Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 03.10.2000 № 1

 

                    ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
                ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
                        РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
     
     По  делу о толковании статей 1 (части 1 и 3), 4 (части 1 и 3),
14,  17  (часть  1),  19  (часть  2),  22,39  (часть 5) Конституции
Республики Дагестан

     город Махачкала                          3 октября 2000 года

     Конституционный    Суд    Республики    Дагестан   в   составе
Председателя  С.Т.  Гаджимагомедова,  судей  А.З.  Азимовой  и Р.М.
Акутаева,
     с  участием  представителя  Государственного Совета Республики
Даге  стан,  направившего  запрос  в Конституционный Суд Республики
Дагестан,   -   начальника  Правового  управления  Государственного
Совета Республики Да гестан М.Х. Халитова,
руководствуясь статьей 113 (часть 5) Конституции Республики
Дагестан, пунктом 1 части четвертой статьи 3, статьями 31 и 59
Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики
Дагестан",
     рассмотрел  в  открытом  заседании  дело о толковании статей 1
(части  1  и  3),  4 (части 1 и 3), 14, 17 (часть 1), 19 (часть 2),
22, 39 (часть 5) Конституции Республики Дагестан.
     Поводом  к  рассмотрению  дела  явился запрос Государственного
Совета  Республики  Дагестан о толковании положений статей 1 (части
1  и  3),  4  (части 1 и 3), 14, 17 (часть 1), 19 (часть 2), 22, 39
(часть   5)   Конституции   Республики   Дагестан.   Основанием   к
рассмотрению   дела  явилась  обнаружившаяся  неоп  ределенность  в
понимании указанных конституционных положений.
     Заслушав  сообщение судьи-докладчика Р.М. Акутаева, объяснения
пред  ставителя Государственного Совета Республики Дагестан, изучив
представленные   документы   и  материалы,  Конституционный  Суд
Республики Дагестан

                            установил:

     1.  В  запросе  Государственного  Совета  Республики  Дагестан
предлагается   дать   официальное   толкование   следующих   статей
Конституции    Республики    Дагестан,   принятой   Конституционным
Собранием  Республики  Дагестан  26 июля 1994 года (с изменениями и
дополнениями,  внесенными  постановлением Конституционного Собрания
Республики  Дагестан  от  22  марта  1996 года, законами Республики
Дагестан  от 1 октября 1996 г., 24 марта 1998 г. и 25 сентября 2000
г.):  о  суверенитете Республики Дагестан (статья 1, часть первая и
статья  4,  часть первая); о верховенстве Конституции и республикан
ских  законов  на всей территории Республики Дагестан (часть третья
статьи   1);  о  высшей  юридической  силе  Конституции  Республики
Дагестан  и  реше  ний,  принятых  путем  референдума (часть третья
статьи  4);  об  объявлении  достоянием  Республики  Дагестан  всех
природных  ресурсов,  находящихся  на  ее  территории (часть первая
статьи  14);  о  праве частой собственности на землю, приобретаемой
на  основании  и  в пределах, определяемых республи канским законом
(часть  вторая  статьи  14);  о  признании  и гарантировании прав и
свобод  человека  и  гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам   международного  права  и  в  соответствии  с  Конституцией
Республики  Дагестан  (часть  первая  статьи 17); о неправомерности
ограничения  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  иначе  как в
порядке,  установленном Конституцией Республики Дагестан и законом,
принятым   исключительно  в  целях  защиты  конституционного  строя
Республики  Дагестан,  общественной  морали,  прав  и свобод других
людей,  обеспечения  безопасности  республики  (часть вторая статьи
19);  о  равенстве  прав и свобод, а также обязанностей иностранных
граждан  и  лиц  без гражданства, законно находящихся на территории
Республики   Дагестан,   с   гражданами   Республики  Дагестан,  за
изъятиями,   установленными   Конституцией,  законом  и  договорами
Республики    Дагестан    с   Российской   Федерацией   и   другими
государствами  (статья  22);  о недопущении принудительною труда за
исключением  случаев,  предусмот ренных законом (часть пятая статьи
39).
     По   сложившейся  практике  конституционного  судопроизводства
Конституционный    Суд    Республики    Дагестан   при   толковании
содержащихся  в  за  просе  конституционных норм в их взаимосвязи с
другими  правовыми  пред  писаниями  исходит  из  отправных начал и
принципов,   характеризующих   основы   конституционного   строя
Российской  Федерации,  учитывая  при этом приоритет и верховенство
Конституции   Российской   Федерации  над  Конституцией  Республики
Дагестан,  что  проистекает из федеративного устройства Российского
государства  и  нашло  свое конституционное закрепление в статьях 4
(часть  вторая),  5  (части  первая  и  вторая), 15 (части первая и
вторая),  66  (часть  первая)  Конституции  Российской Федерации, а
также  в статьях 64, 65 (части первая, вторая, четвертая и седьмая)
Конституции Республики Да гестан.
