент  в  очередной  раз  подчеркнул
базовый принцип российской политики - государство для человека,  а  не
человек для государства.
     Словом, программа озвучена грандиозная и многолетняя. Отныне  вся
наша с вами деятельность должна строиться в русле этих  стратегических
направлений  и  быть  подчинена  достижению  поставленных  в  Послании
Президента Российской Федерации высоких и благородных целей. На основе
глубокого осмысления содержащихся в нем положений и выводов  предстоит
разработать программу практических действий  каждой  ветви  и  каждого
уровня власти Кабардино-Балкарии.
     В своем  нынешнем  обращении  к  Парламенту  я  обозначу  главные
направления  нашей  деятельности  по  реализации  поставленных  главой
государства  задач  с  учетом  особенностей   социально-экономического
положения республики. А оно, к сожалению, пока еще остается сложным.
     Представляя вам год назад свое первое Послание, я еще не до конца
представлял себе глубину  и  масштабность  накопившихся  в  республике
проблем. Подводя итоги года и намечая планы на будущее, хочу  доложить
депутатам и не только им, но и  всему  народу,  что  меня,  как  главу
республики, больше всего волнует и заботит.
     Но  прежде  позвольте   коротко   остановиться   на   результатах
проделанной работы по реализации основных целей и задач  прошлогоднего
Послания.
     Как  вы   знаете,   сложное   социально-экономическое   положение
республики требовало  принятия  кардинальных  мер,  прежде  всего,  по
оздоровлению  финансового  хозяйства.  Поэтому  в  течение   года   мы
последовательно  и  целенаправленно  проводили  работу  по  сокращению
внешних и внутренних долгов Кабардино-Балкарии путем оптимизации наших
расходов, реструктуризации задолженности  республиканского  бюджета  и
бюджетов муниципальных образований, да  и  просто  прямых  расчетов  с
кредиторами. Мы определили для себя приоритетные первоочередные статьи
расходования средств.
     Жизнь показала правильность избранной нами стратегии и тактики. В
истекшем году удалось  вдвое  снизить  кредиторскую  задолженность  за
энергоносители,   существенно    оптимизировать    расходы,    навести
определенный порядок в  использовании  государственных  инвестиций,  в
результате чего бюджет Кабардино-Балкарской Республики  признан  самым
эффективным в Южном федеральном округе.
     Характеризуя итоги развития экономики, следует  отметить  главные
ее  особенности.   Прежде   всего   -   это   достигнутая   финансовая
стабилизация, улучшение налоговой дисциплины и, конечно же, сохранение
динамизма и поступательности развития основных отраслей экономики.
     В 2006 году объем валового  регионального  продукта  составил  36
млрд. рублей или 104,2%  к  уровню  2005  года,  индекс  промышленного
производства - почти 108%. Во  всех  категориях  хозяйств  произведено
сельскохозяйственной продукции в объеме 15,3 млрд. рублей,  что  также
превысило уровень 2005 года.
     В развитие экономики и отраслей  социальной  сферы  инвестировано
около 7 млрд. рублей, из которых 3,5 млрд. рублей составили  подрядные
строительные работы. Выполнен немалый объем работ в области  дорожного
строительства. Введены,  реконструированы  и  отремонтированы  десятки
километров федеральных и территориальных автомобильных дорог. Сдана  в
эксплуатацию автомагистраль "Кавказ" на участке  обхода  г.  Нальчика,
завершена реконструкция 4 пускового комплекса обхода г. Баксана.
     Наряду   с   ростом   количественных    показателей    обеспечено
существенное   увеличение    качественных    показателей,    на    чем
акцентировалось внимание в прошлогоднем моем Послании.  Это  позволило
вести работу по снижению уровня бедности, обеспечению  роста  реальных
доходов населения. В истекшем году средняя заработная плата  составила
5830 рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 25%, а  с
учетом роста потребительских цен  -  на  13%.  Среднедушевые  денежные
доходы увеличились по сравнению с предыдущим  годом  на  23%.  Удалось
полностью погасить образовавшуюся задолженность работникам бюджетных и
бюджетозависимых отраслей.
     Поступление налогов  в  бюджетную  систему  республики  превысило
параметры 2005 года в  1,5  раза  и  составило  3  млрд.  рублей,  что
позволило  существенно  повысить  уровень  финансирования   социальных
расходов.
     Принимались меры по повышению эффективности социальной  поддержки
и улучшению социального  обслуживания  незащищенных  слоев  населения.
Ежемесячно осуществляется более 20 видов  выплат,  охватывающих  около
220 тыс. человек.
     В  системе  здравоохранения  начата   работа,   направленная   на
повышение  качества  и  доступности  медицинской  помощи.   В   рамках
реализации  приоритетного  национального  проекта  "Здоровье"  система
здравоохранения республики получила дополнительные финансовые ресурсы.
На     качественно     новый     уровень      поднялось      оснащение
лечебно-профилактических    учреждений     современным     медицинским
оборудованием. В среднем в 3 раза возросла зарплата участковых  врачей
и  среднего  медицинского  персонала  первичного  звена,   существенно
повышена зарплата врачей "скорой помощи", учреждений родовспоможения.
     В рамках процесса модернизации образования, завершена  интеграция
учреждений дошкольного и общего образования, что  позволило  увеличить
охват  детей  дошкольным  образованием  до  70%.  Ведется  работа   по
обновлению  содержания  общего  образования  на   основе   федеральных
образовательных стандартов и  осуществление  профильного  обучения.  В
ходе реализации приоритетного национального  проекта  "Образование"  в
школы республики поступило более 100 комплектов учебного оборудования,
37 автобусов  для  сельских  школ.  К  сети  Интернет  подключено  253
общеобразовательных учреждения.
     Принимаются меры  по  дальнейшему  развитию  и  совершенствованию
материально-технической базы  учреждений  культуры.  Главным  событием
культурной и политической жизни республики стало празднование 85-летия
государственности Кабардино-Балкарской Республики.
     Эти  и  другие  позитивные  перемены  стали  возможны  во  многом
благодаря   проводимому   нами    курсу    на    коренное    улучшение
государственного  управления,  на  демократизацию  всех  сторон  жизни
нашего общества. В минувшем году был предпринят ряд мер,  направленных
на совершенствование и повышение  эффективности  деятельности  системы
исполнительной   власти   республики:   утверждена   новая   структура
исполнительных    органов    государственной     власти;     проведены
организационно-правовые    мероприятия     в     рамках     реализации
административной реформы; произведены существенные кадровые  изменения
в  Правительстве  и  Администрации  Президента;  разработана   система
показателей оценки результативности работы руководителей министерств и
ведомств. Эти и другие меры позволили  вывести  на  качественно  новый
уровень деятельность исполнительной власти республики.
     Истекший   год   стал   годом   налаживания   реального,   а   не
декларативного диалога между властью  и  обществом,  повышения  уровня
открытости власти. Реализации этой важной задачи в  значительной  мере
способствовало  образование  при  Президенте  республики  целого  ряда
общественных  институтов,  среди  которых   особо   следует   выделить
Общественно-консультативный совет,  а  также  создание  Интернет-сайта
Президента  и  Антикоррупционной  горячей  линии   при   Администрации
Президента. Прямой диалог  между  властью  и  обществом  позволил  нам
избежать многих ошибок в выработке нашей  стратегии.  Такой  подход  и
впредь будет  усиливать  нашу  социальную  политику  и  способствовать
повышению экономической активности населения.
     Таким образом, можно констатировать,  что  ключевые  положения  и
установки прошлогоднего Послания в основном выполнены. Сделано за  год
многое.
     Однако достигнутое несоизмеримо с качественно новыми, масштабными
задачами, которые стоят перед нами. Очевидно, что  нужны  кардинальные
перемены во всех сферах нашей жизни. Прежде всего, это касается темпов
социально-экономического развития республики.
     В  последнее   время   нам   удалось   выработать   новый   курс,
ориентированный на прагматизм и результативность. В основе этого курса
-  использование  всех  ресурсов  республики:  природно-климатических,
интеллектуальных,    экономических,    культурно-исторических.    Этот
программно-целевой подход нашел конкретное воплощение в представленных
недавно вниманию общественности стратегии развития республики до  2022
года   и   проекте   программы    социально-экономического    развития
Кабардино-Балкарии на период 2008-2012 годы.
     В  ходе   выработки   стратегии   развития   определены   главные
приоритеты,   так    называемые    точки    роста.    Это:    развитие
курортно-рекреационного  комплекса;   развитие   сельскохозяйственного
производства и смежной с  ним  перерабатывающей  отрасли;  наращивание
объемов производства строительных материалов  и  расширение  рынка  их
сбыта и сферы применения.
     Реализация данной стратегии должна в  конечном  итоге  обеспечить
повышение статуса и конкурентоспособности Кабардино-Балкарии.  Но  это
дело будущего.
