Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 18.10.2012 № 2251

 



              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 октября 2012 года       г. Ростов-на-Дону                    N 2251


                Об Обращении Законодательного Собрания
       Ростовской области "К Правительству Российской Федерации
       и Государственной Думе Федерального Собрания Российской
             Федерации о необходимости внесения изменений
           в Федеральный закон "О дополнительном социальном
        обеспечении отдельных категорий работников организаций
                       угольной промышленности"


     Законодательное Собрание Ростовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области
"К  Правительству  Российской   Федерации   и   Государственной   Думе
Федерального Собрания Российской Федерации  о  необходимости  внесения
изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении
отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
     2. Направить  указанное  Обращение  в  Правительство   Российской
Федерации,  Государственную  Думу  Федерального  Собрания   Российской
Федерации  и  депутатам  Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации от Ростовской области.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
комитет Законодательного Собрания  Ростовской  области  по  социальной
политике, труду, здравоохранению и спорту (В.Д. Катальников).
     4. Опубликовать  настоящее  постановление  в  средствах  массовой
информации.
     5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Законодательного
     Собрания Ростовской области                         В.Е. Дерябкин


             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
                              ОБРАЩЕНИЕ
                      Законодательного Собрания


     К Правительству Российской Федерации и Государственной Думе
 Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости внесения
изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении
 отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"

