Расширенный поиск
Закон Республики Ингушетия от 06.10.2015 № 46-рз
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
ИНГУШЕТИЯ Об
охране труда в Республике Ингушетия Принят Народным Собранием Республики Ингушетия 29
сентября 2015 года Настоящий Закон
регулирует отношения в области охраны труда в Республике Ингушетия между
работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо
от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности и направлен на сохранение
жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. Правовым основанием
настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс
Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Глава
1. Общие положения Статья 1. Основные понятия 1.
В настоящем Законе
используются следующие основные понятия: 1) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые,
социально-экономические, организационно-технические, санитарно
- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; 2) условия труда - совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье
работника; 3) вредный производственный фактор - производственный
фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; 4) опасный производственный фактор - фактор
производственной среды, воздействие которого может привести к травме работника; 5) безопасные условия труда - условия труда, при которых
воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено
либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; 6) рабочее место - место, где работник должен находиться
или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или
косвенно находится под контролем работодателя; 7) средства индивидуальной и коллективной защиты
работников - технические средства, используемые для предотвращения или
уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных
факторов, а также для защиты от загрязнения; 8) система управления охраной труда - комплекс
взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих
политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры
по достижению этих целей; 9) производственная деятельность - совокупность действий
работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в
готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов
сырья, строительство, оказание различных видов услуг; 10) требования охраны труда - государственные нормативные
требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также
требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране
труда; 11)
государственная
экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным
нормативным требованиям охраны труда; 12)
специальная оценка
условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по
идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и
трудового процесса (далее - вредные и (или) опасные производственные факторы) и
оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических
значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов)
условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты
работников; 13)
профессиональный риск -
вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или)
опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по
трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Законом,
федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых отношений; 14)
управление
профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся
элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по
выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков; 15)
мониторинг состояния
условий и охраны труда в Республике Ингушетия - систематический сбор и
обработка информации о состоянии условий и охраны труда, которая может быть
использована для своевременного выявления происходящих в этой сфере изменений,
предупреждения негативных тенденций, информирования общественности и иных
заинтересованных организаций. Статья 2. Законодательство Республики Ингушетия об
охране труда и сфера его действия Законодательство
Республики Ингушетия об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых
в соответствии с ним нормативных правовых актов Республики Ингушетия. Гарантии права работников
на здоровье и безопасные условия труда, определенные коллективными договорами,
соглашениями и иными нормативными актами в отраслях и организациях на
территории Республики Ингушетия, не могут быть ниже гарантий, предусмотренных
законами Российской Федерации и настоящим Законом. Положения настоящего
Закона распространяются на: 1) работодателей (физических лиц и юридических лиц
независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности); 2) работников, состоящих с работодателями в трудовых
отношениях; 3) проходящих производственную практику студентов
образовательных организаций; 4) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к
труду; 5) членов производственных кооперативов и членов
крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности; 6) работников и
других лиц, проходящих профессиональное обучение или переобучение в
соответствии с ученическим договором; 7) лиц, страдающих
психическими расстройствами, участвующих в производительном труде на
лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии
с медицинскими рекомендациями; 8) лиц, привлекаемых в установленном порядке к выполнению
общественно полезных работ. Статья
3. Реализация государственной политики в области охраны труда Реализация основных
направлений государственной политики в области охраны труда в Республике
Ингушетия обеспечивается согласованными действиями органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики
Ингушетия и органов местного самоуправления Республики Ингушетия,
работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их
объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по
вопросам охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и
настоящим Законом. Глава
2. Управление охраной труда в Республике Ингушетия Статья
4. Государственное управление охраной
труда на территории Республики
Ингушетия 1.
Государственное
управление охраной труда на территории Республики Ингушетия осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, исполнительным органом
государственной власти Республики Ингушетия, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и государственного управления в
сфере труда, занятости и социального развития в пределах их полномочий. 2.
К полномочиям высшего
исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия относятся: 1) реализация государственной политики в области охраны
труда и государственных программ Российской Федерации по улучшению условий и
охраны труда на территории Республики Ингушетия; 2) принятие нормативных правовых актов Республики
Ингушетия в области охраны труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям
федеральных органов исполнительной власти; 3) утверждение государственных программ Республики
Ингушетия по улучшению условий и охраны труда и обеспечение контроля за их
выполнением; 4) определение уполномоченного исполнительного органа
государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда (далее -
исполнительный орган государственной власти Республики Ингушетия в области
охраны труда); 5) осуществление иных полномочий в области охраны труда в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики
Ингушетия. 3.
