Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и
З А К О Н
-----------
Къабарты-Малкъар Республиканы
З А К О Н У
-----------
З А К О Н
Кабардино-Балкарской Республики
------------
О референдуме Кабардино-Балкарской Республики
(В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2004 г. N 55-РЗ; от 22.08.2006 г. N 76-РЗ;
от 08.12.2006 г. N 90-РЗ; от 24.04.2007 г. N 28-РЗ;
от 16.11.2007 г. N 81-РЗ; от 21.07.2009 г. N 38-РЗ;
от 25.11.2010 г. N 97-РЗ; от 25.11.2010 г. N 98-РЗ;
от 21.01.2011 г. N 10-РЗ; от 08.12.2011 г. N 103-РЗ;
от 19.12.2011 г. N 120-РЗ; от 16.05.2012 г. N 30-РЗ;
от 09.07.2012 г. N 49-РЗ; от 10.01.2013 г. N 2-РЗ;
от 10.07.2013 г. N 58-РЗ; от 19.05.2014 г. N 31-РЗ;
от 29.05.2014 г. N 35-РЗ; от 17.07.2014 г. N 53-РЗ;
от 13.04.2015 № 15-РЗ; от 18.12.2015 № 53-РЗ;
от 14.06.2016 № 38-РЗ; от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики 18 марта 2004 года
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Конституцией
Кабардино-Балкарской Республики устанавливает дополнительные гарантии
прав граждан на участие в референдуме Кабардино-Балкарской Республики
(далее - референдум), а также порядок и условия его проведения.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
Статья 2. Принципы проведения референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на
основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном
голосовании. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является
свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на
гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или
неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному
волеизъявлению. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении референдума,
подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении
результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные
организации, международные организации и международные общественные
движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного
агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо
препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и
проведению референдума, достижению определенного результата на
референдуме, а также в иных формах участвовать в кампании референдума.
Участие в кампании референдума указанных лиц и представителей
указанных организаций в качестве иностранных (международных)
наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 13.04.2015 № 15-РЗ)
5. Референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в
деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не
допускается.
Статья 3. Право граждан на участие в референдуме
1. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на
равных основаниях. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования
возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин
Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста
18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых
законными методами других действиях по подготовке и проведению
назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по
подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие
гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
3. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в
референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
4. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные
судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда.
Статья 4. Право на прямое волеизъявление на референдуме
Граждане голосуют на референдуме за внесенный на референдум
вопрос или против него непосредственно.
ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 5. Вопросы референдума
1. На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся
в ведении Кабардино-Балкарской Республики или в совместном ведении
Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, если указанные
вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации,
федеральным законом.
2. Федеральным законом, Конституцией Кабардино-Балкарской
Республики, законами Кабардино-Балкарской Республики могут быть
определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
(В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ)
3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять
общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные
гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству
Российской Федерации.
5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом,
чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть
на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы
исключалась неопределенность правовых последствий принятого на
референдуме решения.
6. (Часть утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
7. (Часть утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение
референдума
1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного
или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской
Федерации либо на территории Кабардино-Балкарской Республики или на
части территории Кабардино-Балкарской Республики, а также в течение
трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Парламент Кабардино-Балкарской Республики вправе отказать в
назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении
инициативы проведения референдума нормативных правовых актов,
регулирующих подготовку и проведение референдума.
3. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не
проводится в течение одного года со дня официального опубликования
(обнародования) результатов референдума.
4. (Часть утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Статья 7. Язык проведения референдума
1. При подготовке и проведении референдума используются
кабардинский, балкарский и русский языки как государственные языки
Кабардино-Балкарской Республики.
2. Тексты законопроектов и проектов решений, выносимых на
референдум, протоколы и данные о результатах референдума, принятые на
референдуме решения, документы органов государственной власти
Кабардино-Балкарской Республики, касающиеся проведения референдума,
составляются (публикуются) на кабардинском, балкарском и русском
языках.
Статья 8. Инициатива проведения референдума
1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам
Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2. (Часть утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Статья 9. Назначение референдума
1. Назначение и проведение референдума обязательно, если
соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума
и ее реализации, установленные настоящим Законом.
2. Принятие органом государственной власти Кабардино-Балкарской
Республики, иным государственным органом Кабардино-Балкарской
Республики решения по существу вопроса, который может быть вынесен на
референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность
проведения референдума по данному вопросу.
3. Референдум назначается Парламентом Кабардино-Балкарской
Республики в соответствии с Федеральным законом, иным федеральным
законом, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и настоящим
Законом.
4. Голосование на референдуме может быть назначено только на
воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный
и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим
праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном
порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума
подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не
менее чем за 60 дней до дня голосования.
5. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до
назначенного дня голосования может быть перенесено Парламентом
Кабардино-Балкарской Республики на более поздний срок (но не более чем
на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных
выборах в органы государственной власти или органы местного
самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном
референдуме. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня
голосования на референдуме в соответствии с частью 5 настоящей статьи
подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не
позднее чем через пять дней со дня его принятия.
