Расширенный поиск

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20.01.2009 № 11-РЗ

 
                              З А К О Н
                   Кабардино-Балкарской Республики
                             ------------
                                        Утратил силу - Закон
                                  Кабардино-Балкарской Республики
                                      от 21.10.2009 г. N 50-РЗ

  О республиканской целевой программе "Развитие образования для детей
       с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
         в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 годы"

Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики                   18 декабря 2008 года

     Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу
"Развитие образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
и  детей-инвалидов  в  Кабардино-Балкарской  Республике  на  2008-2010
годы".

     Статья   2.   Правительству    Кабардино-Балкарской    Республики
предусматривать  средства  для  реализации   республиканской   целевой
программы   "Развитие   образования   для   детей   с    ограниченными
возможностями  здоровья  и  детей-инвалидов   в   Кабардино-Балкарской
Республике  на  2008-2010  годы"  при  разработке   проектов   законов
Кабардино-Балкарской    Республики    о    республиканском     бюджете
Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2010 годы.


     Президент
     Кабардино-Балкарской Республики          А. Каноков

     город Нальчик
     20 января 2009 года
     N 11-РЗ

                                 * * *

                                              Приложение
                              к Закону Кабардино-Балкарской Республики
                                  "О республиканской целевой программе
                                     "Развитие образования для детей с
                                  ограниченными возможностями здоровья
                              и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
                                      Республике на 2008-2010 годы"

                   Республиканская целевая программа
            "Развитие образования для детей с ограниченными
              возможностями здоровья и детей-инвалидов в
          Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 годы"

                           ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

     Наименование Программы  республиканская целевая         программа
                             "Развитие   образования   для   детей   с
                             ограниченными  возможностями  здоровья  и
                             детей-инвалидов  в   Кабардино-Балкарской
                             Республике  на  2008-2010  годы" (далее -
                             Программа)

     Основание для           протокол заседания  президиума Совета при
     разработки Программы    Президенте   Российской   Федерации    по
                             реализации    приоритетных   национальных
                             проектов и демографической политике от  4
                             февраля 2008 года N 26

     Государственный         Правительство        Кабардино-Балкарской
     заказчик Программы      Республики

     Основной разработчик    Министерство образования     и      науки
     Программы               Кабардино-Балкарской Республики

     Исполнители основных    Министерство образования      и     науки
     мероприятий Программы   Кабардино-Балкарской Республики;
                             Министерство труда и социального развития
                             Кабардино-Балкарской Республики;
                             Министерство              здравоохранения
                             Кабардино-Балкарской Республики;
                             Министерство культуры   и  информационных
                             коммуникаций         Кабардино-Балкарской
                             Республики;
                             Министерство экономического  развития   и
                             торговли Кабардино-Балкарской Республики;
                             Государственный                   комитет
                             Кабардино-Балкарской     Республики    по
                             занятости населения;
                             Министерство спорта       и       туризма
                             Кабардино-Балкарской Республики

     Основные цели           создание системы  раннего   выявления   и
     Программы               коррекции недостатков в развитии детей;
                             создание системы  мониторинга   и   учета
                             численности    детей    с   ограниченными
                             возможностями здоровья и детей-инвалидов,
                             наличия   условий   для   получения   ими
                             образования;
                             обеспечение доступности     качественного
                             образования  для  детей  с  ограниченными
                             возможностями  здоровья и детей-инвалидов
                             с    учетом    их    психофизиологических
                             особенностей;
                             создание во     всех      образовательных
                             учреждениях    условий    для   получения
                             образования   детьми   с    ограниченными
                             возможностями здоровья;
                             создание условий для получения  детьми  с
                             ограниченными  возможностями  здоровья  и
                             детьми-инвалидами общего  образования  по
                             месту их жительства;
                             организация системной         подготовки,
                             переподготовки  и  повышения квалификации
                             работников,     занимающихся     решением
                             вопросов      образования     детей     с
                             ограниченными  возможностями  здоровья  и
                             детей-инвалидов;
                             формирование в  республике   толерантного
                             отношения   к   детям   с   ограниченными
                             возможностями здоровья и детям-инвалидам,
                             популяризация  идей  содействия получению
                             ими   образования   и    их    социальной
                             интеграции

     Основные направления    обеспечение условий    для    структурной
     реализации мероприятий  перестройки системы образования для детей
     Программы               с ограниченными возможностями здоровья  и
                             детей-инвалидов;
                             методическое               сопровождение,
                             совершенствование содержания специального
                             образования;
                             развитие системы   подготовки   детей   с
                             ограниченными  возможностями  здоровья  и
                             детей-инвалидов  к  жизни  в  обществе  и
                             профессиональному самоопределению;
                             кадровое обеспечение Программы;
                             нормативное правовое          обеспечение
                             Программы;
                             экономическое обеспечение Программы;
                             формирование в   обществе    толерантного
                             отношения   к   детям   с   ограниченными
                             возможностями здоровья и детям-инвалидам;
                             информационно-аналитическое   обеспечение
                             Программы

     Сроки реализации        2008-2010 годы
     Программы

     Источники и объемы      общий объем   финансирования    Программы
     финансирования          составляет 2129 тыс. рублей, в том числе:
     Программы               средства республиканского         бюджета
                             Кабардино-Балкарской  Республики  - 1 959
                             тыс. рублей,
                             средства внебюджетных  источников  -  169
                             тыс. рублей

