Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Дагестан от 31.05.1999 № 134

 



                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА


                        РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

    
 О Программе содействия занятости населения Республики Дагестан на
                             1999 год

     В  целях  обеспечения государственного регулирования занятости
населения  в  республике,  реализации Закона Республики Дагестан "О
занятости    населения   в   Республике   Дагестан"   Правительство
Республики Дагестан п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить    Программу   содействия   занятости   населения
Республики   Дагестан  на  1999  год,  разработанную  Министерством
труда  и  социального  развития  РД и согласованную с Министерством
труда и социального развития РФ (далее - Программа).
     2. Министерству  труда  и  социального  развития РД в месячный
срок  довести  Программу до заинтересованных министерств и ведомств
РД, администраций районов и городов.
     3. Принять  к  сведению, что размеры расходов Государственного
фонда   занятости   населения  РФ  (далее  -  Фонд  занятости  РФ),
связанных  с  реализацией мероприятий, предусмотренных Про граммой,
будут  определяться  Министерством  труда и социального развития РФ
поквартально,  с  учетом  складывающейся  ситуации на рынке труда и
наличия средств в Фонде занятости РФ.
     4. Министерству  труда  и  социального развития РД совместно с
заинтересованными      министерствами     и     ведомствами     РД,
админи-страциями  районов и городов, работодателями принять меры по
реализации Программы.
     5. Рекомендовать администрациям районов и городов:
     обеспечить   квотирование   рабочих   мест   по  предприятиям,
организациям,  расположенным  на  подведомственной  территории, для
трудоустройства   социально   незащищенных   категорий   граждан  и
инвалидов;
     обеспечить   своевременное   представление   работодателями  в
центры  по  занятости  и труду сведений о наличии свободных рабочих
мест и вакантных должностей;
     с  участием органов службы занятости организовать общественные
работы,  определить  объемы  и  виды  общественных  работ исходя из
необходимости  развития  социальной инфраструктуры района, города с
учетом количества и состава незанятого населения;
     оказывать   практическую   помощь   в  работе  по  обеспечению
своевременного   и   полного  поступления  в  Государственный  фонд
занятости    населения    РД    обязательных    страховых   взносов
работодателей.
     6. Министерствам  и  ведомствам  РД,  администрациям районов и
городов  до  20  января  2000 г. представить в Министерство труда и
социального развития РД информацию о выполнении Программы.
     7.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Министерство труда и социального развития РД.

     Председатель 
     Правительства Республики Дагестан              X.ШИХСАИДОВ

     Махачкала
     31 мая 1999 г.
     N 134

        "СОГЛАСОВАНА"                             УТВЕРЖДЕНА
     Министерство труда и                постановлением Правительства
     социального развития РФ                 Республики Дагестан
     М. Москвина                                 от 31 мая 1999 г.
     25 декабря 1998 г. N 134

                         П Р О Г Р А М М А
        содействия занятости населения Республики Дагестан
                            на 1999 год

                           П А С П О Р Т
             Программы содействия занятости населения
                  Республики Дагестан на 1999 год
                        (далее - Программа)

Основание для разра- Закон Российской Федерации "О занят

ботки Программы      населения в Российской Федерации",
                     Закон

                     Республики Дагестан "О занятости на
                     селения в Республике Дагестан", 
                     Положение о Государственной службе 
                     занятости населения 
                     Республики Дагестан


Государственный      Правительство Республики Дагестан,
заказчик             Министерство труда и социального 
                     развития Российской Федерации

Основные             Министерство труда и социального 
разработчики         РД совместно с органами службы 
Программы            занятости  республики, 
                     заинтересованными 
                     министерствами и ведомствами РД


Цель и задачи Про-   cодействие свободно избранной и про
граммы, важнейшие    дуктивной занятости граждан, обеспечение
целевые показатели   потребности работодателей в квалифи
                     цированной рабочей силе, 
                     совершенствование системы социальных 
                     гарантий и оказание
                     материальной поддержки безработным.
                     реализации этой цели необходимо 
                     решение следующих основных задач:

                     оказание содействия гражданам, 
                     ищущим работу, в трудоустройстве;

                     содействие в профессиональном обучении и
                     переобучении безработных граждан и
                     незанятого населения;

                     осуществление профессиональной 
                     ориентации, профконсультирования, 
                     профотбора и
                     психологической поддержки населения;

                     организация временной занятости и
                     расширения применения оплачиваемых 
                     общественных работ;
                     сохранение действующих и создание
                     новых рабочих мест;

                     содействие самостоятельной занятости
                     и  предпринимательской деятельности 
                     безработных граждан;

                     развитие системы социальной поддержки
                     граждан в период их вынужденной 
                     безработицы


Сроки и этапы реали- в течение 1999 года

зации Программы


Объемы, источники и  финансовые затраты на реализацию Про
порядок финансирова- граммы из Государственного фонда 
ния                  занятости населения Республики Дагестан
                     (далее - Фонд занятости РД) 
                     составят 120,5  млн. руб.
                     при дефиците бюджета Фонда занятости
                     и РД более чем 91 млн. рублей. Расходы
                     Государственного фонда занятости населения
                     Российской Федерации (далее - Фонд 
                     занятости РФ), связанные с реализацией
                     настоящей Программы, будут определяться
                     Министерством труда и социального развития РФ
                     поквартально, с учетом складывающейся
                     ситуации на рынке труда и наличия
                     средств в Фонде занятости РФ


Ожидаемые конечные   реализация Программы позволит:
результаты релизации сдержать уровень регистрируемой 
Программы            безработицы в пределах 56 процентов;
                     
                     оказать посредничество в трудоустройстве
                     14 тыс. человек;

                     обеспечить временное трудоустройство
                     около 5,4 тыс. человек;

                     создать до 0,5 тыс. дополнительных
                     рабочих
                     мест;

                     обучить (переобучить) 500 безработных
                     граждан;

                     провести профориентационную работу
                     48 тыс. человек;

                     поддержать доходы 43 тыс. безработных
                     граждан;

                     погасить задолженность по выплате
                     пособий за 1998 годы


Система организации  контроль за реализацией Программы
контроля за          осуществляет Министерство труда и социального
выполнением          развития РД.
Программы            


                             Введение
     Программа  содействия  занятости населения Республики Дагестан
на  1999  год  разработана  в  соответствии  с  Законом  Российской
Федерации  "О  занятости населения в Российской Федерации", Законом
Республики  Дагестан  "О занятости населения в Республике Дагестан"
по  поручению  Правительства  Республики  Дагестан  и  Министерства
труда  и  социального развития Российской Федерации и ориентирована
на  содействие свободно избранной и продуктивной занятости граждан,
обеспечение  потребности работодателей в квали фицированной рабочей
силе,  совершен-ствование  системы  социаль ных гарантий и оказание
материальной поддержки безработным.
     Разработка  Программы осуществлена на базе Федеральной целевой
программы  содействия  занятости  населения Российской Федерации на
1998-2000   годы   и  предложений  заинтересованных  министерств  и
ведомств  РД,  администраций  городов  и  районов.  При  разработке
Программы  учитывались  прогнозные  оценки  Министер ства экономики
РД.
     Программа  обеспечивает  комплексный  подход к решению проблем
рынка  труда с учетом специфики республики и сложившейся ситуации в
экономической сфере.
     Программа  рассчитана  на  дальнейшую  консолидацию усилий раз
личных  министерств и ведомств РД, деятельность которых затрагивает
проблему  занятости  населения и предполагает реализацию конкретных
направлений  содействия  трудоустройству незанятых граждан в увязке
с экономическими возможностями.
       Перечень основных терминов, используемых в Программе
     Трудовые  ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исклю че
нием  неработающих  инвалидов  труда  и  войны  1  и 2 групп и лиц,
получающих  пенсию  по  возрасту  на  льготных  условиях),  а также
работающие   лица  нетрудоспособного  возраста  (подростки  и  лица
старше трудоспособного возраста).
     Занятые  -  лица  трудоспособного  возраста  и старше, а также
младшего   возраста,  работающие  по  найму  за  вознаграждение  на
условиях  полного  или  неполного рабочего времени; не по найму, на
приносящей  доход  работе,  самостоятельно или у отдельных граждан;
без оплаты на семейном предприятии.
     Незанятые  -  лица  трудоспособного возраста и старше, которые
не имеют работы (доходного занятия).
     Безработица   -   явление   в  экономике,  при  котором  часть
экономически  активного  населения,  желающая  работать,  не  может
продать (применить) свою рабочую силу.
     Безработные  -  лица  трудоспособного  возраста и старше, кото
рые  не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы
и  готовы  приступить  к работе. Из их общей численности выделяются
безработные,     официально     зарегистрированные     в    органах
государственной   службы  занятости  и  получившие  этот  статус  в
соответствии с законодательством о занятости.
     Уровень   общей  безработицы  -  отношение  численности  безра
ботных   к   численности   экономически   активного   населения  (в
процентах).
     Уровень  регистрируемой  безработицы  -  отношение численности
зарегистрированных    безработных    к   численности   экономически
активного населения (в процентах).
     Экономически   активное   население  (рабочая  сила)  -  часть
населения, включающая всех занятых и безработных.
     Неполностью   занятые   -  лица  наемного  труда,  вынужденные
работать   (по   инициативе   администрации,  работодателя)  меньше
установленной   законом   нормативной   продолжительности  рабочего
времени.
             Занятость и рынок в переходной экономике
     Макроэкономические факторы и спрос на рабочую силу
     Республика  Дагестан  является  одним  из  регионов Российской
Федерации  с  наиболее  напряженной ситуацией на рынке труда. Среди
факторов,   неблагоприятно  воздействующих  на  проблему  занятости
населения   в   условиях   реформирования  экономики  в  Республике
Дагестан, можно отметить:
     высокий уровень незанятого населения;
     продолжающийся  рост  численности  трудовых ресурсов в связи с
сохраняющейся   относительно  благоприятной  демографической  ситуа
цией;
     высокая доля незанятого сельского населения;
     высокий  удельный  вес многодетных женщин в общей числен ности
трудоспособного населения;
     значительное   сокращение   трудовой   миграции  населения  за
пределы  республики  при  одновременном  притоке  возвращающихся  в
Республику Дагестан этнических дагестанцев;
     падение  спроса  на  рабочую  силу  в  связи с продолжающимися
кризисными явлениями в сфере экономики.
     ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
     Основные   показатели   численности   занятого   и  незанятого
населения   Республики   Дагестан  в  период  становления  рыночной
экономики:


