Расширенный поиск

Постановление Администрации Волгоградской области от 13.02.2012 № 108-п

 



                               ПОСТАНОВЛЕНИЕ                          


                    АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ               


      от 13 февраля 2012 г.
      N 108-п


        Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего   
               образования Волгоградской области в 2012 году          


    (В редакции Постановления Правительства Волгоградской области
                      от 28.08.2012 г. N 329-п)


      В  соответствии  с   постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от  31  мая  2011  г.  N  436  "О  порядке предоставления в
2011-2013 годах субсидий из федерального  бюджета  бюджетам  субъектов
Российской   Федерации  на  модернизацию  региональных  систем  общего
образования"  и  в  целях  модернизации  системы  общего   образования
Волгоградской  области в 2012 году Администрация Волгоградской области
постановляет:
      1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер  по  модернизации  системы
общего образования Волгоградской области в 2012 году.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
и подлежит официальному опубликованию.


      Глава Администрации
      Волгоградской области                               С.А.Боженов




      УТВЕРЖДЕН

      постановлением
      Администрации
      Волгоградской области

      от 13 февраля 2012 г. N 108-п


                                КОМПЛЕКС МЕР                          
                                                                      
                 по модернизации системы общего образования           
                     Волгоградской области в 2012 году                


       1. Текущее состояние системы общего образования Волгоградской  
                         области в 2012 году                          