     В  текущем  же  году  основным  фактором  роста  экономики  будет
оставаться промышленный комплекс. В прошлом  Послании  нами  ставилась
задача   обеспечения   структурной   перестройки    отрасли.    Однако
Правительству  пока  так  и  не  удалось   сформулировать   отвечающую
потребностям сегодняшнего дня промышленную политику. Структура отрасли
по-прежнему неэффективна и базируется главным  образом  на  потенциале
нескольких крупных предприятий. Правительству и, прежде всего, первому
заместителю    Председателя    Правительства    Тхазаплижеву     М.Т.,
руководителям соответствующих министерств следует  в  ближайшее  время
исправить это положение.
     В целях повышения эффективности руководства отраслью нами принято
решение о передаче этих функций Министерству  топливно-энергетического
комплекса  и  жилищно-коммунального  хозяйства.  Соответствующий  Указ
подписан мною буквально вчера.
     Общая стратегия промышленной политики в  республике  должна  быть
сориентирована    на     постепенный     переход     к     наукоемким,
инновационно-направленным,     высокотехнологичным      производствам,
обеспечивающим  выпуск   конкурентоспособной   продукции,   расширение
экспортного потенциала республики. И  что  очень  важно,  промышленная
политика  должна  быть  социально  ориентированной  и  направлена   на
сохранение и восстановление рабочих мест.
     Большинство наших крупных предприятий  сохранили  инфраструктуру,
здания и оборудование, располагают в потенциале  инженерно-техническим
и средним техническим персоналом и при надлежащей переориентации могут
выпускать  продукцию  самого  широкого  профиля,  ассортимент  которой
должен определяться новым собственником. Поэтому  надо  активизировать
работу по привлечению потенциальных  инвесторов.  При  этом  к  поиску
инвестора  мы  должны  подходить  как  к   поиску   нового   владельца
предприятия. Иначе говоря, инвестору должна предлагаться  не  заданная
производственная номенклатура, а готовая производственная  "площадка".
В противном случае, как мы убедились, успеха не достичь.
     Яркий тому пример - Тырныаузский  горно-обогатительный  комбинат.
Задачей текущего года остается выбор инвестора для его реконструкции и
запуска. Учитывая его стратегическое значение, мы обязаны использовать
все возможности в  решении  социальных  проблем,  сопутствующих  этому
проекту.
     Необходимо реализовать готовые проекты запуска новых  производств
на 30 действующих предприятиях. В рамках достигнутых договоренностей с
Рособоронзаказом и Роспромом Правительству следует  продолжить  работу
по вовлечению  ряда  предприятий  электроприборостроения  в  структуру
оборонно-промышленного комплекса страны.
     К наиболее перспективным секторам экономики  республики,  который
способен обеспечить увеличение доходов и  уровня  занятости  населения
несомненно  является   рекреационный   комплекс,   развитие   которого
предполагается на территории 10  распределенных  зон.  Решение  данной
задачи  необходимо  осуществить  на  основе  использования  механизмов
частно-государственного  партнерства.  В   настоящее   время   ведется
активная  работа  по  привлечению  инвесторов  к  строительству   двух
следующих  очередей  канатных  дорог  на  гору  Эльбрус,  канатных   и
горнолыжной трасс на гору Чегет, а также к освоению  Северного  склона
горы Эльбрус.
     Правительству и, прежде всего, Министерству курортов и туризма во
главе с Фировым Р.Б. следует более активно и настойчиво действовать  в
этих направлениях, создавать  благоприятные,  а  главное,  понятные  и
прозрачные для инвестора условия. Не раз говорил, повторю  и  сегодня,
мы должны в ближайшей перспективе завершить создание высокоэффективной
и конкурентоспособной индустрии курорта и туризма, встать в один ряд с
ведущими участниками туристического рынка в стране и за рубежом.
     В  качестве  перспективной  и  потенциально   высокотехнологичной
отрасли  экономики  в   Послании   Президента   Российской   Федерации
Федеральному Собранию обозначено сельское хозяйство. Для  эффективного
функционирования данной отрасли должны быть задействованы и оптимально
использованы все имеющиеся у нас сегодня ресурсы.
     Необходимо   усилить   работу   по    реализации    приоритетного
национального  проекта  "Развитие  АПК"  по  всем  его   направлениям,
максимально использовать возможности привлечения кредитных ресурсов  в
аграрный  сектор,  увеличения  поголовья  высокопродуктивного   скота,
развития  материально-технической  базы  животноводства.   Для   этого
предстоит осуществить оптимальную схему поставок по лизингу племенного
молодняка крупного рогатого скота, оборудования  для  животноводческих
ферм, а также их распределения.
     Надо сформировать эффективную  систему  поставки  и  обслуживания
сельскохозяйственной  техники,  оказания  услуг   сельскохозяйственным
товаропроизводителям через сеть машинотехнологических станций.
     Перспективным направлением в  условиях  Кабардино-Балкарии  может
стать  развитие  горного   и   предгорного   садоводства.   При   всей
трудозатратности данная отрасль в состоянии принести немалые доходы и,
что немаловажно, снять  остроту  трудоизбыточности  горных  населенных
пунктов. Правительству следует  глубоко  и  всесторонне  изучить  этот
вопрос,  предложить  программу  возрождения  и  развития   горного   и
предгорного садоводства в республике.
     Политика, направленная на развитие малых форм  хозяйствования  на
селе, должна приобрести комплексный характер. Для этого  Правительству
республики, отраслевому министерству  необходимо  принять  действенные
меры    по     формированию     эффективной     системы     реализации
сельскохозяйственной  продукции  на  внутреннем  и   внешнем   рынках.
Поскольку частных структур, эффективно выполняющих  организационные  и
посреднические функции, до сих пор рынок не  выявил,  данная  проблема
должна решаться через расширение госзакупок, а  также  через  развитие
сельскохозяйственной потребительской кооперации.
     В пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо  направить
усилия на привлечение инвестиций на техническое переоснащение отрасли,
на дальнейшее  наращивание  объемов  производства  конкурентоспособной
продукции, расширение ее ассортимента и  повышение  качества.  Следует
активно      содействовать       формированию       и       укреплению
производственно-хозяйственных связей  перерабатывающих  предприятий  с
сельскохозяйственными товаропроизводителями, созданию их сырьевой базы
как на основе интеграции с сельскохозяйственным производством,  так  и
развития собственной системы заготовок сырья на местах.
     Для успешного решения этих и других задач необходимо  разработать
пятилетнюю программу развития агропромышленного комплекса  республики,
увязанную с аналогичной федеральной программой, обеспечивающую целевую
направленность принимаемым мерам, концентрацию имеющихся  ресурсов  на
решении узловых проблем.
     К сожалению, за истекший период Министерство сельского  хозяйства
и продовольствия так и не  смогло  представить  нам  такую  программу.
Надеемся, с приходом в  Министерство  нового  опытного  и  энергичного
руководителя Эркенова Т.Х. данная  задача  будет  решена  в  ближайшее
время.
     В нынешнем году у нас имеются благоприятные условия для  придания
заметного импульса развитию  строительного  комплекса  республики.  Из
различных федеральных источников нам выделены немалые средства. Важно,
чтобы эти средства использовались с максимальной эффективностью.
     Кроме  того,  в  рамках  подготовки  и   празднования   450-летия
добровольного  вхождения  Кабардино-Балкарии  в   состав   России,   в
соответствии с намеченным  планом  мероприятий  предстоит  осуществить
строительство  44  объектов,  из  которых  22  необходимо   ввести   в
эксплуатацию, в том числе 9 школ на 3,5 тыс. школьных и 515 дошкольных
мест, 3 дома культуры  на  1100  мест,  лечебный  корпус  инфекционной
больницы на 260 коек и диагностический центр в г. Нальчике,  завершить
реконструкцию Зеленого театра, Дворца спорта и стадиона  "Спартак",  а
также строительство Триумфальной арки, продолжить возведение Храма  во
имя Святой равноапостольной Марии Магдалины в г. Нальчике".
     Особое внимание следует  уделить  обустройству  г.  Нальчика.  Мы
можем и должны в ближайшие годы превратить столицу нашей республики  в
один из самых благоустроенных и красивых городов России.
     Задачей особой значимости в  предстоящие  годы  остается  решение
жилищной проблемы. Даже ограниченный платежеспособный спрос  населения
превышает предложение готовых и строящихся  квартир,  что  приводит  к
росту  цен  на  рынке  жилья.  Население  республики  готово   активно
воспользоваться   возможностью   получения   льготных   кредитов    на
строительство жилья. Однако высокая дотационность бюджета не позволяет
нам превратить субсидирование процентной ставки за  кредит  в  главный
канал стимулирования жилищного строительства. В этой  связи,  реализуя
проект "Доступное жилье - гражданам России", мы  обязаны  использовать
все механизмы  поддержки  желающих  купить  или  построить  свой  дом,
квартиру.
