Расширенный поиск
Постановление Администрации Астраханской области от 23.07.2004 № 10/123АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 23.07.2004 N 10/123 Утратилo силу - Постановление Правительства Астраханской области от 29.04.2011 г. N 119-П (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) О разработке региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов В целях реализации в Астраханской области Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р, Администрация Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую концепцию региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) 2. Утвердить Энергетическую стратегию Астраханской области на период до 2020 года", разработанную ОАО "Промгаз" (Москва) и принять ее за основу при разработке региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов (далее - программа). (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) 3. Определить государственным заказчиком и координатором разработки программы министерство по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) 4. Предложить ОАО "Промгаз" (Москва) принять участие в конкурсе по разработке региональной энергетической программы. 5. Министерству по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области (Курсков В.В.) в срок до 01.07.2006 организовать проведение конкурса на разработку региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) 6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 7. Постановление вступает в силу со дня подписания. Губернатор Астраханской области А.П. Гужвин УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Астраханской области от 23.07.2004 N 10/123 (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) Концепция региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов г. Астрахань 2004 год Участники разработки концепции региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов: 1. Служба по тарифам Астраханской области. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) 2. Министерство по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) 1. Введение Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 N 1234-р утверждена Энергетическая стратегии России на период до 2020 года (далее - Энергетическая стратегия), рекомендованная органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для руководства при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, а также региональных энергетических программ (далее - РЭП). Министерством энергетики Российской Федерации разработана методика формирования региональных энергетических программ, определившая, что РЭП представляет собой совокупность взаимоувязанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на решение задач обеспечения эффективного функционирования и развития топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК). В соответствии с методикой разработка РЭП базируется на результатах оценки основных тенденций в экономике региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу, выполненной на основе рассмотрения возможных сценариев развития. РЭП учитывает различные темпы проведения структурных реформ, прежде всего в сфере естественных монополий, а также расчеты основных макроэкономических параметров по соответствующим сценариям. Основными целями разработки РЭП являются обеспечение своевременной и адекватной реакции государства на возникающую угрозу энергетической безопасности регионов и в целом Российской Федерации, разработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации такой угрозы, создание системы мониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию. 2. Анализ социально-экономического развития Астраханской области в 2001-2003 годах 2.1.Состояние хозяйственного комплекса 2001-2003 годы характеризовались ростом экономики Астраханской области. В 2003 году по сравнению с 2000 годом объемы промышленного производства в Астраханской области возросли на 15,2%, сельскохозяйственного производства - на 13,9%, платных услуг населению - на 9,9%, оборот розничной торговли - на 28,7%. Из отраслей промышленности в Астраханской области лидирующей является топливная отрасль. В 2003 году на ее долю приходилось 60,4% объемов производства промышленной продукции. Электроэнергетика Астраханской области занимает третье место в отраслевой структуре промышленного производства. На долю электроэнергетики в 2003 году приходилось 10,3% производства промышленной продукции в Астраханской области (приложение N 1). Следовательно, топливно-энергетический комплекс обеспечивает 70,7% объема промышленного производства в Астраханской области и его влияние на экономическое состояние области трудно переоценить. 2.2. Состояние основных производственных фондов промышленности Промышленность - самая фондоемкая отрасль экономики, в ней сосредоточено около 40% основных фондов Астраханской области. В 2002 году по сравнению с 2000 годом доля основных фондов топливно-энергетического комплекса в структуре основных фондов промышленности увеличилась с 56,2 до 74,6%. Степень износа основных фондов промышленности возросла в 2002 году по сравнению с 2000 годом с 38,2% до 42,7%. По отраслям промышленности наибольшая степень износа наблюдается в химической и нефтехимической промышленности (90,9%), машиностроении и металлообработке (50,7%), электроэнергетике (56,4%). В 2002 году в промышленности коэффициент обновления основных фондов составил 9,75, в том числе в топливной отрасли - 25,04; в электроэнергетике - 0,63. Коэффициент выбытия основных фондов в промышленности составил 1,03, в том числе в топливной промышленности - 0,1, в электроэнергетике - 1,46. Отсутствие своевременной замены основных фондов в электроэнергетике ведет к продлению сроков использования устаревших и неэффективных машин и оборудования. Как правило, они ликвидируются только при практической невозможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. По имеющимся оценкам специалистов, выбытие основных производственных фондов из эксплуатации начиная с 2012 года будет происходить лавинообразно до полного вывода из эксплуатации генерирующих мощностей к 2019-2020 году (приложение N 2). Опыт реализации концепции развития электроэнергетики Астраханской области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, утвержденной постановлением Главы Администрации области от 31.10.2000 N 423, показывает, что необходима координация энергетической политики областных и,федеральных органов исполнительной власти. 2.3. Показатели социально-экономического развития По комплексной оценке Минэкономразвития России, по уровню социально-экономического развития Астраханская область вышла в 2002 году на 6 место среди всех субъектов Российской Федерации. Астраханская область устойчиво занимает второе место в Южном федеральном округе по производству промышленной продукции на душу населения. 