Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Дагестан от 22.01.2010 № 14

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 

 

Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Дагестан от 09.08.2016 № 235)

 

В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 26 «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан» Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые республиканские нормативы градостроительного проектирования.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан осуществлять надзор и контроль за соблюдением республиканских нормативов градостроительного проектирования и давать разъяснения по их применению.

 

 

Председатель Правительства

Республики Дагестан                                                             Ш. Зайналов

 

г. Махачкала

от 22 января 2010 г.

№ 14

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Республики Дагестан

от 22 января 2010 г. № 14

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НОРМАТИВЫ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие республиканские нормативы градостроительного проектирования (далее – нормативы) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.

Настоящие нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм.

По вопросам, не регламентированным настоящими нормативами, следует руководствоваться законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 годе № 184-ФЗ. При отмене и(или) изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих нормативах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.

Утверждение нормативов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 15 Закона Республики Дагестан «О градостроительной деятельности в Республике Дагестан» от 5 мая 2006 года № 26.

Разработка и утверждение местных (муниципальных) нормативов градостроительного проектирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 24, пункт 6) должны быть выполнены с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований.

Нормативы градостроительного проектирования, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в настоящих нормативах.

Настоящие нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Дагестан, независимо от их организационно-правовой формы.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Назначение и область применения

 

1.1.1. Настоящие нормативы распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских округов, городских и сельских поселений Республики Дагестан в пределах их границ, расположенных в равнинной, предгорной и горной зонах.

Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений) с учетом перспективы развития городских округов и поселений Республики Дагестан и входящих в их состав населенных пунктов, а также используются для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, органами контроля и надзора.

1.1.2. Настоящие нормативы – нормативно-технический документ, который содержит минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая маломобильные группы населения и инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) и направлен на:

устойчивое развитие территорий городских округов и поселений с учетом статуса населенных пунктов, их роли и особенностей в системе расселения;

укрепление и развитие сложившейся системы расселения путем формирования опорного каркаса территории Республики Дагестан, связывающего республику:

с транспортными коридорами, в том числе: железнодорожными магистралями федерального значения Москва – Ростов-на-Дону – Махачкала – Баку, Москва – Волгоград –   Астрахань – Кизляр – Махачкала; федеральной автомобильной трассой «Кавказ», а также проектируемым каналом «Евразия» («Азов-Каспий») и проектируемой вдоль него автомобильной магистралью;

а) с республиками и областями Южного федерального округа, Российской Федерации в целом, с пятью государствами: Азербайджанской Республикой, Республикой Грузией, Республикой Казахстан, Туркменистаном и Исламской Республикой Иран;

б) активное развитие периферии территорий городских округов, городских поселений, Махачкалинской и Дербентской агломераций на основе развития процессов субурбанизации (формирование городских округов и поселений на основе расселения части населения на территориях малоэтажного жилищного строительства);

рациональное использование уникальных природных факторов, сохранение природно-рекреационного потенциала городских округов и поселений, особо охраняемых природных территорий и благоприятной экологической обстановки, сохранение богатейшего историко-культурного потенциала и санаторно-курортного и туристического комплекса Республики Дагестан;

обеспечение определенных законодательством Российской Федерации и Республики    Дагестан социально-гарантированных условий жизнедеятельности населения, создание условий для привлечения инвестиций в ходе реализации документов территориального планирования.

1.1.3. При разработке документов территориального планирования городских округов и поселений Республики Дагестан графические материалы рекомендуется выполнять в масштабах в соответствии с приложением № 20 к настоящим нормативам.

 

1.2. Термины и определения

 

1.2.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в приложении № 1.

 

1.3. Законодательные акты и нормативные документы

 

1.3.1. Перечень законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Дагестан, использованных при разработке настоящих нормативов, приведен в приложении № 2.

 

1.4. Общая организация и зонирование территории городских округов и поселений

 

1.4.1. Территория Республики Дагестан общей площадью 50,27 тыс. км2, делится на 758 муниципальных образований, в том числе: 10 городских округов, 42 муниципальных района, в границах которых расположены 8 городских и 698 сельских поселений.

