Расширенный поиск
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 18.07.2002 № 558ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 18 июля 2002 г. N 558 О Программе содействия занятости населения Волгоградской области на 2002-2005 годы В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ) и пунктом 5 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2002 г. N 14 "О мерах по поддержанию занятости населения и о работе служб занятости населения в Российской Федерации" постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Волгоградской области на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа). 2. Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области при разработке областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы. 3. Комитету экономики Администрации Волгоградской области при разработке плана социально-экономического развития на очередной финансовый год предусматривать реализацию мероприятий Программы. 4. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Волгоградской области предусматривать в бюджетах муниципальных образований на 2002-2005 годы финансирование мероприятий Программы. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С.Плотникова. Глава Администрации Волгоградской области Н.К.Максюта Согласована Министерством труда и социального развития Российской Федерации письмо от 29 апреля 2002 г. N 2679-МТ Программа содействия занятости населения Волгоградской области на 2002-2005 годы 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 1.1. Содержание проблемы Ситуацию на рынке труда Волгоградской области в 2000 году можно охарактеризовать как относительно устойчивую. Во многом этому способствовала стабильная работа ряда крупнейших предприятий Волгограда и г.Волжского, активизация хозяйственной деятельности многих предприятий и организаций всех форм собственности. Активная работа службы занятости на рынке труда на фоне позитивных изменений в экономике также оказала положительное воздействие на положение в сфере занятости и на рынке труда. На начало 2001 года численность постоянного населения Волгоградской области составила 2,7 млн.человек и уменьшилась за год на 16,3 тыс.человек, или на 0,6 процента. Численность экономически активного населения (включая лиц, занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве), по данным Минтруда России, в Волгоградской области в 2000 году составила 1,3 млн.человек, или 48 процентов постоянного населения области. Различными видами экономической деятельности на начало 2001 года в области было занято свыше 1,1 млн.человек. Основная часть занятого населения (более 60 процентов) трудилась на крупных и средних предприятиях области. В 2000 году по сравнению с 1999 годом среднесписочная численность работников на крупных и средних предприятиях сократилась на 1,4 процента и составила 722,4 тыс.человек. Вместе с тем в некоторых отраслях экономики среднесписочная численность увеличилась: в промышленности (на 0,5 процента), на транспорте (на 2,2 процента), в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания (на 1,2 процента), здравоохранении (на 1,7 процента), культуре (на 1,8 процента), науке (на 8,9 процента), аппарате управления (на 6,8 процента). Значительных изменений в распределении работающих по формам собственности не произошло. В 2000 году в государственном секторе было занято 35,1 процента от всей численности работающих, против 35,0 процента в 1999 году. В 2000 году по сравнению с 1999 годом отмечены положительные сдвиги в движении работников и использовании рабочего времени по отраслям экономики: уменьшилось количество граждан, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, в 1,6 раза и составило 32,4 тыс.человек, или 4,5 процента от среднесписочной численности (в промышленности - 10,2 процента); уменьшилась численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, в 1,4 раза и составила 44,3 тыс.человек, или 6,1 процента от среднесписочной численности (в промышленности - 14,3 процента); сократился в 1,8 раза общий фонд неотработанного рабочего времени по инициативе администрации и в пересчете на одного человека составил 21 час. Соотношение принятых работников к общей численности выбывших по сравнению с 1999 годом не изменилось и осталось на уровне 94,4 процента. За 2000 год принято на работу 191,1 тыс.человек, из них 7,8 тыс.человек, или 4 процента на дополнительно введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 202,4 тыс.человек, из них 149,5 тыс.человек, или 73,9 процента уволились по собственному желанию. По сравнению с 1999 годом численность принятых увеличилась на 24,1 тыс.человек (14,4 процента), численность выбывших - на 25,3 тыс.человек (14,3 процента). Снизились масштабы высвобождения работников. В 2000 году по сравнению с 1999 годом численность выбывших работников в связи с сокращением численности персонала сократилась в 1,3 раза и составила 8651 человек, или 4,3 процента от общей численности выбывших. Продолжает увеличиваться количество рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой в результате изношенности основных производственных фондов. При этом, по данным Волгоградского областного комитета государственной статистики, износ основных фондов промышленных предприятий на начало 2000 года составил 58,8 процента. Коэффициент обновления составил 2,1 процента (в 1990 году - 14 процентов). В промышленности почти 40 тыс.