Расширенный поиск
Закон Республики Дагестан от 18.12.1995 № 9ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "Об особо охраняемых природных территориях" С т а т ь я 1 Внести изменения и дополнение в Закон Республики Дагестан "Об особо охраняемых природных территориях", изложив его в следующей редакции: "ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Об особо охраняемых природных территориях Раздел I. Общие положения С т а т ь я 1. Определение и категории особо охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории - это участки земли (акватории) и воздушного пространства над ними, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое, санаторно-оздоровительное значение, изъятые полностью или частично, постоянно или временно из хозяйственной эксплуатации, в отношении которых уполномоченным на то государственным органом установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории Республики Дагестан образуют единую функциональную систему по сохранению и изучению естественного течения природных процессов и явлений, поддержанию природного равновесия и экологического разнообразия, сохранению природного генофонда растений, животных и микроорганизмов, восстановлению ресурсов биосферы, удовлетворению важных социальных и эстетических потребностей населения. 2. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. 3. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: - государственные природные заповедника, в том числе биосферные; - национальные парки; - природные парки; - государственные природные заказники; - памятники природы; - эколого-этнические зоны; - дендрологические парки и ботанические сады; - лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Дагестан, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, морские прибрежные зоны, мемориальные парки и другие). 4. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности. 5. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. 6. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти Республики Дагестан принимают решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. 7. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, республиканское (региональное) или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются собственностью Республики Дагестан и находятся в ведении органов государственной власти Республики Дагестан. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. 8. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, эколого-этнических зон могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям республиканского значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями республиканского значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и республиканского значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами публики Дагестан. С т а т ь я 2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях 1. Законодательство Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Республики Дагестан и основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". 2. Отношения в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира, другим законодательством, международными и межреспубликанскими договорами. 3. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, и имущественные отношения в области их использования и охраны устанавливаются и регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Дагестан, если иное не предусмотрено федеральным законом. С т а т ь я 3. Государственное управление у государственный онтроль в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий 1. Государственное управление и государственный контроль в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 2. Государственное управление и государственный контроль в области организации, использования и охраны территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных парков, эколого-этнических зон республиканского значения осуществляются органами государственной власти Республики Дагестан и специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды. 3. Управление и контроль в области организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления. С т а т ь я 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о землепользователях (природопользователях), о правовом статусе этих территорий, их географическом положении, границах, площадях, профиле, функциях, основных природоохранных, экологических и культурно-эстетических параметрах. Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий используются при планировании сети данных территорий Республики Дагестан, организации их охраны и Проведении научных исследований, повышении уровня государственного контроля за соблюдением режима соответствующих территорий, а также при планировании социально-экономического развития и размещения производительных сил. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется по единой системе специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды. С т а т ь я 5. Участие общественности и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий Общественные и религиозные объединения, граждане и юридические лица оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения общественных организаций и отдельных граждан. Раздел II. Государственные природные заповедники С т а т ь я 6. Общие положения 1. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, биологического генофонда, типичных и уникальных экосистем. 2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, полностью и безвозмездно передаются государственным природным заповедникам в постоянное пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Передача в аренду земель и других природных ресурсов государственного природного заповедника запрещается. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления, имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. 3. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: - сохранение в естественном состоянии всего природного комплекса; - ведение экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; - проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; - участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов, реализация которых может оказывать негативное воздействие на природные комплексы государственных природных заповедников и их охранных зон; - содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; - содействие в подготовке республиканских (региональных) природоохранных программ; - пропаганда экологических знаний. 4. Каждый государственный природный заповедник действует на основании Положения о нем, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится. С т а т ь я 7. Порядок образования государственных природных заповедников 1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия Республики Дагестан на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению Правительства Республики Дагестан и специально уполномоченного на те государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Для организации государственных природных заповедников не требуется согласия ведомств, предприятий, учреждений, организаций и частных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность и природопользование на данной территории. Предоставление земель государственным природным заповедникам может осуществляться при наличии возражений землевладельцев и землепользователей, если природоохранные интересы превалируют над хозяйственными. Земли биосферных резерватов могут передаваться государственным природным заповедникам в постоянное пользование. 2. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. 3. Решения об образовании охранной зоны государственного природного заповедника и утверждении положения о ней принимаются Правительством Республики Дагестан. 4. Утверждение Правительством Российской Федерации Генеральной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальной схемы охраны природы является основанием для принятия органами местного самоуправления решений о резервировании земельного участка, предполагаемого к заповеданию. Хозяйственная деятельность землепользователей на данной территории ограничивается до принятия решения об организации государственного природного заповедника. С т а т ь я 8. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников 1. На территории государственного природного заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям государственного природного заповедника, нарушающая естественное развитие природных процессов или угрожающая состоянию природных комплексов и объектов. Территории государственных природных заповедников бессрочно изымаются из хозяйственного пользования. На территориях государственных приходных заповедников и их охранных зон запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. 2. На территориях государственных приходных заповедников допускаются: - мероприятия по восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов в результате антропогенного воздействия, а также выполнение научно-исследовательских задач, стоящих перед государственным природным заповедником; - противопожарные, санитарные и иные виды деятельности, направленные на поддержание условий, обеспечивающих противопожарную и санитарную безопасность и предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; - осуществление контрольно-надзорных функций; - осуществление экологического мониторинга; - ведение эколого-просветительской работы; - деятельность, направленная на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, постоянно проживающих на его территории, которая осуществляется на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, в соответствии с утвержденным положением о данном государственном природном заповеднике. 3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. 4. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан и должностных лиц, не являющихся работниками данных заповедников, или органов, в ведении которых они находятся, допускается только при наличии разрешений этих органов или администрации государственных природных заповедников. 5. В пределах охранных зон государственных природных заповедников запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы, расположенные на территории государственных природных заповедников. 6. Строительство новых хозяйственных объектов и иная деятельность на прилегающих к государственным природным заповедникам территориях, создающие угрозу заповедному режиму, увеличение фоновых концентраций загрязняющих веществ или избиение гидрологического, режима в пределах государственных природных заповедников, осуществляются по согласованию с Министерствами охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Республики Дагестан. С т а т ь я 9. Государственные природные биосферные заповедники 1. Статус государственных природные биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющие глобальный экологический мониторинг и получившие сертификат ЮНЕСКО в порядке, установленном этой международной организаций. 2. Государственные природные биосферные заповедники обеспечиваются зонами со следующим режимом: - зона заповедного ядра (собственно территория заповедника), на территории которой запрещены любые виды хозяйственной и рекреационной деятельности и природопользования; - зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования, соответствующие целям заповедника, и внедрение их результатов; - буферная зона, режим которой направлен на снижение влияния хозяйственной деятельности на заповедное ядро. Конкретный режим зон государственных природных биосферных заповедников устанавливается в соответствии с его научным профилем, целями создания и определяется Положением о нем. С т а т ь я 10. Юридический статус и средства государственных природных заповедников 1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, состоящими на государственном (федеральном) бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют счета в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. 2. Государственные природные заповедники имеют право на самостоятельное распоряжение собственными средствами, в том числе в иностранной валюте, получаемыми ими: от научной, природоохранной, рекламно-издательской, просветительской и иной деятельности, не противоречащей задачам заповедников; в счет возмещения ущерба, причиненного государственному природному заповеднику в результате деятельности предприятий, учреждений и организаций, в том числе совместных и иностранных, а также граждан; от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, реализации изъятой продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи от государственных, кооперативных и иных общественных организаций, предприятий, учреждений, отдельных граждан, международных, иностранных организаций и частных лиц. Доходы от этой деятельности налогами не облагаются. 3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе. 4. Конкретные особенности, режим и научный профиль государственного природного заповедника устанавливаются в индивидуальном положении о нем, утверждаемом государственным органом, в ведении которого он находится. 5. Государственные природные заповедники пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан. Раздел III. Национальные парки С т а т ь я 11. Общие положения 1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. 2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. 3. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. 4. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными паркими на праве оперативного управления. 5. Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 6. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. 7. На национальные парки возлагаются следующие задачи: - сохранение природных комплексов, эталонных и уникальных участков и объектов природы; - сохранение культурного наследия (объектов этнографии, археологии, истории, исторических и культурных ландшафтов); - разработка и внедрение научных методов охраны природы; - разработка и внедрение экологического просвещения населения; - осуществление экологического мониторинга; - восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов. С т а т ь я 12. Порядок образования национальных парков Порядок учреждения национальных парков и резервирования территорий для организации национальных парков осуществляется в том же порядке, что и для организации государственных природных заповедников. С т а т ь я 13. Юридический статус и средства национальных парков 1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, состоят на государственном (федеральном) бюджете, находятся на самостоятельном балансе, имеют счета в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. 2. Национальные парки имеют право на самостоятельное распоряжение собственными средствами, в том числе и в иностранной валюте, получаемыми: от научной, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам; в счет возмещения ущерба, причиненного национальному парку в результате деятельности предприятий, учреждений и организаций, в том числе совместных и иностранных; от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и изъятой продукции незаконного природопользования; в порядке безвозмездной помощи от государственных, кооперативных и иных общественных организаций, предприятий, учреждений и отдельных граждан, международных, иностранных организаций и частных лиц. 3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц национальных парков, поступают в самостоятельное распоряжение национальных парков и учитываются на отдельном балансе. 4. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков. 5. Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. 6. Национальные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий национальных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан. 7. Расположение национальных парков на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения их территориальной целостности или изменения статуса. С т а т ь я 14. Режим национальных парков и условия природопользования 1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны и использования с учетом местных природных и социальных особенностей в соответствии в соответствии с профилем районной планировки этого парка. 