     Кроме  того,  учитывая,  что  указанные  в запросе положения в
ряде  случаев  аналогичны  конституционно-правовым  институтам, в
связи  с  которыми  Конституционным  Судом  Российской  Федерации в
постановлении   по  делу  о  проверке  конституционности  отдельных
положений  Конституции  Республи ки Алтай и Федерального закона "Об
общих  принципах  организации законо дательных (представительных) и
исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"  от  7  июня 2000 года N 10-П и в определении по запросу
группы  депутатов  Государственной  Думы  о  проверке соответствия
Конституции  Российской  Федерации  отдельных положений конституций
Республики  Адыгея,  Республики Башкортостан, Республики Ингушетия,
Республики  Коми,  Республики  Северная Осетия-Алания и Рес публики
Татарстан  от  27  июня  2000  года N 92-О уже выявлен смысл консти
туционных  норм, лежащих в основе оценки федерального регулирования
и  законодательства  субъектов  Российской Федерации с точки зрения
соответ  ствия  Конституции  Российской  Федерации,  руководствуясь
частью   второй   статьи   59   Закона   Республики   Дагестан   "О
Конституционном  Суде  Республи  ки  Дагестан", Конституционный Суд
Республики   Дагестан   при  толковании  настоящих  конституционных
положений  также исходит из ранее сформули рованных Конституционным
Судом   Российской  Федерации  правовых  пози  ций,  которые  имеют
значение  по  настоящему  делу,  самостоятельно опреде ляя при этом
пределы их необходимого использования.
     2. Согласно   Конституции   Республики   Дагестан   Республика
Дагестан   Дагестан   есть   суверенное,   единое,  демократическое
государство  в  составе  Российской  Федерации,  выражающее  волю и
интересы  всего  многонацио  нального  народа  Дагестана (статья 1,
часть  первая); носителем суверенитета и источником государственной
власти  в  Дагестане  является его многонацио нальный народ (статья
4, часть первая).
     Исходя  из  смысла  статей  3,  4,  5,  67  и  79  Конституции
Российской   Феде   рации,   суверенитет  государства  предполагает
верховенство,  независимость  и  самостоятельность  государственной
власти,  полноту законодательной, ис полнительной и судебной власти
государства  на  его  территории  и  независи мость в международном
общении.  Конституция  Российской Федерации (со ответственно статья
4,   часть   первая   и  статья  3,  часть  первая)  распространяет
суверенитет  Российской  Федерации  на  всю ее территорию. При этом
носите   лем   суверенитета  и  единственным  источником  власти  в
Российской  Федера  ции является ее многонациональный народ. В этой
связи   приведенные   положения   Конституции  Республики  Дагестан
(статьи  1,  часть  первая  и  4, часть первая) содержат формальное
противоречие,   предполагающее   наличие  двух  источников  и  двух
уровней   суверенных   властей,   находящихся  в  единой  сис  теме
государственной  власти.  Однако  системный анализ положений Консти
туции  Республики  Дагестан, ее статей 1 (части первая и третья), 4
(часть  пер  вая),  64,  65  (части  первая  четвертая  и седьмая),
приводит   к   выводу,   что   провозглашение  Республики  Дагестан
суверенным  государством,  как  это  оп ределено в статьях 1 (часть
первая)  и  4  (часть  первая) Конституции Респуб лики Дагестан, не
означает,  что она наделяет себя свойствами суверенного государства
и ограничивает тем самым суверенитет Российской Федерации.
     Положение   статей   1  (часть  первая)  и  4  (часть  первая)
Конституции  Республики  Дагестан, рассматриваемое во взаимосвязи с
положениями   статей  64  и  65  Конституции  Республики  Дагестан,
следует  понимать  в  том смысле, что Республика Дагестан в составе
Российской  Федерации обладает всей полнотой государственной власти
вне  пределов  ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации  по предметам совместного ведения Рос сийской Федерации и
субъектов   Российской   Федерации.   Так,   согласно   Конституции
Республики  Дагестан (статья 1, часть первая; статья 64) Республика
Дагестан  входит  в  состав  Российской  Федерации  в  качестве  ее
субъекта.   Та   кой   вывод  содержит  и  само  название  главы  3
Конституции  Республики Дагестан: Республика Дагестан - государство
в  составе  Российской Федерации. Республика Дагестан обладает всей
полнотой    государственной    (законодательной,    исполнительной,
судебной)   власти  на  своей  территории,  кроме  тех  полномочий,
которые  находятся  в  ведении  федеральных органов государственной
власти.  Взаимоотношения  между  Республикой  Дагестан и Российской
Федерацией   основаны   на   разграничении   предметов   ведения  и
полномочий   между   органами   государственной  власти  Российской
Федерации  и  органами государственной власти Республики Дагестан и
определяются   Консти  туцией  Российской  Федерации,  Конституцией
Республики   Дагестан,  Федеративным  договором,  а  также  другими
договорами   и  соглашениями.  Республи  ка  Дагестан  участвует  в
осуществлении   федеральных   полномочий   в   пределах  и  формах,
установленных  Конституцией  Российской  Федерации  и  федеральными
законами.
