Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 19.07.2012 № 2125

 



              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 июля 2012 года          г. Ростов-на-Дону                    N 2125


                Об Обращении Законодательного Собрания
       Ростовской области "К Председателю Государственной Думы
      Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину
           о необходимости четкого разграничения полномочий
    региональных органов государственной власти и органов местного
      самоуправления по отлову, содержанию безнадзорных животных
              и утилизации павших безнадзорных животных"


     Законодательное Собрание Ростовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области
"К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания  Российской
Федерации  С.Е.  Нарышкину  о  необходимости   четкого   разграничения
полномочий  региональных  органов  государственной  власти  и  органов
местного самоуправления по отлову, содержанию безнадзорных животных  и
утилизации павших безнадзорных животных".
     2. Направить  указанное  Обращение  Председателю  Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
комитет    Законодательного    Собрания    Ростовской    области    по
законодательству,     государственному     строительству,     местному
самоуправлению и правопорядку (А.В. Ищенко).
     4. Опубликовать  настоящее  постановление  в  средствах  массовой
информации.
     5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Законодательного
     Собрания Ростовской области                         В.Е. Дерябкин


             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                              ОБРАЩЕНИЕ
                      Законодательного Собрания


 К Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской
    Федерации С.Е. Нарышкину о необходимости четкого разграничения
   полномочий региональных органов государственной власти и органов
 местного самоуправления по отлову, содержанию безнадзорных животных
              и утилизации павших безнадзорных животных


                     Уважаемый Сергей Евгеньевич!