                                                              19981

                 1990     1992     1994     1996     1997     оценка


Занятое население 701,2    697,4    653,9    691,1    719,2    710,0
тыс. чел.


Лица в трудоспо   179,4    229,6    309,9    342,6    379,6    381,1
собном возрасте,
занятые в 
экономике,
тыс. чел

Общая численность  -        97,8     149,2    155,2    198,6    210,0
безработных (по
методике МОТ), 
тыс. чел.

в том числе:

зарегистрированы -        20,3     43,8     67,1     54,6     42,0
органах службы
занятости, 
тыс. чел.
                 -        13,8     20,7     33,9     25,1     24,2

пособие по 
безработице, 
тыс.чел.

Общий уровень   -        12,3     18,6     24,1     20,5     21,7
безработицы, 
проц.

Уровень         -        3,5      6,1      8,8      6,6      5,1
зарегрированной 
безработицы, 
проц.

     Численность  занятых  в  экономике  республики  составляет 710
тыс.  человек или около 80 проц. экономически активного населения и
210  тыс.  человек  (21,7  проц.)  экономически активного населения
классифицируются  по  методологии  Международной  организации труда
(МОТ) как безработные.
     Официально  зарегистрированы  в  органах  службы  занятости  в
качестве  безработных  41,2 тыс. человек или 5,1 проц. экономически
активного населения.
     Распределение   численности  занятого  населения  по  отраслям
экономики Республики Дагестан характеризуется следующими данными:


                        1990     1992     1994     1996     1997


                                                      (тыс. чел.)


Всего занято в          701,2    697,4    653,9    691,1    719,2
экономике
Промышленность          146,7    131,7    105,5    100,0    78,2
Сельское и лесное       189,1    195,2    212,4    201,4    224,1
хозяйство

Строительство           64,7     61,0     56,2     58,3     65,0

Транспорт и связь       39,9     36,7     31,1     41,7     40,6

Торговля и общественное 47,1     50,0     40,6     62,9     80,0
питание, МТС, сбыт 
и заготовки

ЖКХ, непроизводственные 28,5     21,3     22,2     30,3     21,9
виды бытового 
обслуживания 
населения

Здравоохранение, физиче 46,6     49,0     45,6     45,5     45,5
ская культура и спорт
социальное обеспечение

Образование, культура   110,3    112,8    105,4    109,6    107,7
искусство, наука и 
научное
обслуживание

Кредитование,            3,5      4,5      6,6      9,2      8,9
финансы и
страхование

Аппарат органов         16,9     14,5     18,4     20,4     31,4
управления

Другие отрасли          7,9      20,7     9,9      11,8     15,9

(в % к итогу)

Всего занято в          100      100      100      100      100
экономике


Промышленность          20,9     18,8     16,1     14,5     10,9

Сельское и лесное       27,0     28,0     32,5     29,1     31,2
хозяйство

Строительство           9,2      8,7      8,6      8,4      9,0

Транспорт и связь       5,7      5,3      4,8      6,0      5,6

Торговля и общественное 6,7      7,2      6,2      9,1      11,1
питание, МТС, сбыт и 
заготовки

ЖКХ, непроизводственные 4,1      3,1      3,4      4,4      3,0
виды бытового 
обслуживания
населения

Здравоохранение,        6,7      7,0      7,0      6,6      6,3
физическая
культура и спорт, 
социальное
обеспечение


Образование, культура   15,7     16,2     16,1     15,9     15,0
и искусство, наука 
и научное 
обслуживание


Кредитование, финансы   0,5      0,6      1,0      1,3      1,2
страхование


Аппарат органов         2,4      2,1      2,8      3,0      4,4
управления

     Продолжает  сокращаться  численность занятых в государственном
секторе  экономики.  Это  связано  как с сокращением рабочих мест и
оттоком  рабочей силы в высокооплачиваемые сектора экономики, так и
с   продолжающейся   трансформацией   предприятий   государственной
собственности в акционерные общества.
     Распределение   численности   занятого   населения  по  формам
собственности приводится ниже:


             Тысяч человек           В % к итогу



             1990   1992   1994   1996   1997   1990   1992   1994   1996   1997


1            2      3      4      5      6      7      8      9      10     11


Всего занято 701,2  679,4  653,9  691,1  719,3  100    100    100    100    100
в экономике

в том числе:

на государст 587,6  492,4  391,0  325,8  327,6  83,8   70,6   59,8   47,1   45,6
венных и 
муниципальных 
предприятиях и
организациях
в частном    3,5    200,1  233,5  267,2  325,2  0,5    28,7   35,7   38,7   45,2
секторе

в общественных -      4,7    4,9    5,5    5,2    -      0,7    0,8    0,8    0,7
организациях
фондах

на совместных  -      0,2    0,3    0,5    0,05   -      -      -      0,1    0,01
предприятиях

на предприя- -      -      24,2   92,1   61,2   -      -      3,7    13,3   8,5
тиях и 
организациях 
смешанной
формы
собственности