     Конституция  Республики  Дагестан  (статья  65,  части первая,
вторая   и   четвертая)   признает   прямое   действие  Конституции
Российской  Федерации  и федеральных законов, принятых по предметам
ведения  Российской  Федерации,  на территории Республики Дагестан.
Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты Республики Дагестан не
могут  противоречить  федеральным  законам,  принятым  по предметам
ведения   Российской  Федерации  и  предметам  совместного  ведения
Российской Федерации и Республики Дагестан.
     В  постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от
7  июня  2000  года N 10-П отмечается, что использование в статье 5
(часть  вторая)  Конституции  Российской  Федерации применительно к
установленному  ею  федеративному  устройству  понятия  "республика
(государство)"  не  означает  - в отличие от Федеративного договора
от  31  марта  1992 года - при знание государственного суверенитета
этих  субъектов  Российской Федерации, а лишь отражает определенные
особенности   их   конституционно-правового  статуса,  связанные  с
фактами исторического, национального и иного характера.
     Изложенное  подтверждает  тот  факт,  что Республика Дагестан,
как  и  другие  субъекты  Российской  Федерации,  не  обладает всей
полнотой,   верховенством,   независимостью   и  самостоятельностью
государственной  власти.  Эти  признаки  суверенитета  присущи лишь
Российской  Федерации  как  государству  в  целом, характеризуют ее
конституционно-правовой статус.
     Таким  образом,  провозглашение Республики Дагестан суверенным
государством,  входящим  в  состав  Российской  Федерации,  как это
определено   в  статье  1  (часть  первая)  Конституции  Республики
Дагестан,  означает,  что  Республика Дагестан в составе Российской
Федерации   обладает   всей  полнотой  государственной  власти  вне
пределов  ведения  Российской  Федерации  и  полномочий  Российской
Федерации  по  предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
     При  этом по смыслу статьи 73 Конституции Российской Федерации
во  взаимосвязи  с  ее  статьями 3, 4, 5, 11, 71, 72, 76 и правовой
позицией  Конституционного  Суда Российской Федерации, выраженной в
постановлении   от   7   июня   2000   года  N  10-П,  вся  полнота
государственной   власти   республики   как   субъекта   Российской
Федерации  в  указанных  пределах не означает, что такую власть она
осуществляет   в   качестве  суверенного  государства,  посколь  ку
соответствующие  полномочия и предметы ведения, в сфере которых они
реализуются,  проистекают  не  из  волеизъявления  республик,  а из
Конституции  Российской  Федерации  как  высшего  акта суверенной
власти   всего  мно  гонационального  народа  России.  В  контексте
изложенного  и следует оценивать положение статьи 4 (часть первая)
Конституции  Республики  Дагестан о том, что носителем суверенитета
и  источником  государственной  власти  в  Дагестане является его
многонациональный народ.
     3. Согласно  Конституции  Республики Дагестан (статья 1, часть
третья  и  статья  4,  часть  третья) Республика Дагестан принимает
свою  Конституцию и республиканские законы, имеющие верховенство на
всей  ее  территории.  Конституция  Республики  Дагестан и решения,
принятые  путем  референдума, имеют высшую юридическую силу, прямое
действие  и  применяются  на  всей  территории Республики Дагестан.
Законы  и  иные  правовые акты, принимаемые в Республике Дагестан,
не должны противоречить Конституции Республики Дагестан.
     Признание   Конституцией   Российской  Федерации  суверенитета
только  за  Российской Федерацией воплощено также в конституционном
принципе    верховенства   Конституции   Российской   Федерации   и
федеральных  законов,  которые  имеют прямое действие и применяются
на  всей  территории  Российской Федерации (статья 1, часть первая;
статья   4,   часть   вторая  и  статья  67,  часть  первая).  Этот
конституционный   принцип   отражен   и  в  Конституции  Республики
Дагестан  (статья  65, часть первая), согласно которой Конститу ция
Российской  Федерации  и  принятые  по предметам ведения Российской
Федерации  федеральные  законы  Российской  Федерации  имеют прямое
действие на территории Республики Дагестан.