человек работают в неблагоприятных условиях труда. Каждый седьмой работник занят в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Тяжелым физическим трудом заняты около 3 тыс.человек. Число неэффективных рабочих мест (с точки зрения их доходности - возможности занятого на данном рабочем месте работника регулярно и в полной мере получать заработную плату) в целом по промышленности составляет около 70 процентов. Около 60 процентов рабочих мест в промышленности не отвечают современным требованиям эргономики и требуют модернизации или полной замены. Особенно сложная ситуация с рабочими местами отмечается в сельском хозяйстве. Ввод новых рабочих мест сократился в этой отрасли за 1992-2000 годы в 10 раз, а их средний возраст стремительно приближается к возрасту ликвидации активной части основных фондов. Отмечается структурный рост безработицы в сельской местности. По данным обследования по проблемам занятости, в 2000 году по сравнению с 1999 годом доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 17,7 процента до 22,4 процента. При этом в общей численности безработных доля молодежи (16-29 лет) увеличилась с 32 процентов до 49 процентов. Сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы. В течение 1999-2000 годов Департамент содействовал реализации мероприятий целевых программ федерального и областного уровней (программа социальной защиты населения Волгоградской области, программа развития бытового обслуживания населения Волгоградской области, программа газификации Волгоградской области и другое), оказывающих влияние на рынок труда. Начиная с 2001 года Департамент производит согласование перспективных программ социально-экономического развития городов и районов области на 2001-2005 годы с целью отражения в них действий, учитывающих ситуацию на рынке труда. Снизилась общая безработица. По данным Волгоградского областного комитета государственной статистики, в 2000 году не имели доходного занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией МОТ, классифицировались как безработные 126,0 тыс.человек (в 1999 году - 153,8 тыс.человек). Уровень общей безработицы по сравнению с 1999 годом сократился на 3,3 процентных пункта и составил 9,7 процента (к экономически активному населению). В общей численности безработных основную долю (53,8 процента) составляют мужчины. Вместе с тем доля женщин в общей численности безработных возросла по сравнению с 1999 годом с 44,5 процента до 46,2 процента. В 2000 году динамика показателей регистрируемой безработицы по отношению к 1999 году следующая: увеличился спрос на рабочую силу на 16,3 процента. Среднемесячное количество вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости, за 2000 год составило 17 тыс.единиц (за 1999 год - 10,5 тыс.единиц). Наибольшая доля потребности в работниках, заявленная в органы службы занятости, как и в 1999 году, сохраняется на предприятиях промышленности (20,8 процента); снизился коэффициент напряженности на регулируемом рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в расчете на одну вакансию) с 1,0 на 1 января 2000 г. до 0,7 на 1 января 2001 г.; увеличилась численность граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу, до 86,4 тыс.человек (рост по сравнению с 1999 годом составил 124,5 процента); уменьшилась средняя продолжительность периода безработицы до 4,9 месяца на 1 января 2001 г. против 5,7 месяца на 1 января 2000 г.; снизилась численность безработных, зарегистрированных в службе занятости по состоянию на конец периода, на 1,1 тыс.человек (на 12,4 процента). На конец 2000 года официальный статус безработного имели 9,1 тыс.человек; снизился уровень зарегистрированной безработицы до 0,72 процента на конец декабря 2000 года от экономически активного населения против 0,82 процента на тот же период 1999 года. Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло изменение структуры спроса на рабочую силу в сторону увеличения временной занятости. В 2000 году 68 процентов трудоустроенных из числа ищущих работу получили работу на условиях временной занятости при содействии службы занятости. Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства. Сохраняется значительная дифференциация районов по уровню безработицы. По состоянию на конец 2000 года при среднем по области уровне регистрируемой безработицы 0,72 процента, данный показатель в некоторых районах составлял: Нехаевском - 1,84 процента, Камышинском - 1,59 процента, Ольховском - 1,55 процента, Новониколаевском - 1,49 процента, Котовском - 1,26 процента, Кумылженском - 1,24 процента, Даниловском - 1,19 процента, Алексеевском - 1,16 процента, Михайловском - 1,05 процента, Суровикинском - 0,97 процента, г.Волжском - 0,91 процента, Киквидзенском - 0,90 процента, Чернышковском - 0,84 процента, г.Урюпинске - 0,78 процента. По численности и составу зарегистрированных в службе занятости безработных можно сделать следующие выводы: наметилась тенденция к увеличению в общей численности безработных молодежи в возрасте 16-29 лет; увеличивается доля безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности; доля безработных, имеющих среднее профессиональное образование, составляет более 30 процентов и имеет тенденцию к росту; в общей численности зарегистрированных безработных доля женщин увеличивается; устойчиво растет доля инвалидов в общей численности безработных; увеличивается доля лиц, уволившихся с последнего места работы по собственному желанию, а также выпускников учебных заведений; наблюдается снижение хронической безработицы. Если в 1999 году доля граждан, не нашедших работу и состоящих на учете в органах службы занятости более года, составляла 12,4 процента, то по состоянию на конец 2000 года - 8,6 процента. 