Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Дагестан от 26.12.2005 № 230

 

                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
                        РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

    О республиканской целевой программе "Развитие образования в
              Республике Дагестан на 2005- 2010 годы"
      
    В   целях  дальнейшего  развития  и  совершенствования  системы  
образования   в   Республике   Дагестан  в  интересах  формирования  
гар-монично  развитой,  социально  активной, творческой личности, а 
также  в соответствии с Законом Республики Дагестан "Об утверждении 
Программы экономического и социального развития Республики Дагестан 
на  период  до  2010  года"  (Собрание законодательства  Республики 
Дагестан,  2004,  N 12 (часть I), ст. 980) Правительство Республики 
Дагестан    п    о    с    т    а    н    о    в    л    я   е   т:   
    1.  Утвердить  прилагаемую  республиканскую  целевую  программу  
"Развитие  образования  в  Республике  Дагестан на 2005-2010 годы". 
    2.   Признать   утратившим   силу  постановление  Правительства  
Республики   Дагестан  от  22  марта 2005 г. N 42 "О проекте закона 
Республики   Дагестан   "Об   утверждении  республиканской  целевой  
программы  "Развитие образования в Республике Дагестан на 2005-2010 
годы".
      

     Председатель 
     Правительства Республики Дагестан                      А.АЛИЕВ

     Махачкала
     26 декабря 2005 г.
     N 230
 
                                   УТВЕРЖДЕНА
 
                          постановлением Правительства
                              Республики Дагестан
                               от 26 декабря 2005 г.
                                      N 230

                 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
            "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
                       НА 2005 - 2010 ГОДЫ"

                           П А С П О Р Т
            республиканской целевой программы "Развитие
      образования в Республике Дагестан на 2005 - 2010 годы"

Наименование Программы –республиканская целевая программа "Развитие 
                        образования в Республике Дагестан на 
                        2005–2010 годы" (далее – Программа)

Основание для разработки 
Программы              –Закон Республики Дагестан "Об утверждении 
                        Программы экономического и социального 
                        развития Республики Дагестан на период 
                        до 2010 года"

Государственный заказчик 
Программы              –Министерство образования Республики 
                        Дагестан

Основной разработчик 
Программы              –Министерство образования Республики 
                        Дагестан

Основная цель и задачи 
Программы              –цель – создание условий для развития 
                        системы образования в интересах 
                        формирования гармонично развитой, 
                        социально активной, творческой личности;
                        задачи соответствуют основным 
                        направлениям Программы

Срок реализации 
Программы              –2005–2010 годы

Перечень основных 
мероприятий Программы  –реализация общих направлений развития 
                        системы образования;
                        развитие национальных культур, региональных 
                        культурных традиций и особенностей;
                        строительство учреждений образования;
                        государственная поддержка детей-сирот и 
                        детей, оставшихся без попечения родителей;
                        государственная поддержка одаренных детей


Основные исполнители   –Министерство образования Республики Дагестан, 
                        администрации районов и городов

Объемы и источники 
финансирования Программы –3685,9 млн. рублей, в том числе:
                          780,0 млн. руб. из федерального бюджета;
                          2564,9 млн. руб. из республиканского 
                          бюджета Республики Дагестан;
                          135,0 млн. руб. из муниципальных бюджетов;
                          206,0 млн. руб. за счет негосударственных 
                          средств 

Ожидаемые результаты 
реализации Программы    –повышение качества образования и 
                         воспитания детей;
                         реализация новых подходов к формированию 
                         развивающей среды, наиболее полному 
                         выявлению и развитию способностей и 
                         интересов детей;
                         введение в действие полного комплекта 
                         национально-региональных компонентов 
                         государственных образовательных 
                         стандартов начального, основного 
                         и среднего (полного) общего образования;
                         реструктуризация   и   развитие   учреждений   
                         системы   общего  образования,   сокращение  
                         количества  указанных  образовательных  
                         учреждений, работающих в две смены;        
                         сохранение и  развитие    материально-
                         технической    базы  общеобразовательных   
                         учреждений  в  соответствии  с  требованиями  
                         государственных   образовательных   
                         стандартов,   социальных  норм;  
                         совершенствование   организации   учебного   
                         процесса  в  целях сохранения и укрепления      
                         здоровья      обучающихся;      
                         увеличение количества учреждений системы 
                         общего образования, их отделений  и  филиалов,  
                         классов  (групп) для способных и одаренных  
                         обучающихся, в  том  числе в  сельской    
                         местности;    
                         совершенствование  деятельности   системы  
                         дошкольных  образовательных   учреждений  
                         различных  видов  в  соответствии  с   
                         потребностями населения;
                         развитие  различных  видов  учреждений 
                         системы дополнительного 
                         образования детей, а также расширение 
                         сферы и перечня оказываемых ими услуг;
                         совершенствование     системы   государственной    
                         поддержки детей-сирот   и   детей, оставшихся   
                         без   попечения   родителей   