     Таким  образом,  положения  статьи 1 (часть третья) и статьи 4
(часть  первая)  Конституции  Республики  Дагестан о верховенстве
Конституции  Республики Дагестан и республиканских законов на всей
ее  территории  и  о высшей юридической силе Конституции Республики
Дагестан  и решений, принятых путем референдума, рассматриваемые во
взаимосвязи   с   положениями   статьи  65  Конституции  Республики
Дагестан,  означают  лишь их верховенство в системе правовых актов
Республики  Дагестан.  В то же время все правовые акты, принимаемые
в  Республике  Дагестан,  в  том  числе  и  Конституция  Республики
Дагестан,    не   должны   противоречить   Конституции   Российской
Федерации.
     4,  В  соответствии с Конституцией Республики Дагестан (статья
14)  земля,  ее  недра,  внутренние воды, растительный и животный
мир,   леса,  ресурсы  континентального  шельфа  Каспийского  моря,
морской  экономической  зоны  являются достоянием народа Дагестана,
используются  и охраняются как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей тер ритории (часть первая).
     Право   частной   собственности   на  землю  приобретается  на
основании   и  в  пределах,  определяемых  республиканским  законом
(часть вторая).
     Вопросы  собственности  на  землю и другие природные ресурсы в
Российской  Федерации,  порядка  ее разграничения и регулирования
исследовались  Конституционным  Судом  Российской  Федерации.  В
постановлении   от   9   января   1998  года  по  делу  о  проверке
конституционности   Лесного   кодекса   Российской  Федерации  и  в
названном  выше постановлении от 7 июня 2000 года N 10-П, а также в
определении  от  27  июня  2000  года  N 92-О, Консти туционный Суд
Российской   Федерации   выразил   следующую   правовую  пози  цию,
сохраняющую  свою  силу  и  имеющую  непосредственное  отношение  к
толкованию статьи 14 Конституции Республики Дагестан.
     В  соответствии  со статьей 9 Конституции Российской Федерации
земля  и  другие  природные  ресурсы  используются  и  охраняются в
Российской  Федерации  как  основа  жизни  и  деятельности народов,
проживающих  на  соответствующей территории (часть первая); земля и
другие    природные    ресурсы    могут   находиться   в   частной,
государственной,  муниципальной  и иных формах собственности (часть
вторая).   Согласно  статье  36  Конституции  Российской  Федерации
граждане  и  их  объединения  вправе  иметь в частной собственности
землю  (часть  первая); владение, пользование и распоряжение землей
и  другими  природными  ресурсами  осуществляются их собственниками
свободно,  если  это  не  наносит  ущерба  окружающей  среде  и  не
нарушает  прав  и  законных  интересов  иных  лиц  (часть  вторая);
условия   и  порядок  пользования  землей  определяются  на  основе
федерального закона (часть треья).
     Из  приведенных  конституционных  норм  следует,  что народам,
прожи  вающим  на  территории  того  или  иного субъекта Российской
Федерации,  должны  быть гарантированы охрана и использование земли
и  других  при  родных ресурсов как основы их жизни и деятельности,
т.е.    как    естественного    богатства,   ценности   (достояния)
всенародного  значения.  Поэтому  с  Россий  ской  Федерации  и  ее
субъектов   не  снимается  вытекающая  из  статьи  9  Кон  ституции
Российской   Федерации  во  взаимосвязи  с  ее  статьями  71  и  72
обязанность  по  охране  и обеспечению использования земли и других
природных   ресурсов  как  основы  жизни  и  деятельности  народов,
проживающих  на  соот  ветствующих территориях. Однако это не может
означать,   что   право   собст   венности   на  природные  ресурсы
принадлежит    субъектам   Российской   Феде   рации.   Конституция
Российской  Федерации  не предопределяет обязательной передачи всех
природных  ресурсов  в собственность субъектов Российской Федерации
и  не  предоставляет  им полномочий по разграничению собствен ности
на эти ресурсы.
     Конституция  Российской  Федерации  относит  вопросы владения,
пользо  вания  и  распоряжения  землей,  недрами, водными и другими
природными     ре     сурсами,     разграничение    государственной
собственности,  лесное  законода  тельство  к  совместному  ведению
Российской  Федерации  и  ее субъектов (статья 72, пункты "в", "г",
"д",   "к"   части  первой);  по  предметам  совмест  ного  ведения
принимаются  федеральные  законы,  на  основе  которых  может также
осуществляться   разграничение  полномочий  между  Российской  Феде
рацией  и  ее  субъектами,  при  этом  законы  и  иные  нормативные
правовые   ак   ты  субъектов  Российской  Федерации,  принятые  по
предметам    совместного    ведения,    не    могут   противоречить
соответствующим  федеральным  законам  (статья  76,  части вторая и
пятая).
