Расширенный поиск

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21.11.2007 № 83-РЗ

 
                              З А К О Н
                   Кабардино-Балкарской Республики
                             ------------

                 О республиканской целевой программе
          "Модернизация учебной книги на национальных языках
                          на 2007-2011 годы"

         (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
         от 08.06.2009 г. N 28-РЗ; от 18.07.2011 г. N 79-РЗ)


Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики                   25 октября 2007 года

     Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу
"Модернизация учебной книги на национальных языках на 2007-2011 годы".
     
     Статья 2. Правительству Кабардино-Балкарской Республики:
     1) предусматривать  средства   для   реализации   республиканской
целевой  программы  "Модернизация учебной книги на национальных языках
на    2007-2011    годы"    при    разработке     проектов     законов
Кабардино-Балкарской     Республики    о    республиканском    бюджете
Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2011 годы;
     2) ежегодно   представлять   в   Парламент   Кабардино-Балкарской
Республики отчет о ходе реализации республиканской  целевой  программы
"Модернизация учебной книги на национальных языках на 2007-2011 годы".
     
     
     Президент
     Кабардино-Балкарской Республики          А. Каноков

     город Нальчик
     21 ноября 2007 года
     N 83-РЗ

                                * * *

                                               Приложение
                              к Закону Кабардино-Балкарской Республики
                                "О республиканской целевой программе
                                   "Модернизация учебной книги на
                                национальных языках на 2007-2011 годы"

                  РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
             "МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ КНИГИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ
                      ЯЗЫКАХ НА 2007-2011 ГОДЫ"

          (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
                      от 08.06.2009 г. N 28-РЗ)


                          ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Наименование           республиканская целевая программа "Модернизация учебной |
| Программы              книги на национальных языках на                         |
|                        2007-2011 годы" (далее - Программа)                     |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Основание для          Закон Российской Федерации "Об образовании",            |
| разработки Программы   Закон Российской Федерации "О языках народов Российской |
|                        Федерации",                                             |
|                        законы Кабардино-Балкарской Республики "Об              |
|                        образовании", "О языках народов                         |
|                        Кабардино-Балкарской Республики",                       |
|                        постановление Правительства Кабардино-Балкарской        |
|                        Республики от 8 февраля 2003 года N 35-ПП "Об основных  |
|                        мерах по реализации Закона                              |
|                        Кабардино-Балкарской Республики "О языках народов       |
|                        Кабардино-Балкарской Республики" на 2003-2006 годы",    |
|                        распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской         |
|                        Республики от 31 октября 2006 года N 476-рп             |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Государственный        Правительство Кабардино-Балкарской Республики           |
| заказчик Программы                                                             |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Разработчик и          Министерство образования и науки                        |
| ответственный          Кабардино-Балкарской Республики                         |
| исполнитель Программы                                                          |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Цель Программы         модернизация содержания учебно-методических комплектов  |
|                        на национальных языках и введение их в систему общего   |
|                        среднего образования                                    |
|                        Кабардино-Балкарской Республики                         |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Задачи Программы       подготовка и издание новых учебников и методических     |
|                        пособий по родным языкам и литературам для учащихся     |
|                        школ республики,                                        |
|                        переработка и переиздание учебников и методических      |
|                        пособий по родным языкам и литературам для учащихся     |
|                        школ республики,                                        |
|                        издание учебников для организации обучения учащихся     |
|                        начальных классов национальных школ республики в режиме |
|                        активного двуязычия                                     |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Сроки реализации       2007-2011 годы                                          |
| Программы                                                                      |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Источники и объемы     всего      для     реализации     Программы    из       |
|финансирования          республиканского   бюджета   Кабардино-Балкарской       |
|Программы"              Республики    потребуется    29,97  млн.  рублей,       |
|                        в  том  числе  предполагаемые  затраты составят:        |
|                        на первом этапе (2007 год) - 0 рублей,                  |
|                        на втором этапе (2008 год) - 6,2 млн. рублей,           |
|                        на третьем этапе (2009 год) - 5,0 млн. рублей,          |
|                        на четвертом этапе (2010 год) - 9,17 млн. рублей,       |
|                        (2011 год) - 9,6 млн. рублей                            |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Ожидаемые результаты,  создание механизма систематического обновления          |
| важнейшие целевые      содержания национального языкового и литературного      |
| показатели             образования для всех общеобразовательных учреждений     |
| Программы              республики,                                             |
|                             повышение уровня подготовки детей начальных        |
|                        классов национальных школ к обучению на русском языке   |
|                        путем введения билингвистических методик и двуязычных   |
|                        учебников в систему школьного образования,              |
|                             создание благоприятных условий для повышения       |
|                        качества национального языкового и литературного        |
|                        образования.                                            |
|                             За время реализации Программы предстоит ввести в   |
|                        систему национального образования республики:           |
|                             новые образовательные программы и стандарты по     |
|                        национальным языкам и литературам,                      |
|                             учебно-методические комплекты для организации      |
|                        обучения учащихся 1-6 классов по родным языкам и        |
|                        литературам в национальных школах республики,           |
|                             учебно-методические комплекты для организации      |
|                        обучения учащихся 1-4 классов по кабардинскому и        |
|                        балкарскому языкам и литературам в многонациональных    |
|                        школах республики,                                      |
|                             двуязычные учебники по окружающему миру            |
|                        (природоведению) для учащихся 1-4 классов               |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Координатор            Министерство образования и науки                        |
| Программы              Кабардино-Балкарской Республики                         |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Организация            мониторинг хода реализации Программы осуществляет       |
| мониторинга хода       Министерство образования и науки                        |
| реализации Программы   Кабардино-Балкарской Республики                         |
|                                                                                |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Организация контроля   контроль за исполнением Программы осуществляется        |
| за исполнением         Парламентом Кабардино-Балкарской Республики,            |
| Программы              Правительством Кабардино-Балкарской Республики          |
|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
     (В     редакции     Закона     Кабардино-Балкарской    Республики
от 18.07.2011 г. N 79-РЗ)

                    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Программа представляет  собой  документ,  в  котором  на   основе
анализа  кабардинского и балкарского (далее по тексту - национального)
языкового и литературного образования определяются цели  и  задачи  по
обновлению  содержания школьных учебных предметов "кабардинский язык",
"кабардинская   литература",   "балкарский   язык"    и    "балкарская
литература", предлагаются механизмы достижения поставленных целей.
     Программа направлена  на  выравнивание  условий   для   получения
полноценного    образования    детям    разных    национальностей    и
предусматривает  организацию   обучения   учащихся   младших   классов
национальных    школ    республики   в   режиме   национально-русского
билингвизма.