К полномочиям
исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия в области
охраны труда относятся: 1) обеспечение реализации государственной политики в
области охраны труда и государственных программ Российской Федерации по
улучшению условий и охраны труда на территории Республики Ингушетия; 2) разработка мероприятий по улучшению условий и охраны
труда государственных программ (подпрограмм) Республики Ингушетия, разработка и
утверждение нормативных правовых актов Республики Ингушетия в области охраны
труда в пределах своей компетенции и осуществление контроля за их выполнением; 3) организация сбора и обработки информации (мониторинг)
о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность
на территории Республики Ингушетия; 4) анализ состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости,
проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и
повреждения здоровья работников; 5) координация проведения на территории Республики
Ингушетия в порядке, установленном трудовым законодательством, обучения по
охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также
работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований
охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим
на производстве; 6) осуществление на территории Республики Ингушетия в
порядке, установленном трудовым законодательством, государственной экспертизы
условий труда; 7) осуществление мероприятий по информированию,
консультированию и оказанию правовой помощи работодателям по вопросам охраны
труда; 8) проведение в порядке, установленном трудовым
законодательством, обследования состояния условий и охраны труда в организациях
Республики Ингушетия, получение информации и документов, необходимых для
осуществления своих полномочий; 9) участие в порядке, установленном трудовым
законодательством, в расследовании несчастных случаев на производстве (в том
числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили
тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых)
со смертельным исходом; 10) исполнение иных полномочий в сфере государственного
управления охраной труда, не отнесенных к полномочиям федеральных органов
исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
актами Республики Ингушетия; 11)
координация деятельности
в сфере охраны труда на территории Республики Ингушетия. 4.
К полномочиям
учреждений, подведомственных исполнительному органу государственной власти
Республики Ингушетия в области содействия занятости населения, охраны труда и
трудовых отношений, - центров занятости населения в муниципальных образованиях
Республики Ингушетия относятся: 1) участие в организации сбора и обработки информации о
состоянии условий и охраны труда у работодателей; 2) анализ состояния условий и охраны труда, причин
несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости,
проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и
повреждения здоровья работников; 3) участие в осуществлении мероприятий по информированию,
консультированию и оказанию правовой помощи работодателям и работникам по
вопросам охраны труда; 4) участие в порядке, установленном трудовым
законодательством, в проведении обследования состояния условий и охраны труда в
организациях муниципального образования, получение информации и документов,
необходимых для осуществления своих полномочий; 5) участие в порядке, установленном трудовым
законодательством, в расследовании несчастных случаев на производстве (в том
числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили
тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых)
со смертельным исходом; 6) участие в координации проведения на территории
Республики Ингушетия в порядке, установленном трудовым законодательством,
обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а
также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими
требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи
пострадавшим на производстве. 5.
Исполнительные органы
государственной власти Республики Ингушетия обеспечивают в пределах своих
полномочий реализацию государственной политики в области охраны труда в
курируемых отраслях и организациях и координируют свою деятельность с исполнительным
органом государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда. Статья
5. Реализация государственной политики в области охраны труда в муниципальных образованиях Республики
Ингушетия 1.
Органы местного
самоуправления Республики Ингушетия реализуют государственную политику в
области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих
полномочий. 2.
Органы местного
самоуправления Республики Ингушетия: 1) принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы
трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики
Ингушетия; 2) принимают и реализуют муниципальные программы (планы
мероприятий) по улучшению условий и охраны труда; 3) финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны
труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда в
соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Республики Ингушетия; 4) осуществляют ведомственный контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны
труда в подведомственных организациях; 5) участвуют по согласованию в расследовании несчастных
случаев на производстве (в том числе групповых), в результате которых один или
несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных
случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом; 6) принимают решения по вводу у отдельных работодателей
дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских
осмотров; 7) содействуют общественному контролю за соблюдением прав
и законных интересов работников в области охраны труда; 8) осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации. Статья
6. Управление охраной труда в организации и у работодателей - индивидуальных
предпринимателей 1.
Обязанности по
обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. 2. У работодателя, осуществляющего производственную
деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается
служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда,
имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда. 3.
Работодатель,
численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о
создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда
с учетом специфики своей производственной деятельности. 4.
Структура службы охраны
труда и численность работников службы охраны труда определяется работодателем с
учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по нормативно - правовому регулированию в сфере труда. 5.
При отсутствии у
работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их
функции исполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо
организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда,
привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. 6.
