Расширенный поиск
Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003 № б/н КОНСТИТУЦИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
(В редакции Законов Республики Дагестан от 12.10.2005 г. N 31; от 04.04.2006 г. N 21; от 08.12.2006 г. N 63; от 07.10.2008 г. N 45; от 03.02.2009 г. N 4; от 05.04.2010 г. N 19; от 03.11.2010 г. N 59; от 14.06.2012 г. N 33; от 29.04.2013 г. N 22; в редакции Указа Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 № 333; в редакции Законов Республики Дагестан от 17.02.2014 № 7; от 26.09.2014 № 69; от 12.02.2015 № 16; от 10.04.2015 № 36; от 04.12.2015 № 109)
от 05.05.2017 № 30; от 12.12.2017 № 96)
от 26.12.2017 № 106; от 26.12.2017 № 107)
Принята
Конституционным Собранием 10 июля 2003 года Мы, многонациональный народ Республики Дагестан составная часть многонационального народа Российской Федерации, исторически объединившегося в единое государство, сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства, признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, стремясь к становлению гражданского общества и созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН. ГЛАВА 1.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
С т а т ь я 1. Республика Дагестан - Дагестан есть единое демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана. Наименования Республика Дагестан и Дагестан равнозначны.
С т а т ь я 2. Республика Дагестан имеет свою Конституцию и законодательство, соответствующие Конституции Российской Федерации
и федеральному законодательству. Конституция Республики Дагестан и законы Республики Дагестан, принятые по предметам ведения Республики Дагестан, имеют прямое действие и при меняются на всей территории Республики Дагестан. С т а т ь я 3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина - обязанность государства. С т а т ь я 4. Власть в Республике Дагестан осуществляет ее многонациональный народ непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в
Республике Дагестан. С т а т ь я 5. Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Дагестана, являются антиконституционными.
С т а т ь я 6. В Республике Дагестан гарантируется защита прав всех народов и национальных меньшинств, проживающих на ее территории, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Республика Дагестан признает и уважает национально - культурную и историческую самобытность наро дов Дагестана, создает условия для сохранения и развития их культурных и исторических традиций. Каждому из народов гарантируется равное право на защиту жизненных интересов на конституционной основе. С т а т ь я 7. Государственная власть в Республике Дагестан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. С т а т ь я 8. Государственнуювласть в Республике Дагестан осуществляют Глава Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан. (В редакции Указа Президента Республики
Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) Система органов государственной власти Республики Дагестан устанавливается настоящей Конституцией в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом. С т а т ь я 9. В Республике Дагестан осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти. С т а т ь я 10. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Дагестан, законы Республики Дагестан и принимаемые в соотвествии ними иные нормативные правовые акты, а также общепризнанные принципы и нормы
международного права. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. С т а т ь я 11. Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана. В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. С т а т ь я 12. Каждый проживающий на территории Республики Дагестан, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, в соответствии с федеральным законом является гражданином Российской Федерации (далее гражданин). С т а т ь я 13. Республика Дагестан - социальное государство, политика которого на правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Дагестан обеспечиваются социальная ориентация экономики, свобода экономической деятельности, создаются условия для добросовестной конкуренции. Регулирование экономических отношений органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством и должно способствовать устранению диспропорций в развитии территорий. С т а т ь я 14. В Республике Дагестан признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. С т а т ь я 15. Земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности
народов, про живающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. С т а т ь я 16. В Республике Дагестан признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и Республики Дагестан, подрыв безопасности государства, создание вооруженных форми рований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. С т а т ь я 17. Республика Дагестан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. ГЛАВА 2.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
С т а т ь я 18. В Республике Дагестан признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права. Каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами. Достоинство личности, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей являются основой общественного порядка и социального мира. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Не допускается использование прав и свобод для насильственного
изменения конституционного строя. С т а т ь я 19. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. С т а т ь я 20. Все равны перед законом и судом. В Республике Дагестан защищаются права и свободы человека и гражданина независимо от национальности, расы, пола, языка, происхождения, социального, имущественного положения, за нимаемой должности, рода занятий, места жительства, образования, политических, правовых и иных убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. С т а т ь я 21. Гражданин пользуется всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами
Республики Дагестан. С т а т ь я 22. Лица, не являющиеся гражданами и законно находящиеся на территории Республики Дагестан, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и зако нами Республики Дагестан, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. С т а т ь я 23. Каждый имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или на
казанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. С т а т ь я 24. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей в соответст вии с федеральным законодательством допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. С т а т ь я 25. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не до пускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. С т а т ь я 26. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. С т а т ь я 27. Каждый, кто законно находится на территории Республики Дагестан, имеет право на свободу передвижения, на выбор
места пребывания и жительства в Республике Дагестан. Каждый может свободно выезжать за пределы Республики Дагестан. С т а т ь я 28. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений
или от казу от них.
