Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Астраханской области от 26.12.2003 № 5/26-р

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  26.12.2003               N  5/26-р


Об утверждении концепции
областной целевой программы
"Развитие овощеперерабатывающей
промышленности Астраханской
области на 2004-2007 годы"


     В целях развития овощеперерабатывающих  предприятий  Астраханской
области:
     1. Одобрить и утвердить  концепцию  областной  целевой  программы
"Развитие овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на
2004-2007 годы" (прилагается).
     2. Департаменту   промышленности,   транспорта,  связи,  науки  и
технологий  (Терсков  С.К.),  департаменту   экономического   развития
(Максимова  Т.Н.) и департаменту сельского хозяйства (Нестеренко И.А.)
Астраханской  области  в  срок  до  15  января  2004   года   провести
необходимые    мероприятия,   определив   государственного   заказчика
областной   целевой    программы    "Развитие    овощеперерабатывающей
промышленности  Астраханской  облает  на  2004-2007  годы"  и  срок ее
внесения  на  утверждение  в  Администрацию  Астраханской  области   в
установленном порядке.


И.о. Губернатора Астраханской области          А.А. Жилкин




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                распоряжением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 26.12.2003 N 5/26-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                областной целевой программы "Развитие
                 овощеперерабатывающей промышленности
               Астраханской области на 2004-2007 годы"

     Концепция областной       целевой       программы       "Развитие
овощеперерабатывающей промышленности Астраханской области на 2004-2007
годы"  определяет  цели,  направления  и  приоритеты  развития  данной
отрасли  в соответствии с задачами,  стоящими перед экономикой области
по  удовлетворению  потребностей  рынка  в  продукции  данного   вида,
обеспечению  устойчивого  роста объемов производства и поступательного
развития  производственной  базы   овощеперерабатывающих   предприятий
области.

                       I. Современное состояние
        овощеперерабатывающей промышленности области, проблемы
               отрасли и анализ причин их возникновения

