Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 223 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24.04.2013 N 223
г. Ростов-на-Дону
Об организации подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(В редакции Постановлений Правительства Ростовской области
от 16.01.2014 г. N 7; от 17.04.2014 г. N 261;
от 30.09.2015 № 7)
В соответствии с Областным законом от 26.12.2007 N 830-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области" и с целью психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за счет субвенции из областного бюджета Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить Положение о порядке подготовки лиц, желающих принять
на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 1. 2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,
согласно приложению N 2. 3. Утвердить стоимость обучения одного гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей, в соответствии с Программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения
родителей, в размере 6 585 рублей. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 17.04.2014 г. N 261)
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. 5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя
Губернатора Ростовской области Гуськова И.А. Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление вносит министерство общего и профессионального образования Ростовской области Приложение N 1
к постановлению
Правительства Ростовской области
от 24.04.2013 N 223
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(В редакции Постановления Правительства Ростовской области
от 16.01.2014 г. N 7; от 30.09.2015 № 7)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки на территории Ростовской области граждан, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением отчима (мачехи), близких родственников детей, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями, опекунами или попечителями детей, и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (далее - кандидаты в приемные родители). 1.2. Подготовка кандидатов в приемные родители по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, в том числе организация обучающих семинаров, тренинговых занятий (далее - подготовка) осуществляется органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее - орган опеки и попечительства) за счет средств областного бюджета. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей полномочие органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в приемные родители может осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация). Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители
осуществляется на основе положений Федерального закона от 05.04.2013 N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 16.01.2014 г. N 7)
1.3. Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства. Взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается. 1.4. Орган опеки и попечительства через средства массовой
информации информирует кандидатов в приемные родители об организациях, осуществляющих подготовку, о месте их расположения, контактных данных
и режиме работы. Граждане проходят подготовку в органах опеки и попечительства или организациях независимо от места жительства на территории Ростовской области. (В редакции Постановления Правительства
Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
2. Порядок подготовки кандидатов в приемные родители 2.1. Кандидаты в приемные родители представляют в орган опеки и попечительства либо в организацию документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области 2.2. Если полномочия органа опеки и попечительства по подготовке кандидатов в приемные родители переданы организации, то орган опеки и попечительства в день обращения кандидатов в приемные родители выдает им направление в организацию и вносит сведения в журнал учета направлений, выданных кандидатам в приемные родители для прохождения подготовки, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 2.3. Организация в день обращения регистрирует кандидатов в приемные родители в журнале учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители, по форме согласно приложению № 2№ к настоящему Положению и информирует орган опеки и попечительства о самостоятельно обратившихся в организацию гражданах. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области 2.4. Организация осуществляет подготовку кандидатов в приемные родители по программе, утвержденной настоящим постановлением, формирует группу слушателей из их числа, утверждает график проведения занятий и уведомляет кандидатов в приемные родители о дате и времени начала занятий. Организация в течение 2 рабочих дней после начала занятий уведомляет орган опеки и попечительства о дате начала занятий, сроках проведения и количестве граждан, приступивших к занятиям, по форме согласно приложению № 3. Подготовку граждан, самостоятельно обратившихся в организацию, оплачивает орган опеки и попечительства, на территории которого находится организация. (Пункт в редакции Постановления Правительства Ростовской области 2.5. Организация ведет учет проведения подготовки кандидатов в приемные родители в журнале учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организацией в индивидуальном порядке или в группе, численность которой не должна превышать 15 человек. В случае индивидуальной подготовки гражданина организацией разрабатывается и утверждается индивидуальный план подготовки. Период ожидания кандидатами в приемные родители начала подготовки должен быть не более тридцати календарных дней. Длительность курса подготовки – не более 3 месяцев. Форма курса подготовки – очная. Организация обеспечивает возможность прохождения