Расширенный поиск
Закон Ростовской области от 25.07.1996 № 21-ЗСРостовская область ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Ростовской области от 22.10.2004 г. N 168-ЗС ОБ ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Принят Законодательным Собранием 25 июля 1996 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие областного референдума Областной референдум - голосование жителей области по наиболее важным вопросам социальной, экономической и политической жизни области. Решения, принятые референдумом в пределах полномочий области, обладают на территории области высшей юридической силой по вопросу референдума в сравнении с другими актами области, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения и исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами и гражданами. Статья 2. Принципы проведения референдума Референдум проводится на основе следующих принципов: - участие в референдуме является свободным; - голосование является добровольным и тайным и осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления; - жители области, являющиеся гражданами Российской Федерации, участвуют в голосовании непосредственно и лично по месту своего проживания; - каждый участник референдума обладает одним голосом; - при проведении референдума обеспечивается гласность, в том числе при подсчете голосов, а также участие общественности. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, времени проживания граждан в Ростовской области, рода и характера занятий запрещаются. Статья 3. Право граждан на участие в областном референдуме Участвовать в областном референдуме имеет право каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на територии Ростовской области и достигший на день проведения областного референдума 18 лет. Не могут участвовать в областном референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо иные, не предусмотренные настоящим Законом прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в областном референдуме, не допускаются. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в областном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Статья 4. Вопросы областного референдума На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении области, а также вопросы, находящиеся в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На референдум не могут выноситься вопросы: - принятия и изменения областного бюджета; - введения, изменения и отмены областных налогов и сборов, а также освобождения их от уплаты; - принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения области. Вопросы, вносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации. Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение областного референдума Областной референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации или Ростовской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный областной референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума Государственные и общественные органы, участвующие в организации и проведении референдума, и комиссии по проведению референдума осуществляют свою деятельность открыто и гласно. Статья 7. Материальное обеспечение областного референдума Финансирование мероприятий по организации и проведению областного референдума осуществляется за счет средств областного бюджета. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 8. Инициатива проведения областного референдума Инициатива проведения областного референдума принадлежит: 1) не менее чем 10 процентам жителей Ростовской области, имеющим право на участие в референдуме. При сборе подписей на одно муниципальное образование должно приходиться не более одной десятой части требуемого количества подписей. 2) представительным органам местного самоуправления не менее чем 10 муниципальных образований, которые принимают соответствующие решения на основе опросов населения, производимых в соответствии с частью 2 статьи 3 Областного закона "О местном референдуме в Ростовской области"; 3) группе депутатов Законодательного Собрания Ростовской области в количестве не менее чем две трети от установленного числа его депутатов; 4) Главе Администрации (Губернатору) области. В период между назначением областного референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты инициативы о проведении референдума, упомянутые в пункте втором части 1 настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового областного референдума. Различия в редакции формулировок вопросов референдума, предлагаемых органами местного самоуправления, а также депутатами Законодательного Собрания области не допускаются. Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан о проведении областного референдума Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, постоянно проживающие в области и имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное (избирательное) объединение, устав которого предусматривает участие в референдуме, в выборах государственных органов власти области и зарегистрирован отделом юстиции Администрации области не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей с целью проведения референдума. Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию Ростовской области с ходатайством о регистрации группы, в которой указываются: - формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум; - фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) членов инициативной группы и ее уполномоченных представителей. Статья 10. Регистрация инициативной группы Ходатайства и протоколы заседания руководящего органа региональной организации партии, движения, иного общественного объединения, протоколы собрания граждан, где указано место и дата проведения собрания, повестка, состав инициативной группы и ее уполномоченных представителей, формулировка вопроса, предлагаемого на референдум, проверяются на их соответствие требованиям настоящего Закона. Избирательная комиссия Ростовской области в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и ее уполномоченных представителей, выдает им регистрационные свидетельства. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Избирательной комиссии Ростовской области. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и настоящего Закона. Статья 11. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума Инициативная группа, получив свидетельство о регистрации, вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах в поддержку инициативы о проведении референдума. Общий период сбора подписей не должен превышать двух месяцев со дня выдачи свидетельства о регистрации инициативной группы по проведению референдума. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. Свидетельство о регистрации инициативной группы и подписные листы считаются утратившими силу. Статья 12. Подписной лист областного референдума В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении областного референдума (подписном листе) указываются: 1) наименование муниципального образования, где производится сбор подписей граждан; 2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации в Избирательной комиссии Ростовской области; 3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на областной референдум; 4) фамилии, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в областном референдуме, его подпись и дата подписи. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему закону. После окончания сбора подписей подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по городам и районам области, где проводился их сбор, направляются уполномоченными представителями в Избирательную комиссию Ростовской области не позднее чем через два месяца после выдачи ей свидетельства о регистрации. В представлении инициативной группы указывается общее число собранных подписей граждан. Избирательная комиссия Ростовской области в течение двух недель проверяет соблюдение требований настоящего Областного закона при сборе подписей и передает свое заключение по данному вопросу в Законодательное Собрание области. В случае нарушения установленных настоящим Областным законом требований Избирательная комиссия Ростовской области выдает уполномоченным представителям инициативной группы мотивированное постановление, которое может быть обжаловано в суд. Статья 13. Порядок реализации инициативы проведения референдума Главой Администрации (Губернатором), депутатами Законодательного Собрания области и органами местного самоуправления Глава Администрации (Губернатор) области выражает инициативу о проведении референдума представлением в Законодательное Собрание области проекта решения о назначении референдума, в котором формулируются вопросы, выносимые на референдум. Группа депутатов Законодательного Собрания области в количестве не менее чем две трети от установленного числа его депутатов представляет проект решения Законодательного Собрания о назначении референдума с формулировкой вопроса референдума председателю Законодательного Собрания в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания. Инициатива проведения референдума от органов местного самоуправления оформляется решениями представительных органов муниципальных образований, принятыми не менее двумя третями от установленного числа депутатов и в которых формулируются вопросы, выносимые на референдум. Статья 14. Принятие решения о назначении референдума Право принятия решения о назначении референдума принадлежит Законодательному Собранию области. Заседание Законодательного Собрания области созывается не позднее одного месяца со дня поступления требования о проведении референдума, оформленного в соответствии с настоящим Областным законом. Решение о проведении референдума считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области путем поименного голосования. Законодательное Собрание области вправе принять предлагаемый инициаторами проведения референдума проект нормативного правового акта. В этом случае референдум не назначается. Отказ Законодательного Собрания области в проведении референдума может быть обжалован инициативными группами в порядке, определенном действующим законодательством. Решение Законодательного Собрания области о назначении референдума публикуется в средствах массовой информации не позднее чем в семидневный срок после подписания. Статья 15. Сроки проведения референдума Референдум проводится не ранее двух месяцев и не позднее шести месяцев со дня опубликования решения о его проведении. Указанные сроки могут быть изменены Законодательным Собранием области, если в течение этих сроков будет предусмотрено проведение другого референдума, а также выборов органов государственной власти Российской Федерации и Ростовской области, органов местного самоуправления. Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЛАСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 16. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участия в референдуме и за или против закона или иного решения, выносимого на референдум. В агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, члены комиссий по проведению референдума. Агитация не может вестись на территории воинских частей, деполитизированных учреждений и в помещениях участков референдума. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, рациональную или религиозную ненависть и вражду. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Порядок предоставления эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на референдум вопроса по каналам государственных телерадиокомпаний определяется Избирательной комиссией Ростовской области с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации. Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на референдум. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссия по проведению референдума, поставленная в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. В последний день перед днем референдума и в день референдума агитация запрещается. В течение шести дней до дня референдума и в день референдума опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, запрещается. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума и в помещениях участков референдума запрещается. Статья 17. Комиссии по проведению областного референдума Подготовку и проведение областного референдума осуществляют: 1) Избирательная комиссия Ростовской области, действующая в качестве областной комиссии по проведению референдума; 2) территориальные (районные, городские) комиссии по проведению областного референдума; 3) участковые комиссии по проведению областного референдума. Статья 18. Порядок формирования территориальной (районной, городской) комиссии по проведению областного референдума Территориальная (районная, городская) комиссия по проведению областного референдума формируется в составе 5-9 членов не позднее 50 дней до дня проведения областного референдума. Состав территориальной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. При наличии в муниципальном образовании должности главы муниципального образования состав комиссии назначается представительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального образования. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению областного референдума органы местного самоуправления рассматривают в обязательном порядке и учитывают предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 19. Порядок формирования участковой комиссии по проведению областного референдума Участковая комиссия по проведению областного референдума назначается в составе 5-9 членов представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения областного референдума. При наличии в муниципальном образовании должности главы муниципального образования состав комиссии назначается представительным органом местного самоуправления по представлению главы муниципального образования. При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению областного референдума органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. Статья 20. Полномочия Избирательной комиссии Ростовской области Избирательная комиссия Ростовской области: 1) руководит подготовкой и проведением областного референдума; 2) осуществляет контроль за законностью проведения областного референдума; 3) издает инструкции, принимает методические рекомендации и разъяснения по вопросам применения данного Закона; 4) координирует деятельность комиссий по проведению областного референдума; 5) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения областного референдума; 6) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в областном референдуме и представление этих списков для ознакомления граждан; 7) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на областной референдум; 8) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий по проведению областного референдума; 9) устанавливает единую нумерацию участков областного референдума; 10) устанавливает результаты областного референдума; 11) публикует (обнародует) результаты областного референдума в средствах массовой информации; 12) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению областного