Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 25.02.2004 № 310Законодательное Собрание Ростовской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 25.02.2004 г. Ростов-на-Дону N 310 Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации Законодательное Собрание Ростовской области, руководствуясь пунктом "а" части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с прилагаемым запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Законодательного Собрания А. Попов Конституционный Суд Российской Федерации ЗАПРОС о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Законодательное Собрание Ростовской области (344050, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112) на основании постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 25 февраля 2004 года N 310 руководствуясь пунктом "а" части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части первой статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации Федерального закона от 27 октября 2003 года N 133-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 03.11.2003, N 44, ст. 4261). Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли нормативные положения Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" статье 72 (пункту "л" части первой) Конституции Российской Федерации. Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" вытекает из того, что Законодательное Собрание Ростовской области считает нормативные положения Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", согласно которым из пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" исключены слова ", а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации", не соответствующими Конституции Российской Федерации. Позиция Законодательного Собрания Ростовской области по поставленному в настоящем запросе вопросу состоит в следующем. Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (пункт "о" статьи 71) и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (пункт "г" статьи 71), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая согласно части 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации устанавливается только Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В соответствии со статьями 29 и 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в судебной системе Российской Федерации предусмотрено существование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, которые организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. В пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" содержится легальное определение организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, под которым следует понимать мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Между тем пункт "л" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации относит кадры судебных органов к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, статьей 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" на органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации возложены функции финансирования из федерального бюджета расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные для мировых судей федеральными законами. Как закреплено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 4), но согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 6 декабря 2001 года по запросу Государственного Собрания - Курултай Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что пункт "л" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации относит кадры судебных органов к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то, исходя из принципа единства судебной системы, в пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" было предусмотрено, что управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель определил порядок участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации правом участвовать в решении вопроса, отнесенного к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участие субъектов Российской Федерации в процессе принятия решений на федеральном уровне - с тем чтобы более полно обеспечивался учет их потребностей и законных интересов (в социально-экономическом развитии, в области общественной безопасности и т.д.) - при условии, что такое участие носит субсидиарный характер, осуществляется в форме предварительного согласования, не предопределяющего окончательное решение вопроса, т.е. не предполагает передачу соответствующего федерального полномочия субъекту Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушение установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Такая правовая позиция получила закрепление в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан и от 21 декабря 2000 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юркина С.А. на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Однако Федеральным законом от 27 октября 2003 года N 133-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" из пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона слова ", а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации" были исключены. В то же время по смыслу статьи 72 Конституции Российской Федерации предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации. Таким образом, в этой сфере государственная деятельность не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. Следовательно, внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований оптимального сочетания разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных, конституционно не обоснованных изменений, затрагивающих правовой статус субъектов Российской Федерации. Поэтому, принимая оспариваемые положения, федеральный законодатель во всяком случае должен был предусмотреть компенсаторный механизм, позволяющий устранить негативные последствия полного исключения участия субъектов Российской Федерации в организации деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов. В противном случае федеральным законом пересматривались бы установленные статьями 1, 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации принципы построения России как федеративного государства. Следовательно, федеральный законодатель в силу пункта "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации не имел права исключать участие субъектов Российской Федерации в организации деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, а был только вправе придать этому участию другую форму. Таким образом, Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", как не учитывающий эти обстоятельства и не устанавливающий конкретной формы участия субъектов Российской Федерации в организации деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, противоречит статье 72 (пункту "л" части первой) Конституции Российской Федерации. На основании изложенного Законодательное Собрание Ростовской области просит Конституционный Суд Российской Федерации признать Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" противоречащим статье 72 (пункту "л" части первой) Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к запросу прилагаются в 30 экземплярах: 1) копии настоящего запроса; 2) копии постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 25.02.2004 N 310 "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации"; 3) текст оспариваемого Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"; 4) документ об уплате государственной пошлины; 5) доверенность представителя Законодательного Собрания Ростовской области. Председатель Законодательного Собрания А. Попов Пояснительная записка к проекту запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Необходимость настоящего запроса в Конституционный Суд Российской Федерации вызвана возникшей неопределенностью в вопросе о том, соответствует ли Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" статье 72 (пункту "л" части первой) Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьями 29 и 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в судебной системе Российской Федерации предусмотрено существование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, которые организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы. В пункте 2 статьи 1 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" содержится легальное понятие организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, под которым следует понимать мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Поскольку пункт "л" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации относит кадры судебных органов к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то, исходя из принципа единства судебной системы, в пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" было предусмотрено, что управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Однако Федеральным законом от 27 октября 2003 года N 133-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в пункте 1 статьи 15 указанного Федерального закона слова ", а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации" были исключены. Таким образом, по мнению разработчиков настоящего запроса, Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" противоречит пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, так как федеральный законодатель не имел права исключить участие субъектов Российской Федерации в организации деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов, а был только вправе придать этому участию другую форму. Финансово-экономическое обоснование к проекту запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" В соответствии со статьей 39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" принятие настоящего проекта запроса повлечет расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, для оплаты государственной пошлины в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (1500 рублей). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|