1.4.2. При определении перспектив развития и планировки городских округов и поселений на территории Республики Дагестан необходимо учитывать:

численность населения на прогнозируемый период;

местоположение округов и поселений в системе расселения республики;

социально-экономическую специализацию и роль округов и поселений в системе формируемых центров обслуживания населения (регионального, межрайонного, районного и местного уровня);

историко-культурное значение городских округов и поселений, а также населенных пунктов на их территориях;

прогноз социально-экономического развития территории;

расположение республики в пяти климатических подрайонах и в зоне сейсмичности от 6 до 10 баллов, с преобладанием сейсмичности в 8-9 баллов;

опасные метеорологические, инженерно-геологические и гидрологические процессы;

санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к развитию территориях.

1.4.3. Динамика демографических процессов и численности населения на прогнозируемые периоды (среднесрочный – 2015 г., долгосрочный – 2025 г.) приведена в таблице 1.

 

Таблица 1

Наименование

Фактическая и прогнозируемая

численность населения по годам

2006

2007

2008

2015

2025

Численность населения всего, тыс. чел.

2645,6

2658,6

2693,5

2867,0

3150,7

в том числе: городское население, тыс. чел.

1124,3

1132,5

1135,3

1219,7

1338,2

сельское население, тыс. чел.

1521,3

1526,1

1558,2

1647,3

1812,5

Естественное движение населения, тыс. чел.

14,2

13,0

34,9

173,5

283,7

Коэффициент естественного движения на 1000 чел.

5,37

4,89

12,96

8,65

9,00

Примечание: В таблице представлены прогнозные варианты численности населения, рассчитанные Федеральной службой государственной статистики и ФГУП «Гипрогор».

 

1.4.4. Городские округа, поселения и их административные центры в зависимости от проектной численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2.

 

Таблица 2

Группы городских округов

и поселений

Население (тыс. человек)

городские округа и городские поселения

сельские населенные

пункты *

Крупнейшие

свыше 1000

 

Крупные

свыше 500 до 1000

свыше 5

свыше 250 до 500

свыше 3 до 5

Большие

свыше 100 до 250

свыше 1 до 3

Средние

свыше 50 до 100

свыше 0,2 до 1

Малые

свыше 20 до 50

свыше 0,05 до 0,2

свыше 10 до 20

До 0,05

свыше 3 до 10

 

* Сельский населенный пункт – село.

 

Типологическая характеристика городских округов и городских поселений по численности населения и по их значению в системе расселения Республики Дагестан приведена в приложении № 3 к настоящим нормативам.

1.4.5. Историко-культурное значение городских округов и поселений определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (всемирного, федерального или регионального значения).

Типологическая характеристика муниципальных образований (городских округов и районов) Республики Дагестан по историко-культурному значению приведена в приложении № 4 к настоящим нормативам.

1.4.6. Развитие городских округов и поселений Республики Дагестан следует осуществлять на основании документов территориального планирования с учетом нормативно-технических, нормативных, правовых актов в области градостроительства республиканского и муниципального уровней.

Общая потребность в территории для развития городских округов и поселений, включая резервные территории, определяется на основании документов территориального планирования (генеральных планов городских округов и поселений).

1.4.7. Возможные направления территориального развития населенных пунктов, входящих в состав городских округов и поселений, определяются их генеральными планами, а также документами территориального планирования республиканского и муниципального уровней.

1.4.8. Порядок изменения границ городских округов и поселений определяется градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Дагестан.

1.4.9. При осуществлении общей организации и зонирования территорий городских округов и поселений необходимо учитывать:

комплексную оценку имеющихся территориальных, водных, трудовых, топливно-энергетических, санитарно-гигиенических и рекреационных ресурсов и выполненных на ее основе сравнительных вариантов планировочных решений;

воздействие опасных метеорологических, инженерно-геологических и гидрологических процессов (с учетом сейсмического микрорайонирования) с целью уменьшения степени риска о обеспечения устойчивости функционирования за счет использования под застройку участков с меньшей сейсмичностью и размещения в зонах с наибольшей степенью риска рекреационных объектов градостроительного нормирования (парки, сады, скверы и др.), открытых спортивных площадок и других свободных от застройки элементов зон в соответствии с требованиями СН 429-71;

обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности;

анализ тенденций развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с учетом систем расселения на территории республики и муниципальных районов;

выявление первоочередных и перспективных социальных, экономических и экологических проблем.

1.4.10. По функциональному использованию территории городских округов и поселений подразделяются на селитебные, производственные и ландшафтно-рекреационные.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств. 

