Расширенный поиск

Закон Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики от 03.10.1991 № 782-XII-З

                               З А К О Н
      Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики
                            ----------

                О крестьянском (фермерском) хозяйстве

                                          Утратил силу - Закон
                                     Кабардино-Балкарской Республики
                                        от 25.12.2001 г. N 104-РЗ

     Настоящий Закон определяет экономические,  социальные и  правовые
основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и
их  ассоциаций  на  территории  Кабардино-Балкарской  Социалистической
Республики.
     Закон гарантирует  гражданам  право  на   создание   крестьянских
(фермерских)    хозяйств    на    территории    КБССР,   хозяйственную
самостоятельность,  содействие их деятельности, защиту государством их
законных интересов и прав свободного кооперирования.
 
                               Раздел I

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

     1. Крестьянское  (фермерское)  хозяйство является самостоятельным
хозяйствующим субъектом с правами  юридического  лица,  представленным
отдельным   гражданином,   семьей   или  группой  лиц,  осуществляющим
производство,  переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции
на основе использования имущества и земельных участков,  находящихся в
их пользовании,  в том  числе  в  аренде,  в  пожизненном  наследуемом
владении.
     2. Крестьянское   хозяйство   представляет    форму    свободного
предпринимательства,   осуществляемого   на   принципах  экономической
выгоды.
     3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены
семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
     4. Главой   крестьянского   хозяйства   является   один   из  его
дееспособных членов.  Глава крестьянского хозяйства  представляет  его
интересы  в  отношениях с предприятиями,  организациями,  гражданами и
государственными органами.

     Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической
               системе

     1. Крестьянское    хозяйство    является    равноправным   звеном
экономической  системы  наряду  с   государственными,   коллективными,
индивидуальными и другими предприятиями и организациями.
     2. Вмешательство   в   хозяйственную    и    иную    деятельность
крестьянского  хозяйства  со  стороны государственных,  общественных и
кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения
землевладельцами и землепользователями земельного законодательства.
     Убытки, а  также  упущенную  выгоду,  причиненные   крестьянскому
хозяйству  в  результате  действий  государственных  или иных органов,
нарушивших  права   крестьянского   хозяйства,   а   также   следствие
ненадлежащего    осуществления    такими    органами   предусмотренных
законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству,
подлежат   возмещению  этими  органами.  Споры  о  возмещении  убытков
решаются судом.
     3. Отношения    крестьянского    хозяйства    с    предприятиями,
организациями,  гражданами,   органами   государственного   управления
строятся  на  основе  договоров,  операций по наличному и безналичному
расчету.
     Республика способствует   развитию  крестьянских  хозяйств  путем
использования экономических рычагов:  процентных ставок  по  ссудам  и
вкладам,  налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных
субсидий,  социальных и экологических нормативов,  оказания  помощи  в
материально-техническом обеспечении и др.

     Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских
               хозяйств

     Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и  вступать
в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству,
переработке и сбыту,  продукции, материально - техническому снабжению,
строительству,    техническому,   водохозяйственному,   ветеринарному,
агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также
учреждать  и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий,
объединений,  консорциумов,  банков, страховых учреждений, в том числе
совместных  с  зарубежными  партнерами,  покупать  и  продавать ценные
бумаги.  Они могут быть членами как отраслевых,  так и территориальных
ассоциаций,  союзов,  кооперативов,  а  также  вступать  в  договорные
отношения   с   сельскохозяйственными,   промышленными    и    другими
предприятиями.

                              Раздел II

                   СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

     Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства

     1. Право  на  создание  крестьянского  хозяйства  и  на получение
земельного для этих целей имеет каждый дееспособный  гражданин  КБССР,
достигший   18-летнего   возраста,  имеющий  опыт  работы  в  сельском
хозяйстве   и   сельскохозяйственную   квалификацию   либо   прошедший
специальную подготовку.
     В случае наличия нескольких претендентов преимущественным  правом
на  получение  земельного  участка пользуются граждане,  имеющие более
длительный срок проживания в данной местности.
     2. Право  выбора  претендента на создание крестьянского хозяйства
на конкурсной основе принадлежит Совету народных депутатов,  в ведении
которого находится земельный участок.
     3. Споры о преимущественном праве  на  организацию  крестьянского
хозяйства, а также праве на землю рассматриваются в судебном порядке.
     4. При создании крестьянского хозяйства  одним  из  членов  семьи
остальные  члены  семьи  самостоятельно принимают решения об участии в
его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

