Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Астраханской области от 30.08.2002 № 437а

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
 
30.08.2002 N 437а
 
Утратило силу – Постановление
Губернатора Астраханской области
от 25.11.2016 № 100
 
О Концепции перехода на единое
социальное пособие в Астраханской
области
 
 
     В целях формирования единой системы  адресной  социальной  помощи
населению Астраханской области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить  прилагаемую Концепцию перехода на единое социальное
пособие в Астраханской области.
     2. Департаменту   труда   и  социального  развития  Администрации
области  (Володин)  в  месячный  срок  разработать  и  представить  на
утверждение  порядок  оказания  адресной социальной помощи гражданам в
Астраханской области.
     3. Департаменту  по  делам  печати,  телерадиовещания  и  средств
массовой информации Администрации области (Блиер) опубликовать  данное
постановление в средствах массовой информации.
     4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
     5. Контроль  за  выполнением  данного  постановления возложить на
первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.
 
 
Глава Администрации области            А.П. Гужвин
 
 
 
                                                 УТВЕРЖДЕНА
                                                 постановлением Главы
                                                 Администрации области
                                                 от 30.08.2002
                                                 N 437а
 
                              КОНЦЕПЦИЯ
     перехода на единое социальное пособие в Астраханской области
 
            1. Социально-экономическая ситуация в области
 
     За последние   три   года   рост  экономики  в  области  позволил
продолжить  реализацию  основной  цели   экономического   развития   -
повышение  уровня  жизни  населения.  Заметные  тенденции роста темпов
производства  наблюдаются   в   строительстве,   розничной   торговле,
предоставлении   платных   услуг  населению.  Значительное  увеличение
объемов достигнуто в сельском хозяйстве.
     Развитие экономики области обеспечило рост  занятости  населения.
Впервые  за  последнее  десятилетие  на  предприятиях и в организациях
численность принятых  на  работу  более  чем  на  три  тысячи  человек
превысила численность выбывших. К началу 2002 года на 0,3 тыс. человек
сократилась численность зарегистрированных безработных.
     Вместе с  тем численность населения области продолжает снижаться.
Естественная его убыль в 2001 году составила 4,1 тыс.  человек, а за 5
месяцев  текущего  года  -  1,95  тыс.  человек  и выросла на 3,6%  по
сравнению с тем же периодом 2001 года.  Миграционный прирост  перестал
быть  фактором  роста  численности населения.  В 2001 году он составил
лишь 59 человек.  При этом анализ  составляющих  миграционных  потоков
показывает,  что  из  области  идет  отток  самого "квалификационного"
трудоспособного  возраста  (40-49  лет)  и  приток  детей  до  5  лет.
Отсутствие   действенной   правовой  базы  по  вопросам  регулирования
миграционных процессов привело к значительному росту  неконтролируемой
миграции,   что   негативно   отражается   на  состоянии  общественной
безопасности,  влечет  дисбаланс  исторически  сложившихся  в  регионе
этнических   групп,  наводнение  области  неквалифицированной  рабочей
силой,  т.е.  происходит  снижение  качества   трудовых   ресурсов   и
обострение ситуации на рынке труда.
     Основной проблемой  демографической  ситуации  в области остается
высокий   уровень   смертности   и   рост   смертности   населения   в
трудоспособном возрасте. В 2001 году общий уровень смертности составил
14,4%,  а за 6 месяцев 2002 года - 15,5%  (14,6%  - в январе-июне 2001
года).  Основными  причинами  смерти  населения  остаются  заболевания
системы органов  кровообращения  (52,8%),  новообразования  (12,8%)  и
неестественные  причины  смерти  (13,7%).  По количеству трудопотерь в
человеко-годах в связи с преждевременной смертностью на  первое  место
вышли несчастные случаи,  отравления,  травмы.  При этом у мужчин их в
4,2 раза больше, чем у женщин.
     В области  существует ряд серьезных проблем,  связанных с уровнем
жизни населения.  За последние 10 лет  население  области  потеряло  в
реальном  исчислении около 27,0%  денежных доходов,  в том числе 23,0%
заработной платы.  Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного
минимума  составил  за  2001  год 35,3%,  а покупательская способность
составила в 2001 году всего 0,35 набора прожиточного  минимума  (25,0%
от  средней покупательской способности),  пенсионеров - соответственно
0,96 набора или 68,6% от средней покупательской способности.
     Поляризации возможностей  населения  способствуют резкие перепады
заработной платы по отраслям экономики.  Так, средняя заработная плата
работников    геологии    и    разведки    недр,    геодезической    и
гидрометеорологической  служб  составляет  11336  руб.,  кредитования,
финансов  и  пенсионного  обеспечения - 8243,0 руб.,  промышленности -
5083,4 руб., транспорта - 4297,9 руб., науки и научного обслуживания -
3951,6   руб.,  наименьшая  в  отраслях  "заготовки"  -  1158,8  руб.,
сельского хозяйства - 1252,1 руб.,  торговли и общественного питания -
1313,0 руб.
     Величина средней заработной платы в сельском хозяйстве более  чем
в  4  раза  ниже  средней заработной платы в промышленности и в 3 раза
ниже, чем в строительстве.
     Покупательная способность   заработной   платы   снижается  из-за
несвоевременной ее выплаты.  По состоянию на  01.07.2002  общая  сумма
задолженности составила 105,3 млн.  руб.,  что выше чем на начало года
на 8 млн.  руб. Количество предприятий - должников за первое полугодие
текущего  года  составило  227  (на  01.01.2002  -  158).  Численность
работников,  перед  которыми  организации  имеют   задолженность,   по
сравнению с началом года увеличилась на 5,0 тыс. человек.
     Суммарная задолженность  по  заработной  плате   составляет   1,7
месячного  фонда заработной платы предприятий,  имеющих задолженность,
при этом более чем на  половине  предприятий  -  должников  (102  ед.)
заработная плата не выплачивалась два и более месяца,  из них основные
должники - частной (72%),  муниципальной (18,0%)  и  смешанной  (3,0%)
форм собственности.
     Продолжительность отпусков без  сохранения  заработной  платы  по
инициативе  администрации  и численность работников,  которым они были
предоставлены, возросли соответственно на 5% и 22,8% к уровню прошлого
года.
     В целом ситуацию в социально-экономической  жизни  области  можно
охарактеризовать   как   неоднозначную   и  противоречивую.  Наряду  с
определенными  положительными  сдвигами  многие   негативные   явления
приобрели    застойный   характер,   отдельные   социальные   проблемы
усугубились  и  сказываются  на  социально-экономической  стабильности
общества.
     Таким образом,   существующее   положение   в   области   требует
соответствующего  подхода  к вопросам предоставления социальной помощи
населению и поддержки особо нуждающихся лиц и семей.
 
