Расширенный поиск
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 08.10.1999 № 360ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 08.10.99 N 360 О региональной концепции сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999-2005 годы В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 года N 453 и его распоряжения от 20 мая 1998 года N 573-р, связанных с реформированием российской науки, ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить региональную концепцию сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области (прилагается). 2. Комитету экономики и инвестиционной политики Администрации области (Максимова) ввести в действие региональную концепцию сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области и мероприятия по ее реализации (приложение). 3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А. И.о. Главы Администрации области Э.М. Володин УТВЕРЖДЕНО Постановление Главы Администрации области от 08.10.99 N 360 РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999-2005 годы I. Введение К концу XX века человечество пришло со значимыми научными и техническими достижениями, коренным образом изменившими уклад жизни на планете. В промышленно развитых странах наука стала мощной производительной силой. Научный продукт сегодня, воплощенный в производство, определяет конкурентоспособность изделия. Что касается региональной науки, она стала более открытой. Расширилось участие астраханских ученых и в целом вузов, научных учреждений в различных программах как федерального, так и регионального уровня, в том числе и международных. Расширились источники финансирования (поддержки) научных исследований, включая и международные гранты. В регионе появились новые формы финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) на конкурсной основе (например, система грантов). Принятые организационные меры и координация научно-технической деятельности в Астраханской области со стороны как Министерства науки и технологий РФ, так и Администрации области позволили в сложных экономических условиях работы сохранить существенную и наиболее активную часть научного и научно-технического потенциала Астраханской области. В то же время научная и научно-техническая деятельность, в том числе и в регионе, остается еще мало привлекательной для высококвалифицированных специалистов, особенно для талантливой молодежи, что не способствует развитию в полной мере региональной науки. Настоящая региональная концепция сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999-2005 годы разработана комитетом экономики и инвестиционной политики Администрации области в развитие концепции реформирования российской науки (1998 г.), постановлений Правительства Российской Федерации по поддержке отечественной науки, концепции инновационной деятельности в Российской Федерации (1999 г.), Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (1998 г.) и предусматривает содействие развитию и сохранению наиболее результативной части научного, научно-технического и инновационного потенциала Астраханской области. Концепция распространяется на научные учреждения, вузовский сектор науки и инновационные организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности. II. Исходная база для сохранения и развития науки, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области Исходной базой для этой цели являются государственные законодательные и нормативные акты по науке и инновационной деятельности, федеральная целевая программа социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года, нормы социальной защиты и охраны прав научных работников. Научный, научно-технический и инновационный потенциал Астраханской области - это более 50 учреждений научной сферы, в том числе 13 научных учреждений отраслевого профиля, научные центры в государственных вузах (филиалах), более 30 малых научно-технических и инновационных предприятий и творческих коллективов. Основной объем научно-исследовательских работ (НИР) падает на государственный сектор науки (до 75%), до 15% от общего числа НИР приходится на временные научные коллективы, в том числе и малые научно-технические предприятия. Государственная поддержка в научных учреждениях региона составляет до 50% от общего объема финансирования НИОКР, поддержка из областного бюджета составляет не более 3-4% от общего объема финансирования НИОКР. На хозрасчетную тематику в области приходится от 15 до 20% всех выполняемых в научной сфере НИОКР. Инвестиции в науку в регионе из разных источников финансирования практически составляют весьма незаметную долю (до 5-6%) всего объема финансирования региональной науки. Научный потенциал Астраханской области включает в себя свыше 50 академиков и членов - корреспондентов различных академий (в том числе и международных), более 100 профессоров к докторов наук, более 600 кандидатов наук и доцентов. Число обучающихся в аспирантурах за последние два года выросло с 220 до 302 человек. Особенно острым вопросом в организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Астраханской области остается ее финансирование. В последние годы финансовая поддержка деятельности государственных научных учреждений, в том числе и в академической системе, сократилась почти на 55%. Недофинансируется содержание инфраструктуры научных организаций. Поддержка конкурсных инициативных НИОКР, выполняемых различными научными коллективами, из областного бюджета также весьма незначительна и носит эпизодический характер. Наиболее острым вопросом функционирования учреждений научной сферы остается