Расширенный поиск

Закон Дагестанской АССР от 26.12.1991 б/н

 

 

 

 

ЗАКОН

 

 

ДАГЕСТАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

 

О РЕФЕРЕНДУМЕ

 

 

Глава 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Понятие референдума

 

Референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики или отдельной территории. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории, где проводился референдум.

На референдум не могут выноситься вопросы: о границах Дагестанской ССР, об изменении границ административно-территориальных образований; о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан; вопросы, связанные с избранием, назначением и освобождением должностных лиц, относящиеся к компетенции Верховного Совета ДССР и местных Советов ДССР, о налогах, бюджете, а также вопросы, касающиеся выполнения обязательств, вытекающих из договоров Дагестанской ССР.

 

Статья 2. Право граждан ДССР на участие в референдуме

 

В референдуме имеют право участвовать граждане ДССР, достигшие 18 лет. В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан ДССР на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону.

 

Статья 3. Принципы участия граждан в референдуме

 

Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.

Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане Дагестанской ССР участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.

 

Статья 4. Законодательство о референдуме и контроль за его соблюдением

 

В соответствии с Конституцией Дагестанской ССР вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами ДССР.

Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют государственные органы и организации, на которые он возложен Конституцией ДССР, настоящим Законом и иными законодательными актами ДССР. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений.

 

Статья 5. Агитация по поводу референдума

 

Дагестанская ССР гарантирует политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, трудовым коллективам и гражданам ДССР право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта закона или решения, выносимого на референдум.

В день голосования агитация запрещается.

 

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

 

Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

На заседаниях комиссий референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители политических и иных общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний граждан, а также средств массовой информации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

 

Статья 7. Язык референдума

 

Все решения государственных органов, касающиеся проведения референдума: текст проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятое по ним решение публикуются на языках народов ДССР, а также на языке межнационального общения - русском. Вся переписка с Центральной комиссией референдума ведется на русском языке, а с головной комиссией - на языках народов Дагестана, на которых ведется делопроизводство на данной территории.

 

Статья 8. Материальное обеспечение референдума

 

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума ДССР, с момента принятия решения о его назначении производятся только за счет государственного бюджета Дагестанской ССР, а расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, - только за счет местного бюджета.

Расходы, связанные с возбуждением процедуры референдума, осуществляются за счет инициаторов.

Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями референдума.

 

Глава 2

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 9. Право назначения референдума

 

Право принятия решения о референдуме принадлежит Верховному Совету Дагестанской ССР, а о местном референдуме, кроме того, и местному Совету народных депутатов.

Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом ДССР или местным Советом народных депутатов по их собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона.

 

Статья 10. Обязательное проведение референдума

 

Верховный Совет Дагестанской ССР или местный Совет народных депутатов обязаны назначить референдум по требованию:

а) для референдума ДССР:

не менее 50 тыс. граждан ДССР, имеющих право на участие в референдуме;

не менее половины общего числа народных депутатов Дагестанской ССР;

б) для местного референдума:

не менее половины народных депутатов данного Совета;

граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего Совета, представивших в Совет народных депутатов надлежаще оформленные списки в соответствии с нормой:

при числе граждан, обладающих правом на участие в референдуме, до

1000 чел. - 20 проц.,

от 1000 до 10000 чел. - 15 проц., но не менее 200 человек,

от 10000 до 50000 чел. - 10 проц., но менее 1500 человек,

от 50000 до 200000 чел. - 5 проц., но не менее 5000 человек,

свыше 200000 чел. - 3 проц., но не менее 10000 человек.

Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных граждан ДССР. В этом случае она может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения, и лиц, обладающих правом требования референдума.

 

Статья 11. Реализация права требования референдума народными депутатами

 

Решение о проведении референдума по требованию установленного количества народных депутатов может быть принято путем поименного голосования на сессиях Верховного Совета Дагестанской ССР или местного Совета народных депутатов либо путем сбора подписей народных депутатов. Подписи народных депутатов ДССР под требованием о проведении референдума удостоверяются Президиумом Верховного Совета ДССР, а подписи народных депутатов местного Совета - президиумом соответствующего Совета народных депутатов.

 

Статья 12. Реализация права требования референдума гражданами ДССР

 

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит каждому гражданину ДССР или группе граждан, имеющим право на участие в референдуме. Граждане ДССР реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан ДССР в соответствии с требованием настоящего Закона.

 

Статья 13. Образование инициативной группы референдума

 

В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан проводятся собрания граждан.

Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее чем за 10 дней уведомить Совет народных депутатов о месте и времени проведения собрания.

Собрание по вопросу о необходимости референдума ДССР правомочно, если на нем присутствует не менее 300 граждан ДССР, имеющих право участвовать в референдуме, а собрание по вопросу о необходимости местного референдума правомочно, если на нем присутствует не менее 150 граждан, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право участвовать в референдуме.

Перед собранием проводится письменная регистрация его участников с указанием фамилий и инициалов, постоянного места жительства и возраста.

Собрание избирает президиум собрания, обсуждает необходимость проведения референдума, в также текст проекта решения, предлагаемого на референдум.

В случае принятия решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста, выносимого на референдум, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу референдума в составе не менее 10 человек и поручает ей организацию сбора подписей.

 

Статья 14. Регистрация инициативной группы

 

Надлежаще оформленный протокол собрания с данными о регистрации его участников и списком избранной инициативной группы передается для регистрации инициативной группы в президиум или исполнительный комитет районного или городского Совета народных депутатов по месту проведения собрания. К протоколу прилагается текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.

Решение президиума или исполнительного комитета о регистрации должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения им протокола собрания и соответствующих приложений к нему.

Отказ в регистрации инициативной группы не допускается, если собрание было проведено с соблюдением требований настоящего Закона.

Президиум или исполнительный комитет после проверки правильности проведения собрания выдает представителям инициативной группы свидетельство о регистрации группы и соответствующие удостоверения ее членам. Свидетельство и удостоверения выдаются президиумом или исполнительным комитетом в течение трех дней с момента вынесения им решения о регистрации инициативной группы.

При отсутствии решения президиума или исполнительного комитета по вопросу о регистрации инициативной группы по истечении двух недель с момента представления материалов об избрании инициативной группы она считается зарегистрированной. В этом случае регистрационное свидетельство и удостоверения членам инициативной группы оформляются и выдаются государственным нотариусом на основании копий документов, направленных в исполнительный комитет. Государственная пошлина за выдачу свидетельств и удостоверений взимается с исполнительного комитета.

Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в районный (городской) народный суд по месту нахождения местного Совета народных депутатов, отказавшего в регистрации. Решение суда является окончательным.

При регистрации инициативных групп им должны быть присвоены порядковые номера и наименования, соответствующие наименованиям исполнительных комитетов по месту образования инициативной группы. Эти данные в обязательном порядке указываются на каждом листе, предназначенном для сбора подписей по референдуму, а также на других документах, исходящих от инициативных групп.

Общее количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается. По решению трех и более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума.

Данные о зарегистрированных инициативных группах передаются в Президиум Верховного Совета ДССР президиумами Советов или исполнительными комитетами по месту образования инициативных групп.

 

Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума

 

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.

Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан ДССР, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года.

 

Статья 16. Подписной лист референдума

 

Листы для сбора подписей граждан ДССР под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать текст требования, формулировку вопросов, предлагаемых на референдум, или изложение существа предлагаемого проекта закона и иного решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта закона или иного решения), а также полное наименование соответствующей инициативной группы. Подписные листы выдаются при регистрации инициативной группы.

Гражданин ДССР, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или заменяющего его документа и дату подписания.

Сбор подписей производится в специально отведенных местными Советами народных депутатов помещениях или иных местах.

Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы.

На каждом подписном листе наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума производится запись об общем числе заверенных подписей. Заверяющие подписи членов инициативной группы удостоверяются печатью местного Совета народных депутатов или его исполнительного комитета по месту регистрации инициативной группы.

 

Статья 17. Оформление права требования референдума

 

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование Советов народных депутатов, которым переданы на хранение подписные листы. Итоговый протокол вместе с требованием о проведении референдума ДССР направляется в Президиум Верховного Совета ДССР, а местного референдума - в соответствующий местный Совет народных депутатов.

Подписные листы по акту передаются на хранение Совету народных депутатов, регистрировавшему инициативную группу.

Требование о проведении референдума ДССР адресуется Верховному Совету ДССР, а о проведении местного референдума - местному Совету народных депутатов и должно содержать обоснование необходимости референдума, четкую формулировку вопросов либо проект закона или иного решения, предлагаемых на референдум.

Президиум Верховного Совета ДССР или местный Совет народных депутатов обеспечивает регистрацию полученных материалов и обобщение содержащихся в них сведений.