     Ожидаемые результаты    совершенствование            региональной
     реализации Программы    нормативной правовой базы, обеспечивающей
                             реализацию                государственной
                             образовательной    политики    в    сфере
                             специального             (коррекционного)
                             образования;
                             создание системы  мониторинга состояния и
                             результатов    образования    детей     с
                             ограниченными  возможностями  здоровья  и
                             детей-инвалидов;
                             создание республиканской          системы
                             информирования      общественности      о
                             деятельности     региональной     системы
                             образования   детей    с    ограниченными
                             возможностями здоровья и детей-инвалидов;
                             разработка региональных        нормативов
                             финансовых  затрат на образование детей с
                             ограниченными  возможностями  здоровья  в
                             коррекционных образовательных учреждениях
                             и  образовательных   учреждениях   общего
                             типа;
                             улучшение социального положения  учителя,
                             работающего   с  детьми  с  ограниченными
                             возможностями     здоровья,     повышение
                             эффективности     его    профессиональной
                             деятельности;
                             обеспечение выравнивания     доступа    к
                             получению  качественного   коррекционного
                             образования за счет:
                             а) распространения          разнообразных
                             вариантов интегрированного обучения детей
                             с ограниченными возможностями здоровья  с
                             учетом    возможностей    образовательных
                             учреждений;
                             б) создания в специальных (коррекционных)
                             и  массовых  образовательных  учреждениях
                             необходимых   материально-технических   и
                             кадровых условий  для  обучения  детей  с
                             ограниченными   возможностями   здоровья,
                             обеспечения программами,  методическими и
                             учебными материалами;
                             в) подготовки, переподготовки и повышения
                             квалификации  педагогических  работников,
                             обеспечивающих образовательный процесс  с
                             детьми   с   ограниченными  возможностями
                             здоровья и детьми-инвалидами

     Контроль за             контроль за     выполнением     Программы
     выполнением Программы   осуществляют                    Парламент
                             Кабардино-Балкарской          Республики,
                             Правительство        Кабардино-Балкарской
                             Республики и Министерство  образования  и
                             науки  Кабардино-Балкарской  Республики в
                             соответствии        с         действующим
                             законодательством

                               Введение

     Программа  разработана  в  соответствии  с  протоколом  заседания
президиума Совета при Президенте Российской  Федерации  по  реализации
приоритетных национальных проектов и  демографической  политике  от  4
февраля 2008 года N 26.
     Основной целью Программы  является  создание  для  всех  детей  с
ограниченными возможностями  здоровья  и  детей-инвалидов  специальных
условий для получения  образования,  обеспечивающих  их  воспитание  и
обучение, а также социальную адаптацию, приобщение к профессиональному
труду и интеграцию в социум.
     Разработка Программы проводилась  в  соответствии  с  положениями
Концепции демографического развития Российской Федерации на период  до
2010 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации  в
Кабардино-Балкарской Республике на период до 2010  года,  приоритетных
национальных проектов "Здоровье" и "Образование".

           I. Обоснование необходимости разработки Программы

     Система    специального    (коррекционного)     образования     в
Кабардино-Балкарской     Республике     представлена      специальными
(коррекционными) общеобразовательными учреждениями  интернатного  типа
I-II видов (для глухих и слабослышащих), III-IV видов (для незрячих  и
слабовидящих), VII вида (для детей с задержкой психического развития),
VIII вида (для детей с интеллектуальным недоразвитием), классами  VIII
вида  в  образовательных  учреждениях  общего  типа,   логопедическими
пунктами при общеобразовательных школах и  дошкольных  образовательных
учреждениях. Специальные  группы  для  детей  дошкольного  возраста  с
различными видами нарушений  развития  (речевая  патология,  нарушения
слуха, зрения, опорно-двигательного  аппарата,  задержка  психического
развития) созданы на базе ряда дошкольных  образовательных  учреждений
республики  и  Республиканского  центра   психолого-медико-социального
сопровождения Министерства образования  и  науки  Кабардино-Балкарской
Республики.
     Действующая система специального (коррекционного) образования  не
охватывает   все   типы   нарушений   развития   детей:    отсутствуют
общеобразовательные учреждения для детей школьного возраста с  речевой
патологией   и   нарушениями   опорно-двигательного   аппарата,    нет
достаточного  количества  мест  для  детей  с  задержкой  психического
развития, отсутствует возможность  организации  специальной  поддержки
детей    с    умеренной    умственной     отсталостью,     нарушениями
эмоционально-волевой сферы, множественными дефектами.
     Необходимо расширить сеть специальных (коррекционных)  учреждений
для максимального удовлетворения образовательных потребностей детей  с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
     Численность детей в возрасте до 18 лет, по  данным  на  2007-2008
учебный  год,  нуждающихся  в  специальном  (коррекционном)  обучении,
составляет в республике свыше 3 тысяч.
     Интеграция  детей   с   различными   ограничениями   здоровья   и
детей-инвалидов  в   массовую   образовательную   среду   чаще   всего
осуществляется   в   стихийной   форме,   при   отсутствии    должного
финансирования,   специалистов,    способных    оказать    необходимую
психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку, программного и
методического сопровождения.
     Специальные   (коррекционные)   образовательные   учреждения    в
недостаточном   количестве   укомплектованы   кадрами    дефектологов:
олигофренопедагогами, логопедами, сурдопедагогами,  а  также  детскими
психиатрами. Отсутствуют специалисты-дефектологи в общеобразовательных
учреждениях и органах управления образованием муниципальных районов  и
городских  округов  республики.  Не  налажена  система  переподготовки
педагогических кадров, работающих с детьми с нарушениями развития.
     Не    созданы    муниципальные    психолого-медико-педагогические
комиссии. Существующей Республиканской психолого-медико-педагогической
комиссии  недостаточно   для   осуществления   диагностики   детей   и
последующего сопровождения.
     Актуальна  проблема  постинтернатной  адаптации  и   социализации
выпускников специальных (коррекционных) учреждений. Не созданы условия
для получения ими высшего и среднего профессионального образования  на
базе действующих учебных заведений республики.
     Сложившаяся ситуация диктует  необходимость  концентрации  усилий
исполнительных органов государственной  власти  республики  и  органов
местного самоуправления, обеспечения  комплексности  и  системности  в
работе  по  решению  имеющихся  проблем   в   области   коррекционного
образования.

