Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 26.11.2015 № 120ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.11.2015 № 120 г. Ростов-на-Дону О внесении
изменений В целях приведения объемов финансирования государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» в соответствие с Областным законом от 25.12.2014 № 283-ЗС «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», постановлением Правительства Ростовской области от 22.05.2014 № 358 «Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2016 – 2018 годы и составления проекта областного бюджета на 2016 год» Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в приложение № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» изменения согласно приложению. 2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Василенко В.Н. Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление
вносит Ростовской области Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 26.11.2015 № 120 ИЗМЕНЕНИЯ, вносимые в приложение № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» 1. В разделе «Паспорт государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»: 1.1. Подраздел «Задачи государственной программы» изложить в редакции:
1.2. Подраздел «Целевые индикаторы и показатели государственной программы» изложить в редакции:
1.3. Подраздел «Ресурсное обеспечение государственной программы» изложить в редакции:
1.4. Подраздел «Ожидаемые результаты реализации государственной программы» изложить в редакции:
2. Раздел 1 изложить в редакции: «Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р, стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Ростовская область относится к промышленно развитым регионам с крупными предприятиями авиационного, машиностроительного, химического, сельскохозяйственного и жилищно-коммунального комплексов, а также предприятиями производства строительных материалов. Однако обратной стороной высокого уровня развития промышленности и сельского хозяйства в Ростовской области является усиление негативного воздействия на окружающую среду. В целом для Ростовской области характерны те же экологические проблемы, что и для других субъектов Южного федерального округа (далее – ЮФО). К ним можно отнести: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, нерешенные проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами, деградацию почвенного покрова, участившиеся в последнее время случаи выжигания сухой растительности, опустынивание земель, неудовлетворительное состояние лесонасаждений, рост антропогенного воздействия на биоразнообразие, а также проблемы, возникшие в результате реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса. В субъектах ЮФО, сопоставимых по уровню социально-экономического развития с Ростовской областью, такие показатели, как выбросы в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, имеют более высокие значения. В Ростовской области удельный выброс загрязняющих веществ на 1 человека составляет 126,2 кг/год, в Краснодарском крае – 142,7 кг/год, в Волгоградской области – 163,2 кг/год. Одним из ключевых направлений развития Ростовской области является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие Ростовской области могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Для решения данной проблемы была разработана и успешно реализована Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007 – 2010 годы. Но в силу объективных финансово-экономических причин перечень мероприятий данной программы и объемы их финансирования были значительно сокращены. Поскольку перспективное решение проблем экологии и природопользования на территории Ростовской области требует обеспечения непрерывного и комплексного подхода с использованием программно-целевого метода, была разработана и с 2011 по 2013 год успешно реализовывалась областная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 143. В связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350 федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» в Ростовской области была разработана и с 2013 года реализуется областная долгосрочная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области в 2013 – 2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 16.08.2012 № 779. Мероприятия из указанных программ составили основу для настоящей государственной программы. Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ростовской области, оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области и повышения лесистости ее территории. Выбор мероприятий государственной программы основан на анализе экологической ситуации в Ростовской области, выявившем наиболее острые проблемы. Статьей 72 Конституции Российской Федерации определено, что обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет экологическую безопасность как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области является одним из важных факторов реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также необходимым условием для улучшения качества жизни и здоровья населения. Одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха. Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в Ростовской области увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет 37,1 процента от общего объема выбросов, тогда как доля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств в Ростовской области достигла 62,9 процента от общего объема выбросов. Эксплуатация автотранспорта представляет реальную угрозу обеспечению экологической безопасности Ростовской области. Так, по результатам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха вредными примесями, практически для всех крупных городов Ростовской области (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Шахты, Волгодонск, Миллерово, Новочеркасск) характерно превышение над средними по стране показателями уровня загрязнения взвешенными веществами (пылью), оксидом углерода, окислами азота, формальдегидом. Уровень загрязнения воздуха диоксидом серы в Волгодонске и Новочеркасске превысил средний уровень по стране в 1,4 и 1,8 раз соответственно. Загрязнение атмосферного воздуха формальдегидом в Волгодонске, Новочеркасске и Миллерово выше среднего по стране в 1,6 – 1,9 раза. Практически во всех городах уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает средние показатели по Российской Федерации. Уровень загрязнения воздуха бенз(а)пиреном, веществом первого класса опасности, во всех городах Ростовской области ниже среднего по стране, однако он везде превышает санитарно-гигиенический норматив качества и остается приоритетной примесью. Практически все водоисточники Ростовской области, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга загрязнения рек Ростовской области, водных объектов в зонах влияния шахт Восточного Донбасса и очистных сооружений Ростовской области. Максимальное антропогенное воздействие в Ростовской области приходится на реку Дон, малые реки, расположенные между реками Дон и Северский Донец, где сосредоточены основные промышленные центры, а также в зоне орошаемого земледелия. Уровень загрязнения воды в бассейне реки Дон колеблется от «умеренно загрязненной» до «очень грязной». Основными загрязняющими показателями являются сульфаты, соединения железа, органические соединения, соединения магния, нефтяные углеводороды, соединения меди. Причинами загрязнения водных объектов являются сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых, шахтных, дренажных вод с оросительных систем, длительные сроки навигации, неудовлетворительное состояние прибрежных зон. Многолетние мониторинговые исследования земель сельскохозяйственного назначения неоспоримо доказывают, что многоотраслевое сельскохозяйственное производство оказывает значительное отрицательное воздействие на земельные ресурсы Ростовской области и окружающую среду. На сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение негативных процессов: водная эрозия, дефляция, дегумификация, засоление, осолонцевание, переуплотнение, переувлажнение, опустынивание, загрязнение радионуклидами и тяжелыми металлами. Региональный государственный экологический надзор, как система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, является одним из основных элементов обеспечения экологической безопасности. В соответствии с целями и задачами регионального государственного экологического надзора государственными инспекторами Ростовской области по охране природы при проведении контрольных мероприятий выявляются нарушения и принимаются меры по принуждению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к обеспечению требований законодательства при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности, что, как следствие, способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду. Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики России является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без существования эффективной системы особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ). На территории Ростовской области в настоящее время расположены следующие ООПТ: государственный природный биосферный заповедник «Ростовский» (9,46 тыс. га), государственный природный заказник федерального значения «Цимлянский» (45 тыс. га), природный парк «Донской» областного значения (40,96 тыс. га), 70 памятников природы областного значения (общая площадь – 20,47 тыс. га), 7 особо охраняемых природных территорий местного значения (общая площадь – 106,65 тыс. га). По рекомендациям Международного союза охраны природы площадь особо охраняемых природных территорий субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Данный показатель является одним из признаков цивилизованности региона. Общая площадь ООПТ Ростовской области составляет 222,54 тыс. га, или 2,2 процента от площади Ростовской области. Этот показатель по России равен 9,8 процента от общей площади суши, а в ЮФО – 10,6 процента (в Астраханской области – 4,5 процента, в Волгоградской области – 8,6 процента, в Республике Калмыкия – 14,3 процента, в Республике Адыгея – 14,8 процента, в Краснодарском крае – 23,3 процента). Увеличение общей площади территорий природно-заповедного фонда Ростовской области возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ, что потребует направления на указанные цели финансовых средств областного бюджета. Уровень антропогенного воздействия на объекты животного мира в Ростовской области достаточно высок. Это вызвано как причинами общего характера, такими как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного мира – высокой химизацией сельского хозяйства и промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов. В связи с указанными причинами основной задачей в сфере сохранения объектов животного мира является их искусственное воспроизводство с последующим выпуском, а также повышение защитных, кормовых, гнездовых свойств угодий за счет проведения комплекса биотехнических мероприятий. Кроме того, в связи с регистрацией очагов африканской чумы свиней и снижением численности кабана в Ростовской области требуется проводить работы по замещению данного массового вида копытных другими, такими как лань, косуля, европейский и пятнистый олень. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение Красной книги субъекта Российской Федерации. На территории Ростовской области ведущими научными организациями осуществляется комплекс природоохранных мероприятий, осуществляемых в рамках ведения Красной книги Ростовской области. Данные мероприятия являются наиболее эффективными в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, а также тех природных комплексов, на которых они обитают (произрастают). Комплексный подход указанных мероприятий обеспечивает: выявление ареалов произрастания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных; определение факторов, оказывающих негативное влияние на рассматриваемые виды; проведение оценки экологического состояния природных комплексов; разработку рекомендаций для улучшения условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Ростовской области, в том числе обитающих (произрастающих) на территориях с особым режимом охраны. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения Ростовской области, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды. Для решения указанных проблем необходимо формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения Ростовской области путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды. Особое положение занимают работы по поиску, оценке и разведке запасов подземных вод. Необходимость активного использования месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения обусловлена несоответствием санитарно-гигиеническим нормативам качества воды основных источников водоснабжения жителей Ростовской области – реки Дон и ее притоков. Сельские населенные пункты 25 районов Ростовской области (Боковский, Верхнедонской, Веселовский, Егорлыкский, Заветинский, Зимовниковский, Кагальницкий, Кашарский, Куйбышевский, Мартыновский, Матвеево-Курганский, Милютинский, Морозовский, Миллеровский, Сальский, Обливский, Октябрьский, Песчанокопский, Ремонтненский, Родионово-Несветайский, Советский, Тарасовский, Целинский, Чертковский, Шолоховский), города Восточного Донбасса (г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево, г. Миллерово, г. Красный Сулин, г. Белая Калитва) и город Сальск обеспечиваются водой в основном за счет источников подземных вод. Вместе с тем в ряде районов Ростовской области, испытывающих дефицит в водных ресурсах, отсутствуют разведанные запасы воды питьевого качества. Не менее важной проблемой является переоценка количественных и качественных параметров ресурсов месторождений пресных подземных вод, утвержденных в 60 – 70-х годах прошлого века, срок действия запасов которых истек. Для обеспечения устойчивого функционирования и создания основы для развития таких водозаборов необходимо проводить работы по переоценке запасов с их утверждением Государственной комиссией запасов. Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определен ряд полномочий субъектов Российской Федерации в сфере недропользования, исполнение которых в Ростовской области возложено на минприроды Ростовской области. Наиболее значимыми при регулировании отношений недропользования являются полномочия по обеспечению функционирования государственной системы лицензирования в части общераспространенных полезных ископаемых и проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем обеспечение эффективного, рационального использования минерально-сырьевых ресурсов требует постоянного совершенствования системы управления фондом недр путем создания надежной информационной базы данных о структуре недр и содержащихся в них полезных ископаемых, экологическом состоянии территорий ведения горных работ, возможностях безопасного использования минерально-сырьевых ресурсов и о состоянии запасов различных видов минерального сырья, управление которыми отнесено к полномочиям Ростовской области. Развитие водохозяйственного комплекса является важным фактором обеспечения экономического благополучия Ростовской области и реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Ростовская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, обладающих высокоразвитой промышленностью и сельскохозяйственным производством. Обратной стороной высокого уровня экономического развития является усиление негативного воздействия на водные объекты Ростовской области. В то же время состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития Ростовской области и повышения качества жизни проживающего в ней населения. Водные ресурсы служат основным источником водоснабжения населения и хозяйственного комплекса, являются основой успешного развития многих отраслей сельского и промышленного производства. На территории Ростовской области находится 4 551 водоток (из них 165 малых и средних рек суммарной протяженностью 9 565 км), в основном это малые реки с небольшим водным стоком. Почти все они являются притоками реки Дон или ее главных притоков. В засушливой степной зоне, в которой расположена Ростовская область, они являются основным источником обеспечения водой населенных пунктов, промышленности и сельскохозяйственного производства. Рельеф территории Ростовской области оказывает значительное влияние на характер течения рек. Все они имеют малый уклон, а, следовательно, малое течение – скорость течения рек не превышает 1 м/сек. Питание рек смешанное: дождевое, снеговое (талые воды) и грунтовое (подземные воды), преобладающим из них является снеговое. Ростовская область вследствие своего географического положения в южной зоне европейской части страны отличается низкой водообеспеченностью. Водные ресурсы Ростовской области оцениваются в 27,7 куб. км, из которых только 2,7 куб. км (10 процентов) формируются в пределах Ростовской области, а основной объем поступает извне, в основном с территории верхнего Дона и Украины (река Северский Донец и реки Приазовья). Ресурсы речного стока неравномерно распределяются по территории Ростовской области и по сезонам. В северо-западных районах слой годового стока