Расширенный поиск
Закон Республики Дагестан от 07.05.1996 № 5
Утратил силу – Закон Республики Дагестан ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (В
редакции Закона Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14; от 19.10.2001 № 32; от 09.12.2003 № 39; от 04.04.2006 № 23) Принят на сессии Народного
Собрания Республики Дагестан 25
апреля 1996 года РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья
1. Конституционный Суд Республики Дагестан - высший судебный орган по защите
конституционного строя Республики Дагестан Конституционный
Суд Республики Дагестан является судебным органом конституционного контроля,
осуществляющим судебную власть самостоятельно и независимо в форме
конституционного судопроизводства. (В редакции
Закона Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14) Конституционный
Суд Республики Дагестан (далее - Конституционный Суд) призван обеспечить
судебную защиту конституционного строя Республики Дагестан, основных прав и
свобод человека и гражданина, верховенство и прямое действие Конституции
Республики Дагестан на всей ее территории. Деятельность
Конституционного Суда основывается на принципах законности, независимости,
коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Статья
2. Законодательство о Конституционном Суде Полномочия,
порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются
Конституцией Республики Дагестан и настоящим Законом. Статья
3. Полномочия Конституционного Суда Конституционный
Суд по запросам Президента Республики Дагестан,
Народного Собрания Республики Дагестан, депутатов Народного Собрания,
Правительства Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Дагестан, Арбитражного
Суда Республики Дагестан, Прокурора Республики Дагестан, представительных
органов, Уполномоченного по правам человека в
Республике Дагестан разрешает дела о соответствии Конституции Республики
Дагестан: (В редакции Закона Республики Дагестан от 09.12.2003 № 39; от 04.04.2006 № 23) 1)
республиканских законов, нормативных актов Президента
Республики Дагестан, Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства
Республики Дагестан; (В редакции Закона Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) 2) не вступивших
в силу договоров, заключенных от имени Республики Дагестан; 3)
уставов муниципальных образований; (В редакции Закона Республики Дагестан от 09.12.2003 № 39) 4)
нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и
глав муниципальных образований. (В редакции Закона Республики Дагестан от 09.12.2003 № 39) Конституционный
Суд разрешает споры о компетенции: 1) между
органами государственной власти Республики Дагестан; 2) между
органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного
самоуправления. Конституционный
Суд по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам
судов проверяет конституционность закона Республики Дагестан, примененного или
подлежащего применению в конкретном деле. Конституционный
Суд по запросам Президента Республики Дагестан,
Народного Собрания Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан: (В редакции Закона
Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) 1) дает
толкование Конституции Республики Дагестан; 2) (Исключен - Закон
Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14) 2) (Исключен -
Закон Республики Дагестан от 19.10.2001 № 32) (Абзац
исключен - Закон Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) Конституционный
Суд рассматривает и иные дела, если это предусмотрено законами Республики
Дагестан. Конституционный
Суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного
судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических
обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или
иных органов. Статья
4. Пределы проверки по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Пределы проверки
по делам, рассматриваемым Конституционным Судом, определяются Конституционным
Судом только по предмету, затронутому в обращении. При рассмотрении вопросов
Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Конституционный
Суд может вынести решение и в отношении нормативных актов, основанных на
проверенном нормативном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если
об этом и не упоминалось в обращении. Статья
5. Последствия признания законов Республики Дагестан, нормативных актов, а
также договоров не соответствующими Конституции Республики Дагестан Законы
Республики Дагестан, нормативные акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Республики
Дагестан не вступившие в силу договоры, заключенные от имени Республики
Дагестан, не подлежат введению в действие и применению. Признание
нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции
Республики Дагестан является основанием для отмены в установленном порядке
положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном
неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения,
какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не
могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Статья
6. Обязательность решений Конституционного Суда Решения
Конституционного Суда обязательны на всей территории Республики Дагестан для
всех органов государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их
объединений. Статья
7. Представление Конституционного Суда Конституционный
Суд, выявив конкретные нарушения Конституции Республики Дагестан и
законодательства, действующего на территории Республики Дагестан, вправе своим
представлением обратить внимание компетентных органов и должностных лиц на
выявленные нарушения. Представление