                      II. Цель и задачи Программы

     Целью  настоящей  Программы  является  преодоление   существующих
проблем  в  системе  специальной  (коррекционной)   помощи   детям   с
ограниченными возможностями здоровья, обеспечение необходимых  условий
для  получения  качественного  образования  всеми   детьми   указанной
категории с учетом их психофизических особенностей.
     Главной  задачей  республиканской  системы  образования  детей  с
ограниченными  возможностями  здоровья  и   детей-инвалидов   является
создание для всех детей,  нуждающихся  в  специальной  (коррекционной)
помощи, специальных условий для получения образования,  обеспечивающих
их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию,  приобщение  к
профессиональному труду и интеграцию в социум.
     Для  повышения  качества  и  доступности  образования   детей   с
ограниченными  возможностями  здоровья  и  детей-инвалидов  необходимо
решить следующие задачи:
     1) в области  обеспечения  условий  для  структурной  перестройки
системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов:
     создать на городском, районном  и  республиканском  уровнях  базу
данных   о   детях   с   ограниченными   возможностями   здоровья    и
детях-инвалидах;
     для своевременного выявления детей с ограниченными  возможностями
здоровья и детей-инвалидов, проведения их  комплексного  обследования,
подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической
помощи и для определения форм их  дальнейшего  обучения  и  воспитания
создать сеть муниципальных  психолого-медико-педагогических  комиссий,
совершенствовать     деятельность      психолого-медико-педагогических
консилиумов образовательных учреждений;
     осуществить анализ обеспеченности выявленного  контингента  детей
местами   в   учреждениях   системы   специального    (коррекционного)
образования в республике;
     в  сотрудничестве  со  специалистами   органов   здравоохранения,
социальной  защиты  разработать  систему  раннего  выявления  детей  с
ограниченными возможностями здоровья;
     на  базе   дошкольных   образовательных   и   общеобразовательных
учреждений осуществлять  обязательную  диагностику  уровня  готовности
детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению  и  проводить
необходимую коррекционно-развивающую работу;
     создать  банк  данных  об  инновационном  педагогическом   опыте,
теоретических и  методических  разработках  и  результатах  в  области
интегративных   подходов   к   образованию   детей   с   ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов;
     рассмотреть вопрос о возможности организации школы дистанционного
обучения  для  детей  с   ограниченными   возможностями   здоровья   и
детей-инвалидов, которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  посещать
школу;
     рассмотреть вопрос финансирования направления из республики детей
с  отдельными  видами  нарушений  развития  на  договорной  основе   в
учреждения специального (коррекционного) образования страны  в  случае
отсутствия в республике возможности получения образования;
     изучить  возможности  и  разработать  республиканскую   программу
работы   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и
детьми-инвалидами в системе дополнительного образования;
     обеспечить информирование родителей (или лиц,  их  заменяющих)  о
возможностях  республиканской  системы  специального  (коррекционного)
образования по  осуществлению  комплексной  коррекции  и  реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
     2) в  области  методического   сопровождения,   совершенствования
содержания специального (коррекционного) образования:
     обеспечить образовательные  учреждения  всех  типов  и  видов,  в
которых  обучаются  дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и
дети-инвалиды,  нормативной  документацией  (учебные  планы,   учебные
программы), методической  литературой  и  учебной  литературой  нового
поколения;
     обеспечить  образовательные  учреждения  всех   типов   и   видов
современными  практико-ориентированными  программами  и   технологиями
работы   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и
детьми-инвалидами, а также инструментами их реализации;
     осуществить   программу   разработки    национально-регионального
компонента специального (коррекционного) образования;
     3) в области развития системы подготовки  детей  с  ограниченными
возможностями  здоровья  и  детей-инвалидов  к  жизни  в  обществе   и
профессиональному самоопределению:
     рассмотреть  возможность  организации  центра   профессионального
самоопределения подростков с ограниченными  возможностями  здоровья  и
детей-инвалидов  на  базе  одного   из   специальных   (коррекционных)
образовательных учреждений республики;
     укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений,
осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов;
     совершенствовать    предпрофильную    подготовку    воспитанников
специальных (коррекционных) школ-интернатов, закрепить  учащихся  9-12
классов за специально выделенными предприятиями  для  производственной
практики, обеспечить адресную подготовку на рабочее место по отдельным
видам труда;
     координировать деятельность  органов  и  учреждений  образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, занятости  для  создания
системы  профессионального   трудоустройства   лиц   с   ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов;
     4) в области кадрового обеспечения Программы:
     предусмотреть   возможность   введения   в   штатное   расписание
образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение  и
воспитание   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья    и
детей-инвалидов,      дополнительных       ставок       педагогических
(учителя-дефектологи,    учителя-логопеды,    логопеды,    специальные
психологи,  педагоги-психологи,  социальные  педагоги,  воспитатели  и
другие) и медицинских работников;
     разработать  и   приступить   к   осуществлению   республиканской
программы подготовки и переподготовки кадров для  работы  с  детьми  с
ограниченными    возможностями    здоровья     и     детьми-инвалидами
(олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов, логопедов,  специальных
психологов), в том числе с использованием дистантных форм обучения;
     осуществлять  повышение  квалификации  специалистов,  занятых   в
организации  образовательного  процесса  с  детьми   с   ограниченными
возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами,   на   базе   Института
повышения  квалификации  и   переподготовки   работников   образования
Кабардино-Балкарского   государственного   университета   имени   Х.М.
Бербекова с привлечением ведущих специалистов из других регионов;
     совершенствовать     механизмы     государственной     поддержки,
стимулирования  труда  специалистов,  осуществляющих   образовательную
деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-
инвалидами;
     разработать  критериальные  показатели  уровня   профессиональной
компетентности  специалистов,  работающих  с  детьми  с  ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами, для учета при формировании
стимулирующей части оплаты труда;
     5) в области экономического обеспечения Программы:
     создать условия для  обеспечения  финансирования  образовательных
учреждений  всех  типов  и  видов,  осуществляющих образование детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в  соответствии
с   индивидуальными   нормативами   затрат  на  каждого  обучающегося,
определяемыми в соответствии со  стандартами  специальной  помощи  для
каждой  категории  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и
детей-инвалидов;
     предусмотреть  выделение  финансовых  средств   для   подготовки,
переподготовки и повышения  квалификации  специалистов,  работающих  с
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;
     обеспечить финансирование развития материально-технической  базы,
обеспечения  методическими  и  учебными  материалами   образовательных
учреждений  всех  типов  и  видов,  осуществляющих  обучение  детей  с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
     6) в области формирования в  обществе  толерантного  отношения  к
детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам:
     обеспечить       подготовку       образовательных       программ,
информационно-справочных   материалов,    проведение    семинаров    и
конференций для населения по проблемам, связанным с  помощью  детям  с
ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и их семьям,  по
проблемам их реабилитации;
     активизировать деятельность общественных организаций, оказывающих
помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и  детям-инвалидам
и защищающих их права;
     обеспечить широкое участие детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья и  детей-инвалидов  в  олимпиадах  по  предметам,  смотрах  и
фестивалях художественного творчества, других  формах  организованного
досуга и спортивных соревнованиях;
     использовать средства массовой информации для ориентации общества
на гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и
детям-инвалидам.