ГЛАВА 3. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ
СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, ОБРАЗОВАНИИ
УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА (В редакции Законов Кабардино-
Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Статья 10. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Статья 11. Составление списков участников референдума
1. Списки участников референдума составляются территориальными
комиссиями референдума (далее - территориальные комиссии), а в
случаях, предусмотренных настоящей статьей, участковыми комиссиями
референдума (далее - участковые комиссии) отдельно по каждому участку
референдума на основании сведений, полученных с использованием
государственной системы регистрации (учета) участников референдума и
представляемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2. В списки участников референдума на участках референдума
включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день
голосования правом на участие в референдуме. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
3. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список участников референдума на конкретном участке референдума
является установленный в соответствии с законодательством Российской
Федерации факт нахождения места жительства гражданина на территории
этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - факт
пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого
участка (при наличии у гражданина права на участие в референдуме) либо
наличие у гражданина открепительного удостоверения. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
4. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет глава
местной администрации муниципального района, городского округа.
Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в
воинской части, членах их семей и о других участниках референдума,
если они проживают на территории расположения воинской части либо
зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту
их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об
участниках референдума, находящихся в местах временного пребывания,
представляет в территориальную комиссию руководитель организации, в
которой участник референдума временно пребывает. Указанные сведения
направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным
должностным лицом в территориальные комиссии, а в случаях,
предусмотренных настоящим Законом, - в участковые комиссии сразу после
назначения дня голосования или после образования этих комиссий . (В
редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 №
38-РЗ; от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
5. Список участников референдума составляется территориальной
комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании
сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то
органом или уполномоченным должностным лицом. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
5-1. Лица, представляющие сведения об участниках референдума,
несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а
также за своевременность их представления. (Дополнена - Закон
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
6. Гражданин включается в список участников референдума только на
одном участке референдума. При выявлении территориальной комиссией
факта включения гражданина в списки участников референдума на разных
участках референдума на одном и том же референдуме территориальная
комиссия до передачи списков участников референдума в участковые
комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в
указанных списках. (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
7. Список участников референдума составляется в двух экземплярах.
Сведения об участниках референдума, включаемые в список участников
референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по
населенным пунктам, улицам, домам, квартирам участников референдума).
В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте
18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства
участника референдума. В списке участников референдума должны быть
предусмотрены места для проставления участником референдума подписи за
каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения
суммарных данных по каждому виду референдума и для проставления
подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени)
участнику референдума. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
8. Первый экземпляр списка участников референдума подписывают
председатель и секретарь территориальной комиссии, составившей список.
На участках референдума, образованных на территории воинской части,
а также в местах временного пребывания участников референдума,
список участников референдума подписывают председатель и секретарь
участковой комиссии. Список участников референдума заверяется печатями
соответственно территориальной комиссии и (или) участковой комиссии.
Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка
участников референдума, его передачи соответствующей участковой
комиссии, заверения и уточнения определяются Избирательной комиссией
Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона Кабардино-
Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
9. Соответствующая территориальная комиссия передает по акту
участковым комиссиям первый экземпляр списка участников референдума
конкретного участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня
голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр
списка участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга
не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть
сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей
участковой комиссии и подписью ее председателя. (В редакции Законов
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от
10.07.2013 г. N 58-РЗ)
10. Участковая комиссия уточняет список участников референдума в
соответствии с установленным порядком организации взаимодействия
комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и
организациями, осуществляющими регистрацию (учет) участников
референдума. Выверенный и уточненный список участников референдума не
позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается
председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью
участковой комиссии.
11. Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет
список участников референдума для ознакомления участников референдума
и его дополнительного уточнения. (В редакции Законов
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
12. Гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие
в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о
включении его в список участников референдума, о любой ошибке или
неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников
референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух
часов с момента обращения, но не позднее момента окончания
голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные
заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку
или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с
указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого
решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления
о включении гражданина Российской Федерации в список участников
референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд
(по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть
жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня
голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято
решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке
участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
Исключение гражданина Российской Федерации из списка участников
референдума после его подписания председателями и секретарями
соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в
порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, производится
только на основании официальных документов, в том числе сообщения
вышестоящей комиссии о включении участника референдума в список
участников референдума на другом участке референдума, а также в случае
выдачи участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в
списке участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы"
указываются дата исключения гражданина Российской Федерации из списка,
а также причина такого исключения. Запись в списке участников
референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии,
а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии,
выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой
подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в
участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16
Федерального закона сведений об участниках референдума, включенных
в список участников референдума на соответствующем участке. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
13. Информация о включении участника референдума в список
участников референдума на участке референдума по месту его временного
пребывания передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в
участковую комиссию участка референдума, где данный участник
референдума включен в список участников референдума по месту его
жительства. Информация об этом передается в участковую комиссию, где
данный участник референдума включен в список участников референдума
по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию
(если место жительства участника референдума находится на территории
Кабардино-Балкарской Республики).Участковая комиссия в соответствующей
строке списка участников референдума делает отметку: "Включен в список
участников референдума на участке референдума N" с указанием номера
участка референдума. (В редакции Законов Кабардино-Балкарской
Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
13-1. На участках референдума, образованных в соответствии с
частью 3 статьи 13 настоящего Закона на вокзалах и в аэропортах,
списки участников референдума составляются в день голосования.
