Расширенный поиск
Постановление Администрации Волгоградской области от 23.11.2009 № 420-пУтратил силу - Постановление Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 г. N 46-п ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 23 ноября 2009 г. N 420-п О долгосрочной областной целевой программе "Чистая вода" на 2009-2020 годы (В редакции Постановлений Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 г. N 381-п; от 05.12.2011 г. N 777-п; Постановлений Правительства Волгоградской области от 09.10.2012 г. N 411-п; от 13.05.2013 г. N 238-п; от 14.10.2013 г. N 525-п) В целях обеспечения населения Волгоградской области водой питьевого качества в достаточном количестве, рационального использования водных ресурсов, развития систем водоснабжения и водоотведения Администрация Волгоградской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Чистая вода" на 2009-2020 годы. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию. Глава Администрации Волгоградской области Н.К.Максюта УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Волгоградской области от 23 ноября 2009 г. N 420-п ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Чистая вода" на 2009-2020 годы ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода" на 2009-2020 годы Наименование долгосрочной областной целевой программы - долгосрочная областная целевая программа "Чистая вода" на 2009-2020 годы (далее именуется - Программа) Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 02 сентября 2009 г. N 839-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода" на 2009-2020 годы" Государственный заказчик Программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области Основные разработчики Программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (по согласованию), Управление по недропользованию по Волгоградской области (по согласованию) Цель Программы - обеспечение населения Волгоградской области в достаточном количестве питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами Задачи Программы - привлечение долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; развитие систем водоснабжения и водоотведения, обновление основных фондов на основе применения новых технологий, материалов, оборудования; сокращение объемов сброса ненормативно очищенных сточных вод в водоемы, являющиеся источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям; доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене; доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене; объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; количество зарегистрированных больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями; количество зарегистрированных больных вирусными гепатитами, больных с болезнями органов пищеварения; количество зарегистрированных больных злокачественными образованиями Сроки реализации Программы - 2009-2020 годы Исполнители Программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области; муниципальные образования Волгоградской области Объемы и источники финансирования (в целом по Программе и с разбивкой по годам и источникам финансирования)- предельный (прогнозный) объем финансирования Программы в 2009-2020 годах за счет всех источников составит 132940,08 млн.рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 79,51 млн.рублей (0,06 процента); за счет средств областного бюджета - 1508,58 млн.рублей (1,13 процента); за счет средств местных бюджетов - 808,13 млн.рублей (0,61 процента); за счет средств внебюджетных источников - 130543,86 млн.рублей (98,20 процента). Распределение по годам средств: а) областного бюджета: 2009 год - 25,00 млн.рублей; 2010 год - 8,00 млн.рублей; 2011 год - 33,83 млн.рублей; 2012 год - 43,95 млн.рублей; 2013 год- 123,91 млн.рублей; 2014 год - 444,60 млн.рублей; 2015 год - 225,57 млн.рублей; 2016 год- 163,72 млн.рублей; 2017 год- 120,96 млн.рублей; 2018 год- 120,96 млн.рублей; 2019 год - 99,04 млн.рублей; 2020 год - 99,04 млн.рублей; б) местных бюджетов: 2009 год - 19,20 млн.рублей; 2010 год-4,29 млн.рублей; 2011 год - 5,35 млн.рублей; 2012 год-20,11 млн.рублей; 2013 год-56,09 млн.рублей; 2014 год- 157,46 млн.рублей; 2015 год-81,90 млн.рублей; 2016 год- 113.23 млн.рублей; 2017 год - 87,43 млн.рублей; 2018 год - 87,44 млн.рублей; 2019 год - 85,00 млн.рублей; 2020 год - 90,63 млн.рублей; в) федерального бюджета: 2013 год-79,51 млн.рублей; г) внебюджетных источников: 2013 год- 1840,12 млн.рублей; 2014 год- 1371,53 млн.рублей; 2015 год- 1460,75 млн.рублей; 2016 год— 1622,63 млн.рублей; 2017 год - 3242,29 млн.рублей; 2018 год - 39784,87 млн.рублей; 2019 год - 40470,69 млн.рублей; 2020 год - 40750,98 млн.рублей. (В редакции Постановлений Правительства Волгоградской области от 13.05.2013 г. N 238-п; от 14.10.2013 г. N 525-п) Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - обеспечение населения Волгоградской области водой питьевого качества в требуемом объеме до 90,0 процентов, в том числе населения городских округов и городских поселений до 92,4 процента, жителей сельских поселений до 45,9 процента; снижение показателя удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 7,1 процента в 2009 году до 2,2 процента к 2020 году; снижение показателя удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, с 5,7 процента в 2009 году до 3,3 процента к 2020 году Система организации контроля за исполнением Программы - контроль за реализацией Программы, координация деятельности исполнителей Программы осуществляется в порядке, определенном пунктом 7.6 Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ" 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Численность населения, проживающего на территории Волгоградской области, составляет более 2,6 млн.