Расширенный поиск
Закон Дагестанской АССР от 26.12.1991 б/н
Утратил силу – Закон Республики ЗАКОН ДАГЕСТАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закон определяет
общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в
условиях многообразия форм собственности, устанавливает организационно-правовые
формы предприятий, действующих на территории ДССР, и особенности их
деятельности, регламентирует права и ответственность субъектов
предпринимательства, определяет меры государственной защиты, поддержки и
регулирования предпринимательства в ДССР. Положения
настоящего Закона действуют на всей территории ДССР по отношению ко всем
субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям независимо от формы
собственности и сферы деятельности, включая юридических лиц и граждан других
республик и иностранных государств, если иное не предусмотрено соответствующими
международными договорами и законодательными актами РСФСР и ДССР. Закон не
применяется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объединениям,
занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли. Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья
1. Предпринимательство 1.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это деятельность
граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную
ответственность, направленная на получение прибыли (дохода). Предприниматель
может осуществлять любые, не запрещенные законодательными актами РСФСР, ДССР
виды деятельности. 2. Отдельные
виды деятельности осуществляются предпринимателями на основании специального
разрешения (лицензии). Перечень видов
деятельности, подлежащих лицензированию, и порядок получения лицензии
определяются правительством. Статья
2. Субъекты предпринимательства 1. Субъектами
предпринимательской деятельности в ДССР могут быть: граждане ДССР и
других союзных республик, не ограниченные в установленном законом порядке в
своей дееспособности; граждане
иностранных государств и лица без гражданства в пределах правомочий,
установленных законодательством; объединения
граждан - коллективные предприниматели (партнеры). 2. Статус
предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации
предприятия в порядке, установленном настоящим Законом и другими
законодательными актами. Осуществление предпринимательской деятельности без
регистрации запрещается. Право на
индивидуальную предпринимательскую деятельность без оформления статуса
юридического лица возникает на основании приобретения срочных гербовых знаков,
продаваемых финансовыми органами по месту этой деятельности. Цена гербовых знаков
устанавливается Верховным Советом ДССР. 3.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного
труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда,
регистрируется как предприятие. Статья
3. Формы предпринимательской деятельности 1. Исходя из
характера предпринимательской деятельности и отношений с собственником
предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником,
так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения с
установлением предела такого ведения собственником имущества. 2. Отношения
субъекта, управляющего имуществом на праве хозяйственного ведения, и
собственника этого имущества регламентируются договором (контрактом),
определяющим взаимные обязательства сторон, ограничение прав использования
имущества, основания и условия расторжения договора (контракта). Собственник
имущества или уполномоченный им орган (лицо) не имеет права вмешиваться в
деятельность предприятия после заключения договора с управляющим, за
исключением случаев, предусмотренных договором (контрактом), уставом
предприятия и законодательством Дагестанской ССР. Статья
4. Предприятие 1. Предприятием
является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке,
установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и
оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения
прибыли. 2. Предприятие
может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены
законодательными актами РСФСР, Дагестанской ССР и отвечают целям,
предусмотренным в уставе предприятия. 3. Отношения
предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, Советами
народных депутатов, органами государственного и муниципального управления и
гражданами регламентируются законодательством РСФСР, ДССР. Статья
5. Собственники предприятий 1. В
соответствии с Законом о собственности в ДССР в Дагестанской ССР могут
создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной,
муниципальной собственности и собственности общественных организаций. 2. В ДССР могут
создаваться и действовать предприятия, основанные на собственности РСФСР, ДССР,
местных Советов и органов местного самоуправления, общественных организаций,
других республик, иностранных государств, международных организаций,
юридических лиц и граждан ДССР, других республик и иностранных государств. 3. В ДССР могут
создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанные
на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и
государственной собственности, а также в собственности общественных
организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан. Глава II ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ Статья
6. Государственное предприятие 1.