Участники референдума, находящиеся в день голосования в указанных
местах, включаются в списки участников референдума по предъявлении
открепительного удостоверения. (Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской
Республики от 21.01.2011 г. N 10-РЗ)
14. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума
после окончания голосования и начала подсчета голосов участников
референдума запрещается.
15. После официального опубликования результатов референдума
информация об участниках референдума, содержащаяся в списках
участников референдума, может использоваться для уточнения сведений об
участниках референдума в регистре участников референдума. (Дополнена -
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
Статья 12. Округ референдума
Округом референдума является вся территория Кабардино-Балкарской
Республики.
Статья 13. Участки референдума
1. Голосование на референдуме проводится на участках референдума,
которые соответствуют избирательным участкам, образованным в
соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом.
2. Уточнение перечня участков референдума и их границ в случаях,
предусмотренных Федеральным законом, осуществляется не позднее чем
через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о
назначении референдума.
3. Территориальной комиссией участки референдума могут быть
образованы в местах временного пребывания участников референдума
не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а в исключительных
случаях по согласованию с Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской
Республики- не позднее чем за три дня до дня голосования. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Информация об участках референдума, образованных в местах
временного пребывания участников референдума позднее чем за 30 дней до
дня голосования, должна быть опубликована не позднее чем через два дня
после их образования.
4. Списки участков референдума с указанием их границ (если
участок референдума образован на части территории населенного пункта)
либо перечня населенных пунктов (если участок референдума образован на
территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест
нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть
опубликованы главами местных администраций муниципальных районов,
городских округов не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
(Статья в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
ГЛАВА 4. КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 14. Комиссии референдума
1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
1) Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики,
действующая в качестве республиканской комиссии референдума;
2) территориальные комиссии, полномочия которых осуществляют
территориальные избирательные комиссии; (Пункт в редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
3) участковые комиссии, полномочия которых осуществляют
участковые избирательные комиссии. (Пункт в редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
3. Порядок формирования, полномочия и порядок деятельности
комиссий референдума устанавливаются Федеральным законом, настоящим
Законом, Законом Кабардино-Балкарской Республики "Об Избирательной
комиссии Кабардино-Балкарской Республики", Законом
Кабардино-Балкарской Республики "О территориальных избирательных
комиссиях в Кабардино-Балкарской Республике".
4. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики
является комиссией, организующей референдум, осуществляющей
руководство деятельностью всех комиссий референдума по подготовке и
проведению референдума.
Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики является
вышестоящей для всех комиссий референдума.
5. Территориальная комиссия является вышестоящей для участковых
комиссий, действующих на соответствующей территории.
6. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и
проведение референдума. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
7. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать
поступившие к ним в период кампании референдума обращения о нарушении
Федерального закона, настоящего Закона, проводить проверки по этим
обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в
пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования,
а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий
за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в
обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним
принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение
указывает на нарушение закона инициативной группой по проведению
референдума, эта инициативная группа по проведению референдума или ее
уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о
поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу
обращения.
8. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными
в части 7 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении
соответствующих проверок и пресечении нарушений Федерального закона,
настоящего Закона в правоохранительные органы, органы исполнительной
власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если
представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не
позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день
голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно
принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно
проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты,
содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки,
указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
8-1. В случае нарушения инициативной группой по проведению
референдума Федерального закона, настоящего Закона соответствующая
комиссия вправе вынести этой инициативной группе по проведению
референдума предупреждение, которое доводится до сведения участников
референдума через средства массовой информации либо иным способом.
(Дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ)
9. Комиссии обеспечивают информирование участников референдума о
сроках и порядке осуществления действий, связанных с подготовкой и
проведением референдума, о ходе кампании референдума.
10. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению
референдума и местного референдума либо выборов органов местного
самоуправления осуществляется по решению Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики, которое принято на основании
обращения комиссии, организующей местный референдум, выборы органов
местного самоуправления. Совмещение комиссиями полномочий по
подготовке и проведению референдумов, выборов в органы государственной
власти Кабардино-Балкарской Республики производится по решению
Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики.
11. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее
компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
12. Решение комиссии, противоречащее федеральным законам,
настоящему Закону либо принятое с превышением установленной
компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом
вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или
направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено,
соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если
нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по
существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ)
13. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов
государственной власти, органов местного самоуправления.
14. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их
компетенции, обязательны для органов исполнительной власти
Кабардино-Балкарской Республики, государственных учреждений, органов
местного самоуправления, общественных объединений, организаций,
должностных лиц, участников референдума. Решения и иные акты комиссий
не подлежат государственной регистрации.
15. Государственные органы, органы местного самоуправления,
государственные, муниципальные учреждения, а также их должностные лица
обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий в
соответствии с Федеральным законом. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
16. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля
(вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или)
муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального
опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица
обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в
частности предоставлять транспортные средства, средства связи,
техническое оборудование, помещения. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
17. Региональные государственные и муниципальные организации,
осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации
телерадиовещания), и (или) редакции региональных государственных и
муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять
комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке,
установленном Федеральным законом, настоящим Законом, участников
референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их
решений и актов, размещения иной печатной информации. При этом расходы
организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий
относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
18. Государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения, организации всех форм собственности, в том
числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных
издании, а также должностные лица указанных органов и организаций
обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы,
давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение
получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня,
предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день,
следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и
материалы предоставляются комиссиям бесплатно. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
Статья 15. Полномочия Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской
Республики
Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики:
1) осуществляет на территории Кабардино-Балкарской Республики
контроль за подготовкой и проведением референдума, обеспечивает
соблюдение права на участие граждан Российской Федерации в
референдуме; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2) руководит деятельностью нижестоящих комиссий референдума;
3) организует закупку технологического оборудования (кабины для
голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том
числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации при проведении референдума Российской Федерации;
осуществляет на территории Кабардино-Балкарской Республики контроль за
соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых
комиссий; (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от
22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 19.05.2014 г. N 31-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
4) осуществляет меры по организации единого порядка распределения
эфирного времени и печатной площади между инициативной группой по
проведению референдума и иными группами участников референдума для
проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов
голосования, определения результатов референдума, а также порядка
опубликования итогов голосования и результатов референдума;
5) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и
проведения референдума, распределяет выделенные из республиканского
бюджета Кабардино-Балкарской Республики средства на финансовое
обеспечение подготовки и проведения референдума, в том числе
распределяет часть этих средств между нижестоящими комиссиями
референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
6) утверждает перечень территориальных комиссий;
7) устанавливает единую нумерацию участков референдума;
8) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую
помощь нижестоящим комиссиям;
9) заслушивает сообщения органов исполнительной власти
Кабардино-Балкарской Республики по вопросам, связанным с подготовкой и
проведением референдума;
10) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на
референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими
нижестоящих комиссий референдума;
11) утверждает форму списка участников референдума и других
документов для голосования на референдуме, образцы печатей комиссий
референдума;
12) издает в пределах своей компетенции инструкции и разъяснения
по вопросам применения настоящего Закона для обеспечения его
единообразного применения;
13) обеспечивает единообразное использование при проведении
референдума государственной автоматизированной информационной системы;
14) определяет результаты референдума, публикует их в средствах
массовой информации;
15) рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие)
нижестоящих комиссий, нарушающие права граждан Российской Федерации
на участие в референдуме; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
15-1) участвует в организации государственной системы регистрации
(учета) участников референдума и в осуществлении этой регистрации
(учета), в формировании и ведении регистра участников референдума;
(Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом, настоящим Законом, иными законами Кабардино-Балкарской
Республики.
Статья 16. Полномочия территориальных комиссий
Территориальная комиссия:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума
на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение права на
участие граждан Российской Федерации в референдуме; (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2) руководит деятельностью участковых комиссий референдума;
3) составляет списки участников референдума;
4) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение
нормативов технологического оборудования, необходимого для работы
комиссий;
5) распределяет выделенные ей из республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики средства на финансовое обеспечение
подготовки и проведения референдума, контролирует целевое
использование указанных средств;
6) контролирует совместно с Избирательной комиссией
Кабардино-Балкарской Республики обеспечение участковых комиссий
референдума помещениями, транспортом, средствами связи, рассматривает
другие вопросы материально-технического обеспечения комиссий
референдума;
7) заслушивает сообщения органов исполнительной власти
Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
8) оказывает методическую, организационно-техническую помощь
участковым комиссиям;
9) обеспечивает доставку бюллетеней для голосования на
референдуме и других документов в участковые комиссии;
10) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению
единого порядка установления итогов голосования;
11) определяет итоги голосования на соответствующей территории и
передает протокол об итогах голосования в Избирательную комиссию
Кабардино-Балкарской Республики; (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
12) рассматривает жалобы (заявления) на решения и на действия
(бездействие) участковых комиссий и принимает по указанным жалобам
(заявлениям) мотивированные решения;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом, настоящим Законом, иными законами Кабардино-Балкарской
Республики.