человек, из них около 2 млн.человек - городское население. Водоснабжение Волгоградской области осуществляется как за счет поверхностных, так и за счет подземных вод. На территории Волгоградской области насчитывается 199 водотоков, относящихся к Волжскому и Донскому бассейнам. Общая их протяженность - 8182 километра. Средний годовой суммарный сток рек Волги и Дона составляет 275 куб.километров (р.Волги - 254 куб.километра, р.Дона -21 куб.километр), из него на местный сток приходится около 4 куб.километров. Волжский бассейн включает часть Волгоградского водохранилища (длиной 234 километра от границы Саратовской области до Волжской ГЭС), часть р.Волги до границы с Астраханской областью (длиной 86 километров) и 30 малых рек. Донской бассейн охватывает часть р.Дона длиной 253 километра (от г.Калача-на-Дону Калачевского городского поселения до границы с Ростовской областью), часть Цимлянского водохранилища (длиной 197 километров), Варваровское, Карповское, Береславское водохранилища и 169 малых рек длиной от 10 до 200 километров. Из 199 малых рек шесть (Бузулук, Иловля, Кумылга, Медведица, Терса, Хопер) имеют круглогодичный водоток в среднем и нижнем течении, сорок только в устьевой части, остальные действуют в период весеннего паводка и интенсивных дождей. Наиболее крупными водопотребителями являются городские округа город-герой Волгоград, город Волжский, город Камышин, город Урюпинск, город Фролово и Жирновское городское поселение. Размещение водозаборов по территории Волгоградской области неравномерное. Большая часть их сосредоточена по долинам рек Волги, Дона, Иловли, Медведицы, Хопра. Значительно меньше их на Волго-Иловлинском водоразделе и юге Волгоградской области. В Заволжье водозаборы расположены вдоль Волгоградского водохранилища. Большинство населения Волгоградской области обеспечивается водой из поверхностных источников, в том числе население городских округов город-герой Волгоград, город Волжский, город Камышин, городских поселений Котельниковское, Городищенское, город Ленинск, город Серафимович, город Новоаннинский, рабочего поселка Средняя Ахтуба, рабочего поселка Светлый Яр Светлоярского городского поселения и ряда малых населенных пунктов Волгоградской области. За счет поверхностных источников из-за отсутствия пресных подземных вод осуществляется хозяйственно-питьевое водоснабжение отдельных частей территории Заволжья (Палласовский и Старополтавский муниципальные районы), для водоснабжения которых построено несколько магистральных каналов из Волгоградского водохранилища. Наиболее крупным из них является Палласовский магистральный канал. Одновременно с хозяйственно-питьевыми целями вода из каналов используется для орошения земель. Однако проблема хозяйственно-питьевого водоснабжения Восточного Заволжья далека до разрешения. Подземные воды являются важным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения, хотя по качественным показателям они не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. На территории Волгоградской области используются преимущественно пресные воды с минерализацией до одного грамма на куб.дециметр, на юге (Котельниковский и Октябрьский муниципальные районы) и в Заволжье, где пресные воды встречаются редко, используются воды с минерализацией до трех граммов на один куб. дециметр. Эксплуатация водоносных горизонтов производится большей частью с использованием одиночных скважин, реже - групповых водозаборов, при этом преобладает автономное водоснабжение отдельных объектов (предприятий, ферм и других), даже если они располагаются в пределах одного и того же населенного пункта. Центральные усадьбы сельских хозяйств, как правило, снабжаются водой из групповых водозаборов с количеством скважин от 2-3 до 5-7 и более. Централизованное водоснабжение с помощью крупных каптажей (до 20 скважин) с хорошо развитой водопроводной сетью имеется в городском округе город Фролово, город Урюпинск и город Михайловка, городских поселениях город Дубовка, город Котово, город Суровикино, Жирновском городском поселении и Калачевском городском поселении. Все эти водозаборы построены на базе разведанных месторождений подземных вод. Ресурсный потенциал пресных и слабосолоноватых подземных вод Волгоградской области оценивается в 4380 тыс.куб.метров в сутки. Величина разведанных запасов на 228 месторождениях и участках по состоянию на 01 января 2012 г. составляет 1690 тыс.куб.метров в сутки. На территории Волгоградской области по состоянию на 01 января 2012 г. эксплуатировалось 94 из 228 участков и месторождений пресных подземных вод в основном для хозяйственно-питьевого водоснабжения. В 2006-2011 годах за счет средств федерального бюджета в рамках программы воспроизводства минерально-сырьевой базы были проведены поисково-оценочные работы для водоснабжения Волгограда, городов Петров Вал, Камышин, районных центров Средняя Ахтуба, Ленинск, Палласовка, Иловля. Сведения по оцененным месторождениям подземных вод за счет федерального бюджета в 2006-2011 годах представлены в следующей таблице: В 2012 завершаются геолого-разведочные работы с целью выявления и оценки питьевых подземных вод для обеспечения водоснабжения Волгограда на острове Сарпинский. Ожидаемые результаты - прирост запасов питьевых подземных вод в количестве 250 тыс.