     К началу  90-х годов прошлого столетия в Астраханской области был
сформирован мощный промышленный  комплекс  по  переработке  различного
плодоовощного сырья.
     Данная отрасль  объединяла  ряд  крупных  предприятий   с   общей
численностью   работающих   около   4   тысяч  человек.  Итоги  работы
овощеперерабатывающих предприятий оказывали  существенное  влияние  на
экономику всей Астраханской области.
     В 1990-2003 годах  овощеперерабатывающая  промышленность  области
развивалась неравномерно.  После начала экономических преобразований в
России из-за потери связей с  традиционными  покупателями,  финансовых
проблем,   сложностей   в   обеспечении  комплектующими  и  расходными
материалами объемы производства стали падать и к 1996 году сократились
по   сравнению   1990  годом  в  17,5  раза.  Позитивные  тенденции  в
овощеперерабатывающей отрасли наметились в  1997  году,  когда  индекс
физического объема  производства  составил  161 % по  сравнению с 1996
годом.
     В 2001  году объемы выпущенной продукции увеличились по сравнению
с 1996 годом в 3,7 раза,  однако в 2002 году  при  увеличении  объемов
производства   на  9,2 % произошло  снижение  объемов  переработанного
сельскохозяйственного сырья на 27 %.
     В 2003  году продолжилась тенденция уменьшения доли направляемого
на переработку сырья (данный показатель снизился до 12 %), а также  на
20%   по  сравнению  с  прошлым  годом  снизились  объемы  выпускаемой
плодоовощной продукции.
     Таким образом,  полной  стабилизации  и закрепления положительных
тенденций  в  овощеперерабатывающей  отрасли  области  пока   еще   не
достигнуто.
     В настоящее время  доля  овощеперерабатывающей  отрасли  в  общем
объеме производства пищевой промышленности составляет 5,3 %, а в общем
объеме производства промышленной продукции области - 0,5 %.
     Овощеперерабатывающая промышленность   области   представлена  17
предприятиями,  из них 8 являются крупными и средними. Все предприятия
отрасли  приватизированы.  Здесь  трудится  около  2100  человек,  что
составляет 5 % от  общей  численности  работающих   в   промышленности
Астраханской области  и  23 %   от  числа  занятых  в пищевой отрасли.
Средняя заработная плата составляет около 2 тыс. рублей.
     Имеющиеся в  настоящее  время производственные мощности позволяют
ежегодно перерабатывать более 150  тыс.  тонн  овощей.  Вместе  с  тем
имеющееся на овощеперерабатывающих предприятиях оборудование на 80-85%
предназначено  для  производства  томатной  пасты  в  крупногабаритной
упаковке, не пользующейся в настоящее время высоким спросом.
     К основным проблемам, сдерживающим развитие овощеперерабатывающей
отрасли области, относятся:
     1. Низкий технологический уровень производства,  высокая  степень
износа основных промышленно-производственных фондов.
     Большинство имеющегося   на   предприятиях    оборудования    для
переработки  овощей  физически  и  морально  устарело.  Степень износа
оборудования составляет в среднем по отрасли 70-75 %.
     Установленное еще  во  времена  СССР оборудование было в основном
предназначено для производства томатной пасты в крупногабаритной таре.
Однако  из-за  падения  вылова  рыбы  и сокращения производства рыбных
консервов потребность в данном виде продукции значительно снизилась. В
настоящее  время рынок нуждается в овощной консервированной продукции,
рассчитанной в первую очередь  на  конечного  потребителя,  в  удобной
красочной  упаковке  небольшой  емкости высокого качества и достаточно
широкого ассортимента.  Все это можно производить только  при  наличии
соответствующего  оборудования,  которого на предприятиях области явно
недостаточно.
     Кроме того,  из-за применения устаревших энерго- и материалоемких
технологических  процессов  со  значительной   долей   ручного   труда
стоимость конечной продукции достаточно высока.  Это,  в свою очередь,
влияет  на  договорные  отношения   между   сельхозпроизводителями   и
перерабатывающими   предприятиями,   поскольку  высокая  себестоимость
производимой продукции  не  позволяет  повышать  закупочные  цены   на
сельскохозяйственное сырье.
     2. Значительная  нехватка   оборотных   средств   у   предприятий
овощеперерабатывающей   промышленности   и   отсутствие   возможностей
эффективного кредитования.
     В настоящее  время  овощеперерабатывающим предприятиям не хватает
финансов даже для сохранения имеющихся объемов производства, поскольку
оборачиваемость   денежных  средств  в  овощеперерабатывающей  отрасли
составляет от 2,5 до 9 месяцев.  Кроме того,  по сравнению  с  темпами
роста стоимости энергоносителей,  жести,  других комплектующих цены на
плодоовощную  консервированную  продукцию  растут  в  последнее  время
значительно  медленнее,  что  также  уменьшает  объемы  находящихся  в
распоряжении предприятий оборотных средств.
     Необходимо отметить, что для увеличения объемов производства надо