      В   Волгоградской   области   создано   единое   образовательное
пространство.  В  структуру  системы  общего  образования  входят 1020
общеобразовательных  учреждений  (в  том  числе  158  начальных,   130
основных,  732  средних),  в  которых обучаются 218889 обучающихся. Из
общего числа общеобразовательных учреждений  в  Волгоградской  области
работают  20  гимназий, 17 лицеев, 32 общеобразовательных учреждения с
углубленным  изучением  отдельных  предметов  с   общим   контингентом
обучающихся  49191 человек. В 15 негосударственных общеобразовательных
учреждениях  Волгоградской   области   обучается   1550   человек.   В
общеобразовательных учреждениях Волгоградской области обучающимся и их
родителям  предлагается  широкий  спектр   образовательных   программ,
уровней  обучения, форм получения образования. На базе образовательных
учреждений действуют 47 региональных экспериментальных площадок.
      Волгоградская  область  как  регион  с  инновационной   системой
образования  активно  участвует  в  реализации  мероприятий и основных
направлений развития  общего  образования,  определенных  национальной
образовательной   инициативой   "Наша   новая   школа",   приоритетным
национальным проектом "Образование",  Федеральной  целевой  программой
развития   образования   на  2011-2015  годы,  региональными  целевыми
программами в  сфере  образования.  Реализация  мероприятий  в  рамках
данных  проектов  позволила  достичь  ряда  значимых  для региональной
системы образования результатов.
      С 2010 года в Волгоградской области  осуществляется  переход  на
федеральные государственные образовательные стандарты (далее именуются
-  ФГОС).  Так,  в  2011/2012  учебном  году  ФГОС  начального  общего
образования     реализуются    во    всех    первых    классах    всех
общеобразовательных   учреждений,   а   также   во   вторых    классах
образовательных  учреждений, приступивших к реализации ФГОС начального
общего образования в пилотном (апробационном) режиме в 2010  году.  По
новым  образовательным  стандартам  обучаются  25528  школьников,  что
составляет  11,2  процента  от  общего   количества   обучающихся.   В
образовательных  учреждениях  созданы  учебно-методические,  кадровые,
финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной
образовательной    программы    начального    общего   образования   в
соответствии с требованиями ФГОС начального общего  образования.  Доля
учителей  и  руководителей  общеобразовательных  учреждений, прошедших
повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы  в
соответствии с ФГОС начального общего образования, в общей численности
учителей начальных классов составила 80,3 процента.
      В   Волгоградской   области    в    государственном    бюджетном
образовательном     учреждении    дополнительного    профессионального
образования   "Волгоградская   государственная   академия    повышения
квалификации и переподготовки работников образования" (далее именуется
-  ВГАПКРО)  создан  научно-исследовательский  отдел   -Центр   оценки
качества образования. В результате деятельности Центра оценки качества
образования   организована   многоуровневая   информационная   система
мониторинга  качества  образования Волгоградской области, разработан и
внедрен механизм связи оценки качества  системы  образования  и  новой
системы  оплаты  труда.  Развитие региональной системы оценки качества
образования актуализировало устойчивые тенденции данного  направления.
Так,  обозначен  переход  на  многофакторную  систему  оценки качества
образования,  апробируются  элементы  системы   менеджмента   качества
образования,  совершенствуются условия участия общественности в оценке
качества образования.
      С  целью  развития  системы  поддержки   талантливых   детей   в
Волгоградской  области  реализуется проект "Одаренный ребенок", открыт
Центр по работе с одаренными детьми при ВГАПКРО, проводятся  областные
открытые олимпиады обучающихся 9-11 классов (в 2011 году в них приняли
участие     3643     обучающихся),     фестивали     социальных      и
учебно-исследовательских проектов, в летнее время для старшеклассников
-   победителей    олимпиад    и    одаренных    детей    организуется
учебно-оздоровительный лагерь "Интеграл". Разработаны различные модели
взаимодействия учреждений общего, дополнительного и  профессионального
образования  по формированию индивидуальной образовательной траектории
развития и поддержки одаренных детей.
      Осуществляется  адресная  материальная  поддержка  и   поощрение
талантливых  детей.  28 школьникам Волгоградской области - победителям
региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных  мероприятий
в 2011 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
06  апреля  2006  г.  N  325  "О   мерах   государственной   поддержки
талантливой молодежи" были присуждены премии для поддержки талантливой
молодежи   в   размере   30   тыс.рублей.   Персональные    стипендии,
установленные  Законом  Волгоградской  области  от 05 апреля 2005 г. N
1041-ОД "О персональных стипендиях Волгоградской области",  по  итогам
конкурсного отбора были присуждены 20 школьникам.
      Важнейшим  ресурсом  совершенствования  учительского  корпуса  в
Волгоградской   области   является   создание  условий  для  овладения
педагогами идеей индивидуализации образования  в  целом  и  тьюторских
практик.   Открыт   сертифицированный  Региональный  Центр  тьюторских
практик как ресурсный  центр  Межрегиональной  тьюторской  Ассоциации.