также и вопрос практического использования научно-технических разработок. До настоящего времени в Российской Федерации не создан механизм реализации результатов НИОКР, порядок отбора и финансирования инновационных проектов, механизм введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных в результате проведения НИОКР и государственного заказа науке. Все это отрицательно сказывается на результативности российской науки. III. Основные задачи разработки концепции Основной задачей разработки региональной концепции сохранения и развития научной, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на 1999-2005 годы является обеспечение условий для превращения региональной науки в действенный ресурс социально-экономического обновления Астраханской области, укрепление и наращивание ее интеллектуального и экономического потенциала. Она включает: - формирование мобильного научно-технического потенциала, отвечающего экономическим и ресурсным возможностям Астраханской области; - повышение эффективности использования научно-технического потенциала; - совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров; - определение приоритетов в научной деятельности и концентрации на них имеющихся ресурсов; - ориентирование научно-технического потенциала на решение задач, поставленных в федеральной целевой программе социально-экономического развития Астраханской области на 1997-2000 годы; - обеспечение свободы научного и технического творчества; - согласованность в действиях с Министерством науки и технологий РФ и академиями наук; - взаимоинтеграцию академического, вузовского и отраслевого секторов наук; - совершенствование межрегионального и международного научно-технического сотрудничества; - совершенствование системы финансирования НИОКР, проводимых различными научными учреждениями и вузами области. IV. Активизация государственной научной и научно-технической политики Главное звено активной научной политики и системы ее реализации - государственный заказ науке, определяемый стратегией развития Астраханской области. Администрация области в целях оказания финансовой поддержки наиболее актуальных тематических направлений НИОКР, начиная с 1998 года, проводит конкурсы работ с выдачей грантов их победителям. Конкурсный отбор таких работ проводится открыто на основе независимой экспертизы, определяющей обоснованность предложений и их соответствие основным критериям: перспективность выбранного направления, обеспечение экономической и оборонной безопасности, эффективность использования бюджетных ассигнований, потребность рынка. Органы государственной власти в регионе обязаны поддерживать инициативу научного сообщества Астраханской области, а также деятельность общественного сектора организаций науки, включающего отделения академий, научные сообщества, ассоциации и т.д. Первейшую необходимость в поддержке НИОКР, выполняемых в рамках федеральных и региональных целевых программ, Администрация области видит в обеспечении концентрации средств по наиболее актуальным и близким к завершению темам, поддерживаемым научными и внебюджетными фондами. В ходе реформы региональной науки, проводимой в рамках федеральной концепции реформирования науки и настоящей концепции, необходимо усилить процесс ее интеграции с образованием, превращение вузов в мощные центры научно-инновационного развития. Ориентиром здесь должна стать уже апробированная в ряде университетов и вузов России практика, при которой ведущие научные сотрудники научно-исследовательских учреждений участвуют в подготовке научных кадров, а преподаватели и студенты активно работают над современными научными проблемами в академических и отраслевых лабораториях, в научных организациях в составе вузов Астраханской области. Реализацию областной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" следует рассматривать как важный шаг в этом направлении. Действенным механизмом реализации государственного заказа науки должна стать контрактная система в сфере проведения НИОКР. Она должна основываться на системе публичных конкурсов, предметом которых станет право заключения контракта на выполнение НИОКР по заданию заказчика. Освоение и использование их результатов будут способствовать решению социально-экономических задач Астраханской области, защите интеллектуальной собственности, отработке механизма долевого участия внебюджетных источников в финансировании НИОКР. В дальнейшем необходимо расширение различных международных и межрегиональных научно-технических связей с различными образовательными и научными учреждениями Астраханской области. Необходимо выработать региональную политику в области международного научно-технического сотрудничества в полном соответствии с региональными интересами и реальной геополитической ситуацией Астраханской области, ориентируя ее на совместные конкурентоспособные разработки и продвижение продукции астраханских ученых на рынке. Особая роль должна быть отведена научно-техническому сотрудничеству со странами СНГ, особенно с приграничными (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Киргизстан). При этом должна быть обеспечена свобода выбора партнеров в научно-техническом сотрудничестве, направлений, форм коопераций и т.