куб.метров в сутки. Использование разведанных запасов в среднем составляет 20 процентов. Обобщенные данные по использованию подземных вод показывают, что потребление значительно ниже общих эксплуатационных запасов. При существующем водопотреблении Волгоградской области на долю подземных вод приходится 10,6 процента, а остальные 89,4 процента приходятся на поверхностные воды. Качество подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в отдельных случаях не соответствует предъявляемым к питьевой воде требованиям, в частности по содержанию железа, солей жесткости и некоторых других компонентов. В основном это связано с отсутствием вод лучшего качества. Перспективы улучшения водоснабжения имеются на значительной части территории Волгоградской области. При отсутствии кондиционных вод непосредственно на объектах потребителей в ряде мест имеется потенциальная возможность получить такие воды на некотором удалении от этих объектов путем создания групповых водозаборов на участках с более благоприятными гидрогеологическими условиями. Гидрогеологические условия большей части северных и центральных районов Волгоградской области по долинам рек Дона, Иловли, Медведицы, Хопра, междуречью Волги и Иловли, левобережью Волги благоприятны для полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в воде на ближайшее будущее. В менее благоприятных условиях находятся междуречья Хопра, Медведицы, Иловли, западная часть правобережья Дона и районы к югу от Волго-Донского канала. Пресные подземные воды не имеют здесь сплошного распространения и могут удовлетворить потребности в хозяйственно-питьевых водах лишь на отдельных участках. Кроме того, хозяйственное освоение водозаборных территорий и зарегулирование стока равнинных рек наряду с решением важных народнохозяйственных задач, связанных с развитием гидроэнергетики и орошения, созданием благоприятных условий для судоходства, привело к появлению новых проблем деградации водных объектов, одной из которых является доминантное и бурное развитие сине-зеленых водорослей. Изменение температурного и гидрологического режимов Волгоградского водохранилища привело к нарушению условий жизнедеятельности речной и прибрежной экосистем. Антропогенное загрязнение, вызывающее развитие сине-зеленых водорослей в акватории водоема, наносит значительный ущерб водоподготовке, поскольку после отмирания водорослей большое количество биомассы, разлагаясь, ухудшает химический состав и бактериологические показатели исходной воды. Такие же негативные явления наблюдаются на Цимлянском, Карповском, Варваровском, Береславском водохранилищах и других водоемах. Ежегодно предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в период цветения сине-зеленых водорослей вынуждены нести дополнительные затраты, связанные с увеличением числа промывок фильтров, повышенным расходом реагентов, которые направлены на нейтрализацию отрицательного воздействия бурного развития, отмирания и разложения сине-зеленых водорослей. Проблема хозяйственно-питьевого водоснабжения жителей городского округа город-герой Волгоград, в котором проживает более миллиона жителей, является одной из важнейших социальных задач. Особую остроту эта проблема приобрела в настоящее время. Современное централизованное водоснабжение города осуществляется исключительно за счет поверхностных вод р.Волги (только 0,3 процента потребляемой воды забирается из подземных источников). Вместе с тем, качество воды подземных источников, находящихся в эксплуатации в ряде пригородных поселков городского округа город-герой Волгоград, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. В отдельных районах Волгограда имеют место нерешенные проблемы ликвидации выпусков неочищенных стоков в р.Волгу, являющуюся источником хозяйственно-питьевого водоснабжения городского округа город-герой Волгоград, рабочего поселка Светлый Яр Светлоярского городского поселения, отдельных сельских населенных пунктов. Естественные ресурсы р.Волги в качественном отношении не могут быть полностью востребованы без существенной реконструкции существующих насосных станций, а качество поверхностных вод находится на пределе возможного использования. В сложившейся ситуации крайне актуальной становится проблема частичного перевода отдельных населенных пунктов (в том числе Волгограда) на использование подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, что также позволит обеспечить водоснабжение жителей населенных пунктов при возможном возникновении чрезвычайных ситуаций. Следует отметить исключительно плохое состояние сооружений водоснабжения в ряде городов и районных центров Волгоградской области, по которым степень износа составляет 40-60 процентов, а в некоторых доходит до 100 процентов. Возрастает также износ разводящих сетей, применяются устаревшие и малоэффективные методы очистки и подготовки воды, срываются сроки строительства объектов водоснабжения и водоотведения, что негативно влияет на приведение качества питьевой воды в соответствие с предъявляемыми требованиями. В течение ряда лет нет существенного прироста мощностей канализационных сооружений и насосных станций, протяженности магистральных коллекторов, разводящих сетей канализации. Все эти причины ведут к ухудшению качества воды источников водоснабжения, к подаче населению питьевой воды ненормативного качества и в конечном итоге могут оказывать отрицательное влияние на состояние здоровья населения. Как показывает практика, за последние годы по Волгоградской области