достигает 70 мм, а в восточных и юго-восточных районах – всего лишь порядка 10 мм, причем 70 процентов, а в юго-восточных районах до 90 процентов годового стока приходится на период кратковременного весеннего половодья. Среднеобластной слой речного стока (33 мм) более чем в 7 раз уступает среднероссийскому показателю, а в расчете на одного жителя – более чем в 10 раз (2,4 тыс. куб. м на человека). Формирование речного стока в бассейне реки Дон происходит водотоками, размещенными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе: пяти областей Центрально-Черноземного экономического района (Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской) и Ростовской области – Северо-Кавказского экономического района. Кроме того, следует учитывать, что на территорию Ростовской области поверхностные воды поступают с территорий Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины после их интенсивного использования по трансграничным водным объектам. В настоящее время состояние водных объектов в Ростовской области характеризуется активным заилением и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел малых рек, наличием в них большого количества неинженерных сооружений. Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий 179 населенных пунктов Ростовской области. На сегодняшний день 89,7 тыс. жителей проживают на территории, подверженной негативному воздействию вод в результате неудовлетворительного состояния водоемов и их берегов. Во исполнение пункта 22 плана мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р, необходимо проведение мероприятий, направленных на рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия вод, развитие водохозяйственного комплекса. Леса являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в улучшении и защите окружающей среды. Ростовская область относится к малолесным территориям России – ее лесистость составляет всего 2,4 процента. Площадь лесного фонда составляет 360,6 тыс. га, в том числе покрытые лесом земли – 238,8 тыс. га, земли фонда лесовосстановления – 29,4 тыс. га и нелесные земли – 85,5 тыс. га. Все леса в Ростовской области относятся к экологической системе – защитным лесам, которые подлежат освоению только в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов. Использование лесов возможно при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Леса Ростовской области характеризуются высоким (2,2) классом пожарной опасности (самым высоким в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах), что обусловлено, прежде всего, природно-климатическими условиями, а также большим удельным весом хвойных насаждений (63,3 тыс. га), которые обладают высокой степенью горимости. Одной из наиболее актуальных экологических проблем Ростовской области является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). На территории Ростовской области ежегодно образуется около 1,9 млн. тонн ТКО и 1,0 млн. тонн отходов промышленного и сельскохозяйственного производства. В 2011 году специализированными предприятиями Ростовской области было вывезено для захоронения 6 835 826 куб. м ТКО. Охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза твердых коммунальных отходов составляет 40 процентов. Сложившаяся на территории Ростовской области система обращения с ТКО основана на захоронении основной массы образующихся ТКО. По состоянию на 1 января 2013 г. на территории Ростовской области расположено 713 объектов размещения ТКО общей площадью 1 837,2 га, в том числе: 16 полигонов ТКО общей площадью 126,6 га; 337 санкционированных свалок общей площадью 1074,4 га; 195 несанкционированных свалок общей площадью 340,1 га; 165 законсервированных свалок общей площадью 296,2 га. Существующие объекты характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на окружающую среду. Обустройство и содержание объектов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» и инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТКО. Вместе с ТКО на объекты поступает большое количество опасных ТКО: отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, отработанные аккумуляторы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические, медицинские отходы. В состав ТКО входит до 80 процентов вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР): макулатура, лом черных и цветных металлов, полимерные материалы, стекло, текстильные отходы, пищевые отходы и т.д. Ситуация в сфере обращения с ТКО и ВМР на территории Ростовской области характеризуется продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением причинения вреда здоровью и благополучию населения, а также нерациональным использованием природных и ВМР. Для решения данной проблемы необходимы единый подход и координация действий областных и местных органов власти, инвесторов, общественных организаций и населения. Исходя из реальной экономической ситуации необходимо формирование системы управления ТКО и ВМР, оптимизация сбора ТКО и ВМР, их транспортировки, переработки и захоронения при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТКО к их промышленной переработке. Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией государственной программы: финансовые риски реализации государственной программы связаны с возможными кризисными явлениями в российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий за счет бюджетных средств; существенная дифференциация финансовых возможностей муниципальных образований приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их полномочий в сфере охраны окружающей среды. Подавляющее большинство муниципалитетов являются дотационными. Ограниченность возможностей местных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; природно-климатические – влияние климатических условий на гидрологическую ситуацию в бассейнах рек Ростовской области, на состояние гидротехнических сооружений и берегов водных объектов; существенное влияние климатических условий на приживаемость зеленых насаждений на ООПТ и в лесах. Мерами управления указанными рисками являются: детальное планирование хода реализации государственной программы; оперативный мониторинг выполнения мероприятий государственной программы; своевременная ежегодная актуализация государственной программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов реализации государственной программы; проведение в течение всего срока реализации государственной программы мониторинга и прогнозирования текущего состояния окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области с целью актуализации государственной программы (в случае необходимости); детальное планирование мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования, являющихся полномочиями муниципальных образований, с учетом возможностей местных бюджетов по их финансированию; методическая поддержка администраций муниципальных образований в организации исполнения функций в сфере охраны окружающей среды и природопользования.». 3. В разделе 2: 3.1. Абзац девятый изложить в редакции: «создание комплексной системы управления твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами.». 3.2. Абзац двадцать первый изложить в редакции: «сокращение количества действующих санкционированных и законсервированных объектов размещения твердых коммунальных отходов.». 4. Раздел 3 изложить в редакции: «Раздел 3. Обоснование выделения Состав подпрограмм государственной программы определен на основе перечня актуальных проблем в сфере реализации государственной программы, в соответствии с ее целями и задачами. Подпрограммы в составе государственной программы выделены по следующим принципам: специфика отдельных сфер реализации государственной программы; наличие полномочий ответственного исполнителя и соисполнителей; приоритетность задач государственной программы. В соответствии с указанными принципами выделены следующие подпрограммы: «Охрана окружающей среды в Ростовской области»; «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области»; «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области»; «Развитие лесного хозяйства Ростовской области»; «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области». Подпрограмма «Охрана окружающей среды в Ростовской области» охватывает следующие направления: обеспечение экологической безопасности на территории Ростовской области; сохранение биологического разнообразия и природных комплексов Ростовской области; экологическое образование, формирование экологической культуры населения. Основными мероприятиями направления по обеспечению экологической безопасности являются: осуществление регионального государственного экологического надзора; деятельность по снижению загрязнения атмосферного воздуха; мероприятия по утилизации и захоронению пришедших в негодность бесхозяйных пестицидов и агрохимикатов; мониторинг состояния окружающей среды; осуществление учета объектов размещения отходов производства и потребления; обеспечение выполнения функций аппарата минприроды Ростовской области. Основными мероприятиями направления по сохранению биологического разнообразия и природных комплексов Ростовской области являются: развитие географической сети особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; обеспечение охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира; создание условий для сохранения и воспроизводства объектов животного мира. Основными мероприятиями направления по экологическому образованию, формированию экологической культуры населения являются: экологическое просвещение и формирование экологической культуры, обеспечение информацией о состоянии окружающей среды; организация детско-юношеского экологического движения. Основными мероприятиями подпрограммы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ростовской области» являются: поиски, оценка, разведка и переоценка запасов подземных вод на территории Ростовской области; создание условий для повышения эффективности использования недр Ростовской области. Основными мероприятиями подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской области» являются: выполнение мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов; организация государственного мониторинга водных объектов; осуществление мероприятий по защите от негативного воздействия вод в результате обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС); осуществление мероприятий по обеспечению населения и объектов экономики сооружениями берегозащиты; осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (за счет субвенций федерального бюджета). Основными мероприятиями подпрограммы «Развитие лесного хозяйства Ростовской области» являются: охрана лесов от пожаров; защита лесов; воспроизводство лесов, отвод и таксация лесосек; обеспечение выполнения функций минприроды Ростовской области в части реализации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Основными мероприятиями подпрограммы «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области» являются: разработка проектно-сметной документации на строительство и рекультивацию объектов размещения твердых коммунальных отходов; строительство и рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов; развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая приобретение мусоровозов; развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая приобретение бункеров (бункеров-накопителей) для сбора твердых коммунальных отходов; модернизация системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципальных образований Ростовской области; предоставление субсидии на строительство и рекультивацию объектов размещения твердых коммунальных отходов в рамках реализации мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации; разработка территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Перечень подпрограмм и основных мероприятий государственной программы приведен в приложении № 4 к настоящей государственной программе.». 