Расширенный поиск
Постановление Губернатора Астраханской области от 18.08.2003 № 388ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 18.08.2003 N 388 О региональном плане действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации N 6133п-П12 от 25.10.2001 "О национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 годы", в соответствии. с решением санитарно-противоэпидемической комиссии Администрации Астраханской области от 03.04.2003 N 5 "О региональном плане действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы", а также в целях охраны окружающей среды и здоровья населения Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемый региональный план действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы (далее РПДГОС). 2. Поручить ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Астраханской области" (Ковтунов): 2.1. Осуществлять координацию работ и мониторинг за реализацией РПДГОС. 2.2. Оказывать администрациям муниципальных образований городов и районов области содействие в разработке местных планов действий по гигиене окружающей среды. 2.3. Ежегодно информировать Министерство здравоохранения Российской Федерации о ходе выполнения регионального плана действий по гигиене окружающей среды. 3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований городов и районов области разработать с участием территориальных центров госсанэпиднадзора местные планы действий по гигиене окружающей среды, предусмотрев их финансирование за счет местных бюджетов и других источников. 4. Учреждениям и ведомствам, являющимся исполнителями мероприятий РПДГОС: 4.1. Предусмотреть в проектах бюджетов на 2004-2005 годы средства на реализацию регионального плана действий по гигиене окружающей среды. 4.2. Ежегодно информировать ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Астраханской области" о ходе выполнения мероприятий РПДГОС. 5. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер) довести настоящее постановление до сведения населения через средства массовой информации. 6. Постановление вступает в силу со дня его подписания. 7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А. И.о. Губернатора области А.А. Жилкин УТВЕРЖДЕН постановлением Губернатора области от 18.08.2003 N 388 Региональный план действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы Региональный план действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы (РПДГОС) подготовлен: - федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Астраханской области" (главный врач Ковтунов А.И., заместитель главного врача Калягина Л.Н., заведующая отделом социально-гигиенического мониторинга Жданова И.Г.); - главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Астраханской области (заместитель начальника управления - руководитель государственной службы охраны окружающей среды Михайлов Г.М.); - управлением по охране окружающей среды Астраханской области (Чуйков Ю.С.). Региональный план действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы разработан с учетом предложений, представленных департаментом промышленности, транспорта, связи, науки и технологий Астраханской области, комитетом по строительству и архитектуре Астраханской области, ООО "Астраханьгазпром", ГУ "Центр госсанэпиднадзора ст. Астрахань-1", ГУ "Центр госсанэпиднадзора на транспорте (водном и воздушном) в Нижне-Волжской зоне". За последние десятилетия XX века проблема охраны окружающей среды и здоровья населения приобрела приоритетное значение в кругу проблем, стоящих перед человечеством в третьем тысячелетии. Понимание этой проблемы явилось мощным стимулом создания международной стратегии по обеспечению защиты здоровья человека и окружающей среды от воздействия вредных факторов среды обитания. На современном этапе развития человеческого общества экологические проблемы, оказывающие неблагоприятное влияние на состояние биосферы, в том числе и на здоровье человека, приобретают особое значение. Антропогенный прессинг достиг таких масштабов, что может представлять угрозу здоровью населения, так как измененная внешняя среда сама начинает оказывать негативные воздействия на организм человека. Здоровье нации является одним из главных показателей и целей социально-экономического развития страны и неслучайно, что во всех развитых странах оно рассматривается как критерий качества жизни. Общепризнанно, что состояние здоровья населения является отражением сложного комплекса явлений в окружающей среде. На процесс его формирования влияет целый ряд биологических, социально-экономических, антропогенных, природно-климатических и других факторов. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50-60% зависит от условий и образа жизни, на 15-20% - от состояния окружающей среды и на 10-15% - от качества медицинской помощи. Возникновение и рост числа экологически обусловленных заболеваний, которыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологические, эндокринные и др., во многом зависят от загрязнения и неблагоприятных условий внешней среды, негативных последствий научно-технического прогресса. Нерациональная промышленно-бытовая деятельность приводит к загрязнению мест проживания людей и создает реальную угрозу для их здоровья. Так, в Астраханской области ежегодно в воздух выбрасываются тысячи тонн оксидов азота, серы, галогенпроизводных и др. соединений, неблагоприятно воздействующих на состояние здоровья. Изучение влияния окружающей среды на здоровье населения является одной из самых актуальных проблем здравоохранения. Научное обоснование мероприятий по профилактике воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, эндоэкологической реабилитации обусловливают необходимость дальнейшей разработки методов расчета и оценки реальной нагрузки всего многообразия химических токсикантов на организм человека. Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Астраханской области проводится в рамках осуществления единой государственной политики. Одним из механизмов решения этой проблемы является разработка и реализация целевых программ. С 1996 года в области разработаны и реализуются 17 целевых программ по вопросам обеспечения санэпидблагополучия, в т.ч. "Борьба с туберкулезом", "Неотложные меры обеспечения санэпидблагополучия", "Улучшение условий охраны труда в области на 1996-2000 годы", "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы", "Отходы", "Развитие индустрии детского питания на 2000-2010 годы", "Анти-ВИЧ/СПИД", "Вакцинопрофилактика", "Санитарная охрана территории", "Охрана территории области от завоза и распространения особо опасных инфекций людей, животных, а также токсических веществ" и другие. Все утвержденные целевые программы по обеспечению санэпидблагополучия населения содержат вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье человека. В соответствии с Европейской концепцией "Здоровье для всех" и обязательствами, вытекающими из Хельсинской декларации, Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами был разработан и 21.09.2001 одобрен на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан Национальный план действий по гигиене окружающей среды на 2001-2003 годы. Координацию работ по его реализации поручено осуществлять Департаменту госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. В целях достижения преемственности в решении вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения разработан настоящий региональный план действий по гигиене окружающей среды в Астраханской области на 2003-2005 годы. Основная задача РПДГОС - охрана и укрепление здоровья настоящего и будущего поколений Астраханской области. Документ разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и международными документами, принятыми в этой области. Региональными приоритетами в области гигиены окружающей среды на данный период являются: 1. Обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества. 2. Обеспечение качества атмосферного воздуха в соответствии с действующими гигиеническими нормативами, включающее: - реализацию мероприятий, направленных на снижение негативного влияния автотранспорта; - реализацию мероприятий, направленных на снижение негативного влияния предприятий топливно-энергетического комплекса, в т.ч. реализацию мероприятий по уменьшению вредного влияния выбросов Астраханского газового комплекса. 3. Охрана почвы и утилизация отходов, включающая: - реализацию мероприятий по сбору и утилизации отходов; - реализацию мероприятий по улучшению канализования населенных мест. 4. Защита населенных пунктов и народнохозяйственных объектов прибрежной полосы Каспийского моря. 5. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов. 1. Обеспечение населения питьевой водой гарантированного качества Многолетнее ведение социально-гигиенического мониторинга по состоянию водных объектов показывает, что практически все водоисточники, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропогенному и техногенному воздействию с различной степенью интенсивности. Положение дел с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой в течение многих лет не улучшается. Водоснабжение Астраханской области осуществляется из 87 водопроводов, из которых 51% не соответствуют санитарным нормам и правилам, 26% не имеют зон санитарной охраны, 25% не имеют необходимого комплекса очистных сооружений, 11% водопроводов не имеют обеззараживающих установок. В результате проведенного анализа установлено, что показатели качества питьевой воды за последние годы несколько стабилизировались, однако в настоящее время нет стойкой тенденции к их улучшению, при этом более высокий процент проб воды, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, отмечается на коммунальных водопроводах в сельской местности.В 15,9 % качество водопроводной воды в разводящей сети не соответствовало гигиеническим нормативам по органолептическим показателям, аналогичный показатель по химическим веществам составил 0,5%. На протяжении десятков лет фактически все водоисточники подвергались антропогенному и техногенному воздействию различной степени интенсивности. Однако в последние годы в результате снижения общего объема сбрасываемых сточных вод произошло некоторое улучшение санитарного состояния большей части открытых водоемов. Вместе с тем уровень загрязнения водоемов сточными водами продолжает оставаться достаточно высоким. Основные узлы очистных сооружений хозбытовых стоков морально и физически устарели, канализационные сооружения работают неэффективно с перегрузкой, что не позволяет обеспечить очистку сточных вод до требуемых показателей. Из общего объема сбрасываемых в водные объекты стоков 10,4% - загрязненные и неочищенные сточные воды. Это районы западно-подстепных ильменей и дельтовые районы области (Красноярский, Приволжский, Володарский, Камызякский, Икрянинский и Лиманский). В результате значительная часть населения, проживающая ниже всех очистных сооружений, подвергается большому риску заболеваемости острыми кишечными инфекциями. Преобладающими химическими веществами, загрязняющими водоемы, являются: нефтепродукты, фенолы, соединения меди, цинка, органические вещества, соединения азота, железа. В 2001 году по степени токсичности на первый план выступило загрязнение вод р.Волги соединениями ртути. В целом по области в 2002 году процент проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, из водоемов 1-й категории (используемых для питьевого водоснабжения) составляет 12,5 и 4,4% соответственно, а водоемов 2-й категории (используемых для рекреации) - 5,7 и 18,2 %. В результате недостаточных мер по санитарной охране источников водоснабжения, низкой эффективности водоподготовки, отсутствия на ряде водопроводов необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок в области отмечается высокий процент проб водопроводной воды, не отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода" (9-19%). Неудовлетворительное состояние питьевого водоснабжения является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения. Снижение качества питьевой воды вследствие интенсивного химического и бактериального загрязнения поверхностных вод, являющихся основным источником водоснабжения в Астраханской области, создает реальную опасность возникновения у населения заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. На протяжении ряда лет эпидемиологическая обстановка в области в отношении острых кишечных инфекций остается напряженной. Ежегодно регистрируются более 2 тысяч случаев кишечных инфекций (гастроэнтеритов), более тысячи случаев дизентерии, свыше 300 случаев сальмонеллезов, до тысячи случаев вирусного гепатита А. В последние годы отмечается тенденция увеличения количества вспышек и групповых заболеваний кишечными инфекциями в результате микробного загрязнения питьевой воды. Так, в области ежегодно регистрируется от одной до пяти вспышек инфекционных заболеваний, связанных с воздействием загрязненной воды (в основном воды открытых водоемов). Всего за период 1993-2002 годов зарегистрировано 15 вспышек вирусного гепатита водного характера с числом пострадавших более 500 человек, из них детей до 14 лет - 330. 2. Обеспечение качества атмосферного воздуха в соответствии с действующими гигиеническими нормативами Согласно данным государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Астраханской области в 2002 году", растет число проб атмосферного воздуха с превышением ПДК загрязняющих Таблица 1 --------------------T------------------------------¬ ¦ ¦Удельный вес проб атмосферного¦ ¦ ¦ воздуха с превышением ПДК (%)¦ ¦ +-----T----T----T----T---------+ ¦ ¦ 1998¦1999¦2000¦2001¦2002 ¦ +-------------------+-----+----+----+----+---------+ ¦Взвешенные вещества¦ 16,4¦18,9¦7,4 ¦4,3 ¦18,1 ¦ +-------------------+-----+----+----+----+---------+ ¦Диоксид серы ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,4 ¦ +-------------------+-----+----+----+----+---------+ ¦Сероводород ¦ 4,3 ¦ - ¦2,4 ¦ - ¦ 2,2 ¦ +-------------------+-----+----+----+----+---------+ ¦Диоксид азота ¦ 39,8¦18,2¦15,6¦2,1 ¦ 5,0 ¦ +-------------------+-----+----+----+----+---------+ ¦Углеводороды ¦ 11,4¦22,5¦3,6 ¦5,0 ¦ 1,8 ¦ +-------------------+-----+----+----+----+---------+ ¦в т.ч. аромати- ¦ 2,4 ¦11,7¦4,0 ¦5,6 ¦ 2,2 ¦ ¦ческие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------------+-----+----+----+----+---------- Превышения ПДК регистрировались в основном по взвешенным веществам и диоксиду азота. Превышения ПДК отмечались в г. Астрахани, Наримановском, Красноярском и Лиманском районах. Таблица 2 --------------------T------------------------------¬ ¦ Районы ¦Доля проб атмосферного воздуха¦ ¦ ¦с превышением ПДК (%) ¦ +-------------------+--------------T---------------+ ¦ ¦ Всего ¦ Более 5 ПДК ¦ ¦ +----T----T----+----T----T-----+ ¦Годы ¦2000¦2001¦2002¦2000¦2001¦2002 ¦ +-------------------+----+----+----+----+----+-----+ ¦г.Астрахань ¦10,1¦5,9 ¦4,6 ¦ 2,5¦1,45¦0,32 ¦ +-------------------+----+----+----+----+----+-----+ ¦Наримановский район¦5,6 ¦2,2 ¦6,1 ¦ 2,3¦0,5 ¦ 0 ¦ +-------------------+----+----+----+----+----+-----+ ¦Красноярский район ¦8,3 ¦9,7 ¦2,1 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ +-------------------+----+----+----+----+----+-----+ ¦Лиманский район ¦ 0 ¦ 0 ¦2,5 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ L-------------------+----+----+----+----+----+------ Стоит отметить, что по области увеличилось количество неудовлетворительных проб при маршрутных и подфакельных исследованиях и сократилось на автомагистралях в зоне жилой застройки. Таблица 3 -----------------T--------------T----------------¬ ¦ ¦Маршрутные и ¦На автомагистра-¦ ¦ ¦подфакельные ¦лях в зоне жилой¦ ¦ ¦исследования ¦застройки ¦ +----------------+----T----T----+----T----T------+ ¦Годы ¦2000¦2001¦2002¦2000¦2001¦2002 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦% неудовл. проб ¦ 4,9¦3,0 ¦11,9¦8,9 ¦5,3 ¦ 5,0 ¦ L----------------+----+----+----+----+----+------- По данным главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Астраханской области, основными источниками загрязнения атмосферного воздуха Астраханской области являются автотранспорт, предприятия топливно-энергетического комплекса, в том числе ООО "Астраханьгазпром", удельный вес выбросов которого в общем количестве выбросов от стационарных источников составляет 80% и более. Следует отметить, что объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников 000 "Астраханьгазпром" не превышают предельно допустимых нормативов, хотя их доля в объеме выбросов по области несколько увеличивается по мере роста объема производства. Соответственно, РПДГОС в части охраны атмосферного воздуха необходимо сосредоточить на проведении мероприятий, направленных на снижение негативного влияния автотранспорта и предприятий топливно-энергетического комплекса, в т.ч. реализации мероприятий, направленных на соблюдение санитарно-гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха населенных мест в зоне влияния Астраханского газового комплекса при его эксплуатации и дальнейшем развитии. Проблема воздействия экологических факторов на здоровье населения приобрела особую актуальность с увеличением степени загрязнения окружающей среды. Из всех групп населения дети наиболее восприимчивы к неблагоприятным и вредным воздействиям окружающей среды. Критерием, отражающим степень влияния вредных факторов, является уровень заболеваемости детей врожденными пороками и новообразованиями. Эти заболевания являются экологически детерминированными и в наибольшей степени зависят от состояния окружающей среды. Проведенный анализ состояния здоровья населения, в т.ч. заболеваемости в связи с интенсивностью загрязнения окружающей среды по районам Астраханской области, свидетельствует, что районы с наибольшей степенью антропотехногенной нагрузки характеризуются и повышенными уровнями заболеваемости. Обращает внимание высокая степень соответствия между загрязнением атмосферы и заболеваемостью детей Красноярского района (рис.1). Это подтверждают и данные корреляционно-регрессионного анализа. При сопоставлении количества выбросов от стационарных источников со среднемноголетней заболеваемостью врожденными аномалиями по районам Астраханской области отмечается достоверная связь высокой интенсивности (г = 0,9, р < 0,05). Рис.1. Заболеваемость детей 0-14 лет врожденными аномалиями (пороками развития) и суммарное загрязнение атмосферы в среднем за период 1996-2001 годов.* При медико-гигиеническом ранжировании территорий Астраханской области по степени риска здоровью на популяционном уровне установлено, что к территориям с очень высокой степенью риска врожденных аномалий относятся Красноярский район, г. Астрахань и Черноярский район. На территории Красноярского района данный показатель составляет 9,82 на 1000 детского населения, а относительный риск в 8 раз превышает фоновый уровень (имеющий место при минимально возможной интенсивности влияния комплекса факторов среды обитания). В г. Астрахани относительный риск превышает фоновый уровень в 5 раз, в Черноярском районе - в 4 раза. Высок риск развития врожденных аномалий на территории Наримановского района, где превышение фонового уровня отмечается в 3,5 раза. Повышенный риск - на территориях Приволжского, Ахтубинского, Икрянинского и Камязякского районов. На остальных территориях риск оценивается как умеренный, в Енотаевском районе частота возникновения данной патологии ниже фонового уровня. Рис.2 Относительный эпидемиологический риск заболеваемости врожденными аномалиями детей по территориям Астраханской области (за период 1995-2001 годов).* Изучение многолетней динамики изменения показателей заболеваемости детей врожденными аномалиями выявило наличие статистически достоверной тенденции роста данной патологии в Наримановском и Черноярском районах (р < 0,05). При этом наибольшая выраженность роста показателей отмечается в г.Нариманове (р < 0,001). На других территориях области устойчивых тенденций к снижению или росту указанной патологии не выявлено. При исследовании динамики заболеваемости болезнями органов дыхания у детей по Астраханской области в целом выявлена тенденция роста этого показателя. Так, темп прироста заболеваемости за 5 лет составил 71,9%, средний темп прироста - 14,5%. При оценке респираторной патологии у детей по области в зависимости от поллютантов, загрязняющих атмосферный воздух, выявляется четкая корреляция между заболеваниями органов дыхания и такими загрязнителями, как сернистый ангидрид (г = 0,64) и окись углерода (г = 0,55). Рис.3. Сопоставление динамики выбросов в атмосферу и болезней органов дыхания у детей Астраханской области.* Таким образом, загрязнение окружающей среды и среды обитания в целом является существенным фактором риска для здоровья населения. При длительном действии на организм человека даже в малых концентрациях химические вещества вызывают нарушение адаптационных возможностей организма, снижение иммунитета, особенно у людей с повышенной чувствительностью и у детей, при этом возрастает риск возникновения патологических состояний у населения. 3. Охрана почвы и утилизация отходов Химическое загрязнение почвы населенных мест необходимо рассматривать как следствие комплексного загрязнения окружающей среды - атмосферного воздуха, водоемов. Одним из факторов, обусловливающих бактериологическое загрязнение почвы, является технический износ большинства систем канализационных сооружений. Так, все сооружения и коллекторы правобережных очистных сооружений г.Астрахани, введенные в эксплуатацию в 1973 году, нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Значительная часть гидротехнических устройств и оборудования южных очистных сооружений вышла из строя, и весь комплекс подлежит техническому перевооружению. Существующие локальные очистные сооружения канализации промышленных предприятий не отвечают современным требованиям, в результате чего стоки промпредприятий практически без очистки попадают на поля испарения и фильтрации. Важное значение имеет организация системы утилизации промышленных и хозяйственно-бытовых отходов. На территории Астраханской области от предприятий всех форм собственности в год образуется 212 тыс.тонн токсических промышленных и более 800 тыс.тонн бытовых отходов, объем которых ежегодно увеличивается. Увеличился объем обезвреженных отходов за счет опытной эксплуатации пиролизной установки ЗАО НК "ЮГ - Танкер", где сжигались твердые нефтесодержащие отходы 3 класса опасности, и участка по детоксикации нефтесодержащих отходов с помощью биопрепаратов управления "Астраханьгазэнерго", а также установок сжигания производственных отходов Астраханьгазпрома. Вместе с тем в организации сбора и утилизации отходов в области остается ряд нерешенных проблем. Так, вследствие недостаточного финансирования программа "Отходы" выполняется не в полном объеме. Не велись работы по проектированию областного полигона токсичных промышленных отходов, строительство которого было предусмотрено федеральной целевой программой социально-экономического развития Астраханской области на 1997-2000 годы, в результате чего по-прежнему продолжается вывоз на свалки.отходов 2 и 3 классов опасности. Продолжает оставаться нерешенным вопрос утилизации металлической ртути, являющейся веществом 1 класса опасности. В сложившейся ситуации возникает проблема размещения металлической ртути в случае ее обнаружения, а на территории области создается потенциальная опасность загрязнения земель металлической ртутью. Также не решена проблема ликвидации радиоактивных отходов на объектах, дислоцирующихся на территории области. При спокойной радиационной обстановке в области имеется объект, являющийся источником радиационного загрязнения внешней среды, потенциально опасный в плане возникновения радиационных аварий, - это объект "ВЕГА". В начале 80-х годов в пустынных Аксарайских степях Астраханской области при строительстве газоконденсатного комплекса методом подземных ядерных взрывов было создано 15 подземных емкостей для хранения газового конденсата. Однако в процессе подготовки их к эксплуатации выяснилось, что объемы хранилищ значительно уменьшились по сравнению с проектными и оказались заполненными техногенными радиоактивными рассолами, в результате чего все 15 емкостей подлежат закрытию. Радиоактивные рассолы периодически загрязняют почву у устья скважин из-за негерметичности противофонтанной арматуры и высокого давления в колоннах (50-70 атм). При отборе проб почвы для исследования на содержание радионуклидов ее образцы остаются в лаборатории, являясь фактически твердыми радиоактивными отходами, подлежащими последующему захоронению согласно СПОРО-85. Около 52 тонн подобных отходов временно хранятся на площадках 5-7 Т скважин в металлических резервуарах. 4. Защита населенных пунктов и народнохозяйственных объектов прибрежной полосы Каспийского моря Состояние берегов Каспийского моря, ущерб, нанесенный народному хозяйству области в связи с подъемом уровня моря за последние годы, требуют принятия срочных неотложных мер по защите и охране побережья, спасению дельты р. Волги и народнохозяйственных объектов, находящихся в зоне затопления. В данной зоне находятся территории пяти административных районов области площадью 1287 тыс.га. Кроме того, в результате подпора грунтовых вод прогнозируется подтопление еще двух районов и г. Астрахани. 5. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов Состояние питания населения, его структура и показатели безопасности пищевой продукции являются одним из определяющих факторов состояния здоровья населения. Анализ потребления продуктов питания населением Астраханской области свидетельствует, что в 2002 году, как и в предыдущие годы, в рационах недостаточно продуктов, являющихся источником полноценных белков: мяса, рыбы, молочных продуктов. О неблагоприятной ситуации с питанием населения свидетельствует и увеличение числа алиментарно обусловленных заболеваний, таких как анемии, выросших за последние пять лет на 10%, болезни эндокринной системы - рост на 25%, заболевания органов пищеварения - на 14,1%, гастродуодениты - на 4,5%. Необходимо отметить, что одно заболевание - ожирение - имеет за пять лет выраженную тенденцию к снижению (на 49%). Неблагоприятно складывается обстановка с питанием в организованных коллективах (лечебно-профилактических и детских учреждениях), в рационах питания в которых практически отсутствуют ценные белковые продукты: мясо заменяется на продукты, богатые углеводами, практически из большинства рационов исчезли сливочное масло, творог, даже в летний период времени недостаточно овощей и фруктов. В течение ряда лет в кризисном состоянии находятся предприятия по производству молочной продукции, из 22 предприятий из-за отсутствия сырья в настоящее время по профилю выпускают продукцию только 10, загрузка которых от 3 до 5 тонн молока в сутки при проектной мощности от 10 до 30 тонн. Предприятия по переработке мяса также загружены на 30-40% производственных мощностей. Остро стоит проблема с подворным забоем скота и забоем его на фермах сельхозпроизводителей. В связи с этим отсутствует надлежащий лабораторный контроль за мясом, поступающим на рынки. Реализация мяса и мясопродуктов только в г. Астрахани осуществляется на 32 рынках, а лаборатории ветеринарной службы имеются только на 8. Создавшаяся ситуация не исключает распространения зооантропонозных заболеваний. Загрязнение продуктов питания контаминантами химической природы В 2002 году лабораториями центров госсанэпиднадзора области проведены исследования 7238 проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям, из них 331 проба не отвечала требованиям нормативной документации, что составило 4,5% против 5,2% в 2001 году. Наиболее высокий процент отклонений - по растительным жировым продуктам, из которых 14,5% не отвечали НТД по кислотному и перекисному числу. На протяжении пяти лет в исследованных пробах продуктов не обнаруживается повышенного содержания микотоксинов, соединений ртути, свинца и кадмия. В пробах продуктов, исследованных в 2002 году, отсутствовало превышение гигиенического норматива по нитратному азоту и содержанию пестицидов. Микробиологическое загрязнение продуктов питания Микробиологическим исследованиям в 2002 году подвергнуто 8006 проб пищевых продуктов, из них имели повышенную микробную обсемененность 3,6% проб. Патогенные микроорганизмы в течение года не выделялись ни в одной пробе. Наиболее высокую обсемененность рыбной продукции следует отнести за счет исследования 137 проб икры осетровых рыб, изъятой у браконьеров. Бактериальная обсемененность молочной продукции выявлена в 5,1% проб против 11,67% в 2001году, в основном за счет весовых продуктов: творог, сметана и молоко, реализуемое в розлив. Специалистами центров госсанэпиднадзора было снято с реализации 499 партий пищевых продуктов объемом 11263 кг. Наиболее крупные партии из забракованных пищевых продуктов были по рыбной продукции - 1550 кг. Пищевые отравления В 2002 году, как и в предыдущие годы, в области не было зарегистрировано случаев пищевых отравлений, связанных с предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли, пищеблоками ЛПУ. Число случаев отравлений в быту за последние пять лет возросло в два раза (в 1998 году - 4 случая, в 2002 году - 8.) Увеличилось количество случаев ботулизма в быту: в 2002 году было зарегистрировано 5 случаев с количеством пострадавших 9 человек. Летальных исходов среди заболевших не было. Причиной отравлений послужили продукты домашнего консервирования. В 2002 году отмечено два случая отравлений ядовитыми грибами с числом пострадавших 3 человека. Механизм реализации регионального плана действий по гигиене окружающей среды в Астраханской области Целями регионального плана действий по гигиене окружающей среды являются: - стабилизация и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в Астраханской области; - предупреждение и снижение уровня влияния загрязненной окружающей производственной среды на здоровье человека; - предупреждение инфекционной и неинфекционной заболеваемости; - снижение уровня травматизма от дорожно-транспортных происшествий и на производстве; - улучшение других показателей состояния здоровья населения Астраханской области. Результатами реализации регионального плана действий по гигиене окружающей среды являются: - обеспечение безопасности среды обитания (атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы); - обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения; - снижение уровня преждевременной смертности населения; - снижение числа инфекционных заболеваний, связанных с загрязнением воды и продуктов питания; - снижение числа заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания; - защита населенных пунктов и народнохозяйственных объектов прибрежной полосы Каспийского моря; - снижение травматизма, в т.ч. детского, от дорожно-транспортных происшествий. Механизм реализации РПДГОС определяет основные направления работ различных учреждений, ведомств, органов государственной власти, а также различных хозяйствующих субъектов. Финансирование мероприятий РПГДОС должно осуществляться за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, средств предприятий, внебюджетных источников, а также на привлеченные средства других организаций, в т.ч. в рамках международного сотрудничества. _____________________________ * Рисунки не приводятся. Перечень основных первоочередных мероприятий регионального плана действий по гигиене окружающей среды Астраханской области на 2003-2005 годы --------T---------------------------T------------------------T------T---------------¬ ¦N п/п ¦Наименование ¦Исполнители ¦Срок ¦Объем и источ- ¦ ¦ ¦мероприятий РПДГОС ¦ ¦испол-¦ник финансиро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения ¦вания ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ РАЗДЕЛ 1. Обеспечение населения питьевой водой ¦ ¦ гарантированного качества ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦ 1.1. ¦Строительство водозаборов ¦комитет по строительству¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦подрусловых подземных ¦и архитектуре Астрахан- ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦вод (45,3 тыс.куб./сут.), ¦ской области ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦в т.ч.проведение поисково- ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦разведочных работ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦34,25 млн.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.2. ¦Модернизация водоочистных ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦сооружений (452,5 ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦тыс.куб.м/сут) ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦287,59 млн.руб.¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.3. ¦Модернизация водозаборов ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦подземных вод ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦(3 тыс.куб.м/сут.) ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3,6 млн.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.4. ¦Модернизация водозаборов ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦поверхностных вод ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦(438,8 тыс.куб.м/сут.) ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦106,51 млн.руб.¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.5. ¦Модернизация водопроводов ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦и уличной водопроводной ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦сети (1145,6 км) ¦ ¦ ¦Обл. бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦798,53 млн.руб.¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.6. ¦Обустройство зон санитарной¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦охраны водозаборов и ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦водопроводных сооружений ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦(38,5 км) ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦41,83 млн.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.7. ¦Реконструкция систем хо- ¦ ООО "Лукойл- ¦2004 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦зяйственно-питьевого водо- ¦ Нижневолжскнефтепро- ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦снабжения нефтебазы N 3 ¦ дукт" ¦ ¦23625,0 тыс.руб¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 1.8. ¦Капитальный ремонт на ¦ ¦2003 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦сосной N 1 нефтебазы N 3 ¦ -"- ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8280,0 тыс.руб.¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ РАЗДЕЛ 2. обеспечение качества атмосферного воздуха в соответствии с действующими ¦ ¦ гигиеническими нормативами ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ 2.1. Реализация мероприятий по уменьшению вредного влияния выбросов ¦ ¦ Астраханского газового комплекса ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦2.1.1. ¦Реализация проекта рас ¦ ООО "Астраханьгаз- ¦2003- ¦ООО "Астра- ¦ ¦ ¦ширения производства N ¦ пром" ¦2006- ¦ханьгазпром" ¦ ¦ ¦3,6 по переработке газово ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го конденсата на АГПЗ, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.1.1¦Строительство эстакады ¦ -"- ¦2004- ¦ -"- ¦ ¦ ¦точечного налива светлых ¦ ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦нефтепродуктов ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.1.2¦Расширение ассортимента, ¦ -"- ¦2006 ¦ -"- ¦ ¦ ¦увеличение доли выпуска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высокооктановых экологи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чески чистых марок бензи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нов ("Супер-98", "Преми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ум-95", "Регуляр-91") на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦50-70% с повышением их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качества до уровня между- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦народных стандартов ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.1.3¦Снижение содержания се- ¦ -"- ¦2006 ¦ ¦ ¦ ¦ры в производимом ди- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зельном топливе до 0,05%, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а в перспективе до 0,02%) ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.2. ¦Сокращение объемов про- ¦ -"- ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦изводства и транспорта се- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ры комовой за счет нара- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щивания мощностей по ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦грануляции ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.3. ¦Продолжение научных ис- ¦ -"- ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦следований по гигиениче- ¦ ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦ским критериям обосно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванности санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защитной зоны АГК ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.4. ¦Завершение реконструкции ¦ -"- ¦2003 ¦ ¦ ¦ ¦автоматизированной сис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦темы контроля загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦атмосферного воздуха на- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦селенных мест ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.1.5. ¦Внедрение и эксплуатация ¦ -"- ¦2003 ¦ ¦ ¦ ¦территориально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производственной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологического монито- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ринга Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ Медицинская и социальная реабилитация групп населения, подверженного наибольшему ¦ ¦ риску ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦2.1.6. ¦Продолжение работы по ¦ -"- ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦Программе поэтапного ¦ ¦2006 ¦ ¦ ¦ ¦строительства жилья для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отселения жителей из сани- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тарно-защитной зоны АГК ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 2.2. Реализация мероприятий, направленных на снижение негативного влияния ¦ ¦ автотранспорта ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦2.2.1. ¦Перевод автотранспорта ¦Департамент промышлен- ¦2003- ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦пассажирских предприятий ¦ности, транспорта, связи¦2005 ¦585,984 тыс.руб¦ ¦ ¦на газовое топливо ¦науки и технологий Аст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раханской области ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.2.2. ¦Рациональное распределе- ¦Областное управление ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦ние автотранспортных по- ¦ГАИ ¦2004 ¦ ¦ ¦ ¦токов, предусматривающее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦запрет проезда грузового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автотранспорта в селитеб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной зоне ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.2.3. ¦Запрет обращения этилиро- ¦ФГУ "Центр госсанэпид- ¦2003 ¦ ¦ ¦ ¦ванного бензина на терри- ¦надзора в Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тории области ¦области", гл. управление¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природных ресурсов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦охраны окружающей сре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ды МПР России (ГУПР) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по Астраханской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Областное управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГАИ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.2.4. ¦Улучшение технического ¦Астраханское областное ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦состояния проезжей части ¦управление автомобиль ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦улиц и дорог, новое строи- ¦ных дорог общего пользо ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельство ¦вания "Астраханьавто- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дор" ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.2.5. ¦Ограничение строительства ¦ФГУ "Центр госсанэпид- ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦АЗС в селитебной зоне ¦надзора в Астраханской ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГУПР по Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Областное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управление ГАИ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.2.6. ¦Строительство автогазоза- ¦ОАО "Сжиженный газ" ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦правочных станций ¦ ¦2005 ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 2.3. Реализация мероприятий, направленных на снижение негативного влияния ¦ ¦ предприятий топливно-энергетического комплекса ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦2.3.1. ¦Газификация котельных ¦Комитет по строительству¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦Астраханской области (218 ¦и архитектуре Астрахан ¦2005 ¦бюджет ¦ ¦ ¦шт.) ¦ской области ¦ ¦Обл. бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦125568,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.3.2. ¦Модернизация коммуналь- ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦ных отопительных котель- ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ных ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦(946,55 Гкал/час) ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки 442,32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.3.3. ¦Модернизация тепловых ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦сетей: магистральных, квар-¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦тальных, уличных (450,5 ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦км) ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки 403,45 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.3.4. ¦Модернизация центральных ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦тепловых пунктов (4 шт.) ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки 23,1 млн.руб¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.3.5. ¦Строительство открытой ¦ООО "Лукойл- ¦2003 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦технологической насосной ¦Нижневолжскнефтепро- ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦станции для налива в танке-¦дукт" ¦ ¦1260,0 тыс.руб.¦ ¦ ¦ры, внутрибазовых перека- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чек светлых нефтепродук- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов и зачистки трубопрово- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дов; оборудование резер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вуаров нефтебаз N3, N5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦понтонами ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.3.6. ¦Капитальный ремонт резер- ¦ -"- ¦2003 ¦Средства пред ¦ ¦ ¦вуарных емкостей нефтебаз ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦N 3, N 5 ¦ ¦ ¦375,0 тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦2.3.7. ¦Реконструкция систем теп- ¦ -"- ¦2004 ¦Средства пред ¦ ¦ ¦лоснабжения ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦525,0 тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ РАЗДЕЛ 3. Охрана почвы ¦ ¦ 3.1 Реализация мероприятий по сбору и утилизации отходов ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.1.1. ¦Строительство пункта ¦ГУПР по Астраханской ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦приема металлической ртути ¦области ¦2004 ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦АООТ "Вторцветмет" ¦ ¦2 млн.200тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Областной бюд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жет - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦220 тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.1.2. ¦Строительство площадок ¦ГУПР по Астраханской ¦2003- ¦ООО "Астра- ¦ ¦ ¦под раздельный сбор отходов¦области ¦2004 ¦ханьгазпром" - ¦ ¦ ¦ ¦ООО "Астраханьгазпром" ¦ ¦2 млн.500 тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.1.3. ¦Строительство полигонов ¦ГУПР по Астраханской ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦безопасного раздельного ¦области ¦2005 ¦бюджет ¦ ¦ ¦складированияТПБО III - ¦ ¦ ¦Обл. бюджет ¦ ¦ ¦IV классов опасности ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1,024 млн.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.1.4. ¦Строительство областного ¦ГУПР по Астраханской ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦полигона токсичных про- ¦области ¦2005 ¦бюджет ¦ ¦ ¦мышленных отходов ¦ ¦ ¦Обл. бюджет ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.1.5. ¦Ликвидация радиоактивных ¦000 "Подземгазпром", ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦отходов в массиве каменной ¦комитет топливного ком ¦2005 ¦бюджет ¦ ¦ ¦соли (проект "Вега") ¦плекса и освоения недр ¦ ¦Обл. бюджет ¦ ¦ ¦ ¦Астраханской области ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦85,64 млрд.руб.¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.1.6. ¦Модернизация мусоросжи- ¦ЗАО "Юг-Танкер" ¦2003- ¦Обл. бюджет ¦ ¦ ¦гательной установки и ус- ¦ ¦2005 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦тановки по очистке нефте- ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦содержащих вод ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3,209тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ 3.2. Реализация мероприятий по улучшению канализования ¦ ¦ населенных мест ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦3.2.1. ¦Модернизация очистных ¦Комитет по строительству¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦сооружений канализации ¦и архитектуре Астрахан ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦(418,2тыс.куб.м/сут.) ¦ской области ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦63 8,02 млн.руб¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.2.2. ¦Модернизация головных ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦канализационных коллек- ¦ ¦2010 ¦бюджет ¦ ¦ ¦торов и уличных канализа- ¦ ¦ ¦Обл. бюджет ¦ ¦ ¦ционных сетей ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦326,15 млн.руб.¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.2.3. ¦Завершение строительства ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный ¦ ¦ ¦промывочной станции ¦ ¦2005 ¦бюджет ¦ ¦ ¦"81430" в г. Ахтубинске ¦ ¦ ¦Обл.бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦51,5 тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.2.4. ¦Строительство закрытой ¦Отделение Приволжской ¦2003 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦мойки с очистными соору ¦железной дороги ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦жениями на ст. Кутум ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦40,0 тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.2.5. ¦Строительство закрытой ¦Отделение Приволжской ¦2005 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦мойки с очистньми соору ¦железной дороги ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦жениями на ст. В.Баскунчак ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3,0 тыс.руб. ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦3.2.6. ¦Реконструкция систем про- ¦ООО "Лукойл- ¦2004 ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦мливневой и хозбытовой ¦Нижневолжскнефтепро- ¦ ¦приячий 23625,0¦ ¦ ¦канализации ¦дукт" ¦ ¦тыс.руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ РАЗДЕЛ 4. Защита населенных пунктов и народнохозяйственных объектов ¦ ¦ прибрежной полосы Каспийского моря ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦4.1. ¦Переселение жителей из зон-¦Комитет по строительству¦2003- ¦Федеральный и ¦ ¦ ¦затопления и подтопления в ¦и архитектуре Астрахан ¦2005 ¦обл.бюджеты ¦ ¦ ¦опорные пункты и их обу- ¦ской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стройство ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦4.2. ¦Защита населенных пунктов ¦ -"- ¦2003- ¦Федеральный и ¦ ¦ ¦от затопления и подтопле- ¦ ¦2005 ¦обл.бюджеты ¦ ¦ ¦ния. Устройство и реконст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рукция водооградительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦валов и берегоукреплений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦строительство дренажа ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦ РАЗДЕЛ 5. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов ¦ +-------T---------------------------T------------------------T------T---------------+ ¦5.1. ¦Осуществление мероприя- ¦ФГУ "Центр госсанэпид- ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦тий по предотвращению ¦надзора в Астраханской ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦заболеваний и отравлений, ¦области" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вызываемых некачествен- ¦Департамент здравоохра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной и фальсифицирован- ¦нения области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной алкогольной продук- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цией ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦5.2. ¦Ведение системы монито- ¦ФГУ "Центр госсанэпид- ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦ринга качества и безопасно-¦надзора в Астраханской ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦сти пищевых продуктов ¦области", управление ве-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теринарии, центр стан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дартизации, метрологии и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сертификации, управле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние государственной ин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спекции по торговле, ка-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦честву товаров и защите ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прав потребителей, де- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦партаменты сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хозяйства, здравоохра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нения Астраханской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области, управление по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торговле, общественному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦питанию и бытовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обслуживанию Астрахан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ской области, управление¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной хлебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инспекции по Астрахан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦5.3. ¦Ведение мониторинга со- ¦ФГУ "Центр госсанэпид- ¦2003- ¦ ¦ ¦ ¦держания пестицидов в ¦надзора в Астраханской ¦2005 ¦ ¦ ¦ ¦продуктах питания ¦области" ¦ ¦ ¦ +-------+---------------------------+------------------------+------+---------------+ ¦5.4. ¦Строительство заводов по ¦Комитет по строительству¦2003- ¦Федеральный и ¦ ¦ ¦розливу питьевой воды (4) ¦и архитектуре Асграхан- ¦2010 ¦обл бюджеты ¦ ¦ ¦ ¦ской области ¦ ¦Бюджет муницип.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образований ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Средства пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Другие источни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10,0 млп.руб. ¦ L-------+---------------------------+------------------------+------+---------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|