наблюдается рост числа заболеваний, возможно, связанный с воздействием химических загрязняющих веществ, находящихся в употребляемой питьевой воде, в том числе заболеваний сердечнососудистой системы (особенно с повышением артериального давления), мочеполовой системы, органов пищеварения, костно-мышечной системы, крови и иммунной системы. Так, например: при употреблении более двух лет высокоминерализованной воды (высокое общее содержание солей или минерализация) с сухим остатком на уровне 3000 мг/л, как правило, отмечается склонность к гипертензивным состояниям, появлению реактивности сосудов, а также изменениям в водно-солевом равновесии, потребление воды с высокой степенью минерализации (до 2000 мг/л) ускоряет процессы старения организма; высокое содержание сульфатов, даже на уровне допустимых 500 мг/л, может оказывать неблагоприятное влияние на функцию желудочно-кишечного тракта, что проявляется в снижении кислотности желудочного сока и диарее; употребление для питьевых целей вод с содержанием хлоридов от 1,5 до 3 предельно допустимых концентраций может привести к увеличению количества заболеваний органов кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы, к повышению как общей, так и онкологической смертности; превышение показателя жесткости питьевой воды, обусловленного содержанием в воде ионов кальция и магния, увеличивает распространенность язвенной болезни, возможность развития патологических эффектов в виде отложения солей в мочевыводящих путях, гиперкальцийурии, изменений водно-солевого и белково-липидного обмена; 1повышенное содержание нитратов может привести к появлению в организме нитрозаминов с выраженным канцерогенным действием, вызывать нитратную метгемоглобинемию, оказывать токсическое действие на печень (превышение содержания нитратов обычно выявляется в источниках децентрализованного водоснабжения); избыток железа в воде может оказывать токсическое влияние на печень, селезенку, головной мозг, усиливать воспалительные процессы в организме человека, приводить к кожным высыпаниям и повышению аллергизации; повышенное содержание кремния может приводить к мочекаменной болезни; превышение допустимых концентраций по хлороформу, образующемуся в процессе хлорирования воды, может оказывать неблагоприятное влияние на генетический аппарат соматических и половых клеток, вызывая развитие злокачественных новообразований и цитогенетических нарушений у населения. Кроме того, при употреблении населением питьевой воды из централизованных систем могут возникнуть случаи инфекционной и паразитарной заболеваемости по причине отсутствия обеззараживания на водозаборных сооружениях и вторичного загрязнения разводящих сетей. Таким образом, обеспечение населения водой требуемого качества носит особый социальный характер. В 2009-2011 годах в целом по Волгоградской области не соответствовало санитарным правилам и нормам 29,6 процента поверхностных и 24,7 процента подземных источников питьевого водоснабжения (в Российской Федерации - 37 процентов и 16,9 процента соответственно). Не имели необходимого комплекса очистных сооружений 22,2 процента водопроводов и обеззараживающих установок -17,5 процента водопроводов при заборе воды из поверхностных источников (в Российской Федерации — 29,7 процента и 17,2 процента соответственно). Удельный вес нестандартных проб воды из водопроводных сетей составил 5 процентов по санитарно-химическим показателям и 4,7 процента по микробиологическим показателям. Наряду с решением проблем обеспечения водой населения городов и районных центров Волгоградской области необходимо решить более остро стоящую проблему обеспечения водой гарантированного качества населения сельских населенных пунктов. Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день в Волгоградской области насчитывается 1434 сельских населенных пункта, в которых проживает 768,5 тыс.человек. Централизованные системы водоснабжения имеются в 831 сельском населенном пункте, то есть в 42 процентах населенных пунктов не имеется централизованного водоснабжения, население использует в хозяйственно-питьевых целях воду из родников, общественных колодцев, а также индивидуальных скважин, в 20 селах жителям осуществляется подвоз воды. В отдельных населенных пунктах вода для хозяйственно-питьевых целей подается населению без очистки и обеззараживания, что особенно недопустимо для источников из поверхностных водоемов. Количество населенных пунктов, где численность населения 1000 и более человек, составляет 208, с численностью населения от 300 до 1000 человек - 359, и с численностью менее 300 человек - 825. Наибольший дефицит в питьевой воде наблюдается в сельских населенных пунктах Калачевского, Светлоярского, Ленинского, Быковского, Палласовского, Октябрьского, Городищенского, Котельниковского, Суровикинского и Старополтавского муниципальных районов. Водозаборные и очистные сооружения в большинстве сельских населенных пунктов Волгоградской области выработали свой ресурс, а выделяемых финансовых средств недостаточно для их модернизации и внедрения новых водоочистных технологий. В отдельных сельских населенных пунктах Волгоградской области вода для питьевых целей подается населению без очистки и обеззараживания, что особенно недопустимо для источников из поверхностных водоемов. В Волгоградской области в течение последних лет большинство ведомственных водопроводов, ранее принадлежавших сельским хозяйствам (многие из которых признаны банкротами), переданы на балансы администраций сельских поселений, не имеющих средств и материальной базы для осуществления их эксплуатации и проведения планово-профилактических ремонтов. Водопроводные коммуникации выполнены в основном из стали и эксплуатируются длительное время. Водопроводные трубы в результате нарушения целостности перестают выполнять функцию защиты питьевой воды. Суммарная мощность водопроводных очистных сооружений составляет 2168,4 тыс.