Региональный     Центр     тьюторских     практик     объединяет    23
опытно-экспериментальные площадки.  В  рамках  реализации  мероприятий
Федеральной  целевой  программы развития образования на 2011-2015 годы
образована стажировочная площадка по теме "Повышение  качества  общего
образования  через индивидуализацию образования посредством реализации
тьюторских практик".
      В Волгоградской области разработаны и апробированы новый порядок
аттестации    педагогических    работников,   модель   организации   и
финансирования   повышения   квалификации   работников    образования,
обеспечивающая   непрерывность   и   адресный   подход   к   повышению
квалификации.  Обеспечено  профессиональное  развитие   управленческих
кадров   системы  образования.  Введены  новые  подходы  к  аттестации
учителей  с  использованием  механизма  взаимосвязи   результативности
(через  оценку  проявления  компетентностей педагога) и стимулирования
труда учителя. В ВГАГЖРО в 2011 году реализованы  более  80  модульных
программ    повышения    квалификации    педагогов   и   руководителей
образовательных учреждений.
      В рамках развития и изменения школьной  инфраструктуры  внедрены
эффективные  формы  организации  профильного  обучения  на III ступени
общего образования в 208 общеобразовательных учреждениях Волгоградской
области,     продолжена     деятельность     по    отработке    модели
специализированной   общеобразовательной    подготовки    (профильного
обучения),    ориентированной    на    проектирование   и   реализацию
индивидуальных  образовательных   траекторий   развития   обучающихся,
проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов.
      Продолжена работа  по  сетевому  взаимодействию  образовательных
учреждений,   в   том   числе   с   учреждениями   дополнительного   и
профессионального  образования.   Отработаны   модели   взаимодействия
образовательных  учреждений  в  составе  школьных  округов посредством
созданных 52 ресурсных центров  и  104  базовых  школ.  Это  позволило
сконцентрировать современные технические, кадровые ресурсы, сделать их
методическими центрами модернизации  системы  образования  на  местах.
Отработан   механизм   сетевого   взаимодействия   общеобразовательных
учреждений    в    форме    дистанционного    обучения    на    основе
видеоконференцсвязи.  Оптимизирована работа по продвижению электронных
образовательных ресурсов, внедрению автоматизации процессов управления
в  образовательном учреждении и предоставлению родителям в электронном
виде оперативной информации о текущей успеваемости обучающихся.
      С целью обеспечения  права  граждан  на  выбор  образовательного
учреждения,  включая  детей  с ограниченными возможностями здоровья, в
Волгоградской   области    реализуется    технология    дистанционного
образования:  созданы  два  центра дистанционных технологий, в которых
обучаются около 200 детей-инвалидов, в дистанционном  режиме  работают
80 преподавателей.
      В  Волгоградской  области  проводится   мониторинг   физического
развития  обучающихся.  Во всех общеобразовательных учреждениях введен
третий  час  физической  культуры,  реализуются  более  110  программ,
направленных   на   формирование   здорового  образа  жизни.  На  базе
образовательных  учреждений  в  2011/2012  учебном  году   реализуются
программы  дополнительного  образования  детей физкультурно-спортивной
направленности:  в  общеобразовательных  учреждениях   работают   1742
спортивные   секции,   в   которых  занимаются  29404  обучающихся,  в
учреждениях дополнительного образования детей - 1901 спортивная секция
с  29433 обучающимися. В XXII спартакиаде учащихся общеобразовательных
учреждений    Волгоградской    области    участвовало    более     130
тыс.школьников.
      В период школьных каникул  в  течение  2011  года  на  базе  767
образовательных  учреждений  Волгоградской  области  были организованы
лагеря с дневным пребыванием детей для 50697 обучающихся.
      В 2011 году создано новое учреждение - государственное  казенное
образовательное     учреждение     для     детей,     нуждающихся    в
психолого-педагогической и  медико-социальной  помощи,  "Волгоградский
областной центр психолого-медико-социального сопровождения".
      В  рамках  институциональных  преобразований,  направленных   на
формирование   прозрачной,   ориентированной   на   результат  системы
финансирования и управления, в  Волгоградской  области  осуществляется
нормативное финансирование общеобразовательных учреждений, реализуется
модельная методика системы оплаты труда педагогов, ориентированная  на
результат педагогической деятельности.
      В образовательных учреждениях Волгоградской области организовано
государственно-общественное             управление.             Органы
государственно-общественного  управления  в  рамках  своих  полномочий
влияют  на  определение уровня профессиональной компетентности каждого
педагогического  работника,  в  соответствии  с  которым  определяется
размер  стимулирующих  выплат.  Разработаны  планы  работы управляющих
советов, организовано межшкольное взаимодействие по этому направлению.
Существенно    повысилась    правовая   и   организационная   культура
деятельности управляющих советов и директоров школ.
      Организована публичная отчетность общеобразовательных учреждений
Волгоградской  области  в  сети  Интернет,  что  позволяет  обеспечить
открытость и доступность информации  об  организации  образовательного
процесса  в  каждой  школе для широкой общественности, в том числе для
родителей.