При необходимости Президиум Верховного Совета ДССР или местный Совет народных депутатов может поручить выборочную или полную проверку достоверности полученных документов соответствующим Советам народных депутатов. Данная проверка должна быть проведена в течение двух недель. При этом вызов лиц, подписавших требование о проведении референдума, не допускается. Результаты проверки, оформленные надлежащим образом, в трехдневный срок передаются в Президиум Верховного Совета ДССР или соответствующий местный Совет народных депутатов. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина его подписи не учитываются.

Президиум Верховного Совете ДССР или местный Совет народных депутатов могут направить поступившие по вопросу проведения референдума материалы для заключения постоянным комиссиям.

Заключение комиссии передается в Президиум Верховного Совета ДССР или местный Совет народных депутатов, которые обеспечивают включение вопроса о назначении референдума в повестку дня текущих или ближайших сессий. Надлежаще заверенные копии заключения, а также информация о времени рассмотрения вопроса о назначении референдума незамедлительно направляются инициативным группам референдума.

 

Статья 18. Принятие решений по требованию о проведении референдума

 

По требованию о проведении референдума может быть принято одно из следующих решений:

а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

б) об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума;

в) о принятии предлагаемого в требованиях о проведении референдума закона или иного решения без последующего проведения референдума.

Верховный Совет ДССР или местный Совет народных депутатов рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение месяца со дня поступления требования о проведении референдума.

Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о назначении референдума публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения.

 

Статья 19. Срок проведения референдума

 

Референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее трех месяцев со дня принятия постановления о его проведении. Этот срок может быть продлен назначившим референдум органом, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума или выборы народных депутатов ДССР и местных Советов.

 

Глава 3

 

ПОДГОТОВКА К РЕФЕРЕНДУМУ

 

Статья 20. Комиссии по проведению референдума

 

Для подготовки и проведения референдума ДССР образуются следующие комиссии:

а) Центральная комиссия референдума ДССР;

б) окружные комиссии референдума ДССР;

в) участковые комиссии референдума ДССР.

Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии:

а) головная комиссия по проведению местного референдума;

б) участковые комиссии по проведению местного референдума.

Полномочия комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.

 

Статья 21. Образование комиссий референдума

 

Центральная комиссия референдума ДССР образуется Верховным Советом ДССР одновременно с принятием решения о назначении референдума. При этом учитываются предложения районных и городских Советов народных депутатов, республиканских органов, общественных организаций, а также инициативных групп референдума.

Окружные комиссии референдума ДССР образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов по представлению расположенных в округах общественных организаций, трудовых коллективов и инициативных групп референдума. Окружные комиссии должны быть образованы в течение недели со дня опубликования постановления о назначении референдума.

Участковые комиссии референдума ДССР или местного референдума образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами в течение трех недель со дня опубликования постановлений о назначении референдума с учетом предложений расположенных на территории общественных организаций, трудовых коллективов, а также собраний граждан численностью не менее 150 человек. При этом в каждую комиссию обязательно включается не менее трех членов инициативной группы или других граждан по представлению инициативной группы.

Головная комиссия местного референдума образуется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов в том же порядке, что в окружные комиссии референдума ДССР.

Центральная и окружная комиссии референдума ДССР, головная комиссия местного референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.

 

Статья 22. Полномочия Центральной комиссии референдума ДССР

 

Центральная комиссия референдума ДССР:

обеспечивает на всей территории ДССР строгое соблюдение настоящего Закона, обращается к Верховному Совету ДССР с представлением о необходимости его толкования;

образует округа референдума;

организует деятельность окружных комиссий референдума;

решает вопросы о приписке участков референдума, находящихся за пределами территории ДССР, к округам референдума на территории ДССР;

распределяет денежные средства по окружным комиссиям референдума;

контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает вопросы материально-технического обеспечения референдума;

устанавливает формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий, порядок хранения документации референдума;

заслушивает сообщения министерств и ведомств ДССР, других государственных и общественных органов по вопросам подготовки и проведения референдума;

подводит итоги проведения референдума в целом по ДССР;

устанавливает результаты референдума, публикует в печати, по телевидению, радио и другими способами сообщения о своей работе и о результатах референдума;

рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами ДССР.