Статья 17. Полномочия участковой комиссии
Участковая комиссия:
1) информирует население об адресе и о номере телефона участковой
комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте
голосования;
2) уточняет список участников референдума, производит
ознакомление участников референдума с данным списком, рассматривает
заявления об ошибках и неточностях в данном списке и решает вопросы о
внесении в него соответствующих изменений;
3) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для
голосования и другого оборудования;
4) обеспечивает информирование участников референдума о вопросах
референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
5) контролирует соблюдение на территории участка референдума
порядка проведения агитации по вопросам референдума;
6) выдает открепительные удостоверения;
7) организует на участке референдума голосование в день
голосования;
8) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на
участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и
передает его в территориальную комиссию;
9) объявляет итоги голосования на участке референдума и выдает
заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим
наблюдение за ходом голосования;
10) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления)
на нарушения Федерального закона и настоящего Закона, иных законов и
принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
11) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии
документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным
законом, настоящим Законом, иными законами Кабардино-Балкарской
Республики.
(Статья в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
Статья 18. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
Статья 19. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
Статья 20. Гласность в деятельности комиссий
1. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов
участников референдума и осуществлении участковой, территориальной
комиссиями работы со списками участников референдума, с бюллетенями,
открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования
и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих
комиссий и работники их аппаратов, член или уполномоченный
представитель инициативной группы по проведению референдума. Для
присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с
указанными документами, связанными с подготовкой и проведением
референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение.
Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного
доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором
проводится подсчет голосов участников референдума, осуществляется
работа с указанными документами, связанными с подготовкой и
проведением референдума.(В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
1-1. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с
документами, указанными в части 1 настоящей статьи, вправе
присутствовать представители средств массовой информации, за
исключением случая, предусмотренного частью 1-2 настоящей статьи.
(Часть дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
1-2. На заседаниях комиссии при установлении ею итогов
голосования, определении результатов референдума, а также при подсчете
голосов участников референдума вправе присутствовать представители
средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой
информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня
официального опубликования (публикации) решения о назначении
референдума трудового или возмездного гражданско-правового договора,
аккредитованные в соответствии с частью 11-2 настоящей статьи. (Часть
дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и
проведением референдума, публикуются в государственных или
муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до
сведения участников референдума иным путем, а также передаются в иные
средства массовой информации в полном объеме в пятидневный срок.
3. С момента начала работы участковой комиссии в день
голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией
протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете
голосов участников референдума на участках референдума вправе
присутствовать лица, указанные в частях 1 и 1-2 настоящей статьи, а
также наблюдатели. (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
от 25.11.2010 г. N 98-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
4. Наблюдатель может быть назначен инициативной группой по
проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть
создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню
референдума, или на более высоком уровне.
Политическая партия, иное общественное объединение, а также
инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в
каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право
поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну
комиссию.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица,
депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
(руководители высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица,
находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи,
прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением
членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии
с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона.
(Часть в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на
участке референдума, образованном в воинской части, больнице,
санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом участке
референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов
участников референдума, должен быть обеспечен всем членам участковой
комиссии, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, наблюдателям.
(В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
6. Наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при
установлении итогов голосования, определении результатов референдума,
составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также
при повторном подсчете голосов участников референдума. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении
в письменной форме, выданном инициативной группой по проведению
референдума, интересы которой представляет данный наблюдатель. В
направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его
места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии,
куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии
ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Указание
каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае
направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума
и проставление печати не требуются. Направление действительно при
предъявлении "паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
(В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
7-1. Политическая партия, иное общественное объединение,
инициативная группа по проведению референдума, назначившие
наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня
голосования представляют список назначенных наблюдателей в
соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются
фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места
жительства, номер участка референдума, наименование комиссии, куда
наблюдатель направляется. (Часть дополнена - Закон
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
8. Направление, указанное в части 7 настоящей статьи, должно быть
представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день,
предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день
голосования. В участковую комиссию направление может быть представлено
только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 7-1
настоящей статьи. Установление иных, кроме указанных в настоящем
Законе в соответствии с Федеральным законом, ограничений, касающихся
присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за
проведением голосования, подсчетом голосов участников референдума,
составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий
этих протоколов, не допускается. (Часть в редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
9. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками участников референдума, реестром
выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии
открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о
голосовании вне помещения для голосования; (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего
участка референдума в день голосования, в любое время в период,
указанный в части 3 настоящей статьи;
2-1) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
(Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N
76-РЗ)
3) присутствовать при голосовании участников референдума вне
помещения для голосования;
4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки
участников референдума, бюллетеней, выданных участникам референдума,
погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников
референдума на участке референдума на расстоянии и в условиях,
обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок
участников референдума; знакомиться с любым заполненным или
незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников референдума;
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и
иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
5) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его
отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по
вопросам организации голосования;
6) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии,
нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах референдума
и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии
заверенные копии указанных протоколов ; (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
7) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и
указанием своих фамилии, имени и отчества;
8) обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую
комиссию, Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики;
Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов участников
референдума в соответствующих комиссиях.
