Расширенный поиск

Закон Республики Дагестан от 08.10.2004 № 25

 



                               ЗАКОН


                        РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

         Об участии граждан в охране общественного порядка
                       в Республике Дагестан

     Принят  Народным  Собранием             30  сентября 2004 года 
     Республики Дагестан

   (В редакции Закона Республики Дагестан от 06.12.2012 г. N 82)

     Настоящий  Закон  определяет  принципы  и  формы добровольного
участия  граждан  Российской  Федерации,  проживающих на территории
Республики  Дагестан  (далее  -  граждане),  в охране общественного
порядка и гарантии их правовой и социальной защиты.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     С т а т ь я  1. Предмет регулирования настоящего Закона
    
     1.   Предметом   регулирования   настоящего   Закона  являются
общественные  отношения,  возникающие  в связи с участием граждан в
охране общественного порядка.
     2.   Действие   настоящего   Закона   не  распространяется  на
правоотношения,   возникающие   в   связи  со  специальными  видами
деятельности  правоохранительных  органов,  с частной детективной и
охранной деятельностью и регулируемые федеральными законами.

     С т а т ь я  2. Правовая основа участия граждан в охране
                     общественного порядка

     Правовую   основу   участия  граждан  в  охране  общественного
порядка  составляют  Конституция  Российской Федерации, федеральные
законы,  иные  федеральные  нормативные  правовые акты, Конституция
Республики  Дагестан,  настоящий  Закон,  иные нормативные правовые
акты  Республики  Дагестан, нормативные правовые акты муниципальных
образований.

     С т а т ь я  3. Принципы участия граждан в охране
                     общественного порядка

     Участие  граждан  в  охране общественного порядка основывается
на   принципах   законности,  добровольности,  гуманизма,  уважения
личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

             ГЛАВА II. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ
                       ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

     С т а т ь я  4. Участие граждан в охране общественного порядка

     Каждый  гражданин  имеет  право  принимать  участие  в  охране
общественного  порядка,  защищая  всеми  средствами и способами, не
запрещенными  законом,  жизнь,  достоинство и собственность граждан
от противоправных посягательств.
     Участие  граждан  в  охране  общественного  порядка может быть
индивидуальным и коллективным.

     С т а т ь я  5. Формы индивидуального участия граждан в охране
                     общественного порядка

     1. Формы    индивидуального    участия    граждан   в   охране
общественного порядка:
     1) пропаганда правовых знаний;
     2)  содействие  правоохранительным  органам в профилактической
работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
     3)  содействие  правоохранительным  органам  в деятельности по
профилактике    и    предупреждению    детской   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних;
     4) участие в деятельности общественных пунктов охраны порядка;
     5)    иное    участие    в   охране   общественного   порядка,
предусмотренное законодательством Российской Федерации.
     2.   Формой   индивидуального   участия   граждан   в   охране
общественого   порядка   может  быть  внештатное  сотрудничество  с
правоохранительными   органами  -  добровольное  участие  в  работе
правоохранительных  органов  граждан,  не  состоящих  в  их штате и
действующих  под  руководством  должностных  лиц правоохранительных
органов.

     С т а т ь я  6. Форма коллективного участия граждан в охране
                     общественного порядка

     1. Формой    коллективного    участия    граждан    в   охране
общественного порядка является народная дружина.
     2.    Народные   дружины   представляют   собой   добровольные
объединения    граждан,    создаваемые   для   участия   в   охране
общественного  порядка  на  соответствующей  территории совместно с
органами внутренних дел.
     Деятельность  народных дружин имеет специальную направленность
-  охрану  общественного  порядка  -  и  не может преследовать иные
цели, не предусмотренные настоящим Законом.