1.2. Прогноз развития ситуации на рынке труда на 2002-2005 годы По прогнозу, до 2005 года ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. По данным Волгоградского областного комитета государственной статистики, численность населения в трудоспособном возрасте к началу 2005 года по сравнению с 2000 годом увеличится на 3,0 процента. При этом численность молодежи до 29 лет за тот же период увеличится на 4,7 процента. По данным обследования населения по проблемам занятости, за 2000 год численность безработных в возрасте до 29 лет составила 35,2 процента. Около 10 процентов в общей численности безработных не имеют опыта работы. К 2005 году численность безработных в возрасте до 29 лет может увеличиться до 40 процентов. Предстоящие структурные сдвиги в экономике области, которые будут сопровождаться высвобождением значительного числа работников, могут коснуться более чем 40 процентов крупных и средних предприятий, испытывающих экономические трудности. Более 600 предприятий Волгоградской области имеют задолженность свыше 2 млн.рублей и выше перед бюджетами всех уровней. В случае неготовности предприятий пойти на реструктуризацию долговых обязательств по схеме, предлагаемой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 410, наиболее реальным вариантом развития ситуации станет банкротство более чем 400 крупных и средних предприятий и, следовательно, высвобождение в течение 2002 года более 20 тыс.человек. К 2005 году в общей численности безработных доля безработных в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятий, может составить до 50 процентов. Это наиболее уязвимая категория населения, которая требует особого внимания со стороны службы занятости населения по решению задачи максимального приближения "потенциала трудоустройства" этих граждан к уровню тех, кто успешно ищет работу самостоятельно. Поэтому в территориальном разрезе приоритетом политики занятости является содействие занятости и обучение безработных в тех районах и населенных пунктах области, где происходит реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий, влекущие массовое высвобождение работников. Кроме того, в прогнозируемом периоде планируется прибытие на постоянное местожительство уволенных военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей (до 50 тыс.человек). Предложение рабочей силы будет зависеть также от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу, а не реальные структурные сдвиги в экономике. В 2002-2005 годах ожидается весьма умеренный рост численности занятых. Предполагается, что за 2001-2005 годы численность занятых в экономике увеличится на 27,0 тыс.человек, тогда как за пять предшествующих лет численность занятых сократилась на 67,1 тыс.человек. При росте трудовых ресурсов области и незначительном увеличении численности занятых в экономике области и учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, увеличится численность лиц, не занятых в экономике области и учебой. По данным обследования по проблемам занятости, общая численность безработных в 2000 году составила 126,0 тыс.человек, уровень общей безработицы (к экономически активному населению) - 9,7 процента. Существенного сокращения общей численности безработных до 2005 года не произойдет, и она сохранится приблизительно на этом уровне. Анализ безработных по способам поиска работы показал, что в 1998 году в государственную службу занятости населения обратилось 27,5 процента от общей численности безработных при тенденции к росту. Учитывая ежегодные темпы роста обращений в службу занятости, доля незанятого населения, обратившегося в службу занятости населения, в общей численности безработных к 2005 году составит около 40 процентов. В 2002 году численность граждан, которые обратятся в службу занятости населения, может составить 99,6 тыс.человек, т.е. на регистрируемом рынке труда (с учетом переходящих с 2000 года) может находиться свыше 112,9 тыс.человек. В 2003 году численность обратившихся в службу занятости населения граждан может составить свыше 100 тыс.человек, в 2004 году - около 102 тыс.человек, в 2005 году - свыше 106 тыс.человек. Прогноз распределения рабочей силы, которая обратится в службу занятости в 2002-2005 годах, в том числе в 2002 году, приведен в приложении 2. Прогноз отражает основные тенденции динамики рынка труда. Расширение спроса на рабочую силу, вызванное некоторым оживлением экономики в конце 1999 года и в течение 2000 года, позитивно сказывается на тех, кто оставался безработным относительно более короткий период времени. Однако длительно безработные и те, для кого риск попадания в эту группу велик, едва ли смогут воспользоваться плодами экономического роста и самостоятельно найдут новую работу. Рост объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально-квалификационной структуры продолжит тенденцию динамики роста обращений незанятого населения к услугам службы занятости. Ожидается, что