Государственное предприятие учреждается государственными органами управления,
уполномоченными управлять государственным имуществом. 2. Имущество
государственного предприятия или вклад государства в предприятие смешанной
формы собственности образуется за счет бюджетных ассигнований и (или) вкладов
других государственных предприятий, полученных доходов, других законных
источников и находится в собственности РСФСР, ДССР. Указанное имущество
может передаваться в хозяйственное ведение предприятию в лице трудового
коллектива. 3.
Государственное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом
предприятия. Государство и
его органы не несут ответственности по обязательствам государственного
предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства и его
органов. 4.
Государственное предприятие является юридическим лицом, имеет собственное
наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия. Статья
7. Муниципальное предприятие 1. Муниципальное
предприятие учреждается местными Советами народных депутатов или органами
местного самоуправления. 2. Имущество
муниципального предприятия или вклад местного Совета (органа местного
самоуправления) в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет
ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов
других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных
источников и находится в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных
образований, органов местного самоуправления. Указанное
имущество может передаваться в хозяйственное ведение предприятию в лице его
трудового коллектива. 3. Муниципальное
предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Местные Советы
народных депутатов и местные органы самоуправления не несут ответственности по
обязательствам муниципального предприятия. Муниципальное предприятие не
отвечает по обязательствам местных органов управления. 4. Муниципальное
предприятие является юридическим лицом, имеет собственное наименование с
указанием организационно-правовой формы предприятия. Статья
8. Индивидуальное (семейное) частное предприятие 1.
Индивидуальным предприятием является предприятие, принадлежащее гражданину на
праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности,
если иное не предусмотрено договором между ними. 2. Имущество
индивидуального предприятия формируется из имущества гражданина (семьи),
полученных доходов и других законных источников. Индивидуальное предприятие
может быть образовано в результате приобретения гражданином (семьей)
государственного или муниципального предприятия. 3. Собственник
индивидуального предприятия несет ответственность по обязательствам предприятия
в пределах, определяемых уставом предприятия. 4.
Индивидуальное предприятие имеет собственное наименование с указанием
организационно-правовой формы предприятия и фамилии собственника его имущества. Статья
9. Полное товарищество 1. Полное
товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или)
юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основании договора
между ними. Все участники
полного товарищества несут неограниченную солидарную ответственность по
обязательствам товарищества всем своим имуществом. 2. Имущество
полного товарищества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов
и других законных источников и принадлежит его участникам на праве общей
долевой собственности. 3. Полное
товарищество имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой
формы и имени не менее одного участника товарищества. Полное товарищество не
является юридическим лицом. Юридические лица
- участники полного товарищества сохраняют самостоятельность и права
юридического лица. Статья
10. Смешанное товарищество 1. Смешанное
товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или)
юридических лиц, созданное на основании договора между ними для совместной
хозяйственной деятельности. Смешанное
товарищество включает действительных членов и членов-вкладчиков. Действительные
члены смешанного товарищества несут полную солидарную ответственность по
обязательствам товарищества всем своим имуществом. Члены-вкладчики несут
ответственность по обязательствам товарищества в пределах вклада в имущество
товарищества. Смешанное товарищество не отвечает по имущественным
обязательствам членов-вкладчиков. 2. Имущество
смешанного товарищества формируется за счет вкладов участников, полученных
доходов и других законных источников и принадлежит его участникам на праве
общей долевой собственности. 3. Смешанное
товарищество имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой
формы и имени не менее одного действительного члена. Смешанное товарищество
является юридическим лицом. Юридические лица - участники смешанного
товарищества, сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Статья
11. Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество
закрытого типа) 1. Товарищество
с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа)
представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной
хозяйственной деятельности. Уставной фонд товарищества (акционерного общества)
образуется только за счет вкладов (акций) учредителей. 2. Все участники
товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого
типа) отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Вклады
участников товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества
закрытого типа) могут переходить от собственника к собственнику только с
согласия других участников товарищества в порядке, предусмотренном уставом
товарищества. 3. Имущество
товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого
типа) формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других
законных источников и принадлежит его участникам на праве общей долевой
собственности. 4. Товарищество
с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) является
юридическим лицом, действует на основании устава, утверждаемого его
участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой
формы товарищества. Юридические лица - участники товарищества с ограниченной
ответственностью (акционерного общества закрытого типа), сохраняют
самостоятельность и права юридического лица. Статья
12. Акционерное общество открытого типа 1. Акционерное
общество открытого типа представляет собой объединение нескольких граждан и
(или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Акционеры несут
ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего
вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерное
общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров. 2. Имущество
акционерного общества открытого типа формируется за счет продажи акций в форме
открытой подписки, полученных доходов и других законных источников. Свободная
продажа акций допускается на условиях, устанавливаемых законодательством ДССР,
РСФСР. 3.