     С т а т ь я  7. Общественные пункты охраны порядка

     Общественные  пункты охраны порядка могут создаваться решением
органов  местного  самоуправления в целях объединения и координации
работы  по  охране  общественного  порядка, осуществляемой органами
внутренних  дел  и  иными государственными органами, организациями,
общественными   объединениями,   а   также   гражданами  в  формах,
предусмотренных законодательством.
     Граждане  могут  объединяться  при  общественном пункте охраны
порядка  для  защиты  жизни,  достоинства  и собственности граждан,
обеспечения    безопасности    жилища   в   пределах   определенной
соответствующим   органом  местного  самоуправления  территории  по
месту жительства или нахождения их собственности.
     Общественный    пункт   охраны   порядка   осуществляет   свою
деятельность   на   определенной  органом  местного  самоуправления
территории.
     Порядок  создания  и  деятельность общественных пунктов охраны
порядка   регулируются   нормативными   правовыми   актами  органов
местного самоуправления.

     С т а т ь я  8. Ограничения, связанные с участием
                     граждан в охране общественного порядка

     Граждане,  участвующие  в  охране  общественного  порядка,  не
имеют  права  выдавать  себя за сотрудников органов внутренних дел,
осуществлять  деятельность, отнесенную законодательством Российской
Федерации  к исключительной компетенции правоохранительных органов,
а  также  использовать права, предоставленные им настоящим Законом,
в корыстных целях.

                    ГЛАВА III. НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ

     С т а т ь я  9. Создание народных дружин

     1. Народные  дружины  могут  создаваться  по  решению  органов
местного    самоуправления    на   основании   заявлений   граждан,
объединяющихся  для  участия  в  охране  общественного  порядка,  и
действуют  в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его
основе  нормативными  правовыми актами Республики Дагестан, а также
в соответствии с положением о народных дружинах.
     2. Правительство   Республики  Дагестан  утверждает  примерное
положение о народных дружинах.
     Указанное положение определяет:
     1) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
     2)  порядок  образования и состав руководящего органа народной
дружины;
     3) структуру народной дружины и порядок ее формирования;
     4)   порядок   взаимодействия   народной  дружины  с  органами
внутренних дел;
     5)  условия  и  порядок приема в народную дружину и исключения
из нее;
     6)   образцы   удостоверений   и  внешние  атрибуты  народного
дружинника;
     7) меры материального стимулирования дружинников;
     8)   иные   вопросы,  связанные  с  организацией  деятельности
народных дружин в соответствии с законодательством.
     3. Органы   внутренних   дел  организуют  правовую  подготовку
народных  дружинников,  а также привитие у них практических навыков
и умений по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.
     
     С т а т ь я  10. Финансирование и материально -
                      техническое обеспечение народных дружин

     1. Финансирование народных дружин может осуществляться за счет
средств  республиканского  бюджета  Республики  Дагестан и бюджетов
муниципальных    образований.    Народные   дружины   также   могут
финансироваться   за  счет  средств,  поступающих  от  организаций,
граждан,   и   иных   поступлений,   если   это   не   противоречит
законодательству Российской Федерации. (В      редакции      Закона
Республики Дагестан от 06.12.2012 г. N 82)
     2.  Органами  государственной  власти  Республики  Дагестан  и
органами    местного   самоуправления   народным   дружинам   могут
предоставляться   служебные   помещения,   оборудованные   мебелью,
инвентарем, средствами связи. (В    редакции    Закона   Республики
Дагестан от 06.12.2012 г. N 82)

     С т а т ь я  11. Направления деятельности народных дружин

     1. Народные   дружины  осуществляют  свою  деятельность  путем
участия в:
     1)  патрулировании  на  улицах,  площадях,  в  парках и других
местах  массового  пребывания  населения,  а  также  в  выставлении
соответствующих постов;
     2) обеспечении охраны общественного порядка;
     3)  проведении  мероприятий  по  предупреждению  преступлений,
пресечении административных правонарушений;
     4)  организации неотложных аварийно-спасательных и карантинных
мероприятий  в  случаях  стихийных  бедствий,  катастроф, эпидемий,
эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;
     5) обеспечении охраны природных ресурсов и окружающей среды;
     6)  профилактической  работе  органов внутренних дел с лицами,
склонными к совершению правонарушений;
     7)  предупреждении  детской  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних.
     2. В  соответствии  с  настоящим Законом, другими нормативными
правовыми   актами   Республики   Дагестан,  а  также  нормативными
правовыми  актами  соответствующего  муниципального  образования по
решению  уполномоченных  должностных  лиц  народные  дружины  могут
участвовать  в  осуществлении охраны общественного порядка и в иных
случаях.