     Законодательное   Собрание   Ростовской    области    обеспокоено
проблемами, сложившимися в настоящее время в сфере отлова,  содержания
и утилизации безнадзорных домашних животных.
     По данным  органов  исполнительной  власти  в  сфере  ветеринарии
количество  лиц,  пострадавших  от   укусов   безнадзорных   животных,
постоянно растет, увеличивается число случаев бешенства среди собак  и
кошек, учет численности безнадзорных животных практически не  ведется.
На отдельных территориях отлов  безнадзорных  животных  не  проводится
вообще, а в  некоторых  случаях  сводится  лишь  к  беспорядочному  их
отстрелу.
     Такая ситуация  обусловлена  отсутствием  на  федеральном  уровне
однозначного правового  регулирования  в  сфере  отлова  и  содержания
безнадзорных  домашних  животных,   а   также   их   утилизации.   Это
подтверждается  неоднородностью  и  противоречивостью  сложившейся   в
данной сфере судебной и правоприменительной практики, а  также  мнений
различных федеральных и региональных органов государственной власти.
     В рамках действующего правового регулирования  отлов,  содержание
безнадзорных животных, а также утилизация павших безнадзорных животных
могут быть отнесены как к полномочиям органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации, так и к полномочиям  органов  местного
самоуправления.
     В частности, в Определении Верховного Суда  Российской  Федерации
от 28 января 2010 года N 32-В09-22  сформулирована  правовая  позиция,
согласно  которой  мероприятия   по   отлову   и   утилизации   павших
безнадзорных животных  относятся  к  полномочиям  субъекта  Российской
Федерации и являются его расходным обязательством.
     В указанном судебном решении Верховный Суд  Российской  Федерации
исходил  из   того,   что   безнадзорные   животные   могут   являться
переносчиками различных заболеваний, в том числе бешенства, в связи  с
чем мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся
к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим)  мерам  в  области
предупреждения и ликвидации  болезней  животных,  их  лечению,  защите
населения от  болезней,  общих  для  человека  и  животных,  и  должны
осуществляться органами власти субъектов Российской Федерации.
     При вынесении данного решения Верховный Суд Российской  Федерации
руководствовался положениями Федеральных законов  от  6  октября  1999
года  N 184-ФЗ   "Об общих   принципах   организации   законодательных
(представительных) и  исполнительных  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации" (подпункт 49 пункта 2 статьи 26-3), от
14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" (статья 3)  и  от  30  марта
1999   года   N 52-ФЗ   "О санитарно-эпидемиологическом   благополучии
населения" (статьи 1, 2 и 6).
     Данный подход также нашел отражение, в том  числе,  в  заключении
Комитета  Государственной  Думы   Федерального   Собрания   Российской
Федерации по вопросам местного самоуправления от 13 января  2011  года
N 103/3, письме  Министерства  финансов  Российской  Федерации  от  19
сентября 2011 года N 06-04-11/01-348 и в ряде  постановлений  Главного
государственного санитарного врача  Российской  Федерации,  в  которых
главам  администраций  субъектов  Российской  Федерации  рекомендовано
предусмотреть выделение финансовых средств для  создания  и  оснащения
бригад по отлову безнадзорных  животных,  строительства  мест  для  их
содержания и кремационных печей для утилизации трупов животных.
     В то же время в правоприменительной практике преобладает позиция,
в соответствии  с  которой  отлов,  содержание  безнадзорных  домашних
животных и утилизацию павших безнадзорных животных должны осуществлять
органы местного самоуправления в рамках мероприятий по благоустройству
территорий.
     Данная позиция основывается  на  положениях  Федерального  закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Федерации" (статья 2), которые с 1 января 2012  года  предусматривают,
что  благоустройством  территории  является  комплекс  мероприятий  по
содержанию территории, направленных, в том  числе,  на  поддержание  и
улучшение  санитарного  состояния  территории,  а   также   положениях
санитарных и ветеринарных правил СП 3.1.096-96, ВП 3.1.096-96  (пункты
4.8, 4.9),  приказе  Министерства  регионального  развития  Российской
Федерации от 27 декабря 2011 года N 613  "Об утверждении  Методических
рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий
муниципальных  образований"  (пункт  8.10.6),   постановлении   Совета
Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года N 449 и Инструкции по отлову,
содержанию и использованию безнадзорных собак  и  кошек  в  городах  и
других населенных пунктах РСФСР, утвержденной в 1981 году.
     Указанную  позицию  подтверждает  Определение   Верховного   Суда
Российской Федерации от 9  марта  2010  года  N 32-В09-20,  в  котором
уточняется, что действующие в настоящее время федеральные законы прямо
не предусматривают в числе санитарно-противоэпидемических  мероприятий
отлов безнадзорных собак и кошек  и  не  возлагают  на  органы  власти
субъектов Российской Федерации обязанности по установлению порядка  их
отлова, содержания и использования.
     Однако следует иметь  в  виду,  что  вышеуказанные  санитарные  и
ветеринарные правила СП 3.1.096-96,  ВП  3.1.096-96  утратили  силу  в
части санитарно-эпидемиологических требований в связи с изданием более
поздних санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10,  которые
уже  предусматривают,  что  при   реализации   региональных   программ
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  организация  и
проведение мероприятий по отлову безнадзорных животных и содержанию их
в   специальных   питомниках   относятся   к    полномочиям    органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Приказ Министерства регионального развития  Российской  Федерации
от 27 декабря  2011  года  N 613,  во-первых,  носит  рекомендательный
характер, во-вторых, до настоящего времени  не  прошел  регистрацию  в
Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликован,
в связи с чем не  имеет  юридической  силы  и  отражает  лишь  позицию
Министерства регионального развития Российской Федерации. Кроме  того,
содержащееся в нем понятие "благоустройство территории" совершенно  не
согласуется  с  понятием,  данным  в  Федеральном   законе   "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
     Что касается вышеуказанных нормативных правовых актов  РСФСР,  то
они, хотя и не утратили силу,  но  фактически  не  могут  применяться,
поскольку   их   положения   уже    не    соответствуют    современной
действительности.
     В связи  с  вышеизложенным  Законодательное  Собрание  Ростовской
области обращается к Вам с  просьбой  ускорить  принятие  федерального
закона "Об ответственном обращении с животными", который  в  настоящее
время находится на рассмотрении в  Государственной  Думе  Федерального
Собрания Российской Федерации, и четко разграничить в  нем  полномочия
по  отлову,  содержанию  и  регулированию   численности   безнадзорных
животных между региональными и местными органам власти.


г. Ростов-на-Дону
19 июля 2012 года

Информация по документу
Читайте также