2. На территориях национальных парков выделяются: заповедные зоны с режимом, предусмотренным для государственных природных заповедников; охранные зоны историко-культурного объектов; зоны рекреационного, хозяйственного и иного использования, на которых осуществляется деятельность, не противоречащей задачам национального парка; особо охраняемая зона, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение. 3. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и объектов растительного и животного мира и взятых под охрану историко-культурных объектов, которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: - геолого-разведочные работы и разработка полезных ископаемых; - рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций; - деятельность предприятий целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых иных производств, представляющих особую экологическую опасность; - действия, изменяющие гидрологический режим; - строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с деятельностью национальных парков; - предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; - движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам; - интродукция живых организмов с целью их акклиматизации. 4. Положением о национальных парках могут быть запрещены или ограничены иные виды деятельности, влекущие за собой снижение природной, научной, эстетической и культурной ценности их территорий. 5. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков. 6. С национальными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Раздел IV. Природные парки С т а т ь я 15. Общие положения 1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Республики Дагестан, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных и рекреационных целях. 2.Территории природных парков располагаются на землях предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. 3. На природные парки возлагаются следующие задачи: - сохранение природной среды, природных ландшафтов; - создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; - разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. С т а т ь я 16. Порядок образования природных парков 1. Решение об образовании природных парков принимает Правительство Республики Дагестан по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления. 2.Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Правительства Республики Дагестан по согласованию с Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 17. Особенности правового положения природных парков 1. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета Республики Дагестан природоохранного учреждения. 2. Средствами природных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются следующие получаемые дирекциями природных парков средства: - в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; - от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков; - в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. 3. Природные парки, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий природных парков имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них действующим законодательством. С т а т ь я 18. Режим особой охраны территорий природных парков 1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйотвенные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. 2. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. 3. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. 4. С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов. 5. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Республики Дагестан по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления. Раздел V. Государственные природные заказники С т а т ь я 19. Общие положения 1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. 2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. 3. Государственные природные заказники могут быть федерального или республиканского значения. 4. Государственные природные заказчики могут иметь различный профиль, в том числе быть: - комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); - биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; - палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; - гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; - геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. 5. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. 6. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников республиканского значения определяются Правительством Республики Дагестан. 7. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственные заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан. 8. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации. С т а т ь я 20. Порядок образования государственных природных заказников 1.Государственные природные заказники федерального значения учреждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Государственные природные заказники республиканского значения образуются Правительством Республики Дагестан по представлению специально уполномоченного на то государственного органа в области охраны окружающей природной среды и по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. 3. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляются в том же порядке, что и их образование. С т а т ь я 21. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников 1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно, полностью или частично запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания государственных природных заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам. 2. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Правительством Республики Дагестан. 3. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника республиканского значения определяются Правительством Республики Дагестан. 4. На территориях государственных Природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. 5. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. Раздел VI. Памятники природы С т а т ь я 22. Общие положения 1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. 2. Памятники природы могут быть федерального, республиканского и местного значения. С т а т ь я 23. Порядок признания территорий, занятых памятниками природа, особо охраняемыми природными территориями 1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы республиканского значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями республиканского значения Правительством Республики Дагестан. 3. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы местного значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями местного значения органами местного самоуправления, которые определяют порядок их организации, охраны и функционирования. 4. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Республики Дагестан утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 5. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. 6. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы осуществляется постановлением Правительства Республики Дагестан по согласованию с Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 24. Режим особой охраны территорий памятников природы 1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. 2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. 3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы определяются и возмещаются в порядке, установленном органами, принявшими решение об организации соответствующего памятника природы. Раздел VII. Эколого-этнические зоны С т а т ь я 25. Общие положения Эколого-этнические зоны - это районы размещения коренного населения, требующие особого режима природопользования в целях сохранения и восстановления биологических природных ресурсов, среды обитания и традиционного образа жизни этого населения. С т а т ь я 26. Режим эколого-этнических зон 1. Хозяйственная деятельность в пределах эколого-этнической зоны должна исключать формы и методы, ведущие к разрушению среды обитания населения и его биологических ресурсов. На участках постоянного проживания коренного населения (ядра эколого-этнических зон) допускается только традиционная экстенсивная хозяйственная деятельность этого населения. 