          2. Действующая система социальной защиты населения
 
     Действующая система  социальной  защиты  предоставляет  льготы  и
выплаты различным профессиональным и социально-демографическим группам
населения, а также гражданам с особыми заслугами перед государством на
основе отнесения их к определенной категории, а не на основе реального
прожиточного  уровня,  который  рассматривается  и  оценивается не как
социальная помощь,  а как социальное содержание.  Средства на  выплату
социальных льгот и пособий распределяются неэффективно.
     Распределительный и  даже  обязательный  характер  категориальных
льгот   и   выплат  стимулирует  социальное  иждивенчество,  усиливает
пассивный характер  социальной  защиты  и  ее  негативное  влияние  на
социально-экономическое поведение.
     При сравнении     систем     социальной     защиты      населения
восточно-европейских стран и стран ближнего зарубежья выясняется,  что
только  Россия  и  Белоруссия  предоставляют  населению  своих   стран
наиболее объемный пакет социальных льгот и выплат.
     В России    в    дополнение    к    масштабному    субсидированию
жилищно-коммунального    хозяйства    федеральным    законодательством
предусмотрены различные  виды  социальных  выплат,  льгот  и  пособий,
которые  предоставляются без учета нуждаемости тем или иным категориям
населения.  Региональными нормативными правовыми актами установлены  к
тому  же  дополнительные  выплаты  и льготы.  Таким образом,  льготами
охвачено около 66% населения России.
     Кроме непомерных  расходов  бюджетов  всех  уровней по возмещению
издержек  на  предоставление  льгот   имеют   .   место   значительные
административные  издержки на оказание социальной помощи населению,  с
одной стороны,  и неоправданные затраты времени получателей помощи,  с
другой, особенно если учесть, что размер выплат мал. При этом основная
тяжесть реализации федеральных законов ложится на  местные  бюджеты  -
региональные   и   муниципальные.  Существующая  система  межбюджетных
отношений не осуществляет функции выравнивания. Кроме того, выполнение
всех   социальных   обязательств,   предусмотренных   федеральными   и
региональными законодательными актами,  нереально, так как потребовало
бы роста бюджетных доходов в 2-3 раза.
     В настоящее  время  понятия  помощи  населению  с  доходами  ниже
прожиточного  минимума и помощи гражданам с особыми заслугами смешаны,
подменяются одно другим.
     Необходимо четко    указать    в    соответствующих   нормативных
документах,  что ветераны Великой Отечественной войны,  Афганистана  и
Чечни,   участники  ликвидации  последствий  Чернобыльской  катастрофы
получают социальные  привилегии,  потому  что  они  воевали,  утратили
здоровье,   защищая   Отечество,   а   не   потому   что  относятся  к
малообеспеченным слоям населения.
     С одной  стороны,  формы  социальных привилегий для лиц с особыми
заслугами могут быть иными,  чем используемые сегодня льготы. С другой
стороны, механизм адресности далек от совершенства в части определения
уровня  дохода  малообеспеченных   слоев   населения   и   уровня   их
нуждаемости.
     Ограничения, такие как условия получения помощи,  толкают людей к
обману и представлению заниженных данных о доходах в надежде попасть в
категорию нуждающихся. Проверка достоверности информации часто требует
увеличения  расходов  на  содержание дорогостоящего аппарата,  и здесь
необходимо искать баланс,  чтобы система назначения выплат не работала
сама на себя.
 