куб.метров в сутки, протяженность сетей систем водоснабжения в населенных пунктах Волгоградской области составляет 10999,58 километра, из них 4275 километров (41,7 процента) нуждаются в замене. В целом по Волгоградской области доля непроизводительных потерь воды, не приносящих прибыль, составляет 18 процентов от общего объема забора воды. Потери воды в сетях водоснабжения составляют в среднем от 21 до 23 процентов от общего объема воды, поданной в сеть. Наибольшие потери воды в сетях (свыше 25 процентов) наблюдаются в городских округах город-герой Волгоград и город Михайловка (40 процентов), город Фролово (38 процентов), Котельниковском городском поселении (53 процента), городском поселении г.Серафимович (47 процентов), а также в с.Ольховка Ольховского сельского поселения (34 процента). Одной из причин высоких потерь воды является изношенность разводящих водопроводных сетей (от 70 процентов в городах до 90 и более процентов в сельских населенных пунктах). Серьезные проблемы имеются также в сфере канализования населенных пунктов. На сегодняшний день на территории Волгоградской области находится в работе 35 канализационных очистных сооружений. Из них 17 сооружений полной биологической очистки, 18 сооружений механической очистки. В значительной части населенных пунктов канализование осуществляется при помощи септиков и выгребных ям. Суммарная мощность канализационных очистных сооружений составляет 944,4 тыс.куб.метров в сутки, протяженность канализационных сетей составляет 2756,45 километра из них 920,9 километра (33,4 процента) нуждаются в замене. Так же, как и в водопроводном хозяйстве, одной из основных проблем является износ основных фондов. Износ основных фондов канализационного хозяйства составляет 71,3 процента, в том числе износ сетей - 78,3 процента. Основные фонды водопроводно-канализационного хозяйства по большей части были введены в эксплуатацию в 50-70 годы прошлого века и в настоящее время морально и физически устарели, поэтому не могут обеспечить требуемого качества очистки и безаварийной транспортировки воды и стоков. На целом ряде существующих сооружений требуется проведение работ, направленных на их реконструкцию, а также внедрение новых энергосберегающих технологий. В дальнейшем при непроведении масштабных работ по модернизации, реконструкции систем водопроводно-канализационного хозяйства будет иметь место постоянный рост эксплуатационных затрат, в связи с чем потребуется постоянное увеличение тарифов. Необходимо принципиально менять подход к организации новых централизованных систем водоотведения и канализованию локальных объектов. Сегодняшние технологии позволяют осуществлять строительство канализационных очистных сооружений, канализационных насосных станций с применением сборных блочно-модульных конструкций, выполняемых из полимерных материалов, что значительно снижает строительную стоимость и увеличивает срок эксплуатации. При использовании каскадов биопрудов имеет место более низкая себестоимость очистки, чем себестоимость при эксплуатации комплекса сооружений полной биологической очистки. Кроме того, появляется реальная возможность канализования малых населенных пунктов при сравнительно низкой оплате услуг по канализации. Требуется также принятие ряда нормативных актов, запрещающих строительство частных домовладений без обеспечения строительства локальных сооружений биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод для отдельно взятого домовладения. Решение поставленных вопросов возможно лишь комплексными программными методами с использованием государственной поддержки и координации межотраслевых связей. 2. Основные цели и задачи Программы Основной целью Программы является обеспечение населения Волгоградской области в достаточном количестве питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами. Для достижения основной цели необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих приоритетных задач: привлечение долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; развитие систем водоснабжения и водоотведения, обновление основных фондов на основе применения новых технологий, материалов, оборудования; сокращение объемов сброса ненормативно очищенных сточных вод в водоемы, являющиеся источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения. Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства (в случае, если не нарушаются утвержденные критерии доступности), а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс.человек. Федеральная поддержка реализации Программы в Волгоградской области позволит осуществить необходимые институциональные преобразования на региональном уровне, что будет способствовать увеличению объема долгосрочных частных инвестиций, в том числе с использованием заемных средств. Перечень целевых показателей и индикаторов долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода" на 2009-2020 годы приведен в приложении 1. По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или досрочном прекращении реализации Программы, начиная с очередного финансового года. 3. Сроки реализации Программы Сроки реализации Программы - 2009-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются. 4. Технико-экономическое обоснование Программы При реализации мероприятий Программы решаются вопросы сокращения эксплуатационных расходов, обновления основных фондов, обеспечения качества очистки воды и безопасности питьевого водоснабжения, снижения потребления энергетических и материальных ресурсов, сокращения дефицита питьевой воды, улучшения комфортности и безопасности условий проживания. В случае решения каждого вопроса в отдельности или обновления основных фондов при использовании устаревших технологий эффективность использования средств была бы гораздо ниже. В результате комплексного подхода к решению поставленных задач за счет средств областного, местных бюджетов и привлеченных средств будут выполнены мероприятия, которые обеспечат стабильность функционирования систем водоснабжения населенных пунктов, что создаст условия для привлечения средств инвесторов и дальнейшего развития отрасли. Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета составляет 200,04 млн.рублей. Из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы планируется привлечь 130566,14 млн.рублей. 5. Система мероприятий Программы Мероприятия Программы включают в себя комплекс работ по реконструкции, модернизации существующих и строительству новых объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а также меры, направленные на улучшение качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и рациональное использование водных ресурсов. Мероприятия Программы выполняются в соответствии с разработанной проектной документацией, в составе которой предусматривается реализация типовых технических решений областных технических советов в рамках проведения работ. В рамках реализации мероприятий Программы проводится работа по реконструкции и модернизация водопроводных хозяйств наиболее проблемных сельских населенных пунктов, включающая: проектирование и внедрение новых перспективных экономически обоснованных проектов (далее именуются - пилотные проекты), проведение первоочередных мероприятий по обеззараживанию питьевой воды и обеспечению стабильности работы систем водоснабжения сельских населенных пунктов, включающих в себя внедрение установок обеззараживания питьевой воды, установку частотных регуляторов (прежде всего там, где пришли в негодность водонапорные башни), систем автоматического и дистанционного управления работой водопроводных сооружений; производство наладки работы сетевого хозяйства с заменой отдельных ветхих участков сети и распределением давления для обеспечения бесперебойности работы систем водоснабжения; прокладку магистральных сетей водоснабжения с применением труб из полимерных материалов; установку дизельных электростанций из расчета 1 электростанция на 2-3 сельских населенных пункта; бурение и восстановление водозаборных скважин; внедрение приборов учета воды. При наличии экономической целесообразности, соответствии качества подземных вод требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды, либо возможности организации ее очистки при незначительных финансовых вложениях непосредственно у потребителя, сравнительно неглубоком залегании линз воды необходимо предусматривать перевод населенных пунктов с централизованного водоснабжения на водоснабжение из частных скважин. В рамках реализации мероприятий Программы предусматривается внедрение локальных систем очистки сточных вод на объектах бюджетной сферы и в частных домовладениях. Реализация пилотных проектов предусматривает внедрение локальных систем доочистки питьевой воды в таких населенных пунктах, где экономически нецелесообразно строительство централизованной системы водоснабжения (малочисленные населенные пункты). Запланированные мероприятия относятся к деятельности министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области в рамках действия Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, являющемся государственным заказчиком Программы. Реализация мероприятий Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, муниципальными образованиями Волгоградской области во взаимодействии с Управлением по недропользованию по Волгоградской области и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в пределах компетенции. Мероприятия включают затраты на: обеззараживание питьевой воды и обеспечение стабильности работы систем водоснабжения населенных пунктов, в том числе внедрение установок обеззараживания питьевой воды на гипохлорите натрия и УФ-облучении, установку частотно-регулируемых электроприводов на насосных агрегатах, прежде всего там, где вышли из строя или находятся в аварийном состоянии водонапорные башни, системы автоматического и дистанционного управления работой водопроводных сооружений; строительство, реконструкцию, модернизацию централизованных систем водоснабжения, в том числе замену (строительство) магистральных сетей водоснабжения, бурение и восстановление скважин; изготовление проектной документации; установку резервных источников электроснабжения на базе дизельных электростанций из расчета 1 электростанция на 2-3 сельских населенных пункта; организацию пунктов раздачи питьевой воды потребителям с обеспечением ее очистки на месте раздачи; строительство, реконструкцию, модернизацию централизованных систем водоотведения, в том числе замену (строительство) коллекторов, реконструкцию очистных сооружений канализации с доведением степени очистки сточных вод до