Каждый имеет право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. С т а т ь я 29. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. С т а т ь я 30. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию своей нацио нальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. С т а т ь я 31. Граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Дагестан как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть из бранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по при говору суда. С т а т ь я 32. Граждане имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе. Требования к кандидатам на
должности государственных и муниципальных служащих определяются законом. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.
С т а т ь я 33. Граждане вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С т а т ь я 34. Каждый имеет право на объединение в порядке, предусмотренном за коном. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объедине ние или пребыванию в нем. С т а т ь я 35. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. С т а т ь я 36. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право на следования гарантируется. С т а т ь я 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечаю щих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграж дение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллектив ные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. С т а т ь я 38. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра воохранения ока зывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в со ответствии с федеральным законом.
С т а т ь я 39. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовер ную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. С т а т ь я 40. Каждый имеет право на социальную защиту, включая право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Республика Дагестан развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительность. С т а т ь я 41. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражда нам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бес платно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. С т а т ь я 42. Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Республика Дагестан вправе устанавливать региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов. С т а т ь я 43. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. С т а т ь я 44. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый имеет право на защиту от незаконных посягательств на его права и свободы. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. С т а т ь я 45. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри
государственные средства правовой защиты. С т а т ь я 46. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или без действием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или их долж ностных лиц. С т а т ь я 47. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. С т а т ь я 48. Перечисление в Конституции Республики Дагестан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление закреп ленных в Конституции Российской Федерации других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Дагестан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. С т а т ь я 49. Защита Отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина. Гражданин несет военную или альтернативную гражданскую службу в соответствии с федеральным законом. С т а т ь я 50. Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной
силы не имеют. С т а т ь я 51. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. С т а т ь я 52. Материнство и детство, семья находятся подзащитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги равноправны в семейных отношениях. Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. С т а т ь я 53. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы. ГЛАВА 3.
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С т а т ь я 54. Республика Дагестан входит в Российскую Федерацию в качестве ее субъекта. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной власти на своей территории. Взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан основаны на разграничении пред метов ведения и полномочий и определяются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Дагестан, Федеративным договором, а также другими договорами и соглашениями. Республика Дагестан участвует в осуществлении полномочий Российской Федерации в пределах и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. С т а т ь я 55. Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ве дения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Дагестан. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного с Российской Федерацией ведения Республика Дагестан осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Дагестан не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Дагестан, из данным в соответствии с частью третьей настоящей статьи, действует нормативный правовой акт Респуб лики Дагестан.
Федеральные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, изданные в нарушение части третьей на стоящей статьи, могут быть оспорены в порядке, установленном федеральным законом. С т а т ь я 56. Республика Дагестан имеет право на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Дагестан. С т а т ь я 57. Территория Республики Дагестан едина, ее границы не могут быть изменены без волеизъявления многонационального народа Республики Дагестан. Республика Дагестан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства определяется законом Республики Дагестан. Административно-территориальными единицами республиканского значения являются: районы: Агульский, Акушинский, Ахвахский, Ахтынский, Бабаюртовский, Ботлихский, Буйнакский, Герге бильский, Гумбетов-ский, Гунибский, Дахадаевский, Дербентский, Докузпаринский, Казбековский, Кайтагский, Карабудахкентский, Каякентский, Кизи-люртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Курахский, Лакский, Левашинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский, Рутульский, Сергокалинский, Сулейман-Стальский, Табасаранский, Тарумовский, Тляратинский, Унцукульский, Хасавюртовский, Хивский, Хунзахский, Цумадинский, Цунтинский (с Бежтинским участком в его со ставе), Чародинский, Шамильский;
города: Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск.