на фоне практически стабильной общей численности безработных среднегодовая численность зарегистрированных в органах службы занятости области за 2002-2005 годы возрастет почти в 1,3 раза. 1.3. Ключевые проблемы на рынке труда Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что, несмотря на наличие обусловленных рыночными реформами трансформационных процессов и позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического роста, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а, следовательно, и программы содействия занятости, относятся следующие: 1.3.1. Повсеместная, но весьма неравномерная по области, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая формировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике. Несмотря на начавшиеся положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация территориальных, сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан. 1.3.2. Деформация системы трудовых отношений, медленная перестройка трудового менталитета, несмотря на весьма существенные преобразования рыночного типа в составе занятых, сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами. 1.3.3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест (поскольку в течение 90-х годов они практически не обновлялись), с одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда, а, с другой, - трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой; изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу. 1.3.4. Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. По экспертным оценкам, до 40 процентов выпускников профессиональных учебных заведений (специалистов) не смогут трудоустроиться в период 2002-2005 годов. 1.3.5. Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а, с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к малооплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения. 1.3.6. Прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на рынке труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан. 1.4. Программные методы реализации политики занятости на рынке труда Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2002-2005 годы сложная ситуация на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация уровней общей и регистрируемой безработицы в городах и районах области свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, интегрированных действий органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также заинтересованных общественных организаций. Необходимость применения программного подхода к решению проблемы занятости населения в Волгоградской области обусловлена также: участием службы занятости населения в реализации ряда социально значимых целевых программ развития области в части содействия занятости населения и влиянием на создание эффективного цивилизованного рынка труда; социальной остротой проблемы, вызванной высоким уровнем общей безработицы; отсутствием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в условиях снижения эффективности труда; дифференциацией районных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы, составу безработных граждан; недостаточной адаптацией системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования; низкой территориальной и профессиональной трудовой мобильностью рабочей силы, обусловленной отсутствием достаточно развитого рынка жилья. Предложения по сельскохозяйственному переселению семей и территориальному перераспределению рабочей силы на 2002-2005 годы представлены в приложении 3. Программа содействия занятости населения Волгоградской области направлена на решение крупной общефедеральной проблемы и обеспечение выполнения приоритетных задач Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики в соответствии с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу в части содействия занятости населения и создания эффективного цивилизованного рынка труда. 2. Основные цели и задачи Программы Целью Программы является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой. Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач: совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения; совершенствование работы по профилактике безработицы; реализацию специальных мероприятий по профилированию безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы; улучшение информационного обеспечения политики занятости; развитие кадрового потенциала с учетом потребностей рынка труда через систему профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения; повышение эффективности активных мер на рынке труда. Рынок труда Волгоградской области в 2002-2005 годах будет развиваться в определенной мере под влиянием тех процессов, которые имели место в 1998-2001 годах, в значительной степени под влиянием действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики, направленных на коренную модернизацию экономики, создание эффективного, цивилизованного рынка труда. Определенное влияние будет оказывать формирование механизма финансирования мероприятий активной политики занятости. Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности безработных, политика занятости на рынке труда в предстоящий период будет направлена на: увеличение уровня занятости; формирование правовой базы, способствующей занятости населения; разработку информационной стратегии, направленной на отбор и предоставление необходимой информации тем, кому она нужна, и тогда, когда она требуется; переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; поддержку предпринимательской инициативы граждан; повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; смягчение последствий массовой безработицы на территориальных рынках труда и в то же время непрепятствование высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики, поддержку местного производителя, повышение мотивации к труду; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; оказание влияния на формирование спроса и предложения на рынке труда как одного из главных инструментов, позволяющих повысить уровень трудоустройства граждан и удовлетворить потребность работодателей в необходимых работниках; рост мобильности трудовых ресурсов; увеличение объемов и расширение видов общественных работ в целях сохранения мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретения трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность; оказание помощи работодателям в подборе необходимых работников из числа граждан, зарегистрированных в качестве ищущих работу и безработных, а также из числа граждан, желающих сменить работу, найти лучшую, более престижную работу, соответствующую их образованию и опыту работы; повышение стимулов активного поиска работы безработными; предотвращение развития иждивенческих настроений у безработных и стимулирование их к самостоятельному поиску доходного занятия; совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающего приоритетное право населения Волгоградской области на занятие вакантных рабочих мест; создание благоприятных условий для повышения устойчивой деятельности крестьянско-фермерских хозяйств; развитие частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания; развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, способствующей созданию и сохранению рабочих мест в сельскохозяйственном производстве; проведение превентивной профориентационной работы на предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников. К основным направлениям действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области по решению проблем занятости относятся: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений в перспективные развивающиеся отрасли; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в районах области с напряженной ситуацией на рынке труда; последовательная стабилизация и повышение уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной, в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения (пенсионеры, инвалиды, учащиеся и другие); дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального обучения как средства формирования высокого качества рабочей силы; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду; софинансирование программ активной политики занятости. 3. Срок реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться в 2002-2005 годах. В этот период будут реализовываться программные мероприятия с учетом территориальных, отраслевых и социальных приоритетов социально-экономической политики, что позволит повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, не допустить неконтролируемого роста безработицы и поддержать социальную стабильность в обществе. 4. Система программных мероприятий 4.1. Система программных мероприятий направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими направлениями: 4.1.1. Совершенствование нормативной правовой базы и организационно-методического обеспечения, включающее разработку законопроектов, проектов постановлений Главы Администрации Волгоградской области по вопросам занятости населения и развития рынка труда. 4.1.2. Совершенствование государственной политики на областном рынке труда, предусматривающее проведение экспертизы программ социально-экономического развития Волгоградской области, контроль за деятельностью негосударственных организаций, занимающихся вопросами трудоустройства, меры по содействию занятости населения в районах с наиболее сложной ситуацией на рынке труда, расположенных в зонах экономического развития и т.д. 4.1.3. Координация деятельности организаций, учреждений и предприятий по содействию занятости населения, предусматривающая: методическое сопровождение, разработку и реализацию территориальных программ содействия занятости населения; участие в реализации программ социально-экономического развития территорий области, комплексной программы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, программы развития мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах и других программах; реализацию соглашения о социально-экономическом партнерстве Администрации Волгоградской области, некоммерческого партнерства "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области" и Волгоградского областного Совета профессиональных союзов; развитие и расширение видов общественных работ на основе заключения и реализации соглашений о сотрудничестве с заинтересованными органами исполнительной власти и т.д. 4.1.4. Развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров, включающее совершенствование системы профессионального образования, профессиональной ориентации населения, в том числе безработных и незанятых граждан, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и быстрейшего трудоустройства; развитие персонала на производстве, воссоздание системы внутрифирменного обучения персонала (переподготовка, повышение квалификации, освоение смежных профессий, специальностей); совершенствование практики конкурсных отборов образовательных учреждений, обучающих программ, актуальных в складывающихся социально-экономических условиях. 