 

Статья 23. Полномочия окружной комиссии референдума ДССР

 

Окружная комиссия референдума ДССР:

организует деятельность участковых комиссий референдума;

заслушивает сообщения исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения референдума;

контролирует своевременность и правильность составления списков участников референдума и представления их для всеобщего ознакомления;

обеспечивает своевременное издание материалов референдума;

содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум;

обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума;

устанавливает результаты референдума в округе, передает их в Центральную комиссию референдума, публикует результаты референдума в печати;

рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;

обеспечивает строгое соблюдение настоящего Закона на территории округа;

осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума

 

Участковая комиссия референдума:

составляет списки участников референдума по участку;

проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений;

оповещает население о дне проведения референдума;

обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование;

организует на участке голосование в день проведения референдума;

производит подсчет голосов и определяет результаты голосования;

рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения;

осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

 

Статья 25. Полномочия головных комиссий референдума

 

Головная комиссия референдума имеет следующие полномочия:

осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение на территории соответствующего Совета;

выходит в случае необходимости в Верховный Совет ДССР с представлениями о толковании настоящего Закона;

образует округа референдума;

направляет деятельность окружных и участковых комиссий референдума;

распределяет денежные средства по комиссиям референдума;

контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

устанавливает формы бюллетеней референдума, списков участников референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума;

обеспечивает изготовление бюллетеней референдума и снабжение ими участковых комиссий референдума;

заслушивает сообщения окружных и участковых комиссий референдума, исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения референдума;

получает от нижестоящих комиссий референдума протоколы о результатах референдума, подводит итоги и устанавливает результаты референдума;

публикует в печати сообщения о своей работе по результатам референдума;

рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законами ДССР.

 

Статья 26. Округа и участки референдума

 

При проведении референдума ДССР территория каждого района, города, района в городе составляет отдельный округ референдума.

Территория округа делится на участки. Участки референдума образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами по согласованию с окружными комиссиями референдума;

территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков, сформированных для выборов народных депутатов действующего созыва.

В больницах, санаториях и домах отдыха, в воинских частях и труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут создаваться участки референдума, которые входят в округа референдума в соответствии с местом их расположения или же по месту приписки судна.

Участки референдума при учреждениях ДССР, расположенных за пределам ДССР, образуются в порядке, определенном Президиумом Верховного Совета ДССР.

Каждый участок для референдума должен иметь помещения, где в момент опечатывания ящиков для голосования, голосования, вскрытия ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители общественности, средств массовой информации и наблюдатели. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок, за исключением образованных в зонах отгонного животноводства, не может иметь более одного переносного ящика для тайного голосования.

Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования.

Кабины для тайного голосования оснащаются столиками, щитами с текстом проекта решения, вынесенного на референдум, а также авторучками. Применение карандашей не допускается.

 

Статья 27. Организация работы комиссий референдума

 

Комиссии референдума должны провести свои первые заседания не позднее чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии. Надлежаще заверенные копии указанных документов выдаются по первому требованию заинтересованных лиц.

Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, организациями и должностными лицами.

Решения и действия участковой или окружной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума или, по выбору заинтересованного лица, в народный суд по месту нахождения соответствующей комиссии, который принимает решение в течение недели с момента поступления жалобы.

Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение референдума.

Государственные и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Председатель, заместитель председателя, секретарь или член комиссии референдума может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественной организации, трудового коллектива, инициативной группы референдума, органа общественной самодеятельности, собрания граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии референдума производится в порядке, установленном настоящим Законом.

 

Статья 28. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

 

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем.

Списки составляются на основе данных, представляемых исполкомом соответствующего местного Совета народных депутатов. Список по участку референдума, образованному в войсковой части, составляется на основе данных, представляемых командиром войсковой части, а по участку, образованному за пределами ДССР, - на основе данных, представляемых руководителем находящегося за пределами ДССР учреждения.

В списки включаются все граждане, имеющие право участвовать в референдуме, на момент составления списков постоянно или временно проживающие на территории данного участка. Военнослужащие, проживающие вне войсковых частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен не более чем в один список. Списки вывешиваются для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее чем за 25 дней до референдума, а также доводятся до сведения граждан другими способами.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно - рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.

 

Статья 29. Бюллетень для голосования

 

В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего: "за" и "против".

В случае постановки на референдум нескольких альтернативных проектов решений все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно.

В случае проведения референдума по проектам различных решений, а также в случае проведения референдума ДССР в один день с местным референдумом все проекты предложенных на референдумы решений печатаются на различных по цвету бюллетенях, голосуются отдельно и независимо друг от друга.

Формы и тексты бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией референдума ДССР или головной комиссией местного референдума не позднее чем за 30 дней до дня референдума.

Окружные комиссии обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее чем за 15 дней до дня референдума.