п. Участие астраханских ученых в международном научно-техническом сотрудничестве должно содействовать дальнейшей интеграции региональной науки в мировую систему разделения труда в сфере науки и техники, а также расширению внедрения научных достижений в Астраханской области. Выработка, реализация и корректировка региональной научно-технической политики должна проводиться с широким участием всех заинтересованных в ней сторон: администраций районов, города и области, департамента общего и профессионального образования Администрации области, совета ректоров вузов области, промышленных предприятий, банковского капитала, представителей малого бизнеса. Наиболее активную роль здесь должны сыграть совет директоров научно-исследовательских, опытно-конструкторских организаций и ректоров вузов Астраханской области, созданный при комитете экономики и инвестиционной политики Администрации области в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 28.09.98 N 422, научные союзы и ассоциации, отделения общественных академий наук. V. Укрепление взаимосвязей науки и общества Известно, что наука является неотъемлемой составляющей общественного воспроизводства и должна рассматриваться как полноправная часть экономики. Необходимо помнить, что научные знания непосредственно воздействуют на общественную, духовную и политическую жизнь любого региона. В современном обществе наука усиливает свое воздействие на систему государственного управления. Успех политических, управленческих и организационных решений уже сейчас зависит от того, насколько они опираются на научную методологию, экономические расчеты. Необходимо всячески поддерживать составление научно-технических прогнозов в составе прогнозов социально-экономического развития Астраханской области для принятия различных управленческих решений, развивать научные исследования в областях: национальные и межнациональные отношения, история Астраханского края, перспективные направления развития экономики в Астраханской области и т.д. В Астраханской области должна постоянно расширяться образовательная и просветительская функции науки (популяризация в наиболее доступной форме научно-технических достижений ученых региона в средствах массовой информации). Необходимо конкретно показывать обществу эффективность проведения научных исследований, на которые были потрачены средства областного бюджета, а также те выгоды, которые Астраханская область получит от их реализации. Комитету экономики и инвестиционной политики Администрации области совместно с учеными следует совершенствовать свои действия по популяризации научно-технических достижений, созданных учеными Астраханской области. VI. Реструктуризация сети научных организаций Основой государственной политики в научно-технической сфере является формирование эффективного государственного сектора науки с учетом имеющихся в регионе финансовых и кадровых возможностей, а также потребностей производства. Государственный сектор науки Астраханской области должен объединять научно-исследовательские организации, имеющие значительные научные заделы и способные по своему оснащению и кадровому потенциалу обеспечить их продвижение в производство, в социальную и управленческую практику в регионе, а также на межрегиональный уровень научно-технической продукции. Ограниченность бюджетных возможностей Астраханской области требует реформирования сети учреждений и пересмотра приоритетов финансирования научной тематики. Формирование сети научных организаций в Астраханской области предусматривает: - инвентаризацию имеющихся на территории области научных организаций и анализ их деятельности; - организацию подготовки и представления научных учреждений разных организационно-правовых форм и форм собственности к государственной аккредитации и тем самым признание их научного статуса и правомерности предоставления им установленных действующим законодательством различных льгот; - выдачу предложений о наиболее целесообразных путях функционирования научных учреждений (не федеральной, а региональной подчиненности), в том числе и по их перепрофилированию в связи с утратой своего научного профиля, не получающих в течение длительного времени высоких научно-технических результатов. К учреждениям, подлежащим реформированию в той или иной степени, следует отнести: АО "АНИИТИВУ", АО "АстрНИИБ", АО "АЦКБ", Астраханский исследовательский комплексный отдел "Транснефтеавтоматика" и ряд малых предприятий научного профиля, которые в настоящее время не определились в своей научно-технической деятельности как научные организации и значительно утратили свою научную значимость. В то же время, необоснованное сокращение организаций научной сферы недопустимо, так как может лишить региональную науку перспектив развития. Таким образом, основная задача структурной перестройки региональной науки состоит в том, чтобы добиться повышения эффективности научных исследований, обеспечения исследований по тематике, отражающей социально-экономическую потребность Астраханской области на ближайшую перспективу, и привлечения в научную сферу новых финансовых источников. Начальным этапом в реструктуризации сети научных организаций Астраханской области, как и во всей России, является их инвентаризация, носящая в регионе обязательный характер, и по итогам которой должно быть принято решение о месте научной организации в научной сфере Астраханской области, а также целесообразности их государственной аккредитации. Реструктуризация государственного сектора осуществляется федеральными органами управления наукой (по подчиненности). VII. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной сфере Главным условием в улучшении кадровой ситуации является восстановление в обществе престижности научного труда и соответствующей этому труду оплаты. Только решив данную проблему, можно привлечь в научную сферу наиболее талантливую молодежь, окончившую высшие учебные заведения как Астраханской области, так и других регионов. Следует оказывать финансовую поддержку научно-педагогическим кадрам государственных вузов Астраханской области, постоянно совершенствуя формы такой поддержки и направляя ее на получение высоких научных результатов. В качестве первоочередных мер, способных смягчить кадровые проблемы, следует считать уже начавшийся в ряде вузов области (АГПУ, АГТУ и АГМА) процесс их интеграции с учреждениями академической и отраслевой науки, который необходимо углублять и расширять в процессе государственной аккредитации учреждений научной сферы. Существенное значение для закрепления в науке молодежи имеет разработанная и осуществляемая областная целевая программа по государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки в Астраханской области на 1997-2000 годы и функционирующая поддержка интеллектуального потенциала вузов Астраханской области. Администрация области будет и в дальнейшем поддерживать талантливую молодежь, обучающуюся в аспирантуре и докторантуре. Крайне необходимо повышение уровня реализации этих программ, внимания и ответственности со стороны органов управления образованием, органов исполнительной власти в районах, городе и области в целом. Необходимо увеличение финансирования нужд региональной науки в размере 0,5% с 2001 года и доведением до 1,0% в 2005 году от расходной части областного бюджета. Следует поддерживать подготовку научных кадров как через аспирантуры вузов области, так и через сеть аккредитованных государственных научных организаций России, имеющих собственную аспирантуру. Необходимо также начать и в дальнейшем совершенствовать подготовку кадров, в том числе и управленческого персонала, для сферы науки и инновационной деятельности на основе новых обучающих технологий. Структурообразующим ядром научных коллективов являются кадры высшей квалификации - доктора наук, профессоры, возглавляющие научные коллективы и имеющие перспективных учеников. При выделении средств на поддержку научных коллективов из областного бюджета в последующие годы следует учитывать число докторов, профессоров и кандидатов наук в них. Одновременно следует принимать во внимание наличие в организации резерва талантливой молодежи. В условиях дефицита ресурсов резко возрастает роль системы аттестации научных кадров, которая призвана содействовать выявлению наиболее продуктивных исследований. Особой всеобщей заботой Администрации области, департамента общего и профессионального образования должна стать систематическая работа со школьниками и студентами вузов в целях выявления и подготовки к творческой работе одаренных подростков. В вузах области, колледжах, ПТУ, школах необходимо поддерживать научные общества учащихся, студентов, систему конкурсов научных проектов, олимпиад всех уровней и организацию научно-популярных лекций ведущих ученых для учителей и школьников. Большая часть этих мероприятий должна быть выполнена по линии департамента общего и профессионального образования Администрации области, комитетов экономики и инвестиционной политики и по делам молодежи Администрации области, вузов области. VIII. Повышение инновационной активности В основу развития инновационной инфраструктуры должно быть положено создание инновационно-технологических центров (ИТЦ) и (или) научно-технологических парков (НТП) с последующим их подключением в инновационную сеть России. Приоритетная роль в развитии инновационной деятельности принадлежит Астраханскому государственному техническому университету и Астраханскому инженерно-строительному институту. При дефиците собственных денежных средств у предприятий и ограниченности государственной поддержки для активизации инновационной деятельности крайне необходимо привлечение финансов из негосударственных источников (коммерческие банки, средства предпринимателей и т.п.). Учитывая, что учреждения научной и научно-технической сферы Астраханской области обладают большим потенциалом для разработки высокоэффективных технологий и новой техники, они могут стать весьма привлекательными для сферы вложения средств различными инвесторами. Следует значительно активизировать работу представительства (при комитете экономики и инвестиционной политики Администрации области) фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Наиболее эффективный путь внедрения научных разработок - через сеть малых и средних инновационных фирм, способных в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную наукоемкую продукцию. Широкое развитие инновационного предпринимательства в Астраханской области позволит вовлечь в процесс рыночных преобразований и оживления региональной экономики большой научно-технический потенциал. Крайне необходимо принять действенные меры по защите патентного пространства в регионе и, в частности, по защите прав обладателей интеллектуальной собственности на территории Астраханской области. В этих целях необходимо активизировать деятельность патентных служб (служб правовой охраны объектов промышленной собственности) и улучшить методическое руководство их деятельностью со стороны комитета экономики и инвестиционной политики Администрации области. Следует расширять использование объектов промышленной собственности при реализации внедрения инновационных проектов. IX. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности Первоочередными задачами совершенствования системы финансирования региональной науки в условиях ее реформирования должны стать повышение эффективности работы в условиях ограниченных средств и приоритетности выполняемых исследований и разработок. Необходимы расширение и конкретизация работ, связанных с деятельностью различных инновационных предприятий. Финансирование деятельности предприятий малого бизнеса в научно-технической сфере должно осуществляться из следующих источников: - кредиты банков и различных фондов; - кредиты фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; - бюджетные ассигнования (федерального и областного бюджетов) на конкурсной основе; - спонсорские средства, в том числе и международные; - внебюджетные средства развития науки, техники и инновационной деятельности и других. Необходимо создание в 2000 году Астраханского областного внебюджетного фонда поддержки науки и инновационной деятельности в соответствии с принятым в декабре 1998 года Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Инновационная политика в Астраханской области должна в полной мере соответствовать концепции инновационной деятельности в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации в 1999 году. Необходимо выделить к 2005 году на нужды региональной науки и инновационной деятельности не менее 1,0% от расходной части областного бюджета, что согласуется с требованиями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", в котором предусмотрено выделение на науку до 4% от расходной части федерального бюджета. Следует обеспечить стабильность выделения средств, безусловное исполнение планов и целевых назначений в области финансовой поддержки науки и инновационной деятельности. В дальнейшем по мере стабилизации экономики области следует установить долю расходов на науку и инновационную деятельность на уровне 1,0% от расходной части областного бюджета. Только такая поддержка научной и инновационной сфер сможет содействовать ее сохранению и преумножению. Необходимо также направлять бюджетные средства в первую очередь на поддержку научных исследований по тем направлениям, в которых уже наметился научный и технический прорыв. Следует разработать и внедрить в практику проведения прикладных исследований положение об их финансировании на возвратной основе по конкурсу в форме льготных кредитов и субсидий Администрации области. Для прикладных исследований исключительно важное значение имеют внебюджетные фонды НИОКР. Именно они могут и должны стать стимуляторами развития рынка технологий в Астраханской области. Поэтому необходимо принять меры по разработке нормативно-правовых актов, в том числе и по механизму финансирования таких фондов, с учетом федеральных законов и нормативных материалов по вопросам науки и инновационной деятельности. Необходимо обеспечить максимально возможную степень объективности при проведении конкурсных отборов проектов путем привлечения наиболее компетентных и независимых экспертов, их периодическую ротацию, совершенствование методики экспертизы. Следует привлекать частные инвестиции предпринимателей на наиболее взаимовыгодных условиях для вложения их в региональную науку и инновационную деятельность. Следует считать перспективным финансирование важнейших НИОКР государственным и коммерческим секторами, позволяющее согласовать общественные и частные интересы, интегрировать государственные приоритеты с предпринимательской инициативой. Вся система областного бюджетного финансирования научно-исследовательских работ и расходования организациями выделенных ассигнований должна быть "прозрачной" для того, чтобы исключить злоупотребления, обеспечить эффективность использования бюджетных средств. Важным катализатором финансирования региональной науки является реформирование местного налогообложения для научных организаций и системы управления наукой, что должно стать первоочередной задачей комитета экономики и инвестиционной политики Администрации области. X. Развитие информационного обеспечения науки и инновационной деятельности Эффективность научной и инновационной деятельности в решающей степени определяется возможностью доступа к научно-технической информации. Как известно, информационный обмен влияет на научно-информационную деятельность и превращает его в один из важнейших элементов научной инфраструктуры. Необходимо разработать и принять меры по восстановлению притока научной литературы и периодики, в первую очередь, в областную научную библиотеку им. Крупской. Следует предусматривать, начиная с 2001 года, в областном бюджете средства на приобретение необходимой патентной и научно-технической литературы для ученых города и области. Необходимо также признать целесообразным расширение издания на полиграфических базах вузов Астраханской области научных сборников, брошюр, монографий местных ученых по приоритетным направлениям науки. Координаторами данной работы должны выступить департамент общего и профессионального образования и комитет экономики и инвестиционной политики Администрация области. Следует в дальнейшем уделять наибольшее и пристальное внимание внедрению новых информационных технологий, что позволит организовать непрерывный мониторинг состояния научно-технического потенциала, включив такие его аспекты, как статистика науки и инноваций. Использование информационных технологий в науке должно обеспечивать более тесное взаимодействие науки, образования, промышленности, социальной сферы, повысить качество исследований и разработок и ускорить реализацию наукоемких инвестиционных проектов. Международное сотрудничество в информационной области является важным аспектом. Учитывая возможность разработки учеными Астраханской области и учеными других стран различных научных проблем, необходимо совершенствование сотрудничества и в информационной области. На повестку дня