Организации, оказывающие
услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень
услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации,
включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать
организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения
контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления
или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда, за исключением организаций,
проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых
устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Статья 7. Мониторинг состояния
условий и охраны труда в Республике Ингушетия 1.
Мониторинг состояния
условий и охраны труда проводится в целях комплексной оценки ситуации в сфере
охраны труда в Республике Ингушетия, осуществления прогнозирования развития
важнейших процессов в сфере охраны труда, представления сведений для проведения
общероссийского мониторинга условий и охраны труда. 2.
Мониторинг состояния
условий и охраны труда организует и проводит исполнительный орган
государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда и
подведомственные ему государственные казенные учреждения Республики Ингушетия -
центры занятости населения в муниципальных образованиях Республики Ингушетия в
соответствии с законодательством Республики Ингушетия. 3. Мониторинг состояния условий и охраны труда в
Республике Ингушетия проводится в порядке, установленном нормативным правовым
актом Республики Ингушетия. Глава 3.
Обеспечение охраны труда Статья 8.
Государственные нормативные требования охраны труда 1.
Государственными
нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и
иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных
нормативных правовых актах Республики Ингушетия, устанавливаются правила,
процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности. 2.
Государственные
нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и
физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе
при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов,
конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке
технологических процессов, организации производства и труда. Статья 9. Обучение и инструктирование
работников по охране труда 1.
Для всех поступающих на
работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель
или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда,
организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и
оказания первой помощи пострадавшим. 2.
Все работники, в том
числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные
предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний
требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально - трудовых отношений. 3.
Для лиц, поступающих на
работу с вредными или опасными условиями труда, работодатель обеспечивает
обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ со
стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой
деятельности - проведением периодического обучения по охране труда и проверкой
знаний требований охраны труда. Статья 10. Соответствие производственных объектов и
продукции государственным нормативным требованиям охраны труда 1.
Проекты строительства и
реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого
производственного оборудования, технологических процессов должны
соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины,
механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства,
технологические процессы, материалы и химические вещества, средства
индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного
производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям
охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия. 2.
Оценка соответствия
проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям
охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы
проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в
соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. 3.
Новые или
реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию
без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере
деятельности. В случае использования
новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он
обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению
жизни и здоровья работников. 4.
Запрещается применение в
производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров,
токсикологическая (санитарно- гигиеническая, медико-биологическая) оценка
которых не проводилась. Статья
11. Дополнительное профессиональное образование в области охраны труда 1.
Исполнительные органы
государственной власти Республики Ингушетия в пределах своих полномочий
содействуют в установленном порядке координации обучения по охране труда работников
подведомственных организаций и организаций курируемой сферы экономики. 2.
Специалисты служб охраны
труда организаций, преподаватели и члены комиссий по проверке знаний требований
охраны труда организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным
профессиональным образовательным программам повышения квалификации в области
охраны труда, не реже одного раза в 5 лет проходят обучение по таким
образовательным программам. Статья 12. Финансирование мероприятий
по улучшению условий и охраны труда 1.
Финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств
федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных
источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами Республики Ингушетия, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления Республики Ингушетия, а также может осуществляться за счет
добровольных взносов организаций и физических лиц. 2.
Финансирование
мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением
государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется
в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ,
услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных
средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней
профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 3.
В Республике Ингушетия в
отраслях экономики в муниципальных образованиях, а также у работодателей могут
создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами Республики Ингушетия, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления Республики Ингушетия. 4.
Работник не несет
расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Глава 4. Права
и обязанности работника и работодателя Статья 13. Право работника на охрану
труда 1. Каждому работнику гарантированы права на охрану труда,
закрепленные Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской
Федерации, другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Ингушетия. 2.
Условия трудового
договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных
правовых актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные
характеристики условий труда, гарантии и компенсации работникам за работу с
вредными и опасными условиями труда. 3.