     В  Послании  Президента  страны  Федеральному  Собранию  вплотную
поставлен  вопрос  о   принятии   долгосрочной   программы   массового
строительства жилья для  всех  категорий  граждан.  Поставлена  задача
довести к 2010 году ввод не менее одного квадратного метра жилья в год
в  расчете  на  каждого  гражданина  России.  Это  означает,   что   в
Кабардино-Балкарии мы должны довести к этому  периоду  ввод  жилья  до
800-850  тыс.  кв.  метров  в  год.  Исходя  из  этого  Правительству,
Министерству  строительства  и  архитектуры  следует,  не   затягивая,
разработать глубоко просчитанную и практически  реализуемую  программу
строительства жилья в республике.
     Президент России выдвинул  также  задачу  выделить  на  программу
переселения граждан из аварийного жилья не менее 100 млрд.  рублей,  а
на ремонт жилищного фонда - не менее 150 млрд.  рублей.  Правительству
необходимо активно поработать в федеральном  центре  для  того,  чтобы
наша республика была максимально представлена в этих программах.
     Актуальной задачей в строительном комплексе  остается  приведение
градостроительной  и  всей   нормативной   правовой   документации   в
соответствие   с   требованиями   федерального   законодательства.   В
первоочередном  порядке  необходимо  подготовить  и  утвердить   Схему
территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики, правила
землепользования  и  застройки.  Необходимо   продолжить   работу   по
повышению  качества  проектно-сметной  документации,  использовать   в
разработке  новые   ресурсосберегающие   технологии   и   строительные
материалы, снизить стоимость  строительства,  усилить  ответственность
органов  экспертизы  проектов  и   надзорных   органов   за   качество
строительства.
     Реализация  этих  и   других   непростых   задач   потребует   от
Министерства строительства и архитектуры, его  руководителя  Афашагова
М.Г.  напряженной  работы,   ответственного   отношения   к   делу   и
целеустремленности.  Рассчитываем,  что  ему  удастся  оправдать  наши
надежды.
     В  текущем  году  предстоит  выполнить  большой  объем  работ  по
строительству  и  реконструкции   автомобильных   дорог   федерального
значения. Наряду с этим Министерству  транспорта,  связи  и  дорожного
хозяйства совместно  с  органами  местного  самоуправления  необходимо
реализовать программу развития улично-дорожной сети. Эта задача особой
важности. Мы должны в ближайшие  годы  привести  в  порядок  состояние
дорог в городах и населенных пунктах республики.
     В этих  целях  следует  активизировать  работу  по  наполняемости
целевого бюджетного дорожного фонда, повысить эффективность налогового
администрирования   по   транспортному    налогу    -    единственному
региональному источнику развития дорожной сети республики.
     Предстоит продолжить работу по  освоению  рынка  международных  и
внутрироссийских авиаперевозок, привлечению инвестиций в строительство
нового международного аэропорта, роль  которого  будет  возрастать  по
мере нашего продвижения в развитии курортной индустрии и  вхождения  в
туристический рынок.
     В текущем  году  необходимо  осуществить  реформирование  системы
управления  пассажирскими   перевозками   автомобильным   транспортом,
направленную на  оптимизацию  финансово-хозяйственной  деятельности  и
обновление подвижного состава муниципальных пассажирских  транспортных
предприятий,  разработку  эффективных   рычагов   контроля   в   сфере
транспортных  услуг,  на  расширение  существующей   маршрутной   сети
пассажирских перевозок.
     Развитая связь, надежность и слаженность работы  всех  операторов
фиксированной и  мобильной  связи  остается  гарантом  безопасности  и
информативности   предприятий   и   населения   республики.   Сохраняя
достигнутые темпы  развития  данной  сферы,  следует  больше  внимания
уделять замене морально и физически устаревших АТС на новые  цифровые,
позволяющие расширить перечень телематических услуг.
     Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства во  главе  с
Суншевым А.А. преуспело в деле привлечения средств на  развитие  дорог
федерального значения.  Однако  хотелось  бы  пожелать  ему  такой  же
активности  в  решении  проблем  развития  улично-дорожной   сети,   в
реализации задач, стоящих перед другими подведомственными отраслями.
     Одним из безусловных приоритетов ближайших лет  Президент  страны
обозначил  электроэнергетику.  Наша  республика  располагает  немалыми
гидроресурсами. Надо максимально использовать этот потенциал. Основные
наши усилия должны быть сконцентрированы на  завершении  строительства
второй очереди каскада Нижне-Черекских ГЭС, где предполагается освоить
1 млрд. 900 млн. рублей капитальных вложений. Наряду с этим необходимо
активизировать работу по строительству сети малых гидроэлектростанций.
Пока кроме разговоров и благих намерений сдвигов в этом деле не видно.
     Важным направлением нашей  экономической  и  социальной  политики
должно стать наведение порядка в работе энергоснабжающих организаций и
жилищно-коммунального хозяйства.  Социологический  опрос,  проведенный
недавно Институтом гуманитарных исследований, показал, что  на  вопрос
"Какие социальные проблемы  в  вашем  населенном  пункте  стоят  особо
остро"  почти  40%  опрошенных  отметили  проблемы  снабжения   водой,
электричеством,   газом   и   т.д.   Поэтому   обеспечение   надежного
функционирования  коммунальных   систем   жизнеобеспечения,   создание
комфортных и безопасных условий проживания населения  остаются  нашими
первостепенными задачами.
     Правительству, Министерству промышленности, топлива, энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства, администрациям муниципальных  районов
и городских округов  необходимо  продолжить  интенсивную  модернизацию
систем  водоснабжения,  водоотведения  и  теплоснабжения  с   плановой
заменой  ветхих  инженерных  сетей,  с  реконструкцией   котельных   и
установкой современных  автономных  котельных  на  объектах,  где  это
экономически целесообразно.
     Важно  провести  необходимую  работу  по   реализации   положений
жилищного кодекса Российской  Федерации  по  демонополизации  жилищной
сферы республики, созданию конкурентной  среды  на  основе  разделения
функций между собственниками жилищного фонда, управляющими  компаниями
и подрядными жилищными организациями.
     С   недавнего   времени    руководство    топливно-энергетическим
комплексом  и  жилищно-коммунальным  хозяйством  возложено  на   вновь
созданное Министерство. Надеемся, что данное Министерство во  главе  с
Уянаевым К.Х., а также курирующий эту отрасль заместитель Председателя
Правительства Чеченов  А.А.  сумеют  обеспечить  реализацию  в  полном
объеме стоящих больших и ответственных задач.
     Важное направление повышения результативности нашей работы -  это
обеспечение эффективного использования государственной и муниципальной
собственности.  Необходимо  заметить,  что   доходы,   поступающие   в
республиканский бюджет от  использования  государственного  имущества,
значительно  меньше,  чем  в  среднем  по  стране.   Такое   положение
нетерпимо,  и  нам  надлежит  провести   ревизию   республиканской   и
муниципальной собственности, четко и однозначно определить  имущество,
необходимое для реализации полномочий,  выходящих  на  республиканский
уровень и уровень муниципальных образований. Все  остальное  имущество
следует отчуждать в установленном законодательством порядке.
     Одновременно   следует    выработать    механизм    возврата    в
государственную собственность имущества,  уведенного  по  сомнительным
схемам,  и  имущества,  которое  используется  неэффективно,  а  также
выработать  четкую  политику  в  отношении  предприятий-банкротов,   в
которых сохраняется доля государства. И в том и другом случае внимание
к подобным фактам правоохранительных органов,  и,  в  первую  очередь,
прокуратуры, должно быть максимально пристальным.
     Словом, Правительству, Министерству по управлению государственным
имуществом и земельным ресурсам во  главе  с  Соховым  М.И.  предстоит
ответственно и осмысленно подойти к решению всего  комплекса  вопросов
упорядочения имущественных отношений в республике, а  главное,  уже  в
ближайший   период   добиться   заметного   повышения    эффективности
использования государственной собственности.
     В   предыдущем   Послании    была    подчеркнута    необходимость
реформирования земельных отношений, развития рынка земли. Более  того,
в нем было заявлено о переходе в перспективе к  частной  собственности
на землю. Однако, как и ожидалось,  выработать  однозначный  подход  к
решению этого жизненно важного  для  нашего  народа  вопроса  пока  не
удалось. Одни ратуют  за  скорейшее  и  радикальное  решение  вопроса,
другие  предлагают  не  торопиться   в   этом   деле   или   выступают
категорически   против   приватизации   земель   сельскохозяйственного
назначения. И у тех, и у других имеются достаточно  веские  аргументы.
Именно поэтому мы сформировали специальную комиссию, в  которую  вошли
представители разных поколений и разных взглядов на  проблему.  Думаю,
ей удастся на основе глубокого и всестороннего изучения накопленного в
стране  и  мире  опыта,  мнения  самих  сельских  жителей   выработать
выверенное, устраивающее все слои  населения  республики  решение.  На
данном  же  этапе   нами   предпринимаются   меры,   направленные   на
упорядочение механизма аренды земли и арендной платы, на  установление
жесткого    контроля    за    эффективным    использованием     земель
сельскохозяйственного назначения.