     Состояние системы рабочих мест в отраслях экономики
     В  связи  с  кризисными явлениями в экономике страны в 1998 г.
после  некоторой  стабилизации  на  предприятиях  республики  вновь
наметился   спад   производства,   вследствие  чего  в  большинстве
отраслей    экономики    республики   предполагается   значительное
сокращение   рабочих   мест,   особенно  в  отраслях  материального
производства  - в промышленности, строительстве. При снижении общих
размеров    занятости    сохраняется    тенденция    межотраслевого
перераспределения  рабочей  силы в пользу непроизводственной сферы.
Перетоки  рабо  чей  силы  во  многом  определились увеличивающейся
разницей  в  оплате  труда  работников различных сфер производства.
Увеличилось  число рабочих мест в органах управления и образования,
стабильно  увеличивающее  в  последние  годы  число  рабочих мест в
финансово   -   кредитной   сфере,  страховании  резко  сократилось
вследствие экономического кризиса.
     Вместе  с  тем  в  республике сложился отрицательный дисбаланс
рабочих  мест, дефицит которых составляет не менее 175 тыс. единиц,
в  связи  с  чем  уровень безработицы в республике, рассчитанный по
методологии  МОТ  в  2  раза  выше,  чем  в  среднем  по Российской
Федерации.  Такое  положение  относит  Республику  Дагестан к числу
регионов,  нуждающихся в приоритетном создании и сохранении рабочих
мест.
     Относительно   низкий  уровень  регистрируемой  безработицы  в
республике    объясняется   не   только   финансовыми   проблемами,
затрудняющими  проведение  активной  политики в области занятости и
обеспечение  материальной  поддержки  безработных,  что  удерживает
часть  ищущего  работу  населения  от  обращения  за  содействием в
органы   службы   занятости,   но  и  содержанием  на  предприятиях
значительной   численности  работников,  не  обеспеченных  работой,
работающих  неполный  рабочий  день  или  находящихся в вынужденных
отпусках  по  инициативе администрации. В 1998 г. ежемесячно до 6 -
8  тыс.  работников (1,7 проц. среднесписочной численности) крупных
и   средних   предприятий  работали  в  режиме  неполного  рабочего
времени,  а  более  47  тыс.  человек  (12,1  проц.)  находились  в
вынужденных отпусках по инициативе администрации.
     Количество  неотработанного  рабочего  времени  в  1998  г. по
инициативе    администрации    составили   по   оценке   4,8   млн.
человеко-дней  или  12  дней  в  расчете на одного среднесписочного
работника.  Наибольшие  размеры  неполной  занятости  отмечаются на
пред  приятиях  машиностроения, промышленности строительных материа
лов, транспорта, строительства.
   Общая динамика безработицы. Региональные проблемы рынка труда
     В  1998 г. в органы Государственной службы занятости населения
обратилось  63,2  тыс.  чел.,  в том числе 26,7 тыс. чел. в поисках
работы   (против  24,1  тыс.  -  в  1997  г.).  Из  числа  граждан,
обратившихся  за  содействием  в  трудоустройстве,  36,0 проц. (9,6
тыс.  чел.) составили жители городов, 29,8 проц. (7,8 тыс. человек)
-  жители  горных  районов республики, 17,6 проц. (4,7 тыс. чел.) -
предгорных  райо  нов  и  10,6  проц.  (2,8  тыс. чел.) - равнинных
районов.  При этом наимень ший поток граждан, обращающихся в центры
занятости  за содей ствием в трудоустройстве, отмечен в Кизлярском,
Тарумовском,  Агульском, Ногайском, Левашинском, Кулинском, Лакском
районах.  Напротив,  наибольшее  число  граждан,  ищущих  работу  в
сельской  местности,  зарегистрировано  органами  службы  занятости
С-Сталь  ского  (1048 чел.), Табасаранского (897 чел.), Рутульского
(833  чел.), Казбековского (734 чел.), Магарамкентского (709 чел.),
районов,  а  по городской местности - по г. Махачкале, г. Дербенту,
г. Хасавюрту, г. Каспийску.
     Общая   численность   граждан,   признанных   безработными   в
республике  по  состоянию  на 1 января 1999 г., составила 41,2 тыс.
человек.  При  этом  продолжается  снижение числа безработных, так,
если  за  1997  г.  численность  безработных  граждан, состоящих на
учете  в  органах  службы  занятости, уменьшилась на 12,5 тыс. чел.
или  18,6 процента, то за 1998 г. она уменьшилась на 12,6 тыс. чел.
или на 23 процента.
     Уровень  регистрируемой  безработицы  в  республике снизился с
6,6  проц.  в январе 1998 г. до 5,1 процента к декабрю 1998 года. В
целом,   наиболее   высокий   уровень   безработицы  отмечается  по
предгорным  (11,7  проц.) и горным (11,1 проц.) районам республики.
Несколько  ниже  этот показатель по городам (2,2 проц.) и равнинным
районам (1,9 проц.).
     В  целом  по  Республике Дагестан основные показатели, характе
ри зующие рынок труда, таковы:
     численность   безработных,   официально   признанных  органами
службы  занятости,  составила 41,2 тыс. чел. (в 1997 г. - 56,3 тыс.
чел.);
     численность   вакансий,   заявленных  предприятиями  в  органы
службы занятости - 773 ед. (в 1997 г. - 602 ед.);
     коэффициент  напряженности  рынка труда (численность незанятых
граждан,  зарегистрированных  в  органах службы занятости в расчете
на одну вакансию) - 59 чел. (в 1996 г. - 101 чел.);
     доля  безработных,  состоящих  на  учете более 1 года, в общей
численности  зарегистрированных  безработных  превысила 56 проц. (в
1997 г. - 52 проц.);
     уровень    регистрируемой    безработицы   (рассчитанный   как
отношение   числа   зарегистрированных  безработных  к  численности
экономически  активного  населения) составил 5,1 проц. (в 1997 г. -
6,8 проц.).
     Приведенные  выше показатели свидетельствуют о том, что в 1998
г.  по  сравнению  с  1997  годом  ситуация на контролируемом рынке
труда улучшилась.
     Указанные  тенденции  отмечены  практически по всей территории
республики,  за исключением отдельных районов и городов республики,
в  частности,  в  Акушинском, Ахтынском, Гумбетовском, Дербентском,
Кумторкалинском,    Новолакском,   Рутульском,   Серго   калинском,
Тляратинском   районах   и  г.  Буйнакске,  в  которых  в  1998  г.
продолжился  рост  численности безработных. Вместе с тем в наиболее
кризисной   ситуации,   по-прежнему,  остается  сельская  местность
республики,   на   которую   приходится  около  80  проц.  зарегист
рированных  безработных,  а  уровень безработицы в 4 раза превышает
уровень безработицы в среднем по Российской Федерации.
     В  следующей  таблице приведены основные показатели по районам
республики  с  наиболее  напряженной  ситуацией  на  контролируемом
рынке труда:


                Уровень        Напряженность  Доля безработных,
                регистрируемой на одну        состоящих на
                

                безработицы    вакансию       учете более 1
                                              года,
                 (проц.)       (чел.)         в общей численности 
                                              безработных
                                              (проц.)

Республика        5,1           59             56
Дагестан

Районы:
Гумбетовский     26,3          нет вакансий   87,7
Ахтынский        25,8          нет вакансий   85,5
Курахский        24,7          нет вакансий   47,4
Хивский          23,2          нет вакансий   82,7
С-Стальский      21,9          708            68,4
Гергебильский    16,4          нет вакансий   74,2