                I. СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО И
                 ЛИТЕРАТУРНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                  В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

     Кабардино-Балкария является     многонациональной     республикой
Российской  Федерации  со  среднеразвитой экономикой.  Помимо коренных
кабардинского и  балкарского  народов  здесь  проживают  представители
более  70  национальностей,  в том числе русские,  украинцы,  осетины,
грузины,  армяне,  корейцы,  немцы,  горские евреи, турки-месхетинцы и
др.,  что  должно  учитываться  в стратегических направлениях развития
системы   образования,   практической   деятельности   образовательных
учреждений.
     Важнейшим инструментом     для    поддержания     межнациональной
стабильности,     сохранения     и     развития     языков     народов
Кабардино-Балкарской     Республики     стало     принятие     законов
Кабардино-Балкарской Республики "О языках народов Кабардино-Балкарской
Республики",    "О    республиканском    комплекте    учебников    для
образовательных учреждений". Это  способствовало созданию условий  для
равноправного  и  самобытного развития  кабардинского,  балкарского  и
русского языков, формированию поликультурной среды.
     Изучение родных языков в образовательных  учреждениях  республики
начинается   с   дошкольного   возраста.   В   дошкольных   группах  и
общеобразовательных школах с многонациональным составом детей изучение
одного из национальных языков проводится с учетом желания родителей.
     Во всех  школах  Кабардино-Балкарии  изучение  родного  языка   и
литературы  является обязательным и проводится по различным программам
и  учебникам.  В  настоящее  время   используются   92   учебника   на
кабардинском  и  балкарском  языках,  более  50 различных методических
пособий.  В  2005-2006  учебном  году  объем  издательской  продукции,
обеспечивающей изучение родных языков, составил 35 наименований.
     Уровень и  качество  обучения  родному  языку  и   литературе   в
общеобразовательных  учреждениях  республики  на  сегодняшний  день (а
соответственно,  и негативные тенденции,  обнаруживающиеся в  развитии
образования  в области родного языка) в равной мере определяются двумя
группами факторов.
     В первую    очередь   это   факторы   социально-политического   и
общекультурного характера:  отрицательное влияние на процессы обучения
родному  языку  современной  языковой  среды  и  современной  языковой
ситуации,  которая характеризуется общим резким снижением  языковой  и
речевой культуры населения, засорением речи неоправданными иноязычными
заимствованиями, грубыми словами и выражениями.
     Наряду с  этими  факторами,  отрицательно влияющими на процессы и
результативность  обучения  родным  языкам   и   литературам,   многие
недостатки  в  преподавании  родного  языка  в  школе  сопряжены  и  с
содержанием  существующих  учебных  программ  и  учебников   по   этим
дисциплинам,  а  также с несовершенством используемых в педагогической
практике форм и методов работы.
     Так, например,   действующие   программы  и  учебники  по  родным
литературам не отражают  изменений,  произошедших  в  литературе  и  в
принципах    оценки    идейно-эстетических   качеств   художественного
произведения.  Программы  не  охватывают  новые  явления  литературной
жизни.   За   пределами   программ   и   учебников  остаются  значимые
произведения,  созданные в последние годы,  по существу -  современная
классика.  В  то  же  время недопустимо много места отводится слабым в
художественном отношении произведениям, усиленная пропаганда которых в
прошлом   была   связана   с  их  идеологической  направленностью.  Их
содержание противоречит современным представлениям в социуме о мире, а
в  отдельных случаях таким основополагающим конституционным принципам,
как свобода совести, вероисповедания, права человека и т.п., и в целом
-   новому   типу   мышления,   отвергающему   насилие   (пусть   даже
революционное) как способ переустройства мира. При написании учебников
нового  поколения особое внимание должно уделяться соответствию форм и
методов  подачи   учебного   материала   характерным   психологическим
особенностям той возрастной группы, на которую они рассчитаны.
     В качестве недостатков ныне действующих комплектов  национального
языкового и литературного образования можно выделить следующее:
     содержание действующей учебной литературы с  1  по  11  класс  не
соответствует  требованиям  к  современному  учебнику,  в  ней нарушен
принцип преемственности, требуется экспертиза включенных в программу и
учебники   художественных   произведений  на  предмет  определения  их
художественной ценности и актуальности;
     ряд учебников   по   родным   языкам   и  литературам  перегружен
труднодоступным   теоретическим    материалом    (например,    учебник
кабардинского  языка для 5 класса,  учебник по кабардинской литературе
для 10 класса),  другая часть учебников нуждается в увеличении  объема
теоретического   материала   (учебник   кабардинского  языка  для  6-7
классов);
     распределение учебного материала по ступеням образования и  форма
его   подачи   (особенно    в   начальных   классах)   не    учитывают
психолого-возрастные особенности учащихся;
     в целом учебники по родным  языкам и литературам в  недостаточной
степени  ориентированы   на  развитие   познавательной  и   творческой
активности  учащихся, хотя  известно,  что определенные  представления
могут  превратиться  в  знания только  при  условии  включения  самого
учащегося в активный мыслительный процесс;
     учебники по родным языкам слабо отражают современные общественные
реалии, почти  не  учитывают  изменения  в  психологии  и   ценностной
ориентации современных школьников и нацелены прежде всего на  развитие
письменной речи учащихся, поэтому в современной практике  преподавания
родного       языка      доминирующим       по-прежнему       остается
грамматико-орфографический аспект;
     недостаточной является  направленность  учебников и  программ  по
родным  языкам  на  развитие  у  обучающихся  орфоэпических   навыков,
функциональной грамотности и коммуникативной речевой культуры;
     дидактический материал  многих  учебников  зачастую  представляет
собой  искусственно  созданные тексты  (вместо  использования  текстов
классической национальной литературы);
     методические пособия   по   родным  языкам   и   литературам   не
предусматривают использование современных  технологий обучения, в  том
числе информационно-коммуникационных;
     практически вся  учебно-методическая литература  на  национальных
языках имеет низкий уровень полиграфического исполнения;
     отсутствуют стандарты, программы, учебники и методические пособия
по кабардинскому и  балкарскому  языкам и  литературам для  иноязычных
учащихся;
     не разработан   учебно-методический  комплект   для   организации
обучения детей 1-4 классов на родных языках;
     отсутствуют учебные   компьютерные    программы   по    предметам
национально-регионального    компонента,   не    используются    новые
информационные технологии;
     не решена кадровая проблема: в  ряде школ обучение родному  языку
ведут переквалифицированные учителя других предметов;
     отсутствие методических журналов по  родным языкам и  литературам
ограничивает   возможности   обмена  опытом   работы   учителей,   его
распространения и обобщения.
     Таким образом,  в  настоящее  время  при  наличии  потребностей в
модернизации  содержания  языкового  и   литературного   национального
школьного  образования  должной  работы  в  этом направлении в системе
образования не ведется, в частности:
     не созданы равные психолого-педагогические стартовые  возможности
для получения полноценного образования детьми разных национальностей;
     не созданы условия  (в том  числе  и финансовые)  для введения  в
образовательную практику нового  содержания национального языкового  и
литературного образования  для  детей, не  владеющих кабардинским  или
балкарским языками;
     не проведена модернизация учебников и программ по кабардинскому и
балкарскому языкам  и  литературам  для  учащихся  национальных   школ
республики;
     отсутствует достаточный  кадровый   потенциал,  необходимый   для
проведения  модернизации   содержания  национального   (в  том   числе
языкового и литературного) образования;
     остаются низкими требования к уровню полиграфического  исполнения
заказов на издательство учебно-методической литературы.
     На основании  изложенного  можно  сделать  вывод,  что   ключевой
проблемой в  развитии  национального образования  Кабардино-Балкарской
Республики является несоответствие действующих учебников национального
языкового  и  литературного  образования  современным   дидактическим,
методологическим,  психологическим   и  полиграфическим   требованиям,
предъявляемым к учебной литературе.
     Вместе с тем для  эффективного решения  этой ключевой проблемы  в
республике созрели условия, к которым можно отнести:
     возрастающий интерес    республиканской    политической    элиты,
общественных   организаций,   научной  и   творческой   интеллигенции,
педагогического   сообщества   к   вопросам   развития   национального
образования;
     накопленный в системе  образования республики  опыт разработок  и
издания  учебно-методических комплектов  по  национально-региональному
компоненту школьного образования;
     налаженные связи  со  сторонними  учреждениями  и  организациями,
занимающимися вопросами разработки  содержания образования и  изданием
учебников в центре и регионах Российской Федерации;
     имеющийся в     издательской     и     полиграфической    отрасли
Кабардино-Балкарии кадровый потенциал.