2. Экологозтнические зоны находятся в ведении Правительства Республики Дагестан, которое утверждает индивидуальное положение о каждой эколого-этнической зоне. Раздел VIII. Дендрологические парки и ботанические сады С т а т ь я 27. Общие положения 1. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. 2. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как юридическими лицами, состоящими на государственном бюджете, так и входить в состав научно-исследовательских или учебных учреждений и состоять на их балансе. 3. Земли дендрологических парков и ботанических садов изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются дендрологическим паркам и ботаническим садам в бессрочное (постоянное) пользование. 4. Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. С т а т ь я 28. Порядок образования, режим особой охраны и финансирование дендрологических парков и ботанических садов 1. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и республиканского значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан. 2. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. 3. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: - экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; - научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; - административную. 4. Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений. 5. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Дагестан и других не запрещенных законом источников. 6. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства: - в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; - от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов; - в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций. 7. Дендрологические парки и ботанические сады пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством. Раздел IX. Лечебно-оздоровительные местности и курорты С т а т ь я 29. Общие положения 1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. 2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. 3. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, республиканское или местное значение. 4. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно - оздоровительным местностям курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах" и соответствующим законодательством Республики Дагестан. 5. Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. 6. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Дагестан. С т а т ь я 30. Режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. 2. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. 3. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. 4. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан в соответствии с "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и законодательством Республики Дагестан. С т а т ь я 31. Порядок образования лечебно-оздоровительных местностей и курортов 1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального и республиканского значения учреждаются соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан. 2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан. Раздел Х. Организация охраны особо охраняемых природных территорий С т а т ь я 32. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков 1. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работников которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. 2. Директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков. С т а т ь я 33. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков 1. Работники государственных природных заповедников и национальных парков, являющиеся государственными инспекторами по охране территорий этих государственных природных Заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан имеют право: - проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях; - проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон; - задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации, законодательство Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы; - направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении установленного режима государственных приходных заповедников и национальных парков, к административной ответственности; - изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы; - производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей; - беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях; - приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон. 2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право: - запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон; - налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Дагестан об особо охраняемых природных территориях; - предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушения установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков; - в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы. 3. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц государств энной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. 4. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальные парков при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак. 5. Государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при осуществлении возложенных на них федеральным и настоящим Законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством. 6. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты. 7. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством. С т а т ь я 34. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий федерального, республиканского и местного значения 1. Порядок охраны территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий определяется соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Дагестан, в ведении которых они находятся. 2. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков. 3.Правительство Республики Дагестан и органы местного самоуправления осуществляют охрану особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, населенные соответствующими полномочиями в порядке, установленном правовыми актами Республики Дагестан. Раздел XI. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий С т а т ь я 35. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий 1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой. 2. Законодательством Российской Федерации устанавливается также уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. 3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление. Раздел XII. Международные, межрегиональные договоры, касающиеся охраны и использования особо охраняемых природных территорий С т а т ь я 36. Международные, межрегиональные договоры Особо охраняемые природные территории Российской Федерации, Республики Дагестан могут включаться в список всемирного наследия и иные категории объектов международного, а также межрегионального значения в соответствии с международными и межрегиональными договорами и соглашениями. Если международным или федеральным договорами установлены иные, более строгие правила, чем те, которые предусматриваются настоящим Законом, то принимаются правила международного или федерального договора." С т а т ь я 2. О сроках и порядке введения в действие настоящего Закона 1. Ввести настоящий Закон Республики Дагестан в действие со дня его официального опубликования. 2. Правительству Республики Дагестан привести в соответствие с настоящим Законом принятые им нормативные правовые акты. Председатель Государственного Совета Республики Дагестан М.Магомедов 18 декабря 1995 года г. Махачкала N 9 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|