     Из  состоящих  на учете в центрах по занятости и труду городов
и районов:
     безработных  женщин  - свыше 27 тыс. чел. или 63,5 проц. (1997
г. - 61,3 проц.);
     безработных,  проживающих  в  сельской  местности - более 33,4
тыс. чел. или 79,6 проц. (1997 г. - 77,6 проц.);
     безработных  в  возрасте 16 - 29 лет - 23,9 тыс. чел. или 43,5
проц. (1997 г. - 56,9 проц.);
     безработных,  имеющих  среднее  образование и ниже - 27,1 тыс.
чел. или 62,4 проц. (1997 г. - 62,2 проц.).
     Превышение   удельного   веса   женщин   в  общей  численности
безработных  отмечается  практически по всей территории республики,
а  по  отдельным  районам,  таким  как  Бабаюртовский, Каякентский,
Кизлярский,    Буйнакский,   Кулинский,   Ногайский,   Тарумовский,
Новолакский,   Акушинский,  Ахвахский,  Гумбетовский,  Левашинский,
Шамильский,   Хунзахский,  Цумадинский,  Чародинский  и  Бежтинский
участок,  а  также  городам  Каспийск,  Кизляр, Кизилюрт, Буйнакск,
Южно-Сухокумск  доля  безработных  женщин  более  чем  в  два  раза
превышает  число  безработных  -  мужчин,  что несомненно связано с
отсутствием рабочих мест для применения женского труда.
     Высокий   удельный   вес  "сельских"  безработных  может  быть
объяснен  не  столько  превышением  сельского  населения  над город
ским,  сколько  отсутствием  каких-либо  постоянных  рабочих мест в
сельской  местности,  кроме  как  в  колхозах, совхозах и бюджетных
организациях.
     Значительная  доля  молодежи  в  составе безработных связана с
отсутствием  достаточного количества рабочих мест для граждан, всту
па  ющих  в  трудоспособный возраст, а также повышением требо ваний
работодателей  к качеству рабочей силы. Наибольшее число молодежи в
составе   безработных   -  свыше  70  проц.  зарегист  рировано  по
Ахвахскому,  Гергебильскому,  Кайтагскому,  Кулинскому, Курахскому,
Лакскому, Цумадинскому районам и г. Буйнакску.
             Прогноз спроса и предложения рабочей силы
     Прогнозируемый спрос на рабочую силу
     В   Республике   Дагестан  сложилась  критическая  ситуация  с
обеспечением  населения  рабочими  местами.  Суммарный неудовлет во
ренный  спрос  населения  республики  в  рабочих  местах  в 1998 г.
составлял  175  тыс.  единиц.  Уровень  безработицы  в республике в
целом  (по  методологии  МОТ)  составил  21,7  проц. от численности
экономически активного населения.
     Для  приведения  уровня  безработицы  в республике к предельно
допустимому  уровню  безработицы  в  регионе  (10  проц.  от  эконо
мически   активного  населения)  необходимо  дополнительно  создать
более 100 тыс. рабочих мест.
     При  этом  усилия  должны  быть  направлены  на создание конку
ренто   способных  высокотехнологических  рабочих  мест  преимущест
венно  в  промышленности,  так  как  на рынке труда имеется большая
группа   высококвалифицированных   работников,   высвобожденных   с
оборонных  предприятий  или  работающих в режиме неполного рабочего
времени.
     Отраслевые проблемы занятости
     Одной  из  приоритетных  отраслей  для  создания  рабочих мест
является  сельское  хозяйство  и  отрасли, связанные с переработкой
сельскохозяйственной   продукции,   поскольку  Республика  Дагестан
является  традиционно  аграрным  регионом,  где  имеются  в избытке
трудовые   ресурсы  и  условия  для  развития  высокотехнологичного
сельского  хозяйства.  В  1999  г.  планируется  создать  2,0  тыс.
рабочих    мест    на    производствах,    связанных    с   пищевой
промышленностью.
     Планируется   ввод   рабочих   мест   в   стекольной,  легкой,
химической   промышленности,   на   предприятиях  машиностроения  и
радиотехники.  Суммарный  ввод рабочих мест составит ориентировочно
до 6 тыс. рабочих мест.
     Кроме  того,  в  рамках реализации постановления Правительства
Российской  Федерации  от  10 сентября 1997 г. N 1151 "О неотложных
мерах  по  стабилизации  и  развитию экономики Республики Дагестан"
планируется  задействовать  рабочую силу на реконструкции аэропорта
г.    Махачкалы,   строительстве   Махачкалинского   международного
морского  торгового  порта,  Ирганайской ГЭС, ремонте автомобильных
дорог  и  других  объектах.  Общий  спрос на рабочую силу по данным
объектам превысит 4- 5 тыс. человек.
     Предложение рабочей силы на рынке труда
     В   связи   с  продолжающимся  опережением  прироста  трудовых
ресурсов   над   количеством  создаваемых  рабочих  мест  проблемой
остается  трудоустройство  молодежи,  вступающей  в  трудоспособный
возраст.   Ежегодный   прирост   численности  трудовых  ресурсов  в
республике,  не  обеспеченных рабочими местами, составляет не менее
20-25  тыс.  человек.  Основные прогнозные показатели предложения и
спроса   на   рабочую  силу  на  рынке  труда  Республики  Дагестан
приведены в следующей таблице:


Показатели               Единица    1997 г.   1998 г.   1999 г.
                         измер.     (факт)    (оценка)  (прогноз)
1                        2          3         4         5

Численность населения    тыс. чел.  2093,7    2108,0    2150,6

Трудовые ресурсы         тыс. чел.  1098,8    1100,0    1104,4
Занятые в экономике      тыс. чел.  719,2     710,0     738,6
республики всего

в том числе:
в материальном           тыс. чел.  496,2     416,0     506,4
производстве

непроизводственной сфере тыс. чел.  223,0     294,0     225,2

в государственном сектор тыс. чел.  345,2     330,5     325,5
экономики

в общественных           тыс. чел.  6,5       6,7       6,9
объединениях

на предприятиях и органи тыс. чел.  92,2      93,2      95,9
зациях со смешанной 
формой собственности
в частном секторе        тыс. чел.  252,3     295,1     301,8


в том числе в личных     тыс. чел.  75,0      79,4      82,4
подсобных хозяйствах

Численность              тыс. чел.  9,9       10,2      10,1
высвобождаемых
(сокращаемых) 
работников

Численность работников   тыс. чел.  2,1       7,5       8,2
предприятиях, вводимых
в прогнозируемом 
периоде