     Однако  хочу  подчеркнуть,  что  совершенно  не  приемлю  попытки
превратить вопрос  реформирования  земельных  отношений  в  инструмент
реализации корпоративных интересов и  властных  амбиций,  в  "козырную
карту"  политического  популизма.  Это  может  привести  к  расколу  в
обществе  как  на  социальной,  так  и  национальной   основе.   Всеми
дозволенными законом  методами  будем  жестко  противостоять  подобным
проявлениям.
     Как  и  прежде,  одним  из  приоритетных   направлений   развития
республики будет оставаться малое предпринимательство. Надо  перенести
центр тяжести работы по поддержке этой сферы на муниципальный уровень.
В  рамках  131-го   Федерального   закона   и   изменений   налогового
законодательства  органы  местного  самоуправления  наделены  большими
полномочиями. Однако вместо стимулирования развития малого бизнеса  на
своей территории зачастую на местах создаются  искусственные  препоны.
Предпринимателю  практически  невозможно  получить  землю,  арендовать
помещение, а  иногда  даже  просто  получить  необходимую  информацию.
Добавьте  к  этому  неослабевающий   прессинг   бизнеса   со   стороны
правоохранительных и контролирующих органов и станет понятным,  почему
этот важный сегмент экономики у нас развивается там медленно. Во  всем
этом надо безотлагательно наводить порядок.
     Следует  обеспечить  эффективную  работу   муниципальных   фондов
поддержки малого предпринимательства, развивать кредитную  кооперацию.
Правительству необходимо  повысить  наполняемость  указанных  структур
финансовыми средствами, что позволит расширить  рынок  микрофинансовых
услуг в республике и даст возможность большему числу граждан  получать
средства на организацию предпринимательской деятельности.
     Необходимо   создать   все    условия    для    старта    молодых
предпринимателей, включая обучение,  консультационную,  информационную
поддержку и естественно финансирование. В этих целях  в  дополнение  к
офисному  бизнес-инкубатору  надо   создать   единый   комплекс,   где
предпринимателю смогут предоставить как офис, так  и  производственный
цех.  Необходимо   помнить,   что   малое   предпринимательство,   это
комплексная задача, решение которой только на первый  взгляд  лежит  в
сугубо экономической сфере. Результаты наших  усилий  в  этой  области
найдут  отражение  и  в  социальном  и,  если   хотите,   политическом
благополучии республики и каждого ее жителя.
     Словом,   в   предстоящий    период    мы    должны    обеспечить
последовательную и выверенную политику в отношении  малого  бизнеса  и
предпринимательства. Возглавить  эту  работу,  обеспечить  координацию
деятельности органов власти, местного  самоуправления  и  общественных
структур призвано Министерство  экономического  развития  и  торговли.
Хочется пожелать данному Министерству, его руководителю Мусукову  А.Т.
большей конкретности и результативности в  реализации  этих  и  других
входящих в сферу его компетенции задач.
     Одним из важных условий устойчивого экономического роста является
продуманная   внешнеэкономическая   деятельность.   Активное   участие
республики в последнее время в крупнейших международных  экономических
форумах и выставках способствовало  повышению  ее  имиджа,  достигнуты
важные соглашения по привлечению инвестиций  и  продвижению  продукции
наших предприятий на международный рынок.
     В  истекшем  году  проведен  ряд  мероприятий,  направленных   на
установление долгосрочных торгово-экономических контактов с  регионами
Российской Федерации,  в  первую  очередь,  с  Москвой,  Волгоградской
областью, Пермским краем. Уже сегодня можно говорить о первом реальном
совместном проекте - в г.  Баксане  при  участии  компании  "Волгобас"
Волгоградской области будет  открыто  предприятие  по  производству  и
обслуживанию автобусов "Волжанин".
     Нам надо активнее двигаться в направлении развития сотрудничества
с соседями, со всеми регионами России. В этих целях  следует  всемерно
совершенствовать деятельность института представительств республики по
торгово-экономическим  вопросам.  Анализ  показывает   наличие   здесь
огромного  потенциала.  В  настоящее  время   рассматривается   вопрос
наделения наших торгпредств дилерскими функциями предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности республики.  Это  позволит  не  только
навести  порядок  в  организации  поставок   за   пределы   республики
качественной продукции, но и поднять ее  конкурентоспособность.  Более
того, нами принято решение  о  воссоздании  самостоятельной  структуры
исполнительной    власти    -     Государственного     комитета     по
внешнеэкономическим связям, что, на наш взгляд, придаст работе в  этой
сфере более системный и продуктивный характер.
     Уважаемые депутаты!
     В истекшем году удалось достичь сбалансированности между доходами
и расходами, приостановить рост  бюджетных  обязательств,  реально  не
обеспеченных  финансовыми  ресурсами.  Все  же  и  при  этих  условиях
актуальными остаются вопросы оптимизации бюджетных расходов, внедрения
современных  методов  бюджетного  планирования,   ориентированных   на
достижение конечных результатов и стимулирующих органы  власти  разных
уровней   и   бюджетные   организации   к   максимально   эффективному
использованию бюджетных средств.
     В   нынешнем   году   Правительство,    Министерство    финансов,
возглавляемое Бишеновым А.А., должны подготовить всю нормативную базу,
которая позволит отказаться от сметного финансирования бюджетной  сети
и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг, и перейти
к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми результатами.
     Одной из главных проблем  в  финансово-бюджетной  сфере  остается
высокая дотационность бюджета республики и рациональное  использование
бюджетных средств при дефиците собственных доходных источников. На две
трети бюджет республики  зависим  от  федеральных  трансфертов.  Такое
положение  дел  лишает   органы   власти   маневренности   в   решении
социально-экономических задач и ограничивает их самостоятельность. При
этом диапазон собственных  доходов  бюджета  республики  невелик,  80%
общей их суммы формируют 4 налога.
     Для снятия остроты этой проблемы необходимо значительно увеличить
налоговую базу республиканского  и  местных  бюджетов.  В  этих  целях
органы исполнительной власти, администрации  муниципальных  районов  и
городских округов  должны  более  ответственно  подойти  к  исполнению
параметров  прогноза  социально-экономического  развития.   При   этом
следует помнить, что эффективное государство имеет право предъявлять к
налогоплательщикам жесткие, а тем более дополнительные требования.
     Наряду с этим предстоит  усилить  работу  по  повышению  качества
администрирования  налогов  и  сборов.  Стоит  отметить,  что  в  этом
направлении в прошлом году был предпринят  ряд  шагов.  Правительством
была создана специальная Комиссия по обеспечению мобилизации  доходов,
контролю за соблюдением финансовой, бюджетной и налоговой  дисциплины.
Аналогичные комиссии были созданы и при  администрациях  муниципальных
районов и городских округов. Были подняты и частично  решены  наиболее
проблемные вопросы. Поступления акцизов  на  спиртоводочную  продукцию
возросли в 2,5 раза. Значительно увеличились сборы  налога  на  доходы
физических лиц, транспортного налога и налога  на  игорный  бизнес.  В
текущем году следует активно продолжить работу в этом направлении.
     В республике по-прежнему остается высокой доля  теневого  сектора
экономики. До сих  пор  практикуются  различного  рода  теневые  схемы
ведения экономической деятельности. И мы  должны  принять  действенные
меры, направленные на  создание  условий  для  легализации  экономики,
обеспечения  добросовестной  конкуренции,  а  именно,   устранить   те
причины, заставляющие предпринимателей работать втайне от государства.
     Для  Кабардино-Балкарии,  как  республики   с   высоким   уровнем
дотационности, особое  значение  имеет  эффективное  взаимодействие  с
федеральным центром. Многие  проблемы  мы  сами  в  состоянии  решить.
Однако кардинально изменить обстановку, заложить основу устойчивого  и
динамичного экономического роста без финансовой поддержки федерального
центра будет сложно.
     Вместе с тем пора понять, что нельзя полагаться на одни бюджетные
средства.   Мы   обязаны   предпринимать   действия,    обеспечивающие
привлечение  инвестиций   из   внебюджетных   источников,   увеличение
кредитных вложений банковского сектора в экономику  для  осуществления
на территории республики крупных инвестиционных программ  и  проектов.
Необходимо  объединить  усилия  власти,  бизнеса  и  общества  в  этом
направлении.
     Только  так  можно  обеспечить  реальный  экономический  рост   и
развитие экономики.
     Главной  нашей  задачей  будет  оставаться  повышение  жизненного
уровня населения. Это должно произойти не только через  рост  доходов,
но и в большей степени - через рост качества жизни.