решать вопросы дополнительного финансирования для пополнения оборотных
средств.  К примеру,  для увеличения объема перерабатываемых в области
овощей  всего  на  10  тыс.  тонн  необходимо  привлечь  порядка   130
млн. рублей.
     Существующий механизм  выделения  кредитов  достаточно  сложен  и
длителен.  Кроме  того,  не дает возможности кредитования значительный
износ основных фондов,  влияющий на величину залогового обеспечения. а
также  наличие  непогашенной  кредиторской задолженности у предприятий
отрасли.  В  связи  с  этим  ежегодная  потребность   в   кредитовании
обеспечивается примерно на 20 %.
     3. Недостаточный   объем   инвестиций   в   овощеперерабатывающую
отрасль.
     За последние  годы  объемы  вложенных   в   овощеперерабатывающую
отрасль  Астраханской  области  инвестиций незначительны.  Из наиболее
значимых проектов последнего  времени  можно  назвать  создание  новых
предприятий:  ООО  "Астраханские  соки"  и ООО "Хела-Юг" в Володарском
районе.  При этом необходимо отметить,  что ООО "Хела-Юг" по различным
причинам,  начав  работу в прошлом году,  так и не заработало в сезоне
2003 года.
     Другие примеры  объемного  инвестирования  в  предприятия  данной
отрасли практически отсутствуют.
     Это связано  в  первую  очередь  с  тем,  что  в  настоящее время
складывается ситуация,  когда вкладывать инвестиции  в  промышленность
оказалось невыгодным.
     Так, средняя рентабельность работы предприятий отрасли  даже  при
нормальной загрузке  составляет  всего  около 7 %.  При этом инфляция,
даже по официальным отчетам,  прочно  держится  на  уровне  14-15 %, а
банковская кредитная ставка составляет около 20 %. Кроме того,  анализ
показывает,  что вложение инвестиций в  уже  существующие  предприятия
неэффективно.  Замена  или  модернизация только части производственной
цепи не дает должного эффекта ни в  экономическом,  ни  в  техническом
плане  и  не приводит к значительному улучшению финансовых показателей
работы предприятия.
     Естественно, в  данной  ситуации инвестировать деньги в частичную
модернизацию  овощеперерабатывающих  предприятий   просто   невыгодно,
поскольку    окупаемость    вложенных    финансовых   средств   весьма
проблематична.
     В то же время стоимость строительства новых овощеперерабатывающих
заводов  достаточно  велика,   что   уменьшает   число   потенциальных
инвесторов.
     Кроме того,   возможные   инвесторы    обеспокоены    отсутствием
стабильных  поставок  сырья  на переработку.  В связи с этим возникает
необходимость выделения дополнительных финансовых средств для создания
своего  производства  по  выращиванию овощей с применением современных
технологий.  В  этом  случае  дополнительно  появляется  необходимость
решать вопросы выделения соответствующих земельных участков.
     4. Низкая загрузка производственных мощностей из-за  недопоставки
овощей на переработку.
     В то время когда  в  области  наблюдается  стабильное  увеличение
объемов выращиваемых овощей,  их доля,  направляемая на переработку, в
последние годы постоянно снижалась и составила в 2003 году всего 12 %.
     Данная проблема   обусловлена  в  основном  зависимостью  объемов
поставляемого   сельхозпроизводителями   на   переработку   сырья   от
складывающейся ценовой конъюнктуры на овощную продукцию,  поставляемую
в другие субъекты Российской Федерации.
     В этой  связи необходимо отметить существование порочной практики
заключения договоров,  в соответствии с условиями которых ни  одна  из
сторон  не  несла  реальной ответственности за невыполнение их.  Такая
ситуация устраивала как переработчиков, которые могли длительное время
не платить за поставленное сырье, так и сельхозпроизводителей, так как
поставка заводам овощей осуществлялась по  остаточному  принципу:  то,
что не смогли реализовать заезжим перекупщикам, поставляющим продукцию
в другие субъекты Российской Федерации.
     До 2002 года ситуация развивалась так,  что потребительский рынок
России насыщался астраханской продукцией в первые три - четыре  недели
после  начала  сбора  овощей.  Затем спрос на овощи падал,  после чего
сельхозпроизводители    начинали    сдавать    свою    продукцию    на
перерабатывающие   предприятия.  Однако  в  2002-2003  годах  рыночная
конъюнктура была намного более благоприятной для оптовых  покупателей,
в связи с чем большая часть урожая в нарушение договорных обязательств
была реализована за пределы области.
     В результате    средняя   загрузка   производственных   мощностей
овощеперерабатывающих предприятий в настоящее время  составляет  всего
25-30 %.
     Недозагрузка производственных  мощностей  ухудшает  и  без   того
сложное финансовое положение овощеперерабатывающих предприятий, что, в
свою очередь, отрицательно влияет на своевременную плату за полученные
на  переработку  овощи.  Ежегодно этот процесс растягивается на многие
месяцы,  причем иногда сельхозпроизводители получают причитающиеся  им