 

1.4.11. В пределах указанных территорий с учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений могут устанавливаться следующие функциональные зоны:

жилые;

общественно-деловые;

производственные;

инженерной и транспортной инфраструктур;

сельскохозяйственного использования;

рекреационного назначения;

особо охраняемых территорий;

специального назначения;

размещения военных объектов;

иные виды зон.

1.4.12. В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами и жилой застройки иных видов (дома временного проживания).

1.4.13. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

общественно-деловые зоны иных видов.

1.4.14. В состав производственной зоны, зон инженерной и транспортной инфраструктур включаются:

производственно-коммунальная зона – зона размещения промышленных, коммунальных и складских объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

зона инженерной инфраструктуры – зона размещения сооружений и объектов водоснабжения, канализации, мелиорации, тепло-, газо-, энергоснабжения, связи и др.;

зона транспортной инфраструктуры – зона размещения сооружений и коммуникаций воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного транспорта.

1.4.15. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства.

1.4.16. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

1.4.17. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

1.4.18. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

1.4.19. Зоны размещения военных объектов предназначены для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим.

Порядок использования территорий указанных зон в пределах границы городского округа, поселения устанавливается федеральными и республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями специальных нормативов и правилами их застройки.

1.4.20. Помимо предусмотренных зон органами местного самоуправления могут устанавливаться иные виды функциональных зон, выделяемые с учетом особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

1.4.21. При планировании развития территории устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности использования данных зон определяются с учетом ограничений, установленных земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации, законодательством об охране объектов культурного наследия, иными федеральными законами.

1.4.22. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Республики Дагестан с учетом ограничений, установленных федеральными, республиканскими нормативными правовыми актами, а также настоящими нормативами.

1.4.23. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по:

линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

красным линиям;

границам земельных участков;

границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

границам муниципальных образований;

естественным границам природных объектов;

иным границам.

Границы зон с особыми условиями функционального использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

1.4.24. Границы улично-дорожной сети городских округов и поселений обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других территориальных зон.

Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.

1.4.25. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения.

Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

1.4.26. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.

1.4.27. При составлении баланса существующего и проектного использования территорий городских округов и поселений необходимо принимать зонирование, установленное в п. 1.4.11. настоящих нормативов.

В составе баланса использования земель необходимо выделять земли государственной собственности (федерального и регионального значения), муниципальной собственности и частной собственности в соответствии с данными соответствующих кадастров.

В состав основных территорий общего пользования входят местные улицы, дороги, проезды, скверы, сады, бульвары, водоемы и другие территории, предназначенные для удовлетворения общественных интересов населения и отнесенные по земельному законодательству Российской Федерации к землям общего пользования.

Зонирование и примерная форма баланса территории в границах городских округов и городских поселений, а также населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений приведены в приложении № 5 к настощим нормативам.

1.4.28. Планировочное структурное зонирование территории городских округов и поселений должно предусматривать:

 

взаимосвязь территориальных зон и структурных планировочных элементов (жилых районов, микрорайонов (кварталов), участков отдельных зданий и сооружений);

доступность объектов, расположенных на территории городских округов и поселений в пределах нормативных затрат времени, в том числе беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями;

эффективное использование территории с учетом ее градостроительной ценности, плотности застройки, размеров земельных участков;

организацию системы общественных центров городских округов и поселений в увязке с транспортно-коммуникационными узлами и градостроительными решениями, обусловленными соответствующими системами расселения;

сохранение объектов культурного наследия, исторической планировки и застройки;

комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей Республики Дагестан;

охрану окружающей среды;

сохранение и развитие природного комплекса городских округов и поселений, в том числе природно-рекреационной системы пригородных (зеленых) зон;

создание благоприятных условий жизнедеятельности населения.

1.4.29. Планировочную организацию территорий сельских поселений и системы населенных пунктов, входящих в их состав, следует проектировать в увязке с хозяйственно-экономическими и социальными интересами всех собственников и пользователей земли.

При этом необходимо предусматривать меры по охране и улучшению природной среды при максимальном сохранении особенностей сельского ландшафта; развитию культурно-бытового обслуживания, дорожно-транспортной сети и инженерного обеспечения сельских поселений.

Размещение всех видов капитального строительства в зонах сельскохозяйственного использования допускается производить в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, схемами землеустройства муниципальных районов и проектами внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций при соблюдении режимов особого и специального градостроительного регулирования использования территории, устанавливаемых на региональном и муниципальном уровне.