такого сотрудничества выходят вопросы использования полученных результатов и распределения прав на объекты интеллектуальной собственности. XI. Совершенствование нормативно-правовой базы региональной научной и инновационной сферы Основными нормативно-правовыми документами для региональной науки и инновационной деятельности являются: - Доктрина развития российской науки; - Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (с дополнениями и изменениями 1998 года); - постановление Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки Российской Федерации"; - постановление Правительства Российской Федерации "О концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы" (N 832 от 24 июля 1998 года). Изменение в регионе социально-политической и экономической ситуации требует корректировки и совершенствования нормативно-правовой базы науки. В качестве конкретных шагов необходимо назвать разработку и принятие в регионе следующих нормативно-правовых документов: - закон Астраханской области об инновационной деятельности и инновационной политике; - закон Астраханской области о внебюджетном фонде поддержки науки и инновационной деятельности; - положение об инновационной деятельности в Астраханской области; - положение об охране прав владельцев интеллектуальной собственности; - положение о порядке введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Приложение к постановлению Главы Администрации области от 08.10.99 N 360 МЕРОПРИЯТИЯ по реализации региональной концепции сохранения и развития науки, научно-технической и инновационной сферы в Астраханской области на период 1999-2005 года ---T--------------------------T---------T---------------T-------------------¬ ¦NN¦ Наименование мероприятий ¦Срок ис- ¦ Ответственные ¦ Форма отчетности ¦ ¦пп¦ ¦полнения ¦ исполнители ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦ I. Активизация научно-технической политики ¦ +--T--------------------------T---------T---------------T-------------------+ ¦1.¦Совершенствовать систему ¦1 кв. ¦Комитет эконо- ¦Положение о губер- ¦ ¦ ¦выделения грантов Адми-¦2000 г. ¦мики и инвес-¦наторских грантах ¦ ¦ ¦нистрации Астраханской¦ ¦тиционной по-¦Администрации Аст-¦ ¦ ¦области на выполнение¦ ¦литики Адми-¦раханской области¦ ¦ ¦инициативных НИОКР ¦ ¦нистрации об-¦в научной сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦2.¦Разработать новое поло-¦IV кв. ¦Комитет эконо-¦Распоряжение Главы¦ ¦ ¦жение о губернаторских¦1999 г. ¦мики и инвес-¦Администрации об-¦ ¦ ¦грантах по поддержке¦ ¦тиционной по-¦ласти и Положение¦ ¦ ¦интеллектуального потен-¦ ¦литики совмест-¦ ¦ ¦ ¦циала узов Астраханской¦ ¦но с департа-¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ментом общего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и профессио-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нального обра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зования Адми-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нистрации об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦3.¦Организовать государст-¦в течение¦Комитет эконо-¦Документы по ак-¦ ¦ ¦венную аккредитацию науч-¦1999- ¦мики и инвес-¦кредитации Миннау-¦ ¦ ¦ных учреждений области ¦2000 г.г.¦тиционной поли-¦ки РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тики, руково-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дители научных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦4.¦Не реже одного раза в год¦Один раз ¦ _"_ ¦Протокол совещания¦ ¦ ¦на совещании совета ди-¦в год ¦ ¦с рекомендациями ¦ ¦ ¦ректоров НИИ, КБ и ректо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ров вузов Астраханской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области рассматривать¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организационные вопросы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития научно-техни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческой сферы области ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦5.¦Разработать положение о ¦II кв. ¦Комитет эконо-¦Распоряжение Главы¦ ¦ ¦действиях комитета эконо-¦2000 г. ¦мики и инвести-¦Администрации об-¦ ¦ ¦мики и инвестиционной¦ ¦ционной поли-¦ласти и Положение¦ ¦ ¦политики Администрации¦ ¦тики, руково-¦ ¦ ¦ ¦области по организации¦ ¦дители научных¦ ¦ ¦ ¦правовой защиты объектов¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦интеллектуальной собст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венности, созданной в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦6.¦Подготовить и заключить с¦IV кв. ¦Комитет эконо-¦Подписанное сторо-¦ ¦ ¦Министерством науки и ¦1999 г.- ¦мики и иннова-¦нами соглашение ¦ ¦ ¦технологий РФ соглашение¦I кв. ¦ционной поли-¦ ¦ ¦ ¦о сотрудничестве в науч-¦2000 г. ¦тики Админист-¦ ¦ ¦ ¦ной, научно-технической ¦ ¦рации области ¦ ¦ ¦ ¦и инновационной деятель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦7.¦Наладить межрегиональные¦I кв. ¦ _"_ ¦Договоры (соглаше-¦ ¦ ¦научно-технические свя- ¦2000 г. и¦ ¦ния) о научно- ¦ ¦ ¦зи с организациями науч-¦в течение¦ ¦техническом сот-¦ ¦ ¦но-технической сферы ¦2001-2004¦ ¦рудничестве между¦ ¦ ¦Поволжья и других регио-¦г.г. ¦ ¦регионами ¦ ¦ ¦нов России. Организовать¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обмен опытом работы ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦8.¦Осуществлять поддержку¦постоянно¦Комитет эконо-¦Протоколы совеща-¦ ¦ ¦НИОКР, выполняемых в рам-¦в течение¦мики и инвес-¦ний совета дирек-¦ ¦ ¦ках региональных и феде-¦1999-2005¦тиционной по-¦торов НИИ, КБ и¦ ¦ ¦ральных Программ, путем¦г.