         Ключевые проблемы рынка труда Республики Дагестан
     1. Значительное  отставание количества вводимых дополнительных
рабочих  мест  от  прироста численности трудовых ресурсов. Необеспе
чен  ность  подростков,  вступающих  в  рабочий  возраст,  рабочими
местами.   Дисбаланс   между   численностью   трудовых  ресурсов  и
имеющимся в республике количеством созданных рабочих мест.
     2. Сокращение  количества действующих рабочих мест, особенно в
сельской  местности,  прекращение  поддержки  дотационных  сель ско
хозяйственных производств.
     3. Недостаточное  развитие трудовой сферы, что ведет к преобла
данию  в  республике  неэффективной занятости, которая выражается в
содержании излишней численности на нерентабельных производствах.
     4. Недоиспользование  имеющихся  производственных  мощностей и
рабочего  времени,  и,  как  следствие этого, значительные масштабы
"частичной безработицы" работающих граждан.
     5. Отсутствие  экономического интереса у работников в результа
тах  своего труда и производства в целом, низкая производительность
и эффективность труда.
     6. Потеря  предприятиями  значительного  числа работников высо
чайшей  квалификации,  отсутствие  реальной  связи между доходами и
уровнем профессионализма работников.
     7. Снижение  спроса на рабочую силу путем интенсификации труда
и  финансовых  проблем  работодателей.  Отсутствие  экономи  ческих
возможностей расширения производства.
     8. Выпуск  учебными  заведениями  всех уровней специалистов по
профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда.
     9. Проблемы  с трудоустройством отдельных социально-демо графи
ческих  групп  населения  (молодежь,  женщины,  инвалиды  и др.), в
связи   с   чем   отмечается  значительный  рост  числа  длительных
безработных, состоящих на учете в службе занятости более года.
     10. Значительная  дифференциация  напряженности рынка труда по
городам  и районам республики, наличие большого числа терри торий с
критической ситуацией на рынке труда.
     11. Отсутствие    финансовых   возможностей   для   проведения
активной политики на рынке труда.
              Государственная политика на рынке труда
     Основные задачи государственной политики на рынке труда
     Исходя  из  прогнозируемой  ситуации на рынке труда, основными
задачами государственной политики на рынке труда определены:
     повышение   спроса  на  квалифицированную  рабочую  силу,  как
необходимой предпосылки для роста эффективности труда;
     обновление  кадрового  потенциала за счет трудоустройства моло
дежи, получившей современное профессиональное образование;
     усиление   роли   профессионального   труда  в  росте  доходов
работающих   и   соответствующее   изменение   трудовой   мотивации
(высокоэффективный труд - высокие заработки);
     упреждающая   профессиональная  подготовка,  переподготовка  и
повышение   квалификации   граждан,   прежде   всего   составляющих
мобильный   резерв   рабочей  силы,  с  учетом  меняющегося  спроса
экономики  на  рабочую  силу  в интересах обеспечения ее конкуренто
способности;
     оказание  содействия работодателям в создании и сохранении ими
экономически целесообразных рабочих мест;
     максимально  возможное привлечение безработных к общест венным
и другим временным работам;
     совершенствование  учета  безработных и предоставления пособий
по безработице;
     оказание  дифференцированной  социальной  поддержки  безра бот
ным  в  зависимости  от причин потери работы и готовности чело века
адаптироваться   к   новым   и   более   высоким   профессиональным
требованиям.
     Инвестиционная политика и поддержка предпринимательства
     Экономическое  положение Республики Дагестан в настоящее время
характеризуется   продолжающимися   кризисными   явлениями,  как  в
промышленности,  так  и  в  сельском  хозяйстве.  На  фоне  сложной
экономической  ситуации  по  стране  в  целом  ситуация в Дагестане
усугубилась   напряженностью   в   соседней  Чеченской  Республике,
разрывом  экономических  связей  со  странами  дальнего  и ближнего
зарубежья,  что  привело значительное число предприятий Дагестана к
вынужденным   простоям   и   приостановке   своей  производственной
деятельности на длительный период.
     В  этой  связи  будет  продолжена реализация как традиционных,
так  и  специальных  мер,  позволяющих  изменить  в  лучшую сторону
состояние  дел  с  занятостью населения республики. Одним из наи бо
лее  эффективных  инструментов активной политики в сфере заня тости
населения   может  быть  создание  дополнительных  рабочих  мест  с
участием  органов  службы занятости на основе передачи оборудования
по   лизингу  арендаторам  и  трудоустройства  на  них  безработных
граждан, состоящих на учете в центрах по занятости и труду.
     Целью  реализации  указанных  мероприятий является передача 58
единиц  оборудования  для  создания 350 прямых рабочих мест с целью
трудоустройства на них безработных граждан.
    Развитие качества рабочей силы как составной части развития
                       человеческих ресурсов
     ОРГАНИЗАЦИЯ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ   ПОДГОТОВКИ  И  ПЕРЕПОДГОТОВКИ
БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
     Программа   профессиональной  подготовки,  переподготовки  без
работных   граждан   направлена   на   комплексное  решение  задач,
способствующих  эффективной, свободно избранной занятости граж дан,
удовлетворению   их   потребности   в  обучении  в  соответствии  с
условиями и требованиями рынка труда.
     Ключевой  целью  программы  является регулирование рынка труда
за  счет  улучшения  качества  рабочей  силы  через  предоставление
образовательных   услуг   невостребованным  кадрам,  она  предусмат
ривает выполнение следующих функций:
     социальных  (овладение  профессией,  как  средством  защиты от
безработицы путем повышения конкурентоспособности);
     экономических   (развитие   трудового   потенциала   общества,
воспроизводство рабочей силы, необходимой квалификации).
     Профессиональное   обучение  будет  осуществляться  на  основе
комплексного   подхода   с   учетом   уровня   образования,  профес
сиональных  знаний  и  умений, производственного и жизненного опыта
безработных  граждан,  их  желания  и  потребности  рынка  труда  в
кадрах.
     При  направлении граждан на обучение будут соблюдены следующие
приоритеты:
     для  выпускников  общеобразовательных  школ  -  ориентация  на
профобучение  в  учебных  заведениях начального, среднего и высшего
профессионального  образования по полным учебным программам за счет
средств государственного бюджета;
     для   выпускников   учебных   заведений  начального  профессио
нального   образования   -   повышение  квалификации  по  имеющейся
профессии, получение новой и смежной профессий;
     для   выпускников   учебных   заведений   высшего  и  среднего
профес-сионального  образования  -  получение  "рыночных"  специаль
ностей;
     для   женщин,  имеющих  несовершеннолетних  детей  -  обучение
профессиям    (специальностям),    предполагающим    в   дальнейшем
организацию индивидуальной деятельности;
     для  инвалидов  -  обучение  профессиям,  выполнению отдельных
видов  работ  с  учетом  их психологического состояния, медицинских
показаний  к  труду  и  имеющихся профессиональных знаний и перспек
тив дальнейшей деятельности.
     Основными   направлениями   политики   занятости   в   области
профессионального обучения в 1999 году будут:
     формирование  социального  заказа на профессиональное обучение
безработных  граждан,  а  также  участие  в  определении  объемов и
профилей  подготовки  рабочих  и  специалистов  в  профессиональных
образовательных учреждениях различного уровня;
     приоритетное  направление  на  профобучение  безработных  граж
дан, особо нуждающихся в социальной защите;
     оказание    услуг   работодателям   в   области   опережающего
профессионального обучения;
     профессиональное  обучение  безработных  граждан  для работы в
негосударственном  секторе  для  развития ремесленничества и нового
уровня сферы услуг;
     ориентирование  молодежи,  не  имеющей профессии, на получение
ее через профессиональные образовательные учреждения;
     обеспечение  отбора учреждений профессионального образования и
наиболее  эффективных  учебных  программ  для  обучения безработных
граждан;
     развитие  прямой  и обратной связи между центрами по занятости
и  труду  и  учебными  заведениями  в целях повышения эффективности
процесса подготовки кадров из числа безработных граждан;
     осуществление контроля за содержанием и качеством обучения.
     Согласно  прогнозу  развития  ситуации  на  рынке труда в 1999
году  профессиональное  обучение  потребуется для 500 человек. Пред
полагается,  что  среди  них  70  проц.  будут  нуждаться  в профес
сиональной  подготовке,  15  проц. - в переподготовке, 10 проц. - в
освоении  второй  (смежной)  специальности,  5  проц. - в повышении
квалификации.  Из  общего  количества  предполагаемых к направлению
органами  службы  занятости  на  профобучение (переобучение) 70 про
центов  составит  молодежь,  более 50 процентов - женщины. Из общей
численности  безработных  ориентировочно  около  400  человек будут
обучены  под  конкретные  рабочие  места  за  счет Государственного
фонда  занятости  населения  Российской  Федерации  и  более 100 че
ловек  за  счет  средств  государственного бюджета, работодателей и
собственных средств.
     Основные   профессии,  по  которым  предполагается  проведение
профессионального  обучения  в  1999 году: мастер по пошиву верхней
одежды,  электрогазосварщик,  оператор  ПЭВМ, радиомеханик по обслу
живанию  и  ремонту  телерадиоаппаратуры,  водитель,  авто слесарь,
закройщик-модельер, каменщик, парикмахер, часовщик и другие.
     Для   обеспечения  реализации  политики  занятости  в  области
профессионального обучения предусматривается:
     регулярно  информировать  население о ситуации на рынке труда,
о спросе на рабочую силу, возможностях профессионального обучения;
     обеспечить   приоритетное   направление   на  профессиональное
обучение  безработных,  нуждающихся  в особой социальной поддержке:
молодежь,  женщин,  имеющих  малолетних  детей  и  детей инвалидов,
инвалидов,  военнослужащих,  уволенных в запас, длительное время не
работающих,  прекративших получать пособие по безработице в связи с
истечением срока его выплаты;
     продолжить  работу  по  созданию  регионального  банка  данных
профессий и специальностей, пользующихся спросом на рынке труда;
     информировать   работодателей   о  предложении  рабочей  силы,
привлекать их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения;
     использовать  для обучения безработных граждан образовательные
учреждения разного уровня подготовки и прошедших конкурсный отбор;
     сочетать  разные  формы  и  виды  организации  обучения, в том
числе  групповые  и  индивидуальные  занятия,  построения  учебного
процесса   в   зависимости   от   первоначального   уровня   знаний
обучаемого.
     Учебная   база   для  профессионального  обучения  безработных
граждан
     Для  организации  профессионального  обучения безработных граж
дан  будет  создана база из образовательных учреждений началь ного,
среднего   и   дополнительного,   профессионального  образо  вания,
учебно-курсовых  комбинатов  и  технических  школ,  других  учебных
заведений,  прошедших  конкурсный  отбор. Отбор будет проводиться с
учетом   качества   подготовки  специалистов,  стоимости  обучения,
возможности  организации  учебного процесса для взрослого населения
и  территориальной  расположенности.  В  настоящее  время заключены
договора о намерениях с 15 учебными заведениями.
     Финансирование   программы   профессиональной   подготовки   и
переподготовки безработных граждан
     В   1999  году  из  средств  Фонда  занятости  РД  планируется
затратить  на  профессиональное обучение безработных граждан 1205,0
тыс.  рублей,  в  том числе 245,0 тыс. рублей на выплату стипендий.
Средний  срок  обучения  составит  3,5  месяца,  средняя  стоимость
обучения  одного  безработного  ориентировочно  составит  2,4  тыс.