                     II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     На основании  анализа,  приведенного  выше,  сформулированы  цели
Программы.
     Общая цель  Программы   -   через  модернизированное   содержание
национального образования создать благоприятные условия для сохранения
кабардинского и  балкарского языков  и укрепления их  роли в  процессе
развития  коренных  этносов   республики,  развития  языковой   среды,
способной    транслировать    национальные    культуры,    обеспечивая
цивилизационное  развитие  титульных  наций  через  открытость  другим
культурам.
     Конкретная цель  Программы  -  введение в систему общего среднего
образования    Кабардино-Балкарской    Республики    модернизированных
учебно-методических комплектов на национальных языках.
     К задачам Программы относятся:
     издание нового  поколения  учебников и  методических  пособий  по
родным языкам и литературам для учащихся школ республики;
     переработка и  переиздание учебников  и  методических пособий  по
родным языкам и литературам для учащихся национальных школ республики;
     издание учебников  для  организации обучения  учащихся  начальных
классов национальных школ республики в режиме активного двуязычия.
     Для достижения целей и задач Программы потребуется:
     подготовить научно-методическую     базу     для     модернизации
национального    образования    (разработать    концепцию     развития
национального  образования,  новые региональные  стандарты  и  учебные
программы национального языкового и литературного образования);
     создать в  региональной  системе  управления  образованием  новые
структурные подразделения и модернизировать существующие;
     создать условия   для   привлечения   большего   числа    авторов
национальных учебников;
     наладить деловые связи с партнерами, имеющими опыт работы в  этом
направлении;
     создать равные условия  для обучения  учащихся начальных  классов
школ республики на русском, кабардинском и балкарском языках;
     обеспечить открытость и доступность информации о ходе  реализации
Программы.
     В  качестве  основных  партнеров Министерства образования и науки
Кабардино-Балкарской  Республики  при  реализации  Программы выступают
Министерство   культуры   Кабардино-Балкарской  Республики;  институты
гражданского      общества      в      тесном     взаимодействии     с
Общественно-консультативным        советом        при       Президенте
Кабардино-Балкарской   Республики;   государственное   образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский
государственный    университет   имени   Х.М.   Бербекова";   Институт
гуманитарных     исследований    Правительства    Кабардино-Балкарской
Республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии
наук;   государственное  предприятие  Кабардино-Балкарской  Республики
"Центр   "Книга";   муниципальные   органы   управления   образованием
Кабардино-Балкарской      Республики.      (В      редакции     Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 18.07.2011 г. N 79-РЗ)