Конституционного Суда должно быть рассмотрено теми органами и должностными
лицами, которым оно адресовано, не позднее чем в месячный срок со дня его
получения. О принятом решении незамедлительно уведомляется Конституционный Суд. Статья
8. Послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности Конституционный
Суд вправе ежегодно, основываясь на рассмотренных им делах, направлять Президенту Республики Дагестан, в Народное Собрание
Республики Дагестан и Правительство Республики Дагестан Послание о состоянии
конституционной законности в республике. (В редакции
Закона Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) Статья
9. Запрос и требование Конституционного Суда Конституционный
Суд для обеспечения производства и решения иных вопросов, входящих в его
компетенцию, а судья - при подготовке к рассмотрению конкретного вопроса вправе
направлять запросы и требования в органы государственной власти и местного
самоуправления, руководителям предприятий, учреждений и организаций, гражданам
и их объединениям, которые должны исполнять их в установленные судом сроки. Статья
10. Законодательная инициатива Конституционного Суда В соответствии с
Конституцией Республики Дагестан Конституционному Суду принадлежит право
законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Статья
11. Состав и срок полномочий Конституционного Суда Конституционный
Суд состоит из пяти судей. На своем заседании большинством голосов от общего
числа судьи избирают из своего состава Председателя Конституционного Суда, его
заместителя и судью-секретаря Конституционного Суда. Конституционный
Суд осуществляет свою деятельность при наличии в его составе не менее трех
судей. Председатель
Конституционного Суда, заместитель Председателя Конституционного Суда и
судья-секретарь Конституционного Суда избираются на срок полномочий судьи
Конституционного Суда и могут по личному письменному заявлению сложить с себя
эти полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда. Новые выборы
на вакантную должность проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия
вакансии. Срок полномочий
Конституционного Суда не ограничен. Статья
12. Язык конституционного судопроизводства Производство в
Конституционном Суде ведется на русском языке. Участникам
процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения
на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Статья
13. Гарантии деятельности Конституционного Суда Конституционный
Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом
отношениях от любых других органов. Финансирование
Конституционного Суда производится за счет республиканского бюджета Республики
Дагестан и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного
судопроизводства в полном объеме. Смета расходов Конституционного Суда не может
быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Статья
14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного
Суда Судьей
Конституционного Суда может быть назначен гражданин Российской
Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати пяти
лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж
работы по юридической профессии не менее десяти лет, обладающий признанной
высокой квалификацией в области права. (В редакции
Закона Республики Дагестан от 09.12.2003 № 39) Статья
15. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Президент Республики
Дагестан представляет Народному Собранию кандидатуру для назначения на
должность судьи Конституционного Суда. Народное
Собрание Республики Дагестан рассматривает вопрос о назначении на должность
судьи Конституционного Суда в срок не позднее двух месяцев с момента получения
представления Президента Республики Дагестан. Судья
Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным
голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается
лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа депутатов
Народного Собрания. В случае выбытия
судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица
на вакантное место судьи вносится Президентом
Республики Дагестан в Народное Собрание не позднее месяца со дня
открытия вакансии. Судья
Конституционного Суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять
обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его
участием. (Статья в редакции Закона Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) Статья
16. Присяга судьи Конституционного Суда Председатель
Народного Собрания Республики Дагестан на сессии приводит к присяге лицо,
назначенное на должность судьи Конституционного Суда. Судья
Конституционного Суда приносит присягу следующего содержания: "Я,
(Ф.И.О.), клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи
Конституционного Суда, подчиняясь при этом только Конституции Республики
Дагестан". Статья
17. Деятельность, не совместимая с должностью судьи Конституционного Суда Судья
Конституционного Суда не может быть депутатом Народного Собрания, иных
представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие
государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься
предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно
препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может
служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано
согласия Конституционного Суда. Судья
Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям,
материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую
пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на
съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной
политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав
каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических
целей. Судья
Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой
информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о
вопросе, который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до
принятия решения по данному вопросу. Статья
18. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Полномочия
судьи Конституционного суда не ограничены определенным сроком, кроме случая,
предусмотренного частью второй настоящей статьи. Предельный
возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда - семьдесят лет. Судья
Конституционного суда считается вступившим в должность с момента принесения им
присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который ему
исполняется семьдесят лет. (Статья в редакции Закона Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14) Статья
19. Председатель Конституционного Суда Председатель
Конституционного Суда: 1) руководит
подготовкой заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует
на них; 2) вносит на
обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях; 3) подписывает
протоколы заседаний Конституционного Суда; 4) представляет
Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями,
общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с
заявлениями от его имени; 5) дает
поручения судьям Конституционного Суда, предлагает Конституционному Суду на
утверждение предложения по распределению обязанностей между судьями
Конституционного Суда; 6) осуществляет
общее руководство работой аппарата Конституционного Суда, пользуется правом
приема и увольнения служащих и обслуживающего персонала; 7) представляет
на утверждение Конституционного Суда Положение об аппарате Конституционного
Суда, его структуре и штатном расписании, Положение о научно-консультативном
совете при Конституционном Суде; 8) утверждает
смету расходов на содержание Конституционного Суда; 9) осуществляет
другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом
Конституционного Суда. Председатель
Конституционного Суда издает приказы и распоряжения. Статья
20. Заместитель Председателя Конституционного Суда Заместитель
Председателя Конституционного Суда осуществляет по поручению Председателя
Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности,
возложенные на него Конституционным Судом. Статья
21. Судья-секретарь Конституционного Суда Судья-секретарь
Конституционного Суда наряду с выполнением обязанностей судьи Конституционного
Суда: 1) осуществляет
непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда; 2) разрабатывает
и представляет на утверждение Председателя Конституционного Суда положения о
подразделениях аппарата Конституционного Суда; 3)
организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного
Суда; 4) подписывает
протоколы заседаний и итоговые решения Конституционного Суда; 5) доводит до
сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые
Конституционным Судом, информирует Конституционный Суд об их исполнении; 6) организует
информационное обеспечение судей Конституционного Суда; 7) осуществляет
другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом
Конституционного Суда. Статья
22. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Во всех случаях,
когда Председатель Конституционного Суда не в состоянии исполнять свои
обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного
Суда. В случае невозможности исполнения этих обязанностей заместителем
Председателя Конституционного Суда временное исполнение их переходит к
судье-секретарю Конституционного Суда. В случае
невозможности исполнения обязанностей Председателя Конституционного Суда
судьей-секретарем Конституционного Суда временное исполнение этих обязанностей
переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности
судьи Конституционного Суда, а при равном стаже - к старшему по возрасту судье
Конституционного Суда. Статья
23. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Независимость
судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью,
неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным настоящим Законом
порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку,
запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность,
предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий
безопасности, соответствующих его статусу. В случае если
другими правовыми актами для судей Конституционного Суда предусмотрены иные
нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального
обеспечения, применяются положения этих актов. Статья
24. Несменяемость судьи Конституционного Суда Судья
Конституционного Суда несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность
или в другой суд без его согласия. Его полномочия могут быть прекращены или
приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим
Законом. Статья
25. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Личность судьи
Конституционного Суда неприкосновенна. Проникновение в
жилище или служебное помещение судьи Конституционного Суда, в личный или
используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки,
прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи,
а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему
имущества и документов производятся не иначе как с санкции Прокурора Республики
Дагестан или по решению суда и только в связи с производством по уголовному
делу в отношении этого судьи. Уголовное дело в
отношении судьи Конституционного Суда может быть возбуждено Прокурором
Республики Дагестан при наличии на то согласия Конституционного Суда.