                  2. Итоги модернизации общего образования            
                     Волгоградской области в 201 Г году               

      В июле 2011 г. было подписано соглашение N 18 G64  240025  между
Министерством    образования    и   науки   Российской   Федерации   и
Администрацией  Волгоградской  области  от   11   июля   2011   г.   о
предоставлении  в  2011  году субсидии из федерального бюджета бюджету
Волгоградской области  на  модернизацию  региональной  системы  общего
образования. В соответствии с соглашением Волгоградская область в 2011
году   получила   средства   в   общем   объеме   339280   тыс.рублей.
Постановлением  Администрации Волгоградской области от 08 июля 2011 г.
N 328-п был утвержден комплекс мер по модернизации в 2011 году  общего
образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер 2011
года). Целью реализации Комплекса мер 2011 года являлась  модернизация
общего   образования   Волгоградской   области   на   региональном   и
муниципальном уровнях.
      Распределение средств  областного  бюджета,  полученных  в  виде
субсидии  из федерального бюджета на модернизацию региональной системы
общего образования, по  муниципальным  районам,  городским  округам  и
государственным    общеобразовательным   учреждениям   произведено   в
зависимости    от    количества    обучающихся     в     муниципальных
общеобразовательных    учреждениях,    расположенных    в   конкретном
муниципальном  районе  (городском   округе),   и   в   государственных
общеобразовательных  учреждениях по состоянию на 01 сентября 2010 г. В
реализации  Комплекса  мер  2011  года  участвовали  39  муниципальных
районов и городских округов Волгоградской области и 31 государственное
общеобразовательное учреждение.
      На  реализацию  общеобразовательных  программ  в   муниципальных
общеобразовательных     учреждениях     муниципальным     образованиям
направлялись средства в виде субвенций, рассчитанных в соответствии  с
Законом  Волгоградской  области  от  12  декабря  2005  г. N1143-ОД "О
порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной
деятельности   общеобразовательных  учреждений  в  части  расходов  на
реализацию основных  общеобразовательных  программ".  Органы  местного
самоуправления самостоятельно доводили средства до общеобразовательных
учреждений  в  соответствии  с  нормативами,  утвержденными  названным
Законом.
      В  Волгоградской  области  сосуществуют   две   модели   расчета
заработной  платы  педагогических работников — отраслевая и модельная.
Выбор модели расчета заработной  платы  осуществляется  руководителями
общеобразовательных  учреждений  в  зависимости  от  комплектования  и
ресурсного обеспечения. В  определении  размера  стимулирующих  выплат
педагогическим  работникам  в  пределах  своей  компетенции  участвуют
органы государственно-общественного  управления,  созданные  в  каждой
школе.
      Реализация  Комплекса  мер  2011  года  предполагала   доведение
средней   заработной  платы  учителей  общеобразовательных  учреждений
Волгоградской области до  средней  заработной  платы  по  экономике  в
регионе,  однако  было принято решение о повышении заработной платы не
только учителям,  но  и  всем  педагогическим  работникам.  Увеличение
заработной  платы  было осуществлено путем индексации заработной платы
педагогических работников с 01 сентября 2011 г. в следующих размерах:
      в  муниципальных  учреждениях,  реализующих   программы   общего
образования, - на 11 процентов;
      в государственных общеобразовательных  учреждениях,  реализующих
программы общего образования, - на 20 процентов.
      Кроме того, с 01 сентября 2011 г. была повышена заработная плата
педагогических  работников дошкольных образовательных учреждений на 30
процентов, медицинских работников  учреждений,  реализующих  программы
дошкольного  и общего образования, - на 50 процентов, вспомогательного
персонала дошкольных образовательных учреждений - на 20 процентов.
      Повышение  заработной  платы  прочих  работников,  в  том  числе
руководителей,  заместителей  руководителей, главных бухгалтеров, было
проведено на 6,5 процента с 01 октября 2011 г.
      Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 570490,5
тыс.рублей.
      Реализация Комплекса мер 2011 года привела к ряду  положительных
эффектов  в  системе образования Волгоградской области. Так, более 158
тыс.школьников обучаются с использованием нового учебно-лабораторного,
учебно-производственного,   спортивного,  компьютерного  оборудования,
соответствующего   современным   требованиям.   Текущий   ремонт   был
произведен  в 321 общеобразовательном учреждении, более 72,5 тыс.детей
обучаются в отремонтированных помещениях. Пополнились фонды  библиотек