нормативных требований. Для эффективного развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в регионе необходимо привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию. Для повышения инвестиционной привлекательности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Возврат вложенных инвестиций в 2013-2020 годах планируется осуществлять за счет совмещения нескольких инструментов, в том числе долгосрочного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений. Применительно к долгосрочному тарифному регулированию Программа предусматривает выполнение следующих мероприятий, предусматривающих разработку программ по долгосрочному тарифному регулированию на период реализации до 2020 года: 6. Ресурсное обеспечение Программы Расчет необходимых финансовых средств на реализацию Программы произведен исходя из заявленных к реализации муниципальными образованиями мероприятий, численности населения Волгоградской области и удельной суммы инвестиций на одного человека, определенной на основе расчетного объема инвестиций в водное хозяйство населенных пунктов Волгоградской области. Необходимый расчетный объем инвестиций на проведение реконструкции водохозяйственного комплекса Волгоградской области с учетом численности населения составляет 130566,14 млн.рублей. В эту сумму не входят затраты на межбассейновую переброску вод источников водоснабжения и реконструкцию водного хозяйства в промышленности и энергетике. Общий объем прогнозируемых затрат по Программе 132940,08 млн.рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 79,51 млн.рублей (0,06 процента); средства областного бюджета - 1508,58 млн.рублей (1,13 процента); средства местных бюджетов — 808,13 млн.рублей (0,61 процента); привлеченные средства- 130543,86 млн.рублей (98,20 процента). Основные источники внебюджетного финансирования реализации Программы определены в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Ими являются средства, полученные в результате реализации утвержденных инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, сэкономленные в результате повышения эффективности производства, а также тарифов на подключение к коммунальным системам водоснабжения и водоотведения. При этом критерии доступности, используемые для потребителей товаров и услуг организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливаются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения". (В редакции Постановления Правительства Волгоградской области от 14.10.2013 г. N 525-п) Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 11 апреля 2012 г. N 14/10 "Об установлении системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории Волгоградской области" установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса доступны для потребителей в случае их соответствия предельным индексам максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных органом регулирования. Для обеспечения условий устойчивого развития организаций, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, и наилучшего учета интересов потребителей планируется максимально полное использование возможностей всех источников финансирования с учетом существующего положения и региональных особенностей территории. В этой связи в качестве основных мер государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие систем водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области, предполагается предоставление субсидий из средств бюджетов всех уровней, включая федеральный бюджет, на софинансирование строительства, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. Перечень строек и объектов социальной значимости Программы, а также объем долевых средств местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для реализации мероприятий Программы, ежегодно корректируются в зависимости от проведенной сдачи в эксплуатацию объектов в предшествующем году, наличия проектной документации. Средства федерального, областного, местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению. Перечень строек и объектов социальной значимости, финансируемых в рамках реализации Программы "Чистая вода" на 2009-2020 годы, приведен в приложении 2. Перечень строек и объектов, по которым предусмотрены расходы на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы в рамках реализации Программы, приведен в приложении 3. 7. Механизм реализации Программы Программа реализуется на основе законодательства Российской Федерации и Волгоградской области, действующих нормативных правовых актов. Механизм реализации Программы предусматривает согласование интересов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг, и населения как потребителя данных услуг. Обеспечение финансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников подтверждается соглашением, заключенным между государственным заказчиком и инвестором. Средства областного бюджета направляются на финансирование мероприятий Программы при условии заключения государственным заказчиком соглашения с администрацией муниципального образования и (или) организацией коммунального комплекса. Соглашение между государственным заказчиком Программы, органами местного самоуправления и предприятиями предусматривает: долю и объем финансирования программных мероприятий из областного и местных бюджетов, внебюджетных источников, определенных в соответствии с условиями Программы; сроки и порядок представления отчетности; ответственность за нецелевое использование средств и нарушение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством; условия