1.4.30. В городских округах и поселениях республики необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру с учетом рассредоточения размещения объектов с большой концентрацией населения и пожаровзрывоопасных объектов.

 

1.5. Пригородные зоны

 

1.5.1. В состав пригородных зон включаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

1.5.2. Границы и правовой режим пригородных зон, в том числе функциональных зон, установленных в пределах пригородных зон, утверждаются и изменяются законодательством Республики Дагестан.

1.5.3. В пригородных зонах могут выделяться:

резервные территории для развития территорий населенных пунктов в пределах границ городских округов и городских поселений;

территории зон сельскохозяйственного производства;

территории зон отдыха населения (рекреационные).

 

Резервные территории

 

1.5.4. Резервные территории для перспективного развития городов Республики Дагестан выделяются на территориях пригородных зон.

1.5.5. Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами городских округов, городских поселений).

1.5.6. После утверждения границ резервных территорий они приобретают статус территорий с особым режимом землепользования и не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом.

Включение земель в состав резервных территорий не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах жителей городских округов и поселений.

1.5.7. Земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства следует предусматривать за пределами резервных территорий, планируемых для развития городских округов и поселений, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания не более 1 часа.

1.5.8. В сельских поселениях выделение резервных территорий, необходимых для развития входящих в их состав сельских населенных пунктов, следует предусматривать с учетом перспектив развития жилищного строительства, создания условий для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, фермерства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, создания буферных зон для выпаса домашнего скота, организации отдыха населения, потребности в земельных участках для размещения сельских кладбищ, мест складирования бытовых отходов с учетом их возможного расширения.

 

Территории зон сельскохозяйственного производства

 

1.5.9. Проектирование зон сельскохозяйственного производства следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Зоны сельскохозяйственного использования» настоящих нормативов.

 

Территории зон отдыха населения (рекреационные)

 

1.5.10. Проектирование территорий зон отдыха населения (рекреационных) следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела «Рекреационные зоны» настоящих нормативов.

 

2. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

 

2.1. Общие требования

 

2.1.1. Селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озелененных территорий и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям.

2.1.2. Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 человек: в городских округах и городских поселениях – при средней этажности жилой застройки до 3 этажей – 10 га для застройки без приквартирных земельных участков и 20 га – с приквартирными земельными участками; от 4 до 8 этажей – 8 га; 9 этажей и выше – 7 га.

2.1.3. При определении размера селитебной территории следует исходить из фактической и перспективной расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, м2/чел., которая определяется в целом по территории и отдельным ее районам на основе прогнозных данных.

 

2.1.4. При определении соотношения типов нового жилищного строительства необходимо исходить из учета конкретных возможностей развития городских округов и поселений, наличия территориальных ресурсов, воздействия опасных метеорологических, инженерно-геологических и гидрологических процессов, градостроительных и историко-архитектурных особенностей, существующей строительной базы и рыночных условий.

Для определения объемов и структуры жилищного строительства расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений принимается на основании фактических статистических данных Республики Дагестан и рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 3.

 

Таблица 3

Наименование

Отчет, м2/чел.

Расчетные показатели, м2/чел.

2007 г.

2015 г.

2025 г.

Расчетная минимальная обеспеченность общей

площадью жилых помещений

15,8

20,0

25,0

в том числе:

- в городской местности

11,9

19,4

24,5

из них государственное и муниципальное жилье

18,0

-

-

- в сельской местности

18,7

20,4

25,6

Примечание: Расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактической расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, достигнутой в            2015 г., 2025 г.

 

2.1.5. Размещение новой малоэтажной застройки следует осуществлять в пределах границы городских округов и поселений с учетом возможности присоединения объектов к сетям инженерного обеспечения, организации транспортных связей, в том числе с магистралями внешних сетей, обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городских округах и городских поселениях не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного жилищного строительства.

Расчетные показатели жилищной обеспеченности для индивидуальной застройки не нормируются.

2.1.6. Для предварительного определения потребной селитебной территории зоны малоэтажного жилищного строительства в сельском поселении допускается принимать следующие показатели на один дом (квартиру), га, при застройке:

домами усадебного типа с участками при доме (квартире) – по таблице 4;

секционными и блокированными домами без участков при квартире – по таблице 5.

