Расширенный поиск
Закон Республики Дагестан от 29.07.1992 б/нУтратил силу – Закон Республики Дагестан ЗАКОН РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов Дагестана. Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности в Республике Дагестан. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство об охране окружающей природной среды Республики Дагестан и его задачи 1. Природоохранительные отношения в Республике Дагестан регулируются настоящим Законом, издаваемым в соответствии с ним иными законодательными актами Республики Дагестан, а также законодательством Российской Федерации в части полномочий, переданных ей Республикой Дагестан. 2. Задачами природоохранительного законодательства Республики Дагестан являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью: сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека; предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности; оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды; укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколения людей. Статья 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды Природоохранная деятельность в Республике Дагестан основывается на принципах: гуманного и бережного отношения к природе и ее ресурсам; приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; ответственности республики, ее органов, общественных формирований и граждан за сохранение природного наследия; сохранения биосферы во всем разнообразии ее компонентов и функций; экологической безопасности во всех видах деятельности; научной обоснованности природоохранной деятельности; гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушение. Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Республики Дагестан подлежат: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные; естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы. Статья 4. Компетенция Республики Дагестан в области охраны окружающей природной среды К ведению Республики Дагестан в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат: определение экологической политики и обеспечение ее единства с экономической и социальной политикой республики на приоритете охраны здоровья и благополучия населения; утверждение экологической программы и разработка приоритетных направлений охраны окружающей природной среды в республике; разработка основных положений рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, утверждение актов экологического законодательства; распоряжение природными ресурсами, определение лимитов (нормативов) природопользования; регламентация на территории республики опасных для природы и человека объектов и видов деятельности; учет и оценка состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, ведение государственных природно-ресурсных кадастров; координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды; планирование охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, разработка республиканских комплексных, целевых программ, материально-технического обеспечения и финансирования планов, программ, мероприятий; определение полномочий Советов народных депутатов, порядка организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; проведение государственной экологической экспертизы; установление дифференцированных ставок платы за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ; организация природно-заповедного дела; выдача разрешений на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным миром; установление порядка образования и использования республиканского внебюджетного экологического фонда; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных хозяйственных объектов; осуществление единой методологии экологического воспитания, образования, просвещения; организация сотрудничества в области охраны окружающей природной среды с другими регионами страны. Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся: определение основных направлений охраны окружающей природной среды района (города); разработка экологических программ; координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения; планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий; организация сбора и рекуперация производственных и бытовых отходов; организация экологического воспитания, образования и просвещения; внесение предложений об ограничении, приостановлении, прекращении, перепрофилировании деятельности экологически вредных хозяйственных объектов, а также запрещении строительства таких объектов; обеспечение населения необходимой экологической информацией. Статья 6. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов Республики Дагестан в области охраны окружающей природной среды К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды относятся: комплексное управление в области охраны окружающей природной среды в Республике Дагестан, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области; государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, природных ресурсов, морской среды в пределах границ Республики Дагестан, а также за соблюдением норм экологической безопасности; организация мониторинга окружающей природной среды; участие в разработке норматива, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды от загрязнения и иных вредных воздействий; осуществление государственной экологической экспертизы; получение бесплатно от министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций экологической информации; обеспечение экологической информации населения; выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на использование природных ресурсов; ограничение или приостановление деятельности предприятий и иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства, лицензий на использование природных ресурсов, с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ; предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства; разработка государственных экологических программ; составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов; учет и оценка природных ресурсов, ведение республиканских кадастров природных ресурсов; ведение Красной книги Республики Дагестан, управление и организация особо охраняемых природных территорий и объектов; участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования; координация природоохранительной деятельности других уполномоченных на то органов государственного управления; осуществление межрегионального, межреспубликанского и международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, изучение, обобщение и распространение передового опыта. Решения специально уполномоченных на то государственных органов Республики Дагестан в области охраны окружающей природной среды по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном порядке. Раздел II ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Статья 7. Права граждан и общественных организаций Граждане Республики Дагестан имеют право на проживание в благоприятной для жизни и здоровья природной среде, охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это право обеспечивается: государственным контролем за состоянием окружающей природной среды, планированием и нормированием ее качества, мерами по ее оздоровлению, предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; соблюдением экологических требований при размещении предприятий, сооружений и иных объектов народного хозяйства, оказывающих воздействие на окружающую среду; социальным и государственным страхованием граждан, созданием государственных и общественных страховых и иных фондов помощи, организации медицинского обслуживания; правом граждан на пользование землей, общераспространенными полезными ископаемыми, водными и лесными ресурсами, занятие охотой и рыболовством, туризмом и другими видами природопользования, предусмотренными законодательством; возмещение в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф. Граждане и общественные организации Республики Дагестан имеют право: требовать и своевременно получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране и восстановлению; разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения; требовать отмены решений, выполнение которых опасно для природы и человека; организовывать и принимать участие в общественных акциях в защиту природы; требовать от органов охраны природы проведения проверок выполнения предприятиями, учреждениями, организациями природоохранных планов и мероприятий, принимать в них участие; требовать назначения государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в такой экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу; ходатайствовать об учреждении охраняемых природных территорий и объектов; создавать общественные фонды по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды. Статья 8. Обязанности граждан и общественных организаций Граждане Республики Дагестан и общественные организации обязаны: соблюдать экологические требования к хозяйственной и иной деятельности; соблюдать режим охраняемых природных территорий и объектов; сохранять природные объекты и ресурсы от порчи, загрязнения, истощения и уничтожения; соблюдать принципы гуманного и бережного отношения к окружающей природной среде и гласности в природной сфере. Общественные организации не подлежат регистрации, если их учредительные документы противоречат природоохранному законодательству. Мера ответственности граждан и общественных организаций определяется в соответствии с действующим законодательством. Раздел III ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 9. Основные элементы экономического стимулирования охраны окружающей природной среды Экономический механизм стимулирования охраны окружающей природной среды и рационального природопользования осуществляется путем: учета экологической эффективности производственной деятельности при распределении госзаказов, финансировании и кредитовании; долговременной аренды природных ресурсов как средства укрепления экономической ответственности природопользователей за их состояние; платы за все виды природопользования и вредного воздействия на природу; перераспределение средств в бюджетах и между бюджетами на цели охраны окружающей природной среды, в том числе путем образования целевых природоохранных субвенций; введения системы налоговых, кредитных и иных льгот, стимулирующих природоохранную деятельность; повышения ставок налога на деятельность, представляющую опасность для природы и человека; штрафных санкций за нарушение экологических требований; страхования от убытков при сокращении объемов производства (промысла) по природоохранным мотивам; компенсации роста расходов при выпуске экологически чистой продукции; денежных компенсаций за ущерб, причиненный воздействием на природу, материально-технического обеспечения восстановления нарушенных природных объектов предприятиями, учреждениями, организациями, ответственными за вредные воздействия на природу. Законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан, решениями местных Советов народных депутатов могут быть установлены и другие виды экономического стимулирования деятельности по охране окружающей природной среды. Статья 10. Финансирование природоохранной деятельности 1. Финансирование государственных природоохранных органов, систем учета, контроля, экологической экспертизы, научных исследований в области охраны окружающей природной среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, природоохранных программ и мероприятий производится за счет: местного, республиканского и федерального бюджетов; средств государственных предприятий, учреждений, организаций; республиканского и местных экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; средств целевых природоохранных займов; средств кооперативных и иных общественных предприятий, учреждений, организаций, арендных коллективов, добровольных взносов населения, а также других источников. 2. Доходы, формирующие природоохранную часть бюджетов и расходы на природоохранные мероприятия в местных, республиканском бюджетах, выделяются отдельной строкой и обеспечиваются материально-техническими ресурсами. Статья 11. Платность использования природных ресурсов 1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. 2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, воды, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов: 2. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. 4. Плата за природные ресурсы, за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. 5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Советом Министров Республики Дагестан. 6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Статья 12. Экологические фонды 1. Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. 2. Порядок образования и использования указанных фондов определяется Советом Министров Республики Дагестан и местными Советами народных депутатов. 3. Запрещается расходование средств республиканского и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Статья 13. Общественные фонды охраны окружающей природной среды 1. Общественные фонды охраны окружающей природной среды образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других источников. Они создаются общественными экологическими объединениями, профессиональными союзами Республики Дагестан и расходуются на цели охраны окружающей природной среды. Порядок образования и расходования общественных фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды. Статья 14. Страхование граждан от неблагоприятных воздействий окружающей природной среды 1. Граждане Республики Дагестан, а также иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории республики, имеют право на страхование своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природной среды, происходящих в результате хозяйственной или иной деятельности. 2. Условия страхования, порядок внесения страховых платежей и выплаты страхового возмещения определяются законами Российской Федерации и Республики Дагестан. Статья 15. Страховой фонд охраны окружающей природной среды 1. Для покрытия непредвиденных расходов по восстановлению потерь в природной среде, возмещению ущерба, причиненного здоровью людей и имуществу граждан, возникших в результате стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, при Совете Министров Республики Дагестан образуется страховой фонд охраны окружающей природной среды. 