                   III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Подробное описание основных мероприятий по реализации Программы и
их планируемые затраты приведены в приложении.
     Весь период реализации Программы разбит на четыре этапа.
     На первом этапе (2007 год) планируется:
     создать при Министерстве образования и науки Кабардино-Балкарской
Республики управляющую  группу   и   экспертный  совет   национального
языкового и литературного образования;
     создать при  государственном образовательном  учреждении  "Книга"
Министерства  образования  и  науки  Кабардино-Балкарской   Республики
лабораторию развития национального образования;
     открыть на    портале    Министерства    образования    и   науки
Кабардино-Балкарской Республики сайт Программы и обеспечить открытость
и доступность материалов, связанных с ходом реализации Программы;
     подготовить и    издать    концепцию    развития    национального
образования, новые стандарты и примерные программы по кабардинскому  и
балкарскому языкам и литературам;
     разработать систему   показателей   уровня   учебных   достижений
учащихся по родным языкам и литературам для каждого класса;
     наладить систему   повышения  квалификации  экспертов  и  авторов
учебно-методических комплектов национального языкового и литературного
образования  (разработка  содержания  и  проведение семинаров и курсов
повышения квалификации);
     подготовить к изданию учебники для организации обучения  учащихся
1-2 классов на национальных языках;
     организовать в  пилотном   режиме   апробацию  методик   обучения
учащихся первых  классов  начальной школы  на  родных (кабардинском  и
балкарском) языках;
     подготовить и переиздать учебно-методические комплекты по  родным
языкам и  литературам для  организации обучения  учащихся 1-2  классов
коренных национальностей республики.
     На втором этапе (2008 год) планируется:
     продолжить повышение    квалификации    экспертов    и    авторов
учебно-методических комплектов национального языкового и литературного
образования;
     подготовить к  изданию   переводные   учебники  для   организации
обучения учащихся 1-4 классов на национальных языках;
     подготовить к изданию учебники по родным языкам и литературам для
организации обучения  учащихся  1-4  классов,  не  владеющих   языками
коренных народов республики;
     подготовить и переиздать учебники по родным языкам и  литературам
для организации обучения учащихся 1-4 классов коренных национальностей
республики;
     провести мониторинг хода выполнения Программы;
     организовать в  пилотном   режиме   апробацию  методик   обучения
учащихся вторых классов начальной школы в режиме кабардино-русского и
балкаро-русского билингвизма.
     На третьем этапе (2009 год) планируется:
     продолжить повышение  квалификации  авторов   учебно-методических
комплектов национального языкового и литературного образования;
     издание переводных учебников  и  учебно-методических пособий  для
организации обучения учащихся 1-2 классов на национальных языках;
     подготовить и издать  комплект учебно-методической литературы  по
родным языкам  и  литературам для  организации  обучения учащихся  1-4
классов коренных национальностей республики;
     подготовить и издать  комплект учебно-методической литературы  по
родным языкам  и  литературам для  организации  обучения учащихся  1-4
классов, не владеющих языками коренных народов;
     подготовить и издать учебники по родным языкам и литературам  для
учащихся  5-8   классов,   не  владеющих   языками  коренных   народов
республики;
     организовать и      провести     экспертизу      учебников      и
учебно-методических пособий;
     организовать в  пилотном   режиме   апробацию  методик   обучения
учащихся третьих классов начальной школы в режиме русско-кабардинского
и русско-балкарского билингвизма;
     провести мониторинг хода выполнения Программы.
     На четвертом  этапе   (январь  2010   года  -   май  2011   года)
планируется:
     завершить работу     по    повышению     квалификации     авторов
учебно-методических комплектов национального языкового и литературного
образования;
     издание переводных учебников  и  учебно-методических пособий  для
организации обучения учащихся 3-4 классов на национальных языках;
     подготовить и издать  учебники  и учебно-методическую  литературу
для  организации  обучения  учащихся  5-8  классов  коренных   народов
республики;
     издать учебники и учебно-методическую литературу для  организации
обучения учащихся 5-8 классов,  не владеющих одним из языков  коренных
народов республики;
     подготовить и издать словари и хрестоматии;
     организовать и      провести     экспертизу      учебников      и
учебно-методических пособий;
     организовать в   пилотном   режиме   апробацию  методик  обучения
учащихся    четвертых    классов    начальной    школы    в     режиме
русско-кабардинского и русско-балкарского билингвизма;
     подвести итоги   реализации  Программы   на   научно-практической
конференции.
     
                       IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Результаты Программы   окажут   влияние  на  качество  подготовки
учащихся по родным языкам и литературам,  условия  труда  учителей  по
предметам     национально-регионального     компонента    образования,
методических  работников  республиканского  и  муниципальных   звеньев
системы образования.
     В результате реализации Программы ожидается достижение  следующих
результатов:
     создание механизма    систематического   обновления    содержания
национального   языкового  и   литературного   образования  для   всех
общеобразовательных учреждений республики;
     повышение уровня подготовки детей начальных классов  национальных
школ к  обучению  на русском  языке  путем введения  билингвистических
методик и двуязычных учебников в систему школьного образования.
     Кроме того, введение модернизированного содержания  национального
языкового  и  литературного  образования  в  школы  республики   будет
способствовать:
     сохранению и   развитию   языков   народов   Кабардино-Балкарской
Республики, приобщению  подрастающего поколения  к истории,  культуре,
традициям народов Кабардино-Балкарской Республики;
     созданию благоприятных    условий    для    повышения    качества
национального языкового и литературного образования;
     созданию дополнительных  условий для  профессионального  развития
группы педагогов, научных и методических работников,  заинтересованных
в приобретении новых знаний;
     сохранению и развитию научного, духовного и культурного достояния
Кабардино-Балкарской Республики;
     сотрудничеству педагогов,       распространению        передового
педагогического опыта работы.
     В положительных результатах Программы заинтересован широкий  круг
педагогов,  творческой   интеллигенции.  Ее   реализация  приведет   к
обновлению   содержания   образования  во   всех   общеобразовательных
учреждениях республики.
     При этом появятся новые условия для профессионального роста у 8,7
процента сельских  и  10,6  процента  городских  учителей,   изменятся
условия труда у 11,6  процента учителей начальных классов,  методистов
по родным языкам  и литературам муниципальных методических  кабинетов,
районных (городских) и школьных методических объединений.

                       V. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

     Для эффективного управления ходом реализации Программы в  системе
образования Кабардино-Балкарской Республики создаются:
     управляющая группа  Программы,  в  которую  войдут   разработчики
Программы, представители  общественных  организаций, работники  высших
учебных  заведений,  научно-исследовательских  институтов  республики,
работники учреждений общего среднего образования и т.д.;
     лаборатория развития      национального      образования      при
государственном   образовательном  учреждении   "Книга"   Министерства
образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;
     экспертно-консультативный совет    национального   языкового    и
литературного образования.
     Управляющая группа  (УГ)  обеспечивает  выполнение  плана-графика
мероприятий  Программы,  указанных  в приложении,  и  в  рамках  своей
деятельности:
     осуществляет координацию взаимодействия с партнерами;
     организует курсы повышения квалификации специалистов,  проведение
экспертизы авторских разработок и печатной продукции;
     оказывает научно-методическую, организационную поддержку:
     авторским коллективам в разработке учебно-методических комплектов
и доведении их до состояния, удобного для макетирования;
     издательству по размещению заказа на издание  учебно-методических
комплектов, экспертам по проведению экспертизы печатной продукции;
     организует в   пилотном   режиме  апробацию   нового   содержания
национального языкового и  литературного образования, создает  условия
для его продвижения в образовательные учреждения республики.
     Для успешной    работы   лаборатория    оснащается    современным
информационно-коммуникационным  оборудованием  и  достаточным   штатом
сотрудников.
     Экспертно-консультативный совет    национального   языкового    и
литературного  образования  в  ходе  реализации  Программы   оценивает
соблюдение   разработчиками  учебно-методических   комплектов   уровня
требований, заложенных:
     в образовательные  стандарты  и  учебные  программы  по   каждому
учебнику и предмету;
     в содержание  учебников  и  методических  пособий   национального
языкового и литературного образования (по классам);
     в санитарно-гигиенические    нормы   и    правила    изготовления
полиграфической продукции.
     Экспертно-консультативный совет также  совместно с  общественными
организациями проводит мониторинг Программы по следующим показателям:
     обеспечение равного    права    учащихся    начальных     классов
общеобразовательных учреждений республики на получение образования  на
родном языке;
     качество организации и  проведения курсов повышения  квалификации
учителей  (семинаров  и  курсов  повышения  квалификации  с   авторами
учебников);
     эффективность управления Программой;
     создание условий для повышения качества национального языкового и
литературного образования в образовательных учреждениях и т.д.