С т а т ь я 58. Статус Республики Дагестан может быть изменен по взаимному со гласию Российской Федерации и Республики Дагестан в соответствии с федеральным конституционным законом. ГЛАВА 4.
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
С т а т ь я 59. Народное Собрание - парламент Республики Дагестан - является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Дагестан. С т а т ь я 60. Народное Собрание Республики Дагестан состоит из 90 депутатов. (В редакции Закона Республики Дагестан от 03.11.2010 г. N 59) Народное Собрание Республики Дагестан избирается сроком на пять лет. Порядок избрания депутатов Народного Собрания Республики
Дагестан определяется законом Республики Дагестан. (В редакции
Закона Республики Дагестан от 03.02.2009 г. N 4) С т а т ь я 61. Депутатом Народного Собрания Республики Дагестан может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутат Народного Собрания Республики Дагестан не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, депутатом представительных органов государственной
власти иных субъектов Российской Федерации или представительных
органов муниципальных образований, судьей, замещать иные
государственные должности Российской Федерации,иные государственные
должности Республики Дагестан и иных субъектов Российской
Федерации, должности федеральной государственной службы, должности
государственной гражданской службы Республики Дагестан и иных
субъектов Российской Федерации, а также муниципальные должности и
должности муниципальной службы, если иное непредусмотрено
федеральным законом. (В редакции Закона Республики Дагестан
от 05.04.2010 г. N 19) В случае, если деятельность депутата Народного Собрания Республики Дагестан осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством. На депутата Народного Собрания Республики Дагестан распространяются иные ограничения, установленные федеральным
законом. (Дополнен - Закон Республики Дагестан
от 07.10.2008 г. N 45) С т а т ь я 62. Статус депутатов Народного Собрания Республики Дагестан и гарантии их депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией и законом Республики Дагестан. Депутаты Народного Собрания Республики Дагестан обладают неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом. С т а т ь я 63. Народное Собрание Республики Дагестан собирается на первое засе дание на тридцатый день после избрания не менее двух третей установлен ного числа депутатов.
Глава Республики Дагестан может созвать заседание Народного Собрания Республики Дагестан ранее этого срока. Первое заседание Народного Собрания Республики Дагестан открывает и до избрания Председателя Народного Собрания Республики Дагестан ведет старейший по возрасту депутат. (В редакции Указа Президента Республики
Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) С момента начала работы Народного Собрания Республики Дагестан нового созыва полномочия Народного Собрания Республики Дагестан прежнего созыва прекращаются. С т а т ь я 64. Народное Собрание Республики Дагестан собирается на сессии , как правило, не менее одного раза в месяц,
за исключением периода парламент ских каникул. (В редакции Закона
Республики Дагестан от 03.11.2010 г. N 59) Внеочередные сессии созываются Президиумом На родного Собрания
Республики Дагестан по инициативе Председателя Народного Собрания Рес публики Дагестан, либо не менее одной трети депутатов Народного
Собрания Республики Дагестан, либо Главы Республики Дагестан. (В редакции Указа Президента Республики Дагестан
от 13.12.2013 г. N 333) Заседания Народного Собрания Республики Дагестан являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом, Народное Собрание Республики Дагестан вправе проводить закрытые заседания. С т а т ь я 65. Народное Собрание Республики Дагестан избирает из своего состава Председателя Народного Собрания Республики Дагестан и его заместителей. Председатель Народного Собрания Республики Дагестан и его за местители ведут заседания и ведают внутренним распорядком парламента в соответствии с принятым Народным Собранием Республики Дагестан регламентом. Народное Собрание Республики Дагестан для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки
вопросов, относящихся к ведению На родного Собрания Республики Дагестан, осуществления контрольных полномочий избирает из числа депутатов комитеты и их председателей. Организация и порядок деятельности комитетов определяются законом. Народное Собрание Республики Дагестан в необходимых случаях образует депутатские комиссии для предварительного изучения вопросов, отнесенных к его ведению. С т а т ь я 66. Для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний Народного Собрания Республики Дагестан формируется Президиум Народного Собрания Республики Дагестан в составе Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, его заместителей , председателей комитетов Народного Собрания Республики Дагестан и руководителей
фракций. (В редакции Закона Республики Дагестан от 05.04.2010 г. N 19) С т а т ь я 67. Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан Народное Собрание Республики Дагестан образует Счетную палату Республики Дагестан, состав и порядок деятельности которой определяются законом Республики Дагестан. С т а т ь я 68. К ведению Народного Собрания Республики Дагестан относятся: 1) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Дагестан, за исключением глав 1, 2 и 10, принятие законов, внесение в них изменений и дополнений; 1.1) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Дагестан