10) производить в помещении для голосования (с того места,
которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или)
видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя
председателя или секретаря участковой комиссии. (Пункт дополнен -
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
10. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать участникам референдума бюллетени;
2) расписываться за участника референдума, в том числе по его
просьбе, в получении бюллетеней;
3) заполнять за участника референдума, в том числе по его
просьбе, бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами
комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
7) проводить агитацию среди участников референдума;
8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
11. Представители средств массовой информации, принимая участие
в информационном освещении подготовки и проведения референдума,
вправе:
1) (Утратил силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
2) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах
голосования, а также с протоколами иных комиссий о результатах
референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от
соответствующей комиссии копии указанных протоколов; (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их
проведение;
4) (Утратил силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
11-1. Представители средств массовой информации, указанные в
части 1-2 настоящей статьи, вправе находиться в помещении для
голосования в день голосования, а также производить фото- и
видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя
председателя или секретаря соответствующей комиссии. (Часть дополнена
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
11-2. Для осуществления полномочий, указанных в частях 1-2, 3,
11-1 настоящей статьи, представители средств массовой информации
аккредитуются в соответствии с Федеральным законом. Заявки на
аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы
редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за
три дня до дня голосования. (Часть дополнена - Закон
Кабардино-Балкарской Республики от 14.06.2016 № 38-РЗ)
11-3. Аккредитованный в соответствии с частью 11-2 настоящей
статьи представитель средства массовой информации считается извещенным
о проведении мероприятия комиссии, если выполнены требования закона об
опубликовании (обнародовании) соответствующей информации. (Часть
дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 14.06.2016 № 38-РЗ)
12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий
производится председателем, или заместителем председателя, или
секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию
документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия
верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время
заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
Статья 21. Расформирование комиссии
Расформирование комиссии осуществляется в соответствии с
Федеральным законом.
(Статья в редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
ГЛАВА 5. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ
ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА
Статья 22. Порядок реализации инициативы проведения референдума
1. Для выдвижения инициативы проведения референдума,
предусмотренной статьей 8 настоящего Закона, и сбора подписей граждан
Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по
проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право
на участие в референдуме, от каждого муниципального района, городского
округа, являющегося местом их жительства. Такую инициативную группу
вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации,
имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу
проведения референдума может также избирательное объединение, иное
общественное объединение, устав которого предусматривает участие в
выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке,
определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню
референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до
дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом
случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного
общественного объединения либо руководящий орган его регионального
отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню
референдума) независимо от его численности выступает в качестве
инициативной группы по проведению референдума. (В редакции Законов
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в
Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики, которая со дня
обращения инициативной группы действует в качестве республиканской
комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума
должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый
(предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум,
должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а
также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц,
уполномоченных действовать от ее имени. Ходатайство инициативной
группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в
случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным
объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть
подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного
объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа
его регионального отделения или иного структурного подразделения,
поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
(В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 13.04.2015 № 15-РЗ)
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания
инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято
решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
4-1. В протоколе должны быть отражены решения:
1) об образовании инициативной группы по проведению референдума;
2) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;
3) о назначении из числа членов инициативной группы по проведению
референдума уполномоченных представителей инициативной группы, в том
числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
(Часть дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
4-2. Если инициатором проведения референдума является
избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в
части 1 настоящей статьи, к ходатайству должны быть приложены:
1) нотариально удостоверенная копия устава избирательного
объединения, иного общественного объединения;
2) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего
факт внесения записи об избирательном объединении, ином общественном
объединении или о его структурном подразделении в единый
государственный реестр юридических лиц;
3) протокол или выписка из протокола съезда, конференции, общего
собрания избирательного объединения, иного общественного объединения,
на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения
референдума, подписанные уполномоченным на то лицом (лицами) и
заверенные печатью избирательного объединения, иного общественного
объединения. В протоколе или выписке из протокола должны быть отражены
решения, указанные в пунктах 2 и 3 части 4-1 настоящей статьи.
(Часть дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
5. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики в
течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по
проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к
нему документы и принять решение:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов
требованиям Федерального закона, Конституции Кабардино-Балкарской
Республики, настоящего Закона - о направлении их в Парламент
Кабардино-Балкарской
2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной
группы.
6. Парламент Кабардино-Балкарской Республики в течение 20 дней со
дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению
референдума и приложенных к нему документов проверяет соответствие
вопроса (вопросов) референдума или проекта закона Кабардино-Балкарской
Республики, иного нормативного правового акта Кабардино-Балкарской
Республики, предлагаемых для вынесения на референдум, требованиям
статьи 5 настоящего Закона.
7. Парламент Кабардино-Балкарской Республики не позднее чем через
пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по
проведению референдума и приложенных к нему документов обязан
уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской
Федерации, Главу Кабардино-Балкарской Республики. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2011 г. N 120-РЗ)
8. Если Парламент Кабардино-Балкарской Республики признает, что
вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям, указанным в
статье 5 настоящего Закона, Избирательная комиссия Кабардино-
Балкарской Республики осуществляет регистрацию инициативной группы по
проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а
также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о
регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается
в пятнадцатидневный срок со дня признания Парламентом Кабардино-
Балкарской Республики соответствия вопроса, выносимого на референдум,
требованиям статьи 5 настоящего Закона.