в   499   школах.  Данные  мероприятия  привели  к  улучшению  условий
организации   образовательного   процесса   и    повышению    качества
предоставляемых образовательных услуг.
      Благодаря приобретению оборудования для школьных столовых (в 417
школах)  и  оборудования  для организации медицинского обслуживания (в
214 школах) повысилась эффективность деятельности  общеобразовательных
учреждений  по  сохранению  и укреплению здоровья школьников, развитию
физической культуры и спорта.
      Осуществление мер, направленных на  энергосбережение  в  системе
общего  образования,  привело  к  экономии  финансовых  ресурсов в 234
общеобразовательных учреждениях.
      Мероприятия   по   повышению   квалификации,    профессиональной
переподготовке    педагогов    и   руководителей   общеобразовательных
учреждений обеспечили обучение  по  запросам  работодателей  различных
целевых   групп   работников  образования,  использование  современных
информационных  технологий,  гибкость  и  мобильность  образовательных
программ,  обучение  по  индивидуальным  образовательным  траекториям,
дистанционное  обучение,  обучение  в  форме  экстерната,   реализацию
"накопительных  схем"  профессионального развития работников, создание
муниципальных  ресурсных  центров  переподготовки   руководителей   по
федеральному   проекту   создания  федерально-региональной  мобильной,
многовекторной системы переподготовки управленческих кадров. В  рамках
реализации  Комплекса  мер  2011  года повысили свою квалификацию 1848
педагогических   и    руководящих    работников    общеобразовательных
учреждений,  в  том числе на основе персонифицированного подхода - 476
человек.
      Аттестация    педагогических    работников   государственных   и
муниципальных  общеобразовательных  учреждений  Волгоградской  области
проводится  в соответствии с приказом министерства образования и науки
Волгоградской  области  от  01  марта  2011  г.  N 443 "Об утверждении
Административного    регламента   по   предоставлению   Комитетом   по
образованию    и    науке    Администрации    Волгоградской    области
государственной   функции   по  проведению  аттестации  педагогических
работников  государственных и муниципальных образовательных учреждений
Волгоградской   области".   Аттестация  руководителей  образовательных
учреждений  осуществляется учредителями, аттестация педагогов отнесена
к   компетенции   Комитета   по   образованию  и  науке  Администрации
Волгоградской  области  (далее  именуется  —  Комитет по образованию и
науке).  Доля  учителей,  получивших  в  установленном порядке первую,
высшую   квалификационную   категорию   и   подтверждение   занимаемой
должности, в общей численности учителей составила 69,3 процента.    (В
редакции    Постановления    Правительства    Волгоградской    области
от 28.08.2012 г. N 329-п)
      Улучшились   условия   предоставления    качественного    общего
образования   всем   категориям  обучающихся,  в  том  числе  детям  с
ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Это  произошло
в   том   числе   благодаря   приобретению  25  транспортных  средств,
осуществляющих перевозку 650 обучающихся.
      В   ходе   реализации   Комплекса    мер    2011    года    доля
общеобразовательных  учреждений, осуществляющих дистанционное обучение
обучающихся,  в  общей  численности   общеобразовательных   учреждений
составила 5,7 процента.
      В   Волгоградской   области   сосуществуют   различные    модели
дистанционного  обучения.  В  зависимости  от места проживания, уровня
собственных потребностей и способностей школьники могут либо  получать
дистанционно   весь   комплекс  образовательных  услуг,  в  том  числе
обучаться по образовательным программам начального  общего,  основного
общего   и   среднего   (полного)  общего  образования,  либо  изучать
дистанционно   программы   дополнительного    образования    различных
направленностей.
      Было организовано  эффективное  информационное  сопровождение  и
обеспечение  прозрачности  реализации  Комплекса  мер  2011  года. Все
нормативные  правовые  акты,  регламентирующие  деятельность   органов
управления   образованием  по  реализации  Комплекса  мер  2011  года,
размещены на портале Комитета по образованию и науке, организовывалась
работа    региональной   телефонной   "горячей   линии",   проводились
регулярные совещания по разъяснению  содержания  мероприятий  и  путей
развития    региональной   системы   образования   с   представителями
общественности   муниципальных   образований   Волгоградской   области
(встречи,  селекторные  совещания,  вебинары  и  другие  мероприятия),
материалы этих совещаний освещались в региональных средствах  массовой
информации еженедельно.