     В   частности,   лесной   фонд   ввиду   его  жизненно  важной
многофункцио  нальной  роли  и  значимости  для  общества  в целом,
необходимости  обеспече  ния  устойчивого  развития и рационального
использования  этого  природного  ресурса  в  интересах  Российской
Федерации  и  ее субъектов, представляет со бой публичное достояние
многонационального  народа России, как таковой является федеральной
собственностью  особого  рода  и  имеет специальный правовой режим;
осуществляемые  же  в  области  использования,  охраны,  за  щиты и
воспроизводства  лесов  как  сфере  совместного  ведения полномочий
Российской  Федерации  и  ее субъектов распределены Лесным кодексом
Рос  сийской  Федерации  на основе положений статьи 72 (пункты "в",
"г",  "д", "к" части первой) Конституции Российской Федерации таким
образом,    что    бы    при   принятии   соответствующих   решений
обеспечивались  учет и согласо вание интересов Российской Федерации
и   ее   субъектов,   в   том   числе   по  вопросам  разграничения
государственной  собственности. Сходные правовые режимы установлены
в   отношении   других   природных  ресурсов  Законом  Рос  сийской
Федерации  от  21  февраля  1992  года  "О недрах" (с изменениями и
дополнениями,  внесенными  Федеральными  законами  от  3 марта 1995
года,  от  10  февраля  1999  года  и  от  2  января  2000  года) и
Федеральным законом от 24 апреля 1995 года "О животном мире".
     Следовательно,  Республика  Дагестан  как  субъект  Российской
Федера  ции  не  вправе  объявить своим достоянием (собственностью)
природные  ре  сурсы  на  своей  территории  и  осуществлять  такое
регулирование   отношений   собственности   на  природные  ресурсы,
которое  ограничивает  их  использова  ние в интересах всех народов
Российской   Федерации,  поскольку  этим  нару  шается  суверенитет
Российской Федерации.
     Вопросы   владения,   пользования   и   распоряжения   землей,
земельное   законодательство   относятся   к   совместному  ведению
Российской  Федерации  и  ее субъектов (статья 72, пункты "в" и "к"
части  первой Конституции Россий ской Федерации); условия и порядок
пользования  землей  определяются  на  основе  федерального  закона
(статья  36,  часть  третья);  по  предметам  совмест  ного ведения
издаются  федеральные  законы  и  принимаемые в соответствии с ними
законы  и  иные  нормативные  правовые акты субъектов Российской Фе
дерации  (статья  76,  части  вторая и пятая Конституции Российской
Федера ции).
     В  Конституции  Республики  Дагестан  также предусмотрено, что
законы  и  иные  нормативные  правовые  акты Республики Дагестан не
могут  противоречить  федеральным  законам,  принятым  по  вопросам
совместного  ведения  с  Российской  Федерацией  (статья  65, часть
четвертая).  Таким  образам,  поло  жение  части  второй  статьи 14
Конституции  Республики Дагестан, рассматри ваемое во взаимосвязи с
положениями   частей  второй  и  четвертой  статьи  65  Конституции
Республики  Дагестан,  означает, что регулирование республиканскими
законами  права  частной  собственности  на  землю  основывается на
положениях федеральных законов и не может им противоречить.
     5. Согласно  части  первой  статьи  17  Конституции Республики
Дагестан  в  Республике Дагестан признаются и гарантируются права и
свободы  человека  и  гражданина согласно общепризнанным принципа и
нормам   международ   ного  права  и  в  соответствии  с  настоящей
Конституцией.    Каждый   человек   об   ладает   естественными   и
неотчуждаемыми правами.
     Толкование  приведенной  конституционной  нормы  не может быть
осуществлено  вне  системного  анализа  ряда  положений Конституции
Республики  Дагестан  и  Конституции  Российской Федерации, так как
часть  первая  статьи 17 Конституции Республики Дагестан фактически
дублирует  положение  ста  тьи 17 Конституции Российской Федерации,
принявшей  на  себя  обязательства  гарантировать  права  и свободы
человека  и  гражданина согласно общепри знанным принципам и нормам
международного   права.   Поскольку  регулирование  прав  и  свобод
человека  и  гражданина  относится  к  ведению Российской Федерации
(пункт  "в"  статьи  71  Конституции Российской Федерации), а не ее
субъектов,  отсутствие  в статье 17 Конституции Республики Дагестан
упо  минания  о  Конституции Российской Федерации, в соответствии с
которой  признаются  и  гарантируются  права и свободы в Российской
Федерации,   не   может  быть  истолковано  в  том  смысле,  что  в
Республике    Дагестан   отрицает   ся   верховенство   Конституции
Российской   Федерации  в  регулировании  основ  правового  статуса
человека  и  гражданина,  тем  более, что согласно статье 65 (часть
первая)  Конституции  Республики  Дагестан  Конституция  Российской
Федерации имеет прямое действие на ее территории.