денежные средства только во время следующего сезона.
     5. Неритмичное  обеспечение   предприятий   овощеперерабатывающей
промышленности сельскохозяйственным сырьем.
     Анализ графиков  поступления   сельскохозяйственного   сырья   на
овощеперерабатывающие   предприятия   за   последние   несколько   лет
показывает,  что время начала переработки по отношению к срокам  сбора
урожая имеет тенденцию к уменьшению, значит, снижается возможный объем
переработанных овощей.  Дело в том,  что если в 1999-2003  годах  сбор
овощей производился примерно в одни и те же сроки (ориентировочно с 15
июля по 30 октября),  то массовое поступление сырья на  переработку  в
1999 году началось 6 августа,  в 2000 году - 8 августа,  в 2001 году -
12 августа,  в 2002 году - 17 августа,  а в 2003 году - уже только  29
августа.
     Таким образом,  за  последние  четыре   года   процент   времени,
отведенного предприятиям на переработку, значительно сократился.
     В результате только в 2003 году было потеряно почти шесть  недель
работы,  что  уменьшило возможное время интенсивной переработки овощей
более чем на 40 %.
     Кроме того,    как    показывает   динамика   сдачи   овощей   на
перерабатывающие предприятия,  из примерно 15 недель возможной  работы
5-6  недель  овощеперерабатывающие  предприятия  вынуждены  работать с
максимальной    пиковой    нагрузкой,    необходимостью    привлечения
дополнительной  рабочей  силы и мобилизации практически всех имеющихся
технических резервов и возможностей.  Именно в этот  период  возникает
ситуация, когда овощеперерабатывающие предприятия не могут принять все
направляемые  на   переработку   овощи,   поскольку   их   возможности
ограничиваются производительностью имеющегося оборудования.
     6. Отсутствие       нормальной        загрузки        предприятий
овощеперерабатывающей  промышленности  в  период  между сезонами сбора
овощей.
     Если раньше  после окончания сезона переработки овощей можно было
в большом количестве выпускать рыбные консервы,  то в  последние  годы
из-за снижения объемов вылова рыбы в регионе предприятия в межсезонный
период практически простаивают, ухудшая свое финансовое положение.
     7. Использование   в  качестве  топлива  мазута  котельными  ряда
крупных овощеперерабатывающих предприятий области.
     Использование мазута  как  основного  вида  топлива для котельных
сопряжено  с  необходимостью  содержать  специальные  емкости,  решать
вопросы  транспортировки  топлива на предприятия,  что делает довольно
значительной  энергетическую  составляющую  в  себестоимости  конечной
продукции, увеличивает ее стоимость и делает менее конкурентоспособной
по ценовому фактору.
     Анализ показывает,  что  в  себестоимости  выпускаемой  продукции
затраты на топливо снижаются при переводе на газ почти в 4 раза.
     8. Наличие кадрового дефицита.
     Ежегодная потребность в привлечении дополнительной рабочей силы в
сезон  массовой  переработки  овощей составляет около 400 человек.  До
настоящего времени данный вопрос решался путем  временного  приема  на
работу  студентов  из  Астрахани,  Республики Марий Эл,  Узбекистана и
Таджикистана.
     И если   привлечение   российских   студентов   не   сопряжено  с
какими-либо проблемами,  то  завоз  иностранных  граждан  с  недавнего
времени обременен дополнительными сложностями.  С введением в действие
с 1  ноября  2002  года  Федерального  закона  "О  правовом  положении
иностранных  граждан  в  Российской  Федерации"  процедура привлечения
импортной рабочей силы значительно усложнилась как в  организационном,
так и финансовом плане.
     Кроме того,  на  овощеперерабатывающих  предприятиях  особенно  в
сельских районах ощущается нехватка  квалифицированной  рабочей  силы,
специалистов среднего и высшего звена.
     В области имеется одно профессионально-техническое училище  N  26
(г. Харабали),  которое  готовит  рабочих  основных специальностей для
овощеперерабатывающей отрасли,  однако учится в  нем  только  молодежь
Харабалинского района, да и то в небольшом количестве.
     Основными причинами кадрового  дефицита  в  овощеперерабатывающей
отрасли является   низкая  заработная  плата,  двух-трехсменный  режим
работы  в  период  массовой  переработки  овощей,   нестабильность   в
межсезонный период из-за слабой загрузки предприятий.
     Кроме вышеперечисленных,   дальнейшему    развитию    предприятий
овощеперерабатывающей промышленности мешает ряд других, общих для всей
промышленности проблем:
     - существенный  рост  тарифов  на услуги предприятий-монополистов
(электроэнергия, тепловая энергия, газ и др.);
     - наличие  значительного  налогового  пресса,  поскольку  реформа
налоговой системы на практике оказалась гораздо менее действенной, чем
была задекларирована;
     - значительный размер арендной платы за землю;
     - необходимость  содержания  социальной  сферы  рядом предприятий
отрасли.