                 III. Система программных мероприятий

     Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен  в
приложении N 2.
     Мероприятия   предусматривают   решение   проблем    в    системе
специального  (коррекционного)  образования  детей   с   ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечение на  региональном
уровне условий для получения качественного  образования  всеми  детьми
указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
     В   разделе   "Информационно-методическое   обеспечение   системы
специального  (коррекционного)  образования"  предусматриваются  меры,
направленные на:
     создание    мониторинга     единой     информационной     системы
республиканской базы данных в  области  специального  (коррекционного)
образования;
     внедрение информационной компьютерной сети  в  специализированные
(коррекционные) образовательные учреждения;
     совершенствование  методического  сопровождения  образовательного
процесса в специальных (коррекционных) классах и учреждениях;
     создание единой системы раннего выявления отклонений в  развитии,
раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей  с
отклонениями в развитии.
     Раздел "Оптимизация условий  для  функционирования  и  расширения
сети   специальных   (коррекционных)    образовательных    учреждений"
ориентирован на:
     укрепление    учебной    и    материальной    базы    специальных
(коррекционных) школ-интернатов;
     развитие   вариативных   систем   специального   (коррекционного)
образования;
     оптимизацию     деятельности     всех      звеньев      структуры
психолого-медико-педагогических комиссий.
     Раздел "Создание условий для реализации интегрированного  подхода
и   преемственности,   повышения   качества   образования   детей    с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов" предполагает:
     создание  необходимых  условий   для   успешной   образовательной
интеграции в массовое образование детей с отклонениями  в  развитии  и
детей-инвалидов;
     создание республиканского банка данных  о  педагогическом  опыте,
теоретических  и  методических  разработках  в  области  интегративных
подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья;
     интерактивное обучение детей-инвалидов.
     Мероприятия раздела "Система подготовки и повышения квалификации
     кадров,  работающих  с  детьми  с   ограниченными   возможностями
здоровья и детьми-инвалидами" ориентированы на:
     создание обоснованной и скоординированной программы подготовки  и
переподготовки кадров;
     повышение квалификации  учителей  и  воспитателей,  работающих  в
системе специального (коррекционного) образования;
     переподготовку специалистов, работающих с детьми с  ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами, через дистанционные  формы
обучения.
     Раздел  "Создание  условий  для  планомерного  развития   системы
подготовки к жизни  в  обществе  и  профессиональному  самоопределению
подростков с ограниченными возможностями здоровья  и  детей-инвалидов"
предусматривает:
     разработку комплекса мер  по  приобщению  детей  с  ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов  к  спортивной  и  культурной
жизни общества;
     обеспечение     выпускников      специальных      (коррекционных)
школ-интернатов бюджетными  местами  в  учреждениях  профессионального
образования республики;
     создание      системы      профессионального      самоопределения
подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в развитии.
     Раздел "Формирование толерантного отношения общества  к  детям  с
ограниченными  возможностями  здоровья  и  детям-инвалидам"   включает
мероприятия, способствующие ориентации общества на гуманное  отношение
к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