     Поэтому одной из главных целей нашей социальной  политики  должно
стать обеспечение роста заработной платы. Решению  этой  задачи  будет
способствовать  проведение  мероприятий  по   повышению   минимального
размера оплаты  труда  и  уровня  оплаты  труда  работников  бюджетных
учреждений. В течение  2007  года  в  бюджетной  сфере  предполагается
перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным
к новым условиям хозяйствования. При  их  внедрении  повышение  общего
уровня оплаты труда будет осуществляться за счет оптимизации структуры
занятости  в  бюджетной  сфере  и  реструктуризации   сети   бюджетных
учреждений.
     В Послании Президента Российской  Федерации  намечены  конкретные
меры, направленные на значительное  повышение  пенсионных  выплат,  на
обеспечение увеличения объема пенсионных накоплений граждан и надежной
работы  пенсионной  системы  в  долгосрочной  перспективе.  Все   это,
безусловно, позитивно скажется на создании  гарантий  достойной  жизни
пенсионеров в будущем.
     Наряду с  этим  нам  с  вами  необходимо  добиться  кардинального
улучшения  работы   учреждений   социального   обслуживания   одиноких
пенсионеров,  инвалидов  и  других  категорий.   Следует   осуществить
оптимизацию  системы  оказания  социальных  услуг,   направленную   на
повышение качества и увеличение их объема, в том числе по реабилитации
и социальной интеграции инвалидов.
     Особое внимание  должно  быть  уделено  использованию  потенциала
социальных служб для формирования у малоимущих групп населения  умений
и   навыков   самообеспечения,   развития   семейных    форм    малого
предпринимательства.
     Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на реабилитацию
детей, развитие  инновационных  моделей  семейного  устройства  детей,
оставшихся без попечения родителей.
     Таким образом, перед нами стоит задача  создать  оптимальную,  но
весьма   эффективную   систему   социальной    поддержки    населения.
Ответственность  за  реализацию  этой  важной  задачи  возлагается  на
Министерство труда и социального развития во главе с Тюбеевым А.И., от
которого мы ждем более активной позиции и большей целеустремленности в
работе.
     Важнейшим условием сохранения и развития человеческого потенциала
является занятость  населения.  Поэтому  вопрос  обеспечения  трудовой
занятости  неработающего  населения  республики  остается   одним   из
приоритетов нашей социальной политики. На начало 2007 года численность
безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости,  составила
32,9 тыс. человек. Однако при этом необходимо отметить, что впервые за
последние  годы  уровень  официально  регистрируемой  безработицы   по
республике  снизился  и  составил  7,5%  от   экономически   активного
населения (на 1 января 2006 г. - 9,8%).
     Но это только начало пути.  Стабилизация  экономической  ситуации
хоть и предполагает на ближайший период некоторое замедление  прироста
безработицы,    необходима    выработка     согласованных     решений,
способствующих   формированию   эффективной   политики   занятости   и
организационных действий на региональном рынке труда.
     С этого года  республике  переданы  практически  все  полномочия,
связанные с реализацией государственной политики в сфере занятости.  В
связи  с  этим  возросла  и  степень  ответственности  органов  власти
республики за ситуацию на рынке труда. Координатором  в  этой  области
должен стать образованный недавно Государственный комитет по занятости
населения. Возглавить данную структуру доверено Кодзокову М.М.,  и  мы
рассчитываем на его энергичную и результативную работу  по  реализации
стоящих в этой сфере важных задач.
     Не могут не беспокоить нас  сегодня  демографическая  ситуация  в
республике и напрямую связанная  с  ней  проблема  состояния  здоровья
населения. Общая смертность в течение последнего десятилетия стабильно
находится на уровне 9,5-10 в расчете на 1000 жителей. Большую  тревогу
вызывает высокий уровень младенческой смертности.
     Необходимо в ближайшее время доработать и принять республиканскую
программу улучшения демографической ситуации на период до  2015  года.
Президент России В.В. Путин поддержал инициативу  об  объявлении  2008
года "Годом семьи" в России. Мы должны  максимально  использовать  его
проведение  для  объединения  усилий  государства,  общества,  бизнеса
вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки  института
семьи, базовых семейных ценностей.
     В текущем году  предстоит  обеспечить  дальнейшее  реформирование
здравоохранения   республики,   развитие   и   совершенствование   как
амбулаторно-поликлинической,  так  и  стационарной  помощи,  повышение
уровня  диагностических  обследований.  Следует  в  кратчайшие   сроки
провести   оптимизацию   и   рационализацию   многоуровневой    модели
здравоохранения, обеспечивающей  доступность  и  качество  медицинской
помощи.
     Задача формирования эффективной системы здравоохранения  включает
в себя усовершенствование многоуровневой системы медицинской службы  с
четким  функциональным  предназначением   и   ресурсным   обеспечением
учреждений каждого  уровня.  Назрела  необходимость  внедрения  единой
системы ведомственного контроля качества, а также системы  рейтинговых
оценок состояния республиканского и муниципального здравоохранения.
     Состояние здравоохранения в решающей  мере  определяется  уровнем
его  кадрового   потенциала.   Необходимо   осуществлять   непрерывную
подготовку и повышение квалификации как организаторов здравоохранения,
так и  специалистов  различного  направления,  отдавая  приоритет  тем
специальностям, в которых республика  остро  нуждается.  В  частности,
сегодня кадровый дефицит испытывает педиатрическая служба. Остро стоит
проблема подготовки кадров для работы на  современном  диагностическом
оборудовании.  Впервые  ряд  учреждений  здравоохранения,   в   рамках
реализации приоритетного национального  проекта  "Здоровье",  получили
ультразвуковое, эндоскопическое и лабораторное  оборудование,  которое
требует принципиально новой профессиональной и специальной подготовки.
     Правительству  следует  наметить  и  реализовать  комплекс   мер,
направленных  на  коренное  улучшение   материально-технической   базы
учреждений здравоохранения. Сегодня состояние многих  объектов,  прямо
скажем, плачевное. К решению этой задачи необходимо активно привлекать
бизнес-сообщество. Следует максимально  воспользоваться  возможностями
вхождения  в  различные  федеральные  адресные  программы,   а   также
реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье".
     В  рамках   национального   проекта   предстоит   диспансеризация
населения.  Эту  работу  следует  расширить  за  рамки  нацпроекта,  а
главное,  на  основе   полученных   сведений   разработать   меры   по
реабилитации и оздоровлению населения республики.  Необходимо  усилить
работу по ранней диагностике  заболеваний,  выявлению  и  профилактике
врожденных и наследственных заболеваний у детей.
     Таким образом, в области здравоохранения предстоит  решить  целый
комплекс  организационных,  материальных,  кадровых  и   иных   задач.
Надеемся, что Министерство здравоохранения,  его  руководитель  Бицуев
В.Г.  сумеют  с  должной  настойчивостью  и  деловитостью   обеспечить
достижение поставленных целей.
     Развитие общества во многом определяется  качеством  человеческих
ресурсов.  Поэтому  приведение  уровня  и   качества   образования   в
соответствие с требованиями  времени  является  для  нас  непреходящим
приоритетом.
     Сегодня  бюджетные  расходы  на  систему  образования  составляют
существенную  часть  консолидированного  бюджета  республики,   однако
эффективность затрат в этой сфере оставляет  желать  намного  лучшего.
Анализ,  проведенный  Правительством,  показывает,  что  у   нас   еще
сохраняются существенные различия в условиях  и  качестве  обучения  и
воспитания.
     Эффективным механизмом решения данной  проблемы  может  и  должен
стать  переход  на  нормативное  подушевое  бюджетное   финансирование
образовательных учреждений и новую систему оплаты  труда,  учитывающую
результативность и качество деятельности учителя. В связи с  этим  нам
необходимо  определить   нормативы   бюджетного   финансирования   для
образовательных учреждений различных типов, видов  и  уровней.  И  еще
один немаловажный  критерий.  Понятия  "хороший  учитель"  и  "хорошая
школа" находятся за пределами экономических категорий. Тем  не  менее,
нам  предстоит  выработать  новую  отраслевую  систему  оплаты  труда.
Очевидно, что такая система предполагает и  новую  систему  аттестации
кадров.
     Существенное влияние на ситуацию в системе образования республики
оказывают мероприятия, проводимые в рамках приоритетного национального
проекта "Образование". Наша первостепенная задача состоит в том, чтобы
те  немалые  средства,  которые  направляются  в  систему  образования
республики по линии национального  проекта,  были  бы  использованы  с
максимальным  эффектом.  Здесь  очень  важно   четкое   и   прозрачное
проведение  всех  конкурсных  процедур,   устранение   бюрократических
препятствий и волокиты, которые  имели  место  в  некоторых  субъектах
федерации.
     В современных условиях возрастает роль системы  профессионального
образования как одного из основных  ресурсов  экономического  развития
республики. Правительству  необходимо  выработать  стратегию  развития
профессионального образования  и  механизмы  ее  реализации  с  учетом
различной      ведомственной      принадлежности      профессиональных
образовательных  учреждений  республики.   В   серьезной   оптимизации
нуждается и структура системы начального профессионального образования
с учетом перспективных кадровых запросов экономики республики.