г. ¦литики, депар-¦ректоров вузов¦ ¦ ¦концентрации средств на¦ ¦таменты Адми-¦Астраханской облас-¦ ¦ ¦наиболее актуальных для¦ ¦нистрации об-¦ти ¦ ¦ ¦области и близких к за-¦ ¦ласти, вузы и¦ ¦ ¦ ¦вершению работах ¦ ¦научные учреж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дения ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦ II. Укрепление взаимосвязи науки и общества ¦ +--T--------------------------T---------T---------------T-------------------+ ¦1.¦Сообщать в средствах мас-¦постоянно¦Комитет эконо-¦Передача информации¦ ¦ ¦совой информации: ¦в течение¦мики и инвести-¦в СМИ ¦ ¦ ¦- о конкурсах на получе-¦1999-2000¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦ние грантов; ¦г.г. ¦ки Администра-¦ ¦ ¦ ¦- о ходе выполнения НИОКР,¦ ¦ции области ¦ ¦ ¦ ¦финансируемых по грантам;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- о достижениях астрахан-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ских ученых в родствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных отраслях народного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- об участии астраханских¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ученых в международных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и всероссийских научно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦технических мероприятиях ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦2.¦Расширять участие научных¦ -"- ¦Комитет инвес-¦Временные обменные¦ ¦ ¦организаций области в меж-¦ ¦тиционной по-¦фонды научно- ¦ ¦ ¦региональном и международ-¦ ¦литики, ВУзы,¦методической лите-¦ ¦ ¦ном обмене научной и¦ ¦НИИ области ¦ратуры и монографии¦ ¦ ¦учебно-методической ¦ ¦ ¦в НТБ ¦ ¦ ¦литературой ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦3.¦Ежегодно определять ре-¦ежегодно ¦Комитет эконо-¦Перечни приоритет-¦ ¦ ¦гиональные приоритеты по¦ ¦мики и инвес-¦ных направлений¦ ¦ ¦результатам прогнозов¦ ¦тиционной поли-¦научных исследова-¦ ¦ ¦научных учреждений, фе-¦ ¦тики, совет ди-¦ний ученых Астра-¦ ¦ ¦деральных целевых программ¦ ¦ректоров НИИ,¦ханской области ¦ ¦ ¦и доктрины российской¦ ¦КБ и вузов¦ ¦ ¦ ¦науки ¦ ¦Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦ III. Реструктуризация сети научных организаций ¦ +--T--------------------------T---------T---------------T-------------------+ ¦1.¦Проводить инвентаризацию¦не реже ¦Комитет эконо-¦Акты инвентаризации¦ ¦ ¦законченных НИОКР в¦ одного ¦мики и инвес-¦и рекомендации по¦ ¦ ¦научных и проектных¦раза в 3 ¦тиционной поли-¦повышению эффектив-¦ ¦ ¦учреждениях государствен- ¦ года ¦тики, совет ди-¦ности проводимых¦ ¦ ¦ной формы собственности ¦ ¦ректоров НИИ,¦НИОКР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦КБ и вузов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦2.¦Рассмотреть итоги аккре-¦III кв. ¦Комитет эконо-¦Протокол совещания.¦ ¦ ¦дитации научных органи-¦2000 г. ¦мики и инвес-¦ Информационное ¦ ¦ ¦заций на совещании у¦ ¦тиционной поли-¦письмо в научные ¦ ¦ ¦председателя комитета¦ ¦тики Админист-¦учреждения ¦ ¦ ¦экономики и инвестиционной¦ ¦рации области ¦ ¦ ¦ ¦политики Администрации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦3.¦Содействовать созданию в¦в течение¦Комитет эконо-¦Оказание необходи-¦ ¦ ¦научных организациях и¦1999-2005¦мики и инвести-¦мой помощи научным¦ ¦ ¦учреждениях филиалов (ла-¦г.г. ¦ционной полити-¦организациям и ¦ ¦ ¦бораторий) вузов области¦ ¦ки, АГТУ, АГПУ,¦вузам области ¦ ¦ ¦с целью дальнейшей интег-¦ ¦АГМА и др. ¦ ¦ ¦ ¦рации образовательного¦ ¦вузов области ¦ ¦ ¦ ¦процесса и фундаментальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦научных исследований ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦4.¦Активизировать работу¦в течение¦Комитет эконо-¦Программа семинара ¦ ¦ ¦постоянно действующего се-¦года ¦мики и инвести-¦ ¦ ¦ ¦минара по организации и¦ ¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦управлению наукой для мо-¦ ¦ки Администра-¦ ¦ ¦ ¦лодых ученых и студентов¦ ¦ции области ¦ ¦ ¦ ¦вузов ¦ ¦ ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦5.¦Повысить действенность ра-¦I кв. ¦Комитет эконо-¦Программа внедрения¦ ¦ ¦боты научно-технологи- ¦2000 г. ¦мики и инвести-¦научно- техничес- ¦ ¦ ¦ческого парка "Каспий" при¦ ¦ционной полити-¦ких достижений на¦ ¦ ¦АГТУ ¦ ¦ки, АГТУ, соуч-¦предприятиях Астра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦редители научно¦ханской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-технологичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кого парка ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦ IV. Кадровое обеспечение и социальная ¦ ¦ ¦ политика в научной сфере ¦ ¦ +--T--------------------------T---------T---------------T-------------------+ ¦1.¦Реализовать областную це-¦постоянно¦Департамент об-¦Служебная записка¦ ¦ ¦левую программу "Госу-¦в течение¦щего и профес-¦по итогам выполне-¦ ¦ ¦дарственная поддержка ин-¦1999-2000¦сионального об-¦ния программы за¦ ¦ ¦теграции высшего образова-¦г.г. ¦разования, ко- ¦каждый год ¦ ¦ ¦ния и фундаментальной¦ ¦митет экономики¦ ¦ ¦ ¦науки в Астраханской об-¦ ¦и инвестицион-¦ ¦ ¦ ¦ласти на 1997-2000 г.г. ¦ ¦ной политики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦2.¦Организовать курсовые ста-¦IV кв. ¦Ректоры вузов, ¦Договоры между НИИ ¦ ¦ ¦жировки во время производ-¦1999 г. ¦комитет эконо- ¦и вузами ¦ ¦ ¦ственной практики талант-¦ ¦мики и инвести-¦ ¦ ¦ ¦ливых студентов в ведущих¦ ¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦НИИ Астраханской области ¦ ¦ки руководители¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вузов ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦3.