Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 19.05.2010 № 207-П

 



                         АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     19.05.2010 N 207-П


    О концепции комплексной целевой программы "Семья без насилия"
                          на 2010-2011 годы


     В  целях  профилактики  и   предотвращения   насилия   в   семье,
обеспечения реабилитации детей, ставших  жертвами  насилия,  повышения
информированности несовершеннолетних о возможных рисках

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой
программы "Семья без насилия" на 2010-2011 годы.
     2. Определить  государственным  заказчиком  комплексной   целевой
программы  "Семья  без  насилия"  на   2010-2011   годы   министерство
социального развития и труда Астраханской области.
     3. Министерству социального развития и труда Астраханской области
(Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу "Семья без
насилия" на 2010-2011 годы и внести ее на утверждение в  Правительство
Астраханской области.
     4. Агентству связи и массовых коммуникаций  Астраханской  области
(Зайцева  М.А.)  опубликовать  настоящее  постановление  в   средствах
массовой информации.
     5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор
Астраханской области                                       А.А. Жилкин



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением
     Правительства
     Астраханской области
     от 19.05.2010 N 207-П

                              Концепция
 комплексной целевой программы "Семья без насилия" на 2010-2011 годы

                             1. Введение

     Насилие  -  явление  недопустимое  в   цивилизованном   обществе,
особенно когда оно  совершается  в  отношении  наименее  защищенных  и
зависимых   членов   семьи.   Оно   не   только    подрывает    основы
жизнедеятельности самой семьи, но и разрушает  фундамент  безопасности
общества.
     В  современном  мире  предотвращение  насилия  -  одна  из  самых
актуальных задач. Несмотря  на  широкую  распространенность  семейного
насилия, оно часто скрыто от посторонних. По  болезненности,  как  для
непосредственно страдающих, так и для близких, по сложности выявления,
силе и длительности негативных последствий насилие  в  семье  является
одной из самых серьезных проблем в обществе.
     Реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно
только на основе социального  партнерства  государственных  органов  и
общественных объединений через  организацию  широкой  просветительской
работы, направленной на формирование сознательного  неприятия  случаев
домашнего насилия над личностью и их категоричное осуждение,  правовое
обеспечение решения проблем насилия в  семье,  расширение  и  развитие
услуг,   предоставляемых    специализированными    учреждениями    для
несовершеннолетних  детям,  пострадавшим  от   насилия   и   жестокого
обращения.

               2. Характеристика проблемы и обоснование
               необходимости ее программной разработки

     В наибольшей степени жертвами насилия в семье становятся  женщины
и несовершеннолетние дети. Перенесенное  ребенком  насилие  влечет  за
собой  разнообразные  деструктивные  последствия  для   его   психики,
развития и  дальнейшей  социализации.  Этому  способствуют  не  только
прямые  акты  агрессии,  но   и   поведение   родителей,   порождающее
психологическое  насилие  в  семье,   применение   недопустимых   форм
воспитания, безразличие к ребенку  и  его  досугу,  пренебрежение  его
потребностями. Насилие в отношении ребенка, являясь основной  причиной
нарушения его психического и социального развития, неизменно влечет за
собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности и
суицидов.
     Оценивая динамику преступных посягательств в отношении  детей  за
последние три года, можно отметить, что в 2008  году  по  сравнению  с
2007 годом резко увеличилось количество детей, пострадавших от насилия
(в 2,6 раза). В 2009 году были приняты меры  ситуационного  характера,
которые позволили уменьшить количество  случаев  насилия  над  детьми.
Однако ситуация остается напряженной и требует комплексного подхода  к
решению проблемы.