                  VI. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Финансово-экономическое обоснование     мероприятий     Программы
приведено в приложении.  В механизмах  реализации  Программы  выделено
четыре основных направления.
     
     1. Подготовка научно-методической базы для организации обучения в
        начальных классах на родных языках и разработка нового
        содержания национального образования
     Необходимым условием подготовки к реализации  Программы  является
разработка  и  представление  на рассмотрение научной и педагогической
общественности  Кабардино-Балкарской  Республики   проекта   концепции
языкового     и     литературного    национального    образования    в
Кабардино-Балкарской   Республике,   образовательных   стандартов    и
примерных  учебных  программ  по  кабардинскому и балкарскому языкам и
литературам.
     Разработка концепции   языкового  и  литературного  национального
образования,  региональных образовательных стандартов  и  программ  по
кабардинскому     и     балкарскому    языкам    и    литературам    в
Кабардино-Балкарской  Республике  потребует  освоения   опыта   работы
российских  национальных  образований  в  этом  направлении,  изучения
содержания учебников кабардинского и балкарского  языков  и  литератур
для учащихся национальных и многонациональных школ республики.
     В этих публикациях на основании анализа  содержания  языкового  и
литературного  образования  должны  быть  определены основные принципы
развития национального  языкового  и  литературного  образования,  его
структура  для  различных  классов  в национальных и многонациональных
школах  Кабардино-Балкарской  Республики  и  требования  к  разработке
нового поколения учебно-методических комплектов.
     К работам такого уровня и  масштаба  будут  привлекаться  ведущие
специалисты   высших   учебных   заведений,   научно-исследовательских
институтов республики и работники системы общего среднего образования.
     
     2. Повышение квалификации разработчиков учебно-методических
        комплектов
     Качество и  темпы  реализации  Программы  зависят  от  успешности
подбора   достаточного   количества   авторов  для  разработки  нового
содержания национального языкового и литературного образования.
     К реализации  задач  Программы  планируется привлечь на различных
этапах 96 авторов,  силами которых будет разработано новое  содержание
национального языкового и литературного образования.
     Для этой  группы  участников  Программы  запланировано  поэтапное
проведение 4  однодневных  семинарских занятий,  в результате  которых
будут  сформированы  авторские  коллективы,  освещены   содержательные
вопросы    организации     конкретных    разработок    учебников     и
учебно-методической литературы.
     Семинары будут  проводиться   на   базе  учреждений   образования
республики   с  привлечением   приглашенных   и  своих   экспертов   и
специалистов в три потока:
     первый поток  -  для  одной  группы  авторов  учебно-методических
комплектов для начальной школы;
     второй и   третий    потоки    -   для    двух   групп    авторов
учебно-методических комплектов для средней школьной ступени.
     Для проведения  курсов  повышения  квалификации  будет   проведен
открытый конкурс.
     В обязательные условия конкурса будут включены:
     объем курсовой подготовки не более 144 часов;
     очно-заочный режим проведения  курсов, предполагающий две  сессии
продолжительностью соответственно 56 и 88 часов;
     выезд специалистов для проведения занятий в городе Нальчике;
     выдача удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации.
     Курсы повышения квалификации будут проводиться в три потока:
     первый - для одной группы авторов учебно-методических  комплектов
начального школьного звена;
     второй и   третий    потоки    -   для    двух   групп    авторов
учебно-методических комплектов средней школьной ступени.
     Специалисты и эксперты названных издательств будут привлекаться к
мониторингу хода   реализации   Программы   и   экспертизе    качества
издательской продукции.
     Проведение курсов  повышения квалификации  намечено  в группах  и
потоках в соответствии с распределением, приведенным в таблице 1.

                                                            Таблица 1.

        Распределение слушателей курсов повышения квалификации

|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|  N   | Авторские коллективы                                 |   Количество   |     N     |
| п/п  |                                                      |   участников   |  потока   |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|  1.  | Учебно-методических комплектов по кабардинскому      |       8        |     1     |
|      | языку и литературе для организации обучения учащихся |                |  (всего   |
|      | начальной школы коренной национальности              |                |    32     |
|      |                                                      |                | человека) |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по кабардинскому      |       8        |           |
|      | языку и литературе для организации обучения          |                |           |
|      | русскоязычных групп учащихся начальной школы         |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по балкарскому языку  |       8        |           |
|      | и литературе для организации обучения учащихся       |                |           |
|      | начальной школы коренной национальности              |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по балкарскому языку  |       8        |           |
|      | и литературе для организации обучения русскоязычных  |                |           |
|      | групп учащихся начальной школы                       |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|  2.  | Учебно-методических комплектов по кабардинскому      |       8        |    2-3    |
|      | языку для организации обучения учащихся коренной     |                |  (всего   |
|      | национальности в 5-8 классах (переиздание)           |                |    64     |
|      |                                                      |                | человека) |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по кабардинскому      |       8        |           |
|      | языку для организации обучения русскоязычных групп   |                |           |
|      | учащихся в 5-8 классах                               |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по балкарскому языку  |       8        |           |
|      | для организации обучения учащихся коренной           |                |           |
|      | национальности в 5-8 классах (переиздание)           |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по балкарскому языку  |       8        |           |
|      | для организации обучения русскоязычных групп         |                |           |
|      | учащихся в 5-8 классах                               |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|  3.  | Учебно-методических комплектов по кабардинской       |       8        |           |
|      | литературе для организации обучения учащихся         |                |           |
|      | коренной национальности в 5-8 классах (переиздание)  |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по кабардинской       |       8        |           |
|      | литературе для организации обучения русскоязычных    |                |           |
|      | групп учащихся в 5-8 классах                         |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по балкарской         |       8        |           |
|      | литературе для организации обучения учащихся         |                |           |
|      | коренной национальности в 5-8 классах (переиздание)  |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Учебно-методических комплектов по балкарской         |       8        |           |
|      | литературе для организации обучения русскоязычных    |                |           |
|      | групп учащихся в 5-8 классах                         |                |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|
|      | Всего                                                |       96       |           |
|——————|——————————————————————————————————————————————————————|————————————————|———————————|

     По мере издания учебной литературы для знакомства учителей родных
языков  и  литератур  с  новым содержанием образования (в традиционном
режиме)  будут  организованы  курсы  повышения  квалификации  на  базе
института   повышения   квалификации   и   переподготовки   работников
образования  государственного  образовательного   учреждения   высшего
профессионального  образования  "Кабардино-Балкарский  государственный
университет имени Х.М. Бербекова" (в плановом порядке).