Преобразование в акционерные общества государственных и муниципальных
предприятий, а также предприятий, в имуществе которых вклад государства или
местных Советов составляет более 50 проц., осуществляется собственником или
уполномоченным им органом с учетом мнения трудового коллектива и в соответствии
с законодательством Дагестанской ССР и РСФСР о приватизации. 4. Акционерное
общество открытого типа является юридическим лицом, действует на основании
устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с
указанием его организационно-правовой формы. Юридические лица - акционеры,
сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Статья
13. Объединение предприятий 1. Предприятия
могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и
другие объединения. Объединения создаются на договорной основе в целях
расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и
социальном развитии. Предприятия,
входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права
юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной
властью в отношении предприятий, входящих в объединения, и выполняют свои
функции на основании договоров с предприятиями. Решение о
вхождении в объединение и выходе из него государственного или муниципального
предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля
государственного и муниципального имущества составляет более 50 проц.,
принимается собственником имущества или уполномоченным им органом (лицом) по
согласованию с трудовым коллективом. 2. Объединения
создаются на основе: взаимного
согласия собственников или уполномоченных им органов (лиц) о вхождении
предприятий в объединение и выходе на условиях, определяемых уставом
объединения; соблюдения
антимонопольного законодательства; свободы выбора
организационной формы объединения; организации
отношений между предприятиями, входящими в объединение, на основе хозяйственной
самостоятельности и договоров. 3. Объединение
имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и
действует на основании устава. Статья
14. Филиалы и представительства предприятия 1. Собственник
предприятия или уполномоченный им орган (лицо) имеет право учреждать от
предприятия представительства, филиалы, дочерние предприятия, отделения и
другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов. 2. Согласование
вопроса о размещении таких обособленных подразделений с соответствующими
местными Советами народных депутатов производится в порядке, установленном для создания
предприятия. 3. Филиалы,
представительства, отделения и другие обособленные подразделения предприятий
действуют на основании уставов и положений, утверждаемых собственником или
уполномоченным им органом (лицом). 4. Учреждение
филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений на
территории других союзных республик и государств может осуществляться в
соответствии с законодательством по месту открытия предприятия, если иное не
предусмотрено международными соглашениями. Статья
15. Предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым
коллективом 1. Трудовой
коллектив государственного, муниципального предприятия, а также предприятия со
смешанной формой собственности, в имуществе которого доля государства или
местного Совета народных депутатов составляет более 50 проц., одного или
нескольких структурных подразделений (единиц) указанных предприятий имеет право
с согласия собственника или уполномоченного им органа (лица) создать
товарищество, взять в аренду и (или) выкупить в собственность работников
предприятия государственное или муниципальное имущество или его долю на
условиях, определяемых законодательством Дагестанской ССР, РСФСР. 2. В
соответствии с договором об аренде произведенная продукция, полученные доходы и
другое приобретенное за счет средств арендатора (товарищества) имущество за
вычетом арендной платы и других обязательных платежей является его
собственностью. 3. Условия
хозяйственной деятельности товарищества, арендующего имущество, имущественная
ответственность сторон, порядок и условия выкупа имущества определяются
договором об аренде. Глава III ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ГАРАНТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья
16. Права предпринимателя Предприниматель
имеет право: создавать и
преобразовывать для осуществления своей деятельности любые виды предприятий,
организация которых не противоречит законодательным актам РСФСР, Дагестанской
ССР; приобретать
полностью или частично государственные предприятия и предприятия, основанные на
других формах собственности, иное имущество и имущественные права; самостоятельно
формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей
своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных
законодательством РСФСР, ДССР и договорами; осуществлять
внешнеэкономическую деятельность; получать любой,
не ограниченный по размерам, личный доход; нанимать и
увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с
действующим законодательством и уставом предприятия; распоряжаться
прибылью предприятия в соответствии с законодательством ДССР, договорами и
уставом предприятия; пользоваться
услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и
социального страхования; образовывать
союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей; оспаривать в
суде, арбитражном суде в установленном законом порядке действия граждан,
юридических лиц, органов государственного управления; осуществлять
административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием. Статья
17. Обязанности предпринимателя Предприниматель
обязан: выполнять
обязательства, вытекающие из законодательства Дагестанской ССР и заключенных им
договоров, в том числе договоров с собственником имущества предприятия; заключать в
соответствии с законодательством Дагестанской ССР самостоятельно или от имени
предприятия трудовые договоры с работающими по найму гражданами или
уполномоченными ими органами; осуществлять
оплату труда лиц, работающих по найму, на уровне не ниже минимальных размеров,
установленных законодательными актами РСФСР, Дагестанской ССР; осуществлять
социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования граждан,
работающих по найму, обеспечить им условия для трудовой деятельности в
соответствии с законодательством РСФСР, ДССР и коллективным договором; выполнять
решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и
других лиц с ограниченной трудовой способностью; своевременно
предоставлять декларацию о доходах предприятия и уплачивать налоги в порядке и
размерах, определяемых законодательством РСФСР, ДССР; заявлять о
банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед
кредиторами. Статья
18. Ответственность предпринимателя 1.
Предприниматель несет ответственность в соответствии с законодательствами РСФСР
и ДССР за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав
собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение
антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда,
реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью. 2.
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического
лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем своим
имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с
законодательными актами не может быть обращено взыскание. 3.
Предприниматель в соответствии с законодательством РСФСР и ДССР несет
ответственность перед собственником имущества предприятия за невыполнение
обязательств, предусмотренных договором (контрактом). Статья
19. Участие предпринимателя в распределении прибыли предприятия 1. Прибыль
предприятия после уплаты налогов, других обязательных платежей поступает в
распоряжение собственника имущества, если иное не предусмотрено договором или
уставом предприятия. 2.
Предприниматель, работающий по договору (контракту), может получать
вознаграждение как в форме заработной платы, так и в форме доли прибыли
предприятия. Формы, порядок и условия оплаты труда предпринимателя определяются
договором (контрактом), заключенным с собственником предприятия. 3. При
осуществлении предпринимательской деятельности коллективным предпринимателем
доходы каждого из партнеров определяются на основании договора между ними. 4. Личные доходы
предпринимателя подлежат налогообложению в порядке, установленном
законодательством РСФСР, ДССР о налогообложении граждан. Статья
20. Гарантии предпринимательской деятельности 1. В ДССР
гарантируется: право заниматься
предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать
необходимое для их деятельности имущество; недопущение
отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности; защита прав и
интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории
ДССР, других республик и иностранных государств на основе международных
соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его
органов и должностных лиц; равное право
доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к
материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, разные
условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и их
организационно-правовых форм; защита имущества
предприятий от незаконного изъятия; свободный выбор
предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных
законодательствами РСФСР, ДССР и заключенными договорами; право
предпринимателя в соответствии с законодательством ДССР, уставом предприятия и
договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно
распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и
условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства; экономическая,
научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности; возможность страхования
предпринимательского риска страховыми обществами; недопущение
монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и
недобросовестной конкуренции. 2. Вмешательство
государства и его органов в деятельность предприятия не допускается, кроме как
по установленным законодательством основаниям в пределах правомочий указанных
органов и ограничивается, как правило, только следующими вопросами: соблюдение
законности, оборона и безопасность общества, безопасность и здоровье граждан,
налоговое, ценовое и антимонопольное регулирование, предоставление социальных
гарантий, соблюдение экологических, санитарных и противопожарных мер.