подготовки в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни. (Пункт в редакции Постановления Правительства Ростовской области 2.6. По окончании подготовки организация проводит итоговую аттестацию кандидатов в приемные родители и не позднее 3 рабочих дней с момента ее завершения выдает свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – свидетельство), по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, или справку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа. Свидетельство или справка об отказе в выдаче свидетельства выдается кандидату в приемные родители лично или по письменному заявлению направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Учет свидетельств, выданных кандидатам в приемные родители, осуществляется организацией в Реестре учета выданных свидетельств о прохождении подготовки кандидатами в приемные родители и справок об отказе в выдаче свидетельства по форме согласно приложению № 5 к настоящему Положению (в печатном и (или) электронном виде). (Пункт в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
2.7. Организация в течение 3 рабочих дней после окончания курса подготовки направляет в орган опеки и попечительства: акт выполненных работ;
счет и (или) счет-фактуру;
копию свидетельства или справки об отказе в выдаче свидетельства,
заверенную организацией, проводившей подготовку гражданина. 2.8. Орган опеки и попечительства в течение 1 рабочего дня с даты
получения документов вносит соответствующие дополнения о дате и наименовании организации, выдавшей свидетельство, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства по вопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. 2.9. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются: отказ кандидата в приемные родители от прохождения подготовки на основании личного заявления; пропуски более 30 процентов занятий; непрохождение итогового тестирования и собеседования. В случае пропуска более 30 процентов от общего количества занятий гражданин получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия в следующей группе кандидатов в приемные родители, которые будут проходить подготовку в данной организации. (Пункт в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
2.10. В случае утери свидетельства либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения орган опеки и попечительства на основании сведений, внесенных в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями, усыновителями, обратившихся в орган опеки и попечительства по вопросу выдачи направления для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выдает кандидату в приемные родители дубликат свидетельства с внесением соответствующей отметки в
графу журнала "Примечание". 3. Прохождение подготовки
гражданами Российской Федерации, постоянно
проживающими за пределами территории Российской
Федерации, иностранными гражданам и лицами без гражданства
3.1. При отсутствии у гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами территории Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства, желающего усыновить ребенка в Ростовской области, документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором он постоянно проживает (с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623), он обращается в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, указанного в направлении на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, выданном региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. 3.2. Организация проводит подготовку граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства в соответствии с программой, утвержденной настоящим постановлением, и выдает им свидетельство по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, или справку об отказе в выдаче свидетельства с указанием причины отказа. 3.3. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории Ростовской области осуществляется на русском языке. Иностранные граждане, не владеющие русским языком, могут обращаться в организацию
с переводчиком. Услуги переводчика оплачиваются иностранными гражданами самостоятельно. 4. Требования к квалификации
и составу специалистов, проводящих
подготовку кандидатов в приемные родители
4.1. В число требований к квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, входят требования к уровню
профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности,
профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей: для педагогов-психологов - наличие высшего профессионального образования, опыт работы в практической психологии не менее одного года, а также обладание знаниями и навыками групповой работы или опыт
личного участия в тренингах, консультирования семей с детьми, проведения психологического обследования с написанием заключения, психодиагностической работы, в том числе с использованием проективных
методик; для социальных педагогов - обязательно наличие высшего профессионального образования, опыт работы по специальности не менее одного года, а также обладание знаниями и навыками работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, опекунами (приемными семьями). Количество специалистов курса подготовки, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, должно быть не менее 3 (педагоги-психологи - 2, социальный педагог - 1). 4.2. Органы опеки и попечительства и организации не реже одного раза в два года организуют дополнительное профессиональное образование специалистов, осуществляющих подготовку по программам повышения квалификации. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
4.3. Организация, осуществляющая подготовку кандидатов в приемные