Контроль за реализацией 
Программы               -Министерство образования Республики Дагестан, 
                         Министерство финансов Республики Дагестан и 
                         Министерство экономики Республики Дагестан 
                     
   1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                       программными методами

    В  настоящее  время  в  Республике Дагестан функционируют более 
2300  образовательных  учреждений,  в  которых  обучаются около 460 
тысяч   учащихся,   из   них   89   процентов   –  сельские  школы.  
    Из-за   недостаточного  финансирования  системы  образования  в  
течение последних 10 лет наблюдается резкое ухудшение  материальной 
базы  общеобразовательных  учреждений, несоответствие ее санитарным 
нормам и правилам.
    Около 58 проц. общеобразовательных школ, численность учащихся в 
которых  составляет  138,589  тыс.  чел.,  из-за  нехватки  учебных  
площадей         функционируют         в         2–3         смены.         
    Более  300  школ  (17,8 проц.) находятся в аварийном состоянии, 
около  600  школ  (35,7  проц.)  –  в ветхом состоянии. В отдельных 
районах  и  городах  дети  вынуждены  заниматься  в  зданиях,  срок  
эксплуатации  которых  составляет  70–80  лет. Из общего количества 
учебных   зданий   лишь   443   (22,7   проц.)  являются  типовыми.  
    Наблюдается   острая   потребность   в  капитальном  ремонте  и  
реконструкции    более    230    объектов   образования,   остается   
незавершенным       строительство      более      60      объектов.      
    Актуальной   является   проблема  совершенствования  содержания  
учебной  литературы,  приведения  ее  в  соответствие с современным 
уровнем  наук  и национальными традициями нравственно-эстетического 
воспитания обучающихся.
    Недостаточно    пополняются    фонды   библиотек,   что   может   
отрицательно   сказаться  на  подготовке  к  новой  системе  оценки  
достижений    учащихся   –   единому   государственному   экзамену.   
    В   критическом   положении  находится  большинство  учреждений  
дополнительного  образования  детей,  сокращается  оказание  услуг,  
связанных   с  занятиями  научно-техническим  творчеством,  детским  
туризмом,    что    обусловлено    недостаточным    финансированием    
дополнительного    образования.   Реализация   в   школах  программ  
дополнительного   образования  будет  способствовать восстановлению 
единства   обучения   и   воспитания,  функционированию  детских  и  
юношеских  общественных  организаций,  удовлетворяющих естественную 
потребность    детей   и  подростков  в  общении,  деятельности  по  
интересам.
    Развитие  общества  на  современном этапе требует вовлечения во 
все  структуры  народного  хозяйства  республики наиболее развитых, 
неординарно мыслящих людей, одаренных людей. Необходима раз-работка 
системы  выявления  одаренности детей, а также обеспечение условий, 
способствующих   максимальному   раскрытию   возможностей   каждого   
ребенка,     и     прежде     всего    особо    одаренных    детей.    
    Особое  беспокойство вызывает тенденция роста количества детей, 
по  разным  причинам не посещающих школы или другие образовательные 
учреждения.
    Социальные  и  экономические  проблемы в республике существенно 
ослабили  институт  семьи,  ее  воздействие  на  воспитание  детей.  
Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и 
беспризорных   детей,   увеличение   распространения  в  детской  и  
подростковой  среде наркотиков и различных психотропных препаратов, 
алкоголя  и,  как следствие, увеличение числа право-нарушений среди 
несовершеннолетних. В республике продолжается рост числа социальных 
сирот    и    детей,    оставшихся    без    попечения   родителей.   
    Недостаточно эффективная реализация системы мер государственной 
поддержки   семьи   и  стимулирования  развития  системы  семейного  
воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 
усложняет решение проблемы сиротства.
    На  первый  план  выдвигается проблема воспитания детей-сирот в 
приемных  семьях  на  основе  опеки,  попечительства,  усыновления,  
патроната.  Активное развитие таких форм воспитания позволит решить 
проблему   социализации   детей  и  естественного  вхождения  их  в  
современное общество, что положительно скажется на дальнейшей жизни 
этих детей.
      