2. Страховой фонд создается за счет ассигнований государства, добровольных и обязательных страховых отчислений предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Порядок образования и расходования указанного фонда устанавливается Советом Министров Республики Дагестан. Статья 16. Порядок экономического регулирования природоохранной деятельности 1. Проекты ставок налогов, платежей, процентов по кредитам, нормативов перераспределения средств в бюджете и между бюджетами, предложения по основаниям для предоставления льгот и их размерам, процедуре контроля стимулируемой деятельности и другим элементам экономического механизма проходят государственную экологическую экспертизу. 2. Утверждение решений о введении в действие элементов экономического механизма обеспечения охраны окружающей природной среды осуществляется органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией. 3. Все выплаты, устанавливаемые в абсолютном выражении, изменяются в соответствии с динамикой цен. Информация о введении экономических стимулов и санкций заблаговременно доводится государственными природоохранительными органами до сведения предприятий, учреждений, организаций. Раздел IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 17. Задачи и объекты государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза определяет допустимость и целесообразность намечаемой или осуществляемой деятельности с позиций охраны окружающей природной среды. 2. Экспертизе подлежат в обязательном порядке: проектная документация и проекты всех сооружений и производств с предполагаемым воздействием на окружающую природную среду; проекты планов и программ природопользования, охраны окружающей природной среды, социально-экономического развития; проекты внешнеэкономической деятельности; предложения по созданию или импорту новой техники, технологий, материалов, препаратов, биологических объектов; проекты нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды или затрагивающие природоохранную деятельность; проекты экологических требований и хозяйственной или иной деятельности; запросы на лицензирование экспорта природных объектов; экологические паспорта хозяйственных объектов, территорий, отдельных видов продукции. 3. Органы власти имеют право назначать экспертизы и по другим видам деятельности. По всем видам деятельности на экспертизу представляются материалы с оценкой воздействия на окружающую природную среду. Статья 18. Обязательность государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности. 2. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. 3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов федерального, республиканского и местного значения регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан. Статья 19. Ответственность за невыполнение требований государственной экологической экспертизы и ответственность экспертов 1. Руководители предприятий, организаций, учреждений, в том числе банковских, другие должностные лица и иные работники, а также граждане несут ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством. 2. Председатель и члены экспертных комиссий несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством. 3. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Статья 20. Общественная экологическая экспертиза 1. Общественная экологическая экспертиза, проводимая по инициативе общественных объединений, научных коллективов и граждан, становится юридически обязательной после утверждения ее результатов органом государственной экологической экспертизы. 2. Председатель, члены общественных коллективов экспертов несут ответственность за правильность, обоснованность своих экспертных оценок в соответствии с действующим законодательством. Раздел V ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 21. Общие экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов 1. Предприятия, учреждения, организации, а также сооружения и иные объекты, оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду, обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. 2. Предприятия, учреждения, организации, граждане обеспечивают соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных, внедрения новых экологически безопасных технологий, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, воспроизводству природных ресурсов. 3. Нарушение экологических требований влечет за собой ограничение, приостановление до устранения недостатков или полное прекращение деятельности предприятий, объединений и организаций с одновременным прекращением финансирования запрещенной деятельности объекта соответствующим учреждением банка. 4. Перепрофилирование деятельности экологически вредных объектов производится министерствами или ведомствами по согласованию с Госкомитетом Республики Дагестан по экологии и природопользованию, службой санитарно-эпидемиологического надзора Республики Дагестан и местными Советами народных депутатов. Статья 22. Экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов 1. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. 2. Отвод земельных участков под строительство предприятий, сооружений и иных объектов производится решениями местных органов самоуправления при наличии положительного заключения Государственного комитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию и Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора и оформляется в установленном порядке. В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения или референдума. 3. Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается Верховным Советом Республики Дагестан на основе заключения государственной экологической экспертизы. Статья 23. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию проекта и проектированию предприятий, сооружений и иных объектов 1. При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться современный уровень научно-технического прогресса и предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду и предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды. 2. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат согласованию и утверждению, а работы по их реализации на основании заключений государственной экологической экспертизы не финансируются учреждениями соответствующих банков. Статья 24. Экологические требования к строительству, реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов 1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. 2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта, рассмотрения и положительного заключения государственной экологической экспертизы и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. 3. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье закона, влечет за собой приостановление строительства работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию Госкомприроды Республики Дагестан и Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка. Статья 25. Экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов 1. Ввод в эксплуатацию законченных строительством предприятий, сооружений и иных объектов производится по актам приемо-сдаточных комиссий, создаваемых с участием представителей Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию и Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора, при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. 2. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня установленных предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. 3. Председатель и члены приемочных комиссия несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с действующим законодательством. Статья 26. Экологические требования в сельском хозяйстве 1. Размещение, проектирование, деятельность сельскохозяйственных предприятий, объединений, организаций, мелиоративных сооружений и иных объектов в сельском хозяйстве, а также предприятий и установок, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, должны удовлетворять требования охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. 2. Предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны разрабатывать и выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека. 3. Животноводческие фермы и комплексы предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение и порчу земель, поверхностных и подземных вод, поверхности водосборов, водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по решению Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию или Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 27. Экологические требования при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ 1. При планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем в первую очередь должны обеспечиваться меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов от истощения, затопления, подтопления и предупреждения других вредных последствий для окружающей природной среды. 2. Несоблюдение указанных требований влечет за собой приостановление работ по планированию, проектированию, строительству либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или прекращение таких работ по предписанию Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию с одновременным прекращением финансирования работ соответствующими учреждениями банка. Статья 28. Экологические требования к энергетическим объектам 1. При размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной стилизации плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде. 2. Размещение атомных электростанций на территории республики из-за высокой сейсмичности и других неблагоприятных условий запрещается. 3. При проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива. 4. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы по предписанию Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию. Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 29. Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов 1. Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны соответствовать требованиям настоящего закона и Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", обеспечить наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения. 2. Вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных экологически вредных объектов создаются лесопарковые зеленые защитные зоны, изъятые из хозяйственного пользования с ограниченным режимом природопользования. 3. Размещение промышленных предприятий и иных объектов в городах, пригородных зеленых зонах, других населенных пунктах, их расширение, реконструкция, перепрофилирование производятся с согласия городских, районных Советов народных депутатов при положительном заключении Государственной экологической экспертизы. Статья 30. Экологические требования при использовании радиоактивных материалов 1. Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации, удаления и захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышения установленных предельно допустимых норм радиации, своевременно информировать о повышенных дозах радиации, опасных для здоровья человека и окружающей природной среды, принимать меры по ликвидации очагов заражения. 2. Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, по решению специально уполномоченных на то государственных органов лишаются права пользования ими либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков. 3. Ввоз в целях хранения или захоронения извне на территорию республики радиоактивных отходов и материалов запрещается. Статья 31. Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве 1. Предприятия, учреждения, организации, их должностные лица, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды. 2. Дагестанский центр санитарно-эпидемиологического надзора совместно с органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан периодически утверждает список химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве Республики Дагестан. 3. Применение новых химических веществ допускается только с разрешения органов санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Запрещается применение токсических химических препаратов, не подвергшихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду. 4. Нарушение правил применения химических веществ, создающее угрозу здоровью человека и окружающей природной среде, влечет за собой запрещение производства, хранения, транспортировки, применения соответствующих химических препаратов по решению Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 32. Охрана окружающей природной среды от вредного биологического воздействия 1. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду, должны соблюдаться утвержденные нормативы предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибов, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ. 2. Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического воздействия на окружающую природную среду осуществляется Дагестанским центром санитарно-эпидемиологического надзора. 3. Превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушение порядка производства, хранения, использования биологических видов, микроорганизмов и веществ влечет за собой приостановление или прекращение работы предприятий и иных объектов, являющихся источниками данного загрязнения, по предписанию Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 33. Охрана окружающей природной среды от шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и иных вредных физических воздействий 1. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную среду: в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц. 2. Меры по соблюдению нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий разрабатываются при планировке и застройке городов и других населенных пунктов, проектировании строительства, реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта. 3. Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков. Статья 34. Охрана окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов 1. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила. 2. Складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию с органами Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию. Республиканским центром санитарно-эпидемиологического надзора. 3. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты, на территории жилых массивов и мест общего пользования. 4. Захоронение токсичных отходов производится с разрешения Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию по согласованию со службой санитарно-эпидемиологического надзора. 5. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в местах залегания подземных вод, в бассейнах крупных рек и озер, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей природной среды. 6. Несоблюдение указанных правил влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение деятельности предприятий и иных объектов по предписанию Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию. Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 35. Порядок представления и прекращения пользования природными ресурсами 1. Выдача лицензий (разрешений) на природопользование производится Государственным комитетом Республики Дагестан по экологии и природопользованию и другими специально уполномоченными на то государственными органами Республики Дагестан в области охраны окружающей природной среды на основании ходатайства (заявки) и материалов согласования условий природопользования с органами государственного надзора и местными Советами народных депутатов. 2. Аннулирование разрешений на природопользование производится органом, выдавшим разрешение в случаях: а) минования надобности в природопользовании или отказа от него; б) ликвидации предприятий, организаций или учреждений, которым выданы разрешения; в) истечения срока разрешения на природопользование, а также если природопользователь использует природные ресурсы не в соответствии с той целью, для которой они представлены; г) катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей среды в регионе по вине природопользователя; д) нарушения действующего законодательства, норм и правил эксплуатации объектов природной среды, несоблюдения пользователем условий (экологических требований и ограничений), установленных разрешением. 3. Разрешение пересматривается в случаях: а) катастрофического, аварийного ухудшения состояния окружающей природной среды в регионе по не зависящим от природопользователя причинам; б) изменения номенклатуры продукции и технологии, вызывающего отрицательное воздействие на качество окружающей природной среды, не предусмотренного действующим разрешением, в месячный срок после представления подтверждающих материалов; в) изменения действующих нормативов природопользования (в сроки, установленные органом, ранее выдавшим разрешение). Статья 36. Права и обязанности природопользователей 1. Природопользователь вправе пользоваться природными ресурсами только в тех целях, для которых они предоставлены, 2. Право на пользование природными ресурсами возникает у пользователя со дня выдачи разрешения на природопользование и кончается в указанный в разрешении срок. 3. До истечения установленного срока действия разрешения на природопользование (но не позднее чем за месяц до конца срока), пользователь обращается в орган, выдавший разрешение, с ходатайством о продлении срока его действия. 4. При вовлечении природных ресурсов в пользование или при воздействии на окружающую среду без соответствующего разрешения, а также при несоблюдении условий природопользования, установленных в решении, к виновным применяются санкции, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан. Раздел VI НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 37. Основные требования к нормированию окружающей природной среды 1. В целях установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности, производится нормирование качества окружающей природной среды. 2. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам) и санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Раздел VII ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ Статья 38. Основные цели особо охраняемых природных территорий и объектов 1. Для сохранения и изучения естественного течения природных процессов и явлений, поддержания природного равновесия и экологического разнообразия, сохранения природного генофонда растений, животных и микроорганизмов, восстановления ресурсов биосферы, удовлетворения важных социальных и эстетических потребностей населения создаются особо охраняемые природные территории. 2. Порядок образования, режим, юридический статус и требования к различным категориям особо охраняемых природных территорий и объектов определяются Законом Республики Дагестан "Об особо охраняемых природных территориях". Раздел VIII ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Статья 39. Система экологического контроля 1. Экологический контроль осуществляется за окружающей природной средой и ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. 2. Система экологического контроля состоит из общегосударственной службы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Статья 40. Общереспубликанская служба наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды 1. Общереспубликанская служба наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды организуется с целью наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния. 2. Служба наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (система экологического мониторинга) осуществляется Госкомгидрометом Республики Дагестан при участии министерств и ведомств через систему наблюдения и контроля в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах и координируется Госкомитетом Республики Дагестан по экологии и природопользованию. 3. Порядок организации и ведения общереспубликанской службы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды регулируется положением, утвержденным Советом Министров Республики Дагестан. Статья 41. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль в Республике Дагестан осуществляется Верховным Советом и Советом Министров Республики Дагестан, местными Советами народных депутатов, а также системой органов Госкомитета Республики Дагестан по экологии и природопользованию, Дагестанского центра санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными на то государственными органами. 2. Органы государственного экологического контроля, их должностные лица имеют право независимо от форм собственности и ведомственного подчинения предприятий, учреждений, организаций: посещать объекты контроля, знакомиться с документами, анализами, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; требовать устранения выявленных недостатков, давать обязательные указания в пределах предоставленных прав, заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов; привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства; выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Указанные решения обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, организациями, включая воинские части, специальные объекты и службы Министерства обороны Российской Федерации, органов внутренних дел и государственной безопасности, должностными лицами и гражданами. На их основе соответствующие учреждения банка приостанавливают, прекращают финансирование запрещенной деятельности до отмены такого запрета органом Государственного экологического контроля. 3. Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Статья 42. Производственный экологический контроль 1. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций и ставит своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства, экологических нормативов, правил стандартов. 2. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утвержденными на основе настоящего Закона предприятиями, учреждениями, организациями. Статья 43. Общественный экологический контроль 1. Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Республики Дагестан и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований настоящего Закона министерствами и ведомствами, предприятиями, организациями независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. 2. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется настоящим Законом, законодательством о профессиональных союзах, трудовых коллективах и общественных объединениях. Раздел IX ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Статья 44. Предупреждение и ликвидация экологических последствий аварий и катастроф 1. Предприятия, учреждения, организации, деятельность которых связана с технологией или материалами, продукцией, представляющими особую опасность для здоровья населения или окружающей природной среды, обязаны принимать все возможные меры к предотвращению возникновения аварийных ситуаций и предупреждению наступления вредных последствий. 2. На случай возникновения аварийных ситуаций предприятия, объединения, организации, а также местные Советы народных депутатов разрабатывают, согласовывают и утверждают в установленном порядке планы действий по ликвидации последствий аварий и катастроф и несут полную ответственность за их выполнение. 3. Руководители предприятий, учреждений, организаций, местные Советы народных депутатов обеспечивают население своевременной и достоверной информацией об имеющей место аварии или катастрофе, организуют работы по ликвидации последствий аварий и катастроф, по охране жизни и здоровья людей, окружающей природной среды, материальных ценностей. 4. За умышленное сокрытие и искажение информации об авариях с экологическими последствиями, уровнях загрязнения окружающей природной среды должностные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. 5. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф производится за счет средств предприятий, учреждений, организаций, резервных страховых фондов. Статья 45. Зоны чрезвычайной экологической ситуации 1. Совет Министров Республики Дагестан составляет и публикует перечень территорий с неблагоприятной экологической обстановкой. Экологические паспорта территорий, включенных в перечень, проходят государственную экологическую экспертизу. 2. Зонами чрезвычайного экологического положения объявляются участки территорий (акватории) Республики Дагестан, где происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. 3. Объявление территории зоной чрезвычайного экологического положения и установление ее статуса осуществляет Верховный Совет Республики Дагестан. Режим зоны чрезвычайного экологического положения вводится и отменяется Советом Министров Республики Дагестан. 4. При введении режима зоны чрезвычайного экологического положения приостанавливается работа вызвавших это положение предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования; по решениям суда или арбитражного суда нанесенный вред возмещается ими, налагается на них обязанность финансового и материально-технического обеспечения восстановительных работ. 5. Оздоровление зон чрезвычайной экологической ситуации производится, в первую очередь, за счет средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий или катастроф, а также за счет целевых средств федерального, республиканского и местных бюджетов. Раздел Х ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Статья 46. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания, образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации. Статья 47. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях 1. Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. 2. В соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию. Статья 48. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов 1. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Республики Дагестан, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. 2. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. Статья 49. Распространение экологических знаний 1. В целях воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств проводится распространение экологических знаний, а также природоохранительного законодательства. 2. Распространение экологических и эколого-правовых знаний осуществляется государственными органами, профессиональными союзами Республики Дагестан, общественными объединениями, средствами массовой информации. Статья 50. Научные экологические исследования 1. Дагестанский научный центр Российской Академии наук, отраслевые научные и научно-исследовательские институты, государственные органы по науке и технике, охране окружающей природной среды, образованию, министерства и ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и создают необходимые условия для эффективных экологических исследований и внедрения полученных результатов. 2. Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ (республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе проектов, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, участвуют в формировании экологической культуры общества и несут персональную ответственность за научные результаты своих разработок. Раздел XI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Статья 51. Виды ответственности за экологические правонарушения За экологические правонарушения, то есть противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, виновные должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим законом, иными законодательными актами Российской Федерации и Республики Дагестан. Статья 52. Дисциплинарная ответственность за экологические проступки 1. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства с учетом их трудовой функции или должностного положения. 2. Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды природоохранительного законодательства. Статья 53. Материальная ответственность должностных лиц и иных работников, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством. Статья 54. Административная ответственность за экологические правонарушения 1. Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений, выразившихся в: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|