родители, должна иметь помещения для проведения тренинга и индивидуальной подготовки, сертифицированный психодиагностический инструментарий для проведения психологического обследования, мультимедийное оборудование для использования на занятиях презентаций, видеоматериалов. 4.4. В случае, если органом опеки и попечительства, который наделил организацию полномочиями по подготовке кандидатов в приемные родители, было принято решение о прекращении действия решения о передаче организации полномочий по подготовке кандидатов в приемные родители, органом опеки и попечительства должно быть организовано завершение прохождения гражданами подготовки в иной организации с соблюдением установленных настоящим Положением предельных сроков подготовки, а также места проведения подготовки. (Дополнен - Постановление Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
5. Заключительные положения
5.1. Срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен. 5.2. Гражданам, прошедшим подготовку до 1 сентября 2012 г., прохождение повторной подготовки не требуется. Для получения свидетельства по установленной форме, граждане, прошедшие подготовку до 1 сентября 2012 г., могут обратиться в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением. 5.3. Граждане, имеющие действующее заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, выданное по месту жительства гражданина до 1 сентября 2012 г., на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, не обязаны представлять свидетельство в орган опеки и попечительства. Начальник общего отдела
Правительства Ростовской области В.В. Сечков Приложение N 1
к Положению о порядке
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
_____________________________________ (наименование организации) _____________________________________ (фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка) ЗАЯВЛЕНИЕ о зачислении на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей Я, _____________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество лица, желающего принять в свою семью ребенка) гражданин__________________, паспорт: серия ______ № _____________, выдан__________________________________________________________, (кем и когда) проживающий по адресу: _________________________________________ _______________________________________________________________, зарегистрированный по адресу: ____________________________________ _______________________________________________________________, прошу зачислить меня на курс подготовки по программе подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Я, ___________________________________________________________, даю согласие на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах. Дата Подпись (Приложение в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
Приложение N 2
к Положению о порядке
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
ЖУРНАЛ учета направлений, выданных кандидатам в приемные родители для прохождения подготовки Начат: _______________ Окончен: _____________
Примечание. Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью. (Приложение в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
Приложение № 2-1 к Положению о порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей ЖУРНАЛ учета граждан, обратившихся в организацию для прохождения подготовки кандидатов в приемные родители Начат: _________________ Окончен: _______________
(Приложение дополнено - Постановление Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
Приложение N 3
к Положению о порядке
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей Бланк организации от __________ N _____ Руководителю органа опеки и
попечительства
______________________________
______________________________
(фамилия, имя, отчество
руководителя)
УВЕДОМЛЕНИЕ Довожу до Вашего сведения, что ______________________ в _________
(дата начала занятий) (наименование
_____________________________________________________________________, организации, осуществляющей подготовку кандидатов в приемные родители) начались занятия по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии с направлением от__________ N __________ в группу включены кандидаты в усыновители (опекуны, приемные родители) ________ _____________________________________. (Ф.И.О. кандидатов)
Срок проведения занятий с _________ по _______.
Руководитель Подпись Приложение N 4 к Положению о порядке
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
ЖУРНАЛ учета проведения подготовки кандидатов в приемные родители Начат: _______________ Окончен: ____________
(Приложение в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 30.09.2015 № 7)
Приложение N 5
к Положению о порядке
подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося
без попечения родителей
РЕЕСТР
учета выданных свидетельств о прохождении подготовки
кандидатами в приемные родители и справок об отказе в выдаче
свидетельства,
в ____________________________________________________________________ (наименование организации)
Начат: _________________ Окончен: ________________ |———|—————————————————————|———————————|————————————————————|——————————————|—————————————| | N | Ф.И.О. гражданина, | Место |Номер и дата выдачи |Причина отказа| Подпись | |п/п| получившего |жительства,| свидетельства или | в выдаче | в получении | | |свидетельство, и дата| телефон |справки об отказе в |свидетельства |свидетельства| | | его рождения | |выдаче свидетельства| | | |———|—————————————————————|———————————|————————————————————|——————————————|—————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |———|—————————————————————|———————————|————————————————————|——————————————|—————————————| | | | | | | | |———|—————————————————————|———————————|————————————————————|——————————————|—————————————| Примечание.