    2.   Основная   цель,   задачи   и  срок  реализации  Программы  
       
    Основная  цель  Программы  – стабилизация и дальнейшее развитие 
республиканской   системы   образования   как  одного  из  факторов  
экономического   и   социального  прогресса  общества  в  интересах  
формирования  гармонично  развитой,  социально активной, творческой 
личности.
    Для  достижения  указанной  цели  необходимо  решить  следующие  
задачи:
    обеспечение  и  закрепление на практике гарантий приоритетности 
системы  образования  в  жизнедеятельности  государства и общества; 
    структурная  перестройка  системы  образования, направленная на 
совершенствование содержания образования, его организационных форм, 
методов и технологий;
    сохранение  и  развитие  общедоступной  системы дополнительного 
образования детей и взрослых;
    усиление  воспитательной  функции  образования, направленной на 
формирование    гражданственности,    трудолюбия,   нравственности,   
уважения  к  правам  и  свободам  человека,  любви к Родине, семье, 
окружающей природе;
    улучшение  материальной  базы  образовательных учреждений путем 
строительства образовательных объектов и реконструкции обветшавших, 
находящихся  в  аварийном  состоянии  зданий и соо-ружений с учетом 
нормативов   обеспеченности   общеобразовательными  учреждениями  и  
удельных         показателей        их        общей        площади;        
    обеспечение  качественного  образования  детей-сирот  и  детей,  
оставшихся без попечения родителей;
    создание   условий,   способствующих   обучению   и  воспитанию  
детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения  родителей;  
    развитие центров работы с одаренными детьми;
    ресурсное  обеспечение  учреждений  образования,  работающих  с  
одаренными детьми;
    создание    на   республиканском   уровне   системы   научного,   
методического   и  информационного  обеспечения работы с одаренными 
детьми.
    Срок реализации Программы – 2005–2010 годы.
        
    3. Система программных мероприятий
         
    В Программе предусматриваются:
    разработка  комплекса  мер по профилактике правонарушений среди 
несовершеннолетних,  обеспечение  полного  охвата  обучением детей; 
    формирование   и   реализация   программы  содействия  развитию  
научно-исследовательской    работы    учащихся    школ,   студентов   
педагогических  колледжей и научно-технического творчества учащейся 
молодежи;
    разработка  системы мер и механизмов по усилению воспитательных 
функций   образовательных  учреждений  различных  уровней  и  типов  
системы образования в целом;
    обеспечение  образовательных  учреждений  учебниками  и учебной 
литературой федерального компонента;
    обеспечение  образовательных  учреждений  учебниками  и учебной 
литературой национально-регионального компонента;
    пополнение библиотечного фонда образовательных учреждений;
    обеспечение  образовательных  учреждений наглядными пособиями и 
техническими средствами обучения;
    использование     новейших    достижений    науки,    культуры,    
производства,   практики  в  системе  образования  путем разработки 
нормативной  и   правовой базы, регулирующей деятельность в области 
образования;
    организация   и  проведение  научных  исследований,  разработка  
инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения 
важнейших проблем системы образования;
    разработка   программ  и  проектов,  обеспечивающих  выполнение  
научно-исследовательских  работ  по  основным направлениям развития 
образования       и       системы       мероприятий      Программы;      
    разработка    научно-методического    обеспечения    реализации    
Программы,    формирования   национально-регионального   компонента   
государственных  образовательных  стандартов  Федеральной программы 
развития   образования,   утвержденной   Федеральным   законом  "Об  
утверждении    Федеральной    программы    развития   образования";   
    обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том 
числе   среднее   полное  образование,  начальное  профессиональное  
образование;
    обеспечение  условий  для  получения  обучающимися полноценного 
питания  в  столовых  образовательных  учреждений,  в  том числе на 
льготных       финансовых       условиях       или       бесплатно;       
    реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся;
    строительство учреждений образования;
    внедрение      вариативных      технологий,      способствующих      
профессиональному   самоопределению  воспитанников  детских  домов;  
    материально-техническое     обеспечение     новых    технологий    
допрофессиональной,     начальной    профессиональной    подготовки    
воспитанников  образовательных  учреждений для детей-сирот и детей, 
оставшихся без попечения родителей;
    обеспечение   техническими  средствами  обучения,  компьютерным  
оборудованием,  наглядными  пособиями  и  спортивным оборудованием, 
пополнение книжного фонда детских домов и школ-интернатов для сирот 
и      детей,      оставшихся      без     попечения     родителей;     
    приобретение  образовательным  учреждениям  для  детей-сирот  и  
детей,        оставшихся       без       попечения       родителей,       
лечебно-профилактического    и   бытового  оборудования  и  мебели;  
    обеспечение     инновационных     образовательных    учреждений    
автотранспортом,     компьютерным     оборудованием,    учебниками,    
учебно-наглядными пособиями;
    организация  участия  детей  в  республиканских и всероссийских 
предметных олимпиадах и конкурсах;
    организация отдыха для одаренных детей.
        
