Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 13.06.1998 № 140Постановление Правительства Республики Ингушетия г. Назрань «13» июня 1998 г. № 140 О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия (В редакции Постановления Правительства Республики Ингушетия от 05.11.98 г. N 317) В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 27 мая 1997 года № 528 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг Правительство Республики Ингушетия п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые: программу реформ жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия (приложение № 1) на период с 1998 по 2003 гг.; тарифы на коммунально-бытовые услуги населению на 1998 год (приложение № 2); социальные нормы потребления коммунально-бытовых услуг населением на территории Республики Ингушетия на 1998 год (приложение № 3). 2. Установленные социальные нормы потребления коммунально-бытовых услуг и тарифы на них вводятся на территории Республики Ингушетия с 1 июня 1998 года и применяются предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности. 3. Министерству финансов предусмотреть в бюджете на 1998 год средства на реализацию реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (приложение № 4). 4. Государственному комитету по экономике Республики Ингушетия осуществлять ежеквартальный контроль за составом затрат, относимых на себестоимость жилищно-коммунальных услуг. 5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Дарсигова М-Б.З. Председатель Правительства Республики Ингушетия Б. Хамчиев «УТВЕРЖДЕНО» Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 13 июня 1998 г. № 140 ПРОГРАММА реформ жилищно-коммунального хозяйства в Республике Ингушетия г. Назрань 1998г. Содержание Титульный лист I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Развитие конкурентной сферы. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством. Обеспечение государственного регулирования и контроля, Стимулирование создания товариществ собственников жилья. III. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплата жилья и коммунальных услуг. IV. Обеспечение социальной защиты населения V. Республиканские стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Региональные стандарты социальной нормы площади жилья. Региональный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья. VI. Этапы реализации Программы. VII. Данные ГК Республики Ингушетия по статистике категорий льготников. Данные Министерства труда и социальной защиты. Приложение № 1. 1) Анализ экономических показателей услуг, оказанных населению в 1997 году . 2) Расчет потребности в субсидиях на покрытие затрат от предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в пределах социальных норм потребления и тарифов, вводимых с 1 февраля 1998 г. 3) Расчет совокупной стоимости коммунально-бытовых услуг, рассчитанных на среднюю статистическую (город - 5 чел., село - 7 чел.) в пределах социальных норм потребления услуг. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| |1 |Наименование |Реформа жилищно-коммунального хозяйства| | |Программы |Республики Ингушетия | |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| |2. |Разработчики |Госкомитет РИ по экономике Министерство| | |Программы |финансов РИ | |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| |3. |Цель Программы |Смягчение для населения процесса| | | |реформирования системы оплаты жилья при| | | |переходе на режим безубыточного| | | |функционирования | |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| |4. |Задачи Программы |Переход на договорные отношения,| | | |развитие конкурентной среды,| | | |предоставления потребителям возможности| | | |влиять на объем и качество| | | |потребительских услуг | |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| |5. |Сроки и этапы|1-й этап 1998 г. | | |реализации Программы|2-й этап - 1999-200 гг. | | | |3-й этап - 2001-2003 гг. | |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| |6. |Исполнители |Правительство РИ и главы местных| | |Программы |администраций городов и районов | |———|————————————————————|————————————————————————————————————————| СТРУКТУРА Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия 1. Создание условий проживания, отвечающих принятым стандартам качества, при одновременном повышении эффективности функционирования данной сферы хозяйства, т.е. при снижении затрат производителей услуг. 2. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг путем: - совершенствование системы управления, регулирования и контроля; - демонополизации, переход на договорные отношения и развитие конкуренции в отрасли; - внедрение ресурсосберегающих технологий. 3. Предоставление потребителям возможности оказывать влияние на объем и качество потребляемых услуг, увеличение числа собственников в жилищной сфере, передаче недвижимости в управление частной собственности (создание товариществ собственников жилья). 4. Создание кредитоспособной обязательной системы социальной поддержки населения в области оплаты жилищно-экономических услуг, целевой адресной поддержки семей с низкими доходами. I. Состояние и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляется в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы «Жилище». Для реализации данной программы подписан Указ президента РФ № 528 от 28 мая 1997 г. о реформе жилищно-коммунального хозяйства и Постановление Правительства РФ № 621 от 26 мая 1997 г. о федеральных стандартах жилищно-коммунального хозяйства. В Республике Ингушетия для выполнения этой программы образована Правительственная комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Распоряжение № 180-р от 8 июля 1997 г.). Несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние РИ продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Не создан реальный механизм ресурсосбережения. Практически отсутствуют инвестиции в коммунальное хозяйство. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Наиболее эффективным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования (дотирование) к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования. После образования Республики Ингушетия в 1992 году и становления органов исполнительной власти и в частности жилищно-коммунального хозяйства, рост тарифов на коммунальные услуги позволил в какой-то мере преодолеть его отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая население, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла. Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в республиканском и местном бюджете не уменьшилась. Положение усугублялось тем, что в республике 1995 году реальные доходы населения снизились на 27 процентов (с учетом огромного числа безработных, депортированных из РСО-А и беженцев из ЧР), в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался для него особенно болезным. В связи с этим, органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, исходя из оценки реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта. Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются: - обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; - снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; - смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. Основными способами достижения указанных целей являются: - совершенствование системы управления, эксплуатаций и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; - переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятиями материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы; - совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифферинциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; - совершенствование системы социальной защита населения; - упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти средств. II. Основные пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере республики, должно осуществляться в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства путем: - формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения; - организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также изменение экономических санкций к нарушителю договорных обязательств; - привлечения на конкурсной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг с учетом их материально-технической базы. Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием республиканского, муниципального и частного жилищного фонда, а также за включением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, должны осуществляться как органами местного самоуправления, так и органами республиканской жилищной инспекции. Необходимой предпосылкой развития конкуренции является структурное изменение жилищно-коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции относятся: - управление и обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства; - привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы энергообеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой; - объекты (крышные, котельные, газоснабжение от емкостного и балонного газа и т.п.); - выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.п.); - проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и т.п. Органам местного самоуправления целесообразно ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключения соответствующих договоров на конкурсной основе. В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, следует применять дополнительные методы антимонопольного воздействия. В связи с этим, органам местного самоуправления через службы заказчика и республиканскую жилищную инспекцию рекомендуется: осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечить участие в работе местных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие); повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих предприятий в период перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне республиканских (федеральных) социальных стандартов; способность внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих организаций организационно-правовых норм. При этом следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих организаций различный форм собственности обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения. При решении указанных проблем особое внимание следует уделить: - проведению органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства; - формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющие интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг; - ведению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-домовладельца, производителя услуг и их потребителя; - завершение процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства. В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником - домовладельцем, управляющим организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и органом, уполномоченным осуществлять контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе возможности системы управления, целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику-домовладельцу право решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею. Органам местного самоуправления, как собственникам объектов жилищно-коммунального хозяйства, следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и обслуживанию жилья и объектов коммунального назначения, за качественное обслуживание потребителей и обеспечение сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. На республиканском уровне следует завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства. При этом право дальнейшего управления республиканским, городским, муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам заказчика (управляющим организациям). Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства целесообразно подразделять на две группы. Одна (так называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное. Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания т.п. Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам. Объекты коммунального назначения обуславливаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Организации специализирующиеся в сфере управления, помимо прочего осуществляют рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Собственник-домовладелец может выполнять эти функции сам либо нанять специализированную управляющую организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика), или стороннюю управляемую организацию, в том числе частную. Управляемая организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями, контроль за исполнением, а также заключением договоров найма. Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно - учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения. Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии лицензий на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры. При реформировании жилищно-коммунального хозяйства, система договорных отношений включает в себя: - договор между собственником объекта жилищно-коммунального назначения и хозяйствующей организацией (включая управление жилищным фондом и его обслуживание, коммунальное обслуживание), заключаемый, в том числе, на конкурсной основе; - договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцев) жилищного помещения; - договор между организациями, предоставляющими коммунальные услуги, и потребителями этих услуг. Обеспечение государственного регулирования и контроля Государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами республиканской жилищной комиссии, контролирующей не только соблюдение стандартов качества представляемых услуг, но и наличие соответствующих договоров. С учетом этого соответствующие органы целесообразно наделить правом административного воздействия на подрядные организации, включающие по договору определенные виды и объемы работ, на управляющие организации и собственников жилья и объектов коммунального назначения. Помимо плановой деятельности неотъемлемой функцией республиканской жилищной инспекции является оперативного реагирование на обращение и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг. Республиканская жилищная инспекция взаимодействует с территориальными управлениями Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации. Республиканский орган исполнительной власти, наделенный Правительством РИ соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства на основе республиканской статистической и бухгалтерской отчетности, осуществляет формирование республиканской политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунального хозяйства местных администраций, осуществляет разработку республиканских законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и республиканских стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства. В РИ государственное регулирование развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в том числе координации деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального хозяйства РИ, наделенными соответствующими полномочиями (республиканская жилищная инспекция и др.). Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию и минимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребителей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или доминирующих на рынке указанных услуг. В области технического обеспечения жилищно-коммунального хозяйства, помимо разработки и внедрения приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов особого внимания заслуживает разработка автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, такая система может предоставлять информацию для всех уровней управления. Стимулирование создания товариществ собственников жилья Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кандоминимума), включающего в себя земельный участок и расположения на нем жилого здания, является одним из наиболее применяемых способов защиты их прав, внесения ими стоимости и качества предоставляемых услуг и позволит создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. Кроме того, товарищества собственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно, и определять порядок расходования средств, направленных на эти цели. Кроме того, комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимый товариществами собственников жилья, позволит значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет потребления неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов. Население привыкнет экономно относится к предоставляемым услугам, прослеживая связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах. После принятия необходимых федеральных, затем республиканских, нормативных правовых актов, решений органов местного самоуправления, проблемы препятствующие развитию товариществ собственников жилья будут решены. В целях стимулирования создания товариществ собственников жилья целесообразно, в частности, рассмотреть следующие вопросы: - освобождение от налога на добавленную стоимость работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых помещений, инженерного оборудования, мест общего пользования дома, придомовой территории, выполняемых подрядными организациями; - исключение из налогооблагаемой базы средств, поступающих в виде дотаций из федерального бюджета, бюджета республики и местных бюджетов на развитие и обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства. При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги товариществом собственников жилья необходимо исходить из уровня тарифов, установленных для населения в данном территориальном образовании. III. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг Круг лиц, на которых распространяются жилищные льготы различного характера, довольно широк и определяется весьма значительным количеством законодательных и иных нормативных правовых актов. В Республике Ингушетия население, пользующееся различными льготами, финансируемыми из республиканского бюджета составляют следующие категории: 1. Пострадавшие во время аварии на Чернобыльской АЭС; 2. Ветераны ВОВ; 3. Ветераны боевых действий на территориях других государств; 4. Ветераны военной службы в годы ВОВ; 5. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и ветеранов боевых действий на территориях других государств; 6. Главные специалисты сельского хозяйства (агроном, зоотехник, ветеринар и др.). Условно все жилищные льготы представляется возможным классифицировать по следующим основным категориям: 1. Льготы, дающие право на внеочередное и первоочередное получение жилья; 2. Льготы, дающие право на освобождение или оплату в пониженном размере занимаемых жилых помещений и коммунальных услуг; 3. Льготы, дающие право на дополнительную жилую площадь; 4. Льготы, дающие право на получение безвозмездной финансовой помощи или беспроцентной ссуды (кредита) на получение (приобретение) жилья (в том числе с погашением части ссуды за счет средств федерального бюджета), а также на приобретение жилья на льготных условиях; 5. Льготы, дающие право на внеочередное, первоочередное или преимущественное вступление в жилищные (жилищно-строительные) кооперативы, а также приобретение земельного участка под строительство жилого дома; 6. Льготы по бронированию и сохранению жилых помещений за временно отсутствующими гражданами; 7. Льготы по оплате расходов по найму жилого помещения. 