     Статья 5. Условия предоставления земельного участка

     1. На основании заявления гражданина,  изъявившего желание  вести
крестьянское   хозяйство,   земельный   участок   передается   ему   в
пользование,  в том числе  аренду,  пожизненное  наследуемое  владение
решением  Совета  народных  депутатов,  в  ведении  которого находится
земельный участок.  За гражданами,  получившими земельные участки  для
ведения  крестьянского  хозяйства  и  имеющими  жилой  дом  в сельском
населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме.
     Крестьянское хозяйство  может  дополнительно арендовать земельный
участок для производственных целей при наличии  свободного  земельного
фонда.   В  аренду  земельные  участки  передаются  Советами  народных
депутатов  либо  гражданами  -  владельцами  в  случае  временной   их
нетрудоспособности,   призыва   на   действительную   службу   в  ряды
Вооруженных Сил СССР,  поступления на учебу. Срок предоставления земли
в аренду гражданами не должен превышать 5 лет.
     Право аренды   земли   удостоверяется   договором,    заключенным
сторонами,  который  регистрируется  в  Совете  народных депутатов,  в
ведении которого находится земельный участок.
     2. Земельный  участок выделяется,  как правило,  единым массивом.
При  выделении  земельных  участков  крестьянским  хозяйствам   вблизи
населенного  пункта  не затрагиваются земли,  используемые под усадьбы
населения,  и земли общественного  пользования  -  выпасы  для  скота,
водоемы,   дороги,   парки,   земли   под   спортивными  сооружениями,
промышленные территории, земли с уникальными свойствами и прочее.
     3. Размер  земельного участка для ведения крестьянского хозяйства
определяется в каждом конкретном случае Советом народных депутатов,  в
ведении   которого   он   находится,   с   учетом   количества  членов
крестьянского хозяйства,  его специализации,  а также предельных норм,
устанавливаемых в республике.
     4. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на
землю,  ведению  земельно-кадастровой документации,  землеустройству и
лесоустройству,   агрохимическому   обследованию    и    экологической
паспортизации   почв   осуществляются   за   счет   средств   бюджета.
Землепользователь   имеет   право    самостоятельно    заказывать    и
финансировать землеустроительные работы.
     5. При организации крестьянского  хозяйства  на  территории,  где
отсутствуют   объекты   производственного   и   социально  -  бытового
назначения,  государство берет на  себя  его  первичное  обустройство,
строительство    дорог,    линий    электропередач,   водообеспечение,
телефонизацию,  газификацию,   землеустройство,   мелиорацию   земель.
Местные   Советы   народных   депутатов  обязаны  оказывать  помощь  в
возведении производственных объектов и жилья.

     Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения
               крестьянского хозяйства

     1. Для  организации  крестьянских  хозяйств  районные (городские)
Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель  запаса,  а
также  изымаемых  у  колхозов,  совхозов и других землепользователей и
землевладельцев за счет:
     а) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению;
     б) земель,  представленных для сельскохозяйственного производства
и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для
несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет;
     в) земель  лесохозяйственных  предприятий,  не  покрытых  лесом и
кустарником  в  пригодных  для  использования  в  сельскохозяйственном
производстве;
     г) земель    сельскохозяйственных    предприятий,     фактическая
продуктивность  которых  за  последние 5 лет более чем на 20 процентов
ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель;
     д) сельскохозяйственных   угодий,   выбывших   из   оборота   или
переведенных в менее  ценные  земли,  кроме  земель,  переведенных  по
мотивам производственной необходимости.
     2. Выявленные   и    включенные    в    земельный    запас    для
перераспределения  угодья  изымаются у колхозов,  совхозов,  подсобных
сельских  хозяйств,  предприятий,  организаций  и   учреждений,   иных
предприятий,  учреждений,  организаций  Советом  народных депутатов по
мере поступления заявлений от граждан,  проживающих преимущественно на
территории данного Совета народных депутатов, на создание крестьянских
хозяйств.  Согласия землепользователей и  землевладельцев  на  изъятие
этих  земель  не  требуется.  Изъятие  лесопокрытых земель Гослесфонда
производится с согласия лесофондодержателя.
     3. В  земельный  фонд  для  организации  крестьянских хозяйств не
включаются    участки,     которые     не     позволяют     выращивать
сельскохозяйственную     продукцию,     удовлетворяющую     санитарным
требованиям.

     Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель
               запаса для ведения крестьянского хозяйства

     1. Граждане,  изъявившие  желание  вести  крестьянское хозяйство,
включая  и  тех,  кто  переезжает  из  других  районов  республики  на
постоянное   жительство,   для  получения  земельного  участка  подают
заявление с необходимыми обоснованиями в  районный  (городской)  Совет
народных депутатов по месту расположения земельного участка.
     В заявлении   указывается   цель   использования   испрашиваемого
земельного  участка,  предполагаемые  размеры  и  его  местоположение,
количество  трудоспособных  членов  семьи,  а  при  аренде  -  и  срок
использования.
     Совет народных  депутатов  направляет   указанное   заявление   в
земельную комиссию для подготовки материалов от отводу земель.
     2. Решение о предоставлении земельного участка принимает районный
(городской)  Совет  народных депутатов в срок не более двух месяцев со
дня подачи заявления с учетом мнения  сельского  (поселкового)  Совета
народных  депутатов.  В  случае  нарушения  сроков  принятия решения и
сокрытия  информации  о  наличии  земельного  фонда   виновные   несут
административную  ответственность  в виде штрафа в размере от одной до
двух тысяч рублей, налагаемого по решению суда.
     3. Решение  районного  (городского)  Совета народных депутатов об
отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд
в исковом порядке.

     Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств
               членами колхозов, работниками совхозов и подсобных
               сельских хозяйств

     1. Каждый член колхоза (работник совхоза), в том числе ушедший на
пенсию,  проработав в данном хозяйстве не менее 20 лет,  кроме случаев
преждевременного  ухода  на  пенсию  по  состоянию  здоровья  и другим
уважительным причинам,  в результате которых работник прервал трудовой
договор  с хозяйством,  имеет право на долю стоимости производственных
фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных  кредитов,  стоимости
неделимых  фондов,  если  таковые  создаются по решению коллектива,  а
также стоимости фондов,  созданных за  счет  бюджетных  средств.  Доля
члена  колхоза  (работника  совхоза)  определяется  в  соответствии со
стажем  работы  в  хозяйстве  и  трудовым  вкладом.  Она  утверждается
собранием  коллектива.  На  указанную  сумму  выдаются  акции  или она
удостоверяется   другим   документом.   Ежегодный   прирост   основных
производственных   фондов   (за  вычетом  прироста  сумм  непогашенных
долгосрочных кредитов и отчислений в  неделимый  фонд)  распределяется
между   членами  колхоза  (работниками  совхоза),  что  удостоверяется
дополнительными акциями или другими документами.  По  акциям  ежегодно
выплачиваются дивиденды,  размер которых зависит от результатов работы
колхоза (совхоза) и определяется решением общего собрания коллектива.
     2. Член     колхоза     (кооперативного     сельскохозяйственного
предприятия,  акционерного общества),  работник  совхоза  имеет  право
выйти  из  его  состава  и  создать  крестьянское хозяйство в порядке,
установленном статьей 6 Закона Кабардино-Балкарской ССР  "О  земельной
реформе". Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и
при   согласии   заявителя   может   состоять   из   приусадебного   и
производственного    земельных   участков.   Участок   выделяется   из
специального земельного фонда районного Совета народных депутатов,  по
возможности,  ближе  к  дому  гражданина,  образующего хозяйство,  без
нарушения  целостности  других  хозяйств   и   подразделений   колхоза
(кооперативного    сельскохозяйственного   предприятия,   акционерного
общества).
     Владелец доли  (акций)  имеет  право  передать  их по наследству.
Колхоз  (кооперативное  сельскохозяйственное  предприятие)  обязан  по
желанию  работника  выплатить  долю (выкупить акции) с рассрочкой до 5
лет при выходе на пенсию.  Работник,  выходящий на пенсию, имеет право
продать долю (акции) другим членам хозяйства.
     Работнику, выходящему      из       колхоза       (кооперативного
сельскохозяйственного  предприятия)  с целью организации крестьянского
хозяйства,  колхоз  (кооперативное  сельскохозяйственное  предприятие)
должен  выдать  в счет акций средства производства или выкупить акции.
Если колхоз (кооперативное сельскохозяйственное предприятие) не  имеет
такой возможности,  то он обязан выступить для крестьянского хозяйства
гарантом получения кредитов в банке  на  эту  сумму  и  компенсировать
проценты за пользование ими.

     Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства

     1. Крестьянское  хозяйство  регистрируется  районным  (городским)
Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право
пожизненного наследуемого владения на земельный участок или подписания
договора на аренду земельного участка.
     2. После  регистрации  крестьянское  хозяйство приобретает статус
юридического  лица:  открывает  расчетный  и  другие  счета,   включая
валютный,  в  учреждении  банка,  имеет  печать,  вступает  в  деловые
отношения  с  другими  предприятиями,  организациями,  учреждениями  и
гражданами,      учитывается      в      качестве     самостоятельного
товаропроизводителя   советскими,   хозяйственными   и   общественными
учреждениями  при  разработке  программ  экономического  и социального
развития региона.
     3. Районный  (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое
крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый)
Сосет вносит его в похозяйственную книгу.

                              Раздел III

                     ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН,
        ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ

     Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство

     1. Гражданину,   имеющему   земельный   участок    для    ведения
крестьянского  хозяйства  на праве пожизненного наследуемого владения,
предоставляется право:
     а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
     б) использовать  в  установленном  порядке  для  нужд   хозяйства
имеющиеся  на  земельном  участке нерудные полезные ископаемые,  торф,
лесные угодья,  водные объекты, пресные подземные воды, а также другие
полезные свойства земли;
     в) возводить жилые,  производственные,  бытовые и иные строения и
сооружения;
     г) в установленном порядке проводить оросительные,  осушительные,
культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные
водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;
     д) обменять земельный участок в установленном порядке через Совет
народных депутатов;
     е) сдать  земельный  участок  или  его  часть  в  аренду в случае
временной нетрудоспособности,  призыва на действительную службу в ряды
Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу по решению районного Совета
народных депутатов;
     ж) передать земельный участок по наследству;
     з) в   случае   принудительного   изъятия   земельного    участка
государством  получить возмещение затрат и убытков,  включая упущенную
выгоду.
     2. Гражданину,    имеющему    земельный   участок   для   ведения
крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право:
     а) использовать    землю    в   соответствии   с   условиями   ее
предоставления;
     б) использовать  в  установленном  порядке  и  в  соответствии  с
договором аренды имеющиеся  на  земельном  участке  нерудные  полезные
ископаемые,  торф,  лесные угодья,  водные объекты,  пресные подземные
воды, а также другие полезные свойства земли;
     в) возводить  жилые,  производственные,  культурно-бытовые и иные
строения и сооружения в соответствии с договором аренды и  с  согласия
землевладельца,    соблюдением    природоохранных    и   архитектурных
требований;
     г) при  долгосрочной  аренде  передавать во временное пользование
земельный участок или его часть;
     д) на возмещение затрат и убытков,  включая упущенную выгоду, при
долгосрочном расторжении договора по инициативе  арендодателя,  в  том
числе   и   при  изъятии  земельного  участка  для  государственных  и
общественных нужд.
     3. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского
хозяйства в пользовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом
владении,  имеет  право  собственности  на  произведенные  им  посевы,
посадки  сельскохозяйственных   культур   и   насаждений,   полученную
сельскохозяйственную  продукцию  и  доходы от ее реализации.  В случае
передачи гражданину для  ведения  крестьянского  хозяйства  земельного
участка с посевами, посадками, урожай становится его собственностью, а
бывшему землевладельцу крестьянское  хозяйство  возмещает  фактические
затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе.
     4. Если на земельном участке  находятся  сооружения,  многолетние
насаждения или иные объекты,  которые невозможно переместить на другой
участок,  крестьянское хозяйство возмещает  прежнему  собственнику  их
остаточную стоимость,  если стороны не договариваются об ином порядке.
После этого данные объекты  переходят  в  собственность  крестьянского
хозяйства.
     5. Государственные  органы,  предприятия,  организации,  граждане
обязаны   соблюдать   права   и  законные  интересы  граждан,  ведущих
крестьянское хозяйство.  Крестьянское хозяйство,  его члены не  должны
нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и организаций.
Споры об осуществлении прав  пользователя,  в  том  числе  арендатора,
владельца земли, рассматриваются в судебном порядке.

     Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство

     Гражданин, имеющий  земельный  участок  для ведения крестьянского
хозяйства, обязан:
     а) эффективно   использовать   землю  в  соответствии  с  целевым
назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий
по  охране земель,  не допускать ухудшения экологической обстановки на
территории в результате своей хозяйственной деятельности;
     б) своевременно  вносить  земельный  налог  и  арендную  плату на
землю;
     в) не нарушать права других землевладельцев и арендаторов;
     г) своевременно представлять в районный Совет народных  депутатов
установленные  законодательством  сведения о состоянии и использовании
земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;
     д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия
земель, допущенного по вине землепользователя.
     Переданный в   аренду   или   владение   земельный   участок  для
организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит.
     В случае  нарушения  закрепленных  в  статье  обязанностей  глава
крестьянского  хозяйства   несет   ответственность   по   действующему
законодательству.

     Статья 12. Плата за землю

     1. Плата  за  землю  взимается  в  формах  земельного  налога или
арендной платы,  определяемых в зависимости от количества,  качества и
местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки.
     За земельный  участок,   находящийся   во   владении,   взимается
земельный налог, а находящийся в аренде - арендная плата.
     2. Ставки  и  порядок  налогообложения   за   земельные   участки
устанавливаются законодательными актами республики.
     3. Районные   (городские)   Советы   народных   депутатов   могут
устанавливать  льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в
виде  полного  или  частичного  освобождения  на  определенный   срок,
отсрочки выплаты, понижения ставок налога.
     Земельный налог  и  арендная  плата  за  земельные   участки   не
взимается  с  граждан,  впервые  организующих крестьянское хозяйство в
течение трех  лет,  а  за  земельные  участки,  находящиеся  в  стадии
сельскохозяйственного   освоения,   в   течение  пяти  лет  с  момента
предоставления земельных участков.
     4. Платежи   за   земельные   участки   поступают   в  бюджеты  и
используются исключительно на охрану земель, повышение их качества, на
землеустройство,  на  материальное  стимулирование землепользователей,
землевладельцев и арендаторов за осуществление этих мероприятий.
     5. Местные    Советы    народных   депутатов   обязаны   ежегодно
отчитываться  перед  налогоплательщиками  об  использовании   средств,
полученных в порядке платежей за землю.

     Статья 13. Контроль за использованием земель

     Государственный контроль  за использованием земель осуществляется
Советами народных депутатов,  Государственным комитетом  по  земельной
реформе  и  его  органами  на  местах  в  соответствии  с  действующим
законодательством.