     3. Разработка учебно-методических комплектов и их издание
     Ключевыми направлениями  Программы  являются организация обучения
учащихся начальных классов национальных школ на родных (кабардинском и
балкарском)  языках,  разработка  содержания национального языкового и
литературного образования.
     Всего в  ходе  реализации  Программы  предстоит  переработать   и
переиздать:
     учебники и  учебно-методические  пособия   по  родным  языкам   и
литературам с 1  по 8  класс для учащихся,  владеющих одним из  языков
коренных народов республики;
     разработать и издать:
     учебники и  учебно-методические  пособия   по  родным  языкам   и
литературам с 1 по 8 класс для учащихся, не владеющих одним из  языков
коренных народов республики;
     переводные (двуязычные)  учебники  для  организации  обучения   в
начальных классах на родных (кабардинском или балкарском) языках;
     кабардино-русские и балкаро-русские терминологические словари для
организации обучения в начальных  классах на родных (кабардинском  или
балкарском) языках.
     Ход выполнения  разработок  и   издания  учебников,  словарей   и
методических пособий указан в приложении.
     Для достижения   намеченных   объемов   издательской    продукции
предусмотрено  создание  условий  для  творческой  работы  авторов   и
механизмы стимулирования их труда. В частности, предполагается:
     довести авторские   гонорары   до   14  тыс.   рублей   за   один
учетно-издательский печатный лист;
     оказать содействие  авторам в  доведении  рукописи до  состояния,
удобного  для  макетирования (набор,  макетирование  и  распечатывание
авторского текста);
     создать библиотеку  национальных  учебников,  учебно-методических
разработок и специальной литературы по этой тематике.
     
     4. Апробация нового содержания национального образования в
        пилотном режиме
     Еще одним из направлений Программы является апробация  переводных
учебников при  организации обучения в  начальных классах  национальных
школ на родном языке.
     Введение такого экспериментального  режима в системе  образования
предполагает:
     принятие муниципальными органами управления образованием  решения
об организации экспериментальной  отработки в пилотных школах  района,
обучении в режиме активного национально-русского билингвизма;
     введение системы     подготовки    учителей,     работающих     в
экспериментальном режиме;
     создание в образовательных  учреждениях  условий (в  том числе  и
финансовых) для учителей, работающих в экспериментальном режиме.
     Для работы в экспериментальном режиме в ходе реализации Программы
планируется создать   пилотные   площадки  на   базе   образовательных
учреждений муниципальных районов и городских округов.
     
            VII. ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ

     На основе  данных  мониторинга хода  реализации  Программы  будет
организована экспертиза авторских разработок и издательской продукции.
     К экспертизе будет  привлечен широкий  круг ведущих  специалистов
(приглашенных и  своих экспертов), работающих  в области  национальных
языков и литератур,  и компетентных  в вопросах построения  содержания
образования, повышения квалификации, издательском деле и др.
     В ходе выполнения  Программы запланировано проведение  экспертизы
каждого учебного комплекта на соответствие требованиям образовательных
стандартов и учебных программ, а также санитарно-гигиеническим  нормам
и требованиям вновь издаваемых и переиздаваемых учебников национальных
языков и литератур.
     По результатам    экспертизы    учебная   и   учебно-методическая
литература  будет  сертифицирована  с  присвоением   грифа   "Одобрено
Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики",  а
по истечении трех лет - грифа "Рекомендовано Министерством образования
и науки Кабардино-Балкарской Республики".
     Все учебники и учебно-методические пособия, изданные до  принятия
новых образовательных стандартов, в течение пяти лет будут выведены из
образовательной практики учебных заведений республики.
     Подробное распределение  средств,   направленных  на   проведение
мероприятий, связанных  с экспертизой учебно-методических  комплектов,
приведено в приложении.
     
                VIII. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Финансирование мероприятий Программы, подробный перечень  которых
приведен  в   приложении,  будет  осуществляться   в  соответствии   с
действующим законодательством за счет средств республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики.
     Формирование затрат по мероприятиям Программы и затраты по  годам
приведены в приложении.
     Суммарный объем ассигнований на реализацию Программы в 2007-2011
годах составит 29,97 млн. рублей, в том числе  предполагаемые  затраты
на реализацию мероприятий Программы составляют:
     на первом этапе (2007 год) - 0 рублей;
     на втором этапе (2008 год) - 6,2 млн. рублей;
     на третьем этапе (2009 год) - 5,0 млн. рублей;
     на четвертом этапе (2010 год) - 9,17 млн. рублей,
     (2011  год)  - 9,6 млн. рублей. 
     (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 08.06.2009
г. N 28-РЗ; от 18.07.2011 г. N 79-РЗ)
     Объемы бюджетных средств могут ежегодно уточняться в соответствии
с принимаемыми нормативными правовыми актами о республиканском бюджете
Кабардино-Балкарской   Республики   на   очередной   финансовый   год.
Правительство    Кабардино-Балкарской   Республики   вправе   уточнять
структуру и объем  финансирования  за  счет  средств  республиканского
бюджета   Кабардино-Балкарской   Республики  в  пределах  утвержденных
годовых лимитов.

              IХ. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
                      ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     
     Для оценки   эффективности   и  результативности  решения  задач,
определенных Программой,  предлагается  система  целевых  показателей,
характеризующих   ход   реализации   Программы,  которая  приведена  в
таблице 2.
     
                                                            Таблица 2.