 

Глава 4

 

ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 30. Время проведения референдума

 

На всех участках для голосования, в том числе и на судах, а также в учреждениях за пределами ДССР голосование проводится с 7 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 15 дней до дня референдума.

Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, находящихся в больницах, на судах, в труднодоступных населенных пунктах, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.

 

Статья 31. Досрочное голосование

 

В случае, если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности принять участие в референдуме в связи с убытием за пределы ДССР, он вправе получить в участковой комиссии референдума бюллетень для голосования. В получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме.

После заполнения бюллетеня гражданин вкладывает его в конверт, который, для обеспечения тайны голосования заклеивается, скрепляется печатью комиссии. Данный конверт хранится в нераскрытом состоянии до дня референдума.

 

Статья 32. Открепительное удостоверение

 

В случае, если менее чем за 30 дней гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение участка для голосования, на котором включен в списки для голосования, он вправе получить в участковой комиссии референдума открепительное удостоверение, о чем делается соответствующая отметка в списках для голосования.

Гражданин ДССР по предъявлении открепительного удостоверения имеет право проголосовать на любом участке для голосования на территории ДССР и должен быть внесен в дополнительный список.

 

Статья 33. Голосование в день референдума

 

В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, наблюдателей и иных представителей общественности проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.

Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.

В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при получении их письменного заявления поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту жительства этих граждан, как правило, в присутствии одного из общественных наблюдателей.

Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем. Бюллетени для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими гражданами и хранящиеся на участке, опускаются в ящик для голосования в день проведения референдума председателем участковой комиссии в присутствии других ее членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом проверяется целостность конверта, наличие на нем печати комиссии и соответствие количества конвертов отметкам в списках для голосования.

Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов "за" или "против".

Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.

 

Статья 34. Подсчет голосов

 

После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.

На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество бюллетеней сверяется с количеством поданных письменных заявлений с просьбой о голосовании на дому. По числу находящихся в ящиках для голосования бюллетеней комиссия устанавливает:

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;

число голосов, поданных против;

число бюллетеней, признанных недействительными.

Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.

 

Статья 35. Протокол по итогам голосования

 

Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.

Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками и подписываются всеми членами участковой комиссии. Если проводилось несколько референдумов, по каждому из них составляется отдельный протокол.

Первый экземпляр протокола доставляется в окружную или в головную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии.

Окружная и головная комиссии на основании протоколов участковых комиссий суммируют полученные данные, проверяют их и после обсуждения составляют и подписывают итоговый протокол в двух экземплярах. При референдуме ДССР первый экземпляр протокола немедленно отсылается или передается другим способом в Центральную комиссию референдума.

Участковые комиссии референдума после подсчета голосов сдают копии протоколов и бюллетени в отпечатанном виде, в том числе и погашенные, в городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов, где они хранятся в течение двух месяцев, а затем уничтожаются, если за это время результаты референдума не были опротестованы.

Президиумы соответствующих Советов народных депутатов обязаны обеспечить необходимые условия для сохранности документов.

 

Глава 5

 

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 36. Подведение итогов референдума

 

Центральная комиссия референдума ДССР или головная комиссия местного референдума на основании протоколов всех окружных и участковых комиссий референдума определяет:

число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

число граждан, получивших бюллетени;

число граждан, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;

число голосов, поданных против;

число бюллетеней, признанных недействительными.

Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.

Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

При проведении референдума ДССР по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции ДССР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан ДССР, внесенных в списки для участия в референдуме.

Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.

Результаты референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования.

 

Статья 37. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме

 

Итоги референдума доводятся до сведения населения через средства массовой информации Центральной комиссией референдума ДССР или головной комиссией местного референдума не позднее десяти дней со дня окончания голосования.

В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку недействительными Центральная комиссия референдума ДССР или головная комиссия местного референдума вправе поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование. Решения Центральной комиссии референдума могут быть обжалованы в Верховный суд ДССР, а решения головной комиссии - в соответствующий народный суд в течение недели со дня их принятия.

Принятое на референдуме решение публикуется не позднее семи дней с даты последнего голосования по вопросу, вынесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.

 

Статья 38. Изменение и отмена решения, принятого референдумом

 

Изменение либо отмена решения, принятого референдумом, производится только референдумом.

 

Глава 6

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ

 

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

 

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином ДССР или группой граждан ДССР их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Председатель Верховного Совета

Дагестанской ССР                                               М.МАГОМЕДОВ

 

Махачкала

26 декабря 1991 года

 

 


Информация по документу
Читайте также