     В  то  же  время  поскольку  Конституция  Российской Федерации
(пункт  "б"  части  первой  статьи 72) относит защиту прав и свобод
человека  и  граж данина к совместному ведению Российской Федерации
и  ее  субъектов. Рес публика Дагестан вправе устанавливать в своей
Конституции  и  законах га рантии защиты прав и свобод, в том числе
дополнительные по сравнению с федеральными.
     Кроме  того,  ссылка  в  статье  17 (часть первая) Конституции
Республики  Дагестан  на то, что в Республике Дагестан признаются и
гарантируются  пра  ва  и  свободы  человека  и гражданина согласно
общепризнанным  принципам  и  нормам международного права означает,
что   Республика   Дагестан   как  субъ  ект  Российской  Федерации
участвует  в  реализации  взятых  на  себя  Россий  ской Федерацией
обязательств   по   обеспечению   общепризнанных   междуна   родных
стандартов в области прав человека.
     6. Конституция  Республики  Дагестан (статья 19, часть вторая)
преду  сматривает,  что  права  и  свободы человека и гражданина не
могут   быть   огра  ничены  иначе  как  в  порядке,  установленном
Конституцией    Республики    Даге   стан   и   законом,   принятым
исключительно  в  целях  защиты  конституционного  строя Республики
Дагестан,  общественной  морали,  прав  и  свобод  других  лю  дей,
обеспечения безопасности республики.
     Конституцией  Российской  Федерации  (пункт  "в"  части первой
статьи  71)  полномочие  по  регулированию прав и свобод человека и
гражданина  от  несено к ведению Российской Федерации. По предметам
ведения     Российской     Федерации     принимаются    федеральные
конституционные  законы  и  федераль  ные  законы,  имеющие  прямое
действие  на  всей  территории  Российской Фе дерации (часть первая
статьи  76  Конституции  Российской  Федерации).  Ста тья 55 (часть
третья)  Конституции  Российской Федерации устанавливает, что права
и  свободы  человека  и  гражданина могут быть ограничены только фе
деральным  законом.  Согласно  же  Конституции  Республики Дагестан
(статья  65,  часть  первая)  Конституция  Российской  Федерации  и
принятые  по  пред  метам  ведения Российской Федерации федеральные
законы  Российской  Фе  дерации имеют прямое действие на территории
Республики Дагестан.
     Таким  образом,  положения  приведенных конституционных норм в
их  системной взаимосвязи не позволяют дать любое иное истолкование
части  второй  статьи  19  Конституции  Республики  Дагестан, кроме
такого,    которое   под   порядком,   установленным   Конституцией
Республики  Дагестан  и  зако ном, подразумевает прямое действие на
территории  Республики  Дагестан Конституции Российской Федерации и
федеральных законов.
     7. В  соответствии  с Конституцией Республики Дагестан (статья
22)  лица,  не  являющиеся гражданами Республики Дагестан и законно
находящиеся  на  ее  территории,  пользуются правами и свободами, а
также  несут  обязанности наравне с гражданами Республики Дагестан,
за  изъятиями,  установленными  Конституцией,  законом и договорами
Республики    Дагестан    с   Российской   Федерацией   и   другими
государствами.
     Относительно  ограничений  прав и свобод иностранных граждан и
лиц  без  гражданства  действует  норма  статьи  62  (часть третья)
Конституции     Рос    сийской    Федерации,    согласно    которой
соответ-ствующие    ограничения    (изъя    тия)    устанавливаются
федеральным   законом   или   международным   договором  Российской
Федерации,  тем  более, что только Российская Федерация как субъект
международного   права   может   заключать   межгосударственные  со
глашения.
     Такой  вывод  подтверждается  постановлением  Конституционного
Суда   Российской   Федерации   от  7  июня  2000  года  №  10-П  и
определением  от  27  июня  2000 года № 92-О, где выражена правовая
позиция,  согласно  которой в силу Конституции Российской Федерации
только   Российская   Федерация   вправе   заключать  международные
договоры,   приоритет   которых   признается   в  правовой  системе
Российской   Федерации;  республика  же  не  может  быть  субъектом
международного  права  в  качестве  суверенного  государства  и уча
стником      соответствующих      межгосударственных     отношений,
следовательно,  не  может заключать договоры международно-правового
характера.