рублей,  средний  размер  стипендии  с учетом доплаты на иждивенцев
составит 175 рублей в месяц.
     Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
     Профессиональная   ориентация   и   психологическая  поддержка
населения   становятся   частью   социальной  политики  республики,
направленной на:
     развитие  человеческих  ресурсов  страны  путем  планирования,
поддержки и сопровождения профессиональной карьеры граждан;
     психологическое   и  профессиональное  консультирование  работ
ников  и  незанятого  населения  по вопросам выбора гражданами вида
деятельности   форм  занятости  в  соответствии  с  личными  способ
ностями, склонностями и потребностями экономики.
     В  целях  дальнейшего  развития  профессиональной ориентации в
службе занятости республики будет продолжена работа по:
     информированию   широких  слоев  населения  о  сферах  деятель
ности,  профессиях,  специальностях,  пользующихся спросом на рынке
труда,  требованиях,  предъявляемых  ими  к личности, возмож ностях
получения профессионального образования;
     профессиональному  консультированию,  как  помощи  человеку  в
профессиональном   самоопределении  с  целью  принятия  осознанного
решения  о  выборе  профессионального  пути  с  учетом  его психоло
гических   особенностей   и   возможностей,  а  также  потребностей
общества;
     профессиональному   отбору   и  подбору  с  целью  определения
степени   профессиональной   пригодности   человека   к  конкретной
профессии,   предоставления   рекомендаций   человеку  о  возможных
направлениях  профессиональной  деятельности  на основе результатов
психодиагностики;
     психологической  поддержке  граждан,  находящихся  в состоянии
депрессии,  путем  оптимизации  психологического состояния человека
как   следствие   преодоления   кризисных   ситуаций  и  достижения
эмоциональной   устойчивости,   способствующей  профессиональной  и
социальной самореализации.
     Основными  направлениями  развития  профориентационных услуг в
1999 году будут:
     осуществление    в   приоритетном   порядке   профессиональной
ориентации   граждан,  проблемы  трудоустройства  которых  решаются
особенно   сложно:  безработных,  длительно  неработающих,  женщин,
инвалидов, молодежи;
     оказание  массовых  профинформационных  услуг  населению через
газеты,   радио,  телевидение,  распространение  профинформационных
материалов, участие профконсультантов в ярмарках вакансий;
     первичное  профессиональное информирование и консульти рование
граждан  до  постановки  их  на учет в качестве безработных с целью
повышения  мотивации  поиска  работы и предотвращения постановки на
учет  тех,  кто,  получив  в  достаточной  мере  проф ориентационые
услуги, способен трудоустроиться самостоятельно;
     превентивная  профориентационная  работа  с  учащимися с целью
увеличения  числа  выпускников  общеобразовательных школ, посту паю
щих   на  длительное  стационарное  обучение  в  учреждения  профес
сионального  образования, тем самым, уменьшая приток на рынок труда
неконкурентоспособной молодежи;
     профессиональное   консультирование   безработных  граждан  на
индивидуальном  уровне по вопросам выбора наиболее приемлемой сферы
деятельности  или  направления  на  профессиональное  переобучение,
приобретение  новой  специальности  с  учетом, как по треб ностей и
возможностей самих граждан, так и потребностей рынка труда;
     организация  коллективных  форм работы с гражданами, длительно
состоящими  на учете, с использованием различных методов по акти ви
зации самостоятельного поиска работы;
     профессиональная  ориентация  высвобождающихся  работников  на
местах   в   виде  консультационно-методической  и  психологической
помощи   с   целью  повышения  уверенности  в  своих  силах,  предо
ставления  им  информации  о возможностях трудоустройства, о работе
органов службы занятости с этой категорией граждан;
     создание  повсеместно  банков  высококвалифицированных спе циа
листов  для  использования  в  заинтересованном  посредничестве при
работе с работодателями.
     Предусматривается,  что  в  1999  г. профориентационные услуги
смогут  получить  более  48  тысяч  граждан,  на что предполагается
израсходовать 300 тыс. рублей.
                      Качество рабочей среды
     Оплата труда
     Серьезные  проблемы  в  области  оплаты труда, накопившиеся за
последние  годы,  являются  одним  из  дестабилизирующих факторов в
социальной  сфере  республики  и,  в  частности,  одним из факторов
роста  безработицы.  Необоснованная  дифференциация в оплате труда,
хронические  нарушения  сроков  выплаты заработной платы работникам
и,  как  следствие,  снижение  уровня  жизни  большинства населения
обосновывают    необходимость    повышения   роли   государства   в
регулировании   оплаты   труда,   создании   гарантий   обеспечения
прожиточного минимума своим гражданам.
     Необходимо  направить  усилия  на  повышение  уровня государст
венных  гарантий  оплаты труда с целью вывода работающих граждан из
категории  низкодоходного населения, реформирование оплаты труда на
основе   экономических  методов,  преимущественно  через  налоговое
регулирование   денежных   доходов,   использование   меха   низмов
социального    партнерства    и   системы   договоренностей   между
работодателями    и    наемными   работниками,   повышение   уровня
государственных  гарантий  минимальной  оплаты  труда,  ужесточение
ответственности за нарушение трудового законодательства.
     Условия труда
     Износ   основных  фондов,  низкий  технический  уровень  техно
логий,  ухудшение  обеспечения  средствами  индивидуальной  защиты,
нормативной   и   регулирующей   информацией,   массовые  нарушения
технологической   и  производственной  дисциплины,  низкий  уровень
культуры  производства,  снижение  ответственности  работодателя за
условия  и  охрану  труда  усугубляют  неблагоприятную  ситуацию  в
области  охраны  труда.  В  последние  годы  не  снижается  уровень
производственного  травматизма  и  профессиональной заболеваемости.
По  данным службы госсанэпиднадзора 40% из числа занятых в отраслях
экономики работают в тяжелых и вредных условиях труда.
     В  целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей
среды,  повышения  экономической заинтересованности работодателей в
улучшении   условий   и   охраны  труда,  снижения  и  профилактики
производственного  травматизма  и профзаболеваний в 1998-2000 годах
предусматривается:
     дальнейшее    совершенствование    законодательной    и   иной
нормативной   базы  по  охране  труда,  предусматривающее  усиление
государственного регулирования охраны и условий труда;
     разработка  и реализация республиканской, городских и районных
программ по улучшению условий и охраны труда;
     координация   деятельности   органов  надзора  и  контроля  за
охраной  труда,  министерств и ведомств, объединений работодателей,
профес   сиональных  союзов  в  вопросах  разработки  и  реализации
комплекса  мероприятий  по  решению  проблемы  улучшения  условий и
охраны труда.
     Социальный диалог на рынке труда
     Изменение   социальной   роли   работников,   работодателей  и
государства   требует   решения  вопросов  становления  и  развития
социального   партнерства,   как  эффективной  системы  договорного
регулирования   социально-трудовых   отношений,   включая  механизм
разрешения   коллективных   трудовых  споров,  в  целях  увеличения
гибкости рынка труда.
     В  современных  условиях  возрастает роль договорных отношений
по   вопросам  оплаты  труда,  упорядочения  внутрипроизводственных
отношений,   повышения   эффективности   труда   и   его  производи
тельности,   регулирования   процесса   высвобождения   работников,
формирования открытого рынка труда.
     В 1999 г. предусматривается:
     повысить   роль   работодателей   и   представителей  трудовых
коллективов   в  решении  вопросов  организации  рабочего  времени,
заработной платы и защиты от дискриминации при найме и увольнении;
     усилить  роль трехсторонней комиссии по регулированию социаль-
но-трудовых   отношений   по   контролю  за  выполнением  сторонами
достигнутых договоренностей в сфере труда и социальных вопросов;
     совершенствовать  государственное  содействие  разрешению  кол
лек   тивных   трудовых   споров   на  разных  уровнях  социального
партнерства.
              Улучшение функционирования рынка труда
     Информация о рынке труда
     Тенденции   развития   рынка  труда  создают  возможности  для
самостоятельного  поиска  работы  населением без обращения в службу
занятости.  При этом широкое информирование граждан и работодателей
о   возможности  трудоустройства  и  наличии  для  этого  свободных
рабочих  мест, перспективах трудоустройства и обучения будет только
способствовать  развитию  рынка  труда. Информационная деятельность
будет  строиться  как  через  органы  службы занятости, так и через
средства массовой информации.
     В  целях  оперативного реагирования на изменения конъюнктуры в
сфере  занятости,  формирования  системы  информационной  поддержки
государственной политики занятости предусматривается:
     проведение мониторинга состояния рынка труда;
     распространение   передового   опыта   регионов   по  вопросам
содействия занятости;
     информирование  населения о возможности трудоустройства, в том
числе   и  за  пределами  республики,  и  работодателей  о  наличии
квалифицированной рабочей силы.
     Содействие в трудоустройстве незанятого населения
     Содействие  гражданам,  ищущим работу, в трудоустройстве будет
осуществляться  центрами  по  занятости  и  труду  (далее  - центры
занятости)   в   городах  и  районах  совместно  с  работодателями,
заявляющими   в   службу   занятости   вакантные   рабочие   места.
Предполагается,  что в 1999 г. в центры занятости городов и районов
обратятся  в поисках работы более 45 тыс. граждан, из которых более
14  тыс. будут трудоустроены, в том числе на заявленные вакансии до
6  тыс.  человек.  Одновременно  ежемесячно  служба занятости будет
располагать  800-900  вакансиями.  С  целью  выявления  вакансий  и
вакантных  должностей  планируется проведение более 3 тыс. проверок
предприятий  и  организаций.  При  этом  планируется увеличить долю
трудоустроенных  при  посредничестве  службы  занятости  граждан  в
общей  численности принятых на работу до 30 проц. против 23 проц. в
1998 году.
     Для  обеспечения  эффективного  содействия  в  трудоустройстве
гражданам,  ищущим  работу,  будет  активизирована  работа по прове
дению  "ярмарок  вакансий",  а  также  организована  работа  клубов
"Новый  старт"  и  "Клуба  ищущих  работу",  что  позволит  оказать
содействие   в  трудоустройстве  более  200  длительно  безработным
гражданам.
     Территориальная мобильность рабочей силы
     В  1999 г. в целях организации территориальной трудовой мобиль
ности  граждан  будет  продолжена  работа  по  использованию  банка
данных  вакансий по Российской Федерации. При этом будет обеспечено
заключение   прямых   договоров  с  предприятиями,  испыты  вающими
потребность  в  рабочей  силе.  В  порядке  трудовой мобильности за
пределы   Республики   Дагестан   (в  Астраханскую,  Волгоградскую,
Ростовскую,    Московскую,    Ленинградскую,   Тюменскую   области,
Краснодарский,  Ставропольский  края,  а  также  в некоторые районы
Нечерноземья)  предполагается  направить  более  300  безра  ботных
граждан из городов и районов республики.
     В  рамках  мероприятий  по  регулированию трудовой мобильности
внутри  республики будет продолжена работа по созданию банка данных
вакансий  по  Республике  Дагестан. В 1999 г. планируется заполнить
до  200  вакансий,  длительное  время  заявленных  в  органы службы
занятости  работодателями  по  отдельным районам и городам, за счет
привлечения безработных из других территорий.
     Временная занятость и общественные работы
     Важным  направлением  активной  политики  занятости  и  обеспе
чения  материальной  поддержки безработных, не требующим значи тель
ных  финансовых  затрат и высокой квалификации работников, является