о результатах деятельности Правительства Республики Дагестан, в том
числе по вопросам, поставленным Народным Собранием Республики
Дагестан; (В редакции Закона Республики Дагестан
от 26.12.2017 № 107)
1.2) заслушивание информации о деятельности территориальных
органов федеральных органов исполнительной власти в Республике
Дагестан; (В редакции Закона Республики Дагестан
от 26.12.2017 № 107)
2) утверждение соглашения об изменении границ Республики Дагестан, решение вопросов административно-территориального устройства Республики Дагестан; 3) дача согласия для назначения на должность Председателя Правительства Республики Дагестан; 4) назначение на должность Председателя Конституционного Суда Республики Дагестан, заместителя Председателя Конституционного Суда
Республики Дагестан, судьи-секретаря Конституционного Суда
Республики Дагестан, судей Конституционного Суда Республики
Дагестан, мировых судей; (В редакции Закона Республики Дагестан
от 05.04.2010 г. N 19) 5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Республики Дагестан, его заместителя и
аудиторов; 6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в порядке, установленном законом; 7) решение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Дагестан; (В редакции Указа Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) 8) решение вопроса о недоверии (доверии) Председателю Правительства Республики Дагестан; 9) (Утратил силу - Закон Республики Дагестан от 14.06.2012 г. N 33) 10) установление порядка проведения выборов в Народное Собрание Республики Дагестан, порядка избрания Главы Республики
Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан и
порядка отзыва Президента Республики Дагестан, а также назначение
выборов в Народное Собрание Республики Дагестан и голосования по
отзыву Президента Республики Дагестан; (В редакции Закона
Республики Дагестан от 29.04.2013 г. N 22; Указа Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) 11) назначение референдума Республики Дагестан;
12)установление системы исполнительных органов государственной
власти Республики Дагестан; (В редакции Закона Республики Дагестан
от 12.10.2005 г. N 31) 13) утверждение республиканского бюджета Республики Дагестан и отчета о его исполнении; 14) утверждение порядка осуществления стратегического планирования в Республике Дагестан в соответствии с федеральным
законом; (В редакции Закона Республики Дагестан
от 26.12.2017 № 107)
15) установление в соответствии с федеральным законодательством республиканских налогов и сборов, а также порядка их взимания; 16) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Дагестан и отчетов об их исполнении; 17) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Дагестан; 18) рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Дагестана; 19) реализация права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации; 20) принятие Регламента Народного Собрания Республики Дагестан, решение вопросов внутреннего распорядка его деятельности; 21) созыв Конституционного Собрания; 22) учреждение государственных наград Республики Дагестан, установление специальных и почетных званий, классных чинов Республики Дагестан; 23) официальное толкование законов Республики Дагестан;
24) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Дагестан; 25) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Дагестан, исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Дагестан; 26) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Дагестан. Народное Собрание Республики Дагестан принимает законы и постановления и контролирует их исполнение. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Народного Собрания Республики Дагестан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. С т а т ь я 69. Право законодательной инициативы принадлежит Главе Республики Дагестан, депутатам Народного Собрания Республики
Дагестан, Правительству Республики Дагестан, представительным органам муниципальных образований, Общественной палате Республики
Дагестан. (В редакции Закона Республики Дагестан от 05.04.2010 г. N 19; Указа Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333; дополнен - Закон Республики Дагестан
от 26.09.2014 № 69) Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Республики Дагестан, Избирательной комиссии Республики Дагестан, Уполномоченному по правам человека в Республике Дагестан, Уполномоченному по защите прав
Предпринимателей в Республике Дагестан, прокурору Республики
Дагестан, Молодежному парламенту при Народном Собрании Республики
Дагестан по вопросам их ведения. (В редакции Закона Республики Дагестан от 17.02.2014 № 7; дополнен - от 12.02.2015 № 16; в редакции Закона Республики Дагестан от 05.05.2017 № 30)
Законопроекты вносятся в Народное Собрание Республики Дагестан. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств республики, другие
законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета Республики Дагестан, могут быть внесены Главой Республики Дагестан либо при наличии заключения Главы Республики Дагестан. Такое заключение представляется в Народное Собрание Республики Дагестан не позднее тридцати календарных дней с момента получения Президентом Республики Дагестан соответствующего