Предприятие имеет право обращаться в суд или государственный арбитраж с
заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых
государственных органов и действий должностных лиц, касающихся предприятия. Причиненный
предприятию ущерб, в том числе и упущенная выгода в результате выполнения
противоречащих законодательству указаний государственных или иных органов либо
их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащее
осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных
законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению
этими органами. Споры о
возмещении убытков решаются судом или государственным арбитражем в соответствии
с их компетенцией. Глава IV ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья
21. Сферы деятельности предприятия 1. Предприятие
осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства.
Предприятие может осуществлять один или несколько видов деятельности. 2. Предприятие
может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если
они не запрещены законодательством. 3. Исключительно
государственным предприятиям разрешается: производство
любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических
изделий, а также ремонт боевого оружия; изготовление и
реализация наркотических, сильнодействующих ядовитых веществ; посев,
возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические ядовитые вещества; переработка руд
драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов; лечение больных,
страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими
заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах; производство
ликеро-водочных и табачных изделий; изготовление
орденов и медалей. Статья
22. Планирование деятельности предприятия 1. Предприятие
самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития,
исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости
обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения
личных доходов его работников. Основу планов
составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции,
работ, услуг, в том числе государственными органами и поставщиками
материально-технических ресурсов. 2. Предприятия
выполняют заказы для государственных нужд в порядке, определенном
законодательством Дагестанской ССР, РСФСР. Статья
23. Цены и ценообразование 1. Предприятие
реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и
тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях,
предусмотренных законодательством, по государственным ценам. 2. В
соответствии с антимонопольным законодательством государство имеет право
регулировать цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение
на рынке. 3. Перечень
видов продукции, по которым применяется государственное регулирование цен,
устанавливается Советами Министров РСФСР, ДССР. Статья
24. Финансовые и кредитные отношения 1. Источником
формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, амортизационные
отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы
членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также кредиты
и другие поступления, не противоречащие закону. 2. Предприятие
вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных
средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Банк или его
отделение по месту регистрации предприятия обязан открыть расчетный счет по
требованию предприятия. Гарантируется беспрепятственное получение
собственниками своих средств в банках в любой приемлемой для них форме (наличными,
чеками, векселями и иными платежными средствами или по перечислению) по первому
требованию владельца средств ограничения суммы в пределах имеющихся на счетах
средств. 3. Предприятие
несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной
дисциплины. Предприятие, не
выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке
объявлено неплатежеспособным (банкротом). 4. Изъятие во
внесудебном порядке органами государственного управления и контроля (кроме
случаев, предусмотренных законодательством) денежных средств со счетов
предприятия не допускается. Статья
25. Внешнеэкономическая деятельность 1. Предприятие
осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством РСФСР, Дагестанской ССР. 2. Валютные
взаимоотношения предприятия с республиканским и местным бюджетами регулируются
законодательством РСФСР, ДССР. Валютная прибыль предприятия после уплаты
налогов в республиканский и местный бюджеты используется предприятием
самостоятельно. Иные изъятия
валютных средств предприятия запрещаются. 3. Предприятие
имеет право пользоваться кредитом советских и зарубежных банков и коммерческим
кредитом в иностранной валюте, а также приобретать валюту на аукционах, в
валютных банках, у юридических лиц и граждан в порядке, установленном
законодательством. 4. Предприятия
имеют право открывать свои валютные счета в любом банке мира и свободно
перемещать их. Статья
26. Трудовые отношения 1. Отношения
работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора, регулируются
законодательством РСФСР о труде. Отношения
работника и предприятия, возникшие на основе договора о членстве в
хозяйственном товариществе, регулируются гражданским законодательством и
учредительными документами товарищества. 2. Формы,
системы и размер оплаты труда работников предприятий, а также другие виды их
доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. 3. Предприятие
обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия
труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и
организационно-правовых форм предприятия. Статья
27. Социальная деятельность 1. Социальное
развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское
страхование и социальное обеспечение работников предприятия и членов их семей
регулируются законодательством РСФСР, ДССР. 2. Предприятие
обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет
ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный
их здоровью и трудоспособности. 3. Предприятие
может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска,
сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников
организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав
предприятия, в пределах средств, оставляемых собственником или уполномоченным