   3. Цель, задачи и принципы введения единого социального пособия
 
     Система социальной    защиты,    как    показывает    современная
действительность, оказалась неадекватной новым социально-экономическим
реалиям (становление рыночных отношений).
     Содержание и характер  проводимых  реформ  диктуют  необходимость
разработки  и  реализации  новых  подходов в области социальной защиты
населения,  интегрирующих все сильные стороны существующей системы и в
то   же  время  учитывающих  изменения,  произошедшие  в  обществе  за
последние  годы.  Накопленный  опыт  в  сфере  оказания   государством
социальной  помощи  позволяет  говорить  о  том,  что  наступает время
проведения целенаправленной  социальной  политики,  в  рамках  которой
системе  социальной  защиты,  опирающейся  на  принципы  адресности  и
эффективности,  должно принадлежать  одно  из  ведущих  мест.  Имеются
несовершенства  действующего  федерального  законодательства  в части,
регулирующей принципы определения объекта социальной помощи и  порядок
ее   оказания.   Заданная  действующим  законодательством  конструкция
системы  социальной  защиты,   основанная   на   выделении   категорий
населения, имеющих право на получение помощи в виде льгот без учета их
реальной нуждаемости,  не может  считаться  эталоном  эффективности  в
реализации     политики     социальной    справедливости.    Последнее
обстоятельство в настоящее время является одним из важных  препятствий
для позитивного преобразования социальной политики в регионах.
     Неблагоприятные социальные  последствия   проводимых   в   стране
реформ,  выражающиеся в резком падении уровня жизни значительной части
населения, являются характерной чертой всех регионов.
     В то  же время сложившаяся в каждом отдельном субъекте Российской
Федерации экономическая и социально-демографическая ситуация имеет ряд
отличительных черт. Из этого следует целесообразность и рациональность
разработки региональных версий системы социальной помощи, исходящих, с
одной  стороны,  из  единой  общенациональной стратегии,  и,  с другой
стороны, учитывающих территориальные особенности.
     Основная проблема  -  это  проблема бедности,  поэтому необходимо
сосредоточить ограниченные ресурсы на помощи самым нуждающимся.
     Реформа системы  социальной защиты должна предполагать переход от
социальной помощи категориям населения к системе  адресной  социальной
поддержки   нуждающихся  и  уважать  реальный  уровень  среднедушевого
дохода.
     Отмена всех  льгот,  установленных  федеральными  и региональными
нормативно-правовыми актами,  субсидий,  дотаций, пособий, компенсаций
сопровождается   выплатой   малоимущим  семьям  и  малоимущим  одиноко
проживающим гражданам единого социального пособия  в  размере  разницы
между  суммой  величин  прожиточных  минимумов  и общим доходом членов
малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
     Таким образом,   целью   введения   единого  социального  пособия
является приведение социальных обязательств государства в соответствие
с его ресурсами путем упразднения социально неоправданных льгот (отказ
от  предоставления  льгот  по  категориальному  принципу   без   учета
нуждаемости),  сокращения  бюджетных субсидий производителям товаров и
услуг,  перераспределения  средств  в  пользу   наиболее   нуждающихся
граждан.
     Адресная социальная помощь оказывается в виде:
     материальной помощи (в денежной или натуральной форме);
     социальных услуг;
     социальных льгот.
     Для перехода к единому социальному пособию необходимо перевести в
денежный эквивалент все вышеперечисленные виды социальной помощи.
 