выделения средств, в том числе подтверждение фактического перечисления средств муниципального бюджета. В случае невыполнения условий соглашения финансирование муниципальных образований и организаций коммунального комплекса в рамках мероприятий Программы приостанавливается. Финансирование незавершенных строительством строек и объектов осуществляется на условиях ранее заключенных договоров с сохранением организаций, выполняющих функции заказчиков-застройщиков. Перечень строек и объектов, финансирование которых осуществляется в рамках настоящей Программы, ежегодно формируется государственным заказчиком Программы. Порядок отбора муниципальных образований Волгоградской области для предоставления и расходования средств областного бюджета определен Законом Волгоградской области от 11 апреля 2008 г. N 1661-ОД "О предоставлении бюджетам муниципальных образований Волгоградской области субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения". 8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области как на государственного заказчика Программы, который осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления. Государственный заказчик Программы осуществляет: общее руководство и управление реализацией Программы; отбор проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, представленных муниципальными образованиями, удовлетворяющих условиям и критериям отбора; формирование совместно с министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области пообъектного перечня мероприятий; координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти муниципальных образований и юридических лиц, связанных с реализацией Программы, в части исполнения ими положений Программы. Администрации муниципальных образований представляют государственному заказчику Программы ежеквартально, к первому числу второго месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе реализации Программы. Государственный заказчик ежегодно, до 1 марта, представляет в установленном порядке Губернатору Волгоградской области доклад о ходе реализации Программы. Контроль за реализацией Программы, координация деятельности исполнителей Программы осуществляются в порядке, определенном пунктом 7.6 Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ". 9. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы будет осуществляться на основе системы целевых показателей и индикаторов, которая индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий Программы. Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, и доступа к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению заболеваемости, связанной с распространением кишечных инфекций и антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений. Переход на долгосрочное регулирование тарифов в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод приведет к сокращению операционных расходов, что позволит сдерживать рост тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод одновременно с повышением качества предоставляемых услуг. Реализация Программы к концу 2020 года позволит: сократить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, до 2,2 процента; сократить удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, до 3,3 процента; сократить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, до 20 процентов; сократить долю уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, до 20 процентов; сократить число аварий в системах водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод до 3 в год на 1000 километров сетей; увеличить объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод до 45 процентов; увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 65 процентов; сократить больных брюшным тифом и паратифами А, В, С, сальмонелезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями до 30,2 на 100 тыс.человек; сократить больных вирусными гепатитами до 3,6 на 100 тыс.человек; сократить больных с болезнями органов пищеварения до 7899,6 на 100 тыс.человек; сократить больных злокачественными образованиями до 4292,5 на 100 тыс.человек. 10. Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации Программы Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации Программы, ежегодно определяется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов социальной значимости. 11. Сведения о правах юридических лиц на имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации Программы Право собственности на имущество (объекты), строительство которого производится на объектах муниципальных образований Волгоградской области с использованием бюджетных и тарифных источников, определяется в соответствии с договорными отношениями, заключаемыми в целях развития системы коммунальной инфраструктуры согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К участию в реализации Программы с целью софинансирования ее мероприятий могут быть привлечены организации или индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве частных инвесторов. Привлечение частных инвесторов осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае привлечения частных инвесторов для финансирования необходимых мероприятий права на имущество определяются в соответствии с инвестиционным договором." Первый заместитель председателя Правительства Волгоградской области А.В.Бургучев (В редакции Постановления Правительства Волгоградской области от 09.10.2012 г. N 411-п) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|