     Принятие  Федерального  закона  от  10  мая  2010  года   N 84-ФЗ
"О дополнительном   социальном   обеспечении    отдельных    категорий
работников  организаций  угольной  промышленности"  заложило  правовую
основу для установления отдельным  категориям  работников  организаций
угольной промышленности ежемесячной доплаты к пенсии.
     Однако применение  указанного  Федерального  закона  на  практике
вызывает справедливую критику его отдельных положений,  неодобрение  и
многочисленные жалобы со стороны работников угольной отрасли.
     Работа  в  организациях  угольной  промышленности   относится   к
категории особо вредных, тяжелых и напряженных. Большинство работников
трудятся в условиях не только опасных для жизни и здоровья,  но  и  не
отвечающих  санитарно-гигиеническим  нормам,  что  требует  повышенных
социальных  гарантий  со  стороны  государства.  С  учетом  этого  для
граждан, занятых в организациях угольной  промышленности,  закрепление
возможности  досрочного  назначения  трудовой  пенсии  по  старости  и
установления связанных с этим дополнительных  социальных  гарантий,  в
том числе более высокого уровня  пенсионного  обеспечения,  связано  с
риском утраты  ими  профессиональной  трудоспособности  до  достижения
общего  пенсионного  возраста   из-за   длительного   неблагоприятного
воздействия   на   организм   человека   различного   рода   факторов,
обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а  также  с
особой значимостью  такой  трудовой  деятельности  для  государства  и
общества.
     Однако Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении
отдельных категорий работников организаций  угольной  промышленности",
предусматривающий право на ежемесячную доплату к пенсии, охватывает не
всех  работников  организаций  угольной   промышленности,   работавших
непосредственно полный рабочий день на  подземных  и  открытых  горных
работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт.
     При   определении   права   на   дополнительное   обеспечение   в
соответствии с  данным  Федеральным  законом  исчисление  необходимого
стажа работы производится в порядке,  предусмотренном  для  исчисления
стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой
пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1  статьи  27
Федерального закона от  17  декабря  2001  года  N 173-ФЗ  "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации", с учетом утверждаемых  Правительством
Российской  Федерации  списков  соответствующих  работ,   производств,
профессий, должностей, специальностей  и  учреждений  (организаций)  и
разъяснений отраслевых федеральных органов  государственной  власти  и
Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Вместе  с  тем  указанные  списки  охватывают  не  все  работы  и
профессии по подземной добыче угля, в связи с чем  многие  шахтеры,  в
том числе начавшие свою трудовую деятельность еще в середине  прошлого
столетия, имеющие многолетний стаж работы под землей,  но  не  имеющие
"правильных" записей в трудовых книжках, лишены права получать доплату
к пенсии и жить достойно.
     К примеру, в 50-60-е годы ХХ века не было ряда профессий, которые
появились только в 70-е годы. Вместе с тем из-за указания  в  трудовых
книжках  наименований  должностей,  отсутствующих  в   соответствующих
списках, из стажа шахтеров  выпадают  десятки  лет.  И  таких  случаев
тысячи, в связи с чем суды завалены делами о включении в  стаж  работы
шахтеров отдельных периодов работы для назначения  досрочной  трудовой
пенсии по старости и выплаты доплаты.
     Подобный  подход  законодателя  к   дополнительному   пенсионному
обеспечению лиц, выполнявших работу в  одинаково  тяжелых,  вредных  и
опасных   условиях,   но   на   разных   должностях,    представляется
несправедливым, поэтому предлагается уточнить  перечень  лиц,  имеющих
право на установление им ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с
Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных
категорий работников организаций угольной промышленности".
     Рассматриваемый  Федеральный  закон  определяет,  что  право   на
ежемесячную доплату к пенсии возникает при стаже работы на подземных и
открытых горных работах по добыче угля и  сланца  и  на  строительстве
шахт не менее 25 лет, либо при  стаже  работы  в  качестве  работников
ведущих профессий не менее 20 лет.
     Введение законодателем особых требований к стажу работы,  дающему
право на предоставление ежемесячной доплаты к пенсии, обусловлено тем,
что длительная занятость на подземных работах сопряжена с неустранимым
неблагоприятным   воздействием   на   здоровье   работников    вредных
физических, химических,  биологических  и  иных  факторов.  По  данным
официального   сайта    Федеральной    службы    по    экологическому,
технологическому и атомному надзору в Российской Федерации в  угольной
отрасли в среднем в год происходит 14-17 аварий, которые уносят  жизни
десятков и даже  сотен  шахтеров  либо  делают  их  инвалидами,  лишая
возможности продолжать работу в шахте и зарабатывать необходимый  стаж
для получения дополнительных социальных гарантий.
     Кроме того, в процессе  реструктуризации  угольной  отрасли  было
закрыто большое количество шахт,  что  повлекло  массовую  безработицу
среди шахтеров. В связи с этим такие  работники  фактически  не  имели
возможности  выработать  необходимый  для   получения   дополнительных
социальных гарантий стаж работы.
     С учетом этого представляется целесообразным снизить требования к
стажу работы, необходимому  для  возникновения  у  лиц,  работавших  в
организациях угольной промышленности, права на ежемесячную  доплату  к
пенсии, до 20 и 15 лет соответственно.
     Также    необходимо    отметить,    что     Федеральный     закон
"О дополнительном   социальном   обеспечении    отдельных    категорий
работников организаций угольной промышленности" ущемляет права женщин,
не учитывая общий принцип пенсионного законодательства об установлении
пониженных  требований  к  продолжительности   трудового   стажа,   по
достижении которого у женщин возникает право  на  трудовую  пенсию  по
старости. Женщинам трудовая пенсия по старости назначается  на  5  лет
раньше, чем  мужчинам.  Однако  Федеральный  закон  устанавливает  для
женщин те же требования к условиям и стажу работы, что и  для  мужчин,
работавших в организациях угольной промышленности.
     В связи с этим представляется необходимым установить в  указанном
Федеральном  законе  дифференциацию  при  определении  стажа   работы,
дающего право на ежемесячную доплату к пенсии.
     Многочисленные  жалобы  и  обращения   от   работников   угольной
промышленности поступают по вопросу финансового  обеспечения  расходов
на выплату ежемесячной доплаты к пенсии.
     Федеральный закон предусматривает, что  средства  на  ежемесячную
доплату  к  пенсии  работникам  организаций  угольной   промышленности
формируются  за  счет  специальных  взносов,  уплачиваемых  в   бюджет
Пенсионного  фонда   Российской   Федерации   организациями   угольной
промышленности.
     Тариф  такого  взноса  составляет  6,7  процента  выплат  и  иных
вознаграждений,  начисленных  в  пользу  работников,   непосредственно
занятых полный рабочий день на подземных  и  открытых  горных  работах
(включая личный состав горноспасательных  частей)  по  добыче  угля  и
сланца и на строительстве  шахт,  и  работников  ведущих  профессий  -
горнорабочих очистного  забоя,  проходчиков,  забойщиков  на  отбойных
молотках, машинистов горных выемочных машин.
     На  момент   принятия   Федерального   закона   "О дополнительном
социальном  обеспечении  отдельных  категорий  работников  организаций
угольной промышленности" численность  пенсионеров,  имеющих  право  на
доплату, составляла 31700 человек, в том числе  неработающих  -  21700
человек, работающих - 10000 человек. Ежемесячная  доплата  к  трудовой
пенсии работникам организаций угольной промышленности  должна  быть  в
размере 7705,37 руб.,  а  необходимый  общий  годовой  размер  взносов
организаций угольной промышленности для обеспечения доплаты к пенсии -
2,931 млрд. руб.
     Однако в связи с закрытием  шахт,  неполными  и  несвоевременными
отчислениями   организациями   угольной   промышленности   в    бюджет
Пенсионного фонда Российской Федерации общий годовой размер взносов на
выплату ежемесячной  доплаты  к  пенсии  оказался  значительно  меньше
ожидаемого.  Это  неизбежно   влечет   снижение   размера   фактически
выплачиваемой  ежемесячной  доплаты  к  пенсии  лицам,  работавшим   в
организациях угольной промышленности.
     Также необходимо обратить внимание на тот факт, что  значительная
часть граждан, имеющих право на выплату доплаты к пенсии, работали  на
шахтах, находившихся в  государственной  собственности,  которые  были
закрыты в процессе реструктуризации  угольной  промышленности.  Однако
бремя социального обеспечения таких работников полностью возложено  на
новых собственников организаций угольной промышленности.
     Во избежание снижения уровня дополнительных  социальных  гарантий
работникам  угольной  промышленности   представляется   целесообразным
установить твердый размер ежемесячной доплаты к  пенсии  таким  лицам,
предусмотрев выделение дополнительных средств из федерального  бюджета
на выплату указанной доплаты, помимо средств, поступающих в Пенсионный
фонд  Российской  Федерации  в  качестве  взносов  на  эти   цели   от
организаций угольной промышленности.
     С учетом изложенного, Законодательное Собрание Ростовской области
просит рассмотреть вопрос о внесении  изменений  в  Федеральный  закон
"О дополнительном   социальном   обеспечении    отдельных    категорий
работников организаций угольной промышленности", предусматривающих:
     уточнение  перечня  лиц,  имеющих  право   на   установление   им
ежемесячной доплаты к пенсии;
     снижение   требований   к   стажу   работы,   необходимому    для
возникновения   у   лиц,   работавших    в    организациях    угольной
промышленности, права на ежемесячную доплату к пенсии, до 20 и 15  лет
соответственно, а также дифференциацию таких требований для женщин;
     установление твердого размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам,
работавшим в организациях угольной промышленности;
     софинансирование расходов на выплату ежемесячной доплаты к пенсии
за счет средств федерального бюджета.


г. Ростов-на-Дону
18 октября 2012 года

Информация по документу
Читайте также