                      II. Цели и задачи развития
                 овощеперерабатывающей промышленности

     Основными целями  развития  овощеперерабатывающей  промышленности
Астраханской области являются:
     - стабильное      увеличение      объемов      производства     в
овощеперерабатывающей промышленности области;
     - удовлетворение   потребностей   рынка  в  высококачественной  и
конкурентоспособной  продукции,   выпускаемой   овощеперерабатывающими
предприятиями области;
     - более глубокая интеграция астраханских предприятий в российский
и зарубежный рынки продукции овощепереработки;
     - более полное и рациональное использование сельскохозяйственного
потенциала   области   за   счет   роста   объемов   перерабатываемого
плодоовощного  сырья,   повышения   конкурентоспособности   продукции,
выпускаемой овощеперерабатывающими предприятиями области;
     - оптимизация структуры  и  ассортимента  выпускаемой  продукции,
вовлечение  в  производство других, не используемых в настоящее время,
видов сельскохозяйственной продукции.
     Для достижения  указанных  целей  необходимо  обеспечить  решение
следующих задач:
     - привлечение    инвестиций    для    модернизации    действующих
производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
     - повышение производительности и уменьшение доли ручного труда;
     - внедрение новых, менее энерго- и материалоемких технологий;
     - стимулирование   процессов  реструктуризации  и  реформирования
убыточных предприятий;
     - повышение    доли    добавочной    стоимости,   создаваемой   в
овощеперерабатывающей отрасли, за счет увеличения объемов производства
продукции с глубокой переработкой сырья;
     - обеспечение гибкости производства  и  способности  промышленных
предприятий к быстрому обновлению номенклатуры выпускаемой продукции;
     - укрепление   позиций   астраханских   овощепереработчиков    на
традиционных рынках сбыта и освоение новых товарных рынков;
     - расширение  объемов  выращиваемых  овощей,  в  основном   менее
затратных  технических  сортов,  для  полного обеспечения потребностей
перерабатывающих предприятий;
     - создание ассоциации овощеперерабатывающих предприятий области и
выпуск  продукции  овощепереработки  под   единой   торговой   маркой,
подтверждающей высокое качество астраханских товаров;
     - поиск потенциальных оптовых покупателей,  способных производить
предварительную   авансовую   оплату   приобретаемой   у  астраханских
товаропроизводителей плодоовощной  продукции  к  началу  подготовки  к
сезону;
     - усиление   роли   малого   предпринимательства    в    развитии
овощеперерабатывающей отрасли;
     - решение проблемы недостатка трудовых  ресурсов,  возникающей  в
сезон переработки плодоовощной продукции.