                               Сведения
       о детях, ставших жертвами преступлений (2007-2009 годы)

                                 чел.
            |—————————————————————————————|——————————————|
            |    Категории потерпевших    |     Года     |
            |                             |————|————|————|
            |                             |2007|2008|2009|
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Всего детей, пострадавших  от|398 |1041|495 |
            |насилия, в т. ч.             |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Детей, потерпевших от насиль-|268 |483 |287 |
            |ственных преступлений        |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Детей, здоровью которых  при-| 10 | 5  | 5  |
            |чинен тяжкий вред            |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Детей, потерпевших от  сексу-| 67 |279 |105 |
            |альных преступлений          |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Изнасилование (ст. 131 УК РФ)| 13 | 29 | 19 |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Насильственные действия  сек-| 12 | 29 | 31 |
            |суального характера (ст.  132|    |    |    |
            |УК РФ)                       |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Половое сношение с лицом,  не| 18 |201 | 41 |
            |достигшим 16 лет (ст. 134  УК|    |    |    |
            |РФ)                          |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
            |Развратные действия (ст.  135| 10 | 15 | 7  |
            |УК РФ)                       |    |    |    |
            |—————————————————————————————|————|————|————|
     Для эффективного  предупреждения  жестокого  обращения  с  детьми
необходимо  своевременно  выявлять  неблагополучные  семьи.  Требуется
полный учет и оздоровление  таких  семей:  трудоустройство  родителей,
лечение  их  от   алкоголизма,   оказание   помощи   по   нормализации
внутрисемейных отношений,  в  решении  правовых,  медицинских  и  иных
проблем, обеспечение постоянного патронажа.
     В зависимости от типа семьи, нуждающейся в  помощи,  используются
различные технологии социальной  работы,  цель  которых  -  сохранение
семьи как социального института в целом и каждой  конкретной  семьи  в
отдельности.
     С этой целью в Астраханской области  с  января  2009  года  в  13
комплексных центрах социального обслуживания началось внедрение  новой
технологии работы  с  неблагополучными  семьями  -  созданы  отделения
участковой   социальной   службы.   Это   новая,    перспективная    и
организационная форма социального обслуживания для  выявления,  учета,
сопровождения  семей,   не   обеспечивающих   необходимыми   условиями
воспитание и содержание детей, и оказания комплексной помощи  семье  и
детям  по  преодолению  трудной  жизненной  ситуации.  Новизна  данной
технологии в том, что впервые  на  уровне  области  и  районов  города
создана  многоуровневая  система  выявления   детей,   нуждающихся   в
социальной защите государства, позволяющая с минимальными  финансовыми
и кадровыми затратами выявлять  на  ранних  стадиях  развития  ребенка
существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых  он
может стать клиентом  социальных  служб.  В  2009  году  специалистами
участковых социальных служб выявлено и поставлено на учет 3365  семей,
находящихся в социально-опасном  положении,  из  них  с  1607  семьями
заключены соглашения о социальном патронаже. За этот период более  273
семей уже сняты с учета в связи с улучшением семейного положения.
     К  технологиям,  используемым  в   случаях   семейного   насилия,
относится    организация     специализированных     учреждений     для
несовершеннолетних, областного государственного учреждения "Социальный
центр  кризисной  реабилитации  женщин"  (далее  -   центр   кризисной
реабилитации  женщин),  которые  дают  возможность  женщинам  и  детям
переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. В 2009  году  в
специализированных   учреждениях   для   несовершеннолетних   получили
реабилитацию около 3000 детей. В центре кризисной реабилитации  женщин
предоставляются     психологические,     юридические,     медицинские,
педагогические  и  социально-бытовые  услуги  женщинам   и   девочкам,
попавшим в трудную жизненную ситуацию  или  подвергшимся  насилию.  За
2009 год в центре кризисной реабилитации женщин получили  помощь  3163
женщины с детьми.
     Для   оперативного   реагирования   на    ситуации    социального
неблагополучия, случаи  жестокого  обращения  и  насилия  над  детьми,
совершенствования     системы     оказания      экстренной      помощи
несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении, создано
отделение экстренной социальной и психологической  помощи  "Ребенок  в
опасности" (тел. 59-16-16).
     Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми  играют
органы опеки и попечительства, которые  являются  наиболее  доступными
для детей любого возраста, а также  для  лиц,  заинтересованных  в  их
судьбе, призванные предупреждать насилие над детьми в семье.
     С  целью  создания  единого  органа  опеки  и  попечительства  на
территории Астраханской  области,  усовершенствования  системы  защиты
детства, направленной на снижение уровня социального сиротства, раннее
выявление семейного неблагополучия,  сокращение  числа  детей-сирот  и
детей, находящихся в детских домах и интернатах, с 1 января 2010  года
министерству  социального  развития  и  труда   Астраханской   области
переданы полномочия по опеке и попечительству несовершеннолетних.
     В связи с этим в  ведение  министерства  социального  развития  и
труда  Астраханской   области   перешло   государственное   учреждение
Астраханской области "Центр защиты прав детей". Основной его  функцией
является  предупреждение  жестокого  обращения  с  детьми,  а   именно
внесудебное разрешение конфликтов, связанных с  воспитанием  детей,  а
также с отношениями между членами семей, и обращение с иском в суд при
грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка.
     Несмотря на предпринимаемые  меры  по  предотвращению  насилия  и
жестокого обращения в семье на территории Астраханской области,  общая
ситуация по-прежнему остается тревожной. Ведь в  обществе  сохраняются
устойчивые   неблагоприятные   факторы,   способствующие    увеличению
количества семей группы риска  (разводы,  лишение  родительских  прав,
рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата в  семьях
и т.д.), а значит, риск для ребенка стать жертвой насилия возрастает.
     В связи с актуальностью данной проблемы,  возникла  необходимость
разработки комплексной   целевой  программы  "Семья  без  насилия"  на
2010-2011 годы  (далее  -  программа),  которая  включает  мероприятия
профилактической  направленности  по  предотвращению насилия в семье и
предоставлению комплекса  реабилитационных  мер  для  пострадавших  от
насилия.
     Программно-целевой метод  реализации  мероприятий  представляется
эффективным, так как предусматривает системность,  объединение  усилий
государственных и общественных организаций по предотвращению насилия в
семье.