организация  общественных  работ.  В 1999 г. в общественных работах
примут  участие  до  3,7 тыс. безработных граждан, преиму щественно
из категорий особо нуждающихся в социальной защите.
     Одновременно    к   временной   занятости   несовершеннолетних
предполагается  привлечь  более 1,7 тыс. подростков и школьников. В
этой  связи  планируется организация бригад школьников для уборки и
ремонта  школ,  благоустройства и озеленения территорий, выполнения
сезонных  сельскохозяйственных  работ.  При  этом  в  договорах  по
участию  школьников  во  временных  работах будет предусматриваться
источник   финансирования   оплаты   труда   подростков   и  размер
предполагаемых выплат.
     Содействие   развитию   самозанятости   и  предпринимательской
инициативы
     Основные   направления  поддержки  самозанятости  и  предприни
мательства:
     консультирование  и  профориентация  незанятых граждан в целях
определения  возможностей  их  эффективной  деятельности в качестве
предпринимателей;
     обучение   незанятых   граждан   основам   предпринимательской
деятельности,  оказание  им правовой и организационной поддержки на
стадии становления и развития собственного дела;
     сотрудничество   на   договорной   основе   с   организациями,
содействующими развитию малого предпринимательства.
     В  целях  поддержки  самозанятости  и  предпринимательства без
работных  граждан  и  оказания  содействия  в открытии собственного
дела  планируется  реализация  пилотного проекта "Микрокредиты" (20
чел.),   предполагающего  выплату  пособия  по  вовлечению  в  само
стоятельную трудовую деятельность безработным гражданам.
        СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН С ОСОБЫМИ
                           ПОТРЕБНОСТями
     Содействие  занятости  граждан, особо нуждающихся в социальной
защите
     В  наиболее  сложном  положении  на  рынке  труда  оказываются
социально   слабозащищенные  категории  безработных,  что  вызывает
необходимость  обеспечения дополнительных гарантий занятости данной
категории   граждан.   В   этой  связи  в  течение  1999  г.  будет
осуществляться  квотирование  рабочих  мест. По предложению центров
по  занятости  и  труду  администрациями  городов  и  районов будут
определены  квоты  на более 2 тыс. рабочих мест для социально слабо
защищенных категорий безработных.
     В  этой  связи основной задачей органов службы занятости будет
приоритетное   трудоустройство   граждан,   особо   нуждающихся   в
социальной   защите,   как   на  имеющиеся  в  распоряжении  службы
занятости  вакансии, так и на квотируемые администрациями городов и
районов по предприятиям республики рабочие места.
     Содействие занятости инвалидов
     С  целью поддержки граждан с ограниченной трудоспособностью, и
прежде  всего инвалидов, органами службы занятости в 1999 г. помимо
оказания  им  содействия  в  трудоустройстве  в  порядке  уста  нав
ливаемой  квоты  будет  проводиться  работа  по  профес  сиональной
ориентации,  профобучению (переобучению) инвалидов по приори тетным
на   рынке   труда   профессиям.   В  1999  г.  в  рамках  трудовой
реабилитации  инвалидов  будет  обеспечена  профес сиональная подго
тов   ка   и  последующее  трудоустройство  10  инвалидов,  имеющих
трудовые рекомендации.
     Кроме  того,  будет  изучена  возможность  и  приняты  меры по
привлечению  трудоспособных  инвалидов к оплачиваемым общест венным
работам,   таким   как  благоустройство  и  озеленение  территорий,
подсобные    работы   на   предприятиях   (вахтерами,   дворниками,
сторожами).
     Содействие занятости молодежи
     В  1999  году доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет в
составе  безработных  граждан  останется  высокой  (до 60 проц.). В
связи   с  этим  особое  внимание  в  деятельности  органов  службы
занятости  будет  уделено  трудоустройству  молодежи,  вступающей в
рабочий  возраст,  и  выпускников учебных заведений всех уровней, в
том  числе  на  временные  рабочие  места,  позволяющие  приобрести
профес  сиональные знания и постоянное место работы. При этом по 15
выпускникам  планируется организовать субсидирование их занятости в
рамках программы "Молодежная практика".
     Кроме  того,  для  вовлечения подростков во временную трудовую
деятельность  (в  период летних каникул) планируется организовывать
бригады  школьников  и использовать их труд на общественно полезных
работах (до 1700 человек).
     Будет    продолжена    работа   по   широкому   информированию
выпускников  общеобразовательных  школ  о  возможности  профес  сио
нального  обучения  профессиям, пользующимся спросом на рынке труда
в районах и городах республики.
               Поддержка доходов безработных граждан
     Материальная поддержка безработных граждан
     Составной   частью   политики  занятости  является  социальная
защита  граждан,  нуждающихся  в трудоустройстве, в период их вынуж
денной  безработицы.  Безработным гражданам, соблюдающим требования
законодательства о занятости населения, гарантируются:
     выплата   стипендии   за   период  профессионального  обучения
безработных  по  направлению  службы  занятости  и надбавок к ней с
учетом иждивенцев;
     привлечение  к оплачиваемым общественным работам безработ ных,
прежде  всего  из  числа  особо  нуждающихся в социальной защите, с
сохранением им права на получение пособия по безработице;
     предоставление  отдельным  категориям безработных граждан пред
пенсионного  возраста,  трудоустройство  которых  затруднено, права
досрочного выхода на пенсию (до 700 чел.);
     выплата  пособия  по  безработице  и  надбавок  на  иждивенцев
(свыше 43 тыс. безработных);
     оплата   периода   временной  нетрудоспособности  безработным,
получающим  пособие по безработице, по фактическому количеству дней
болезни (100 безработным);
     оказание   единовременной   материальной   помощи   в  размере
минимальной  оплаты труда безработным гражданам, из категории особо
нуждающихся  в  социальной  защите  и потерявшим право на получение
пособия  по  безработице  в  связи  с  истечением  уста  новленного
законодательством срока выплаты (до 50 чел.).
     Оказание помощи членам семей безработных
     В  целях  поддержания  доходов  безработных  граждан  в летний
период  1999  года,  предусматривается  оплатить  расходы на органи
зацию  отдыха  и  оздоровления  более  чем  700  детей  безработных
граждан   за   счет  средств  Фонда  занятости  РД  органам  службы
занятости,  использовать возможность проводить организацию отдыха и
лечения  детей  безработных  граждан путем погашения задол женности
предприятий  -  должников  по страховым взносам в Фонд занятости РД
на   основе   договоров   о  взаимозачетах  между  органами  службы
занятости и предприятиями-должниками.
     Реструктуризация   задолженности   по   выплате   пособия   по
безработице
     В   целях   снижения   задолженности  по  выплате  пособия  по
безработице,  обеспечения  полноты  поступлений страховых взносов в
Фонд  занятости РД и смягчения социальной напряженности в городах и
районах    республики   постановлением   Правительства   Республики
Дагестан  от  13  февраля  1998 г. N 23 утвержден Временный порядок
погашения  работодателями  задолженности  по  страховым  взносам  в
Государственный  фонд  занятости населения РД и проведения расчетов
с  безработными  гражданами  продуктами  питания, товарами широкого
спроса,  оплатой  коммунальных,  транспортных,  медицинских  и иных
услуг  в  счет  взаимозачета  с  предприятиями-должниками. При этом
решения   о   выдаче  безработному  гражданину  взамен  пособия  по
безработице  продуктов питания, товаров широкого спроса и об оплате
коммунальных  услуг будут приниматься центрами по занятости и труду
городов и районов исключительно при наличии согласия безработного.
     В  1999  году органами службы занятости республики планируется
ликвидировать  задолженность  по  выплате  пособий в порядке взаимо
зачетов  с  предприятиями  - должниками на общую сумму около 2 млн.
руб.,  что  позволит  погасить  3-месячную задолженность по выплате
пособий  свыше  4  тыс.  безработным гражданам по городам и районам
республики.
     Развитие службы занятости
     В  1999 г. планируется расширить применение автоматизированной
информационной  системы  "Занятость"  (далее  -  АИС "Занятость") -
универсальной   системы  автоматизации  функций  службы  занятости,
удовлетворяющей   общим  правилам  и  положениям  построения  инфор
мационных  технологий  в  Государственной  службе занятости Рос сий
ской  Федерации. В этой связи предусматривается проведение работ по
следующим направлениям:
     дооснащение  органов  Государственной службы занятости насе ле
ния Республики Дагестан компьютерной техникой;
     организация и поддержка информационного обеспечения;
     повышение   квалификации   специалистов   службы  занятости  в
области работы с компьютером и программными комплексами;
     монтаж  компьютерных  сетей  и  модемной  связи  в  центрах по
занятости и труду.
     В 1999 г. планируется:
     оснастить  компьютерной  техникой  5  центров  по  занятости и
труду в количестве 5 комплектов;
     дополнительно  к  имеющейся компьютерной технике установить 11
единиц  техники  в  11  центрах  по  занятости  и  труду  городов и
районов;
     провести  замену  25  единиц компьютерной техники, исчерпавшей
свой  технический  ресурс  на  современные  компьютеры  с  высокими
техническими параметрами (при наличии средств);
     смонтировать  и ввести в эксплуатацию локально-вычисли тельные
сети в 13 центрах по занятости и труду и здании Мин - труда РД;
     наладить модемную связь в 6 центрах по занятости и труду;
     обучить  пользовательской  работе  на  компьютере  120  специа
листов центров по занятости и труду городов и районов;
     перейти  на автоматизированный режим обслуживания безра ботных
граждан  Программным  комплексом  "Содействие"  и учета поступлений
страховых  взносов  в  центрах  по  занятости  и  труду  городов  и
районов;
     продолжить  проведение ремонта и техобслуживания компьютер ной
техники службы занятости.
                 Контроль за реализацией Программы
     Контроль  за  реализацией  Программы осуществляет Министерство
труда  и  социального  развития  РД  совместно  с заинтересованными
министерствами  и  ведомствами РД при участии администраций городов
и районов.
                ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
     Реализация  Программы  позволит создать дополнительные условия
для  повышения эффективности деятельности органов службы занятости,
поддержки  лиц,  потерявших  работу,  и  сдержать  рост численности
безработных.
     При этом будет обеспечено:
     оказание посредничества в трудоустройстве 14 тыс. человек;
     создание до 500 дополнительных рабочих мест;
     обучение до 500 безработных граждан;
     проведение профориентационной работы с 48 тыс. чел.;
     поддержка доходов 43 тыс. безработных граждан.
              Ресурсное обеспечение Программы в части
                       содействия занятости
     Обеспечение  и  реализация  гарантий  занятости и материальной
поддержки   безработных   во   многом   определяется   и   наличием
соответствующей  финансовой  базы. В 1999 г. в Государственный фонд
занятости  населения  РФ  по  РД  планируется поступление страховых
взносов  работодателей  в  объеме  свыше  28  млн.  руб.,  при этом
запланированные  на  реализацию  Программы  расходы  определены  на
уровне  120,5  млн.  руб.  при  дефиците  бюджета Фонда занятости в
более  чем  91 млн. рублей. Около 82 проц. средств будет направлено
на  реализацию  программы  материальной  поддержки  лиц, признанных
безработными,   и  5,0  проц.  -  на  программы  активной  политики
занятости.
     В  целях  увеличения  доходной  части Фонда занятости предпола
гается  активизировать  работу по мобилизации поступления средств в
Фонд  занятости  за  счет  реструктуризации имеющейся задолженности
предприятий и взыскания задолженности в судебном порядке.
     Расчет бюджета Государственного фонда занятости населения
      Российской Федерации по Республике Дагестан на 1999 год


