Расширенный поиск
Постановление конституционное собрания Республики Дагестан от 10.07.2003 № 10-КСПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О Конституции Республики Дагестан Конституционное Собрание п о с т а н о л я е т: Принять Конституцию Республики Дагестан. Председательствующий - Председатель Народного Собрания Республики Дагестан М.АЛИЕВ Махачкала 10 июля 2003 г. N 10-КС КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 года Мы, многонациональный народ Республики Дагестан составная часть многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство, сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства, признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, стремясь к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ С т а т ь я 1. Республика Дагестан - Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Наименования Республика Дагестан и Дагестан равнозначны. С т а т ь я 2. Республика Дагестан имеет свою Конституцию и законодательство, соответствующие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Конституция Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, принятые по предметам ведения Республики Дагестан, имеют прямое действие и при меняются на всей территории Республики Дагестан. С т а т ь я 3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. С т а т ь я 4. Власть в Республике Дагестан осуществляет ее многонациональный народ непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Республике Дагестан. С т а т ь я 5. Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными. С т а т ь я 6. В Республике Дагестан гарантируется защита прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Республика Дагестан признает и уважает национально - культурную и историческую самобытность наро дов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций. Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе. С т а т ь я 7. Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. С т а т ь я 8. Государственнуювласть в Республике Дагестан осуществляют Президент Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан. Система органов государственной власти Республики Дагестан устанавливается настоящей Конституцией в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом. С т а т ь я 9. В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. С т а т ь я 10. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан и принимаемые в соотвествии ними иные нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. С т а т ь я 11. Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана. В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. С т а т ь я 12. Каждый проживающий на территории Республики Дагестан, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с федеральным законом является гражданином Российской Федерации (далее гражданин). С т а т ь я 13. Республика Дагестан - социальное государство, политика которого на правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Дагестан обеспечиваются социальная ориентация экономики, свобода экономической деятельности, создаются условия для добросовестной конкуренции. Регулирование экономических отношений органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством и должно способствовать устранению диспропорций в развитии территорий. С т а т ь я 14. В Республике Дагестан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. С т а т ь я 15. Земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, про живающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. С т а т ь я 16. В Республике Дагестан признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и Республики Дагестан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных форми рований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. С т а т ь я 17. Республика Дагестан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА С т а т ь я 18. В Республике Дагестан признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права. Каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами. Достоинство личности, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой общественного порядка и социального мира. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Не допускается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя. С т а т ь я 19. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. С т а т ь я 20. Все равны перед законом и судом. В Республике Дагестан защищаются права и свободы человека и гражданина независимо от национальности, расы, пола, языка, происхождения, социального, имущественного положения, за нимаемой должности, рода занятий, места жительства, образования, политических, правовых и иных убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С т а т ь я 21. Гражданин пользуется всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан. С т а т ь я 22. Лица, не являющиеся гражданами и законно находящиеся на территории Республики Дагестан, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и зако нами Республики Дагестан, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С т а т ь я 23. Каждый имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или на казанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. С т а т ь я 24. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей в соответст вии с федеральным законодательством допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. С т а т ь я 25. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не до пускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. С т а т ь я 26. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. С т а т ь я 27. Каждый, кто законно находится на территории Республики Дагестан, имеет право на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства в Республике Дагестан. Каждый может свободно выезжать за пределы Республики Дагестан. С т а т ь я 28. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или от казу от них. Каждый имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. С т а т ь я 29. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. С т а т ь я 30. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию своей нацио нальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С т а т ь я 31. Граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Дагестан как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть из бранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по при говору суда. С т а т ь я 32. Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе. Требования к кандидатам на должности государственных и муниципальных служащих определяются законом. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия. С т а т ь я 33. Граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С т а т ь я 34. Каждый имеет право на объединение в порядке, предусмотренном за коном. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объедине ние или пребыванию в нем. С т а т ь я 35. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. С т а т ь я 36. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право на следования гарантируется. С т а т ь я 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечаю щих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграж дение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллектив ные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. С т а т ь я 38. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра воохранения ока зывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в со ответствии с федеральным законом. С т а т ь я 39. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовер ную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. С т а т ь я 40. Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Республика Дагестан развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность. С т а т ь я 41. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражда нам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бес платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. С т а т ь я 42. Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Республика Дагестан вправе устанавливать региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов. С т а т ь я 43. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. С т а т ь я 44. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый имеет право на защиту от незаконных посягательств на его права и свободы. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. С т а т ь я 45. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри государственные средства правовой защиты. С т а т ь я 46. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или без действием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или их долж ностных лиц. С т а т ь я 47. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. С т а т ь я 48. Перечисление в Конституции Республики Дагестан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление закреп ленных в Конституции Российской Федерации других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Дагестан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. С т а т ь я 49. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина. Гражданин несет военную или альтернативную гражданскую службу в соответствии с федеральным законом. С т а т ь я 50. Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. С т а т ь я 51. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. С т а т ь я 52. Материнство и детство, семья находятся подзащитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги равноправны в семейных отношениях. Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. С т а т ь я 53. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. ГЛАВА 3. РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С т а т ь я 54. Республика Дагестан входит в Российскую Федерацию в качестве ее субъекта. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной власти на своей территории. Взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан основаны на разграничении пред метов ведения и полномочий и определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями. Республика Дагестан участвует в осуществлении полномочий Российской Федерации в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. С т а т ь я 55. Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ве дения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Дагестан. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного с Российской Федерацией ведения Республика Дагестан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Дагестан, из данным в соответствии с частью третьей настоящей статьи, действует нормативный правовой акт Респуб лики Дагестан. Федеральные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, изданные в нарушение части третьей на стоящей статьи, могут быть оспорены в порядке, установленном федеральным законом. С т а т ь я 56. Республика Дагестан имеет право на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Дагестан. С т а т ь я 57. Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан. Республика Дагестан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства определяется законом Республики Дагестан. Административно-территориальными единицами республиканского значения являются: районы: Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский, Герге бильский, Гумбетов-ский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизи-люртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский (с Бежтинским участком в его со ставе), Чародинский, Шамильский; города: Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск. С т а т ь я 58. Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному со гласию Российской Федерации и Республики Дагестан в соответствии с федеральным конституционным законом. ГЛАВА 4. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С т а т ь я 59. Народное Собрание - парламент Республики Дагестан - является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан. С т а т ь я 60. Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 72 депутатов. Народное Собрание Республики Дагестан избирается сроком на четыре года. Порядок избрания депутатов Народного Собрания Республики Дагестан определяется законом Республики Дагестан. С т а т ь я 61. Депутатом Народного Собрания Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Народного Собрания Республики Дагестан не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом представительных органов государственной власти иных субъектов Российской Федерации или представительных органов местного самоуправления, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Дагестан, иных субъектов Российской Федерации или государственные должности государственной службы Республики Дагестан, иных субъектов Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное непредусмотрено федеральным законом. В случае, если деятельность депутата Народного Собрания Республики Дагестан осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством. С т а т ь я 62. Статус депутатов Народного Собрания Республики Дагестан и гарантии их депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией и законом Республики Дагестан. Депутаты Народного Собрания Республики Дагестан обладают неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом. С т а т ь я 63. Народное Собрание Республики Дагестан собирается на первое засе дание на тридцатый день после избрания не менее двух третей установлен ного числа депутатов. Президент Республики Дагестан может созвать заседание Народного Собрания Республики Дагестан ранее этого срока. Первое заседание Народного Собрания Республики Дагестан открывает и до избрания Председателя Народного Собрания Республики Дагестан ведет старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Народного Собрания Республики Дагестан нового созыва полномочия Народного Собрания Республики Дагестан прежнего созыва прекращаются. С т а т ь я 64. Народное Собрание Республики Дагестан собирается на сессии не менее одного раза в месяц, за исключением периода парламент ских каникул. Внеочередные сессии созываются Президиумом На родного Собрания Республики Дагестан по инициативе Председателя Народного Собрания Рес публики Дагестан, либо не менее одной трети депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, либо Президента Республики Дагестан. Заседания Народного Собрания Республики Дагестан являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом, Народное Собрание Республики Дагестан вправе проводить закрытые заседания. С т а т ь я 65. Народное Собрание Республики Дагестан избирает из своего состава Председателя Народного Собрания Республики Дагестан и его заместителей. Председатель Народного Собрания Республики Дагестан и его за местители ведут заседания и ведают внутренним распорядком парламента в соответствии с принятым Народным Собранием Республики Дагестан регламентом. Народное Собрание Республики Дагестан для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению На родного Собрания Республики Дагестан, осуществления контрольных полномочий избирает из числа депутатов комитеты и их председателей. Организация и порядок деятельности комитетов определяются законом. Народное Собрание Республики Дагестан в необходимых случаях образует депутатские комиссии для предварительного изучения вопросов, отнесенных к его ведению. С т а т ь я 66. Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний Народного Собрания Республики Дагестан формируется Президиум Народного Собрания Республики Дагестан в составе Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания Республики Дагестан. С т а т ь я 67. Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан Народное Собрание Республики Дагестан образует Счетную палату Республики Дагестан, состав и порядок деятельности которой определяются законом Республики Дагестан. С т а т ь я 68. К ведению Народного Собрания Республики Дагестан относятся: 1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан, за исключением глав 1, 2 и 10, принятие законов, внесение в них изменений и до полнений; 2) утверждение соглашения об изменении границ Республики Дагестан, решение вопросов административно-территориального устройства Республики Дагестан; 3) дача согласия для назначения на должность Председателя Правительства Республики Дагестан; 4) назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, назначение на должность мировых судей; 5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Республики Дагестан, его заместителя и аудиторов; 6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в порядке, установленном законом; 7) решение вопроса о недоверии (доверии) Президенту Республики Дагестан; 8) решение вопроса о недоверии (доверии) Председателю Правительства Республики Дагестан; 9) назначение выборов Президента Республики Дагестан; 10) назначение выборов в Народное Собрание Республики Дагестан; 11) назначение референдума Республики Дагестан; 12) установление структуры (системы) исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан; 13) утверждение республиканского бюджета Республики Дагестан и отчета о его исполнении; 14) утверждение республиканских программ социально- экономического развития Республики Дагестан и отчетов об их выполнении; 15) установление в соответствии с федеральным законодательством республиканских налогов и сборов, а также порядка их взимания; 16) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Дагестан и отчетов об их исполнении; 17) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Дагестан; 18) рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Дагестана; 19) реализация права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации; 20) принятие Регламента Народного Собрания Республики Дагестан, решение вопросов внутреннего распорядка его деятельности; 21) созыв Конституционного Собрания; 22) учреждение государственных наград Республики Дагестан, установление специальных и почетных званий, классных чинов Республики Дагестан; 23) официальное толкование законов Республики Дагестан; 24) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Дагестан; 25) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Дагестан, исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Дагестан; 26) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан принимает законы и постановления и контролирует их исполнение. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Народного Собрания Республики Дагестан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. С т а т ь я 69. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Дагестан, депутатам Народного Собрания Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Дагестан, Избирательной комиссии Республики Дагестан и Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Народное Собрание Республики Дагестан. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств республики, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета Республики Дагестан, могут быть внесены Президентом Республики Дагестан либо при наличии заключения Президента Республики Дагестан. Такое заключение представляется в Народное Собрание Республики Дагестан не позднее тридцати календарных дней с момента получения Президентом Республики Дагестан соответствующего законо проекта. С т а т ь я 70. Принятый закон Республики Дагестан в течение семи дней направляется Президенту Республики Дагестан для подписания и обнародования. Президент Рес публики Дагестан в течение четырнадцати дней с мо мента поступления закона Республики Дагестан подписывает и обнародует закон либо отклоняет его. В случае отклонения закон Республики Дагестан возвращается в Народное Собрание Республики Дагестан с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесе нии в него изменений и дополнений. Народное Собрание Республики Дагестан вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон Республики Дагестан будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов На родного Собрания Республики Дагестан, он подлежит подписанию Президентом Республики Дагестан в течение семи дней и обнародованию. С т а т ь я 71. Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Кон ститу ционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Дагестан Конституции Российской Федерации в порядке, установленном Кон ституцией Российской Федерации и федеральным законом. Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации. С т а т ь я 72. Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Президента Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, не вступивших в силу договоров и соглашений, заключенных от имени Республики Дагестан, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований Конституции Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о толковании Конституции Республики Дагестан. С т а т ь я 73. Председатель Народного Собрания Республики Дагестан: 1) организует подготовку сессий Народного Собрания Республики Дагестан и ведет его заседания; 2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Народным Собранием Республики Дагестан, подписывает принятые им по становления; 3) представляет Народному Собранию Республики Дагестан кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, председателей комитетов и комиссий Народного Собрания Республики Дагестан; 4) обеспечивает взаимодействие Народного Собрания Республики Дагестан с другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, вправе участвовать в заседаниях Правительства Республики Дагестан; 5) координирует деятельность комитетов и комиссий,обеспечивает их взаимодействие; 6) формирует Аппарат Народного Собрания Республики Дагестан; 7) решает другие вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан. С т а т ь я 74. Полномочия Народного Собрания Республики Дагестан могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) принятия решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан; 2) роспуска Народного Собрания Республики Дагестан Президентом Республики Дагестан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, Конституцией Республики Дагестан; 3) вступления в силу решения компетентного суда о неправомочности данного состава депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; 4) вступления в силу федерального закона о роспуске Народного Собрания Республики Дагестан. В случае досрочного прекращения полномочий Народного Собрания Республики Дагестан Президентом Республики Дагестан назначаются внеочередные выборы в Народное Собрание Республики Дагестан. Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные законом. ГЛАВА 5. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С т а т ь я 75. Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную власть Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан проводит политику, направленную на обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, законности и правопорядка, соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Дагестан, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина и сохранение единства и территориальной целостности республики. Президент Республики Дагестан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан определяет основные направления развития Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан представляет Республику Дагестан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. С т а т ь я 76. Президент Республики Дагестан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Президентом Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента Республики Дагестан более чем на два срока подряд. Порядок избрания Президента Республики Дагестан и его статус определяются законом Республики Дагестан. С т а т ь я 77. Президент Республики Дагестан вступает в должность на тридца тый день после избрания. При вступлении в должность Президент Республики Дагестан приносит следующую присягу: "Клянусь верно служить многонациональному дагестанскому народу, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, единство и территориальную целостность Республики Дагестан, честно и добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Дагестан". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Народного Собрания Республики Дагестан и судей Конституционного Суда Республики Дагестан. С т а т ь я 78. Президент Республики Дагестан: 1) назначает с согласия Народного Собрания Республики Дагестан Председателя Правительства Республики Дагестан; 2) по предложению Председателя Правительства Республики Дагестан формирует Правительство Республики Дагестан; 3) представляет Народному Собранию Республики Дагестан кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Республики Дагестан, мировых судей; 4) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Народного Собрания Республики Дагестан (роспуске Народного Собрания) в случае принятия им закона или иного нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан, Конституции Республики Дагестан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народное Собрание Республики Дагестан не устранило их в срок, установленный законом; 5) назначает дату внеочередных выборов в Народное Собрание Республики Дагестан в случае досрочного прекращения полномочий Народного Собрания Республики Дагестан; 6) принимает решение об отставке Правительства Республики Дагестан, членов Правительства Республики Дагестан; 7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами Народного Собрания Республики Дагестан представителей Республики Дагестан; 8) утверждает по предложению Председателя