Каждый работник имеет
право на охрану труда, в том числе на: 1) рабочее место, соответствующее требованиям охраны
труда; 2) получение достоверной информации от работодателя,
соответствующих государственных органов и общественных организаций о состоянии
условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске
повреждения здоровья, о полагающихся средствах индивидуальной и коллективной
защиты, льготах и компенсациях, а также о принятых мерах по защите работника от
воздействия вредных или опасных производственных факторов; 3) отказ от выполнения работ в случае возникновения
опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны
труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до
устранения такой опасности; 4) обязательное социальное страхование работодателем от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое
производится в порядке и на условиях, установленных федеральными законами; 5) обеспечение за счет средств работодателя средствами
индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями
законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда; 6) обучение безопасным методам и приемам труда за счет
средств работодателя; 7) обращение по вопросам охраны труда в органы
государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти
Республики Ингушетия и органы местного самоуправления Республики Ингушетия, к
работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их
объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы; 8) запрос о проведении проверки условий и охраны труда на
его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на
осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими
государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности,
исполнительными органами государственной власти Республики Ингушетия,
осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами
профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 9) личное участие или участие через своих представителей
в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на
его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве
или профессионального заболевания; 10) дополнительное профессиональное образование за счет
средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения
требований охраны труда; 11)
сохранение места работы
(должности) и среднего заработка на время приостановления деятельности или в
связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вследствие
нарушений государственных нормативных требований охраны труда не по вине
работника; 12)
гарантии и компенсации,
установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым
договором, если работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями
труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций
работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
устанавливаются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской
Федерации. Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации могут
устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом
финансово-экономического положения работодателя; 13)
возмещение вреда,
причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием, иным повреждением
здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей; 14)
защиту своих прав, в том
числе в судебном порядке. Статья 14. Обязанности работника в
области охраны труда Работник обязан: 1) проходить обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве,
инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний
требований по охране труда; 2) соблюдать требования охраны труда; 3) правильно применять средства индивидуальной и
коллективной защиты; 4) немедленно извещать своего непосредственного или
вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей,
о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении
состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого
профессионального заболевания (отравления); 5) проходить обязательные предварительные (при
поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности)
медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных
Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Статья
15. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда Работодатель обязан
обеспечить: 1) соблюдение законодательства об охране труда,
действующего на территории Российской Федерации и Республики Ингушетия; 2) организацию контроля за состоянием условий и охраны
труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками
средств индивидуальной и коллективной защиты; 3) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
организовывать проведение за счет собственных средств обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой
деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических
освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров
(обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по
их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними
места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных
медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; 4) безопасность при эксплуатации производственных зданий,
сооружений и оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых
в производстве инструментов, сырья и материалов, а также применение
сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты; 5) соответствующие требованиям охраны труда условия труда
на каждом рабочем месте; 6) создание и функционирование системы управления охраны труда; 7) проведение специальной оценки условий труда в
соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; 8) информирование работников об условиях и охране труда
на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях,
полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; 9) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское
обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также
доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в
случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; 10) приобретение и выдачу за счет собственных средств
специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты,
смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или
декларирование соответствия в установленном законодательством Российской
Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными
нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями
труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или
связанных с загрязнением; 11)
хранение, стирку, сушку,
ремонт и замену специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной
защиты за счет собственных средств; 12)
режим труда и отдыха
работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права; 13)
обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на
производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем
месте и проверки знаний требований охраны труда; 14)
недопущение к работе
лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране
труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; 15)
принятие необходимых мер
по предотвращению аварийных ситуаций при их возникновении, обеспечению
сохранения жизни и здоровья работников, в том числе надлежащих мер по оказанию
первой помощи пострадавшим; 16)
расследование и учет в
установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний; 17)
беспрепятственный допуск
должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности,
исполнительных органов государственной власти Республики Ингушетия в области
охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а
также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок
условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний; 18) предоставление федеральным органам исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу
исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим
федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, исполнительным органам
государственной власти Республики Ингушетия в области охраны труда, органам
профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для
осуществления ими своих полномочий; 19)
обязательное социальное
страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний; 20)
выполнение предписаний
должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и
рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные
Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами сроки; 21)
недопущение работников к
исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских
осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае
медицинских противопоказаний; 22)
ознакомление работников
с требованиями охраны труда; 23)
разработку и утверждение
правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного
органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками
органа в порядке, установленном в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации; 24)
наличие комплекта
нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии
со спецификой деятельности организации; 25) выдачу работникам на работах с вредными условиями
труда бесплатно по установленным нормам молока или других равноценных пищевых
продуктов, а на работах с особо вредными условиями труда предоставление
бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактического питания. Статья 16. Права работодателя Работодатель имеет
право: 1) устанавливать с учетом мнения выборного органа
первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников
и своего финансово-экономического положения нормы бесплатной выдачи работникам
специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты,
улучшающих по сравнению с типовыми защиту работников от имеющихся на рабочих
местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также особых
температурных условий или загрязнения; 2) устанавливать повышенные или дополнительные гарантии и
компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) создавать фонд охраны труда для финансирования
мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Республики
Ингушетия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Республики Ингушетия; 4) обращаться в орган исполнительной власти Республики
Ингушетия в области охраны труда об осуществлении государственной экспертизы
условий труда работников. Статья 17. Ограничения на работы с
вредными и (или) опасными условиями труда Ограничения на работы с
вредными и (или) опасными условиями труда регулируются законодательством
Российской Федерации. Статья 18. Гарантии права работников
на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Гарантии права
работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда,
обеспечиваются в соответствии с федеральным законодательством. Глава
5. Контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением законодательства
об охране труда Статья
19. Государственный контроль (надзор) за
соблюдением государственных нормативных требований по охране труда 1.