референдума и принимает по ним мотивированные решения; 13) распределяет между территориальными комиссиями по проведению областного референдума денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, и обеспечивает контроль за целевым использованием указанных денежных средств; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 21. Полномочия территориальной (районной, городской) комиссии по проведению областного референдума Территориальная (районная, городская) комиссия по проведению областного референдума: 1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением областного референдума на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению областного референдума; 2) координирует работу участковых комиссий по проведению областного референдума, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения; 3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение областного референдума, распределяет их между участковыми комиссиями по проведению областного референдума; 4) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению областного референдума; 5) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям по проведению областного референдума в организации голосования на участках областного референдума; 6) устанавливает итоги голосования на областном референдуме на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в Избирательную комиссию Ростовской области; 7) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением областного референдума в архивное учреждение; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия территориальной комиссии по проведению областного референдума прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования результатов областного референдума. Статья 22. Полномочия участковой комиссии по проведению областного референдума Участковая комиссия по проведению областного референдума: 1) оповещает население об адресе и номере телефона участковой комиссии по проведению областного референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; 2) составляет и уточняет списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по участку областного референдума; 3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; 4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования; 5) контролирует соблюдение на территории участка областного референдума правил размещения агитационных материалов; 6) организует голосование на участке областного референдума; 7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку областного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению областного референдума; 8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона и принимает по ним мотивированные решения; 9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия участковой комиссии по проведению областного референдума прекращаются после выполнения требований части первой статьи 42 настоящего Закона. Статья 23. Статус членов комиссии по проведению областного референдума Члены Избирательной комиссии Ростовской области, действующей в качестве комиссии по проведению областного референдума, имеющие в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации право решающего голоса, члены территориальной и участковой комиссий по проведению областного референдума, назначенные в соответствии со статьями 18 и 19 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению областного референдума. Члены комиссии по проведению областного референдума с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии; 2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией. При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: 1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; 2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; 3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; 4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Члену комиссии по проведению областного референдума с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения областного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение областного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Инициативная группа, указанная в части первой статьи 9 настоящего Закона, после опубликования решения Законодательного Собрания области о назначении областного референдума вправе назначить одного члена Избирательной комиссии Ростовской области по проведению референдума с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению областного референдума вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Правом назначать в перечисленные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса обладают также избирательные объединения, избирательные блоки, получившие депутатские мандаты по федеральному избирательному округу на последних перед областным референдумом выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума. Статья 24. Гласность в деятельности комиссий по проведению областного референдума Решения комиссий по проведению областного референдума публикуются в печати и передаются другим средствам массовой информации. Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты областного референдума. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированные в соответствии со статьей 10 настоящего Закона и представители средств массовой информации. В день проведения областного референдума в помещениях участков областного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках областного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы отделом юстиции администрации области, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка областного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок областного референдума не требуется. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в областном референдуме; 2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка областного референдума; 3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования; 4) обращаться в участковую комиссию по проведению областного референдума с предложениями и замечаниями; 5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению областного референдума в территориальную комиссию по проведению областного референдума. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению областного референдума не допускается. Статья 25. Организация деятельности комиссий по проведению областного референдума Избирательная комиссия Ростовской области проводит свое первое заседание по вопросам, касающимся областного референдума, не позднее трех дней со дня опубликования решения Законодательного Собрания области о назначении областного референдума. Территориальные и участковые комиссии по проведению областного референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования. Деятельность комиссий по проведению областного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений комиссией по проведению референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решение областной комиссии по проведению областного референдума по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения областного референдума, об определении результатов областного референдума, о признании областного референдума несостоявшимся или о признании итогов голосования в отдельных территориях Ростовской области недействительными принимаются на заседании областной комиссии по проведению референдума большинством голосов от общего числа членов Избирательной комиссии Ростовской области с правом решающего голоса. Решения других комиссий по проведению областного референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения областного референдума, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению областного референдума с правом решающего голоса. Решения комиссий по проведению областного референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии по проведению областного референдума с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии по проведению областного референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до проведения областного референдума и в день проведения областного референдума - немедленно. Решения комиссий по проведению областного референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо принятые комиссией по проведению областного референдума с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума либо судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению областного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Решения областной комиссии по проведению референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению областного референдума. Заседание областной комиссии по проведению референдума созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание областной комиссии по проведению референдума проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса. На заседании областной комиссии по проведению референдума при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Функции аппарата областной комиссии референдума осуществляет аппарат Избирательной комиссии Ростовской области. Территориальные и участковые комиссии по проведению областного референдума могут создавать на период подготовки и проведения областного референдума временные аппараты, структуры и штаты которых устанавливаются соответствующими комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств. Статья 26. Содействие деятельности комиссий по проведению областного референдума Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению областного референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения областного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению областного референдума в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения областного референдума и в день проведения областного референдума - немедленно. Статья 27. Обжалование решений и действий комиссий по проведению областного референдума Решения и действия (бездействие) областной комиссии по проведению референдума могут быть обжалованы в областной суд. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению областного референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению областного референдума или в соответствующий суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению областного референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению областного референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению областного референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявление). Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию по проведению областного референдума в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до проведения областного референдума и в день проведения областного референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней. Суды и органы прокуратуры обязаны организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением областного референдума. Статья 28. Образование участков областного референдума Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, образуются участки областного референдума. Участки областного референдума образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению областного референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения областного референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок областного референдума. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, в труднодоступных и отдельных районах, на судах, находящихся в день проведения областного референдума в плаваниях, могут образовываться участки областного референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения областного референдума. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, голосуют на общих участках областного референдума. В порядке исключения допускается образование участков областного референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях участки областного референдума образуют командиры воинских частей по решению Избирательной комиссии Ростовской области по проведению референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии по проведению областного референдума наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа. Списки участков областного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению областного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 40 дней до дня проведения областного референдума. Статья 29. Списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме Список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по участку областного референдума составляется участковой комиссией по проведению областного референдума на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в областном референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению областного референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения областного референдума. Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой областной комиссией по проведению референдума, и подписывается председателем участковой комиссии по проведению областного референдума и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению областного референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения областного референдума. Статья 30. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме В списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, включаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Закона. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку областного референдума является факт его проживания на территории данного участка областного референдума, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. Гражданин может быть включен в список только на одном участке областного референдума. Граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, находящиеся в день проведения областного референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме по месту их пребывания. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в областном референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку областного референдума по месту нахождения общежития. Граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, но поселившиеся на территории участка областного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению областного референдума в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка областного референдума. Статья 31. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в областном референдуме Списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до проведения областного референдума. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению областного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению областного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дни до дня проведения областного референдума и в день его проведения - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 32. Финансовое обеспечение проведения областного референдума Администрация Ростовской области выделяет областной комиссии по проведению референдума необходимые денежные средства на подготовку и проведение областного референдума не позднее чем за 60 дней до проведения референдума. Областная комиссия по проведению референдума распределяет полученные денежные средства между нижестоящими комиссиями по проведению областного референдума. Порядок перечисления денежных средств комиссиям по проведению областного референдума устанавливается областной комиссией по проведению референдума совместно с финансовым управлением Администрации области. Председатели комиссий по проведению референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям областной комиссии по проведению областного референдума по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после проведения областного референдума остаются на счете областной комиссии и расходуются в соответствии с Положением о ней. Форма финансового отчета комиссий по проведению областного референдума о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение областного референдума устанавливается Избирательной комиссией Ростовской области. Участковые комиссии по проведению областного референдума представляют территориальным комиссиям по проведению областного референдума финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума. Территориальные комиссии по проведению областного референдума представляют финансовые отчеты Избирательной комиссии Ростовской области не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума. Избирательная комиссия Ростовской области представляет финансовый отчет о расходовании средств областного бюджета Законодательному Собранию Ростовской области не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов областного референдума. Указанный финансовый отчет должен быть передан в средства массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления в Законодательное Собрание Ростовской области. Глава IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА ОБЛАСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 33. Помещение для голосования Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению областного референдума главой соответствующей местной администрации. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. Статья 34. Бюллетень для голосования на областном референдуме В бюллетене для голосования на областном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на областной референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на областной референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на областном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются. Бюллетень для голосования на областном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Бюллетень для голосования на областном референдуме печатается на русском языке. При вынесении на областной референдум проекта закона Избирательная комиссия Ростовской области решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов, выносимых на областной референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка областного референдума для всеобщего ознакомления. Форма и текст бюллетеня для голосования на областном референдуме утверждаются Избирательной комиссией Ростовской области не позднее чем за 28 дней до дня проведения областного референдума. Бюллетени для голосования на областном референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения областного референдума по распоряжению Избирательной комиссии Ростовской области. Территориальные комиссии по проведению областного референдума получают от Избирательной комиссии Ростовской области бюллетени для голосования не позднее чем за 16 дней до дня проведения областного референдума. Участковые комиссии по проведению областного референдума получают от территориальных комиссий по проведению областного референдума бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения областного референдума. По каждому участку областного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в областном референдуме на данном участке областного референдума. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению областного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией по проведению областного референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 35. Порядок голосования на областном референдуме На всех участках областного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению областного референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения областного референдума. На участках областного референдума, образованных на судах, находящихся в день проведения областного референдума в плавании, в воинских частях, в отдаленных районах, участковая комиссия по проведению областного референдума может объявить голосование законченным ранее 22 часов, если проголосовали все граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, включенные в список. Если менее чем за 30 дней до дня проведения областного референдума гражданин Российской Федерации, житель Ростовской области, включенный в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день проведения областного референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, он вправе получить в участковой комиссии по проведению областного референдума открепительное удостоверение на право участия в областном референдуме. В получении открепительного удостоверения на право участия в областном референдуме гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи открепительных удостоверений. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, на любом другом участке областного референдума. Открепительное удостоверение погашается в присутствии предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Избирательной комиссией Ростовской области. Избирательная комиссия Ростовской области вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня проведения областного референдума на судах торгового, рыболовного, научно-исследовательского, военно-морского и речного флотов, которые в день проведения областного референдума будут находиться за пределами Ростовской области. В 8 часов в день проведения областного референдума председатель участковой комиссии по проведению областного референдума объявляет участок областного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, приступить к голосованию. При получении бюллетеня для голосования на областном референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в областном референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на областном референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии по проведению областного референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на областном референдуме". Каждый гражданин, имеющий право на участие в областном референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на областном референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению областного референдума и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в областном референдуме, о получении бюллетеня для голосования на областном референдуме. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на областной референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на областной референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". Заполненный бюллетень для голосования на областном референдуме гражданин, имеющий право на участие в областном референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению областного референдума и наблюдателей. Участковая комиссия по проведению областного референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в областном референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок областного референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке областного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии по проведению областного референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка областного референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению областного референдума. Членам участковой комиссии по проведению областного референдума, выезжающим по заявлениям о представлении возможности проголосовать вне помещения участка областного референдума, выдаются бюллетени для голосования на областном референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на областном референдуме, указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка областного референдума. При проведении голосования вне помещения участка областного референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению областного референдума в помещение участка областного референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка областного референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в областном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления. Председатель участковой комиссии по проведению областного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией. Член участковой комиссии по проведению областного референдума отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка областного референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в областном референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на областном референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на областном референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на областном референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт. Статья 36. Подсчет голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, участковой комиссией по проведению областного референдума По истечении времени голосования на областном референдуме председатель участковой комиссии по проведению областного референдума объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на областном референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на областном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на областном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка областного референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на областном референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии по проведению областного референдума. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению областного референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка областного референдума отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению областного референдума и недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на областном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на областном референдуме участковая комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на областном референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению областного референдума с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Участковая комиссия по проведению областного референдума составляет протокол об итогах голосования. В протокол об итогах голосования по участку областного референдума вносятся следующие данные: 1) число граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, зарегистрированных по участку областного референдума, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме дополнительно; 2) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, полученных участковой комиссией; 3) число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений; 4) число предъявленных прибывшими для голосования гражданами открепительных удостоверений; 5) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам в помещении участка областного референдума; 6) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка областного референдума; 7) число погашенных бюллетеней для голосования на областном референдуме; 8) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 9) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 10) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 11) число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме; 12) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 13) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум; 14) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум. В случае вынесения на областной референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных против всех вариантов. В число граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, внесенных в список по участку областного референдума, включаются также граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке областного референдума, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке областного референдума. Протокол участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения областного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводился областной референдум и референдум Российской Федерации подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению областного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению областного референдума. Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению областного референдума. Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования вместе с отпечатанными бюллетенями для голосования на областном референдуме, погашенными открепительными удостоверениями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 37. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению областного референдума На основании протоколов участковых комиссий по проведению областного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению областного референдума не позднее чем через два дня со дня проведения областного референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса. Территориальная комиссия по проведению областного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные частью десятой статьи 36 настоящего закона. Протокол территориальной комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования по соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению областного референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования по соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению областного референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению областного референдума. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляется в Избирательную комиссию Ростовской области. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий по проведению областного референдума со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица предоставляется для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 38. Определение результатов областного референдума На основании протоколов территориальных комиссий по проведению областного референдума об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных Избирательная комиссия Ростовской области не позднее чем через пять дней со дня проведения областного референдума определяет результаты его проведения. Суммирование содержащихся в протоколах территориальных комиссий данных осуществляют непосредственно члены Избирательной комиссии Ростовской области по проведению областного референдума с правом решающего голоса. Избирательная комиссия Ростовской области признает областной референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании,определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования. Избирательная комиссия Ростовской области признает решение принятым на областном референдуме, если за него в целом по области проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на областной референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области