     В  связи  с  этим  положение  статьи 22 Конституции Республики
Дагестан  об  изъятиях  (ограничениях)  прав  и  свобод иностранных
граждан   и   лиц   без   гражданства,  устанавливаемых  договорами
Республики     Дагестан    с    другими    государствами,    должны
соответствовать  Конституции  Российской  Федера  ции и федеральным
законам.  В  противном  случае эти договоры не подлежат применению,
не действуют.
     Изложенное  относится  и  к  положению  статьи  22 Конституции
Респуб   лики  Дагестан  об  изъятиях,  устанавливаемых  договорами
Республики  Даге  стан  с  Российской  Федерацией.  Как  отмечено в
упомянутых  решениях  Конституционного Суда Российской Федерации, в
силу   пункта   1  раздела  второго  "Заключительные  и  переходные
положения"   Конституции   Российской   Федерации   договоры  между
федеральными    органами    государственной   власти   и   органами
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  (как  и
Федеративный  договор)  действуют только в части, не противоречащей
Конституции    Российской   Федерации.   Установление   же   такими
договорами   изъятий,  не  соответствующих  Конституции  Российской
Федерации   и  федеральным  законам,  противоречило  бы  положениям
статей   55   (часть   третья)  и  62  (часть  третья)  Конституции
Российской Федерации.
     8. Согласно  Конституции Республики Дагестан (статья 39, часть
пятая)     принудительный    труд,    за    исключением    случаев,
предусмотрен-ных законом, не допускается.
     Приведенная  конституционная  норма  соответствует  статьям 37
(часть   вторая)   и   55  (часть  третья)  Конституции  Российской
Федерации,   в   которых   установлено,   что  принудительный  труд
запрещен;  при  определенных  услови  ях  ограничение прав и свобод
человека  и  гражданина  допускается  только  фе деральным законом.
Данное положение распространяется и на право на сво бодный труд.
     В  связи  с  этим  норму  части  пятой  статьи  39 Конституции
Республики   Дагестан  следует  понимать  в  том  смысле,  что  под
законом,   предусматри   вающим  случаи  допущения  принудительного
труда, подразумевается федеральный закон.
     На  основании  изложенного  и  руководствуясь  статьями  58-60
Закона  Республики  Дагестан  "О  Конституционном  Суде  Республики
Дагестан", Конституционный Суд Республики Дагестан
                            постановил:
     1. Провозглашение      Республики      Дагестан     суверенным
государ-ством,  как  это  определено  в  статье  1  (часть  первая)
Конституции   Республики  Дагестан,  не  означает,  что  Республика
Дагестан   наделяет   себя  свойствами  суверенного  государства  и
ограничивает  тем самым суверенитет Российской Федерации. Положение
статьи   1   (часть   первая)   Конституции   Республики  Дагестан,
рассматриваемое  во  взаимосвязи  с  положениями  статей  64  и  65
Конституции  Республики  Дагестан,  следует  понимать в том смысле,
что  Республика  Даге  стан в составе Российской Федерации обладает
всей   полнотой   государствен  ной  власти  вне  пределов  ведения
Российской   Федерации   и  полномочий  Рос  сийской  Федерации  по
предметам  совместного  ведения  Российской  Федера ции и субъектов
Российской Федерации.
     Вместе  с  тем,  по  смыслу  статьи  73 Конституции Российской
Федерации  во  взаимосвязи  с ее статьями 3, 4, 5, 11, 71, 72, 76 и
правовой   позицией  Конституционного  Суда  Российской  Федерации,
выраженной  в постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П, вся полнота
государственной   власти   республики   как   субъекта   Российской
Федерации  в  указанных  пределах не означает, что такую власть она
осуществляет   в   качестве  суверенного  государства,  посколь  ку
соответствующие  полномочия и предметы ведения, в сфере которых они
реализуются,  проистекают  не  из  волеизъявления  республик,  а из
Конститу  ции  Российской  Федерации  как  высшего  акта суверенной
власти   всего  мно  гонационального  народа  России.  В  контексте
изложенного  и  следует пони мать положение статьи 4 (часть первая)
Конституции  Республики  Дагестан о том, что носителем суверенитета
и  источником  государственной  власти  в  Да  гестане является его
многонациональный народ.