         3. Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего   
               образования Волгоградской области в 2012 году          

      Комплекс  мер  по  модернизации   системы   общего   образования
Волгоградской области в 2012 году (далее именуется - Комплекс мер 2012
года) разработан на основании постановления  Правительства  Российской
Федерации  от  31  мая  2011  г.  N  436  "О  порядке предоставления в
2011-2013 годах субсидий из федерального  бюджета  бюджетам  субъектов
Российской   Федерации  на  модернизацию  региональных  систем  общего
образования".
      Цель реализации Комплекса мер 2012 года  -  дальнейшее  развитие
процессов   модернизации   системы  общего  образования  Волгоградской
области.
      Комплекс  мер  2012  года  направлен  на  повышение  доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
социально ориентированного развития Российской Федерации,  приоритетам
социально-экономического развития Волгоградской области.
      Комплекс мер 2012 года реализуется за счет средств федерального,
областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
      Объемы  финансирования  мероприятий  Комплекса  мер  2012   года
приведены в приложении 1.
      Оценка  эффективности  использования  федеральной  субсидии   по
каждому   направлению   Комплекса  мер  2012  года  осуществляется  по
показателям результативности, значения которых определены в приложении
2.
      Исполнителями мероприятий Комплекса мер 2012 года являются:
      министерство образования и науки Волгоградской области;       (В
редакции    Постановления    Правительства    Волгоградской    области
от 28.08.2012 г. N 329-п)
      органы  местного  самоуправления,  осуществляющие  управление  в
сфере образования;
      общеобразовательные учреждения.
      министерство  образования  и  науки  Волгоградской  области  при
реализации Комплекса мер 2012 года выполняет следующие функции:     (В
редакции    Постановления    Правительства    Волгоградской    области
от 28.08.2012 г. N 329-п)
      организует    выполнение    мероприятий     по     утвержденному
плану-графику, реализует и обеспечивает мероприятия Комплекса мер 2012
года в полном объеме;
      проводит мониторинг хода и  результатов  реализации  мероприятий
Комплекса мер 2012 года;
      осуществляет  информирование общественности о ходе и результатах
реализации Комплекса мер 2012 года, в том числе посредством размещения
информации  на  официальном  сайте  министерства  образования  и науки
Волгоградской области. (В    редакции    Постановления   Правительства
Волгоградской области от 28.08.2012 г. N 329-п)
      Функциями  органов   местного   самоуправления,   осуществляющих
управление  в  сфере  образования,  общеобразовательных учреждений при
реализации Комплекса мер 2012 года являются:
      определение  конкретных  работ,   направленных   на   выполнение
мероприятий Комплекса мер 2012 года;
      организация   и   обеспечение   реализации   в   полном   объеме
предусмотренных планом-графиком мероприятий Комплекса мер 2012 года;
      осуществление      мониторинга      исполнения       показателей
результативности  предоставления  субсидии  и эффективности выполнения
мероприятий Комплекса мер 2012 года;
      представление  в  министерство образования и науки Волгоградской
области   информации   о  ходе  реализации  Комплекса  мер  2012  года
ежеквартально,   до   10-го   числа  месяца,  следующего  за  отчетным
кварталом. (В   редакции   Постановления  Правительства  Волгоградской
области от 28.08.2012 г. N 329-п)
      Контроль   за   ходом   реализации   Комплекса   мер  2012  года
осуществляется   министерством   образования   и  науки  Волгоградской
области.   Контрольные   мероприятия   направлены   на  предупреждение
возможных  рисков,  предотвращение  срыва запланированных мероприятий,
повышение эффективности расходования целевых средств. (В      редакции
Постановления        Правительства        Волгоградской        области
от 28.08.2012 г. N 329-п)
      Анализ   текущего   состояния   системы    общего    образования
Волгоградской   области   свидетельствует   о   том,   что   наряду  с
положительными  эффектами,   полученными   в   результате   реализации
Комплекса  мер  2011  года, можно выделить некоторые проблемы развития
региональной образовательной системы.
      Так, несмотря на  ряд  предпринятых  мер,  остается  по-прежнему
актуальной  проблема  недостаточной  оснащенности  общеобразовательных
учреждений учебно-лабораторным, учебно-производственным, компьютерным,
спортивным  оборудованием  для  организации образовательного процесса,
проблема  устаревшей  материально-технической   базы,   недостаточного
технического и информационно-методического обеспечения малокомплектных
сельских  школ.  Более  600   школ   Волгоградской   области   требуют
капитального и текущего ремонта.
      Кроме того, организация качественного медицинского  обслуживания
и   питания  обучающихся  невозможна  без  современного  оборудования,
которое в ряде общеобразовательных  учреждений  не  соответствует  или
частично  соответствует  требованиям.  Эти проблемы приобретают особую
значимость в связи с  необходимостью  создания  в  общеобразовательных
учреждениях условий, отвечающих требованиям ФГОС общего образования.
      Переход на новые образовательные стандарты должен быть обеспечен
соответствующими  высококвалифицированными  кадрами,  в  связи  с этим
сохраняет   актуальность    проблема    повышения    квалификации    и
профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров
в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
      Необходимо также отметить проблему неравномерности распределения
общеобразовательных    учреждений,   предоставляющих   образовательные
услуги повышенного уровня. Большинство таких  учреждений  находятся  в
городских  округах  или  городских поселениях, что снижает возможность
получения образования повышенного уровня  обучающимися  независимо  от
места   проживания.   Налицо  сложившийся  в  области  территориальный
образовательный дисбаланс  и,  как  следствие,  остается  недостаточно
равный   доступ  населения  к  качественным  образовательным  услугам.
Мероприятиям  по   оптимизации   образовательной   сети   препятствуют
транспортно-коммуникационные    особенности    Волгоградской   области
(состояние дорожной  инфраструктуры,  удаленность  населенных  пунктов
сверх нормативов, транспортная недоступность поселений).
      С проблемой территориального образовательного дисбаланса связано
ухудшающееся  состояние  сети  сельских  малокомплектных школ. Прогноз
численности обучающихся в период  с  2006  по  2010  годы  в  сельской
местности    свидетельствует    о   дальнейшем   уменьшении   детского
контингента, что приведет к сокращению сети  малокомплектных  сельских
школ  и,  соответственно,  к  увеличению  потребности  в  транспортных
средствах для организации подвоза детей  к  местам  обучения.  Особого
внимания   по-прежнему  требует  ситуация,  связанная  с  обеспечением
успешной социализации детей с  ограниченными  возможностями  здоровья,
детей-инвалидов,    детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
      Одним из  способов  решения  этих  проблем,  помимо  обеспечения
транспортной    доступности,    является   развитие   различных   форм
образования, в том числе дистанционного обучения.  Для  предоставления
общеобразовательными  учреждениями полноценных услуг по дистанционному
образованию    требуется     увеличение     пропускной     способности
интернет-трафика,  обновление  программного  обеспечения, приобретение
современных электронных образовательных ресурсов.
      В связи с  этим  необходимо  проведение  дополнительных  мер  по
модернизации   системы   общего   образования  Волгоградской  области,
совершенствованию   системы   управления   для   обеспечения   единого
образовательного   пространства  в  регионе  и  обеспечению  повышения
качества предоставляемых образовательных услуг.