9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается
Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики и которое
выдается инициативной группе по проведению референдума не позднее чем
на третий день с момента принятия Избирательной комиссией Кабардино-
Балкарской Республики решения о регистрации инициативной группы,
действительно до официального опубликования (обнародования) общих
результатов референдума либо до принятия решения об отказе в
проведении референдума. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с
выдвижением инициативы проведения референдума Президент Российской
Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации вправе предложить Парламенту
Кабардино-Балкарской Республики создать согласительную комиссию. В
работе согласительной комиссии вправе принять участие представители
инициативной группы по проведению референдума. На время работы
согласительной комиссии течение срока, указанного в части 8 настоящей
статьи, приостанавливается.
11. Если Парламент Кабардино-Балкарской Республики признает, что
вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям, указанным в
статье 5 настоящего Закона, Избирательная комиссия Кабардино-Балкарс-
кой Республики отказывает инициативной группе по проведению референду-
ма в регистрации.
12. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума
в регистрации ей выдается решение Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики, в котором указываются основания
отказа.
13. Основанием отказа инициативной группе по проведению
референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной
группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов,
Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законов
Кабардино-Балкарской Республики. Отказ в регистрации может быть
обжалован в порядке, установленном Федеральным законом. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
Статья 23. Порядок сбора подписей граждан в поддержку инициативы
проведения референдума
1. Инициативная группа по проведению референдума вправе со дня
оплаты изготовления подписных листов приступить к сбору подписей
участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума.
При этом подписи, собранные до указанного дня, не учитываются.
Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 24.04.2007 г. N 28-РЗ)
1-1) номер специального счета фонда референдума, с которого
произведена оплата изготовления подписных листов; (Дополнен - Закон
Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2011 г. N 103-РЗ)
2. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы
проведения референдума, составляет 2 процента от числа участников
референдума, зарегистрированных на территории Кабардино-Балкарской
Республики в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона.
Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой
в течение 30 дней. В случае, если в течение этого срока не было
собрано необходимое количество подписей граждан, имеющих право на
участие в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается. (В
редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы,
содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на
референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона
Кабардино-Балкарской Республики или иного нормативного правового акта
Кабардино-Балкарской Республики лицо, собирающее подписи, должно
представлять текст этого проекта участнику референдума, проставляющему
свою подпись, по его первому требованию.
4. Подписные листы изготавливаются и оформляются по форме,
установленной приложением 9 к Федеральному закону. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
5. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и
дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год
рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и
месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства
может не содержать каких- либо из указанных в подпункте 5 статьи 2
Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской
Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера
дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному
восприятию с учетом фактических особенностей места жительства
участника референдума. Данные об участнике референдума, ставящем в
подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в
подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим
сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные
данные вносятся только рукописным способом, при этом использование
карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения участник
референдума ставит собственноручно. Участник референдума вправе
ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения
референдума только один раз. Если участник референдума является
инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно
поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе
воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не
являющегося членом комиссии, уполномоченным представителем
инициативной группы по проведению референдума. При этом фамилия, имя,
отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума, должны
быть указаны в графе, где проставляется подпись. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
6. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица,
осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении
подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников
референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество,
дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи
паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование
или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее
внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из
указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов
(наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного
населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это
не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических
особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей
участников референдума. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
6-1. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в
поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен
уполномоченным представителем инициативной группы по проведению
референдума. При заверении подписного листа уполномоченный
представитель инициативной группы по проведению референдума напротив
своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и
дату ее внесения.
6-2. При сборе подписей в поддержку инициативы проведения
референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и
оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением
лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи
вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после
последней подписи участника референдума.