Страницы журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются подписью руководителя организации и печатью. Приложение N 2
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 24.04.2013 N 223
ПРОГРАММА
подготовки лиц, желающих принять на воспитание
в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
1. Учебно-тематический план Программы
|———|—————————————————————————————————————|———————|—————————————————————| | N | Темы | Всего | В том числе (часов) | |п/п| |(часов)|——————|—————|————————|
| | | |лекции|тре- |индиви- | | | | | |нинги|дуальное| | | | | | |консуль-| | | | | | |тирова- | | | | | | | ние | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |1. |Введение в курс подготовки кандидатов| 5 | | 4 | 1 | | | в приемные родители | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |2. |Представления о потребностях развития| 5 | 1 | 4 | - | | | приемного ребенка и необходимых | | | | | | | компетенциях приемных родителей. | | | | | | | Понятие о мотивации приемных | | | | | | | родителей | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |3. | Этапы развития ребенка | 4 | 1 | 3 | - | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |4. | Особенности развития и поведения | 5 | 1 | 4 | - | | | ребенка, оставшегося без попечения | | | | | | |родителей, подвергавшегося жестокому | | | | | | | обращению. Диспропорции развития | | | | | | | ребенка | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |5. | Последствия от разрыва с кровной | 5 | 1 | 4 | - | | | семьей для развития ребенка, | | | | | | | оставшегося без попечения родителей | | | | | | |(нарушения привязанности, особенности| | | | | | | переживания горя и потери, | | | | | | | формирование личной и семейной | | | | | | | идентичности) | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |6. | Адаптация приемного ребенка и | 5 | 1 | 4 | - | | | приемной семьи | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |7. | "Трудное" поведение приемного | 9 | 2 | 7 | - | | |ребенка, навыки управления "трудным" | | | | | | | поведением ребенка | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |8. | Обеспечение безопасности ребенка. | 5 | 4 | 1 | - | | | Меры по предотвращению рисков | | | | | | | жестокого обращения и причинения | | | | | | | вреда здоровью ребенка | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |9. | Особенности полового воспитания | 4 | - | 4 | - | | | приемного ребенка | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |10.|Роль семьи в обеспечении потребностей| 6 | 1 | 5 | - | | | развития и реабилитации ребенка | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |11.| Основы законодательства Российской | 5 | 5 | - | - | | | Федерации об устройстве детей, | | | | | | | оставшихся без попечения родителей, | | | | | | | на воспитание в семьи граждан | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |12.| Взаимодействие приемной семьи с | 2 | - | 2 | - | | | органами опеки и попечительства и | | | | | | | иными организациями, | | | | | | | предоставляющими услуги детям и | | | | | | | семьям | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |13.| Подведение итогов освоения курса | 5 | - | 3 | 2 | | | подготовки кандидатов в приемные | | | | | | | родители | | | | | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| |14.| Всего | 65 | 17 | 45 | 3 | |———|—————————————————————————————————————|———————|——————|—————|————————| 2. Содержание тем разделов Программы Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители: индивидуальное собеседование (структурированное интервью) с каждым из кандидатов в приемные родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка), проводится перед изучением тем раздела 1; содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители; задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития; оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как индивидуальных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей; ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение; формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка; ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания; ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей; понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители); причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей; общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка
и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей: изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать; проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной
системы; проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них
компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций. Раздел 3. Этапы развития ребенка:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество); роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка: виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка; диспропорции развития ребенка, понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия; семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение; оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. Раздел 5. Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной
идентичности). Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Причины возникновения, проявление и последствия дефицита близких эмоциональных контактов у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "двойственной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности"). Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка; этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации; тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
способы, как сказать ребенку, что он приемный; роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье. Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка: формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, противоречивое поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними; эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм; понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты. Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью
ребенка: создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством); способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним; предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах; медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения; формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности; способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка: родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка; стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи; семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции; понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в
семьи граждан: правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью; формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства; требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в
приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем; порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения
родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка; порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения; порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка,
передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье; порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью; меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся
в них, установленные федеральным законодательством и областным законодательством; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства; защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за
условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом; правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а
также членов их семей; порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку; последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и
семьям: родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого- педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а
также важность такого взаимодействия; информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания
семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов
в приемные родители: обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий; обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители; проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание; составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию). Начальник общего отдела
Правительства Ростовской области В.В. Сечков Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|