              4. Задачи и мероприятия Комплекса мер 2012 года         

      Задачи  Комплекса  мер  2012  года  отражают  пути  и  механизмы
достижения   стратегических  ориентиров  национальной  образовательной
инициативы "Наша новая  школа",  утвержденной  Президентом  Российской
Федерации,  носят  преемственный  характер по отношению к мероприятиям
Комплекса мер 2011 года.
      Выделяются следующие задачи Комплекса мер 2012 года:
      1)  создание  условий  для   модернизации   общего   образования
Волгоградской области.
      В  рамках  решения  данной  задачи  будут  проведены   следующие
мероприятия:
      приобретение  оборудования  для   организации   образовательного
процесса (в том числе учебно-лабораторного, учебно-производственного и
спортивного), отвечающего требованиям ФГОС общего образования;
      модернизация общеобразовательных учреждений путем организации  в
них   дистанционного   обучения   для   обучающихся  через  увеличение
пропускной  способности  и  оплату  интернет-трафика,  а  также  через
обновление   программного   обеспечения   и  приобретение  электронных
образовательных ресурсов;
      приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
      пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений;
      развитие школьной инфраструктуры  за  счет  текущего  ремонта  с
целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и
охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений  для
установки оборудования;
      капитальный ремонт и  реконструкция  зданий  общеобразовательных
учреждений;
      2)   развитие   системы   оценки    качества    образования    и
востребованности образовательных услуг в Волгоградской области.
      В  рамках  решения  данной  задачи  будут  проведены   следующие
мероприятия:
      приобретение компьютерного оборудования;
      повышение     квалификации     руководителей     и      учителей
общеобразовательных  учреждений  в  соответствии  с  требованиями ФГОС
общего образования;
      3)  улучшение  материально-технической  базы  системы  общего  и
специально-коррекционного образования Волгоградской области.
      В  рамках  решения  данной  задачи  будут  проведены   следующие
мероприятия:
      приобретение  оборудования  для   организации   образовательного
процесса,  в том числе учебно-лабораторного, учебно-производственного,
компьютерного и спортивного;
      осуществление мер, направленных на  энергосбережение  в  системе
общего образования;
      приобретение   оборудования   для    организации    медицинского
обслуживания обучающихся, для школьных столовых.
      Реализация  Комплекса  мер  2012  года  предполагает  увеличение
заработной платы учителей общеобразовательных учреждений и поддержание
ее  на  уровне  не  ниже  средней  заработной  платы  по  экономике  в
Волгоградской   области.  План-график  повышения  фонда  оплаты  труда
учителей   общеобразовательных   учреждений   Волгоградской    области
представлен в приложении 3.
      Реализация мероприятий Комплекса  мер  по  модернизации  системы
общего   образования   Волгоградской   области   в   2012  году  будет
осуществляться в соответствии с приложением 4.

         5. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых   
                 учителей в общеобразовательные учреждения            

      Повышение заработной платы учителей  -  один  из  самых  главных
шагов  на  пути  развития  образования Волгоградской области. Этот шаг
способствует  привлечению  молодых  специалистов  в  школы,   развитию
педагогического потенциала Волгоградской области.
      На основании постановления Администрации  Волгоградской  области
от  15  июня  2011  г.  N  268-п  "О поощрении лучших молодых учителей
образовательных   учреждений   Волгоградской   области",    в    целях
стимулирования    педагогической    деятельности    молодых   учителей
образовательных   учреждений   Волгоградской   области,    реализующих
общеобразовательные  программы  начального  общего, основного общего и
среднего  (полного)  общего  образования,  на  основании   результатов
конкурсного отбора за счет средств областного бюджета выплачиваются 40
денежных  поощрений  молодым  учителям   за   высокое   педагогическое
мастерство в размере 50 тыс.рублей каждое.
      В Волгоградской области на базе  ВГАПКРО  разработана  программа
обеспечения  молодых  учителей  научно-методическими  и  практическими
знаниями  и  умениями.  Основной  целью  программы  является  развитие
личности   молодого   педагога,   активно,  компетентно  и  эффективно
участвующего в решении задач модернизации образования.
      Наибольшую  обеспокоенность  в  Волгоградской  области  вызывает
низкий   уровень   притока   и   закрепления   молодых   педагогов   в
образовательных  учреждениях.  Проблема  сокращения  притока   молодых
педагогов стала активно обсуждаться в 2006-2009 годах. В Волгоградской
области предприняты меры по материальной поддержке  молодых  педагогов
в  форме  единовременных  выплат или ежемесячных надбавок к заработной
плате в первые три года работы.
      Немаловажным  фактором  в  решении  данной   проблемы   является
организация  профессиональной  поддержки молодых педагогов. Статистика
по   ряду   регионов   показывает,   что   среди   увольняющихся    из
образовательных   учреждений  значительная  часть  приходится  на  эту
категорию  работников.  Таким  образом,  сегодня  наиболее  актуальной
проблемой  становится профессиональная адаптация молодых специалистов.
В этой связи актуальными являются организация школ  молодого  учителя,
наставничества,   программы  мастер-классов  на  региональном  уровне,
создание советов молодых педагогов  на  региональном  и  муниципальном
уровнях.
      Интересным представляется опыт муниципальных районов и городских
округов   Волгоградской  области  по  использованию  современных  форм
работы с педагогической  молодежью  -  профессиональные  конкурсы  для
молодых педагогов "Педагогический дебют".
      В то же время важно отметить, что решение этой проблемы не носит
комплексного  характера.  Отсутствуют  новые институциональные формы и
механизмы, позволяющие не только  привлечь  молодых  специалистов  для
работы  в школы, но и создать условия для их успешной профессиональной
адаптации.
      Опыт работы в образовательных учреждениях Волгоградской  области
показывает,  что  наиболее действенными средствами в работе с молодыми
педагогами являются, во-первых, проведение уроков (особенно  в  первый
год  работы)  под  наблюдением  наставника,  при  этом  данная  работа
наставнику включается в его педагогическую нагрузку или  дополнительно
оплачивается;  во-вторых,  оценка  работы  молодого  педагога  в конце
учебного  года  (самопрезентация  молодого   специалиста   по   итогам
профессиональной адаптации).
      Решение проблемы закрепления молодых  педагогов  тесным  образом
связано  с  проблемой  рассогласования  педагогического  образования с
изменениями в системе общего образования. Именно  поэтому  планируется
разработать   систему   мероприятий   по   построению   взаимодействия
общеобразовательных учреждений, выступающих в качестве работодателя, и
будущих   педагогов   (выпускников   вузов),   совместное   экспертное
обсуждение программ подготовки педагогов  к  будущей  профессиональной
деятельности,  проведение  конференции  по проблемам профессионального
образования     с      участием      работодателей      (руководителей
общеобразовательных учреждений).