   III. Приоритеты развития овощеперерабатывающей промышленности и
              возможные меры по решению проблем отрасли

     Приоритетными направлениями    развития     овощеперерабатывающей
промышленности области являются:
     - создание новых современных овощеперерабатывающих предприятий  с
применением ресурсосберегающих технологий, современной инфраструктурой
и наличием собственной базы по выращиванию технических сортов овощей с
низкой себестоимостью;
     - дальнейшее     развитие     и     модернизация     существующей
производственно-технической базы для переработки сельскохозяйственного
сырья;  при этом модернизацию предприятий следует проводить  только  с
учетом  необходимости  комплексного  подхода  к  улучшению технических
возможностей всех звеньев технологической  цепочки  и  вспомогательных
производств;
     - обеспечение овощеперерабатывающих предприятий  необходимым  для
нормальной работы количеством сырья;
     - организация выпуска широкого ассортимента продукции, нацеленной
в первую очередь на конечного потребителя;
     - ориентация на поставку готовой продукции в крупные промышленные
центры России;
     - развитие долговременных торгово-экономических связей с крупными
торговыми компаниями и другими субъектами Российской Федерации;
     - более  активное  участие  в  конкурсах  на  поставку  продукции
овощепереработки для государственных нужд.
     Развитие овощеперерабатывающей    промышленности     Астраханской
области  предполагается  решать  за  счет  выполнения  ряда  следующих
основных мероприятий:
     1. Активизация  работы  по  привлечению инвесторов и долгосрочных
кредитных   ресурсов   для   реализации    инвестиционных    проектов,
направленных на:
     - создание  новых  производственных  мощностей  с  использованием
современных      ресурсосберегающих      технологий      с     высокой
производительностью   труда,   способных   к    быстрому    обновлению
номенклатуры выпускаемой продукции;
     - развитие    производственно-технической    базы    промышленных
предприятий   для  более  глубокой  переработки  сельскохозяйственного
сырья.
     2. Создание  предприятиями  овощеперерабатывающей  промышленности
собственного производства по выращиванию существующих  и  новых  видов
сельскохозяйственных культур для их дальнейшей переработки и выработки
консервной продукции.
     В этих целях:
     - разработать механизм возможного  выделения  земельных  участков
либо   использования   существующей   базы  сельхозпроизводителей  для
организации    собственного    производства    плодоовощного     сырья
предприятиями перерабатывающей отрасли;
     - разработать  возможные  формы  государственной  поддержки   для
создания  на  базе  овощеперерабатывающих  предприятий интегрированных
структур по выращиванию овощей с применением  специальных  технических
сортов, капельного орошения и механизированной уборки;
     - рассмотреть   возможность   распространения   имеющихся    форм
государственной    поддержки    сельских    товаропроизводителей    на
овощеперерабатывающие предприятия, имеющие собственное производство по
выращиванию овощей.
  3. Проведение  анализа  действующего  областного  инвестиционного
законодательства  с  целью  возможного  внесения в него дополнений для
увеличения налоговых льгот  по  проектам,  связанным  исключительно  с
развитием производственно-технической базы промышленных предприятий (в
том числе и в  овощеперерабатывающей  отрасли).  Разработка  реального
механизма создания приоритетов для тех или иных отраслей промышленного
производства   с   возможным   исключением   или   сокращением    форм
государственной    поддержки    для    предприятий    и    организаций
непроизводственной   сферы   -   торговли,   общественного    питания,
материально-технического снабжения и т.д.
     4. Рассмотрение   экономической    целесообразности    возможного
изменения структуры овощеперерабатывающей отрасли в сторону увеличения
доли небольших мобильных перерабатывающих  комплексов,  осуществляющих
как первичную обработку овощей, так и выпуск готовой продукции.
     5. Разработка  мер  для  более   эффективного   использования   в
овощеперерабатывающей  промышленности  Бюджета развития при реализации
инвестиционных проектов, других форм предоставления льготных кредитов,
разработка  более  действенного  механизма  прямой финансовой помощи с
возможным привлечением бюджетных средств области.
     6. Инициирование   создания   с  участием  Администрации  области
ассоциации  овощеперерабатывающих  предприятий   области   и   выпуска
консервированной продукции под единой торговой маркой.
     7. Оказание  содействия   в   обеспечении   овощеперерабатывающих
предприятий  загрузкой  в  период между сезонами сбора овощей,  в этих
целях:
     - рассмотреть    возможности   ритмичной   поставки   рыбы-сырца,
добываемой     астраханскими     рыболовецкими     компаниями,      на
овощеперерабатывающие  предприятия  области  в  период  между сезонами
массовой переработки сельскохозяйственного сырья;
     - проработать вопросы возможной поставки из Средней Азии,  Ирана,
других   стран   прикаспийского   региона    фруктов,    концентратов,
плодоовощных    полуфабрикатов    для   последующей   переработки   на
астраханских предприятиях.
     8. Рассмотрение       возможности      ускорения      газификации
овощеперерабатывающих  предприятий,  имеющих  работающие   на   мазуте
котельные.
     9. Принятие мер к развитию  долговременных  торгово-экономических
связей с крупными торговыми компаниями и другими субъектами России для
расширения   рынков   сбыта   плодоовощной   продукции    астраханских
производителей.
     10. Внесение   предложений   по   возможному   реформированию   и
реструктуризации нерентабельных предприятий отрасли, проведение работы
по привлечению более эффективных собственников.
     11. Оказание  содействия  в  работе  по  упорядочению  договорных
отношений между сельхозпроизводителями и переработчиками с применением
жестких штрафных санкций за невыполнение условий договора.
     12. Проведение   анализа   состояния   и   перспектив   кадрового
обеспечения овощеперерабатывающей отрасли в соответствии с необходимой
потребностью.
     13. Рассмотрение   возможности  организации  работы  студенческих
трудовых отрядов на овощеперерабатывающих предприятиях области.
     14. Рассмотрение               возможности               придания
профессионально-техническому  училищу  N   26  (г. Харабали)   статуса
базового   по  подготовке  кадров  для  овощеперерабатывающей  отрасли
области  с  привлечением   технических   и   финансовых   возможностей
перерабатывающих предприятий.
     15. Рассмотрение  целесообразности  и  возможности   создания   в
области   производства   по   изготовлению  современной  упаковки  для
расфасовки готовой продукции овощепереработки.
     16. Оказание   содействия  овощеперерабатывающим  предприятиям  в
поиске партнеров  -  крупных  торговых  компаний  с  целью  возможного
авансового  финансирования  производства консервированной плодоовощной
продукции.
     17. Рассмотрение  возможности открытия сети фирменных магазинов и
оптовых баз,  расширения сбытовой сети в других  субъектах  Российской
Федерации  для  продвижения  плодоовощной  консервированной  продукции
астраханских предприятий.
     18. Рассмотрение    возможности    установления    долговременных
контактов  с  крупными   сибирскими   нефтегазовыми   компаниями   для
возможного   авансирования   поставок   плодоовощной  консервированной
продукции.
     Первый этап  выполнения  вышеуказанных  мероприятий   планируется
начать уже в 2004 и закончить в 2007 году.