            4. Этапы введения единого социального пособия
 
     Переход к   единому   социальному  пособию  будет  осуществляться
поэтапно.
     I этап (2002-2004 годы):
     - формирование  системы   персонифицированного   учета   льготной
категории граждан;
     - определение  объемов  финансирования  льгот,  установленных  на
уровне региона;
     - формирование  системы   персонифицированного   учета   граждан,
нуждающихся   в   социальной   помощи,   доходы  которых  ниже  уровня
прожиточного минимума в регионе;
     - формирование   системы   персонифицированного   учета  граждан,
нуждающихся в оказании социальных услуг ;
     - формирование   системы  персонифицированного  учета  граждан  -
получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
     - оценка  финансовых  затрат на оказание различных видов адресной
социальной помощи по созданным базам учета;
     - совершенствование организационной структуры и подготовка кадров
системы адресной социальной помощи для перехода к назначению и выплате
единого социального пособия;
     - оценка  затрат  на  обеспечение   функционирования   структуры,
осуществляющей назначение и выплату единого социального пособия;
     - разработка   распорядительного   документа,    устанавливающего
максимальный  размер  адресной  социальной  помощи малоимущим семьям и
малоимущим одиноко проживающим гражданам, на текущий финансовый год;
     - разработка  нормативно-правовой документации по замене льгот на
единое социальное пособие и порядка перечисления  средств  на  лицевые
счета   граждан,   определение  финансовых  затрат  для  замены  льгот
установленными выплатами;
     - предоставление  субсидий  и  возмещение расходов предприятий по
представлению льгот на оплату жилья  и  коммунальных  услуг  гражданам
путем открытия социальных счетов.
     II этап (2005-2007 годы):
     - замена  социальных  льгот,  установленных  нормативно-правовыми
актами   Астраханской   области,   денежными   выплатами   с    учетом
среднедушевого  дохода  граждан  и  финансовых возможностей областного
бюджета;
     - реализация  мероприятий  по оказанию адресной социальной помощи
малоимущим семьям и одиноко проживающим  гражданам  в  соответствии  с
порядком, утвержденным нормативно-правовым документом на I этапе.
     III этап (2006-2010 годы):
     - замена     социальных    льгот,    установленных    федеральным
законодательством по  категориальному  признаку,  денежными  выплатами
гражданам,  имеющим доход ниже прожиточного минимума, установленного в
регионе.
     Этот переход  должен  осуществляться  по  мере принятия законов о
внесении соответствующих изменений в действующее законодательство;
     - создание  единой  информационной  базы  по  оказанию социальной
помощи  всех  видов  и  форм   (льготы,   малообеспеченные   граждане,
социальные   услуги,  жилищно-коммунальные  субсидии,  государственные
ежемесячные детские пособия);
     - создание  персонального  социального  счета,  на  который будут
перечисляться  все  социальные  платежи,  получаемые  каждым   жителем
региона   из   регионального   и   местных  бюджетов,  территориальных
внебюджетных фондов;
     - внедрение единого социального пособия.
 
5. Социально-экономический эффект введения единого социального пособия
 
     Внедрение системы  единого  социального  пособия  приведет к ряду
важных социально-экономических результатов:
     - достижение   правовой   и   организационной  сбалансированности
системы социальной защиты населения ;
     - упорядочение   критериев   оценки   нуждаемости   населения   в
государственной социальной помощи;
     - обеспечение  социальной  защищенности  тех  групп  населения  и
отдельных граждан,  которые в силу объективных причин не  в  состоянии
себе помочь самостоятельно;
     - устранение социального иждивенчества и стимулирование активного
самообеспечения жизнедеятельности;
     - эффективное использование средств бюджетов,  предусмотренных на
оказание социальной помощи.
 
 


Информация по документу
Читайте также