         Система целевых индикаторов и показателей Программы

|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|      Основные      |           Показатели           |          Индикаторы           |
|    направления     |                                |                               |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|                   I. Повышение квалификации участников Программы                    |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
| Повышение          | количество авторов учебников:  | доля авторов учебников,       |
| квалификации       | 2007 год - 28                  | прошедших ПК (в %):           |
| авторов учебников  | 2011 год - 78                  | 2007 год - 0                  |
|                    |                                | 2011 год - 100                |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
| Повышение          | количество привлекаемых        | доля экспертов, прошедших ПК  |
| квалификации       | экспертов:                     | (в %):                        |
| экспертов          | 2007 год - 0                   | 2006 год - 0                  |
|                    | 2011 год - 35                  | 2011 год - 100                |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
|              II. Введение нового содержания национального образования               |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
| Введение в систему | количество школ, работающих по | доля школьников, перешедших   |
| образования КБР    | новым стандартам и программам: | на новые образовательные      |
| образовательных    | 2007 год - 0                   | стандарты и учебные программы |
| стандартов по      | 2008 год - 298                 | (в %):                        |
| родным языкам и    | 2009 год - 298                 | 2007 год - 0                  |
| литературам        | 2010 год - 298                 | 2008 год - 24,3               |
|                    | 2011 год - 298                 | 2009 год - 37,5               |
|                    |                                | 2010 год - 53,5               |
|                    |                                | 2011 год - 68,3               |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
| Введение в         | количество школ, переходящих   | доля школьников, перешедших   |
| национальные школы | на использование переизданных  | на изучение родного языка и   |
| республики         | учебно-методических            | литературы по переработанным  |
| модернизированного | комплектов:                    | учебникам (в %):              |
| содержания         | 2007 год - 0                   | 2007 год - 0                  |
| языкового и        | 2008 год - 177                 | 2008 год - 33,0               |
| литературного      | 2009 год - 177                 | 2009 год - 50,8               |
| образования        | 2010 год - 177                 | 2010 год - 62,5               |
|                    | 2011 год - 177                 | 2011 год - 100                |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
| Введение в         | количество школ, переходящих   | доля школьников, перешедших   |
| многонациональные  | на использование новых         | на изучение родных языков и   |
| школы республики   | учебно-методических            | литератур по новым учебникам  |
| нового содержания  | комплектов:                    | (в %):                        |
| национального      | 2007 год - 0                   | 2007 год - 0                  |
| языкового и        | 2008 год - 124                 | 2008 год - 27,5               |
| литературного      | 2009 год - 124                 | 2009 год - 46,8               |
| образования        | 2010 год - 124                 | 2010 год - 69,5               |
|                    | 2011 год - 124                 | 2011 год - 100                |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|
| Введение в         | количество образовательных     | доля школьников, перешедших   |
| национальные школы | учреждений, переходящих на     | на обучение в режиме          |
| республики (в      | использование двуязычных       | билингвизма (в %):            |
| экспериментальном  | учебников:                     | 2007 год - 0,2                |
| режиме) двуязычных | 2007 год - 11                  | 2008 год - 1,4                |
| учебников по       | 2008 год - 74                  | 2009 год - 2,8                |
| математике и       | 2009 год - 74                  | 2010 год - 4,2                |
| природоведению     | 2010 год - 74                  | 2011 год - 5,6                |
|                    | 2011 год - 74                  |                               |
|————————————————————|————————————————————————————————|———————————————————————————————|

                                              Приложение
                                 к республиканской целевой программе
                                   "Модернизация учебной книги на
                                национальных языках на 2007-2011 годы"

                    ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
     (В     редакции     Закона     Кабардино-Балкарской    Республики
от 08.06.2009 г. N 28-РЗ)