4.1.5. Улучшение функционирования рынка труда, включающее: реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан и работодателей о вакансиях на рынке труда и предложении рабочей силы; введение процедуры профилирования безработных граждан при разработке и реализации программ содействия занятости; реализацию специальных мер по обеспечению занятости граждан; совершенствование механизма субсидирования занятости отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 4.2. Мероприятия по реализации основных задач Программы содействия занятости населения Волгоградской области на 2002-2005 годы приведены в приложении 1. 5. Информационные технологии 5.1. Автоматизированная информационная система Краткая характеристика автоматизированной информационной системы: наименование - Волгоградская автоматизированная система управления занятостью населения (далее именуется - АСУЗН). Количество локальных вычислительных сетей (ЛВС), эксплуатирующих АСУЗН, - 44. Все сети включены в областную корпоративную сеть с использованием специального программного обеспечения, модемов и коммутируемых телефонных линий. Такая компьютерная сеть позволяет на региональном уровне обеспечивать прием-передачу различной информации, обеспечивать актуализацию баз данных на городском и областном уровнях практически в реальном режиме. Совокупное количество рабочих мест (компьютеров), включенных в корпоративную сеть, - 651. Количество рабочих мест (компьютеров) в локальных вычислительных сетях (без учета сервера) - от 5 до 170. Ограничений для расширения областной интегрированной сети (и отдельных ЛВС) со стороны системного и прикладного программного обеспечения нет. Система прошла тестирование Минтрудом России и допущена к использованию в общей информационной системе Министерства; по реализации функций, администрированию, удобству эксплуатации и другим параметрам она составила 233 процента по отношению к требованиям Министерства. 5.2. Принципы формирования и развития корпоративности АСУЗН Главный принцип - участие всех структурных подразделений (районных и городских ЦЗН, аппарата Департамента) в ее создании и функционировании. В этой связи структурные подразделения Департамента участвуют в: реализации принципа построения системы на основе единого системного фундамента (единые операционные системы, системы управления базами данных и т.п.); реализации принципа централизованной единой политики при создании, функционировании, развитии и обслуживании системы, оборудования и сетей; разработке предложений по совершенствованию и развитию единой областной АСУЗН. С учетом этих предложений Департамент разрабатывает проектные и технологические решения, единые для всех структурных подразделений Департамента; реализации готовых к применению промышленных прикладных систем для различных областей управленческой деятельности (как правило, поставляемых одной компанией, например 1C); выполнении единых правил и методов работы в АСУЗН на базе "Типовой технологии автоматизированного ЦЗН"; интеграции данных системы посредством приема-передачи информации для поддержания в актуальном состоянии районных и областной баз данных, функционирования документооборота. 5.3. Основные пути развития информационной системы Основными путями развития информационной системы являются: совершенствование информационного обеспечения граждан по вопросам занятости посредством расширения предоставляемой информации и внедрения самых современных методов доступа к базам данных, в том числе Intranet/Internet технологий; интеграция системы с правительственными сайтами и сайтом Минтруда России по вопросам занятости населения на основе WWW-технологий для повышения эффективности работы с гражданами, своевременного обеспечения пользователей информацией по нормативным правовым актам в социально-трудовой сфере; развитие информационных связей АИС "Занятость" с различными структурными подразделениями области и федеральными органами; оценка и внедрение на уровне Департамента современных систем поддержки принятия решений. 6. Ресурсное обеспечение Программы Основными источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, объем которых определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и средства областного бюджета. Потребность в финансовых средствах на реализацию Программы из федерального и областного бюджетов на 2002-2005 годы (в ценах 2001 года) составляет 324,45 млн.рублей (из средств федерального бюджета - 190,83 млн.рублей, из средств областного бюджета - 133,61 млн.рублей), в том числе в 2002 году - 66,04 млн.рублей (из средств федерального бюджета - 36,44 млн.рублей, из средств областного бюджета - 29,6 млн.рублей). (Приложение 4). Потребность в финансовых средствах на реализацию специальных программ занятости в 2002-2005 годах составляет 213,32 млн.рублей, в том числе в 2002 году - 48,52 млн.рублей (из средств федерального бюджета соответственно - 107,93 млн.рублей и 25,00 млн.