     Реализация этих и других задач в области образования потребует от
Министерства образования и науки во главе с Шхагапсоевым С.Х.  большей
компетентности и содержательности в работе. И мы  вправе  рассчитывать
на такую постановку дела во имя достижения благородной цели - высокого
уровня образования нашего народа.
     Очевидно, что сфера науки  и  инновационной  деятельности  должна
оказывать возрастающее влияние на все процессы социально-экономической
жизни.  В   республике   наряду   с   высшими   учебными   заведениями
функционируют  и  структуры  Российской  академии   наук,   Российской
академии  сельскохозяйственных  наук,  но  уровень  их   отдачи   пока
оставляет   желать   лучшего.   Имеются   проблемы   с   формированием
государственного заказа на научные исследования  и  научно-технические
разработки.  Медленными  темпами  развивается  инфраструктура  научной
инновационной деятельности. Не налажена  должная  координация  научных
учреждений республики различной ведомственной принадлежности.
     Мы должны максимально  использовать  большой  потенциал  вузов  и
научных учреждений в прогнозировании происходящих процессов, в  четком
определении  приоритетов  инновационного  регионального  развития,   в
разработке и освоении  наукоемких  технологий.  Поэтому  Правительству
республики надлежит активизировать работу по формированию  современной
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.
     В  республике  немало  делается  для   развития   культуры,   для
формирования  высокой  духовности  народа.  Вместе  с  тем  нарастание
пьянства и алкоголизма, наркомании, распространение аморального образа
жизни и других явлений, ведущих к деградации личности, свидетельствуют
о том, что в этой сфере у нас далеко не все благополучно. Более  того,
по моему убеждению, пора принимать неотложные кардинальные меры.
     Далек от мысли перекладывать всю вину за падение нравов  на  тех,
кто трудится в сфере  культуры.  Здесь,  безусловно,  и  немалая  доля
ответственности  власти,  системы  образования,  интеллигенции,  наших
традиционных религиозных конфессий, общественности  и  семьи.  Тем  не
менее, Министерству культуры и информационных коммуникаций  необходимо
глубоко вникнуть в эти  процессы,  предложить  Правительству  комплекс
административных, идеологических,  культурно-просветительских  и  иных
мер по их преодолению. Мы должны сделать  все  необходимое  для  того,
чтобы атмосфера в нашем обществе стала чище,  чтобы  дети  наши  росли
нравственно здоровыми и духовно богатыми.
     Приоритетами развития культуры и искусства  на  предстоящие  годы
должны  стать:  всемерная   поддержка   профессионального   искусства;
сохранение  высоких  художественных  традиций  театров  и   концертных
организаций;  создание  благоприятных  условий  для  творчества,   для
выявления,  становления  и  развития   молодых   талантов;   повышение
общественной значимости и социального статуса  работников  творческого
труда;   усиление   социальной    поддержки    наиболее    талантливых
представителей культуры, искусства и литературы Кабардино-Балкарии. И,
конечно, как подчеркнуто в Послании Президента  Российской  Федерации,
сегодня крайне важно развивать национальные  культуры  наших  народов,
включая поддержку фольклорного творчества.
     Необходимо обеспечить многообразие и доступность услуг учреждений
культуры,   а   также   форм   культурной   деятельности,   расширение
возможностей  художественного  образования  населения.  Понятно,   что
решение   этой    задачи    во    многом    зависит    от    состояния
материально-технической базы учреждений культуры. И мы намерены уже  в
ближайшие годы оказать достаточную поддержку сфере культуры. У нас  не
должно быть ни одного населенного пункта, где  бы  не  функционировало
клубное учреждение.
     От уровня культуры и  духовности  нашего  народа  в  определяющей
степени зависит будущее нашей республики. А потому  рассчитываем,  что
Министерство культуры и информационных коммуникаций во главе с Тутовым
З.Н. в тесном взаимодействии с  заинтересованными  органами  власти  и
институтами гражданского общества обеспечит реализацию  стоящих  перед
сферой культуры важных и ответственных задач.
     Сегодня назрела необходимость разработки  комплекса  долгосрочных
мер  совершенствования   государственной   национальной   политики   в
Кабардино-Балкарии, которая в условиях  нынешних  политических  реалий
должна стать важным направлением деятельности органов  государственной
власти в деле  сохранения  самоидентификации  ее  народов,  укрепления
межнационального  согласия.  Наша  важнейшая  задача  -  сохранить   в
межнациональной среде климат взаимного доверия и уважения.
     Идея межнационального единства должна  найти  свое  выражение  не
только в общественно-политической  жизни  республики,  но  и  в  сфере
культуры, где заложен огромный  потенциал,  объединяющий  исторические
традиции народов Кабардино-Балкарии.
     В  республике  сохраняются   традиционные   для   наших   народов
межрелигиозный мир и согласие, что в значительной степени способствует
стабилизации  общей  этнополитической  ситуации.  В  то  же  время   в
религиозной сфере накопилось немало актуальных проблем,  не  находящих
решения уже много лет. Нас не может не беспокоить наличие в республике
деструктивных  сил,  чья   деятельность   направлена   на   нагнетание
напряженности и дестабилизацию общественно-политической ситуации.
     Усилия органов власти и традиционных религиозных конфессий должны
быть направлены на недопущение раскола и нетерпимости  в  обществе  по
религиозному признаку. Ныне уже для всех очевидно, что ставкой  только
на силовые методы проблему  религиозного  экстремизма  решить  нельзя.
Необходимо шире использовать просветительские меры как теологического,
так и правового  характера,  индивидуальную  профилактическую  работу,
особенно  в  молодежной  среде.  К  данной  проблеме  нужно  подходить
исключительно дифференцированно, избегая перегибов.
     Стратегия  государственной  молодежной  политики   в   Российской
Федерации, утвержденная Федеральным Правительством, нацеливает нас  на
принципиальное изменение  отношения  к  проблемам  молодых  людей,  на
выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.
     В этой связи  нам  следует  придать  республиканским  проектам  и
программам системный,  долгосрочный  и  стабильный  характер.  Как  на
республиканском, так и на муниципальном  уровне  должна  быть  создана
современная инфраструктура молодежной политики, система координации  и
взаимодействия организаций,  учреждений  и  общественных  объединений,
участвующих в ее формировании и осуществлении.
     Пора научиться использовать положительный общественный  потенциал
молодежи.  Оказание  всемерной   поддержки   молодежным   общественным
объединениям   должно   стать   повседневной   задачей   для   органов
исполнительной власти и местного самоуправления республики.
     В реализации этих и других важных  задач  в  работе  с  молодежью
рассчитываем  на  осмысленную  и  содержательную  деятельность   вновь
созданного Государственного комитета по делам молодежи и  общественных
объединений, руководство которым недавно мы доверили Паштову Б.С.
     В последнее время в  нашем  обществе  растет  осознание  важности
решения проблем массового  спорта  и  организации  занятий  физической
культурой и спортом. Под эгидой партии "Единая Россия" с нашим долевым
участием в  республике  начато  строительство  спортивных  сооружений,
отвечающих международным  требованиям  и  стандартам.  Первый  из  них
появится уже в этом году в г. Нальчике.
     Правительству,  Госкомитету  Кабардино-Балкарской  Республики  по
физической культуре и спорту надо и дальше  активно  работать  в  этом
направлении с тем,  чтобы  обеспечить  доступность  новых  современных
спортивных сооружений для  широких  слоев  населения.  Наряду  с  этим
следует организовать работу по приведению в порядок дворовых площадок,
созданию  простейших  спортивных  сооружений,  не  требующих   больших
затрат.
     Необходимо  направить  усилия  на  повышение  престижа  профессии
тренера, подготовку  новой  генерации  тренеров  и  инструкторов.  Это
означает, оказать  спортсменам  республики  -  членам  сборных  команд
России, их наставникам моральную  и  материальную  поддержку,  создать
благоприятные условия для эффективной  подготовки  наших  спортсменов,
предотвратить  отток  тренерских  кадров  и  их  подопечных  в  другие
регионы. В конечном  итоге  занятия  физической  культурой  и  спортом
должны стать надежным заслоном на пути распространения среди  молодежи
негативных проявлений и способствовать укреплению здоровья,  духовному
и нравственному воспитанию подрастающего поколения.
     Достичь этой цели  можно  при  условии  объединения  усилий  всех
заинтересованных министерств и  ведомств,  спортивной  и  родительской
общественности.   Координатором   в   этом   деле   должен   выступить
Государственный  комитет  КБР  по  физической   культуре   и   спорту,
возглавляемый Кардановым М.Н., которому пока не достает энергичности и
системности в работе.
