Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Астраханской области от 24.10.2003 № 2/5-р

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  24.10.2003                 N 2/5-р


О разработке областной целевой
программы "Реформирование
региональной статистики:
создание системы комплексного
анализа и прогнозирования
социально-экономического
развития области с
использованием статистической
информации" (2004-2008 годы)


     Рассмотрев проект  областной  целевой  программы  "Реформирование
региональной  статистики:  создание  системы  комплексного  анализа  и
прогнозирования    социально-экономического    развития    области   с
использованием статистической информации" (2004-2008 годы):
     1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию программы.
     2. Департаменту  экономического  развития  Астраханской   области
(Максимова):
     2.1. В срок до 25 ноября  представить  проект  областной  целевой
программы  "Реформирование  региональной статистики:  создание системы
комплексного  анализа   и   прогнозирования   социально-экономического
развития   области   с   использованием   статистической   информации"
(2004-2008 годы) на утверждение Администрации области.
     2.2. Включить   областную   целевую   программу   "Реформирование
региональной  статистики:  создание  системы  комплексного  анализа  и
прогнозирования    социально-экономического    развития    области   с
использованием статистической информации" (2004-2008 годы) в  перечет,
программ, финансируемых из областного бюджета в 2004 году.


И.о. Губернатора области          А.А. Жилкин




                                                  УТВЕРЖДЕНА
                                                  распоряжением
                                                  Администрации
                                                  Астраханской области
                                                  от 24.10.03 N 2/5-р

                Концепция областной целевой программы
"Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного
анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с
      использованием статистической информации" (2004-2008 годы)

      1. Наименование проблемы и анализ причин ее возникновения

     В условиях постоянных изменений структуры экономики, форм и видов
хозяйственной   деятельности   субъектов,   процессов   преобразования
предприятий  (юридических  лиц) формирование экономической политики во
всех  ее  аспектах  требует  надежного  информационного   обеспечения.
Процессы  прогнозирования  и принятия решений органами государственной
власти и местного самоуправления могут быть эффективными в том случае,
если они базируются на однозначно понимаемой информации.
     В настоящее время на территории Астраханской области  реализуется
областная   целевая  программа  "Реформирование  системы  региональной
статистики  в  условиях  рыночной  экономики   в   2002-2005   годах",
утвержденная  постановлением Главы Администрации области от 12.10.2001
N 507. В 2002 году выполнение мероприятий данной программы проходило в
рамках   областной   целевой  программы  "Реформирование  региональных
финансов  на  2002-2003  годы",  утвержденной   постановлением   Главы
Администрации области от 27.03.2002 N 124.
     Главной целью программы являлась задача  интеграции  существующих
информационных  систем ресурсов в единое информационное пространство в
целях более  эффективного  анализа  социально-экономического  развития
области.
     В рамках данной программы:
     - создан  комплекс,  включающий 160 рабочих мест пользователя,  в
т.ч. 68 - в департаменте экономического развития, 25 (из них 24 новых)
- в экономических службах органов местного самоуправления,  50 (из них
13 новых) - в органах исполнительной власти Астраханской области, 17 -
в иных организациях;
     - построена локальная информационная сеть,  обеспечивающая  связь
органов  исполнительной  власти области через единый сервер управления
информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области;
     - приобретены     программные     средства     автоматизированной
информационной системы расчета,  анализа  и  прогнозирования  основных
макроэкономических   показателей   Астраханской  области  (модули  АИС
"Регион-Макро":    "Макроэкономические     балансы",     "Анализ     и
прогнозирование  производственного потенциала и инвестиций по отраслям
экономики",        "Прогнозирование        основных        показателей
социально-экономической деятельности муниципальных образований");
     - усовершенствована  система  работы  с  Астраханским   областным
комитетом   государственной   статистики   (далее   -  облкомстат)  по
оперативному получению статистической информации  в  электронном  виде
для нужд органов исполнительной власти области;
     - проведено  обучение  сотрудников  департамента   экономического
развития  Астраханской  области и экономических служб органов местного
самоуправления районов области с аттестацией и  выдачей  свидетельства
"Пользователь ПК".
     Приобретенная в  рамках  программы  система   автоматизированного
анализа  и  прогнозирования  социально-экономического развития области
позволит перейти от используемого на текущий момент прогнозирования по
фиксированным  сценариям к ситуационному прогнозированию.  Этот подход
дает    возможность     получать     ряд     независимых     прогнозов
социально-экономического развития, варьируя основные переменные и внося
в систему информацию об управляющих воздействиях  со  стороны  органов
государственной  власти.  При  этом на получение таких прогнозов будут
тратиться не недели и месяцы,  а минуты машинного времени.  Гибкость и
эффективность   такого   подхода  просто  не  имеет  себе  аналогов  в
традиционной организации аналитической работы.
     В рамках  имеющегося программного обеспечения возможно обеспечить
прогнозирование:
     - основных макроэкономических показателей и балансов;
     - объемов производства продукции и  оказания  услуг  в  экономике
области;
     - показателей уровня жизни населения области;
     - производственного потенциала экономики области и ее отраслей;
     - объемов капиталовложений в экономику области;
     - социально-экономического развития муниципальных образований.
     Помимо этого, возможно приобретение дополнительных модулей для их
использования  в  прогнозировании  таких  показателей  как поступление
залогов во все  уровни  бюджетной  системы,  динамика  демографических
показателей и т.д.
     Выполнение мероприятий  программы  "Реформирование   региональной
статистики  в условиях рыночной экономики в 2002-2005 годах" позволяет
перейти  к  следующему  этапу  внедрения  информационных   технологий,
связанных   с  анализом  и  прогнозированием  социально-экономического
развития области.
     В рамках  разрабатываемой программы предлагается решение следующих
основных задач:
     1) Формирование   системы  управления  информационными  ресурсами
органов исполнительной власти Астраханской области.
     2) Внедрение автоматизированных методов анализа и прогнозирования
социально-экономического развития области,  оперативное  представление
результатов  анализа,  выявление "слабых" мест и потенциальных угроз в
удобной для принятия управленческих решений или  дальнейшей  обработки
форме.
     3) Прогнозирование эффективности принятых органами исполнительной
власти  области  и  местного  самоуправления  управленческих решений с
использованием специальных  методик  прогнозирования  и  моделирования
социально-экономического развития области.
     Разрабатываемая областная целевая программа нацелена на поэтапное
решение организационной и технической части этих проблем применительно
к органам исполнительной власти Астраханской области  в  части  работ,
связанных   с  анализом  и  прогнозированием  социально-экономического
развития области, отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

  2. Способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий,
       сроки их реализации, последовательность выполнения работ

     Реализация программы   будет   проходить   в   несколько  этапов.
Структура этапов будет соответствовать структуре проблем,  решаемых  в
рамках данной программы.

     2.1. Формирование  системы показателей для комплексного анализа и
прогнозирования социально-экономического развития области.
     На данном этапе должны быть уточнены показатели,  необходимые для
анализа и прогнозирования развития экономики области  и  муниципальных
образований,   ее   отраслей   и   подотраслей,  изучения  социальных,
демографических  и  иных  ключевых  процессов;  определены   источники
получения  соответствующих  сведений  и  ответственные за это лица.  В
рамках этапа будут осуществлены следующие мероприятия:
     1) Уточнение  перечня  статистических  показателей,   необходимых
органам исполнительной власти Астраханской области для оценки, анализа
и прогнозирования процессов,  происходящих в области  и  муниципальных
образованиях,  а  также  поддержка  принятия  управленческих  решений.
Уточнение  перечня  показателей  будет  происходить   с   привлечением
специалистов облкомстата,  ВУЗов и т.д.,  а также с помощью запросов в
органы исполнительной власти Астраханской  области.  Готовый  перечень
(система  показателей  социально-экономического  развития Астраханской
области)  послужит  базой  для  определения   состава   информационных
ресурсов,  предназначенных  для  принятия управленческих решений как в
органах исполнительной  власти  области,  так  и  в  органах  местного
самоуправления муниципальных образований.
     Ориентировочно разрабатываемая система показателей будет включать
в   себя  более  2000  показателей,  сгруппированных  по  12  основным
направлениям (разделам):
     Структура экономики области (реестр юридических лиц,  сведения об
административно-территориальном делении и т.д.).
     Население.
     Земельные ресурсы.
     Природные ресурсы.
     Макроэкономические показатели и экономические балансы.
     Финансы и налоговая политика.
     Инвестиционная деятельность.
     Эффективность предприятий различных отраслей.
     Жилищно-коммунальное хозяйство.
     Социальная политика.
     Внешнеэкономическая деятельность.
     Охрана окружающей среды.
     Для аналитических целей все показатели  будут  также  отнесены  к
одному из трех уровней:
     Микроуровень -   показатели    хозяйственной    деятельности    и
финансового положения отдельных предприятий.
     Мезоуровень -   показатели   социально-экономического    развития
муниципальных образований и районов области.
     Макроуровень -   показатели   социально-экономического   развития
области в целом.
     Применение единой методологии расчета даст возможность интеграции
показателей  от уровня к уровню и построения консолидированных отчетов
на базе частной информации.  Все показатели  будут  объединены  единым
классификатором и доступны для анализа и сопоставления.  Система также
будет предусматривать  необходимость  сбора  информации  за  ряд  лет,
построения  динамических  рядов  и  приведения  показателей  за разные
периоды к сопоставимости.
     2) Согласование  с облкомстатом способов получения статистических
показателей,  отсутствующих в его программе работ,  но необходимых для
проведения   полного   цикла  прогнозно-аналитических  работ;  решение
финансовых вопросов.
     3) Разработка  и  согласование  со всеми участниками механизмов и
форм получения дополнительных показателей от других источников (органы
исполнительной  власти  Астраханской  области,  внебюджетные  фонды  и
т.д.).
     4) Разработка и внедрение организационных механизмов оперативного
обмена информацией с  облкомстатом  в  случае  изменения  утвержденных
методик  сбора и досчета статистических показателей,  уточнения данных
за предыдущие периоды и т.д.
     2.2. Формирование  системы  управления  информационными ресурсами
органов исполнительной власти области.
     Система управления   информационными   ресурсами   должна   будет
включать  в  себя  комплекс  технических  решений  и   организационных
мероприятий,  обеспечивающих  решение  проблем  хранения полученных из
различных источников сведений и  доступа  к  ним  в  режиме  реального
времени  всех  уполномоченных на это лиц с соблюдением процедур защиты
данных и контроля  уровня  допуска.  Структура  системы  также  должна
обеспечивать    базу    для    дальнейшего    эволюционного   развития
(актуализации) на базе единой концепции,с учетом возможного  изменения
порядка сбора и обработки статистической информации,  проведения новых
наблюдений и обследований,  но с обязательным сохранением  возможности
ведения отдельных отраслевых массивов информации отраслевого или иного
специального характера.
     В рамках  данного  этапа  предусматривается реализация следующего
перечня мероприятий:
     1) Создание   централизованного   хранилища   данных   на  основе
современных информационных технологий и с соблюдением всех необходимых
требований по обеспечению надежности и безопасности хранения данных, а
также удобства доступа к ним для всех категорий пользователей.
     2) Определение  перечня  органов  исполнительной  власти области,
имеющих  доступ  к  централизованному  хранилищу  данных,   механизмов
получения данных и разграничения доступа к ним.
     3) Выбор  современных  методов  анализа  и  внедрение  конкретных
аналитических   методик   в   процесс  государственного  управления  в
соответствии с потребностями органов исполнительной власти области.
     4) Приобретение   и   внедрение   аналитического   и  прогнозного
программного обеспечения.
     5) Повышение   квалификации  сотрудников  органов  исполнительной
власти области в части  современных  методик  социально-экономического
анализа,  моделирования  и прогнозирования,  а также обучение работе с
соответствующим программным обеспечением.
     2.3. Внедрение  автоматизированных методов комплексного анализа и
разработки прогнозов Астраханской  области  с  использованием  системы
показателей социально-экономического развития.
     Завершающим этапом  создания  системы  комплексного   анализа   и
прогнозирования социально-экономического развития области должно стать
внедрение в практику  работы  органов  исполнительной  власти  области
методов    комплексного    анализа   и   прогнозирования   на   основе
сформированной системы  показателей  и  с  использованием  современных
вычислительных средств.
     Аналитический компонент  системы  будет  предусматривать  решение
таких важных задач,  как автоматизированное предупреждение Губернатора
и руководителей органов исполнительной власти области о  возникновении
слабых мест в экономике области и возможных угроз во внешней среде (на
основании имеющейся информации).  Это должно  способствовать  принятию
точных и своевременных управленческих решений.
     Подсистема анализа даст возможность:
     - оценить  потенциал  области  в  целом,  отдельных ее отраслей в
разрезе муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;
     - проанализировать   процессы   преобразования   и  эффективности
развития экономики Астраханской области;
     - оценить объемы и динамику валового регионального продукта;
     - проанализировать исполнение  бюджета  области  и  муниципальных
образований;
     - изучить формирование и развитие рынка товаров и услуг;
     - анализировать состояние инвестиционных процессов в области;
     - изучить демографические и социальные процессы,  происходящие  и
Астраханской области, с целью формирования социальной политики;
     - осуществлять  контроль  за  ходом  выполнения  областных  и,  в
установленном порядке, федеральных целевых программ;
     - изучать иные аспекты социально-экономического развития  области
на основе имеющихся сведений и методик.
     Данные, получаемые и  обрабатываемые  в  рамках  данной  системы,
будут  использованы для целей прогнозирования социально-экономического
развития  области  с  помощью  внедряемой  в   настоящее   время   АИС
"Регион-Макро". Основными  особенностями   разработки   прогноза   при
использовании данной системы станет:
     - использование  усовершенствованных методик,  использующих более
широкий круг показателей и современные способы их обработки;
     - внедрение в практику методики ситуационного прогнозирования как
инструмента оперативной проверки проектов управляющих  воздействий  на
экономику области;
     - широкая автоматизация и ускорение расчетов;
     - упрощение  параллельной  работы  органов  исполнительной власти
области и  их  сотрудников,  в  ведении  которых  находятся  различные
разделы прогноза.
     Основным принципом  создаваемой  системы  в  целом  является   ее
открытость,  т.е.  возможность  изменять  отдельные  части системы при
изменении  методологии  получения  показателей,  потребностей  органов
исполнительной   власти   области,   проведении   новых  наблюдений  и
обследований и т.д.

                     3. Источники финансирования

     Финансирование мероприятий программы  предусматривается  за  счет
средств  областного  бюджета,  а  также средств федерального бюджета в
рамках федеральной целевой программы  "Электронная  Россия  (2002-2010
годы)".   Средства,   выделенные   на   реализацию   программы,  будут
направляться на:
     - приобретение недостающих технических средств;
     - приобретение и заказ программного обеспечения;
     - оплату    экономико-статистической   информации,   поставляемой
облкомстатом (в рамках заключаемых договоров и по разовым запросам);
     - финансирование научно-исследовательских работ;
     - обучение    специалистов    органов    исполнительной    власти
Астраханской области;
     - приобретение методической, научной и справочной литературы.

                  4. Результаты реализации программы

     Реализация мероприятий программы позволит проводить более  полный
и   качественный  анализ  и  прогнозирование  социально-экономического
развития области в отраслевом и территориальном разрезах,  формировать
управленческие  решения  на  основе  социально-экономических  моделей,
реализовать современные методы формирования информационных ресурсов  и
информационных   технологий   в  области  статистического  наблюдения,
создать  систему  информационных   ресурсов   и   применять   новейшие
информационные технологии.
     Результатом реализации программы  станет  также  создание  единой
информационно-статистической   системы,   обеспечивающей  формирование
информационно-статистических  ресурсов,  необходимых  для   управления
социально-экономическими  процессами в Астраханской области,  развития
рыночных  отношений  и  предпринимательства  в  Астраханской  области;
выполнение  областной  программы информационных и аналитических работ,
федеральной программы статистических работ.


Информация по документу
Читайте также