им органом на соответствующие цели. Статья
28. Контроль за деятельностью предприятия 1. Предприятие
независимо от его организационно-правовой формы ведет бухгалтерскую и
статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РСФСР. Предприятие
предоставляет государственным органам информацию, необходимую для
налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки
экономической информации. Предприятие
публикует данные о своей деятельности, включая годовые балансы, в порядке,
установленном законодательством РСФСР. 2. Предприятие
имеет право не представлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень
сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем
предприятия. Перечень
сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советами
Министров РСФСР, ДССР. 3. За искажение
государственной отчетности должностные лица предприятия несут установленную
законодательством РСФСР, ДССР материальную, административную и уголовную
ответственность. 4. Налоговые,
природоохранные, антимонопольные и другие государственные органы, на которые
законодательством возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее
по мере возникновения необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятие
имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их
компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету
контроля. Результаты
проверок сообщаются предприятию. 5. Основным
финансовым документом для граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью без оформления статуса юридического лица, является заполненная в
общем порядке декларация о доходах, которая представляется в налоговую
инспекцию. Статья
29. Ответственность предприятия 1. За нарушение
договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров,
пользование которыми может причинить вред здоровью населения, а равно нарушение
иных правил предпринимательской деятельности предприятие несет ответственность
в соответствии с законодательством РСФСР, ДССР. 2. Предприятие
обязано возместить ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и
других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил
безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите
здоровья его работников, населения и потребителей продукции. 3. Деятельность
предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть
приостановлена в порядке, предусмотренном законодательствами РСФСР и ДССР до
устранения допущенных нарушений. Глава V УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ Статья
30. Основы управления предприятием 1. Управление
предприятием осуществляется в соответствии с законодательством ДССР и уставом
предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления
и затраты на их содержание. 2. Собственник
имущества осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно
либо через уполномоченные им органы. Собственник или
уполномоченные им органы могут полностью или частично делегировать эти права
высшему органу управления предприятием (совету, правлению и др.),
предусмотренному его уставом. 3. Особенности
управления предприятиями отдельных организационно-правовых форм регулируются
соответствующими законодательными актами РСФСР, ДССР. Статья
31. Руководитель предприятия 1. Найм
(назначение, избрание) руководителя предприятия является правом собственника
имущества предприятия и реализуется им непосредственно, а также через
уполномоченные им органы, которым делегированы права по управлению
предприятием. На
государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии, в
имуществе которого вклад государства или местного Совета составляет более 50
проц., это право реализуется учредителем предприятия совместно с трудовым
коллективом. 2. При найме
(назначении, избрании) руководителя предприятия с ним заключается договор
(контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность
руководителя предприятия перед собственником имущества и трудовым коллективом,
условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой
должности. 3. Руководитель
предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляя
интересы собственника имущества, заключает договоры, в том числе трудовые,
выдает доверенности, открывает расчетный и другие счета, в пределах
установленных собственником или уполномоченным им органом пользуется правом
распоряжения имуществом и средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает
указания, обязательные для всех работников предприятия. 4. Руководитель
предприятия может быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока
договора (контракта) по основаниям, предусмотренным договором или
законодательством. Статья
32. Трудовой коллектив предприятия 1. Трудовой
коллектив предприятия составляют все граждане, участвующие своим трудом в его
деятельности на основе трудового договора. 2. Трудовой
коллектив предприятия независимо от его организационно-правовой формы: решает вопрос о
необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает
и утверждает его проект; рассматривает и
решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом
предприятия; определяет
перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из
фондов трудового коллектива; 3. Трудовой
коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия,
в имуществе которого вклад государства или местного Совета составляет более 50
процентов, имеет право: рассматривать
изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия; вносить
предложения об условиях контракта при найме руководителя; вносить
предложения о выделении из состава предприятия одного или нескольких
структурных подразделений для создания нового предприятия; принимать
решение о создании на основе трудового коллектива товарищества для перехода на
аренду и вносить предложение о выкупе предприятия. 4. Порядок и
формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии
с законодательством ДССР. На государственных и муниципальных предприятиях, а
также предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного Совета
составляет более 50 процентов, полномочия трудового коллектива осуществляются
общим собранием (конференцией) и его выборным органом - советом трудового
коллектива. 5.
Взаимоотношения трудового коллектива с предпринимателем, охрана труда,
социальное развитие, участие работников в прибыли предприятия регулируются
законодательствами РСФСР и ДССР, уставом и коллективным договором. Споры,
возникающие при заключении и исполнении коллективного договора, решаются в
порядке, установленном законодательством. Глава VI ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Статья
33. Порядок учреждения предприятия 1. Предприятие
может быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного им
органа. Предприятие
может быть учреждено в результате выделения из состава действующего
предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений
(единиц) с сохранением за данными структурными подразделениями (единицами)
существующих обязательств перед предприятием. Предприятие
также может быть учреждено в результате принудительного разделения в
соответствии с антимонопольным законодательством РСФСР. Споры по вопросам
выделения и разделения предприятий решаются в судебном или арбитражном порядке. 2.
Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также
решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются
организационно-правовая форма предприятия, его название, адрес, органы
управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов
предприятий, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия
утверждается его учредителем (учредителями). 3. Предприятие
считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его
государственной регистрации. Статья
34. Государственная регистрация предприятия 1.
Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой
формы осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных
депутатов по месту учреждения предприятия. Данные
государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом,
зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов ДССР для включения в
Государственный реестр. Деятельность
незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от
деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и
направляются в местный бюджет. 2. За
регистрацию предприятия взимается государственная пошлина в размере,
устанавливаемом законодательствами РСФСР, ДССР, и направляется в местный
бюджет. 3. Для
регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: заявление
учредителя; устав
предприятия; решение о
создании предприятия или договор учредителей; свидетельство об
уплате государственной пошлины. 4. Решение о
регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее
чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя, устава, договора
учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины. О регистрации
предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в
недельный срок со дня регистрации. 5. При внесении
изменений и дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении
организационно-правовой формы предприятия учредитель обязан в недельный срок
сообщить соответствующие сведения Совету, зарегистрировавшему предприятие. 6. Совместные
предприятия, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные фирмы и
их филиалы, осуществляющие свою деятельность на территории Дагестанской ССР,
регистрируются на общих основаниях. Статья
35. Отказ в регистрации предприятия 1. Отказ в
государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения
установленного настоящим Законом порядка создания предприятия, а также
несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Отказ в
регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать
в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в трехдневный
срок в письменной форме учредителю предприятия. 2. Отказ в
регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке.
Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате
незаконного отказа в регистрации предприятия. Статья
36. Разрешение на занятие хозяйственной деятельностью 1. Разрешение
районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов на занятие
определенной хозяйственной деятельностью необходимо лишь в случае, если: согласно
законодательству требуется квалификационный аттестат; для деятельности
предприятия требуется участок земли, другие природные ресурсы, разрешение на
использование которых в соответствии с законодательством ДССР выдается местным
Советом; предприятие
создает производство по решению республиканских или союзных органов управления. 2. Разрешение на
занятие хозяйственной деятельностью выдается соответствующим Советом народных
депутатов по представлению заявления предпринимателя. Совет народных депутатов
обязан рассмотреть в недельный срок со дня представления заявления
предпринимателя вопрос о разрешении на хозяйственную деятельность и сообщить в
трехдневный срок предприятию о своем решении в письменной форме. В разрешении на
занятие хозяйственной деятельностью может быть отказано в случаях: если
производство не соответствует установленным законодательствами РСФСР, ДССР
экологическим и медицинским нормам; в иных случаях,
предусмотренных законодательствами РСФСР, ДССР. В разрешении на
занятие хозяйственной деятельностью может быть указан срок функционирования
предприятия. 3. Отказ Совета
народных депутатов в выдаче разрешения на занятие хозяйственной деятельностью,
а также в предоставлении участка земли и других природных ресурсов может быть
обжалован в судебном порядке не позднее чем в месячный срок со дня вручения
решения местного органа управления. 4. Разрешение на
хозяйственную деятельность может быть отменено в судебном порядке по
основаниям, установленным законодательством. Статья
37. Ликвидация и реорганизация предприятия 1. Прекращение
деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или
реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в
иную организационно-правовую форму). 2. Ликвидация и
реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,
уполномоченного создавать такие предприятия, по согласованию с трудовым
коллективом либо по решению суда. Реорганизация предприятия, которая может
вызвать экологические, социальные, демографические и иные последствия,
затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с
соответствующим Советом народных депутатов. В случаях, предусмотренных
законодательством РСФСР, реорганизация и ликвидация предприятий производятся по
согласованию с антимонопольным комитетом РСФСР или его территориальным органом. 3. Предприятие
ликвидируется в случаях: признания его
банкротом: принятия решения
о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных
законодательством, если в предусмотренный решением срок не обеспечено
соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; признания судом
недействительными документов и решения о создании предприятия; по другим
основаниям, предусмотренным законодательными актами РСФСР, ДССР. 4. При
реорганизации и ликвидации предприятия увольняемым работникам гарантируется
соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательствами РСФСР, ДССР. 5. Предприятие
считается реорганизованным или ликвидированным с момента исключения его из
Государственного реестра. 6. В случае
слияния одного предприятия с другим все имущественные права и обязанности
каждого из них переходят к предприятию, возникшему в результате слияния. При
присоединении одного предприятия к другому последнему переходят все
имущественные права и обязанности присоединенного предприятия. 7. В случае
разделения предприятия к возникшим в результате этого разделения новым
предприятиям переходят в соответствующих частях по разделительному акту (балансу)
имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия. При выделении
из предприятия одного или нескольких предприятий к каждому из них переходят в
соответствующих частях по разделительному акту (балансу) имущественные права и
обязанности реорганизованного предприятия. 8. При
преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию
переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия. 9. Порядок и
условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий регулируются
соответствующими законодательными актами. Статья
38. Ликвидационная комиссия 1. Ликвидация
предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником
имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым
коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в
лице его органа управления. Ликвидация
предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством
РСФСР. Собственник, суд
или орган, уполномоченный создавать предприятия, принявший решение о ликвидации
предприятия, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок
для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с
момента объявления о ликвидации. 2.
Ликвидационная комиссия либо другой орган, проводящий ликвидацию предприятия,
помещает в официальной печати по месту нахождения предприятия публикацию о его
ликвидации и о порядке и сроке заявления кредиторами претензий. Наряду с этой
публикацией ликвидационная комиссия (орган, проводящий ликвидацию) обязана
провести работу по взиманию дебиторской задолженности предприятию и выявлению
претензий кредиторов. Кредиторы и иные юридические лица, состоящие в договорных
отношениях с ликвидируемым предприятием, извещаются о ликвидации предприятия в
письменном виде. Ликвидационная
комиссия (орган, проводящий ликвидацию) оценивает наличное имущество
ликвидируемого предприятия и рассчитывается с кредиторами, составляет
ликвидационный баланс и представляет его собственнику или органу, назначившему
ликвидационную комиссию. Председатель Верховного Совета Дагестанской ССР М.МАГОМЕДОВ Махачкала 26 декабря 1991 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|