     Как видите, в социальной сфере  нам  предстоит  решать  непростые
проблемы и достаточно важные  задачи.  За  социальный  блок  у  нас  в
Правительстве отвечает заместитель Председателя Правительства Дышекова
М.Р.  Верим,  что  она  с  должной  деловитостью  и  высоким  чувством
ответственности  сумеет  организовать  эффективную  работу  курируемых
министерств и ведомств по реализации поставленных задач.
     Уважаемые депутаты!
     Наша главная цель понятна и благородна и заключается она  в  том,
чтобы  республика  заняла  достойное  место  в  ряду  самых   развитых
субъектов Федерации. Это означает  высокий  уровень  жизни  населения,
общественную и политическую  стабильность,  уверенность  в  завтрашнем
дне. Успех в достижении указанной цели во  многом  будет  определяться
уровнем эффективности государственного управления.
     Предстоит еще многое сделать по совершенствованию стиля и методов
нашей работы. И пример здесь должно показывать Правительство во  главе
с Председателем Яриным А.В. Необходимо наладить системную  планомерную
работу на перспективу, основанную на четком  разделении  полномочий  и
сферы персональной ответственности каждого члена Правительства.  Ничто
так   не   вредит   делу,   как   размывание   ответственности   между
исполнителями, когда  нет  четкой  ясности  кто  и  за  что  конкретно
отвечает в  Правительстве.  Уверен:  никто  не  станет  отрицать,  что
ответственность и конечный результат находятся в прямой и  неразрывной
связи.
     Мы намерены в рамках административной реформы продолжить  процесс
оптимизации системы  республиканских  органов  исполнительной  власти.
Причем оптимизации будет подлежать не только система, но  и  структура
каждого  органа  исполнительной  власти.  Начиная  от  каждого  органа
исполнительной власти, заканчивая каждым служащим - все  должны  иметь
функциональное предназначение. У нас не  должно  быть  ни  лишних,  ни
промежуточных звеньев.
     Принципы   организации   деятельности   республиканских   органов
государственной власти формировались в 90-х годах прошлого  века.  Нет
необходимости разъяснять, что это  был  за  период  в  нашей  новейшей
истории. Сегодня совершенно иная ситуация в стране, сегодня  предельно
четко определены ориентиры развития  российской  государственности.  В
этих условиях с учетом произошедших изменений считаю, что должна  быть
оптимизирована вся система органов государственной власти республики.
     Многое предстоит сделать в  области  совершенствования  работы  с
кадрами.   Мы   меняем   концепцию   кадровой   политики   в   системе
исполнительной власти республики. Идет  процесс  обновления  кадрового
ресурса, продолжается продвижение на руководящие должности  опытных  и
молодых кадров, обладающих более современным мышлением и восприимчивых
к новым подходам в  сфере  управления.  Ни  одна  вакансия  в  системе
государственной  службы  исполнительной  власти,  когда  это   требует
законодательство, не будет замещаться без конкурсного отбора. При этом
помимо диплома об образовании, хорошей биографии и опыта работы  будет
учитываться   наличие   у   кандидата    государственного    мышления,
инициативности,  умения   видеть   перспективу   и   брать   на   себя
ответственность. С сожалением отмечу, что немало молодых  специалистов
- выходцев из нашей республики, трудятся сегодня  за  ее  пределами  в
известных  финансовых  структурах,  производственных  предприятиях   и
средствах массовой  информации.  Это  люди  возраста  25-30  лет,  чьи
способности нашли должную оценку и применение в дали от  родных  мест.
Это происходило в течение последних 10-15 лет. В меньшей  степени,  но
это не прекратилось и сейчас. Администрация Президента ведет серьезную
работу и с этой категорией. Характерно, что среди причин,  заставивших
их сделать  тот  или  иной  выбор,  называются  не  трудности  личного
характера, а отсутствие конкурсных процедур,  непрозрачность  кадровой
работы и откровенная коррупция.
     В предстоящий  период  Правительству,  Администрации  Президента,
министерствам,  ведомствам  республики  предстоит  усилить  работу  по
дальнейшему  совершенствованию  системы  работы   с   кадрами.   Самым
серьезным  образом  надо  заняться  созданием   действенного,   хорошо
изученного  и   подготовленного   резерва   кадров.   У   нас   немало
квалифицированных и перспективных  специалистов,  обладающих  высокими
деловыми и нравственными качествами, которых нам  нужно  привлекать  к
управлению, направлять на учебу, стажировки.
     Предлагаю принять Президентскую программу  подготовки  кадров,  в
соответствии с которой будем ежегодно направлять на договорной  основе
до двадцати лучших выпускников вузов республики для обучения в  лучших
учебных заведениях Европы и США.
     Необходимо   обеспечить   создание   механизмов   предупреждения,
выявления  и  устранения  обстоятельств,  способствующих  коррупции  и
злоупотреблениям на госслужбе, разработать систему подконтрольности  и
открытости государственной службы гражданскому обществу.
     Особое   внимание   должно   быть   уделено    качеству    работы
государственных служащих с населением. Каждый государственный служащий
должен  понять,  что  его  основное  предназначение  -  удовлетворение
потребностей народа в его взаимоотношении  с  властью.  Каждый  житель
Кабардино-Балкарии, обратившись в любой государственный орган,  должен
получать: комфортные условия  обслуживания,  внимательное  и  вежливое
отношение, убежденность, что  по  решению  его  вопросов  сделано  все
возможное. Должен быть налажен соответствующий мониторинг, чтобы можно
было принимать своевременные решения и в этой сфере.
     При тесном  взаимодействии  с  Парламентом  республики,  органами
прокуратуры  и  юстиции  нам   удалось   устранить   практически   все
препятствия, связанные с обеспечением единства правового  пространства
в  Российской  Федерации.  Сегодня  мы  твердо  можем   заявить,   что
Кабардино-Балкария  живет  и  развивается  в  едином   правовом   поле
Российской Федерации.
     Республика в числе 46 субъектов  Федерации  без  всяких  отсрочек
ввела  в  действие  на  своей  территории  131-й  Федеральный   закон,
обеспечив тем самым формирование муниципальной власти в новых условиях
управления. Поставленные на  начальном  этапе  реформирования  органов
местного самоуправления задачи в основном удалось решить. Осуществлена
процедура  разделения  полномочий  представительных  и  исполнительных
органов власти в муниципальных районах, городских округах и  городских
поселениях, главы администраций  которых  назначены  на  конкурсной  и
контрактной основе. Во всех 132 муниципальных образованиях  утверждены
уставы,   сформирована   необходимая   нормативная   правовая    база,
закрепляется собственная бюджетная база, которая должна стать  основой
их экономической самостоятельности.
     В предстоящий период  необходимо  продолжить  работу  по  четкому
перераспределению  полномочий  между  госорганами,  уровнями  местного
самоуправления, определению их  объемов.  В  связи  с  этим  предстоят
существенные изменения подходов к регулированию  компетенции  местного
самоуправления и структуры органов местного  самоуправления,  а  также
распределению  функций  между  структурными  подразделениями   местных
администраций.
     В декабре этого года истекают полномочия представительных органов
местного самоуправления. В связи с этим мы должны сделать все, чтобы в
результате  выборов  к  управлению  муниципалитетами   пришли   лучшие
представители сел, станиц и городов республики, способные  осуществить
планы   социально-экономического   и   культурного   развития    своих
территорий.
     Непременным  атрибутом  правового  государства  является  наличие
институтов гражданского общества. С  самого  начала  мы  провозгласили
курс на всемерную поддержку развития гражданского общества, и с  этого
курса мы не свернем. Власть готова  и  открыта  к  диалогу,  она  ждет
инициативы от общественных объединений и организаций, граждан.
     В   республике   сложилась   разветвленная   сеть    общественных
объединений.   Традиционным   признанием    пользуется    деятельность
профессиональных,  ветеранских  и  творческих  союзов,  этнокультурных
объединений.  Особой  поддержки  заслуживает   развитие   общественных
организаций женщин, молодежи, пенсионеров.
     Вместе с тем нельзя не видеть, что  в  последнее  время  на  фоне
оживления и активизации деятельности институтов гражданского  общества
вновь обозначились проблемы, которые были  характерны  в  деятельности
отдельных общественных организаций и движений конца 80-х - начала 90-х
годов   прошлого   столетия.   Тогда   несколько   десятков   граждан,
объединившись в общественную  организацию,  умудрялись  наделять  себя
полномочиями выразителей интересов всего народа,  своими  призывами  и
действиями  противопоставляя  один  народ  другому,  дестабилизировали
общественно-политическую    ситуацию,     предпринимали     откровенно
антиконституционные шаги. Хочу напомнить, что это происходило в период
острейшего политического и  экономического  кризиса  в  стране,  когда
центробежные силы, а также политический и правовой нигилизм  вслед  за
развалом СССР чуть  не  привели  к  развалу  Российского  государства.