                  IV. Ресурсное обеспечение Программы

     Общий объем финансирования Программы составляет 2129 тыс. рублей,
в том числе:
     средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики
- 1959 тыс. рублей,
     средства внебюджетных источников - 169 тыс. рублей.
     Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканской
целевой  программы  "Развитие   образования   в   Кабардино-Балкарской
Республике    на    2007-2011    годы",    республиканского    бюджета
Кабардино-Балкарской Республики, а также внебюджетных средств.
     Ряд предлагаемых мероприятий не требует дополнительных финансовых
расходов, поскольку их реализация входит в функциональные  обязанности
соответствующих   исполнительных   органов   государственной    власти
Кабардино-Балкарской Республики.
     В качестве  внебюджетных  источников  будут  привлечены  средства
некоммерческих фондов, спонсорская помощь и другие.
     Финансовое обеспечение Программы приведено в приложении N 3.

                   V. Механизм реализации Программы

     Государственным  заказчиком  Программы   является   Правительство
Кабардино-Балкарской Республики.
     Государственный заказчик и исполнители Программы в  установленном
порядке обеспечивают полное и качественное выполнение ее мероприятий.
     Механизм реализации Программы предусматривает:
     объединение  и  координацию  действий   органов   государственной
власти, государственных,  муниципальных  и  общественных  организаций,
направленных   на   решение    проблем    в    области    специального
(коррекционного) образования;
     обеспечение учета проблем в области специального (коррекционного)
образования при разработке республиканских целевых программ;
     организацию  информационно-просветительской  деятельности   через
средства  массовой  информации  при  помощи  информационных   структур
органов государственной власти и  управления  по  пропаганде  целей  и
задач региональной политики в области коррекционного образования.

                  VI. Ожидаемые результаты Программы

     Реализация мероприятий Программы позволит реализовать права детей
с  ограниченными   возможностями   здоровья   и   детей-инвалидов   на
образование,  обеспечить  их  успешную  социализацию   и   эффективную
самореализацию  в  различных  видах  профессиональной   и   социальной
деятельности и достичь следующих результатов:
     увеличить долю выявленных  детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья  и  детей-инвалидов,  своевременно  получивших  коррекционную
помощь,  в  общей  численности  выявленных   детей   с   ограниченными
возможностями здоровья в республике с 50 процентов до 70 процентов;
     увеличить долю детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  и
детей-инвалидов, получающих образование, в общей численности  детей  с
ограниченными возможностями здоровья в республике с 95 процентов до 99
процентов;
     увеличить долю детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  и
детей-инвалидов, получающих образование в образовательных  учреждениях
общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей
с ограниченными возможностями здоровья в республике с 85 процентов  до
90 процентов;
     увеличить долю образовательных учреждений общего типа, в  которых
созданы необходимые условия для обеспечения доступности  качественного
образования  для  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья   и
детей-инвалидов, в общем числе образовательных учреждений общего  типа
в республике с 0,3 процента до 0,9 процента;
     сократить долю детей с  ограниченными  возможностями  здоровья  и
детей-инвалидов, обучающихся  в  интернатных  учреждениях,   в   общей
численности   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и
детей-инвалидов в республике с 15 процентов до 10 процентов;
     увеличить   долю   педагогических   работников    образовательных
учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих  необходимой
квалификацией  для  организации  работы  с  детьми   с   ограниченными
возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами,  в  общей   численности
педагогических работников образовательных учреждений в республике с 11
процентов до 15 процентов.

                                 * * *

                                            Приложение N 1
                                 к республиканской целевой программе
                                  "Развитие образования для детей с
                                ограниченными возможностями здоровья
                              и детей-инвалидов в Кабардино-Балкарской
                                     Республике на 2008-2010 годы"