    4. Ресурсное обеспечение Программы
         
    Общий   объем   финансирования   Программы  на  2005–2010  годы  
составляет      3685,9      млн.     руб.,     в     том     числе:     
    780,0 млн. руб. за счет средств федерального бюджета;
    2564,9  млн.  руб.  за  счет  средств  республиканского бюджета 
Республики Дагестан;
    135,0 млн. руб. за счет средств муниципальных бюджетов;
    206,0 млн. руб. за счет негосударственных средств.
    Из  них  2610,0  млн.  руб. в рамках Программы экономического и 
социального  развития Республики Дагестан на период до 2010 года по 
подразделу "Развитие образования".
    Реализация мероприятий Программы по разделу "IV. Строи-тельство 
учреждений  образования"  за  счет средств республиканского бюджета 
Республики  Дагестан  осуществляется в рамках ежегодно утверждаемой 
Республиканской инвестиционной программы.
    Размер   средств,   выделяемых  на  финансирование  мероприятий  
Программы,   будет   ежегодно   уточняться  с  учетом  возможностей  
республиканского бюджета Республики Дагестан.
        
    5. Механизм реализации и контроль за исполнением Программы
         
    Реализация  Программы  осуществляется  в  установленном порядке 
государственным  заказчиком  с  участием  заинтересованных  органов  
исполнительной   власти  Республики  Дагестан  и  органов  местного  
самоуправления.
    Управление   реализацией  Программы  предполагает  формирование  
ежегодных    перечней   первоочередных   работ   по   осуществлению   
мероприятий   Программы   и  организацию  их  исполнения,  а  также  
формирование  планов  ежегодных  совместных  действий  Министерства  
образования  Республики Дагестан и органов местного самоуправления, 
органов  управления  образованием  районов,  городов  с разработкой 
организационно-методических  документов  об  обеспечении выполнения 
Программы.
    Контроль  за  реализацией  Программы осуществляют Министер-ство 
образования  Республики  Дагестан, Министерство финансов Республики 
Дагестан,    Министерство    экономики    Республики   Дагестан   в   
установленном порядке.
    Министерство    образования    Республики   Дагестан   ежегодно   
представляет    отчет  об  использовании  средств  республиканского  
бюджета  Республики  Дагестан  в  Министерство экономики Республики 
Дагестан;
    проводит ежеквартальный мониторинг хода реализации программы по 
показателям,   определяемым   Министерством   экономики  Республики  
Дагестан,  и  ежегодный  анализ  развития  Программы и представляет 
информацию  к  20  числу месяца, следующего за отчетным периодом, в 
Правительство   Республики  Дагестан  и  в  Министерство  экономики  
Республики Дагестан.
        
    6. Ожидаемые результаты реализации Программы
         
    Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
    повышение качества образования и воспитания детей;
    реализация  новых  подходов  к  формированию развивающей среды, 
наиболее  полному  выявлению  и  развитию  способностей и интересов 
детей;
    введение в действие полного комплекта  национально-региональных 
компонентов  государственных образовательных стандартов начального, 
основного     и     среднего    (полного)    общего    образования;    
    реструктуризация  и развитие системы образовательных учреждений 
общего образования, сокращение количества указанных образовательных 
учреждений,         работающих         в         две         смены;         
    сохранение     и    развитие    материально-технической    базы    
общеобразовательных   учреждений   в  соответствии  с  требованиями  
государственных   образовательных   стандартов,   социальных  норм;  
    совершенствование   организации   учебного   процесса  в  целях  
сохранения       и       укрепления      здоровья      обучающихся;      
    увеличение количества учреждений системы общего образования, их 
отделений  и  филиалов,  классов  (групп) для способных и одаренных 
обучающихся,     в     том     числе    в    сельской    местности;    
    совершенствование      деятельности      системы     дошкольных     
образо-вательных   учреждений  различных  видов  в  соответствии  с  
потребностями населения;
    развитие  системы  различных  видов  учреждений дополнительного 
образования  детей,  а также расширение сферы и перечня оказываемых 
ими услуг;
    совершенствование системы государственной поддержки детей-сирот 
и      детей,      оставшихся      без     попечения     родителей.     


Информация по документу
Читайте также