Федеральный
государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований по
охране труда осуществляется Федеральной инспекцией труда. 2.
Государственный контроль
(надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных
сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти. Статья 20. Ведомственный контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права Ведомственный контроль
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в
области охраны труда в подведомственных организациях осуществляется
федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами
государственной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления
Республики Ингушетия в порядке и на условиях, определяемых законами Российской
Федерации и законами Республики Ингушетия. Статья
21. Государственная экспертиза условий труда 1.
Государственная
экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, и исполнительным органом государственной власти
Республики Ингушетия в области охраны труда в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. 2.
Государственная
экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: 1) качества проведения специальной оценки условий труда; 2) правильности предоставления работникам гарантий и
компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 3) фактических условий труда работников. 3.
Государственная экспертиза условий труда
осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов
исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников,
профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками
представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской
Федерации. 4.
Лица, осуществляющие государственную
экспертизу условий труда, имеют право: 1) в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного
образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей
- физических лиц); 2) запрашивать и
безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и
другие материалы; 3) проводить
соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае
необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами
Российской Федерации. 5.
Лица, осуществляющие государственную
экспертизу условий труда, обязаны: 1) составлять по
результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные
заключения в суд, исполнительные органы государственной власти, работодателям,
в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их
объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы
Фонда социального страхования Российской Федерации; 2) обеспечивать
объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; 3) обеспечивать
сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления
экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Статья
22. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны
труда 1. Профессиональные союзы имеют право на осуществление
контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда,
выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений по охране труда.
Территориальные объединения организаций профсоюзов вправе создавать в этих
целях правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов. 2.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные
(доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов в установленном
порядке имеют право беспрепятственно проверять в организациях и у работодателей
- индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены данного
профессионального союза, или профсоюзов, входящих в объединение, соблюдение
требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными
лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями
предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. 3.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные
(доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: 1) осуществлять
контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных
правовых актов об охране труда; 2) проводить
независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; 3) принимать
участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на
производстве; 4) получать
информацию от руководителей и иных должностных лиц организации, работодателей -
индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о
всех несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве; 5) предъявлять
требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и
здоровью работников; 6) направлять
работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, обязательные для рассмотрения; 7) осуществлять
проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств
работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; 8) принимать
участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств
производства в качестве независимых экспертов; 9) принимать
участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов
Республики Ингушетия, нормативных правовых актов органов местного
самоуправления Республики Ингушетия, содержащих нормы трудового права; 10) обращаться в соответствующие органы с требованием о
привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных требований
по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; 11)
принимать участие в
рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране
труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по
охране труда. 4.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении
указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора
за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный
контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. Глава
6. Ответственность за нарушение законодательных и иных нормативных правовых
актов об охране труда Статья 23. Ответственность работодателей и должностных
лиц за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов об охране
труда Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных
правовых актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных
коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие
деятельности представителей органов государственного контроля (надзора) за
охраной труда, а также общественного контроля за охраной труда, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 24. Ответственность работников за нарушение
требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда За нарушение требований
законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда работники
организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Статья
25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений,
а также ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного
подразделения вследствие нарушения требований охраны труда В случаях, когда
производственная деятельность организаций или их структурных подразделений
вследствие нарушения требований охраны труда представляет опасность для жизни и
здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по
решению суда. Решения о ликвидации
указанных организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений
принимается судом по требованию государственных инспекторов труда. Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает
в силу со дня его официального опубликования. Глава Республики Ингушетия Ю.Б.
Евкуров г. Магас « 6 » октября 2015
года N 46-РЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|