8. Иные жилищные льготы. Анализ действующего в жилищной сфере федерального законодательства показывает, что предоставленные какой-либо категории лиц преимущества, как правило, имеет широкий характер и не ограничивается только каким-то одним из перечисленных видов жилищных льгот. В частности, военнослужащим, отдельным категориям ветеранов и некоторым другим группам лиц в том или ином объеме предоставляется большинство из названных видов жилищных льгот. Причем эти льготы кодифицированы в подавляющем большинстве случаев в одном законодательном акте (Федеральном законе от 12 января 1995 г. и др.), что облегчает ознакомление с ними заинтересованных лиц. Следует помнить, что социальная норма площади жилья - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсации (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Она эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти. Переходя непосредственно к вопросу о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг, следует отметить, что федеральное законодательство устанавливает основание и порядок их предоставления для довольно широкого круга лиц. Поэтому порядок предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и тарифов на электрическую энергию получает неоднозначное толкование, поскольку в некоторых случаях существуют определенные условия и оговорки, существенно ограничивающие объем данных льгот. Однако, на республиканском уровне, указанные принципиальные различия в основаниях и порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг разным категориям граждан учитываются далеко не всегда, а классификации серьезного значения не придается. В этой связи предусматривается, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в зависимости от группы лиц, которым они предоставлены) условно подразделяются на следующие виды: 1. Льготы по полному освобождению от оплаты жилья и коммунальных услуг. 2. Льготы по номинальному размеру оплаты жилья и коммунальных услуг без каких-либо условий их предоставления. 3. Льготы по номинальному размеру оплаты жилья и коммунальных услуг с дополнительными условиями их предоставления: а) в пределах установленной нормы оплачиваемой жилой площади; б) в зависимости от вида жилищного фонда. Что касается полного освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах не имеющих центрального отопления - предоставления топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), то эти льготы распространяются на Героев России, героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей. Указанные льготы сохраняются за пережившими супругами и родителями лиц данной категории. Организация в применении льгот комплексного характера (как в оплате жилья, так и в оплате коммунальных услуг) применяются довольно часто. Так, льготы в виде 50 % скидки в оплате занимаемой общей площади жилых помещений предоставляется ряду категорий ветеранов, но только в пределах социальной нормы и при условии их проживания в домах государственного и муниципального жилых фондов, а также в приватизированных жилых помещениях. Что касается 50 % скидки в оплате коммунальных услуг, то она предоставляется лишь в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, хотя и независимо от вида жилищного фонда. Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает: - переход к самофинансированию организаций жилищно-коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей; - увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги. Целесообразно создавать механизмы привлечения и возврата средних и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит сгладить влияние на уровень тарифов затрат, связанных с сезонностью проводимых работ, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для потребителей. Правительству Республики Ингушетия и органам самоуправления при формировании соответствующих бюджетов целесообразно выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения федеральных, социальных стандартов представленных жилищно-коммунальных услуг. Кризис неплатежей как граждан, так и организаций финансируемых в основном из бюджета не позволяет сохранить устойчивое финансирование организации жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим необходимо активизировать работу по сокращению задолженности организации путем выявления неплательщиков и применения к ним штрафных санкций, выпуска различных видов бумаг, проведение взаимных зачетов, долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам, использования в установленном порядке других эффективных форм расчетов. Следует развивать возможность получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории (в частности, сбор за парковку автомобилей) для оплаты жилья и коммунальных услуг. Использование этих резервов возможно при образовании товарищества собственников жилья. В целях недопущения утраты платежеспособности организаций жилищно-коммунального хозяйства при реализации Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает покрытие расходов на производственные услуги, органам республиканской власти и органам местного самоуправления следует предусматривать механизм покрытия выпадающих доходов этих организаций. Оплата жилья и коммунальных услуг Особенностью нового этапа реформ жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования, переход для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более условному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан. Это позволит обеспечить наиболее безболезненный для населения переход жилищно-коммунального хозяйства к рыночной системе хозяйствования. Повышение оплачиваемой населением доли затрат на содержание жилья и предоставления коммунальных услуг может быть достигнуто за счет относительного снижения самих затрат. При этом должны создаваться стимулы снижения этих затрат путем: - повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов; - заключение договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги на конкурсной основе; -согласование тарифов при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций, а также при заключении договоров между службой заказчика и организациями естественными монополиями. Тарифы согласовываются на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу хозяйствующих организаций (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу услуги в сравнении с аналогичными организациями, структуры затрат в процентах: ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и другие). Вместе с тем необходимо регулярно пересматривать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг. С учетом роста реальных доходов населения продолжить увеличение доли платежей населения на покрытие издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства. Плата за наем жилья, которая является доходом собственника муниципального жилья, в рыночных условиях должна определяться соответствующим спросом и предложением на конкретное жилье. В переходный период базовая величина платы за наем должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление жилищного фонда в среднем по населенному пункту, которая должна быть дифференцирована в зависимости от качества и местоположения жилья. В указанный период население оплачивает часть отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья, которая должна определяться исходя из местных условий, динамики реальных доходов населения и других факторов. В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей, следует включать отчисления на страхование жилищного фонда, а также переходить на полное