I. Доходы Фонда занятости                     тыс. руб.

Доходы Фонда занятости, всего                 28600,0

в том числе:

переходящий остаток средств Фонда занятости      -
1998 г.

страховые взносы работодателей                28100,0

средства республиканского и местных бюджетов     -

иные поступления (штрафы, пени, возвратные      500,0
средства)


II. Расходы Фонда занятости                чел.    тыс. руб
                                                   .
Расходы Фонда занятости, всего             106442  120520,6

в том числе:
1. Отчисления в централизованную часть ГФЗ         5620,0
2. Программы активной политики занятости,  54545   8022,3
всего

2.1. Программы обучения лиц, признанных    48400   1505,0
безработными

в том числе:

2.1.1. профессиональное обучение           400     1205,0
из них выплата стипендий                   400     245,0
2.1.2. профессиональная ориентация         48000   300,0
                                           6145    6517,3

в том числе:

2.2.1. организация рабочих мест            500     3751,2
2.2.2. организация занятости длительно без 200     5,0
(КИР, Новый старт)
2.2.3. организация занятости выпускников   15      15,0
заведений
2.2.4. организация поддержки               20      39,8
предпринимательства

2.2.5. организация общественных работ      3700    2109,0

2.2.6. временная занятость                 1700    561,0
несовершеннолетних

2.2.7. трудовая реабилитация инвалидов     10      36,3

3. Программа материальной поддержки лиц,   46660   97056,6
признанных безработными

в том числе:

3.1 Пособия по безработице                 43580   86064,0

в том числе:

3.1.1. пособия по безработице в 1999 году  27000   44064,0

3.1.2. задолженность по выплате пособий за 16580   42000,0
1998 годы

3.2. Оплата периода временной нетрудоспосо 100     24,5
бности

                                           750     775,0

из них:

3.3.1. организация отдыха и оздоровления   700     770,0

работных граждан

3.4. Выплата досрочных пенсий              2230    13590,8


3.4.1. выплаты досрочных пенсий в 1999 год 700     3234,8
у

3.4.2. задолженность по досрочным пенсиям  1530    10356,0
за 1997-1998 гг.

3.5. Банковские и почтовые услуги на                1434,3
материальную

поддержку безработных граждан

4. Программы информационного обеспечения           3160,0
государственной политики занятости
из них:

4.1  Развитие АИС "Занятость"                      1800,0
4.2. Эксплуатационные расходы                      780,0
4.3. Информационная поддержка программ             300,0
занятости
4.4. На обучение и стажировку персонала            280,0
службы занятости


Дефицит бюджета Фонда занятости РД                 91920,6
                                                   


Информация по документу
Читайте также