                    Перечень мероприятий Программы

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|N   |Наименование мероприятий                |Источники      |Финансирование             |Исполнители мероприятий  |
|п/п |                                        |финансирования |затрат, тыс. рублей        |                         |
|    |                                        |               |                           |                         |
|    |                                        |               |---------------------------|                         |
|    |                                        |               |всего | в том числе по     |                         |
|    |                                        |               |      | годам              |                         |
|    |                                        |               |      |--------------------|                         |
|    |                                        |               |      | 2008 | 2009 | 2010 |                         |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|             I. Информационно-методическое обеспечение системы специального (коррекционного) образования           |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1.|Мониторинг единой информационной        |республиканск- |100   | 20   | 30   | 50   |Министерство             |
|    |системы республиканской базы данных о:  |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |здравоохранения КБР,     |
|    |детях с ограниченными возможностями     |               |      |      |      |      |Министерство труда и     |
|    |здоровья и детях-инвалидах; системе     |               |      |      |      |      |социальной защиты КБР,   |
|    |государственных и негосударственных     |               |      |      |      |      |Республиканский центр    |
|    |учреждений, обеспечивающих выявление    |               |      |      |      |      |психолого-медико-        |
|    |и комплексную реабилитацию детей с      |               |      |      |      |      |социального              |
|    |ограниченными возможностями здоровья    |               |      |      |      |      |сопровождения            |
|    |и детей-инвалидов в республике и за ее  |               |      |      |      |      |Министерства образования |
|    |пределами; системе подготовки и         |               |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |переподготовки кадров специалистов,     |               |      |      |      |      |администрации            |
|    |обеспечивающих комплексную              |               |      |      |      |      |муниципальных районов и  |
|    |реабилитацию детей с ограниченными      |               |      |      |      |      |городских округов КБР    |
|    |возможностями здоровья и детей-         |               |      |      |      |      |                         |
|    |инвалидов                               |               |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+---------------+------+------+------+------+-------------------------|
|1.2.|Создание и поэтапное внедрение          |республиканск- |130   | 30   | 40   | 60   |Министерство образования |
|    |информационной компьютерной сети в      |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |специализированные (коррекционные)      |               |      |      |      |      |Республиканский центр    |
|    |образовательные учреждения в целях      |               |      |      |      |      |дистанционного обучения  |
|    |координации их деятельности             |               |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|1.3.|Создание банка данных о педагогическом  |средства, предусмотренные на текущее       |Республиканский центр    |
|    |опыте, теоретических и методических     |финансирование                             |психолого-медико-        |
|    |разработках                             |                                           |социального сопровожден- |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|    |и результатах в области интегративных   |                                           |Министерства образования |
|    |подходов к образованию детей с          |                                           |и науки КБР,             |
|    |ограниченными возможностями здоровья    |                                           |администрации            |
|    |и детей-инвалидов                       |                                           |муниципальных районов и  |
|    |                                        |                                           |городских округов КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|1.4.|Совершенствование методического         |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство образования |
|    |сопровождения образовательного процесса |финансирование                             |и науки КБР,             |
|    |в специальных (коррекционных)           |                                           |администрации            |
|    |образовательных учреждениях, классах    |                                           |муниципальных районов и  |
|    |общеобразовательных учреждений          |                                           |городских округов КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|1.5.|Создание на базе Республиканского центра|республиканск- |240   | 60   | 80   | 100  |Министерство образования |
|    |психолого-медико-социального            |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |сопровождения Министерства образования  |               |      |      |      |      |администрации            |
|    |и науки КБР единой системы раннего      |               |      |      |      |      |муниципальных районов и  |
|    |выявления отклонений в развитии, раннего|               |      |      |      |      |городских округов КБР,   |
|    |вмешательства и консультирования семей, |               |      |      |      |      |Министерство             |
|    |воспитывающих детей данной категории    |               |      |      |      |      |здравоохранения КБР,     |
|    |                                        |               |      |      |      |      |Министерство труда и     |
|    |                                        |               |      |      |      |      |социальной защиты КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|1.6.|Разработка методических основ раннего   |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство образования |
|    |выявления и ранней комплексной          |финансирование                             |и науки КБР, Министерство|
|    |психолого-педагогической помощи детям   |                                           |здравоохранения КБР,     |
|    |с отклонениями в развитии и детям-      |                                           |Министерство труда и     |
|    |инвалидам                               |                                           |социальной защиты КБР    |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                      II. Оптимизация условий для функционирования и расширения сети специальных                   |
|                                      (коррекционных) образовательных учреждений                                   |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.1.|Оптимизация деятельности всех звеньев   |средства, предусмотренные на текущее       |Республиканский центр    |
|    |структуры психолого-медико-             |финансирование                             |психолого-медико-        |
|    |педагогических комиссий (ПМПК):         |                                           |социального              |
|    |школьных ПМК-консили-умов, городских    |                                           |сопровождения            |
|    |и районных ПМПК, Республиканской        |                                           |Министерства образования |
|    |ПМПК                                    |                                           |и науки КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|2.2.|Развитие вариативных систем             |республиканск- |180   | 40   | 60   | 80   |Республиканский центр    |
|    |специального (коррекционного)           |ий бюджет      |      |      |      |      |психолого-медико-        |
|    |образования                             |               |      |      |      |      |социального              |
|    |                                        |               |      |      |      |      |сопровождения            |
|----+----------------------------------------+---------------+------+------+------+------+-------------------------|
|    |                                        |КБР,           |169   | 169  |      |      |Министерства образования |
|    |                                        |внебюджетные   |      |      |      |      |и науки КБР              |
|    |                                        |средства       |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+---------------+------+------+------+------+-------------------------|
|2.3.|Организация дистанционного обучения     |республиканск- |120   | 30   | 40   | 50   |Республиканский центр    |
|    |для детей с ограниченными               |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |дистанционного обучения  |