возмещение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Среди других мер, направленных на упорядочение оплаты жилья коммунальных услуг, необходимо выделить следующее: - для определение соответствующих условиям конкретного населенного пункта ставок оплаты жилья могут использоваться наиболее характерные для этого населенного пункта тип дома и его местоположения, принятые за базисный уровень. Критерием для определения соотношения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в домах различного качества и местоположения относительно базисного уровня может являться соотношение ставок аренды жилья или стоимости приобретения его на свободном рынке. Дифференциацию оплаты жилья следует проводить поэтапно, не допуская развития неуправляемых сегрегационных процессов, формирования «бедных» и «богатых» районов в населенных пунктах. Рациональное использование существующего жилищного фонда является основной целью дифференциаций указанных ставок, которая практически не приведет к увеличению текущих доходов собственника, однако в перспективе даст существенную экономию в виде сокращения потребности в новом строительстве (реконструкции) жилья и коммунальных сооружений: - основным инструментом муниципальной политики ценообразования с учетом качества и местоположения жилища является изменение платы за его наем, поскольку только этот вид платежа может быть дифференцирован в зависимости от параметров качества жилища и его местоположения. В первую очередь следует изменить ситуацию, когда худшее по качеству и местоположению жилье оплачивается также, как и лучшее, или дороже. Наниматели и собственники жилищных помещений, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям социальной нормы, качества и благоустройства, должны оплачивать его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере. Для этого целесообразно установить повышение ставки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тариф на сверхнормативное потребление коммунальных услуг. При этом процессы перераспределения жилья, связанные со стимулированием проживания в жилом помещении в пределах социальной нормы, не должны приобретать неуправляемых характер и вести к ухудшению положения малообеспеченных групп населения. Поэтому органам местного самоуправления на новом этапе реформы необходимо ввести повышенную оплату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее (например, не менее чем 10 кв.м. на члена семьи) по площади социальную норму, организовав одновременно систему помощи семьям в купле - продажи или обмене жилья при переезде в жилье меньшей площади. В целях защиты прав потребителей в договорах найма и договорах на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг собственникам жилых помещений должны содержаться права и обязанности сторон, гарантирующих оплату услуг в соответствии с их реально достигнутым объемом и качеством. IV. Обеспечение социальной защиты населения Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций: - включение в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства; - необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренных договорами найма на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг; - введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг. Необходимо принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражение изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительной корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это в частности, предполагает: - исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций; - при определении величин субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплаты жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение); - установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласовании погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это даст возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей; - в целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам необходимо возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников республиканских государственных жилищных инспекций, службы социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии нужно отнести: - проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг; - консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействия в получении этой помощи; - организация добровольного обмена жилыми помещениями; - формирование обменного жилищного фонда для переселения; - выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска. Общее положение об указанной комиссии следует разработать на республиканском уровне. Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума. Министерству труда и социального развития РИ целесообразно предусмотреть в рамках общей системы социальной защиты населения реализацию программы выделение жилищных субсидий. V. Федеральные (республиканские) стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг При сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую системы оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам РФ рекомендуется использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями. Федеральные стандарты социальной нормы площади жилья При сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом субъектами РФ рекомендуется использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями. Федеральные стандарты социальной нормы площади жилья Органы государственной власти Республики Ингушетия вправе в соответствии с законодательством РФ устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако, при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами РФ Правительство РФ руководствуется федеральным стандартом. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспечения населения жильем: -18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек; -42 кв.м. на семью из 2-х человек; -33 кв.м. на одиноко проживающих граждан. В Республике Ингушетия по данным Государственного комитета по статистике на 01.01.97 г. площадь государственного жилищного фонда 21.5 тыс. кв.м., с численностью населения 1.0. тыс.человек; -площадь индивидуального жилищного фонда на 01.01.97 г. 2926.1 тыс. кв.м. с населением 307.0 тыс.человек. Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья Указанный стандарт рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: -содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по экономическим районам РФ предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Данный стандарт ежегодно пересматривается, при этом следует установить, что изменение величины федерального стандарта должно осуществляться с учетом общего уровня инфляции (за исключением случаев отмены перекрестного субсидирования, а также редкого изменения цен на энергоносители). Анализ сложившейся структуры затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг позволяет установить по России средний показатель на начало 1997 года, равный 8200 рублей (в Республике Ингушетия федеральный стандарт равен 6300 рублей). Это не отменяет права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако, установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств. При этом статьи по финансированию жилищно-коммунального хозяйства в местных бюджетах рекомендуются предусматривать защищенными. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из 16 % социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг. Предполагаемый норматив позволит рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий), на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан, Конкретные величины указанных компенсаций (субсидий) должны устанавливаться решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств федерального бюджета необходимо учитывать, что потребность в компенсациях (субсидиях) на оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходной категории граждан будет рассчитываться исходя из следующих величин: -максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного семейного дохода) 1997 г. - 16 2000 г. - 20 1998 г. - 18 2001 г. - 22 1999 г. - 19 2002 г. - 23 2003 г. - 25 Этапы реализации Программы 1-ый этап 1998 г. Определить нормативно-правовую базу и кредитно-финансовый механизм. Завершить разграничение функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде. Провести разгосударствление эксплуатационных организаций, переход на договорные отношения в сфере предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Местным органам самоуправления организовать переобучение кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях: -довести доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживающих на конкурсной основе до 50-60 %; - формировать подходы к отбору на конкурсной основе управляющих и обслуживающих организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов; - переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищного фондов. Обеспечить контроль обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление. Упорядочить системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан и определить систему их финансирования. Включить в ставку оплату жилья заем и затраты на капитальный ремонт. Определить методы антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов. Дифференцировать ставку оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальные нормы и тарифы на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении. Демонополизировать деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства. На основании федеральных стандартов принять республиканские стандарты, необходимые для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, создать систему органов государственных жилищных инспекций в Республике Ингушетия. Завершить установку индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье. II этап: 1998-2000 годы Довести доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе до 100 процентов. Широко использовать практику выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фондах. Перевести на полную оплату населения затрат на содержание жилья. Завершить в основном перевод жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования. Поэтапно включать затраты по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг. Разработать методологию технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средние и долгосрочные кредитные ресурсы на развитие объектов инфраструктуры. III этап: 2001-2003 годы Завершение перехода на полную оплату погашения затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек. Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья. Обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов. Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования. Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами. VII. Установить по Республике Ингушетия с 1 октября 1997 года следующие региональные стандарты 1. Региональный стандарт социальной нормы площади жилья по Республике Ингушетия - 10 кв.м. полезной площади. 2. Региональный стандарт уровня платежей граждан: от стоимости, предоставленных жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, газ, энергетика) в среднем по всем видам этих услуг. 1997 г. - 35 % 1998 г. - 50 % 1999 г. - 60 % 2001 г. - 80 % 2002 г. - 90 % 2003 г. - 100 %. 3. Региональный стандарт доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установить в размере на: 1997 г. - 16 % 1998 г. - 18 % 1999 г. - 19 % 2000 г. - 20 % 2001 г. - 22 % 2002 г. - 23 % 2003 г. - 25 % Предложения: 1. Создать республиканскую жилищную инспекцию. 2. Органам местного самоуправления при формировании своих структур создавать службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья представляющие интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг. 3. Считать предельно допустимой долей расхода на оплату жилья и коммунальных услуг по Республике Ингушетия 1998 г. - 18 %, 1999 г. - 19 %, 2000 г. - 20 %, 2001 г. - 22 %, 2002 г. - 23 %, 2003 г. - 25 %. 4. Создать комиссию по жилищным спорам в целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной защиты от необоснованных санкций организаций (главам местных администраций). 5. Главам местного самоуправления поэтапно включать затраты по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг. 6. Государственному комитету Республики Ингушетия по экономике до конца 1 квартала 1998 года разработать методологию технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средних и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры. 7. Главам администраций городов, районов, городов, местного самоуправления образовать центры по выплате субсидий. Приложение № 2 «Утверждено» Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 13 июня 1998 г. № 140 ТАРИФЫ на жилищно-коммунальные услуги населению с учетом НДС Вводятся с 1 февраля 1998 года 1. Электроэнергия 0,32 руб. за 1 кВт/час 2. Газ сетевой 0,20 руб. за 1 м3 3. Вода 1,50 руб. за 1 м3 4. Канализация 1,32 руб. за 1 м3 5. Отопление 39,25 руб. за 1 Гкал. 6. Стоимость 1 м3 полезной площади с учетом содержания и ремонта жилья 1,05 руб. Приложение № 3 «Утверждено» Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 13 июня 1998 г. № 140 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ потребления жилищно-коммунальных услуг населению по Республике Ингушетия на 1998 г. (Утратило силу - Постановление Правительства Республики Ингушетия от 05.11.98 г. N 317) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|