(Дополнен - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 08.12.2011 г. N 103-РЗ)
7. Право сбора подписей участников референдума принадлежит
гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей
возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный
представитель инициативной группы по проведению референдума может
заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников
референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы
осуществляется только из средств фонда референдума, созданного
инициативной группой по проведению референдума. (В редакции Законов
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от
08.12.2011 г. N 103-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
8. Подписи могут собираться среди участников референдума,
обладающих правом на участие в референдуме. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ)
9. Сбор подписей участников референдума в поддержку инициативы
проведения референдума может проводиться на всей территории
Кабардино-Балкарской Республики. Участие органов государственной
власти, органов местного самоуправления, органов управления
организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов
комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и
принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их
вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на
рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи
заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат,
а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи,
собранные с нарушением положений настоящей части, являются
недействительными. (В редакции Законов Кабардино-Балкарской
Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от 24.04.2007 г. N 28-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
10. Количество представляемых для назначения референдума подписей
участников референдума может превышать количество подписей,
необходимое для назначения референдума, установленное в части 2
настоящей статьи, не более чем на 10 процентов. (В редакции Законов
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ; от
16.05.2012 г. N 30-РЗ; от 14.06.2016 № 38-РЗ)
11. После окончания сбора подписей уполномоченные представители
инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число
собранных подписей участников референдума и составляют протокол об
итогах сбора подписей по форме, установленной Избирательной комиссией
Кабардино-Балкарской Республики. Каждый экземпляр протокола
подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по
проведению референдума. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 29.05.2014 г. N 35-РЗ)
12. Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и
пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию
представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе
и в машиночитаемом виде. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 29.05.2014 г. N 35-РЗ)
(В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 08.12.2011 г. N 103-РЗ)
Статья 24. Проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления
подписных листов, достоверности и действительности
подписей участников референдума
1. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики
проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных
листов, достоверность и действительность сведений об участниках
референдума и их подписей, собранных в поддержку инициативы проведения
референдума. По решению Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской
Республики для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие
группы из числа членов Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской
Республики с правом решающего голоса, работников ее аппарата. К такой
проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из
числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных
комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской
Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения
экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и
(или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об
участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются
в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином
документе. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 08.12.2011 г. N 103-РЗ)
2. Для определения достоверности сведений об участниках
референдума, содержащихся в подписных листах, Избирательная комиссия
Кабардино-Балкарской Республики вправе использовать государственную
систему регистрации (учета) участников референдума.
3. Проверке подлежит 20 процентов от установленного частью 2
статьи 23 настоящего Закона необходимого для назначения референдума
количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной
выборки (жребия).
Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется
Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики. Проверке
подлежат все отобранные в результате случайной выборки (жребия)
подписные листы, подписи участников референдума и соответствующие им
сведения об участниках референдума. (Абзац дополнен - Закон
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
4. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
5. (Утратила силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
6. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума,
содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами,
заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в
подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до
представления подписных листов в комиссию. (В редакции Законов
Кабардино-Балкарской Республики от 22.08.2006 г. N 76-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
6-1. По результатам проверки подписей участников референдума и
соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в
подписных листах, подпись участника референдума может быть признана
достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. (В редакции
Законов Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2011 г. N 103-РЗ;
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
6-2. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени
одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта,
привлеченного к работе по проверке подписей участников референдума в
соответствии с частью 1 настоящей статьи. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
7. Если при проверке подписей участников референдума
обнаруживается несколько подписей одного и того же участника
референдума в поддержку выдвижения одной и той же инициативы
проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а
остальные подписи считаются недействительными. (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
8. Недействительными признаются:
1) подписи участников референдума, собранные вне периода сбора
подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов; (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
2) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме;
3) подписи участников референдума, указавших в подписном листе
сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись
признается недействительной только при наличии официальной справки
органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по
месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к
проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) подписи участников референдума без указания каких-либо из
сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом, и (или) без
указания даты собственноручного внесения участником референдума своей
подписи в подписной лист;
5) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в
подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи участников референдума с исправлениями в датах их
внесения в подписной лист, если эти исправления специально не
оговорены участниками референдума, а также подписи участников
референдума, даты внесения которых проставлены участниками референдума
несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к
проверке подписей участников референдума в соответствии с частью 2
настоящей статьи;
7) подписи участников референдума с исправлениями в
соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума,
если эти исправления специально не оговорены участниками референдума
или лицами, осуществляющими сбор подписей участников референдума;
8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае,
если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица,
осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или)
уполномоченного представителя инициативной группы по проведению
референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна,
либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей
участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста
18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо
если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат
заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице,
осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате
внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем
инициативной группы по проведению референдума имеются исправления,
специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор
подписей участников референдума, уполномоченным представителем
инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о
лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума,
уполномоченном представителе инициативной группы по проведению
референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не
соответствуют действительности, либо если сведения о лице,
осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им
собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
9) все подписи участников референдума в подписном листе, форма
которого не соответствует требованиям, установленным приложением 9 к
Федеральному закону и (или) в который не внесены сведения,
предусмотренные пунктом 10 статьи 37 Федерального закона, и (или)
который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом
5 статьи 37 Федерального закона; (В редакции Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
10) подписи участников референдума, собранные с нарушением
требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона;
11) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в
подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и
не лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума,
внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта,
привлеченного к проверке подписей участников референдума в
соответствии с частью 2 настоящей статьи;
12) (Утратил силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики
от 29.12.2017 г. № 58-РЗ)
13) подписи участников референдума, которые внесены в подписной
лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор
подписей участников референдума, уполномоченным представителем
инициативной группы по проведению референдума;
14) все подписи участников референдума в подписном листе, если
заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей участников
референдума, внесена позднее внесения заверительной записи
уполномоченного представителя инициативной группы по проведению
референдума.
(В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 08.12.2011
г. N 103-РЗ; от 29.05.2014 г. N 35-РЗ)
8-1. При обнаружении в подписном листе заполненной строки
(заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих)