Расширенный поиск
Закон Ростовской области от 22.10.2004 № 180-ЗСРостовская область ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) Принят Законодательным Собранием 7 октября 2004 года Статья 1 Утвердить целевую программу развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы (прилагается). Статья 2 Администрации Ростовской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать финансирование областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы. Установить, что объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке. Статья 3 Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области В. ЧУБ г. Ростов-на-Дону 22 октября 2004 года N 180-ЗС Приложение к Областному закону "О Целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы" ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2006 ГОДЫ (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) Паспорт Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы Наименование Целевая программа развития инновационной Программы деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы (далее - Программа) Наименование Основы политики Российской Федерации в области документов, развития науки и технологий на период до 2010 регламентирующих года и дальнейшую перспективу (утверждены разработку Программы протоколом Президента Российской Федерации 30.03.2002 N Пр-576); постановление Главы Администрации Ростовской области от 19.10.1998 N 421 "О порядке разработки и утверждения региональных целевых программ, реализуемых на территории Ростовской области"; решение коллегии Администрации Ростовской области от 23.06.2003 N 51; постановление Администрации Ростовской области от от 03.10.2003 N 468 "О разработке областной целевой Программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2003-2006 годы"; Государственный Министерство экономики, торговли, международных заказчик Программы и внешнеэкономических связей Ростовской области Разработчик Программы Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Агентство по реформированию и финансовому оздоровлению организаций области" Ответственный Министерство экономики, торговли, международных исполнитель Программы и внешнеэкономических связей Ростовской области Цель Программы Создание организационных, законодательных, экономических и иных необходимых условий перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития в интересах устойчивого социально-экономического прогресса на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов Задачи Программы Создание региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы, использование достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития Ростовской области; повышение технологического уровня, конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда в региональной экономике; выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Ростовской области; создание условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов Ростовской области в инновационную сферу; создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства; развитие законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности; развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение равного доступа к современным информационным технологиям и ресурсам; развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую науку и экономику; повышение технологического уровня, конкурентоспособности сельскохозяйственного производства с использованием инновационных разработок аграрной науки и обеспечение на этой основе увеличения производительности труда в аграрном секторе региональной экономики Период реализации 2004-2006 годы Программы Этапы реализации Первый этап - 2004 год, начало реализации всех Программы подразделов программных мероприятий. Второй этап - 2005-2006 годы, реализация предусмотренных Программой мероприятий с учетом корректировки в результате накопленного опыта, разработка программы инновационного развития Ростовской области на долгосрочную перспективу Объем и источники Всего: 34958 тыс. рублей, в том числе: финансирования федеральный бюджет - 9500 тыс. рублей, мероприятий областной бюджет - 25458 тыс. рублей, в том Программы числе объем финансирования по Программе развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы - 12658 тыс. рублей, по Программе развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы - 9000 тыс. рублей (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) Ожидаемые конечные 1. Увеличение валового регионального продукта результаты реализации за счет производства продукции инновационно- Программы активными предприятиями не менее чем на 0,8 процента в 2006 году. 2. Достижение производства продукции инновационно-активными предприятиями в 2006 году в объеме 29 млрд. рублей, что составит увеличение в 1,8 раза по отношению к 2003 году. 3. Достижение производства инновационной продукции в 2006 году в объеме 4,2 млрд. рублей, что составит увеличение в 1,9 раза по отношению к 2003 году. 4. Увеличение объемов собственных инвестиций инновационно-активных предприятий в 2006 году, направленных на модернизацию производства и освоение новых технологий до 2,3 млрд. рублей. 5. Последовательное обеспечение процесса интеграции региональной инновационной системы в национальную инновационную систему. 6. Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий Ростовской области. 7. Развитие межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов инновационного предпринимательства Органы, Координацию деятельности исполнителей Программы координирующие и обеспечивает министерство экономики, торговли, контролирующие международных и внешнеэкономических связей исполнение Программы Ростовской области Контроль за исполнением Программы осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области, Контрольно- счетная палата Ростовской области 1. Обоснование необходимости перехода к инновационному типу развития экономики Ростовской области 1.1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами Мировой опыт свидетельствует о появлении нового типа экономики - экономики, основанной на знаниях. Эффективность национальной и региональной экономик определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу. Одна из особенностей современной мировой экономики состоит в нарастании и закреплении качественного технологического разрыва между странами-лидерами и периферией, где сейчас оказалась российская экономика. Закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах, данный разрыв приобретает труднопреодолимый характер (технологические барьеры развития). В настоящее время российская экономика характеризуется крайне низким уровнем инноваций: удельный вес инновационной продукции составляет около 4 процентов, в то время как его "пороговое значение" - 15 (в промышленно развитых странах около 30 процентов). В то же время главным источником инвестиционных ресурсов в современных условиях становится наукоемкое производство, экспорт высоких технологий, интеллектуальных продуктов, а наука и образование являются главным структурным фактором интенсивного экономического роста. Анализ тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом показывает, что перевод региональной экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Этот процесс состоит из трех основных элементов: организации научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых региональная наука занимает лидирующие позиции в России и мире; создания региональной инновационной системы, интегрированной в национальную, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию разработок; модернизации промышленности на основе внедрения инноваций и реализации инновационных проектов. Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Ростовской области. Необходимость разработки региональной инновационной системы диктуется невозможностью комплексно решить эту проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма. При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства: пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке; временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса. При обосновании необходимости решения проблем программными методами учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития Ростовской области, направления промышленной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Ростовской области. 1.2. Анализ инновационного потенциала Ростовской области Важным условием разработки стратегии инновационного развития Ростовской области является объективный анализ регионального научно-технического потенциала. Областной научно-технологический комплекс (НТК) на основе предварительного анализа может быть представлен в следующем виде: Научно-технический блок, состоящий из 104 организаций всех форм собственности, выполняющих исследования и разработки, в том числе: 54 - научно-исследовательских организаций; 15 - конструкторских организаций; 14 - высших учебных заведений; 12 - научно-технических подразделений на промышленных предприятиях; 7 - прочих организаций. Производственно-технологический блок объединяет предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, составляющих 5,5 процента от общего числа предприятий материальной сферы экономики Ростовской области. Образовательный блок включает 87 государственных и негосударственных высших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров. Инфраструктурный блок включает 3 технологических парка, одну лабораторию трансфера технологий, 3 лизинговые фирмы, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, консалтинговых фирм. Управленческий блок представлен структурными подразделениями областных министерств, вузов, исследовательских институтов, научного центра РАН. Дальнейшее исследование инновационного потенциала Ростовской области в рамках реализации Программы включает следующие основные блоки: оценку интеллектуального потенциала и основных направлений его использования в интересах социально-экономического развития региона; оценку наличия и видов инновационных предприятий, анализ потребностей отраслей экономики в инновациях; анализ возможностей финансирования инновационной деятельности и направлений взаимодействия инновационных предприятий с потенциальными инвесторами. Для обеспечения объективности оценки научно-технического потенциала Ростовской области и дальнейшего его эффективного использования должна быть создана постоянно действующая региональная система мониторинга. 1.3. Анализ потребностей отраслей экономики Ростовской области в инновациях В последние годы в России преобладали тенденции технологической деградации экономики и утраты конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, вытеснения отечественных производителей с внутреннего и внешних наукоемких рынков. Вложения в науку уменьшились в 8-10 раз, количество заявок на патенты от резидентов в 2000 году составило всего 2 процента от мировых, тогда как в США - 19,4, Японии - 44 процента. Уровень обновления основных фондов снизился до 1,2 процента в 2000 году, и физический износ машин и оборудования в промышленности достиг 66,5 процента. Очевидно, что при таком состоянии производственного, научно-технического и инновационного потенциала отечественная и региональная экономика без коренного изменения в стратегии развития не может рассчитывать на серьезную конкуренцию с мощными транснациональными корпорациями, определяющими конъюнктуру мировых рынков. Наряду с негативными тенденциями и явлениями в научно-техническом комплексе Ростовской области есть и положительные моменты: достижения фундаментальной и прикладной науки, системы образования, сохранившийся высокий научно-технологический потенциал по отдельным видам деятельности (авиация, вооружение, космическая навигация, некоторые виды химических и биохимических технологий и пр.). При определении направленности перспективной научно-технической и инновационной политики Ростовской области необходимо ориентироваться на стратегию "научно-технологического прорыва", которая основана на активной поддержке государством узкого круга НИОКР, обеспечивающих распространение новых технологий в тех секторах, где у Ростовской области имеется достаточный фундаментальный, изобретательский и конверсионный задел для общероссийского и мирового лидерства. Технологический прорыв не может быть осуществлен без активного участия государства, выражающегося в следующих формах: выработки перспективной стратегии научно-технического и инновационного развития Ростовской области, служащей директивой для госсектора и органов государственного управления, а также ориентиром для частного сектора, отечественных и иностранных инвесторов; дифференцированного подхода к выбору приоритетов науки, изобретений, техники и технологий с учетом их технологического уровня, выделение тех направлений научных исследований и инноваций, которые обеспечат общероссийское лидерство, занятие и удержание перспективных рыночных ниш; разработки целевых научно-технических и инновационно-инвестиционных программ для осуществления региональных приоритетных технологических направлений. 1.4. Приоритетные направления инновационного развития Ростовской области Предварительная экспертная оценка потребности основных отраслей экономики в инновациях позволяет, исходя из стратегического курса на научно-технологический прорыв, определить следующий примерный перечень приоритетных направлений и базовых технологий на период до 2006 года: 1. Развитие биомедицины и биотехнологий на основе генной инженерии, селекции, генетики и сверхкритических технологий. 2. Новейшие информационные технологии и системы, включающие: перспективные направления развития микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акустоэлектроника, многопроцессорные и быстродействующие супер-ЭВМ, системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода); развитие общесистемного и прикладного программирования, моделирования виртуальной реальности; региональные, межрегиональные и международные информационные системы в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а также управления и безопасности. 3. Энергосберегающие технологии и нетрадиционные ресурсы: принципиально новые энергосберегающие технологии; нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения генераторов энергии; эффективные средства и системы контроля за расходом и потерями энергии. 4. Принципиально новые материалы, обеспечивающие сокращение потребности в традиционных материалах из природного сырья, использование материалов с заранее заданными свойствами, требующими минимальной обработки. 5. Системы машин и производственных технологий новых поколений: CALS - технологии, системы автоматизированного проектирования производства, использования и обновления машин и оборудования; автоматизированные системы испытания, измерения, контроля; принципиально новые лазерные, плазменные, электронные, ионные, мембранные технологии; безотходные, экологически чистые технологии переработки сырья. 6. Авиакосмические технологии, новые поколения средств транспорта и связи: глобальная система телекоммуникаций и экологического мониторинга; космические навигационные системы; создание коммуникационных систем по международным транспортным коридорам; разработка новых поколений средств воздушного, железнодорожного, водного транспорта с повышенными скоростными, энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонии. 7. Оборонно-технические системы и системы безопасности новых поколений: оснащение вооруженных сил и сил правопорядка военной техникой нового поколения, укрепление позиций на мировых рынках вооружений; создание эффективных средств борьбы с терроризмом, производством и распространением наркотиков; разработка эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального пользования) при чрезвычайных ситуациях; развитие технологий двойного назначения и активное их использование в гражданских отраслях. 8. Рекреационные услуги, индустрия туризма и спорта. Инновационная политика Ростовской области должна быть ориентирована в: агропромышленном комплексе - на расширенное воспроизводство плодородия почв, внедрение новейших технологий при возделывании сельскохозяйственных культур, развертывание зональных высокомеханизированных комплексов по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; создание межрегиональных центров племенной работы, систем промышленного семеноводства, на создание новых сортов сельскохозяйственных культур; минерально-сырьевом комплексе - на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, создание новых систем глубокой переработки полезных ископаемых, обогащение и брикетирование углей, внедрение и развитие современных угледобывающих комплексов, а также развитие высокоэффективных и экологически безопасных систем разведки нефтегазовых месторождений, добычи и транспортировки углеводородного сырья, новых технологий переработки и производства новых видов продукции, в том числе используемых в строительстве; электроэнергетике - на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе; развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики; получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива; разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния; транспортном комплексе - на обновление и дальнейшее развитие парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий погрузки-разгрузки, повышение технического уровня всех видов транспорта, создание регионального логистического центра; инфокоммуникационном комплексе - развитие инфокоммуникационных технологий по созданию единого информационного пространства для обеспечения эффективной деятельности органов власти, бизнеса, бюджетной сферы и оказания социально значимых услуг населению Ростовской области; машиностроительном комплексе - на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления продукции, применения современных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации, на разработку и внедрение в производственные секторы экономики новых поколений воздушного, железнодорожного и водного транспорта; строительстве и ЖКХ - на разработку и внедрение новых строительных технологий и материалов с заданными свойствами. Одним из ключевых приоритетов должно стать повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет бесперебойного обеспечения населения качественной питьевой водой, строительства высокотехнологичных очистных сооружений, энерго- и теплосбережения, эффективного решения проблем утилизации отходов, создание центров использования и переработки вторичных ресурсов; легкой промышленности - на создание технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов, производство конкурентоспособных по цене и качеству материалов и изделий, широкое освоение автоматизированных систем управления технологическими процессами и автоматизированных методов проектирования и дизайна конкурентоспособной продукции; производстве потребительских товаров - на создание и развитие технологий по выпуску импортозамещающих компонентов и материалов, что позволит осуществить восстановление полного цикла производства конкурентоспособных отечественных видов сложной бытовой техники, обеспечивающего повышение качества и безопасности товаров, а также создание их потребительского разнообразия; химической и нефтехимической промышленности - на внедрение материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений технологий получения экологически чистых базовых полимеров, химических волокон, синтетических каучуков, удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств на базе автоматизированных блочно-модульных систем, а также катализаторов и мембран новых поколений; микробиологической (биотехнологической) промышленности - на создание технологических процессов, обеспечивающих снижение энерго- и материалоемкости производств, биотехнологических процессов производства и переработки сельскохозяйственного сырья, повышение глубины переработки сельскохозяйственных продуктов животного и растительного происхождения, создание на основе сверхкритических технологий новых конкурентоспособных ингредиентов для пищевой и перерабатывающей промышленности. По данным Ростовского центра научно-технической информации, приоритетными проектами, позволяющими Ростовской области в сравнительно короткий период осуществить значительный технологический прорыв, являются проекты, связанные с организацией технологического кластера по развитию сверхкритических технологий. При соответствующей организационной и финансовой поддержке создание технологического кластера и центра освоения сверхкритических технологий может позволить развить целый шлейф высокотехнологичных секторов экономики, закрепив тем самым приоритет и лидерство Ростовской области в этом технологическом направлении. 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Главной целью Программы является создание организационных, законодательных, экономических и иных необходимых условий перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития в интересах устойчивого социально-экономического прогресса на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: создание региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы для использования достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития Ростовской области; совершенствование законодательной и нормативной базы, благоприятной для развития инновационной деятельности; выбор рациональных стратегий и приоритетных направлений науки и техники в Ростовской области, критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности регионального производства и конкурентоспособности продукции; рациональное размещение, эффективное использование и развитие научно-технического потенциала; повышение объемов производства и реализации научно-технической продукции с большой долей добавленной стоимости и высокой степенью переработки; создание условий для активного привлечения инвестиционных ресурсов Ростовской области в инновационную сферу; увеличение вклада научно-технического потенциала Ростовской области в создание новых рабочих мест, улучшение экологической обстановки и здоровья населения; защита интеллектуальной собственности и поддержка ведущих ученых, научных коллективов и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований; обеспечение взаимосвязи исследований и разработок, инновационных проектов и программ на федеральном, областном, муниципальном и отраслевом уровнях; развитие малого инновационного предпринимательства; повышение технологического уровня, конкурентоспособности сельскохозяйственного производства с использованием инновационных разработок аграрной науки и обеспечение на этой основе увеличения производительности труда в аграрном секторе региональной экономики; создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инновационного менеджмента; содействие проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оздоровлению экологии на основе уникальных технологий; развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую экономику и науку; развертывание в средствах массовой информации пропаганды значимости и перспективности инновационной деятельности в целях прогресса общества и улучшения качества жизни. Реализация программных мероприятий осуществляется в период с 2004 года по 2006 год в два основных этапа. Первый этап - 2004 год, начало реализации всех подразделов программных мероприятий. Второй этап - 2005-2006 годы, реализация предусмотренных Программой мероприятий с учетом корректировки в результате накопленного опыта, разработка программы инновационного развития Ростовской области на долгосрочную перспективу. 3. Система программных мероприятий Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инновационных проектов и некоммерческих (социальных, образовательных, других) мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление Программы в целом. Экономические преобразования необходимо рассматривать в комплексе с политическими, финансовыми, технологическими, социальными и другими объективными действиями инновационного характера, а при разработке программных документов применять системный подход на всех уровнях управления, так как организационно-управленческие инновации в настоящее время приобретают ключевое значение. Все программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями Программы и направлены на устойчивое социально-экономическое развитие Ростовской области. Программные мероприятия прилагаются к настоящей Программе. 3.1. Совершенствование законодательной базы инновационной деятельности Важной составляющей механизма реализации Программы является изменение и совершенствование законодательной базы инновационной сферы. Необходимо принятие областных законов об инновационной политике и инновационной деятельности, об изобретательстве и рационализаторстве, иных нормативных актов, направленных на внедрение инновационных проектов в производство с учетом опыта инновационной деятельности крупных и средних предприятий Ростовской области. Важной составляющей в нормативном обеспечении инновационной сферы является разработка муниципальных программ развития инновационной деятельности на 2004-2010 годы. Реализация мероприятий по совершенствованию законодательной базы осуществляется в два этапа: проведение инвентаризации и анализа областных законодательных актов, регулирующих инновационную деятельность, с целью определения перечня областных законов, постановлений, распоряжений, требующих внесения необходимых изменений; подготовка предложений в проекты федеральных законов, касающихся вопросов функционирования и развития инновационной деятельности. Завершающим этапом формирования законодательной базы является разработка проекта областной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2007-2015 годы. 3.2. Создание и развитие инновационной инфраструктуры Ростовской области Важным фактором в процессе создания конкурентоспособной продукции, новых технологий и их передачи в экономику являются эффективные и отлаженные взаимосвязи между всеми участниками единой коллективной системы получения и использования знаний и технологий, основанных на этих знаниях. Региональная инновационная система включает в себя следующие подсистемы: нормативного правового обеспечения инновационной сферы; стратегического планирования инновационного развития экономики региона, выбора технологических приоритетов, своевременной смены поколений технологий и техники; генерации новых знаний и научно-исследовательских разработок; образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы; инновационной инфраструктуры, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение; коммерциализации, производства и реализации высокотехнологической продукции и услуг; межрегионального и международного научно-технического и технологического сотрудничества. Основная функция региональной инновационной системы - обеспечение устойчивого экономического развития Ростовской области и повышение качества жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере науки, производства и услуг; увеличения поступлений в бюджеты разных уровней за счет наращивания объемов производства наукоемкой конкурентоспособной продукции; повышения образовательного уровня; решения региональных экологических и социальных проблем путем использования новейших технологий. Важнейшими условиями формирования региональной инновационной системы являются: ежегодный выбор приоритетных направлений инновационного развития Ростовской области; приоритетные поисковые и прикладные исследования финансируются за счет федерального и областного бюджетов и внебюджетных средств; освоение производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (услуг) обеспечивается в основном собственными ресурсами негосударственного сектора экономики. Основные организационно-технические и финансово-экономические требования к региональной инновационной системе: формирование региональной инновационной системы должно базироваться в основном на местных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых ресурсах; повышение конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции (услуг), в первую очередь, должно достигаться на внутреннем рынке; основным механизмом реализации областной инновационной политики являются важнейшие инновационные проекты регионального и государственного значения, формируемые на основе стратегических приоритетов инновационно-технологического развития Ростовской области; программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя и повышение конкурентоспособности продукции, а также важнейшие региональные инновационные проекты должны основываться в основном на завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологических производств; объем прямых областных бюджетных инвестиций, как правило, не должен превышать суммы налогов, предполагаемых к начислению (в связи с реализацией инновационного проекта) в областной бюджет, получившими адресную поддержку предприятиями за период окупаемости проектов. Инновационная система высшей школы в Ростовской области является наиболее развитой региональной подсистемой. Достаточный опыт в этом направлении наработан Южно-Российским государственным техническим университетом (НПИ), Таганрогским радиотехническим университетом, Ростовским государственным университетом. Поэтому важными блоками инновационной инфраструктуры выступают существующие и активно развивающиеся на базе вузов учебно-научно-инновационные комплексы (далее - УНИК), в которых создана среда для коммерческого освоения нововведений в научно-технической и образовательных сферах. Приоритетную поддержку могут получать наукограды, технопарки, а также создаваемые на их базе лаборатории трансфера технологий, центры сертификации качества и т.д. Для интеграции инновационной деятельности вузов и других образовательных учреждений в Ростовской области должен быть создан региональный инновационный центр высшей школы на базе наиболее развитого УНИК. В перспективе подобного типа координационные центры должны быть созданы в каждой инновационной подсистеме региона. Перспективным направлением формирования региональной инновационной системы является создание и развитие инновационных комплексов на территории Ростовской области. Ряд муниципальных образований Ростовской области ("Город Ростов-на-Дону", "Город Таганрог", "Город Новочеркасск", "Город Шахты", "Город Зерноград" и др.) содержат ключевые факторы, свойственные инновационно-активным территориям (технико-внедренческим экономическим зонам). Прежде всего, это развитый научно-исследовательский и образовательный комплекс, имеющий потенциальные возможности для разработки современных наукоемких технологий, а также совокупность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, способных воспринимать наукоемкие технологии и выпускать конкурентоспособную высокотехнологическую продукцию. Важным звеном в региональной инновационной системе должен стать созданный на конкурсной основе Ростовский центр трансфера технологий (далее - РЦТТ), который возьмет на себя функции коммерциализации приоритетных инновационных проектов, поддержки инновационной деятельности и трансфера (передачи) технологий для развития инновационного процесса в Ростовской области. Основной задачей РЦТТ в Ростовской области является выявление новых видов бизнеса, основанных на результатах приоритетных научных разработок институтов, создание предприятий и управленческая поддержка их на ранних стадиях развития. РЦТТ должен решать задачи, связанные с выявлением интеллектуальной собственности, трансфертом разработок, управленческим консалтингом и информационной поддержкой. 3.3. Поддержка малого инновационного бизнеса Опыт развития российского малого предпринимательства в научно-технической сфере выявил особенности, которые необходимо учитывать при создании региональной инновационной системы. Это недостаточный научно-технический кадровый уровень, слабая технологическая база малых предприятий, низкий управленческий уровень, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка инновационной продукции, сложность получения кредитов, ориентация на однопродуктовую модель развития, что связано с большим риском банкротства. Для создания малых инновационных фирм потребуется система бизнес-инкубаторов, поддерживающая процесс организации и становления предприятий. Развертывание инновационных бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров и технопарков начнется в ходе реализации Программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы. Успешное функционирование создаваемых и имеющихся малых инновационных предприятий зависит во многом от наличия производственной базы, где малые предприятия могли бы организовать производство инновационной продукции. С целью обеспечения производственной деятельности малых предприятий в инновационной сфере необходимо сеть инновационно-технологических центров области сформировать на базе действующих или простаивающих промышленных предприятий. Поддержка инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в целях повышения его конкурентоспособности и эффективности решения проблем социально-экономического развития становится одним из приоритетных направлений государственной политики Ростовской области. 3.4. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы Опыт индустриально развитых стран показывает, что превращение научно-технических разработок в инновационный товар могут обеспечить профессионально подготовленные специалисты в области менеджмента инноваций. Они должны владеть вопросами коммерциализации разработок, трансферта технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, прогнозирования оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации проектов, продвижения их на рынок. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу особо подчеркнута важность взаимосвязи двух базовых направлений государственной политики: формирование национальной инновационной системы и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса. Реализация этих направлений не может быть осуществлена без устойчивого функционирования развитой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах. Потенциал высшего профессионального образования Ростовской области является одним из самых высоких среди субъектов Российской Федерации. Если по количеству школ Ростовская область входит в первую десятку территорий страны, по численности образовательных учреждений начального профессионального образования находится на 5 месте, то по средним и высшим профессиональным учреждениям занимает 3 место в России. Сфера высшего образования региона включает 21 государственный вуз и 51 филиал, 11 негосударственных вузов и 17 филиалов и 69 средних специальных учебных заведений (в 1996 году обучалось 89,6 тыс. студентов, а в 2003 году - свыше 174,0 тыс. человек). Кроме того, образовательные услуги оказывают 350 образовательных учреждений дополнительного образования. Кадровый потенциал образовательного комплекса составляет 75 тыс. педагогических работников. Система высшего образования Ростовской области находится в состоянии модернизации, отрабатывается алгоритм региональной системы непрерывного профессионального образования, создаются учебно-научно-образовательные комплексы. Анализ показал, что в Ростовской области отсутствует целостная система обучения инновационной деятельности. В ряде вузов (РГУ, РГЭУ, РГАСХМ) при подготовке менеджеров читается курс инновационного менеджмента, в отраслевых технических вузах (ДГТУ, ТГРТУ, ЮРГТУ) при подготовке инженерных кадров введено изучение механизма внедрения инноваций. Подготовка кадров в Ростовской области должна осуществляться в рамках многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности. Единообразие подготовки специалистов должно обеспечиваться профессиональными стандартами. Интеграция разных уровней образовательных учреждений создает новые возможности в повышении качества интеллектуального потенциала общества. Университетские комплексы создают качественно новую образовательную среду в регионе, в которой новации в образовании находят самый короткий путь от вуза к школам, лицеям, техникумам и колледжам. Многоуровневая система подготовки кадров для инновационной деятельности включает в себя основные взаимосвязи трех систем: системы подготовки специалистов, системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, системы сертификации персонала. Развитие системы инновационного обучения в регионе должно осуществляться по следующим направлениям: введение специализации, а затем и специальности "Управление инновациями" на экономических факультетах вузов; введение специализации "Теория и практика инновационной деятельности" как в экономических вузах, так и в отраслевых вузах на соответствующих специальностях для доведения профессионалов в отдельных областях хозяйства до уровня менеджеров по инновациям; создание системы повышения квалификации и переподготовки в сфере управления инновациями - в том числе организация регионального коучинг-центра; развитие системы дистанционного обучения на всех уровнях профессионального образования, формирование среды открытого образования. Таким образом, развитие инновационной деятельности в Ростовской области, связанной с разработкой и внедрением новой техники и технологий, можно успешно осуществить, решив проблему подготовки соответствующих специалистов и управленческих кадров. 3.5. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Международное и межрегиональное сотрудничество Внедрение информационных технологий на территории Ростовской области осуществляется как в рамках различных отраслей и ведомств, так и в общественном секторе хозяйственного комплекса. Координацию развития системы информационного обеспечения в гуманитарной сфере осуществляет Южно-Российский региональный центр информатизации высшей школы (ЮГИНФО РГУ). На его базе идет построение учебно-научно-образовательной информационной среды Южного федерального округа. На основе учебно-научного компьютерного центра создана база подготовки специалистов для всех вузов и научных учреждений юга России; имеется все необходимое оборудование и кадровое обеспечение для создания единого образовательного информационного пространства. Для последовательного развития информационного обеспечения инновационной деятельности необходимо определить перечень ресурсов, требуемых для эффективного и полного удовлетворения потребностей в информации всех субъектов инновационной деятельности Ростовской области. Качественный учет существующих информационных ресурсов, а также его нормативное определение позволит осуществлять оперативное управление этими ресурсами и эффективный контроль за их использованием в интересах всех участников инновационной деятельности. Система информационного обеспечения инновационной деятельности состоит прежде всего из информационно-коммуникационной сети и участников информационного обмена, которые подразделяются по отраслям экономики, уровням масштабной и классификационной интеграции. Информационно-аналитический центр предназначен для координации и совершенствования информационного обеспечения участников инновационной деятельности. Для повышения эффективности механизма взаимодействия элементов и подсистем инновационной сферы необходимо создание автоматизированной интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений. В условиях постоянно развивающихся процессов глобализации в мировом экономическом и культурном пространстве, перехода к масштабному информационному обмену между странами, хозяйствующими субъектами и гражданами создание в Ростовской области системы международного и межрегионального сотрудничества в научно-технической сфере является важным направлением формирования региональной инновационной среды. В этой связи насущной задачей сегодняшнего дня становится разработка областной программы развития международного и межрегионального сотрудничества в инновационной сфере. 3.6. Финансовое обеспечение и меры государственной поддержки инновационной деятельности Мировой опыт свидетельствует, что в условиях перехода к "экономике, основанной на знаниях" особое значение имеет финансирование не только собственно знаний, но и процесса превращения знания в эффективное производство. Основным механизмом такого превращения в экономически развитых странах стали государственная поддержка развития инноваций вообще и в частности венчурный механизм. Поэтому успешность экономического развития России и регионов во многом будет зависеть от создания эффективной системы поддержки инноваций, в том числе благоприятной правовой среды для развития венчурного инвестирования. Государственная поддержка развития инновационной деятельности осуществляется путем консолидации ресурсов государственного и частного секторов экономики с целью модернизации и создания новых производств по выпуску инновационного продукта. Основными мерами государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности являются: субсидирование части процентных ставок по привлеченным коммерческим кредитам за счет средств областного бюджета; консолидация государственных, муниципальных и негосударственных ресурсов для финансирования инновационных проектов; поддержка экспорта высокотехнологичной продукции с защищенными правами на интеллектуальную собственность; обеспечение условий для технического регулирования в области разработки, производства и выпуска на рынок регионального инновационного продукта. Дополнительно могут быть рассмотрены для законодательного утверждения следующие меры государственной поддержки: субсидирование части процентных ставок по лизинговым платежам за приобретенное субъектами инновационной деятельности по лизингу оборудование; обеспечение прямого финансирования инновационных проектов на конкурсной основе (в части НИОКР) по приоритетным для Ростовской области направлениям; формирование системы страхования рисков для инвесторов при финансировании ими инновационных проектов; развитие системы венчурного финансирования, рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, привлечения инвестиций для реализации инновационных проектов и программ; оказание финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности при проведении патентования разработок и получения лицензий; формирование региональной электронной биржи интеллектуальной собственности по предоставлению информации о рынке инновационных продуктов. Важнейшим направлением государственной поддержки инновационной деятельности является создание системы налогообложения, стимулирующей развитие инновационных предприятий и венчурного инвестирования. Ключевыми элементами такой системы должны стать следующие предложения, реализуемые на федеральном и региональном уровнях: освобождение от налогообложения части прибыли (зачисляемой в областной бюджет), получаемой предприятием-патентообладателем от использования изобретения на срок окупаемости затрат на приобретение им патента (лицензии); освобождение от налогообложения имущества и имущественных прав, полученных налогоплательщиком в рамках целевого финансирования от инвесторов и/или венчурных фондов по приоритетным проектам и направлениям, при условии использования по целевому назначению и ведения налогоплательщиком раздельного учета. 4. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы составляет 34958 тыс. рублей, включая следующие источники финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, привлекаемые ресурсы фондов, собственные средства предприятий, организаций, частных лиц. Распределение объема финансирования программных мероприятий по источникам и годам реализации осуществляется в соответствии с приложением к Программе. (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) На первом этапе реализации Программы основное внимание сосредоточено на финансировании мер преодоления отставания Ростовской области в законодательной базе по регулированию инновационной деятельности, подготовке управленческих кадров для инновационной сферы и осуществлении институциональных преобразований. На втором этапе осуществляется формирование инновационно-проводящей сети региона, способствующей применению современных инвестиционно-инновационных механизмов и обеспечивающей ресурсами выполнение мероприятий Программы. 5. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы включает в себя информационное, правовое и организационное обеспечение разработки, производства и продажи инновационной продукции и объектов интеллектуальной собственности: ведение реестра инновационных проектов Ростовской области; обеспечение информационного взаимодействия с субъектами инновационной деятельности; формирование баз данных изобретений, патентов, инновационных проектов; правовое сопровождение инновационных проектов; проведение независимой экспертизы инновационных проектов; обеспечение представления инновационных проектов на выставках, семинарах, симпозиумах и пр. Для достижения программных целей предполагается использовать денежно-кредитные механизмы, федеральные и областные целевые программы, систему государственного заказа, возможности налогового и инвестиционного законодательства, ипотеку, лизинг, страхование рисков, систему стимулирования и поддержки инновационной деятельности и другие формы. В соответствии с поставленными целями предусмотрено софинансирование конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, средств областного бюджета и предприятий, организаций, частных лиц. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации Программы. 6. Взаимосвязь с федеральными программами Эффективная инновационная деятельность возможна лишь при тесном взаимодействии всех структур инновационного процесса на всех уровнях, при сочетании современных рыночных механизмов, государственной поддержке базисных инноваций и высокой творческой активности новаторов. В настоящее время в стране действует 53 федеральные целевые программы. Многие из них содержат разделы, связанные с развитием инновационной деятельности. В каждой из этих программ имеется раздел "Фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", который включает в себя инновационные проекты. При разработке и ежегодной корректировке федеральных целевых программ возможно софинансирование новых региональных инновационных проектов, направленных на успешное выполнение целей и задач федеральных целевых программ. Деловое сотрудничество и взаимодействие федеральных, окружных и областных структур в деле развития инновационной деятельности предполагает непрерывные контакты, систематическое информирование, поиск совместных направлений в развитии науки, техники и технологий, в использовании инновационного потенциала Ростовской области. 7. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации Программы, представляются качественные, количественные результаты ее выполнения. В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения региона в результате реализации программных мероприятий являются следующие показатели: доля инновационной продукции в валовом региональном продукте (ВРП); число созданных и сохраненных рабочих мест, в целом и в отраслевом разрезе; индекс конкурентоспособного роста; инновационная составляющая рейтинга инвестиционной привлекательности региона; доля работающих в сфере высокотехнологичного производства, относительно всех, занятых в сфере производства; доля объема новой и усовершенствованной продукции в отраслевом разрезе; отношение инновационных затрат в производственном секторе к объему общего оборота; количество патентов, используемых в высокотехнологичных отраслях, приходящееся на 100000 населения Ростовской области; количество малых инновационных предприятий и их доли в ВРП; доля бюджетной обеспеченности Ростовской области за счет развития инновационной деятельности; оценка влияния реализуемых в рамках Программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку. 8. Порядок направления и использования средств Финансирование мероприятий Программы осуществляется в следующем порядке: 1. Из федерального бюджета средства, предусмотренные федеральными программами, перечисляются в соответствии с порядком, утвержденным Государственной Думой Российской Федерации. 2. Из областного бюджета: средства на оргмероприятия и предоставление краткосрочных займов субъектам инновационной деятельности перечисляются в соответствии с порядком, утверждаемым Администрацией Ростовской области; средства на субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставляемым финансово-кредитными учреждениями субъектам инновационной деятельности, перечисляются в соответствии с порядком, утверждаемым Администрацией Ростовской области. 9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Общее руководство и управление Программой осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области. С целью проведения единой государственной инновационной политики, направленной на перевод региональной экономики на инновационный путь развития, в рамках экспертного совета при Администрации Ростовской области создается рабочая (экспертная) группа по инновационной деятельности, на которую возлагаются координация и контроль за инновационной деятельностью; проведение независимой экспертизы инновационных проектов; утверждение реестра инновационных проектов; заслушивание и утверждение отчета о результатах деятельности Ростовского центра трансфера технологий. Контроль за реализацией Программы осуществляется Законодательным Собранием Ростовской области, Администрацией Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ростовской области в пределах установленных полномочий. Одновременно с отчетом об исполнении областного бюджета за соответствующий финансовый год Администрация Ростовской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание Ростовской области и Контрольно-счетную палату Ростовской области отчет о реализации Программы в отчетном финансовом году. Отчет о реализации Программы в соответствующем году содержит общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования; перечень завершенных в течение года мероприятий; перечень незавершенных в течение года мероприятий; анализ причин несвоевременного завершения программных мероприятий; предложения о привлечении дополнительных источников финансирования. Итоговый отчет о реализации мероприятий Программы с заключением Контрольно-счетной палаты Ростовской области представляется Администрацией Ростовской области в Законодательное Собрание Ростовской области на утверждение не позднее 1 марта года, следующего за последним годом реализации Программы. Итоговый отчет содержит данные о финансировании Программы в целом и отдельных ее мероприятий с разбивкой по годам и источникам финансирования, процент реализации Программы, оценку результатов реализации Программы, уровень достижения программных целей и запланированных показателей эффективности. Приложение к Программе ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————————————————————| | N | Содержание | Цель мероприятий | Ответственный | Срок | Источники | Общая | Стоимость по годам, | |п/п| мероприятий | | исполнитель и |исполнения | финансирования | сумма | тыс. руб. | | | | | соисполнители | | | |—————————|—————————|—————| | | | | | | | | 2004 | 2005 |2006 | | | | | | | | | | <*> | <*> | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | Раздел 1. Совершенствование федерального и областного законодательства, | | регулирующего инновационную деятельность | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |1.1|Анализ законода- |совершенствование |министерство эко- |весь период|финансирование | | | | | | |тельных актов, ре-|нормативной правовой|номики, торговли, | |не требуется | | | | | | |гулирующих иннова-|базы развития инно- |международных и | | | | | | | | |ционную деятель- |вационной деятельно-|внешнеэкономиче- | | | | | | | | |ность на всех |сти, разработка и |ских связей Рос- | | | | | | | | |уровнях, с целью |введение определен- |товской области | | | | | | | | |определения переч-|ных процедур взаимо-|(МЭТМ и ВЭС РО), | | | | | | | | |ня законов, поста-|действия субъектов |министерство про- | | | | | | | | |новлений, распоря-|инновационной сферы,|мышленности, энер- | | | | | | | | |жений, требующих |производственных |гетики и природных | | | | | | | | |совершенствования |предприятий и орга- |ресурсов Ростов- | | | | | | | | | |нов власти |ской области (МПЭ | | | | | | | | | | |и ПР РО), отрасле- | | | | | | | | | | |вые министерства, | | | | | | | | | | |научные организа- | | | | | | | | | | |ции, вузы | | | | | | | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |1.2|Подготовка предло-|устранение противо- |МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|финансирование | | | | | | |жений в федераль- |речий между законо- |МПЭ и ПР РО, | |не требуется | | | | | | |ные законы и в |дательными актами; |отраслевые мини- | | | | | | | | |проекты федераль- |создание благоприят-|стерства, ТПП РО, | | | | | | | | |ных законов, рег- |ного правового поля |научные организа- | | | | | | | | |ламентирующих во- |для развития иннова-|ции, вузы | | | | | | | | |просы функциониро-|ционного процесса | | | | | | | | | |вания и развития | | | | | | | | | | |инновационной дея-| | | | | | | | | | |тельности | | | | | | | | | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |1.3|Разработка проекта|создание правовых |МЭТМ и ВЭС РО, | 2006 г. |финансирование | | | | | | |областного закона |условий для иннова- |отраслевые мини- | |не требуется | | | | | | |"О поддержке |ционной деятельности|стерства, ТПП РО, | | | | | | | | |инновационной |во всех сферах эко- |научные организа- | | | | | | | | |деятельности |номики Ростовской |ции, вузы | | | | | | | | |в Ростовской |области. | | | | | | | | | |области" |Определение порядка | | | | | | | | | | |формирования объеди-| | | | | | | | | | |ненного региональ- | | | | | | | | | | |ного заказа на нау- | | | | | | | | | | |коемкую продукцию | | | | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |1.4|Разработка про- |обеспечение систем- |МЭТМ и ВЭС РО, | 2006 г. |федеральный бюд- | - | - | - | - | | |граммы инновацион-|ного и комплексного |МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |ного развития Рос-|подхода в организа- |отраслевые мини- | | | | | | | | |товской области на|ции инновационной |стерства, научные | |областной бюджет | 500 | - | - | 500 | | |2007-2008 годы |деятельности |организации, вузы | | | | | | | | | | | | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Итого по разделу | | | | | 500 | - | - | 500 | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | Раздел 2. Создание и развитие инновационной инфраструктуры | | Ростовской области | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |2.1|Формирование сети |развитие среды орга-|МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- |4500 <**>|2000 <**>|2500 <**>| - | | |территориальных |низационно-управлен-|МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |инновационно- |ческой и производ- |администрации му- | | | | | | | | |технологических |ственной поддержки |ниципальных обра- | |областной бюджет |918 <**> | 500 <**>| 418*** | - | | |центров в муници- |для субъектов инно-|зований, ТПП РО, | | | | | | | | |пальных образова- |вационной деятель- |РРГФПМП, муници- | | | | | | | | |ниях |ности |пальные фонды под- | |муниципальные | - | - | - | - | | | | |держки малого пред-| |бюджеты | | | | | | | | |принимательства | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |2.2|Создание и разви- |развитие и активиза-|МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | 2000 | 2000 <*>| - | - | | |тие Ростовского |ции процессов межот-|МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |центра трансфера |раслевого и межтер- |отраслевые | | | | | | | | |технологий |риториального пере- |министерства | |областной бюджет | 2500 | - | 1500 |1000 | | | |носа новейших и | | | | | | | | | | |"двойных" технологий| | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Итого по разделу | | | | | 9918 | 4500 | 4418 |1000 | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | Раздел 3. Поддержка малого инновационного предпринимательства | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |3.1|Создание и разви- |содействие созданию |МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |тие бизнес-инкуба-|"тепличных" условий |МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |торов и технопар- |для развития малых |администрации му- | | | | | | | | |ков в муниципаль- |инновационных пред- |ниципальных обра- | |областной бюджет |10875*** |1000 <**>| 875 <**>|9000 | | |ных образованиях |приятий |зований, ТПП РО, | | | | | |*** | | | | |РРГФПМП, РРАПМСБ, | | | | | | | | | | |предприятия | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |---|------------------|--------------------|-------------------|-----------|-----------------|---------|---------|---------|-----| |3.2| Создание и | Создание и | РРАПП, | 2005 г. | федеральный | 3000 ** | - | 3000 ** | - | | | развитие | развитие | МЭТМ и ВЭС РО | | бюджет | | | | | | | Ростовского | инфраструктуры | | | | | | | | | | бизнес- | поддержки | | | областной | 2365 ** | - | 2365 ** | - | | | инкубатора, | субъектов | | | бюджет | | | | | | | в том числе | малого | | | | | | | | | | капитальный | предпринима- | | | муниципальные | - | - | - | - | | | ремонт | тельства, | | | бюджеты | | | | | | | помещений и | оказание | | | | | | | | | | пополнение | помощи | | | внебюджетные | - | - | - | - | | | материально- | начинающим | | | источники | | | | | | | технической | предпринимате- | | | | | | | | | | базы бизнес- | лям, | | | | | | | | | | инкубатора | содействие | | | | | | | | | | | созданию | | | | | | | | | | | новых | | | | | | | | | | | предприятий | | | | | | | | (Пункт дополнен - Закон Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Итого по разделу | | | | | 16240 | 1000 | 6240 | 9000| (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | Раздел 4. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров | | для инновационной сферы | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |4.1|Разработка регио- |подготовка инноваци-|министерство обще- | 2005 г. |финансирование | | | | | | |нального компонен-|онных менеджеров |го и профессио- | |не требуется | | | | | | |та образовательно-| |нального образова- | | | | | | | | |го стандарта (по | |ния Ростовской об- | | | | | | | | |специальностям) | |ласти (минобразо- | | | | | | | | |по программе | |вания РО) | | | | | | | | |"Управление инно- | | | | | | | | | | |вациями" для вузов| | | | | | | | | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |4.2|Проведение семина-|обмен позитивным |МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |ров и "круглых |опытом в вопросах |МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |столов" по вопро- |организации иннова- |отраслевые мини- | | | | | | | | |сам организации и |ционной деятельности|стерства, вузы | | | | | | | | |развития инноваци-| | | |областной бюджет | 300 | - | 100 | 200 | | |онной деятельно- | | | | | | | | | | |сти | | | | | | | | | | | | | | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |---|------------------|--------------------|-------------------|-----------|-----------------|---------|---------|---------|-----| |4.4| Подготовка | проведение | МЭТМ и ВЭС РО, | 2006 г. | федеральный | - | - | - | - | | | управленческ | тестирования, | минобразования РО | | бюджет | | | | | | | их кадров | аттестация и | | | | | | | | | | для | подбор | | | областной | 100 | - | - | 100 | | | инновационной | управленческих | | | бюджет | | | | | | | сферы | кадров для | | | | | | | | | | | субъектов | | | муниципальные | - | - | - | - | | | | инновационной | | | бюджеты | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | | внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | | источники | | | | | (Пункт дополнен - Закон Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |4.3|Разработка и изда-|расширение информи- |МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |ние нормативных, |рования субъектов |МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |методических, |инновационной дея- |отраслевые мини- | | | | | | | | |справочных, анали-|тельности о возмож- |стерства, ТПП РО | | | | | | | | |тических материа- |ностях получения | | |областной бюджет | 200 | - | 100 | 100 | | |лов по вопросам, |господдержки, изме- | | | | | | | | | |связанным с осуще-|нениях в законода- | | | | | | | | | |ствлением иннова- |тельстве, налогооб- | | |муниципальные | - | - | - | - | | |ционной деятельно-|ложении и др. | | |бюджеты | | | | | | |сти | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Итого по разделу | | | | | 600 | - | 200 | 400 | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | Раздел 5. Информационное обеспечение инновационной деятельности. | | Международное и межрегиональное сотрудничество | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |5.1|Создание системы |удовлетворение спро-|МЭТМ и ВЭС РО, от- |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |анализа, оценки и |са предприятий на |раслевые министер- | |жет | | | | | | |мониторинга инно- |инновационные разра-|ства, Госкомстат | | | | | | | | |вационного потен- |ботки, системный | | |областной бюджет | 300 | - | 200 | 100 | | |циала Ростовской |анализ инновационной| | | | | | | | | |области |сферы | | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |5.2|Проведение выста- |продвижение иннова- |МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |вок-ярмарок, орга-|ционной продукции на|ТПП РО, Ростовский | |жет | | | | | | |низация постоянно |региональный, межре-|ЦНТИ | | | | | | | | |действующей интер-|гиональные и между- | | |областной бюджет | 300 | - | 200 | 100 | | |нет-выставки для |народные рынки | | | | | | | | | |участников иннова-| | | |муниципальные | - | - | - | - | | |ционной деятельно-| | | |бюджеты | | | | | | |сти | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |5.3|Участие во всерос-|обмен передовым опы-|МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |сийских и междуна-|том |МПЭ и ПР РО, | |жет | | | | | | |родных конференци-| |отраслевые мини- | | | | | | | | |ях, форумах, вен- | |стерства, ТПП РО, | |областной бюджет | 100 | - | 100 | - | | |чурных ярмарках и | |вузы | | | | | | | | |т.п. | | | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Итого по разделу | | | | | 700 | - | 500 | 200 | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | Раздел 6. Финансовое обеспечение и меры государственной поддержки | | инновационной деятельности | |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| |6.1|Обеспечение финан-|обеспечение опере- |МЭТМ и ВЭС РО, |весь период|федеральный бюд- | - | - | - | - | | |сирования НИОКР по|жающего развития |МПЭ и ПР РО, минфин| |жет | | | | | | |приоритетным для |Ростовской области |РО, отраслевые | | | | | | | | |Ростовской области|в приоритетных |министерства | |областной бюджет | 7000 | - | - | 7000| | |направлениям |направлениях науки и| | | | | | | | | | |техники | | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Итого по разделу | | | | | 7000 | - | - | 7000| (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |Всего по Программе| | | | | 34958 | 5500 | 11358 |18100| (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| | |в том числе | | | |федеральный бюд- | 9500 | 4000 | 5500 | - | | | | | | |жет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |областной бюджет | 25458 | 1500 | 5858 |18100| | | | | | | | | | | | | | | | | |муниципальные | - | - | - | - | | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |внебюджетные | - | - | - | - | | | | | | |источники | | | | | (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) |———|——————————————————|————————————————————|———————————————————|———————————|—————————————————|—————————|—————————|—————————|—————| <*> - Объемы финансирования на 2006 гг. являются прогнозными и подлежат уточнению после принятия федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий финансовый год. (В редакции Закона Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) <**> - Объемы финансирования указаны в соответствии с Программой развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы (по аналогичным мероприятиям). <***> - Объемы финансирования указаны в соответствии с Программой развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы (по аналогичным мероприятиям). (Дополнен - Закон Ростовской области от 26.12.2005 г. N 424-ЗС) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|