законо проекта. (В редакции Указа Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) С т а т ь я 70. Принятый закон Республики Дагестан в течение семи дней направляется Главе Республики Дагестан для подписания и обнародования. (В редакции Указа Президента Республики Дагестан
от 13.12.2013 г. N 333) Глава Республики Дагестан в течение четырнадцати дней с мо мента поступления закона Республики Дагестан подписывает и обнародует закон либо отклоняет его. В случае отклонения закон Республики Дагестан возвращается в Народное Собрание Республики Дагестан с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесе нии в него изменений и дополнений. Народное Собрание Республики Дагестан вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон Республики Дагестан будет одобрен
в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов На родного Собрания Республики Дагестан, он подлежит подписанию Главой Республики Дагестан в течение семи дней и обнародованию. (В редакции Указа Президента
Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) С т а т ь я 71. Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Кон ститу ционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики
Дагестан Конституции Российской Федерации в порядке, установленном
Кон ституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации. С т а т ь я 72. Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о соответствии законов Республики Дагестан, нормативных правовых актов Главы Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан, других органов исполнительной власти Республики Дагестан, не
вступивших в силу договоров Республики Дагестан, уставов
муниципальных образований, нормативных правовых актов органов
местного самоуправления Конституции Республики Дагестан. (В
редакции Закона Республики Дагестан от 05.04.2010 г. N 19; Указа Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) Народное Собрание Республики Дагестан вправе обратиться в Конституционный Суд Республики Дагестан с запросом о толковании Конституции Республики Дагестан. С т а т ь я 73. Председатель Народного Собрания Республики Дагестан: 1) организует подготовку сессий Народного Собрания Республики Дагестан и ведет его заседания; 2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Народным Собранием Республики Дагестан, подписывает принятые им по становления; 3) представляет Народному Собранию Республики Дагестан кандидатуры для избрания на должности заместителей Председателя Народного Собрания Республики Дагестан, председателей комитетов и комиссий Народного Собрания Республики Дагестан; 4) обеспечивает взаимодействие Народного Собрания Республики Дагестан с другими органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, вправе участвовать в заседаниях Правительства Республики Дагестан; 5) координирует деятельность комитетов и комиссий,обеспечивает их взаимодействие; 6) формирует Аппарат Народного Собрания Республики Дагестан;
7) решает другие вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан. С т а т ь я 74. Полномочия Народного Собрания Республики Дагестан могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) принятия решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан; 2) роспуска Народного Собрания Республики Дагестан Главой Республики Дагестан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, Конституцией Республики Дагестан; (В редакции Указа
Президента Республики Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) 3) вступления в силу решения компетентного суда о неправомочности данного состава депутатов Народного Собрания Республики Дагестан, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; 4) роспуска Народного Собрания Республики Дагестан в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом. (В редакции Закона
Республики Дагестан от 12.10.2005 г. N 31) В случае досрочного прекращения полномочий Народного Собрания Республики Дагестан Президентом Республики Дагестан назначаются внеочередные выборы в Народное Собрание Республики Дагестан. Указанные выборы назначаются и проводятся в сроки, установленные законом. ГЛАВА 5.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН С т а т ь я 75. Глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан и возглавляет исполнительную
власть Республики Дагестан. (В редакции Указа Президента Республики
Дагестан от 13.12.2013 г. N 333) Президент Республики Дагестан проводит политику, направленную на обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Дагестан, законов Республики Дагестан, законности и правопорядка, соглашений и договоров, заключенных от имени Республики Дагестан, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина и сохранение единства
и территориальной целостности республики. Президент Республики Дагестан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан и законами Республики Дагестан определяет основные направления развития Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан представляет Республику Дагестан в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и
соглашения от имени Республики Дагестан. Президент Республики Дагестан при осуществлении своих Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|