Задержание, арест и содержание под стражей судьи Конституционного Суда
допускается с согласия Конституционного Суда. Судья Конституционного
Суда не может быть привлечен к административной и дисциплинарной
ответственности, задержан или принудительно доставлен по делам об
административных правонарушениях. Статья
26. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Полномочия судьи
Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано
согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной
ответственности; 2) судья
занимается деятельностью, не совместимой с его должностью. Приостановление
полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению
Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления
оснований приостановления полномочий. Судья
Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать
в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в
государственные органы и организации, общественные объединения, должностным
лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Конституционный
Суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их
приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением
Конституционного Суда. Приостановление
полномочий судьи Конституционного Суда не влечет за собой приостановления выплаты
этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим
Законом. Статья
27. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Полномочия судьи
Конституционного Суда прекращаются ввиду: 1) нарушения
порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда, установленного
Конституцией Республики Дагестан и настоящим Законом; 2) истечения
срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в
должности; 3) личного
письменного заявления судьи об отставке; 4)
прекращения гражданства Российской Федерации; (В редакции Закона Республики Дагестан от 09.12.2003 № 39) 5) вынесенного в
отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 6) совершения
судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 7) продолжения
судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий
или совершения действий, не совместимых с его должностью; 8) неучастия
судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше
двух раз без уважительных причин; 9) признания
судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 10) признания
судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 11) объявления
судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; 12) смерти
судьи. Полномочия судьи
Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по
состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени
(не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Полномочия судьи
Конституционного Суда прекращаются Народным Собранием Республики Дагестан по
представлению Конституционного Суда. Статья
28. Отставка судьи Конституционного Суда Судья
Конституционного Суда считается ушедшим или удаленным в отставку, если его
полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части
первой и частью второй статьи 27 настоящего Закона. Пребывающему в
отставке судье Конституционного Суда, имеющему стаж работы в должности судьи не
менее десяти лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или
не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти
процентов денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда. При
этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного
содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии. Порядок
назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается
Правительством Республики Дагестан по представлению Конституционного Суда.
Средства на обеспечение пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда
ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из республиканского (РД)
бюджета. На пребывающего
в отставке судью Конституционного Суда распространяются также иные положения
статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством
Российской Федерации. Статья
29. Материальные и социальные гарантии судей Конституционного Суда На судей
Конституционного Суда распространяются материальные и социальные гарантии
судей, установленные федеральным законодательством о статусе судей, законами и
иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Дагестан. Статья
30. Государственная защита судей Конституционного Суда Государственная
защита судей Конституционного Суда осуществляется органами внутренних дел
Республики Дагестан в соответствии с действующим законодательством. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ Статья
31. Поводы к рассмотрению вопроса в Конституционном Суде Поводами к
рассмотрению Конституционным Судом вопроса, входящего в его компетенцию,
являются обращения (запрос, ходатайство, жалоба) правомочных на то органов государственной
власти и местного самоуправления, должностных лиц и граждан, отвечающие
требованиям настоящего Закона. Статья
32. Основания проверки конституционности законов, нормативных актов, договоров
и позиций сторон по спорам о компетенции Основанием к
рассмотрению Конституционным Судом дела о проверке закона Республики Дагестан,
нормативного акта органов государственной власти и местного самоуправления,
договора Республики Дагестан, позиций сторон по спорам о компетенции, закона
Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствуют ли они в целом или в отдельной части Конституции Республики
Дагестан: по содержанию
норм; по форме; по порядку
подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения
установленного Конституцией Республики Дагестан разделения государственной
власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения
установленного Конституцией Республики Дагестан разграничения компетенции между
органами государственной власти Республики Дагестан; органами государственной
власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления; с точки зрения
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и Республики Дагестан. Статья
33. Требования, предъявляемые к обращению Обращение
направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными
лицами). В обращении
должны быть указаны: 1)
Конституционный Суд в качестве органа, в который направляется обращение; 2) наименование
заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о
заявителе; 3) необходимые
данные о представителе заявителя и его полномочия за исключением случаев, когда
представительство осуществляется по должности; 4) наименование
и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке либо