 

Таблица 4

Площадь участка при доме, м2

Площадь селитебной территории, га

2000

0,25-0,27

1500

0,21-0,23

1200

0,17-0,20

1000

0,15-0,17

800

0,13-0,15

600

0,11-0,13

400

0,08-0,11

 

Таблица 5

Число этажей

Площадь селитебной территории, га

2

0,04

3

0,03

4

0,02

 

Примечания:

1. Нижний предел селитебной площади для домов усадебного типа принимается для крупных поселений, верхний – для средних и малых.

2. При необходимости организации обособленных хозяйственных проездов площадь селитебной территории увеличивается на 10 %.

3. При подсчете площади селитебной территории исключаются непригодные для застройки территории – овраги, крутые склоны, скальные выступы, селесбросы, земельные участки учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения.

 

2.2. Жилые зоны

 

Равнинные территории

 

Общие требования

 

2.2.1. Жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.

Для размещения жилой зоны следует выбирать участки, наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, требующие минимального объема инженерной подготовки, планировочных работ и мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.

Планировочную структуру жилой зоны следует формировать в соответствии с планировочной структурой населенного пункта, учитывая градостроительные, природные особенности территории, трассировку улично-дорожной сети. Необходимо взаимоувязывать размещение жилой застройки, общественных зданий и сооружений, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается в жилой зоне по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

2.2.2. В состав жилых зон могут включаться:

зоны застройки индивидуальными жилыми домами (в том числе одноэтажными, мансардными, двухэтажными и трехэтажными);

зоны застройки малоэтажными жилыми домами (сблокированными и секционными до четырех этажей);

зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

зоны жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

2.2.3. Для определения размеров территорий жилых зон допускается применять укрупненные показатели в расчете на 1000 человек (п. 2.1.2 настоящих нормативов).

2.2.4. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания со встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, кроме учреждений образования и воспитания, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки – жилые здания с квартирами в первых этажах.

2.2.5. Запрещается размещение жилых помещений в цокольных и подвальных этажах.

В цокольном, первом и втором этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроено-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.

Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания. При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования, и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений.

В жилых зданиях не допускается размещение объектов, оказывающих вредное воздействие на человека в соответствии с требованиями СНиП 31-01-2003.

2.2.6. На территории жилой застройки не допускается размещение производственных территорий, которые:

по классу опасности расположенных на них производств нарушают или могут нарушить своей деятельностью экологическую безопасность территории жилой застройки;

по численности занятого населения противоречат назначению жилых территорий;

по величине площади территорий нарушают функционально-планировочную организацию жилых территорий.

В пределах селитебной территории населенных пунктов допускается размещать производственные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей и подъезда грузового автотранспорта более 50 автомобилей в сутки с установлением санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

При проектировании территории жилой застройки должны соблюдаться требования по проектированию и строительству объектов в сейсмических районах (СНиП II-7-81*,                        СН 429-71, раздел «Защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» настоящих нормативов), а также требования по охране окружающей среды, защите территории от шума, вибрации, загрязнений атмосферного воздуха электрических, ионизирующих и электромагнитных излучений, радиационного, химического, микробиологического, паразитологического загрязнений в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и раздела «Охрана окружающей среды» настоящих нормативов.

2.2.7. В целях создания среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения, разрабатываемая градостроительная документации по планировке новых и реконструируемых территорий должна соответствовать требованиям раздела «Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения» настоящих нормативов.

 

Элементы планировочной структуры и градостроительные характеристики жилой застройки городских округов и городских поселений

 

2.2.8. Жилой район – структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га. Население жилого района обеспечивается комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания в пределах планировочного района.

Границами территории жилого района являются магистральные улицы и дороги общегородского значения, утвержденные границы территорий иного функционального назначения, естественные и искусственные рубежи.

2.2.9. В малых городских поселениях и сельских населенных пунктах при компактной планировочной структуре вся жилая зона может формироваться в виде единого жилого района. В случае расчлененности территорий естественными или искусственными рубежами территория может подразделяться на районы площадью до 30-50 га.

2.2.10. Микрорайон (квартал) – структурный элемент жилой зоны площадью, как правило, 10-60 га, но не более 80 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания – в пределах нормативной доступности.

Микрорайон не расчленяется магистралями городского и районного значения. Границами микрорайона являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а также – в случае примыкания – границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи.