                              Раздел IV

                  ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

     Статья 14. Состав имущества и его формирование

     1. Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые
и   хозяйственные   постройки,   мелиоративные  и  другие  сооружения,
продуктивный  и  рабочий  скот,  птица,  сельскохозяйственная  и  иная
техника  и  оборудование,  транспортные  средства,  инвентарь и другое
имущество,  необходимое  для  осуществления   хозяйственной   и   иной
деятельности.
     2. Источниками  формирования  имущества  крестьянского  хозяйства
являются:
     - денежные   и   материальные   средства   членов   крестьянского
хозяйства;
     - доходы,  полученные от реализации продукции,  работ,  услуг,  а
также от других видов трудовой деятельности;
     - доходы от ценных бумаг;
     - кредиты банков и других кредиторов;
     - дотации из бюджета;
     - безвозмездные   или   благотворительные  взносы,  пожертвования
предприятий, организаций и граждан;
     - иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

     Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом

     1. Имущество  крестьянского  хозяйства  принадлежит его членам на
правах общей долевой собственности.  При единогласном  решении  членов
крестьянского  хозяйства имущество может находиться в общей совместной
собственности.
     2. Пользование  имуществом крестьянского хозяйства осуществляется
его  членами  по  взаимной  договоренности.  Сделки  по   распоряжению
имуществом осуществляются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной
режим  пользования  и  распоряжения   имуществом   при   необходимости
устанавливается договором.
     3. При выходе одного из членов  крестьянского  хозяйства  из  его
состава  основные  средства  производства  разделу не подлежат.  Часть
имущества  (вклад,  доля,  пай)   может   компенсироваться   денежными
средствами.   Порядок   раздела   имущества   и   выплаты  компенсации
устанавливается по взаимной договоренности всех  членов  крестьянского
хозяйства,  а  при  ее  отсутствии - в судебном порядке.  Срок выплаты
компенсации при этом не должен превышать 5 лет.
     4. Крестьянское  хозяйство  имеет  право  продавать  и передавать
предприятиям,  организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду,
предоставлять  во  временное  пользование  принадлежащее ему на правах
собственности имущество.
     5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду
или во временное пользование  имущество  у  предприятий,  объединений,
организаций и граждан.
     6. Имущество крестьянского хозяйства страхуется  на  добровольной
основе в соответствии с законодательством.

                               Раздел V

                 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

     Статья 16. Производственная деятельность крестьянского
                хозяйства

     Крестьянское хозяйство,  основанное   на   праве   владения   или
пользования земельного участка,  самостоятельно определяет направления
своей  деятельности,  структуру  и  объемы  производства,  исходя   из
собственных интересов.  Оно может заниматься любым видом деятельности,
не  запрещенным  действующим  законодательством,  при   сохранении   в
качестве   ведущего  вида  деятельности  производство,  переработку  и
реализацию сельскохозяйственной продукции.

     Статья 17. Порядок реализации продукции крестьянским
                хозяйством

     1. Крестьянскому   хозяйству   принадлежит   право  распоряжаться
произведенной  им  продукцией  и  реализовывать  ее  по   собственному
усмотрению  государственным  заготовительным организациям на колхозном
рынке,  в государственную  и  кооперативную  торговую  сеть  и  другим
потребителям, если иное не предусмотрено договором.
     2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих
нормативов  по  качеству  продукции,  санитарным  требованиям и другим
параметрам.
     3. Крестьянское  хозяйство  устанавливает  цены  на  производимую
продукцию самостоятельно.
     4. Государство  обязано  принимать всю предъявленную крестьянским
хозяйством продукцию, пользующуюся спросом, соответствующую стандартам
качества,  с  оплатой  по  установленным государственным,  закупочным,
договорным и иным ценам.
     5. Поставки  производимой  крестьянским  хозяйством  продукции на
экспорт,  а также расчеты с зарубежными  партнерами  осуществляются  в
установленном порядке.

     Статья 18. Материально-техническое обеспечение крестьянского
                хозяйства

     1. Крестьянское  хозяйство  приобретает   необходимые   ему   для
осуществления   нормальной   деятельности  материально  -  технические
ресурсы  в  системе  государственных  и  кооперативных   снабженческих
организаций,  в  том  числе за счет фондов,  выделенных специально для
крестьянских хозяйств,  по ценам, действующим для колхозов и совхозов.
Распределение   фондовых   и  лимитированных  ресурсов  по  конкретным
хозяйствам   осуществляется   органами   самоуправления   крестьянских
хозяйств,  ассоциаций, союзов и др. Поставка материально - технических
ресурсов осуществляется органами  снабжения.  Кроме  того,  они  могут
приобретать  материально  -  технические ресурсы у любых предприятий и
организаций,  на  колхозных   рынках,   у   населения,   а   также   в
государственной и кооперативной розничной торговой сети.
     2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих  крестьянскому
хозяйству  тракторов,  сельскохозяйственной  техники  и  оборудования,
грузовых автомобилей и осуществляется государственными  агросервисными
предприятиями  и организациями по оптовым ценам,  расценкам,  тарифам,
действующим для колхозов и совхозов,  а  также  колхозами,  совхозами,
кооперативами, гражданами по ценам договоренности.

     Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства

     1. Денежные  средства крестьянского хозяйства формируются за счет
выручки от реализации продукции (работ и услуг),  кредитов,  бюджетных
ассигнований, пожертвований и других поступлений.
     2. Крестьянское хозяйство вправе открывать в  банке  расчетный  и
другие  счета,  включая  валютный,  для  хранения  денежных  средств и
осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
     3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет,
производятся   в   календарной   очередности   поступления   расчетных
документов (наступление сроков платежей).
     4. Списание средств с расчетного  счета  крестьянского  хозяйства
производится только с его согласия или по решению суда.

     Статья 20. Кредитование крестьянского хозяйства

     1. Крестьянское  хозяйство  имеет  право  пользоваться  кредитом,
предоставленным  государственными  и  коммерческими,   в   том   числе
кооперативными  банками  на основании договоров,  определяющих условия
кредитования.
     2. Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается залогом
и другими видами обеспечения обязательств.  В случае  несвоевременного
возврата   кредита   учреждение   банка  без  обращения  в  суд  может
использовать  право  на  реализацию  принятого  в  залог  имущества  и
направить выручку от реализации на погашение задолженности. В качестве
залога   принимаются   товарно-материальные   ценности,   производимая
продукция  и  иное  имущество заемщика,  за исключением имущества,  на
которое в соответствии с гражданским законодательством не  может  быть
обращено взыскание.
     3. Крестьянское хозяйство может поставлять  продукцию,  выполнять
работы,   оказывать   услуги   в   кредит   с   уплатой   получателями
(потребителями) процентов  как  за  пользование  заемными  средствами.
Крестьянское  хозяйство  вправе  приобретать  продукцию,  пользоваться
работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит.
     4. Совет   народных   депутатов  вправе  оказывать  безвозмездную
материальную помощь за счет  средств  местного  бюджета  или  выдавать
крестьянским  хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов на
развитие хозяйств.

     Статья 21. Налогообложение доходов крестьянского хозяйства

     Налог на доход с крестьянского хозяйства,  равно как  и  колхоза,
совхоза  и других сельскохозяйственных предприятий взимается в расчете
на один гектар постоянно используемых им земель  сельскохозяйственного
назначения,  приведенных в соизмеримый вид на основе бальной оценки ее
продуктивности.  Ставка налога на  доход  вместе  с  платой  за  землю
составляют  единый  сельскохозяйственный  налог,  взимаемый  с каждого
гектара.  На доход от овощеводства закрытого грунта, животноводства на
покупных   кормах  устанавливаются  особые  ставки  налога.  Доход  от
несельскохозяйственной  деятельности  облагается  налогом  в  порядке,
принятом  для  предприятий  системы Министерства сельского хозяйства и
продовольствия КБССР.

     Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве

     1. В   случае   производственной   необходимости    крестьянскому
(фермерскому)   хозяйству  разрешается  использовать  наемный  труд  в
соответствии с действующим законодательством.  Условия наемного  труда
регламентируются договором с гражданами об использовании их труда.
     2. Оплата труда граждан,  заключивших договор об использовании их
труда,   включается   в  состав  текущих  затрат  и  осуществляется  в
первоочередном порядке.  Она не зависит от итогов работы крестьянского
хозяйства,  если  на то не имеется особого соглашения,  но и не должна
быть   ниже,   чем   у   работников   соответствующих   профессий    в
государственных предприятиях.
     3. Глава крестьянского  хозяйства  обязан  обеспечить  безопасные
условия  труда  для  членов  своего  хозяйства и граждан,  заключивших
договор об использовании их труда.
     4. Трудовые  отношения  в  крестьянском  хозяйстве определяются и
регулируются членами хозяйства.
     5. Записи  о  трудовом  стаже  членов  крестьянского  хозяйства и
граждан,  заключивших договор об использовании их  труда,  вносятся  в
трудовые   книжки  главой  крестьянского  хозяйства  и  подтверждаются
местным Советом народных депутатов.
     6. Трудовые  споры между главой крестьянского хозяйства,  членами
крестьянского  хозяйства  и  гражданами,   заключившими   договор   об
использовании их труда, решаются судом.

     Статья 23. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве

     1. Крестьянское  хозяйство  осуществляет  учет  результата  своей
работы.
     2. Государственные  органы осуществляют контроль за деятельностью
крестьянского  хозяйства  в  области  землепользования,  использования
государственных кредитов,  уплаты налогов,  охраны труда, профилактики
заболеваний  животных,  болезней  и  вредителей  растений,  соблюдения
законодательства об охране природы.