     2. Положения  статей  1  (часть  третья)  и  4  (часть третья)
Конституции  Республики  Дагестан о верховенстве на всей территории
Республики    Даге    стан    Конституции    Республики   Дагестан,
респуб-ликанских  законов  и  реше ний, принятых путем референдума,
во  взаимосвязи  с  положениями  статьи  65  Конституции Республики
Дагестан  означают их верховенство только в сис теме правовых актов
Республики  Дагестан,  а  не их соотношение с имеющими верховенство
на  всей  территории Российской Федерации ее нормативными правовыми
актами.
     3. Исходя   из   правовой   позиции,  изложенной  в  пункте  1
резолютивной  части  настоящего  Постановления, Республика Дагестан
не  вправе  объявить  своим  достоянием  (собственностью) природные
ресурсы  на  своей  террито рии (часть первая статьи 14 Конституции
Республики  Дагестан)  и использо вать их лишь в интересах народов,
проживающих   на   соответствующей   тер  ритории,  поскольку  этим
ограничивается   их   использование   в   интересах   всех  народов
Российской    Федерации   и   нарушается   суверенитет   Российской
Федерации.
     Положение   части  второй  статьи  14  Конституции  Республики
Дагестан,  рассматриваемое  во  взаимосвязи  с  положениями  частей
второй  и  четвертой  статьи  65  Конституции  Республики Дагестан,
означает,   что   регулирование   республиканскими  законами  права
частной   собственности   на  землю  основы  вается  на  положениях
федеральных законов и не должно им противоречить.
     4. Положение  части  первой  статьи  17 Конституции Республики
Даге  стан, предусматривающее, что в Республике Дагестан признаются
и  гаранти  руются  права  и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным   принципам   и  нормам  международного  права  и  в
соответствии   с   настоящей   Конституцией,  не  означает,  что  в
Республике    Дагестан   отрицается   верховен   ство   Конституции
Россий-ской  Федерации  в  регулировании  основ  правового  статуса
человека  и  гражданина.  Такое  понимание  данной  конституционной
нормы  согласуется  с  положением  Конституции  Республики Дагестан
(статья  65,  часть  первая)  о  том,  что  Конституция  Российской
Федерации   имеет   пря   мое  действие  на  территории  Республики
Дагестан.
     5. Положение  части  второй  статьи  19 Конституции Республики
Дагестан  о  возможности ограничения при определенных условиях прав
и   свобод   чело   века  и  гражданина  в  порядке,  установленном
Конституцией  Республики  Да гестан и законом, следует понимать как
прямое  действие  в  этой  части на тер ритории Республики Дагестан
Конституции Российской Федерации и феде ральных законов.
     6. Из  положения  статьи 22 Конституции Республики Дагестан во
взаи  мосвязи  с  частью  первой  статьи  65 Конституции Республики
Дагестан   и  статьями  55  (часть  третья)  и  62  (часть  третья)
Конституции  Российской Фе дерации следует, что договоры Республики
Дагестан   с   Российской   Федера  цией  и  другими  государствами
относительно  правового  статуса  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства,   находящихся  на  территории  Республики  Да  гестан,
должны  соответ-ствовать  Конституции  Российской  Федерации  и  фе
деральным законам.
     7. Из  статьи 39 (часть пятая) Конституции Республики Дагестан
во  взаимосвязи  с  ее  статьями  65  (часть  первая),  а  также со
статьями   37  (часть  вторая)  и  55  (часть  третья)  Конституции
Российской  Федерации  следует,  что под законом, предусматривающим
случаи   допущения   принудительного   тру   да,   имеется  в  виду
федеральный закон.
     8. Согласно   статье   6   Закона   Республики   Дагестан   "О
Консти-туционном   Суде  Республики  Дагестан"  толкование,  данное
Конституционным    Судом    Республики    Дагестан    в   настоящем
Поста-новлении, является официальным и обязательным.
     9. Согласно  части первой статьи 64 Закона Республики Дагестан
"О    Конституционном    Суде    Республики   Дагестан"   настоящее
Постановление  яв  ляется  окончательным,  не подлежит обжалованию,
вступает  в  силу  немед ленно после его провозглашения и действует
непосредственно.
     10. Предложить    Народному   Собранию   Республики   Дагестан
признать    настоящее   Постановление   в   качестве   официального
приложения к тексту Конституции Республики Дагестан.
     11. Согласно   статье   63   Закона   Республики  Дагестан  "О
Конституцион    ном    Суде    Республики    Дагестан"    настоящее
Постанов-ление  подлежит  опуб  ликованию  в  официальных  изданиях
органов  государственной  власти  Рес  публики  Дагестан не позднее
семи дней после его принятия.
                            Конституционный Суд Республики Дагестан


Информация по документу
Читайте также