               IV. Возможные источники финансирования,
                 увязка с действующими федеральными и
                   областными целевыми программами

     Возможными источниками    финансирования    выполнения     данных
мероприятий  являются  российские  и  иностранные  инвестиции,  Бюджет
развития,  денежные  средства,  используемые   в   рамках   реализации
федеральной и областных целевых программ, а также кредиты коммерческих
банков и собственные средства предприятий.
     Реализация отдельных   положений   концепции   областной  целевой
программы "Развитие овощеперерабатывающей промышленности  Астраханской
области на 2004-2007 годы" может осуществляться в рамках:
     проекта "Внедрение индустриальной технологии выращивания  овощных
культур" федеральной целевой программы "Юг России";
     федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв";
     областной целевой    программы    "Производство    картофеля    в
Астраханской области на 2002-2006 годы".

         V. Прогноз развития рынка продукции овощепереработки

     В настоящее время потребление продукции овощепереработки в России
находится на относительно низком уровне.
     Так, потребление плодоовощных консервов в России составляет всего
около  8  условных  банок на человека в год (около 4 кг),  тогда как в
Европе на одного жителя приходится от 10  до  16  кг  консервированных
овощей при биологически обоснованной норме в 40-50 кг.
     В то же время российский рынок овощной консервированной продукции
очень перспективен,  его потенциал по разным оценкам варьирует от 2 до
4,5 млрд. условных банок в год.
     В Российской   Федерации   переработка   плодоовощной   продукции
осуществляется  более  чем  на  580  предприятиях,  из  которых  число
специализированных,   стоящих  на  самостоятельном  балансе,  согласно
данным Госкомстата России, составляет 207.
     Основная доля      плодоовощных      консервов     вырабатывается
специализированными   предприятиями   -  82 %,   сельскохозяйственными
предприятиями - 13,1 %, подсобными и малыми - 4,9 %.
     В настоящее время из России ежегодно экспортируется около 30 тыс.
тонн плодоовощных консервов, что составляет всего около 5 % суммарного
объема    производства.    Экспортируются    в    основном    яблочные
концентрированные соки, томатопродукты, зеленый горошек.
     Анализ рынка  плодоовощной  продукции   показывает,   что   около
половины  объема  товарооборота  формируется  за  счет продажи изделий
зарубежного производства.  Сегодня  овощные  и  плодоовощные  консервы
российского  производства  представлены  в магазинах и на рынках всего
лишь несколькими наименованиями.
     Рынок плодоовощных  консервов  представлен в основном продукцией,
поставляемой из Болгарии, Венгрии, Германии.  Из стран СНГ чаще всего
встречается продукция из Молдавии.
     Вместе с тем маркетинговые исследования показывают,  что спрос на
отечественную  плодоовощную  продукцию будет продолжать расти.  Однако
российский рынок требует в  настоящее  время  не  просто  качественной
продукции, а расширения ее ассортимента в различном ценовом диапазоне,
в том числе сравнительно недорогих изделий,  улучшения  внешнего  вида
упаковки, более удобной расфасовки.
     Таким образом,  несмотря на  значительное  присутствие  импортных
товаров,  прогноз  российского рынка плодоовощной продукции достаточно
оптимистичен и перспективен для отечественных товаропроизводителей.