     Статья 24. Ответственность крестьянского хозяйства

     За нарушение   договорных   обязательств,   кредитно-расчетной  и
налоговой дисциплины,  требований к качеству  продукции,  иных  правил
осуществления  хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет
полную  имущественную  ответственность,  предусмотренную   действующим
законодательством  КБССР.  За  умышленную продажу экологически грязных
продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет  финансовую  или
уголовную ответственность в соответствии с законодательством КБССР,  а
партия продукции изымается из реализации.

     Статья 25. Государственное социальное страхование и социальное
                обеспечение членов крестьянского хозяйства

     1. Глава   и   другие   члены  крестьянского  хозяйства  подлежат
государственному  социальному  страхованию   на   равных   основаниях.
Страховые  взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов
крестьянского   хозяйства.   Из    дохода    исключаются    фактически
произведенные хозяйством расходы,  связанные с развитием крестьянского
хозяйства.
     2. Страховой  взнос  на  государственное  социальное  страхование
членов  крестьянского  хозяйства  устанавливается  Законом  КБССР   "О
государственных пенсиях в КБССР".
     3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное
страхование  крестьянскими  хозяйствами определяется Советом Министров
КБССР.
     4. Члены   крестьянских   хозяйств   имеют   право  на  пенсию  в
соответствии с Законом КБССР "О государственных  пенсиях  КБССР".  При
этом  в  их  общий  стаж засчитывается все время работы в крестьянском
хозяйстве.
     5. Члены  крестьянского  хозяйства  обеспечиваются  пособиями  по
временной   нетрудоспособности   и   иным   видами   обслуживания   по
государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими
и  членами  колхозов.  Женщинам   -   членам   крестьянских   хозяйств
предоставляется,  кроме того,  отпуск по беременности и родам,  другие
отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.
     6. Время  работы  в  крестьянском  хозяйстве  членов  хозяйства и
граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается
в  общий  и  непрерывный  стаж  работы на основании записей в трудовой
книжке  и  документов,  подтверждающих  уплату  членских  взносов   по
социальному страхованию.
     7. Учет трудовой деятельности членов  крестьянского  хозяйства  и
граждан,  заключивших  договоры  об  использовании  их труда,  ведется
крестьянским хозяйством самостоятельно.
     8. За   членами   крестьянского   хозяйства   сохраняется   ранее
назначенная пенсия в полном размере.
     9. Крестьянское  хозяйство  несет материальную ответственность за
ущерб,  причиненный его членами  гражданам,  заключившим  договоры  об
использовании  их  труда  за  увечье  или  иные  повреждения здоровья,
связанные с исполнением своих трудовых обязанностей.

     Статья 26. Передача в наследство земли

     Земельный участок гражданина,  ведущего  крестьянское  хозяйство,
передается   по   наследству  одному  из  членов  этого  хозяйства  по
согласованию с другими членами крестьянского хозяйства.
     При отсутствии  таковых  земельный  участок  передается одному из
наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское
хозяйство  в  соответствии  с требованием пункта 1 статьи 4 настоящего
Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на
конкурсной  основе  Советом  народных  депутатов,  в  ведении которого
находится соответствующий  участок.  Споры  о  преимущественном  праве
наследования земельного участка рассматриваются в суде.
     При отсутствии   наследников,   желающих    вести    крестьянское
хозяйство,  земельный  участок  передается  по  наследству в размерах,
установленных для  ведения  личного  подсобного  хозяйства,  либо  для
обслуживания  жилого  дома,  либо  для  индивидуального  садоводства и
животноводства.
     Наследники, продолжающие    ведение    крестьянского   хозяйства,
освобождаются  от  уплаты  государственной  пошлины  при  наследовании
земельного участка.

     Статья 27. Наследование имущества крестьянского хозяйства

     1. В  случае  смерти  главы или члена крестьянского хозяйства его
доля в имуществе наследуется в порядке,  определенном пунктом 3 статьи
15 настоящего Закона.
     2. Наследники,  продолжающие  ведение  крестьянского   хозяйства,
освобождаются   от   уплаты  государственной  пошлины  с  наследуемого
имущества.
     3. Наследование  имущества регулируется в дополнение к настоящему
Закону также гражданским законодательством.