участвующего в споре о компетенции; 5) нормы
Конституции Республики Дагестан и настоящего Закона, дающие право на обращение
в Конституционный Суд; 6) точное
название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о
подлежащем проверке акте, о положении Конституции Республики Дагестан,
подлежащем толкованию; 7) конкретные
указанные в настоящем Законе основания к рассмотрению обращения Конституционным
Судом; 8) позиция
заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на
соответствующие нормы Конституции Республики Дагестан; 9) требование,
предъявляемое в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному
Суду; 10) перечень
прилагаемых к обращению документов. Статья
34. Документы, прилагаемые к обращению К направляемому
в Конституционный Суд обращению прилагаются: 1) текст акта,
подлежащего проверке, или положения Конституции Республики Дагестан,
подлежащего толкованию; 2) доверенность
или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением
случаев, когда представительство осуществляется по должности; 3) документ об
уплате государственной пошлины; 4) перевод на
русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. К обращению
могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается
вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и
материалы. Обращение и
прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и
иные материалы представляются в Конституционный Суд с копиями в количестве пяти
экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве
двух экземпляров. Статья
35. Государственная пошлина Обращения в
Конституционный Суд оплачиваются государственной пошлиной: запрос и
ходатайство - в размере трех минимальных размеров оплаты труда; жалоба граждан -
в размере 0,5 минимального размера оплаты труда. Конституционный
Суд своим решением может освободить гражданина от уплаты государственной
пошлины либо уменьшить ее размер. Запросы депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, судов,
Прокурора Республики Дагестан, запросы о толковании Конституции Республики
Дагестан государственной пошлиной не облагаются. (В редакции Закона Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) Государственная
пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению. Статья
36. Принятие обращения к рассмотрению Решение по
вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в
заседании не позднее 15 дней с момента его регистрации. Статья
37. Отказ в принятии обращения к рассмотрению Конституционный
Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае
если: 1) разрешение
вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду; 2) по форме и
содержанию не соответствует требованиям настоящего Закона; 3) по предмету
обращения Конституционным Судом ранее было вынесено решение, сохраняющее свою
силу; 4) не оплачена
государственная пошлина. Статья
38. Отзыв обращения Обращение в
Конституционный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела
в заседании Конституционного Суда, за исключением случаев, когда действием
рассматриваемого акта нарушены конституционные права и свободы человека и
гражданина. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Статья
39. Подготовка заседания и сроки рассмотрения дел Вопросы,
вносимые на рассмотрение Конституционного Суда, должны быть предварительно
изучены. Председатель поручает их изучение одному или нескольким судьям и
устанавливает срок завершения этой работы, как правило, не более десяти дней со
дня регистрации. Решение по
вопросу о принятии обращения к производству и о дате рассмотрения дела
принимается в заседании Конституционного Суда не позднее пяти дней после его
предварительного изучения. Итоговое решение
по делу должно быть принято не позднее двух месяцев со дня регистрации
заявления. Конституционный Суд может продлить указанный срок, но не более чем
на один месяц, ввиду особой сложности или большого объема рассматриваемого
вопроса. Судья, которому
поручена подготовка вопроса (судья-докладчик), уведомляет стороны о принятии
обращения к рассмотрению и о дате заседания, вправе истребовать необходимые
документы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз,
пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, требовать
устранения недостатков оформления представленных документов, устанавливать
сроки исполнения своих поручений. Не позднее чем
за десять дней до начала заседания судьям вручаются уведомления о времени,
месте и повестке дня заседания и все необходимые для рассмотрения дела
документы. Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания.
Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям,
касающимся одного и того же предмета. Статья
40. Рассылка материалов. Оповещение о заседании Уведомление о
заседании Конституционного Суда, копии обращений, копии актов, а при
необходимости и иные документы направляются участникам процесса не позднее чем
за 15 дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в
случае, если они поступили не позднее чем за 10 дней до начала заседания. Объявления о
заседаниях Конституционного Суда помещаются в доступных для граждан местах
занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации. Статья
41. Участники процесса Участниками
процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели,
эксперты, переводчики. В заседаниях
Конституционного Суда вправе участвовать Председатель Верховного Суда
Республики Дагестан, Председатель Высшего Арбитражного Суда Республики
Дагестан, Прокурор Республики Дагестан, министр юстиции Республики Дагестан,
Уполномоченный по правам человека, которые вправе излагать свою позицию по всем
рассматриваемым вопросам. Статья
42. Стороны и их представители Сторонами в
конституционном судопроизводстве являются: 1) заявители -
органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение; 2) органы или
должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого
подлежит проверке; 3)
государственные органы, компетенция которых оспаривается. Представителями
сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение
в Конституционный Суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или
участвующего в споре о компетенции; должностное лицо, подписавшее оспариваемый
акт; депутат Народного Собрания Республики Дагестан из числа обратившихся с
запросом. Представителями
сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие высшее юридическое
образование, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.