рублей). Конкретные объемы расходов на 2003-2005 годы корректируются в процессе формирования федерального и областного бюджетов на соответствующие годы. Порядок финансирования мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансирование соисполнителями программных мероприятий осуществляется в пределах источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование. Учитывая реальную экономическую ситуацию, предполагается ежегодное уточнение финансовых затрат на реализацию Программы. 7. Механизм реализации Программы Данная Программа реализуется на областном и районных уровнях. На областном уровне в реализации Программы участвуют областные органы исполнительной власти, некоммерческое партнерство "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области" и Волгоградский областной Совет профессиональных союзов. На районном уровне в реализации Программы участвуют органы местного самоуправления, работодатели, другие заинтересованные учреждения и организации. В соответствии с соглашениями, заключенными Департаментом с администрациями муниципальных образований Волгоградской области, администрации муниципальных образований подтвердили свое намерение участвовать в финансировании за счет местного бюджета соответствующего муниципального образования мероприятий активной политики занятости, что нашло отражение в программах социально-экономического развития каждого района Волгоградской области, которые прошли согласование с Департаментом. Для организации работы по выполнению мероприятий активной политики занятости используются механизмы, предусмотренные Соглашением о намерениях между Минтрудом России и Администрацией Волгоградской области от 14 августа 2000 г., постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 3 октября 2001 г. N 870 "Об организации общественных работ в Волгоградской области на 2001-2005 гг.", Законом Волгоградской области от 26 июня 2000 г. N 418-ОД "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области". Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых Департаментом и городскими, межрайонными, районными центрами занятости населения, с работодателями, учебными заведениями, другими организациями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", приказами Минтруда России от 20 февраля 2001 г. N 23 "О проведении конкурсов по реализации мероприятий содействия занятости населения" и от 11 апреля 2001 г. N 63 "Об утверждении Порядка размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, направленных на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в территориальных органах". В целях реализации специальных мероприятий по содействию занятости населения Департаментом разработаны методические материалы, которые доведены до ЦЗН, в соответствии с приказом Департамента от 7 мая 2001 г. N 48 "Об утверждении конкурсной комиссии" создана конкурсная комиссия по размещению заказов на выполнение работ, оказание услуг, направленных на реализацию мероприятий по содействию занятости населения. 8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Государственным заказчиком Программы является Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Волгоградской области. Программа утверждается постановлением Главы Администрации Волгоградской области. Оперативное управление Программой осуществляется Департаментом. Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Волгоградской области, с участием ЦЗН и органов местного самоуправления городов и районов Волгоградской области, Минтруд России и координационный комитет содействия занятости населения Волгоградской области. Департамент регулярно готовит и представляет координационному комитету содействия занятости населения Волгоградской области на обсуждение, согласование и выработку рекомендаций: предложения по корректировке показателей программы, исполнителей, сроков программных мероприятий; предложения по финансированию программных мероприятий из средств федерального бюджета, а также соотношению объемов их финансирования из федерального и областного бюджетов; итоги реализации Программы за соответствующий год. В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будут использоваться также ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты. 9. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы Реализация Программы в 2002-2005 годах позволит создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно функционирующей государственной службы занятости населения. В 2002-2005 годах предполагается: повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения более 272,9 тыс. вакансий, в том числе в 2002 году - 66,0 тыс. вакансий; обеспечить участие в общественных работах около 49,2 тыс.человек, в том числе в 2002 году - 11,6 тыс.человек; поддержать предпринимательскую инициативу 2,3 тыс. безработных граждан, в том числе в 2002 году - 144 человек; организовать трудоустройство 7,2 тыс. безработных, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе в 2002 году - 1,7 тыс.человек; предоставить возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с целью последующего трудоустройства 27,2 тыс. безработных и незанятых граждан, в том числе в 2002 году - 6,3 тыс.человек; провести профориентационную работу с 332,6 тыс. граждан, в том числе в 2002 году - 83,0 тыс.человек; не допустить превышения уровня официальной безработицы в 1,63 процента, в т.ч. в 2002 году - в пределах 1,24 процента. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|