     С т а т ь я  12. Обязанности и права народных дружинников

     1. Народный дружинник обязан:
     1)  четко  и  добросовестно  выполнять  требования руководства
дружины,  а также сотрудников органов внутренних дел при проведении
совместных мероприятий;
     2)  не  допускать  необоснованного  ограничения  прав и свобод
граждан,  не  совершать  действия,  имеющие  целью унижение чести и
достоинства человека и гражданина;
     3)  в  случае  обращения  граждан с сообщениями о событиях или
фактах,   угрожающих   личной  безопасности  граждан,  общественной
безопасности,     общественному     порядку,    либо    в    случае
непосредственного   обнаружения   указанных   событий   или  фактов
сообщать  об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры
по  спасению  людей,  пресечению  преступлений или административных
правонарушений,    содействию   в   задержании   лиц,   совершивших
преступления  или  административные  правонарушения,  охране  места
происшествия;
     4)  быть  тактичным,  вежливым  и  внимательным  в обращении с
гражданами;
     5)   принимать   меры   по   оказанию   помощи,  в  том  числе
доврачебной,     гражданам,     пострадавшим    от    преступлений,
административных  правонарушений  или  несчастных  случаев, а также
находящимся  в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни
и здоровья;
     6)   повышать  правовые  знания,  знать  права  и  обязанности
дружинника;
     7)  разъяснять гражданам во всех случаях ограничения их прав и
свобод основания и поводы для такого ограничения;
     8)  иметь  при  себе  и  предъявлять по требованию граждан или
должностных лиц удостоверение установленного образца.
     2. Народный   дружинник,   участвуя   в  охране  общественного
порядка, имеет право:
     1)   требовать   от  граждан  и  должностных  лиц  прекращения
совершения преступлений, административных правонарушений;
     2)  оказывать  помощь  сотрудникам  органов  внутренних  дел в
обеспечении  общественного  порядка,  предупреждения  и  пресечения
правонарушений; (В     редакции    Закона    Республики    Дагестан
от 06.12.2012 г. N 82)
     3)  (Утратил     силу     -    Закон    Республики    Дагестан
от 06.12.2012 г. N 82)
     4)  (Утратил     силу     -    Закон    Республики    Дагестан
от 06.12.2012 г. N 82)
     5) (Утратил     силу     -     Закон    Республики    Дагестан
от 06.12.2012 г. N 82)
     6)   использовать  с  предварительного  разрешения  владельцев
транспортные  средства организаций независимо от форм собственности
(за  исключением  транспортных средств специального назначения) или
граждан  для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся
в срочной медицинской помощи;
     7)  пользоваться  для  связи  с  органами  внутренних дел и со
штабами   народных  дружин  телефонами  и  иными  средствами  связи
организаций   независимо   от  форм  собственности  в  случаях,  не
терпящих отлагательства;
     8)  (Утратил     силу     -    Закон    Республики    Дагестан
от 06.12.2012 г. N 82)

     С т а т ь я  13. Ответственность народного дружинника

     За   неправомерные   действия   (бездействие)  при  исполнении
обязанностей  по  охране  общественного  порядка народный дружинник
несет  ответственность,  установленную законодательством Российской
Федерации.

     ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН,
                УЧАСТВУЮЩИХ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
                    ПОРЯДКА, МЕРЫ ИХ ПООЩРЕНИЯ

     С т а т ь я  14. Гарантии правовой защиты народных дружинников

     1. Народные   дружинники,   участвуя  в  охране  общественного
порядка,  находятся  под  защитой  государства. Законные требования
народных   дружинников  обязательны  для  выполнения  гражданами  и
должностными лицами.
     2. Неповиновение  законным  требованиям  народных  дружинников
при  исполнении  ими  обязанностей  по охране общественного порядка
влечет  ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.

     С т а т ь я  15. Гарантии социальной защиты граждан,
                      участвующих в охране общественного порядка


     1. В случае гибели (смерти) народного дружинника в связи с его
участием в охране общественного порядка семье погибшего  (умершего)
выплачивается единовременное пособие в размере 1 миллион рублей  за
счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
     2. В случае причинения вреда здоровью  народного  дружинника в
связи с его  участием  в  охране  общественного  порядка  с  учетом
степени   тяжести   вреда   народному   дружиннику    выплачивается
единовременное пособие в размере 300 тысяч рублей при тяжком  вреде
здоровью, 150 тысяч рублей - при средней тяжести вреда  здоровью  и
90 тысяч рублей - при легкой степени тяжести вреда здоровью за счет
средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
     3. Порядок  выплаты  единовременных  пособий,  предусмотренных
частями  1  и  2  настоящей  статьи,  определяется   Правительством
Республики Дагестан.
     4. Органы государственной власти  Республики Дагестан,  органы
местного  самоуправления  вправе   с   учетом   имеющихся   у   них
возможностей устанавливать для народных дружинников  дополнительные
гарантии социальной защиты и меры социальной поддержки.
     5. Организации всех  форм собственности  вправе  предоставлять
своим  работникам,  участвующим  в  охране  общественного  порядка,
дополнительный  оплачиваемый  отпуск  и  иные  льготы  в   порядке,
предусмотренном     законодательством     Российской     Федерации,
коллективными договорами, соглашениями, трудовым договором. (Статья
в редакции Закона Республики Дагестан от 06.12.2012 г. N 82)

     С т а т ь я  16. Меры поощрения граждан, участвующих в охране
                      общественного порядка

     1. Народные   дружинники   за   активное   участие   в  охране
общественного   порядка   и   борьбе   с   правонарушениями  могут
поощряться   органами  государственной  власти,  органами  местного
самоуправления, организациями и общественными объединениями путем:
     1) объявления благодарности;
     2) выдачи денежной премии;
     3) награждения ценным подарком;
     4)  награждения  почетными  грамотами  органов государственной
власти  Республики  Дагестан,  почетными грамотами органов местного
самоуправления.
     2. За  особые  заслуги в выполнении своего общественного долга
и  проявленные  при этом мужество и героизм граждане, участвующие в
охране   общественного   порядка,   могут   быть   представлены   к
государственным  наградам  Российской  Федерации  и государственным
наградам Республики Дагестан в соответствии с законодательством.
     3. Меры  поощрения применяются органами государственной власти
и  органами  местного самоуправления, организациями и общественными
объединениями  из  средств  соответствующих  бюджетов, добровольных
пожертвований  физических  и  юридических  лиц, отдельных граждан и
других источников, не запрещенных законом.
     4. Положением  о  народных дружинах могут быть предусмотрены и
иные меры поощрения.


                 ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     С т а т ь я  17. Обжалование неправомерных действий лиц,
                      участвующих в охране общественного порядка

     Неправомерные    действия    лиц,    участвующих    в   охране
общественного   порядка,   могут   быть   обжалованы   в   порядке,
установленном федеральным законодательством.

     С т а т ь я  18. Контроль за соблюдением настоящего Закона

     Контроль  за соблюдением настоящего Закона осуществляют органы
государственной   власти   Республики   Дагестан,  органы  местного
самоуправления в соответствии с законодательством.

     С т а т ь я  19. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его официального
опубликования.


     Председатель Государственного Совета
     Республики Дагестан                                М.МАГОМЕДОВ

     Махачкала
     8 октября 2004 г.
     N 25


Информация по документу
Читайте также