Каждая из сторон может иметь не более трех представителей. Стороны обладают
равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться
с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим
участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона
может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к
материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Стороны или их
представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда, дать объяснения
и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание
Конституционного Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением
случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и
подтверждает уважительную причину своего отсутствия. Статья
43. Заседания Конституционного Суда Заседания
Конституционного Суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных
настоящим Законом. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с
занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения
Конституционного Суда. Заседания проходят с соблюдением всех требований
судебного этикета. Председатель
Конституционного Суда с согласия Конституционного Суда может распорядиться в
целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного
Суда о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая
проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в
зал вещей и личном досмотре. Присутствующие в
зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду и
принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям
председательствующего о соблюдении распорядка заседания. Лицо, нарушающее
порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям
председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий
с согласия Конституционного Суда может после предупреждения удалить публику в
случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу
заседания. Статья
44. Закрытое заседание Конституционный
Суд назначает закрытое заседание, когда это необходимо для сохранения
охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной
нравственности. На закрытом
заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители.
Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата
Конституционного Суда, непосредственно обеспечивающих ход заседания,
определяется председательствующим по согласованию с судьями. Статья
45. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела Судья Конституционного
Суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях если: 1) судья ранее в
силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом
рассмотрения; 2) объективность
судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его
родственных связей с представителями сторон; 3) судья
высказал свое мнение по вопросу, который изучается или принят к рассмотрению
Конституционным Судом, до принятия решения по нему. Отстранение
судьи Конституционного Суда от участия в деле производится мотивированным
решением Конституционного Суда. Статья
46. Распорядок заседания В назначенное
время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает
заседание Конституционного Суда и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению, проверяет
явку участников процесса, полномочия представителей сторон. В случае неявки
кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны
надлежащим образом оформленных полномочий ставит вопрос о возможности
рассмотрения дела. В случае если Конституционный Суд признает невозможность
рассмотрения дела, оно откладывается. Председательствующий
разъясняет сторонам и их представителям их права, обязанности, а другим
участникам процесса - их права, обязанности и ответственность. Статья
47. Протоколирование В заседании
Конституционного Суда ведется протокол, требования к которому устанавливаются
Регламентом Конституционного Суда. Для обеспечения
полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. Протокол
заседания подписывается Председателем и судьей-секретарем Конституционного
Суда. Стороны имеют
право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда и
приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут знакомиться с
протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда. Замечания на
протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно
председательствующим в заседании и судьей-докладчиком с участием в случае
необходимости лиц, подавших замечания. Замечания на протокол и на стенограмму
заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их
отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стенограмме. Статья
48. Отложение заседания Рассмотрение
дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд найдет вопрос
недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое
невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля
или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления
необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд назначает дату, на
которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было
отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено. Статья
49. Объяснения сторон В соответствии с
порядком, установленным Регламентом Конституционного Суда, председательствующий
в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого
вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. В случае
когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями,
последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной. Стороны и их
представители не вправе использовать свои выступления в Конституционном Суде
для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных
высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений,
участников процесса, должностных лиц и граждан. Объяснение
стороны выслушивается Конституционным Судом в полном объеме. После объяснения
стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда и другой
стороной, а с разрешения Конституционного Суда также экспертами и лицами,
указанными в части второй статьи 41 настоящего Закона. Статья
50. Заключение эксперта В заседание
Конституционного Суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее
специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы,
по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются
судьей-докладчиком либо Конституционным Судом. Эксперт перед
выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу
заведомо ложных заключений. Эксперт вправе с
разрешения Конституционного Суда знакомиться с материалами дела, задавать
вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении
ему дополнительных материалов. Статья
51. Показания свидетелей В заседание
могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или
материалами по рассматриваемому делу. Свидетель перед
заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об
ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан
сообщить Конституционному Суду обстоятельства, касающиеся существа
рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на вопросы судей Конституционного
Суда и сторон. Статья
52. Исследование документов В заседании
Конституционного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть
оглашены документы, приобщенные к материалам дела. Статья
53. Заключительные выступления сторон По окончании
судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон.
Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для
подготовки к заключительным выступлениям. Статья
54. Возобновление рассмотрения вопроса Если после
заключительных выступлений сторон Конституционный Суд признает необходимым
выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для
разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о
возобновлении рассмотрения вопроса. Статья
55. Прекращение производства по делу Конституционный
Суд прекращает производство по делу в ходе заседания, если будут выявлены
основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено,
что вопрос, разрешаемый оспариваемым актом, не получил разрешения в Конституции
Республики Дагестан или по своему характеру и значению не относится к числу
конституционных. Производство по
делу прекращается также в случае, если акт, конституционность которого
оспаривается, отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела,
за исключением случаев, когда действием этого акта нарушены конституционные
права и свободы человека и гражданина. Статья
56. Окончание слушания дела После признания
Конституционным Судом исследования вопросов дела завершенным
председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела. Статья
57. Виды решений Итоговое решение
Конституционного Суда по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах
1, 2, 3, 4 части первой, пунктах 1, 2 части второй, части третьей, пункте 1
части четвертой статьи 3 настоящего Закона, именуется постановлением, а в
пунктах 2, 3 части четвертой и части пятой статьи 3 именуется заключением. Все иные решения
Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного
судопроизводства, именуются определениями. Постановления
выносятся именем Республики Дагестан. Статья
58. Принятие решения Итоговое решение
по рассматриваемому делу принимается в закрытом совещании судей. Решение
Конституционного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса
судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение
Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало
большинство участвовавших в голосовании судей. (В
редакции Закона Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14) (Абзац
исключен - Закон Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14) (Абзац
исключен - Закон Республики Дагестан от 25.09.2000 № 14) Судья
Конституционного Суда не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от
голосования. Статья
59. Требования, предъявляемые к решениям Решения
Конституционного Суда должны основываться на материалах, исследованных
Конституционным Судом. Конституционный
Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого
акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или
сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в
системе правовых актов. Постановления и
заключения Конституционного Суда излагаются в виде отдельных документов с
обязательным указанием мотивов их принятия. Определения
Конституционного Суда могут излагаться протокольно или в виде отдельного
документа. Статья
60. Изложение решения В решении
Конституционного Суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от
характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: 1) наименование
решения, дата и место его принятия; 2) персональный
состав Конституционного Суда, принявший решение; 3) необходимые
данные о сторонах; 4) формулировка
рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; 5) нормы
Конституции Республики Дагестан и настоящего Закона, согласно которым
Конституционный Суд вправе рассматривать данный вопрос; 6) требования,
содержащиеся в обращении; 7) фактические и
иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом; 8) нормы
Конституции Республики Дагестан и настоящего Закона, которыми руководствовался
Конституционный Суд при принятии решения; 9) доводы в
пользу принятого Конституционным Судом решения, а при необходимости также
доводы, опровергающие утверждения сторон; 10) формулировка
решения; 11) указание на
окончательность и обязательность решения; 12) порядок
вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения
и опубликования. Конституционный
Суд может отложить составление мотивированного решения на срок не более двух
недель, ограничившись изложением формулировки решения. Итоговое решение
Конституционного Суда подписывается председательствующим и судьей-секретарем
Конституционного Суда. Статья
61. Особое мнение судьи Судья
Конституционного Суда, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе
письменно изложить свое особое мнение. Оно приобщается
к материалам дела и может быть опубликовано по усмотрению судьи вместе с
решением Конституционного Суда. Статья
62. Провозглашение решения Решение
Конституционного Суда или его формулировка провозглашается в открытом заседании
Конституционного Суда немедленно после его подписания. Постановления и
заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их
подписания направляются: сторонам и при необходимости Президенту
Республики Дагестан, Народному Собранию Республики Дагестан, Правительству
Республики Дагестан и лицам, указанным в части второй статьи 42 настоящего
Закона. (В редакции Закона Республики Дагестан от 04.04.2006 № 23) Статья
63. Опубликование решения Постановления и
заключения Конституционного Суда подлежат опубликованию в официальных изданиях
органов государственной власти Республики Дагестан не позднее семи суток. Статья
64. Окончательность решения Конституционного Суда Решение
Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу
после его провозглашения. В случае если
признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом
регулировании, непосредственно применяется Конституция Республики Дагестан. Статья