Микрорайон (квартал) может иметь единую структуру или формироваться из жилых групп, сомасштабных элементам сложившейся планировочной организации существующей части городского округа и городского поселения.

2.2.11. При размещении жилой застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории, жилая застройка формируется в виде участка или группы жилой, смешанной жилой застройки.

Группа жилой, смешанной жилой застройки – территория, площадью от 1,5 до                10 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания – в пределах нормативной доступности. Группы жилой, смешанной жилой застройки формируются в виде части микрорайона (квартала). Границы группы устанавливаются по красным линиям улично-дорожной сети, в случае примыкания – по границам землепользования.

Участок жилой, смешанной жилой застройки – территория, размером до 1,5 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией. Границами территории участка являются границы землепользования.

2.2.12. В зоне исторической застройки структурными элементами жилых зон являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

2.2.13. При проектировании жилой застройки на территории жилых районов, микрорайонов (кварталов) обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории в соответствии с п. 2.2.2 настоящих нормативов.

В городских округах и поселениях основными типами жилой застройки являются: многоквартирная многоэтажная (6-16 этажей); многоквартирная среднеэтажная (4-5 этажей); малоэтажная с участками при квартирах, в том числе блокированная, секционная, усадебная.

В конкретных градостроительных условиях, особенно при реконструкции, допускается смешанная по типам застройка.

Градостроительные характеристики жилой застройки (этажность, размер участка) зависят от места ее размещения в планировочной и функциональной структуре территорий городских округов и поселений и определяются правилами землепользования и застройки с учетом требований раздела «Защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» настоящих нормативов.

2.2.14. Размещение индивидуального строительства в городских округах и поселениях следует предусматривать:

в пределах границ населенных пунктов – на свободных территориях, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки в целях сохранения характера сложившейся среды);

на территориях пригородных зон – на резервных территориях, включаемых в границу городского округа, поселения; в новых и развивающихся поселениях, расположенных в пределах транспортной доступности 30-40 мин.

2.2.15. Планировку и застройку жилых зон на резервных территориях необходимо предусматривать в зависимости от конкретных условий в увязке с прилегающей застройкой с учетом имеющихся планировочных ограничений:

жилых районов и микрорайонов (кварталов), в случае расположения резервных территорий на участках, граничащих со сложившейся застройкой городских округов и городских поселений;

индивидуальной застройки с учетом характера ландшафта резервных территорий.

2.2.16. При размещении жилой застройки на резервных территориях городского округа или поселения тип застройки определяется с учетом общей структуры их жилищного строительства при соблюдении архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических, экологических и специальных требований.

Размещение зданий и сооружений вспомогательного назначения (трансформаторные и распределительные подстанции, тепловые пункты, насосные и пр.) должно быть компактным и не выходить за линию застройки улиц и магистралей.

При размещении указанных зданий и сооружений следует обеспечивать гигиенические нормативы по шуму.

Подъезды к объектам вспомогательного назначения должны предусматриваться с внутриквартальных проездов.

2.2.17. Предельно допустимые размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, предоставляемых в городских округах и поселениях на индивидуальный дом или на одну квартиру, устанавливаются органами местного самоуправления.

Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо принимать с учетом особенностей градостроительной ситуации в городских округах и городских поселениях, характера сложившейся и формируемой жилой застройки (среды), условий ее размещения в структурном элементе жилой зоны, руководствуясь приложением № 6 к настоящим нормативам.

2.2.18. Границы, размеры участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей совместной собственности членов товарищества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, определяются документацией по планировке территории микрорайона (квартала) на основании законодательных актов Российской Федерации, Республики Дагестан и настоящих нормативов.

 

Нормативные параметры жилой застройки

 

2.2.19. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 23, 30) при разработке генеральных планов городских округов и поселений выполняется зонирование территории.

При проектировании жилой зоны на территории городских округов и городских поселений расчетную плотность населения жилого района рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 6.

Таблица 6

Зона различной степени градостроительной ценности территории

Плотность населения территории жилого района, чел./га, для групп

городских округов и городских поселений с числом жителей, тыс. чел.

до 20

20 - 50

50-100

100-250

250-500

500-1000

Высокая

90

110

125

135

140

145

Средняя

-

-

-

120

125

135

Низкая

50

80

110

110

115

120


Информация по документу
Читайте также