Сегодня и в стране, и в республике совершенно иное положение.  В  этой
связи со всей ответственностью заявляю, что никому не будет  дозволено
расшатать ситуацию в республике, какими бы лозунгами и  идеями  он  не
руководствовался. Малейшие действия, хоть каким-либо  образом  несущие
угрозу стабильности и общественной безопасности, будут пресекаться  по
всей строгости закона.
     В последнее  время  республика,  как  и  вся  страна,  переживает
активную фазу партийного строительства. Времена всякого рода партий  -
"однодневок", партий, образованных вокруг "садового  кольца",  прошли.
Сегодня все  заметнее  укрепляют  свои  позиции  политические  партии,
имеющие  широкую  общественную  поддержку,  готовые  взять   на   себя
ответственность за состояние дел в обществе  и  государстве.  Важно  в
ходе борьбы партий за политическое лидерство не  допустить  раскола  в
обществе. Особенно это актуально в связи  с  предстоящими  выборами  в
Государственную  Думу   Российской   Федерации   и   органы   местного
самоуправления республики.
     Выборы в Государственную Думу впервые пройдут по  так  называемой
пропорциональной системе. То есть в выборах будут  участвовать  только
политические партии. Их результаты покажут степень  доверия  населения
той или иной партии, ее политической платформе, ее  идеологии.  Партия
"Единая Россия", которая по итогам всех последних выборных кампаний  в
Кабардино-Балкарии неизменно добивалась успеха, все увереннее обретает
черты  правящей  политической  структуры.  Уверен,  укрепление   наших
позиций в этой партии будет служить повышению авторитета республики.
     Важно обеспечить чистоту и прозрачность избирательного процесса в
Кабардино-Балкарии, в чем велика роль республиканской, территориальных
и местных избирательных комиссий.
     Мощным каналом взаимодействия  государства  и  общества  являются
средства массовой информации. Они во  многом  определяют  общественные
настроения. Истекший год  в  основном  подтвердил  правильность  наших
подходов в определении форм и  способов  взаимодействия  СМИ,  власти,
иных структур гражданского общества. Большая информационная открытость
власти соответствует реалиям сегодняшнего дня, стала одним из основных
критериев оценки эффективности ее деятельности. Однако важно, чтобы  и
средства  массовой  информации  осознавали  свою  ответственность   за
достоверность и объективность информации, за  сохранение  достигнутого
уровня доверия и взаимодействия с властью, содействовали становлению и
развитию современного гражданского общества.
     От Министерства культуры и информационных  коммуникаций  мы  ждем
последовательных шагов по  реализации  государственной  информационной
политики, направленной  на  улучшение  имиджа  республики,  укрепление
толерантного взаимоотношения в обществе, воспитание в  людях  высокого
гражданского  долга.  Правительству  необходимо   активнее   развивать
республиканский канал телевидения,  ускорить  работу  по  вхождению  в
структуру телеканала "Мир".
     В  истекшем  году  удалось  в  целом   сохранить   контроль   над
оперативной обстановкой в республике, а на  отдельных  направлениях  и
достичь более высоких результатов, чем в предыдущие периоды. Но это не
дает  нам  ни  малейшего  повода   к   самоуспокоению.   Криминогенная
обстановка  в  республике  остается  сложной,   продолжает   негативно
сказываться на ситуации в обществе.
     Очевидно, что сегодня требуется  использовать  более  эффективные
комплексные меры и шаги преимущественно упреждающего профилактического
характера.  В  плане  профилактики  особое  внимание  следует  уделить
подростковой  и  детской   преступности.   Именно   несовершеннолетние
становятся  легкой  добычей  наркодельцов,   быстро   затягиваются   в
экстремистские  "сети".  И  здесь  нужна   по-настоящему   эффективная
программа  деятельности  всех  органов  власти:  от  Правительства  до
местного самоуправления.  И,  конечно,  важную  роль  здесь  могли  бы
сыграть структуры гражданского общества.
     Одной из самых актуальных на сегодняшний день тем остается борьба
с преступлениями в экономической сфере. За прошедшие годы в республике
получила  распространение  практика  незаконного  бизнеса,   фиктивных
банкротств предприятий с последующим захватом  их  имущества.  Имеются
неблаговидные факты существования при ряде министерств,  ведомств  так
называемых  "карманных"  предприятий,  аффилированных  фирм,   которым
предоставляется, видимо, не без заинтересованности, режим  наибольшего
благоприятствования.  Это  ведет  к  дискредитации  власти  и  нередко
наносит существенный урон общенациональным интересам.
     На итоговых коллегиях прокуратуры и Министерства  внутренних  дел
нами поручено руководителям данных структур Кетову Ю.М. и Томчаку Ю.И.
тщательно  разобраться  в  этих  вопросах,   усилить   борьбу   против
экономической преступности и  коррупции.  Коррупция  и  взяточничество
сегодня уже представляют собой не только элемент  уголовно-наказуемого
деяния, но и что более опасно - они  превратились  в  социальное  зло.
Народ потерял веру в то, что можно решить какой-то вопрос без  взятки,
он как бы принял "правила жизни". Помимо всего, это свидетельствует  и
о низкой правовой  культуре  наших  граждан.  Поэтому  органам  власти
совместно с правоохранительными органами в рамках борьбы с  коррупцией
необходимо  наметить  комплекс  совместных  мероприятий  по  повышению
правовой культуры жителей республики. Более эффективной  должна  стать
борьба с коррупцией и в самой правоохранительной системе.
     В республике все еще сохраняются угрозы посягательств  на  основы
конституционного строя со стороны незаконных вооруженных формирований,
иных экстремистских группировок. В этих условиях борьба с  терроризмом
и  экстремизмом  по-прежнему  должна  оставаться  одним  из  важнейших
направлений нашей деятельности.
     Необходимо изменить саму концепцию противодействия  терроризму  и
экстремизму. Мы должны  решительно  препятствовать  созданию  условий,
способствующих     использованию     религиозного      фундаментализма
политическими экстремистами или перерастанию одного в другое.  В  этих
целях необходимо разработать и реализовать республиканскую комплексную
программу по противодействию экстремизму, охватывающую широкий  спектр
социально-экономических,       образовательных,       разъяснительных,
исследовательских и других мероприятий.
     Всем должно быть  ясно,  что,  только  объединив  усилия  органов
власти, правоохранительных структур, институтов гражданского общества,
традиционных конфессий, интеллигенции и, опираясь на исторический опыт
наших народов, можно рассчитывать на успех в борьбе с этим злом нашего
времени.
     Несколько слов  о  состоянии  дел  в  судебной  системе.  Да,  мы
наблюдаем устойчивый рост числа рассматриваемых судами дел, чаще стали
применяться  международно-правовые   нормы   и   стандарты,   судебные
прецеденты Европейского суда по правам  человека.  Однако  принимаемые
судами решения не всегда  воспринимаются  в  обществе  как  воплощение
справедливости  и  законности.  Рассчитываю,  что  в  свете  возросших
требований по наведению порядка в республике суды обеспечат  повышение
эффективности  судебной  власти.  Только  исключительно   справедливое
судопроизводство  способно  поднять  на  должный  уровень  уважение  и
доверие граждан к суду, да и к власти вообще.
     Уважаемые депутаты!
     Таким образом, за год мы с вами  прошли  немалый  путь,  достигли
немалых  успехов.  Только  незрячий  может  не   видеть   произошедшие
позитивные изменения во всех сферах жизнедеятельности республики.
     Однако впереди у нас еще более высокие  цели,  еще  более  важные
задачи. В концентрированном  виде  они  нашли  отражение  в  настоящем
обращении к Парламенту Кабардино-Балкарской Республики, - это  задачи,
которые связаны с возрождением и подъемом экономики,  с  оздоровлением
социальной, общественно-политической и духовной жизни в республике. Их
реализация потребует объединения наших усилий, предельной  мобилизации
нашей воли, сил и энергии.
     В центре всеобщего внимания будут предстоящие в сентябре текущего
года  торжества,  посвященные  празднованию  450-летия   добровольного
вхождения Кабардино-Балкарии  в  состав  Российского  государства.  Мы
должны сделать все  необходимое,  чтобы  они  прошли  организованно  и
содержательно, под знаком  сохранения  и  приумножения  наших  базовых
ценностей  -  мира,  стабильности  и  согласия  в  обществе,  единства
Кабардино-Балкарии  как  неотъемлемой,  неделимой   части   Российской
Федерации.
     Уверен, ради процветания родной Кабардино-Балкарии  мы  вместе  с
вами можем сделать значительно больше. Уже в ближайшие годы республика
может войти в число развитых регионов Российской Федерации. Для  этого
мы должны, объединив усилия  Президента,  Парламента  и  Правительства
республики, всех ветвей  и  уровней  власти,  всего  нашего  общества,
настойчиво добиваться поставленных целей.
     Желаю вам, всем жителям республики мира и  благополучия,  успехов
во всех делах на благо родной Кабардино-Балкарии и нашего Отечества  -
Российской Федерации.
     Благодарю за внимание.

                         --------------------

Информация по документу
Читайте также