65. Последствия неисполнения решения Неисполнение,
ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения
Конституционного Суда влечет ответственность, установленную законом. Статья
66. Исправление неточностей в решении Конституционный
Суд после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в
наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические
погрешности, о чем выносит определение. Статья
67. Толкование решения Конституционного Суда Решение
Конституционного Суда может быть официально истолковано только самим
Конституционным Судом. О его толковании
Конституционный Суд принимает решение, которое излагается в виде отдельного
документа. Статья
68. Пересмотр решения Конституционного Суда Решение
Конституционного Суда может быть пересмотрено им по собственной инициативе в
случаях, если открылись новые обстоятельства, неизвестные на момент принятия
решения и которые могут существенно повлиять на его сущность, или изменилась
конституционная норма, на основании которой принято решение. Статья
69. Право Конституционного Суда налагать штрафы Конституционный
Суд имеет право налагать штрафы на должностных лиц и граждан, проявивших
неуважение к Конституционному Суду. Основанием для
наложения штрафа являются следующие обстоятельства: отказ в
исполнении или неисполнение в установленные сроки без уважительных причин
запросов или требований Конституционного Суда или судьи Конституционного Суда о
предоставлении документов и иных материалов, о проведении проверочных действий,
об оказании помощи и содействия в связи с рассмотрением конкретного вопроса; предоставление
Конституционному Суду заведомо ложных сведений и документов; неявка без
уважительных причин, отказ от явки или неуведомление
о невозможности явки свидетеля, эксперта или специалиста на заседание
Конституционного Суда, а также стороны или его представителя, когда Суд это
считает обязательным; неисполнение,
ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения
Конституционного Суда; нарушение
участником заседания Конституционного Суда или присутствующими в зале заседаний
гражданами установленного порядка, неподчинение распоряжениям
председательствующего о его соблюдении, использование ими грубых,
оскорбительных выражений, а также иные деяния, подчеркивающие явное неуважение к
Конституционному Суду. За каждый случай
нарушения Конституционный Суд имеет право налагать штрафы на граждан в размере
до 10 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - до 50
минимальных размеров оплаты труда. Исполнение
решения Конституционного Суда о наложении штрафа производится в порядке,
предусмотренном действующим законодательством. РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья
70. Регламент Конституционного Суда В Регламенте
Конституционного Суда на основе Конституции Республики Дагестан и настоящего
Закона устанавливаются: правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности
делопроизводства и требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные
вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда. Статья
71. Аппарат Конституционного Суда Деятельность
Конституционного Суда обеспечивает аппарат Конституционного Суда, состоящий из
специалистов и служащих Конституционного Суда. Аппарат
Конституционного Суда осуществляет организационное, научно-аналитическое,
информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда; проводит
прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда в
предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов,
требующих изучения судьями Конституционного Суда; содействует судьям в
подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;
изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению
исполнения решений Конституционного Суда, осуществляет материально-техническое
и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда. Конституционный
Суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и
штатное расписание аппарата, утверждает Положение об аппарате Конституционного
Суда. Права,
обязанности, ответственность сотрудников аппарата Конституционного Суда, а
также условия прохождения ими службы определяются законами и иными нормативными
актами о государственной службе, нормативными актами о правовом положении
работников судов, а также законодательством Российской Федерации и Республики
Дагестан о труде. Статья
72. Печать Конституционного Суда Конституционный
Суд имеет печать с изображением Государственного герба Республики Дагестан и
своим наименованием. Статья
73. Символы судебной власти Конституционного Суда На здании,
занимаемом Конституционным Судом, поднимается Государственный флаг Республики
Дагестан. В зале заседаний
Конституционного Суда находятся изображение Государственного герба Республики
Дагестан и Государственный флаг Республики Дагестан. В служебном
помещении судьи Конституционного Суда устанавливается Государственный флаг
Республики Дагестан. Судьи
Конституционного Суда заседают в предусмотренной для них форме одежды. Статья
74. Местопребывание Конституционного Суда Местом
постоянного пребывания Конституционного Суда является столица Республики
Дагестан - город Махачкала. Заседания
Конституционного Суда проводятся в месте его постоянного пребывания.
Конституционный Суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет
это необходимым. Статья
75. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Признать
утратившим силу со дня введения в действие настоящего Закона Закон Дагестанской
ССР от 18 декабря 1991 года "О Конституционном Суде Дагестанской
ССР". Председатель Государственного
Совета Республики Дагестан М.МАГОМЕДОВ Махачкала 7 мая 1996 года N 5 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|