          6. Ориентиры развития общего образования в Волгоградской    
                       области на период до 2020 года                 

      В результате  реализации  мероприятий  по  модернизации  системы
общего   образования,  в  соответствии  со  Стратегией  инновационного
развития Российской Федерации на период  до  2020  года,  утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г.
N  2227-р,   Стратегией   социально-экономического   развития   Южного
Федерального   округа   до   2020   года,  утвержденной  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011  г.  N  1538-р,
другими  документами  в  Волгоградской области к 2020 году планируется
достижение следующих основных результатов:
      модернизация системы общего образования в контексте  социального
развития Волгоградской области и Российской Федерации, ориентированной
на  формирование  и  развитие  у  школьников  навыков  и  компетенций,
необходимых для инновационной деятельности;
      обеспечение равных  возможностей  получения  общего  образования
обучающимися в соответствии с принципами доступности, преемственности,
фундаментальности  и  целостности;  доступность  качественного  общего
образования  для  всех  категорий обучающихся, в том числе для детей с
ограниченными  возможностями  здоровья  и  детей-инвалидов,   создание
условий для их успешной социализации;
      расширение функций школьных библиотек, стимулирующих обучающихся
эффективно  использовать  все  виды  информации,  включая  электронные
информационные ресурсы;
      усовершенствование  механизмов  предоставления   образовательных
услуг   по   индивидуальным   образовательным   программам,   развитие
вариативности  образовательных  программ  и  адаптивности   содержания
школьного образования к различным группам обучающихся;
      обеспечение поддержки учреждений общего образования,  внедряющих
инновационные  программы образования, с обеспечением целенаправленного
формирования,  выявления,  апробации  и  последующего  распространения
передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих
задачам инновационного развития;
      развитие  сети   общеобразовательных   учреждений,   реализующих
программы  углубленного  и  профильного  обучения, в том числе за счет
создания многопрофильных и разнопрофильных учреждений третьей  ступени
на основе опыта, уже имеющегося в Волгоградской области;
      обеспечение  полноценной   доступности   образовательных   услуг
повышенного  уровня  для  одаренных  детей из малообеспеченных семей и
удаленных и труднодоступных территорий;
      развитие  системы  и   механизмов   государственно-общественного
управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества
и эффективности деятельности образовательных учреждений;
      поддержание средней заработной платы педагогов па уровне не ниже
достигнутого;
      разработка эффективной системы  оценки  качества  образования  в
Волгоградской области;
      усовершенствование    системы    повышения    квалификации     и
переподготовки     педагогических    и    управленческих    работников
общеобразовательных         учреждений,         создание          сети
консультационно-методического      сопровождения      профессиональной
деятельности педагогов;
      улучшение    материально-технической    базы     образовательных
учреждений,  в  том  числе за счет создания современной мультимедийной
информационной среды;
      обеспечение  современных  условий  организации  образовательного
процесса  в  общеобразовательных учреждениях, позволяющих использовать
инновационные образовательные технологии и возможности для  обновления
школьной архитектуры и дизайна;
      обучение  всех  школьников  в  общеобразовательных  учреждениях,
отвечающих современным условиям;
      удовлетворение потребности в дистанционном образовании для  всех
желающих.

Информация по документу
Читайте также