|    |возможностями здоровья                  |               |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+---------------+------+------+------+------+-------------------------|
|2.4.|Республиканский смотр сохранности       |республиканск- |90    | 20   | 30   | 40   |Министерство образования |
|    |специальных (коррекционных) школ-       |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР              |
|    |интернатов и готовности их к началу     |               |      |      |      |      |                         |
|    |учебного года                           |               |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+---------------+------+------+------+------+-------------------------|
|2.5.|Укрепление учебной и материальной базы  |республиканск- |115   | 30   | 40   | 45   |Министерство образования |
|    |специальных (коррекционных) школ-       |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР              |
|    |интернатов                              |               |      |      |      |      |                         |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|         III. Создание условий для реализации интегрированного подхода и преемственности, повышения качества       |
|                      образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов                   |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1.|Создание республиканского банка данных  |средства, предусмотренные на текущее       |Республиканский центр    |
|    |о педагогическом опыте, теоретических и |финансирование                             |психолого-медико-        |
|    |методических разработках в области      |                                           |социального              |
|    |интегративных подходов к образованию    |                                           |сопровождения            |
|    |детей с ограниченными возможностями     |                                           |Министерства образования |
|    |здоровья и детей-инвалидов              |                                           |и науки КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|3.2.|Активизация деятельности психолого-     |средства, предусмотренные на текущее       |Республиканский центр    |
|    |медико-педагогических консилиумов       |с финансирование                           |психолого-медико-        |
|    |образовательных учреждений по           |                                           |социального              |
|    |коррекционно-развивающей работе с       |                                           |сопровождения            |
|    |детьми                                  |                                           |Министерства образования |
|    |                                        |                                           |и науки КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|3.3.|Создание необходимых условий для        |республиканск- |190   | 45   | 60   | 85   |Министерство образования |
|    |успешной образовательной интеграции в   |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |массовое образование детей с            |               |      |      |      |      |администрации            |
|    |отклонениями в развитии:                |               |      |      |      |      |муниципальных районов и  |
|    |включение в штатное расписание всех     |               |      |      |      |      |городских округов КБР    |
|    |общеобразовательных учреждений          |               |      |      |      |      |                         |
|    |республики ставок дефектологов,         |               |      |      |      |      |                         |
|    |логопедов; организация всеобуча для     |               |      |      |      |      |                         |
|    |родителей, имеющих детей с              |               |      |      |      |      |                         |
|    |ограниченными возможностями здоровья    |               |      |      |      |      |                         |
|    |и детей-инвалидов; переподготовка и     |               |      |      |      |      |                         |
|    |проведение специальных курсов для       |               |      |      |      |      |                         |
|    |учителей начальной школы по вопросам    |               |      |      |      |      |                         |
|    |специального (коррекционного)           |               |      |      |      |      |                         |
|    |образования; проведение совместных      |               |      |      |      |      |                         |
|    |мероприятий для здоровых детей и детей  |               |      |      |      |      |                         |
|    |данной категории                        |               |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|3.4.|Интерактивное обучение детей-инвалидов  |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство образования |
|    |                                        |финансирование                             |и науки КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|3.5.|Проведение обязательной диагностики     |республиканск- |120   | 20   | 40   | 60   |Министерство образования |
|    |уровня готовности детей старшего        |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |дошкольного возраста к школьному        |               |      |      |      |      |администрации            |
|    |обучению и необходимой коррекционно-    |               |      |      |      |      |муниципальных районов и  |
|    |развивающей работы                      |               |      |      |      |      |городских округов КБР    |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                    IV. Система подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми с                  |
|                               ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами                            |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.1.|Создание программы подготовки,          |республиканск- |60    | 20   | 20   | 20   |Министерство образования |
|    |переподготовки и повышения              |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР, Кабардино-  |
|    |квалификации кадров на базе Института   |               |      |      |      |      |Балкарский               |
|    |повышения квалификации и                |               |      |      |      |      |государственный          |
|    |переподготовки работников образования   |               |      |      |      |      |университет имени Х.М.   |
|    |Кабардино-Балкарского государственного  |               |      |      |      |      |Бербекова                |
|    |университета имени Х.М. Бербекова       |               |      |      |      |      |                         |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|4.2.|Осуществление целевой подготовки        |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство образования |
|    |специалистов- дефектологов на базе      |финансирование                             |и науки КБР,             |
|    |ведущих вузов страны                    |                                           |администрации            |
|    |                                        |                                           |муниципальных районов и  |
|    |                                        |                                           |городских округов КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|4.3.|Переподготовка специалистов,            |республиканск- |100   | 20   | 40   | 40   |Министерство образования |
|    |работающих с детьми с ограниченными     |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |возможностями здоровья и детьми-        |               |      |      |      |      |администрации            |
|    |инвалидами, через дистанционные формы   |               |      |      |      |      |муниципальных районов и  |
|    |обучения                                |               |      |      |      |      |городских округов КБР,   |
|    |                                        |               |      |      |      |      |Республиканский центр    |
|    |                                        |               |      |      |      |      |дистанционного обучения  |
|----+----------------------------------------+---------------+------+------+------+------+-------------------------|
|4.4.|Организация на базе районных ресурсных  |республиканск- |110   | 30   | 40   | 40   |Министерство образования |
|    |центров обучения специалистов по        |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |направлениям содержания образования:    |               |      |      |      |      |администрации            |
|    |информатизация образования; образование |               |      |      |      |      |муниципальных районов и  |
|    |и здоровье; коррекционная педагогика;   |               |      |      |      |      |городских округов КБР,   |
|    |работа с одаренными детьми; профильное  |               |      |      |      |      |Республиканский центр    |
|    |обучение; индивидуальное обучение       |               |      |      |      |      |дистанционного обучения  |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|       V. Создание условий для планомерного развития системы подготовки к жизни в обществе и профессиональному     |