                  3. Предложения по целям и задачам

     Основными целями программы являются:
     - предупреждение и предотвращение насилия в семье;
     - оказание своевременной и  эффективной  помощи  пострадавшим  от
насилия.
     Для достижения указанных целей программа предусматривает  решение
следующих задач:
     - проведение   информационно-просветительской   кампании    среди
населения о недопустимости насилия и жестокого обращения  в  семье,  а
также возможностях получения помощи в случае  насилия  или  преступных
посягательств;
     - разработка и реализация эффективных форм работы по профилактике
насилия и жестокого обращения в семье;
     - предоставление социальной и психологической помощи пострадавшим
от насилия и жестокого обращения в семье;
     - развитие материально-технической базы  учреждений,  оказывающих
помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;
     - повышение   квалификации   специалистов,   оказывающих   помощь
пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье.

             4. Предполагаемый срок реализации программы

     Реализация программы рассчитана на 2010-2011 годы.

           5. Основные направления финансирования программы

     Основные направления программы ориентированы на:
     - проведение   информационно-просветительской   кампании    среди
населения о недопустимости насилия и жестокого обращения в семье;
     - развитие материально-технической базы  учреждений,  оказывающих
помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;
     - оказание своевременной и  эффективной  помощи  пострадавшим  от
насилия в семье;
     - повышение   квалификации   специалистов,   оказывающих   помощь
пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье.

                      6. Предложения по объемам
                и источникам финансирования программы

     Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют
40179,5 тыс. руб., в том числе: средства бюджета Астраханской  области
- 6506,0 тыс. руб.; средства федерального бюджета - 21500,0 тыс. руб.;
внебюджетные средства - 130,0 тыс.  руб.;  средства,  запрашиваемые  в
виде гранта Фонда поддержки детей,  находящихся  в  трудной  жизненной
ситуации (далее - средства Фонда), - 12043,5  тыс.  рублей.  По  годам
реализации:
     2010 год  -  18097,5  тыс.  руб.,  из   них:   средства   бюджета
Астраханской области - 3002,0 тыс. руб.; внебюджетные средства -  65,0
тыс. руб.; средства федерального бюджета - 10500,0 тыс. руб.; средства
Фонда - 4530,5 тыс. руб.;
     2011 год  -  22082,0  тыс.  руб.,  из   них:   средства   бюджета
Астраханской области - 3504,0 тыс. руб.; внебюджетные средства -  65,0
тыс. руб.; средства федерального бюджета - 11000,0 тыс. руб.; средства
Фонда - 7513,0 тыс. рублей.
     Финансирование программных мероприятий  осуществляется  в  рамках
аналитической ведомственной целевой  программы  "Развитие  социального
обслуживания  и  социальной  поддержки  отдельных  категорий   граждан
Астраханской  области  на  2010-2011  годы",   утвержденной   приказом
министерства социального развития  и  труда  Астраханской  области  от
17.12.2009 N 76, исходя из возможности бюджета Астраханской области на
очередной финансовый год и плановый период.
     Под средствами федерального бюджета в данной программе понимаются
субсидии из федерального бюджета, направленные Астраханской области на
возмещение  части  затрат,  связанных  с  проведением  оздоровительной
кампании детей. Под внебюджетными  средствами  понимаются  спонсорские
средства.
     Средства  Фонда   на   реализацию   программы   в   виде   гранта
перечисляются  Астраханскому  областному  фонду  социальной  поддержки
населения, который финансирует исполнителей программы в соответствии с
программными мероприятиями.