                  VI. Меры государственной поддержки
                 овощеперерабатывающей промышленности

     Эффективное развитие овощеперерабатывающей промышленности,  как и
других   секторов   экономики   области,   во   многом   зависит    от
государственной    политики    в    сфере   инвестиций   и   повышения
конкурентоспособности продукции астраханских предприятий.
     Основные меры,   способствующие  развитию  отрасли,  должны  быть
направлены на:
     - совершенствование  областного законодательства с целью создания
условий для повышения инвестиционной активности;
     - проведение            реструктуризации           нерентабельных
овощеперерабатывающих предприятий,  находящихся в  сложном  финансовом
положении;
     - содействие в реализации инвестиционных проектов, осуществляемых
на территории области, в том числе с участием иностранных инвесторов;
     - активизацию инновационной деятельности;
     - содействие развитию финансового лизинга техники, используемой в
овощеперерабатывающей отрасли;
     - включение     важнейших     научно-исследовательских     работ,
ориентированных  на  создание   новых   высокоэффективных   технологий
производства    продукции    овощепереработки,    в    действующие   и
разрабатываемые областные целевые программы;
     - финансирование из областного бюджета погашения части процентной
ставки кредитов при реализации инвестиционных  проектов,  направленных
на пополнение оборотных средств овощеперерабатывающих предприятий.

                    VII. Инновационная политика и
                      внедрение новых технологий

     Развитие овощеперерабатывающей промышленности должно базироваться
на  более  широком  применении современных технологических процессов и
оборудования,  способных обеспечить конкурентоспособность плодоовощной
консервированной продукции.
     Предусматривается обеспечение роста  инновационной  активности  в
отрасли   путем   создания   и   развития   системы  соглашений  между
разработчиками, изготовителями и потребителями инновационной продукции
с  привлечением  научно-технического  потенциала  учебных  заведений и
промышленной базы области.
     В овощеперерабатывающей             отрасли,             учитывая
природно-производственные условия региона, предполагается внедрение:
     - асептического     консервирования     для     концентрированных
томатопродуктов, расфасованных в крупные емкости;
     - установок для производства концентрированных плодоовощных соков
и порошков, чипсов и консервированного картофеля;
     - современных технологий сушки овощей;
     - современного     дозировочного     и     фасовочно-упаковочного
оборудования    для    использования   картонных,   ламинированных   и
фольгированных пакетов емкостью 0,25 л, 0,5 л, 1,0 л.
     - полного  перехода  на  современную  стеклянную  тару с крышками
"твист-офф" и другую современную упаковку;
     - более   современного  оборудования  для  повышения  качества  и
расширения   ассортимента   производимой   замороженной   плодоовощной
продукции;
     - технологии  длительного  хранения  овощей  и  фруктов  в  среде
инертного газа.

           VIII. Ожидаемые результаты реализации областной
                          целевой программы

     Осуществление мер,   предусмотренных   основными    направлениями
развития отрасли, позволит:
     - увеличить производство плодоовощной продукции в соответствии  с
потребностями экономики области,  количественно и качественно улучшить
структуру выпускаемой продукции;
     - повысить   эффективность   и   конкурентоспособность   отрасли,
обеспечив ей достойное место на рынке плодоовощной продукции;
     - создать   условия,  обеспечивающие  социальную  стабильность  в
сельских   районах   области,   для   которых    овощеперерабатывающая
промышленность является одной из базовых отраслей экономики;
     - увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.


Информация по документу
Читайте также