|                 самоопределению подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов               |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|5.1.|Проведение мониторингов по              |республиканск- |50    | 15   | 15   | 20   |Министерство образования |
|    |определению профессиональных            |ий бюджет КБР  |      |      |      |      |и науки КБР,             |
|    |интересов детей, оказавшихся в трудной  |               |      |      |      |      |Государственной комитет  |
|    |жизненной ситуации                      |               |      |      |      |      |КБР по занятости         |
|    |                                        |               |      |      |      |      |населения                |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|5.2.|Организация профессионального           |средства, предусмотренные на текущее       |Государственной комитет  |
|    |самоопределения подростков-инвалидов и  |финансирование                             |КБР по занятости         |
|    |подростков с отклонениями в развитии    |                                           |населения,               |
|    |                                        |                                           |Республиканский центр    |
|    |                                        |                                           |психолого-медико-        |
|    |                                        |                                           |социального              |
|    |                                        |                                           |сопровождения            |
|    |                                        |                                           |Министерства образования |
|    |                                        |                                           |и науки КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|5.3.|Разработка шкалы развития жизненной     |средства, предусмотренные на текущее       |Республиканский центр    |
|    |компетентности с учетом национальных    |финансирование                             |психолого-медико-        |
|    |традиций, особенностей семейного уклада |                                           |социального              |
|    |и культурного наследия для разных       |                                           |сопровождения            |
|    |категорий детей с отклонениями в        |                                           |Министерства образования |
|    |развитии                                |                                           |и науки КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|5.4.|Разработка комплекса мер по приобщению  |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство культуры и  |
|    |детей-инвалидов к спортивной и          |финансирование                             |информационных           |
|    |культурной жизни общества               |                                           |коммуникаций КБР,        |
|    |                                        |                                           |Министерство спорта и    |
|    |                                        |                                           |туризма КБР              |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|5.5.|Разработка республиканской программы    |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство образования |
|    |работы с детьми с ограниченными         |финансирование                             |и науки КБР, Министерство|
|    |возможностями здоровья и детьми-        |                                           |спорта и туризма КБР     |
|    |инвалидами в системе дополнительного    |                                           |                         |
|    |образования                             |                                           |                         |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|5.6.|Обеспечение выпускников специальных     |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство образования |
|    |(коррекционных) школ-интернатов         |финансирование                             |и науки КБР, Кабардино-  |
|    |бюджетными местами в учреждениях        |                                           |Балкарский               |
|    |профессионального образования           |                                           |государственный          |
|    |республики                              |                                           |университет имени Х.М.   |
|    |                                        |                                           |Бербекова                |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|                      VI. Формирование толерантности отношения общества к детям с ограниченными                    |
|                                       возможностями здоровья и детям-инвалидам                                    |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|6.1.|Использование средств массовой          |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство культуры и  |
|    |информации для ориентации общества на   |финансирование                             |информационных           |
|    |толерантное отношение к детям с         |                                           |коммуникаций КБР,        |
|    |ограниченными возможностями здоровья    |                                           |администрации            |
|    |и детям-инвалидам                       |                                           |муниципальных районов и  |
|    |                                        |                                           |городских округов КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|6.2.|Пропаганда через средства массовой      |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство культуры и  |
|    |информации возможностей                 |финансирование                             |информационных           |
|    |сотрудничества и взаимопонимания        |                                           |коммуникаций КБР,        |
|    |нормально развивающихся детей, детей с  |                                           |администрации            |
|    |ограниченными возможностями здоровья    |                                           |муниципальных районов и  |
|    |и детей-инвалидов                       |                                           |городских округов КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|6.3.|Реализация мер по обеспечению участия   |республиканск- |354     | 60    | 120 | 174|Министерство образования |
|    |воспитанников специальных               |ий бюджет КБР  |        |       |     |    |и науки КБР, Министерство|
|    |(коррекционных) школ-интернатов в       |               |        |       |     |    |спорта и туризма КБР     |
|    |республиканских и всероссийских         |               |        |       |     |    |                         |
|    |мероприятиях                            |               |        |       |     |    |                         |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|6.4.|Организация благотворительных акций в   |средства, предусмотренные на текущее       |Министерство культуры и  |
|    |поддержку детей с ограниченными         |финансирование                             |информационных           |
|    |возможностями здоровья и детей-         |                                           |коммуникаций КБР,        |
|    |инвалидов                               |                                           |Министерство образования |
|    |                                        |                                           |и науки КБР,             |
|    |                                        |                                           |администрации            |
|    |                                        |                                           |муниципальных районов и  |
|    |                                        |                                           |городских округов КБР    |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|    |                                        |Итого                                      |                         |
|----+----------------------------------------+-------------------------------------------+-------------------------|
|    |                                        |республиканск- |1959    | 440   | 655 | 864|                         |
|    |                                        |ий бюджет КБР  |        |       |     |    |                         |
|----+----------------------------------------+---------------+--------+-------+-----+----+-------------------------|
|    |                                        |внебюджетные   |169     | 169   |     |    |                         |
|    |                                        |средства       |        |       |     |    |                         |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Поручения   в   части,  касающейся  органов  местного
самоуправления,  администраций  муниципальных  районов   и   городских
округов   Кабардино-Балкарской   Республики,   носят  рекомендательный
характер.

                         --------------------

Информация по документу
Читайте также