¦Направлять перспективных¦начиная с¦Комитет эконо-¦Протоколы намерений¦ ¦ ¦и талантливых студентов,¦1999 г. ¦мики и инвести-¦Договоры о научно- ¦ ¦ ¦соискателей, аспирантов и¦ ¦ционной полити-¦техническом сотруд-¦ ¦ ¦докторантов на стажировку¦ ¦ки, департамент¦ничестве ¦ ¦ ¦ ¦в научные организации и¦ ¦общего и профес¦ ¦ ¦ ¦центры России и ближнего¦ ¦сионального об-¦ ¦ ¦ ¦зарубежья ¦ ¦разования, ру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ководители ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вузов и науч-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных организаций¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦4.¦Поддерживать и финансиро-¦постоянно¦Комитет эконо-¦Распоряжение Главы¦ ¦ ¦вать проведение студенчес-¦ ¦мики и инвести-¦Администрации об-¦ ¦ ¦ких научных конференций и¦ ¦ционной полити-¦ласти по конкретно-¦ ¦ ¦конкурсов, проводимых на¦ ¦ки, департамент¦му мероприятию ¦ ¦ ¦региональном, федеральном¦ ¦общего и профес¦ ¦ ¦ ¦и международном уровнях¦ ¦сионального об-¦ ¦ ¦ ¦(из средств поддержки ин-¦ ¦разования, де-¦ ¦ ¦ ¦теллектуального потенциа-¦ ¦партамент куль-¦ ¦ ¦ ¦ла вузов) ¦ ¦туры Админист-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рации области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦5.¦Всесторонне поддерживать¦в течение¦АГТУ, АГПУ,¦Договоры вузов с¦ ¦ ¦ ¦подготовку научных кадров¦каждого ¦АГМА, аспиран-¦конкретными научны-¦ ¦ ¦для региональной научно- ¦года ¦туры, докторан-¦ми организациями. ¦ ¦ ¦технической сферы из числа¦ ¦туры вузов и¦Соглашения о сотруд¦ ¦ ¦талантливой молодежи ¦ ¦НИИ ¦ничестве ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦ V. Улучшение финансовой ситуации и ¦ ¦ рационализации использования ресурсов ¦ +--T--------------------------T---------T---------------T-------------------+ ¦1.¦Довести в 2000 году объем¦I кв. ¦Комитет эконо-¦Предложения комите-¦ ¦ ¦средств на науку до 0,6%¦2000 г. ¦мики и инвести-¦та к областному бюд¦ ¦ ¦расходной части областно-¦ ¦ционной полити-¦жету 2000 года ¦ ¦ ¦го бюджета ¦ ¦ки, финансовое¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление Ад-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦министрации об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦2.¦Подготовить предложения по¦IV кв. ¦Комитет эконо-¦Нормативные докумен¦ ¦ ¦созданию областного вне-¦1999 г. ¦мики и инвести-¦ты по внебюджетному¦ ¦ ¦бюджетного фонда для фи-¦ ¦ционной полити-¦фонду поддержки ре-¦ ¦ ¦нансовой поддержки регио-¦ ¦ки, АГТУ, совет¦гиональной науки¦ ¦ ¦нальной науки и иннова-¦ ¦директоров НИИ,¦для ОПС ¦ ¦ ¦цинной деятельности ¦ ¦КБ и ректоров¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вузов ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦3.¦Оказывать финансовую по-¦с 2000 г.¦Комитет эконо-¦Решения исполнитель¦ ¦ ¦мощь на паритетных началах¦ ¦мики и инвести-¦ных федеральных¦ ¦ ¦с федеральными органами по¦ ¦ционной полити-¦органов ¦ ¦ ¦важнейшим НИОКР, принятым¦ ¦ки, НТС, депар-¦ ¦ ¦ ¦на федеральном уровне по¦ ¦таменты Адми-¦ ¦ ¦ ¦итогам конкурсов ¦ ¦нистрации об-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ласти ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦4.¦Разработать положение о¦IV кв. ¦Комитет эконо-¦Проект положения¦ ¦ ¦финансировании НИОКР на¦2000 г. ¦мики и инвести-¦для утверждения ¦ ¦ ¦основе частично и полной¦ ¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦возвратной системы ¦ ¦ки, АГТУ, финан¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦совое управле-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние Администра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦5.¦Подготовить предложения по¦III кв. ¦Комитет эконо-¦Проекты нормативных¦ ¦ ¦активизации работы в облас¦2000 г. ¦мики и инвести-¦материалов ¦ ¦ ¦ти защиты прав авторов -¦ ¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦владельцев объектов интел-¦ ¦ки Администра-¦ ¦ ¦ ¦лектуальной собственности ¦ ¦ции области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦ VI. Повышение инновационной активности ¦ +--T--------------------------T---------T---------------T-------------------+ ¦1.¦Активизировать работу по¦в течение¦Комитет эконо-¦Подготовленные ¦ ¦ ¦представлению на финанси-¦каждого ¦мики и инвести-¦проекты для ФСРМП ¦ ¦ ¦рование в ФСРМП в НТС за-¦года ¦ционной полити-¦в НТС ¦ ¦ ¦конченных высокоэффектив-¦ ¦ки, АГТУ, АГМА,¦ ¦ ¦ ¦ных НИОКР ¦ ¦АИСИ, малые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦НИИ, КБ области¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦2.¦Рассмотреть на совете ди-¦2000 г. ¦Комитет эконо-¦Инновационные ¦ ¦ ¦ректоров законченные эффек¦ежегодно ¦мики и инвести-¦проекты ¦ ¦ ¦тивные НИОКР для их реа-¦по итогам¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦лизации в качестве иннова-¦предыду- ¦ки, совет дирек¦ ¦ ¦ ¦ционных проектов ¦щего года¦торов НИИ, КБ,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ректоров вузов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ +--+--------------------------+---------+---------------+-------------------+ ¦3.¦Разработать положение о¦II кв. ¦Комитет эконо-¦Проект положения ¦ ¦ ¦введении в хозяйственный¦2001 г. ¦мики и инвести-¦для утверждения ¦ ¦ ¦оборот области объектов¦ ¦ционной полити-¦ ¦ ¦ ¦интеллектуальной собствен-¦ ¦ки Администра-¦ ¦ ¦ ¦ности ¦ ¦ции области ¦ ¦ L--+--------------------------+---------+---------------+-------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|