результаты голосования в отдельных территориях Ростовской области могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Избирательная комиссия Ростовской области вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению областного референдума провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления избирательной комиссии Ростовской области по проведению областного референдума. Избирательная комиссия Ростовской области составляет протокол о результатах областного референдума, который подписывается всеми присутствующими членами Избирательной комиссии Ростовской области с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные: 1) число территориальных комиссий; 2) количество протоколов территориальных комиссий, на основании которых составлен данный протокол; 3) число граждан Российской Федерации - жителей Ростовской области, имеющих право на участие в областном референдуме; 4) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, полученных участковыми комиссиями по проведению областного референдума; 5) число выданных участковыми комиссиями по проведению областного референдума открепительных удостоверений; 6) число предъявленных гражданами открепительных удостоверений; 7) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам на участках областного референдума; 8) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков областного референдума; 9) число погашенных бюллетеней для голосования на областном референдуме; 10) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 11) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); 12) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; 13) число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме; 14) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на областном референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций); 15) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум; 16) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум. В случае вынесения на областной референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно. Член Избирательной комиссии Ростовской области, не согласный с протоколом Избирательной комиссии Ростовской области о результатах областного референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 39. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на областном референдуме Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по области подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Избирательной комиссией Ростовской области не позднее трех дней после определения результатов референдума. Не позднее одного месяца после определения результатов референдума областная комиссия по проведению референдума публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий по проведению референдума по каждому муниципальному образованию и области в целом. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Статья 40. Использование автоматизированной информационной системы В случае использования в ходе областного референдума автоматизированной информационной системы комиссия по проведению областного референдума образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены комиссии по проведению областного референдума имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования и до момента подписания протокола Избирательной комиссии Ростовской области о результатах областного референдума автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий по проведению областного референдума вышестоящим комиссиям. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих комиссий по проведению областного референдума информационным центрам нижестоящих комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации. Данные о ходе и об итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу соответствующей комиссии по проведению областного референдума об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации. Статья 41. Юридическая сила решения, принятого на областном референдуме Решение, принятое на областном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на областном референдуме, действует на всей территории Ростовской области и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом областном референдуме. Если для реализации решения, принятого на областном референдуме, требуется разработка дополнительного правового акта, орган государственной власти Ростовской области, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на областном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Статья 42. Хранение документации областного референдума Документация участковых комиссий по проведению областного референдума, включая бюллетени для голосования на областном референдуме и погашенные открепительные удостоверения, передается в соответствующие территориальные комиссии по проведению областного референдума не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов областного референдума. Территориальные комиссии по проведению областного референдума по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение. По истечении двух лет после официального опубликования результатов областного референдума бюллетени для голосования на областном референдуме уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой Избирательной комиссией Ростовской области. Документация Избирательной комиссии Ростовской области сдается на постоянное хранение в архивное учреждение администрации области через год со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума. Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица, нарушающие законодательство о референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Ростовской области В. ЧУБ г. Ростов-на-Дону 25 июля 1996 года N 21-ЗС Приложение к Областному закону "Об областном референдуме" ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ______________________________________________________________________ (наименование города, района Ростовской области) ______________________________________________________________________ (наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу) ______________________________________________________________________ Номер регист- рационного Дата свидетельства регистрации ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении областного референдума с формулировкой вопроса (вопросов): ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ -----T------------T------T------------T---------------T------T-------¬ ¦ N ¦Фамилия,имя,¦Дата ¦Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Дата ¦ ¦ ¦п/п ¦ отчество ¦рож- ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ под- ¦Подпись¦ ¦ ¦ ¦дения ¦ ¦ заменяющего ¦ писи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ его документа ¦ ¦ ¦ +----+------------+------+------------+---------------+------+-------+ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+------------+------+------------+---------------+------+-------+ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+------------+------+------------+---------------+------+-------+ ... +----+------------+------+------------+---------------+------+-------+ ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----+------------+------+------------+---------------+------+-------- Подписной лист удостоверяю:______________________________________ ______________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный инициативной группы:______________________________ ______________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы) (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|