|—————|————————————————————————————————|————————————————————|————————————————————————————————————————————————————|
| N   | Мероприятия                    |   Ответственные    |          Расходы республиканского бюджета          |
| п/п |                                |                    |             КБР по годам (тыс. рублей)             |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
|     |                                |                    |   2007   |   2008   |   2009   |   2010   |  2011  |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 1.  | Утверждение состава            | Министерство       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | управляющей группы, возложение | образования и      |          |          |          |          |        |
|     | на нее функций и полномочий    | науки КБР          |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 2.  | Открытие лаборатории развития  | Министерство       |    0     |  284,3   |    0     |    0     |   0    |
|     | национального образования      | образования и      |          |          |          |          |        |
|     |                                | науки КБР          |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 3.  | Издание концепции языкового и  | Министерство       |  146,6   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | литературного национального    | образования и      |          |          |          |          |        |
|     | образования                    | науки КБР          |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 4.  | Издание образовательных        | Министерство       |  335,6   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | стандартов по кабардинскому и  | культуры и         |          |          |          |          |        |
|     | балкарскому языкам и           | информационных     |          |          |          |          |        |
|     | литературам                    | коммуникаций КБР,  |          |          |          |          |        |
|     |                                | Министерство       |          |          |          |          |        |
|     |                                | образования и      |          |          |          |          |        |
|     |                                | науки КБР          |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 5.  | Издание программ по            | Министерство       |  161,0   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | кабардинскому и балкарскому    | культуры и         |          |          |          |          |        |
|     | языкам и литературам           | информационных     |          |          |          |          |        |
|     |                                | коммуникаций КБР,  |          |          |          |          |        |
|     |                                | Министерство       |          |          |          |          |        |
|     |                                | образования и      |          |          |          |          |        |
|     |                                | науки КБР          |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 6.  | Апробация методик обучения     | Министерство       |  184,3   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | учащихся начальной школы на    | образования и      |          |          |          |          |        |
|     | родных (кабардинском и         | науки КБР,         |          |          |          |          |        |
|     | балкарском) языках             | лаборатория,       |          |          |          |          |        |
|     |                                | муниципальные      |          |          |          |          |        |
|     |                                | управления         |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 7.  | Разработка содержания 4        | эксперты,          |   36,6   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | семинаров для групп авторов    | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 8.  | Проведение семинара N 1 (для   | Министерство       |   39,8   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | авторов)                       | образования и      |          |          |          |          |        |
|     |                                | науки КБР,         |          |          |          |          |        |
|     |                                | управляющая        |          |          |          |          |        |
|     |                                | группа, экспертный |          |          |          |          |        |
|     |                                | совет, лаборатория |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 9.  | Проведение семинара N 2 (для   |                    |    0     |   39,8   |    0     |    0     |   0    |
|     | авторов)                       |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 10. | Проведение семинара N 3 (для   |                    |    0     |   39,8   |    0     |    0     |   0    |
|     | авторов)                       |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 11. | Проведение семинара N 4 (для   |                    |    0     |    0     |   39,7   |    0     |   0    |
|     | авторов)                       |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 12. | Разработка содержания курсов   | эксперты,          |  206,1   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | повышения квалификации авторов | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 13. | Разработка содержания курсов   | эксперты,          |    0     |  206,1   |    0     |    0     |   0    |
|     | повышения квалификации авторов | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 14. | Разработка 3 семинаров для     | эксперты,          |    0     |   27,5   |    0     |    0     |   0    |
|     | экспертов                      | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 15. | Проведение семинара N 1 для    | экспертный совет,  |   23,7   |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | экспертов                      | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 16. | Проведение семинара N 2 для    |                    |    0     |   23,7   |    0     |    0     |   0    |
|     | экспертов                      |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 17. | Проведение семинара N 3 для    |                    |    0     |    0     |   23,6   |    0     |   0    |
|     | экспертов                      |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 18. | Проведение курсов ПК (первая   | экспертный совет,  |    0     |  127,9   |    0     |    0     |   0    |
|     | сессия)                        | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|     | Первый поток                   |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 19. | Второй поток                   |                    |    0     |    0     |  127,9   |    0     |   0    |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 20. | Третий поток                   |                    |    0     |    0     |    0     |  127,9   |   0    |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 21. | Проведение курсов ПК (вторая   | экспертный совет,  |    0     |  127,9   |    0     |    0     |   0    |
|     | сессия)                        | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|     | Первый поток                   |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 1.  | Второй поток                   |                    |    0     |    0     |  127,9   |    0     |   0    |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 1.  | Третий поток                   |                    |    0     |    0     |    0     |  127,9   |   0    |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 22. | Проведение в пилотном режиме   | лаборатория,       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | апробации нового содержания    | муниципальные      |          |          |          |          |        |
|     | национального образования      | управления         |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 23. | Мониторинг хода проекта        | общественные       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     |                                | организации        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 24. | Подготовка к изданию           | авторы,            |   476    |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | переводных учебников (1-2      | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | класс)                         | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 25. | Издание переводных учебников   | авторы,            |    0     |    0     |  3620,3  |    0     |   0    |
|     | (1-2 класс)                    | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     |                                | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 26. | Подготовка к изданию           | авторы,            |    0     |   476    |    0     |    0     |   0    |
|     | переводных учебников (3-4      | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | класс)                         | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 27. | Издание переводных учебников   | авторы,            |    0     |    0     |    0     |  3620,3  |   0    |
|     | (3-4 класс)                    | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     |                                | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 28. | Подготовка и издание комплекта | авторы,            |    0     |    0     |  1954,1  |    0     |   0    |
|     | учебно-методической литературы | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | для 1-4 классов (национальная  | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|     | школа)                         |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 29. | Подготовка и издание комплекта | авторы,            |    0     |    0     |    0     |  1954,1  |   0    |
|     | учебно-методической литературы | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | для 5-8 классов (национальная  | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|     | школа)                         |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 30. | Мониторинг хода проекта        | общественные       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     |                                | организации        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 31. | Подготовка и издание комплекта | авторы,            |    0     |    0     |  3371,6  |    0     |   0    |
|     | учебно-методической литературы | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | для 1-4 классов                | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|     | (многонациональная школа)      |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 32. | Подготовка и издание комплекта | авторы,            |    0     |    0     |    0     |    0     | 3371,7 |
|     | учебно-методической литературы | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | для 5-8 классов                | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|     | (многонациональная школа)      |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 33. | Подготовка к изданию учебников | авторы,            |    0     |  716,4   |    0     |    0     |   0    |
|     | для учащихся 1-4 классов       | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | (многонациональная школа)      | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 34. | Подготовка к изданию учебников | авторы,            |    0     |    0     |  716,4   |    0     |   0    |
|     | для учащихся 5-8 классов       | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | (многонациональная школа)      | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 35. | Издание учебников для учащихся | авторы,            |    0     |  6439,2  |    0     |    0     |   0    |
|     | 1-4 классов (многонациональная | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | школа)                         | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 36. | Издание учебников для учащихся | авторы,            |    0     |    0     |  5623,5  |    0     |   0    |
|     | 5-8 классов (многонациональная | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | школа)                         | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 37. | Подготовка и издание словарей  | авторы,            |    0     |    0     |    0     |  3998,4  |   0    |
|     |                                | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 38. | Подготовка и издание словарей  | авторы,            |    0     |    0     |    0     |    0     | 3998,5 |
|     |                                | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 39. | Подготовка и переиздание       | авторы,            |  5964,6  |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | учебников для учащихся 1-2     | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | классов (национальная школа)   | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 40. | Подготовка и переиздание       | авторы,            |    0     |  7639,3  |    0     |    0     |   0    |
|     | учебников для учащихся 3-4     | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | классов (национальная школа)   | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 41. | Подготовка и переиздание       | авторы,            |    0     |    0     |    0     |   6852   |  6852  |
|     | учебников для учащихся 5-8     | издательство,      |          |          |          |          |        |
|     | классов (национальная школа)   | лаборатория        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 42. | Организация и проведение       | экспертный совет   |    0     |    0     |  708,1   |    0     |   0    |
|     | экспертизы (первый этап)       |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 43. | Организация и проведение       | экспертный совет   |    0     |    0     |    0     |  708,1   |   0    |
|     | экспертизы (второй этап)       |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 44. | Организация и проведение       | экспертный совет   |    0     |    0     |    0     |    0     | 708,1  |
|     | экспертизы (третий этап)       |                    |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 45. | Круглый стол "Развитие         | общественные       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | национального образования в    | организации,       |          |          |          |          |        |
|     | республике: проблемы и         | Министерство       |          |          |          |          |        |
|     | перспективы"                   | образования и      |          |          |          |          |        |
|     |                                | науки КБР,         |          |          |          |          |        |
|     |                                | Министерство       |          |          |          |          |        |
|     |                                | культуры и         |          |          |          |          |        |
|     |                                | информационных     |          |          |          |          |        |
|     |                                | коммуникаций КБР   |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 46. | Мониторинг хода реализации     | общественные       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | Программы                      | организации        |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| 47. | Проведение итоговой            | Министерство       |    0     |    0     |    0     |    0     |   0    |
|     | конференции                    | образования и      |          |          |          |          |        |
|     |                                | науки КБР          |          |          |          |          |        |
|—————|————————————————————————————————|————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| ИТОГО                                                     |          |          | 16313,1  |          |        |
|———————————————————————————————————————————————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|————————|
| ВСЕГО                                                     |                       72354,3                      |
|———————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————|

                         --------------------

Информация по документу
Читайте также