Правительства Республики Дагестан перечень республиканских органов исполнительной власти; 9) проводит кадровую политику; 10) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Дагестан; 11) формирует Администрацию Президента Республики Дагестан; 12) награждает государственными наградами Республики Дагестан, присваивает почетные и специальные звания Республики Дагестан, представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации; 13) ведет переговоры и подписывает договоры, иные соглашения от имени Республики Дагестан; 14) подписывает и обнародует законы Республики Дагестан, издает указы и распоряжения; 15) обращается к Народному Собранию Республики Дагестан с ежегодным посланием о положении в республике; 16) имеет право участия и внеочередного выступления на заседаниях Народного Собрания Республики Дагестан; 17) представляет Народному Собранию Республики Дагестан проект республиканского бюджета Республики Дагестан и отчет о его исполнении, проекты программ социально-экономического развития Республики Дагестан и отчеты об их выполнении; 18) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан, а также договорами и соглашениями, заключенными от имени Республики Дагестан. С т а т ь я 79. Президент Республики Дагестан издает указы и распоряжения, контролирует их исполнение. Указы и распоряжения Президента Рес публики Дагестан не могут противоречить Консти-туции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Фе дерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Кон ституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан. Указы и распоряжения Президента Республики Дагестан, изданные в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Дагестан. С т а т ь я 80. Президент Республики Дагестан вправе обратиться в Конститу ционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Дагестан Конституции Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Президент Республики Дагестан вправе обратиться в Конституци онный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, не вступивших в силу договоров и соглашений, заключенных от имени Респуб лики Дагестан, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований Конституции Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о толковании Конституции Республики Дагестан. С т а т ь я 81. Президент Республики Дагестан вправе отменять решения органов исполнительной власти Республики Дагестан, если они противоре чат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Кон ституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан. С т а т ь я 82. Президент Республики Дагестан приступает к осуществлению пол номочий с момента принесения им присяги и прекращает их осущест вление с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Даге стан. Полномочия Президента Республики Дагестан могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) его смерти; 2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Народным Собранием Республики Дагестан; 3) его отставки по собственному желанию; 4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законом; 5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим; 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 9) утраты им гражданства Российской Федерации; 10) его отзыва избирателями на основании и в порядке, установленных законом. При этом выборы Президента Республики Дагестан назначаются и проводятся в сроки, установленные законом. Во всех случаях, когда Президент Республики Дагестан не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Республики Дагестан. Исполняющий обязанности Президента Республики Дагестан не имеет права распускать Народное Собрание Республики Дагестан, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Дагестан. С т а т ь я 83. Президенту Республики Дагестан может быть выражено недоверие Народным Собранием Республики Дагестан в случаях: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Дагестан и законам Республики Дагестан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Республики Дагестан не устранит указанные противоречия в срок, установленный законом; установленного компетентным судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан и законов Республики Дагестан, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Предложение о выражении недоверия Президенту Республики Дагестан вправе внести группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. Если Конституционный Суд Республики Дагестан вынесет заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения предложения о выражении недоверия Президенту Республики Дагестан, то вопрос передается на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан. Решение Народного Собрания Республики Дагестан о недоверии Президенту Республики Дагестан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Решение Народного Собрания Республики Дагестан о недоверии Президенту Республики Дагестан влечет за собой немедленную отставку Президента Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан. ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С т а т ь я 84. Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан формируется Президентом Республики Дагестан в составе Председателя Правительства Республики Даге стан, заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан и министров Республики Дагестан. По предложению Председателя Правительства Республики Дагестан Президент Республики Дагестан вправе ввести в состав Правительства Республики Дагестан руководителей других органов исполнительной власти Республики Дагестан. Правительство Республики Дагестан слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Дагестан и по его поручению продол жает выполнять свои функции до сформирования нового Правительства Республики Дагестан. С т а т ь я 85. Председатель Правительства Республики Дагестан на значается Президентом Республики Дагестан с согласия Народного Собрания Республики Дагестан. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Республики Дагестан вносится Президентом Республики Дагестан не позднее чем в двухнедельный срок после вступления в должность Президента Республики Дагестан или после отставки Правительства Республики Дагестан либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Народным Собранием Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства Республики Дагестан в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. С т а т ь я 86. Председатель Правительства Республики Дагестан не позднее чем в недельный срок после назначения представляет Президенту Республики Дагестан предложения о перечне органов исполнительной власти Республики Дагестан. С т а т ь я 87. Правительство Республики Дагестан ответственно перед Президентом Республики Дагестан. Вновь образованное Правительство Республики Дагестан не позднее чем в трехмесячный срок представляет на рассмотрение Президента Республики Дагестан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. С т а т ь я 88. Правительство Республики Дагестан: 1) разрабатывает и представляет Президенту Республики Дагестан для внесения в Народное Собрание Республики Дагестан проекты республиканского бюджета Республики Дагестан, программ социально-экономического развития Республики Дагестан; 2) обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Дагестан и готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Дагестан для представления их Президентом Республики Дагестан в Народное Собрание Республики Дагестан; 3) обеспечивает проведение государственной политики по экономическому и социально - культурному развитию Республики Дагестан; осуществляет меры по развитию науки, образования, культуры, рациональному использованию и охране природных ресурсов; 4) осуществляет в соответствии с законом управление и распоряжение республиканской собственностью, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Дагестан в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 5) осуществляет меры по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, а также по обеспечению защиты прав и свобод граждан; 6) осуществляет в установленном порядке внешнеэкономические связи; 7) формирует иные органы исполнительной власти Республики Дагестан; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан, а также договорами и соглашениями, заключенными от имени Республики Дагестан. Порядок деятельности Правительства Республики Дагестан определяется законом Республики Дагестан. С т а т ь я 89. Председатель Правительства Республики Дагестан: 1) осуществляет руководство деятельностью Прави тельства; 2) определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, указами и иными нормативными правовыми актами Президента Республики Дагестан основные направления деятельности Правительства Республики Дагестан и организует его работу; 3) представляет Президенту Республики Дагестан предложения о перечне республиканских органов исполнительной власти; 4) вносит на рассмотрение Президента Республики Дагестан предложения о составе Правительства Республики Дагестан, внесении в него изменений; 5) обеспечивает взаимодействие Правительства Республики Дагестан с другими органами государственной власти, органами исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и субъектов (административно-территориальных образований) других государств при осуществлении внешнеэкономических связей, а также с органами местного самоуправления; 6) имеет право участия и внеочередного выступле ния на заседаниях Народного Собрания Республики Дагестан; 7) подписывает постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан. С т а т ь я 90. Правительство Республики Дагестан издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан немогут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Россий ской Федерации, Конституции Республики Дагестан, законам Республики Дагестан и указам Президента Республики Дагестан. Постановления и распоряжения Правительства Республики Дагестан, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Дагестан. С т а т ь я 91. Правительство Республики Дагестан, Председатель Правительства Республики Дагестан или член Правительства Республики Дагестан могут подать в отставку. Отставка Председателя Правительства Республики Дагестан принимается или отклоняется Президентом Республики Дагестан. Отставка Председателя Правительства Республики Дагестан влечет от ставку всего Правительства Республики Дагестан. Отставка члена Правительства Республики Дагестан принимается или отклоняется Президентом Республики Дагестан по представлению Председателя Правительства Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан может выразить недоверие Председателю Правительства Республики Дагестан в порядке, установлен ном законом. После выражения Народным Собранием Республики Дагестан недоверия Председателю Правительства Республики Дагестан Президент Республики Дагестан вправе объявить об отставке Правительства Республики Дагестан либо не со гласиться с решением Народного Собрания Республики Дагестан. В случае, если Народное Собрание Республики Дагестан в течение трех месяцев по вторно выразит недоверие Председателю Правительства Республики Дагестан, Президент Республики Дагестан объявляет об отставке Правительства Республики Дагестан. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Дагестан по поручению Президента Республики Дагестан продолжает выполнять свои функции до сформирования нового Правительства Республики Дагестан. ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ С т а т ь я 92. Правосудие в Республике Дагестан осуществляется федеральными судами и судами Республики Дагестан. Судами Республики Дагестан являются Конституционный Суд Республики Дагестан и мировые судьи. Создание чрезвычайных судов не допускается. С т а т ь я 93. Конституционный Суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Республики Дагестан состоит из пяти судей. Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, депута тов Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного Суда Республики Дагестан, Прокурора Республики Дагестан, представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан разрешает дела о соответствии Конституции Республики Дагестан: 1) законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Пре зидента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан; 2) не вступивших в силу договоров и соглашений, заключенных от имени Республики Дагестан; 3) уставов муниципальных образований; 4) нормативных правовых актов представительных органов мест ного самоуправления и глав муниципальных образований. Конституционный Суд Республики Дагестан по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет со ответствие закона Республики Дагестан, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Республики Дагестан. Конституционный Суд Республики Дагестан по запросам Президента Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан дает толкование Конституции Республики Дагестан. Конституционный Суд Республики Дагестан по за просу Народного Собрания Республики Дагестан дает за ключение о соблюдении установленного порядка выдвижения предложения о выражении недоверия Президенту Республики Дагестан. Конституционный Суд Республики Дагестан рассматривает иные дела, если это предусмотрено законами Республики Дагестан. Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Дагестан, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики Дагестан договоры Республики Дагестан не подлежат введению в действие и применению. Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Дагестан определяются законом Республики Дагестан. С т а т ь я 94. Судьи Конституционного Суда Республики Дагестан и мировые судьи назначаются Народным Собранием Республики Дагестан по пред ставлению Президента Республики Дагестан. Судьи назначаются на срок, установлен ный законом. Порядок на значения судей судов Республики Дагестан устанавливается законом Республики Дагестан. С т а т ь я 95. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Статус судей устанавливается федеральным законом. С т а т ь я 96. Прокуратура Республики Дагестан входит в единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Республики Дагестан определяются федеральным законом. С т а т ь я 97. Прокурор Республики Дагестан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации в порядке, установленном законом. ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ С т а т ь я 98. Местное самоуправление в Республике Дагестан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. С т а т ь я 99. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом от дельными государственными полномочиями с пе редачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. С т а т ь я 100. Местное самоуправление в Республике Дагестан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение правместного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. ГЛАВА 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ. СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С т а т ь я 101. Республика Дагестан имеет свои государственные символы - Герб, Флаг и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом Республики Дагестан. Столицей Республики Дагестан является город Махачкала. Статус столицы определяется за коном Республики Дагестан. ГЛАВА 10. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ С т а т ь я 102. Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Дагестан могут вносить Президент Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, а также группа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. С т а т ь я 103. Положения глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан не могут быть пересмотрены Народным Собранием Республики Дагестан. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Дагестан будет поддержано двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, то в соответствии с законом Республики Дагестан созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Республики Дагестан, либо разрабатывает проект новой Конституции Республики Дагестан, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от установленного числа его членов или выносится на референдум Республики Дагестан. При проведении референдума Конституция Республики Дагестан считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей Республики Дагестан. С т а т ь я 104. Поправки к главам 3-9 Конституции Республики Дагестан принимаются двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. С т а т ь я 105. В случае изменения в соответствии с законом наименования района, города республиканского значения или их упразднения новое наименование административно - территориальной единицы подлежит включению в статью (исключению из статьи) 57 Конституции Республики Дагестан указом Президента Республики Дагестан. В случае изменения в соответствии с федеральным законом и законом Республики Дагестан наименований органов государственной власти, должностей, а также в случае признания компетентным судом в установленном порядке отдельных положений Конституции Республики Дагестан не соответствующими Конституции Российской Федерации, недействующими и не подлежащими применению соответствующие изменения в текст Конституции Республики Дагестан вносятся указом Президента Республики Дагестан. ГЛАВА 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Конституция Республики Дагестан вступает в силу со дня ее официального опубликования. Обнародование Конституции Республики Дагестан осуществляется высшим должностным лицом Республики Дагестан путем издания специального акта. День официального опубликования Конституции Республики Дагестан считается Днем Конституции Республики Дагестан. Одновременно прекращается действие Конституции Республики Дагестан, принятой 26 июля 1994 года, с последующими изменениями и дополнениями, за исключением норм, в соответствии с которыми осуществляют свои полномочия Государственный Совет Республики Дагестан и Председатель Государственного Совета Республики Дагестан. Действие этих норм прекращается по истечении срока полномочий Государственного Совета Республики Дагестан и Председателя Государственного Совета Республики Дагестан. Государственный Совет Республики Дагестан и Председатель Государственного Совета Республики Дагестан функционируют до истечения срока, на который они были избраны, и осуществляют полномочия высшего должностного лица Республики Дагестан, предусмотренные настоящей Конституцией. Выборы Президента Республики Дагестан проводятся в порядке, установленном законом. Народное Собрание Республики Дагестан третьего созыва функционирует до истечения срока, на который оно было избрано, и осуществляет полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией. Выборы в Народное Собрание Республики Дагестан нового созыва проводятся в порядке, установленном законом. Правительство Республики Дагестан с момента вступления в силу Конституции Республики Дагестан до сформирования Правительства в порядке, установленном настоящей Конституцией, осуществляет полномочия, отнесенные к ведению Правительства Республики Дагестан. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|