                              Раздел VI

            АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

     Статья 28. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

     1. Ассоциации могут создаваться путем объединения самостоятельных
крестьянских   хозяйств  либо  в  случаях  преобразования  колхозов  и
совхозов по решению их коллективов.
     2. Ассоциация   действует  на  основе  устава,  утверждаемого  ее
участниками,  имеет права юридического лица и подлежит государственной
регистрации   в  районном  (городском)  Совете  народных  депутатов  в
порядке, установленном действующим законодательством для предприятий.
     3. Крестьянские   хозяйства,  входящие  в  ассоциацию,  сохраняют
самостоятельность, права на земельные участки и юридические лица, и на
них распространяется действие настоящего Закона.
     4. Фермерские  ассоциации  на  базе  бывших  колхозов,  совхозов,
других  сельскохозяйственных  предприятий  могут  создаваться лишь при
условии предварительного раздела имущества, а также передачи земельных
участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом.
     5. Действия,  ведущие  к  принудительному   созданию   ассоциаций
крестьянскими хозяйствами, запрещается.
     6. Главной  целью  ассоциации  является  увеличение  доходов  его
участников  и  рост  уровня  их социально - экономического развития на
основе организации совместного производства,  переработки и реализации
сельскохозяйственной продукции.
     7. Задачами фермерской ассоциации являются:
     - коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений;
     - внедрение  эффективных   форм   кооперации   во   всех   сферах
деятельности;
     - формирование сбалансированной материально - технической базы  и
социальной инфраструктуры коллективного пользования;
     - коллективная защита законных интересов и прав участников  перед
другими предприятиями, организациями и учреждениями.
     8. В первые  два  года  после  создания  ассоциации  крестьянских
хозяйств они освобождаются от уплаты налогов на доходы.

     Статья 29. Управление фермерской ассоциацией

     Высшим органом  управления  фермерской ассоциацией является общее
собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников.
     Общее собрание    ассоциации   избирает   координационный   совет
ассоциации,  осуществляющий  исполнительные  функции  и   повседневную
координацию деятельности ассоциации.
     Координационный совет при необходимости нанимает рабочий  аппарат
управления ассоциации.

     Статья 30. Производственно - хозяйственная деятельность
                фермерской ассоциации

     1. Для реализации  своих  целей  и  задач  фермерская  ассоциация
вправе:
     осуществлять согласованные между ее участниками общие действия  в
области коммерции, финансов и кредита, технического развития;
     создавать ассоциированные  финансовые  средства  и   материальные
ресурсы   путем  добровольного  отчисления,  централизовать  отдельные
производственно-хозяйственные функции;
     регулировать взаимоотношения   между  ее  участниками  с  помощью
расчетных цен, тарифов и расценок.
     2. Стоимость  имущества,  находящегося в коллективной (неделимой)
собственности ассоциации или пакета акций, принадлежащего ей, не может
превышать   сорока   процентов   соответственно  совокупной  стоимости
имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации.
     3. Среднегодовая  сумма  ассоциированных  на  добровольной основе
финансовых средств не может превышать десяти процентов  от  совокупных
доходов  ее  участников  в  среднегодовом  исчислении за последние три
года.
     4. Фермерская   ассоциация   не  отвечает  по  обязательствам  ее
участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если
иное не предусмотрено уставом,  а также за исключением случаев,  когда
ассоциация выступает гарантом.

     Статья 31. Выход из ассоциации и ее ликвидация

     1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе  выйти  из
нее  с  сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с
заключенными договорами.
     2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников.  Ликвидация
ассоциации  осуществляется  в   порядке,   установленном   действующим
законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся и
коллективной (неделимой) собственности  ассоциации,  остающееся  после
ликвидации   ассоциации,   распределяется   между   ее  участниками  в
соответствии с уставом ассоциации.

                              Раздел VII

           ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА

     Статья 32. Условия прекращения деятельности крестьянского
                хозяйства

     Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:
     а) неиспользования  земельного  участка  в   сельскохозяйственных
целях в течение одного года;
     б) решения  членов  крестьянского  хозяйства  о  прекращении  его
деятельности;
     в) если не остается ни одного  члена  хозяйства  или  наследника,
желающего продолжать деятельность хозяйства;
     г) использования  земельного  участка  методами,  приводящими   к
деградации земли;
     д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для
государственных и общественных нужд;
     е) в связи с банкротством.

     Статья 33. Порядок прекращения деятельности крестьянского
                хозяйства

     1. Решение  о  прекращении  деятельности  крестьянского хозяйства
принимается районным (городским) Советом народных депутатов.
     Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются
судом.
     2. Изъятие   у   крестьянского  хозяйства  земельного  участка  в
установленном порядке для государственных и  общественных  нужд  может
производиться  после  выделения  ему  по  его желанию Советом народных
депутатов равноценного  земельного  участка,  строительства  на  новом
месте   предприятиями,   учреждениями  и  организациями,  для  которых
отводится земельный участок,  жилых,  производственных и иных построек
взамен  изымаемых  и  возмещение  в  полном  объеме  затрат и убытков,
включая упущенную выгоду.
     3. При   прекращении  деятельности  крестьянского  хозяйства  его
имущество используется в первую очередь на  расчеты  по  оплате  труда
граждан,  заключивших  договоры  об использовании их труда,  платежи в
бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Оставшееся
имущество  и  полученные  от  его  реализации  средства  сохраняются в
качестве общей собственности бывших членов  крестьянских  (фермерских)
хозяйств либо делятся между ними.


     Председатель
     Верховного Совета
     Кабардино-Балкарской ССР          Х. Кармоков

     г. Нальчик
     3 октября 1991 года
     N 782-XII-З

                         --------------------



Информация по документу
Читайте также