5. В разделе 4: 5.1. Абзац первый изложить в редакции: «Объем финансового обеспечения реализации государственной программы составляет 11 005 981,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 4 251 639,2 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета – 968 953,9 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов – 82 787,5 тыс. рублей, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 202 777,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников – 5 499 823,4 тыс. рублей.». 5.2. Абзац четырнадцатый изложить в редакции: «Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) будут привлекаться в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части предоставления субсидий организациям, реализующим мероприятия региональных программ по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО на территории муниципальных образований Ростовской области (далее – региональные программы по модернизации).». 6. Разделы 5, 6 изложить в редакции: «Раздел 5. Участие муниципальных образований В рамках государственной программы предусмотрено участие муниципальных образований Ростовской области при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения: обеспечение водоснабжения населения, мероприятия по переоценке, оценке или разведке запасов подземных вод на эксплуатируемых муниципальными учреждениями участках недр; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, берегоукрепление; разработка проектно-сметной документации на строительство и рекультивацию объектов размещения твердых коммунальных отходов; строительство и рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов; развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая приобретение мусоровозов; развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая приобретение бункеров (бункеров-накопителей) для сбора твердых коммунальных отходов; строительство и рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов в рамках реализации мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации. Сведения о показателях (индикаторах) по муниципальным образованиям Ростовской области приведены в приложении № 7 к настоящей государственной программе. Распределение субсидий по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств государственной программы представлено в приложении № 8 к настоящей государственной программе. Раздел 6. Методика оценки эффективности государственной программы Оценка эффективности реализации государственной программы проводится на основе оценки: степени достижения цели и решения задач государственной программы, определяемой как суммарная оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы; степени бюджетной эффективности реализации государственной программы. Оценка степени достижения цели и решения задач государственной программы осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) государственной программы и их плановых значений, приведенных в приложении № 1 к настоящей государственной программе, по следующим формулам. Для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений: Сдi = Зфi / Зпi x 100 %, где Сдi – степень достижения планового значения i-го показателя (индикатора) государственной программы (подпрограммы); Зфi – фактическое значение i-го показателя (индикатора) государственной программы (подпрограммы) на конец отчетного периода; Зпi – плановое значение i-го показателя (индикатора) государственной программы. Для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений: Сдi = Зпi / 3фi x 100 %. Суммарная оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) рассчитывается по формуле:
где Сдпг – суммарная оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы); Сд – степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи государственной программы; n – число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи государственной программы (подпрограммы). При использовании данной формулы в случаях, если Сд больше 100 процентов, значение Сд принимается равным 100 процентам. Если суммарная оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы составляет от 95 до 100 процентов, государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности. Если суммарная оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы составляет от 80 до 95 процентов, государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности. Если суммарная оценка степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы составляет менее 80 процентов, государственная программа считается реализуемой с неудовлетворительным уровнем эффективности. Бюджетная эффективность реализации государственной программы рассчитывается в несколько этапов: 1. Степень реализации основных мероприятий (далее – мероприятий), финансируемых за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле: СРм = Мв / М, где СРм – степень реализации мероприятий; Мв – количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году; М – общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году. Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов: мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95 процентов от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, при условии неуменьшения финансирования мероприятия. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах; мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ); по иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата. 2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию государственной программы к их плановым значениям по следующей формуле: ССуз = Зф / Зп, где ССуз – степень соответствия запланированному уровню расходов; Зф – фактические бюджетные расходы на реализацию государственной программы в отчетном году; Зп – плановые бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы в отчетном году. 3. Эффективность использования средств областного бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов по следующей формуле:
где – эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию государственной программы; – степень реализации всех мероприятий государственной программы; – степень соответствия запланированному уровню расходов из областного бюджета. Бюджетная эффективность реализации государственной программы признается: высокой, в случае если значение Эис составляет 0,95 и выше; удовлетворительной, в случае если значение Эис составляет от 0,75 до 0,95; низкой, в случае если значение Эис составляет менее 0,75.». 7. В разделе 8: 7.1. Строку «Ресурсное обеспечение подпрограммы» подраздела 8.1 изложить в редакции:
7.2. Абзац второй подраздела 8.5 изложить в редакции: «Объем финансирования реализации программных мероприятий составляет 2 288 595,6 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 2 215 845,7 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета – 72 749,9 тыс. рублей.». 8. В разделе 9: 8.1. Строку «Ресурсное обеспечение подпрограммы» подраздела 9.1 изложить в редакции:
8.2. Абзац третий подраздела 9.5 изложить в редакции: «Общее финансирование реализации программных мероприятий составляет 126 889,4 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 126 280,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов – 609,4 тыс. рублей.». 9. В разделе 10: 9.1. Строку «Ресурсное обеспечение подпрограммы» подраздела 10.1 изложить в редакции:
9.2. Подраздел 10.5 изложить в редакции: «10.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы Источниками финансирования подпрограммы являются средства областного, федерального и местных бюджетов. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 823 752,1 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета – 571 221,1 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета – 247 743,6 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов – 4 787,4 тыс. рублей. Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением государственной программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Ростовской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Расходы областного бюджета на реализацию подпрограммы представлены в приложении № 5 к настоящей государственной программе. Средства федерального бюджета отражаются в государственной программе при условии отражения их в федеральном законе о федеральном бюджете, иных федеральных нормативных правовых актах. Расходы за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников на реализацию подпрограммы представлены в приложении № 6 к настоящей государственной программе. Средства федерального бюджета планируется привлекать: 1. В рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах» по итогам участия Ростовской области в конкурсном отборе аналогичных региональных программ в виде субсидий на мероприятия: восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (в 2015 и 2016 годах – на мероприятие «Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник. Расчистка р. Темерник от ПК 27 + 88 до Низового водохранилища»); строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений; капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений (в 2015 году на мероприятия: «Капитальный ремонт ГТС пруда на балке Мокрая Камышеваха, северная окраина х. Криничный, 5 км юго-восточнее х. Большая Кирсановка, Матвеево-Курганский район», «Капитальный ремонт плотины ГТС на реке Мокрый Еланчик в 3,5 км северо-западнее с. Ефремовка, Неклиновский район, Ростовская область», «Капитальный ремонт ГТС руслового водохранилища на р. Аюта, в 1,2 км северо-восточнее х. Новогригорьевка Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области»; в 2016 году на мероприятие «Капитальный ремонт ГТС водохранилища на р. Средний Егорлык, 4,5 км от п. Сеятель Сальского района Ростовской области»). 2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений». Данные средства могут направляться на осуществление переданных полномочий: по защите территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, на мероприятия по расчистке рек и по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, на мероприятия по установлению (нанесению на землеустроительные карты) водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и их закреплению на местности специальными знаками. При реализации государственной программы предусматривается участие муниципальных образований Ростовской области. Средства местных бюджетов привлекаются в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 № 302 «Об уровне софинансирования субсидий местным бюджетам для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения». В случае реализации мероприятий с привлечением средств федерального бюджета необходимый уровень софинансирования за счет средств местных бюджетов рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, установленными федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах».». 10. В разделе 11: 10.1. Строку «Ресурсное обеспечение подпрограммы» подраздела 11.1 изложить в редакции:
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|