7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы
      и по участию исполнительных органов государственной власти
   Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию
                              программы

     Государственным заказчиком  и  разработчиком  программы  является
министерство социального развития и труда Астраханской области  (далее
- государственный заказчик программы).
     Исполнителями программы являются следующие исполнительные  органы
государственной власти Астраханской области:
     - министерство здравоохранения Астраханской области;
     - министерство культуры Астраханской области;
     - министерство спорта и туризма Астраханской области;
     - агентство по делам молодежи Астраханской области;
     - управление  внутренних  дел   по   Астраханской   области   (по
согласованию);
     - управление   Федеральной   службы   исполнения   наказаний   по
Астраханской области (по согласованию).
     Также  в  реализации   мероприятий   программы   примет   участие
Астраханский областной фонд социальной поддержки населения.

            8. Механизм формирования мероприятий программы
                   и управление ходом ее реализации

     Механизм  формирования  мероприятий  программы  основывается   на
прогнозе  уровня  и  состояния  преступности  в  отношении  детей   на
территории Астраханской области на период действия программы  согласно
данным  правоохранительных  органов,  а   также   анализу   и   оценке
предлагаемых мероприятий по предупреждению и  профилактике  насилия  и
жестокого обращения с детьми. С  этой  целью  изучены  предложения  по
мероприятиям  программы,   поступившие   от   исполнительных   органов
государственной власти  Астраханской  области,  учреждений  социальной
защиты населения, в том числе социально-реабилитационных  центров  для
несовершеннолетних и центра кризисной реабилитации женщин.
     Механизм   формирования   мероприятий   программы    определяется
государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает
проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
     Государственный заказчик программы:
     - обеспечивает  руководство  и  текущее  управление   реализацией
программы;
     - обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих
в реализации программы;
     - несет ответственность за реализацию программы в целом;
     - разрабатывает  в  пределах  своей  компетенции  правовые  акты,
необходимые для реализации программы;
     - с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых  средств
ежегодно  уточняет  перечень   мероприятий,   целевые   индикаторы   и
показатели, затраты  на  мероприятия  программы,  механизм  реализации
программы и состав исполнителей;
     - осуществляет подготовку и представление в установленном порядке
справочно-аналитической  информации  о  ходе  реализации   мероприятий
программы  и  эффективности   использования   финансовых   средств   в
министерство экономического развития Астраханской области.
     Государственный заказчик программы осуществляет контроль за ходом
реализации программы.

             9. Ожидаемые результаты реализации программы
                      и оценка ее эффективности

     Реализация программы позволит:
     - сократить число случаев жестокого обращения с детьми в семье, в
кругу сверстников, в школе и иных учреждениях  для  детей  (на  30%  в
год);
     - увеличить охват детей,  пострадавших  от  насилия  и  жестокого
обращения, оздоровительными мероприятиями (до 70% в год);
     - увеличить  охват  детей  информацией  о  возможных   рисках   и
опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 50%
в год);
     - увеличить охват женщин, пострадавших  от  насилия  и  жестокого
обращения, реабилитационными мероприятиями (до 70% в год);
     - расширить спектр и объем  предоставляемых  социальных  услуг  и
увеличить количество семей с детьми, оказавшихся в  трудной  жизненной
ситуации, получивших помощь (до 4 тыс. чел. в год);
     - укрепить материально-техническую базу  учреждений,  оказывающих
помощь пострадавшим от насилия в семье.

Информация по документу
Читайте также