2.4. Трудовой потенциал Численность экономически активного населения по результатам обследования населения по проблемам занятости в ноябре 2003 года составила 521 тыс. человек или 107,3% к уровню 2000 года. Численность занятых возросла на 9,2%, уровень занятости составил 60,5% против 58% на соответствующий период 2000 года. В 2003 году в промышленности было занято 53591 человек или 17,2% работающего населения области, в том числе в топливной отрасли - 11886 человек (22,2%), в электроэнергетике - 4048 человек (7,6%) (приложение N 3). В настоящее время в отраслях ТЭК занято 3,36% численности экономически активного населения области. 2.5. Наполнение товарного рынка Современный потребительский рынок области характеризуется высоким уровнем обеспеченности товарными ресурсами. Динамика розничного товарооборота имеет устойчивую тенденцию роста. За 2001-2003 годы оборот розничной торговли возрос к уровню 2000 года на 28,6%. В 2003 году спрос областного рынка на топливно-энергетические ресурсы удовлетворялся в основном за счет собственного производства. Полезный отпуск электрической энергии по Астраханской области в 2003 году составил 2966 млн. кВт. ч или 104,5% к уровню 2000 года. Потребность области в электроэнергии обеспечивалась собственным производством на 83%. Остальная часть ресурсов закупалась на Федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности) - ФОРЭМ. Спрос промышленности и населения области на природный газ в 2003 году был полностью обеспечен собственным производством. Реализация сетевого газа составила 1814,1 млн. куб. м (100,4% к уровню 2000 года), в т.ч. населению - 295,1 млн. куб. м (117,6% к уровню 2000 года). По сравнению с 1997 годом, когда начиналась активная работа по реализации программы газификации области, потребление природного газа увеличилось на 9,7%, в том числе населением области - на 60,8%. Уровень газификации жилищного фонда на конец 2003 года в целом по области составил 72,3 % против 63,2 % на конец 2000 года, в районах области - 46,9 % против 32,1 %. В 2003 году на внутриобластной рынок 000 "Астраханьгазпром" поставило мазута топочного 48,9 тыс. тонн (54,2% к уровню 2000 года), топлива дизельного 72,9 тыс. тонн (37,6% к уровню 2000 года), бензина автомобильного 86,1 тыс. тонн (45,8% к уровню 2000 года). Спрос областного рынка на мазут топочный удовлетворялся за счет собственного производства на 88%, на дизельное топливо - на 65%, на бензин автомобильный - на 50%. Остальная часть нефтепродуктов поставлялась в область через организации нефтеобеспечения из других субъектов Российской Федерации. Перспективы развития Астраханского газохимического комплекса подтверждаются объемами сырьевой базы, которая при ежегодной добыче в 12 млрд. куб. м газа могла бы обеспечить работу комплекса в течение более чем 2 столетий. Запасы газа на Астраханском газоконденсатном месторождении позволяют довести отбор сырья до 50 млрд. куб. м в год, однако такая возможность ограничена пропускной способностью газотранспортной системы для поставок излишков газа в другие регионы Российской Федерации. Для реализации такой возможности необходимо построить магистральный газопровод АГПЗ-Ахтубинск протяженностью 254 км с подключением его к Единой системе газоснабжения России. 2.6. Валовой региональный продукт В 2003 году валовой региональный продукт (далее - ВРП) составил 52992 млн. рублей. Оценочно производство товаров в ВРП составило 49%, в том числе в промышленности - 27,6%, в строительстве - 13,7%, в сельском хозяйстве - 6,6%, в прочих отраслях - 1,1%. Производство услуг - 51%, в том числе: в торговле - 10%, в транспорте - 9,8%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 2,8%, прочих отраслях - 28,4% (приложение N 4). В топливно-энергетическом комплексе производство ВРП составило 37,5%, в том числе в топливной отрасли - 32%, в электроэнергетике - 5,5%. 2.7. Показатели энергетической эффективности экономики На современном этапе экономика Астраханской области характеризуется высокой энергоемкостью. Удельная энергоемкость экономики Астраханской области в 2-3 раза превышает удельную энергоемкость экономики в развитых странах. Объем произведенной промышленной продукции на 1 кВт. ч потребляемой электрической энергии в Астраханской области в 2003 году по сравнению с 1990 годом (в сопоставимых ценах 2003 года) снизился на 59,1%. Объем произведенной промышленной продукции на 1 кВт. ч. потребленной электрической энергии в Астраханской области в 2002 году по сравнению с 1995 годом (в сопоставимых ценах 2002 года) снизился на 41,36% с 14,24 руб./кВт. ч до 8,35 руб./кВт. ч (приложение N 5). Это говорит о снижении эффективности использования электрической энергии в промышленности Астраханской области. Основной причиной такого положения является нарастающая технологическая отсталость отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Существующая ориентация экономики на рост энергоемкости угрожает консервацией технологической отсталости и опережающим ростом внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которого даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них сможет быть обеспечен путем расширения импорта или ограничения экспорта. Следовательно, необходимо разработать и внедрить в Астраханской области систему мероприятий, определенных Энергетической стратегией, в том числе: - создать комплексную систему управления энергосбережением и энергоэффективностью; - сформировать внебюджетный Астраханский фонд энергосбережения; - учредить государственное предприятие "Астраханский центр энергосбережения", предлагающее и реализующее оптимальные научные, проектно-технологические, производственные решения, направленные на снижение энергоемкости. 3. Структуризация проблем развития топливно-энергетического комплекса и экономики Астраханской области 3.1. Оценка топливно-энергетических ресурсов Сырьевую базу нефтегазовой промышленности Астраханской области составляют запасы нефти, газа и конденсата, разведанные на территории Астраханской области. Выявлено 5 месторождений нефти и газа, 2 газоконденсатных месторождения. Три месторождения (Астраханское, Промысловское, Бешкульское) - находятся в разработке. Верблюжье нефтяное и Алексеевское газоконденсатное находятся в разведке, два (Бугринское и Северо-Шаджинское) находятся в консервации. Силами ОАО НК "ЛУКОЙЛ" в акватории российского сектора Каспийского моря разведано 7 нефтегазовых месторождений с запасами нефти до 1 млрд. тонн, газа и конденсата не менее 1 трлн. куб. метров. Извлекаемые запасы газа на территории области составляют 2779,305 млрд. куб. метров, извлекаемые запасы нефти и конденсата - 427,933 млн. тонн. Энергетическая система Астраханской области обеспечивает электроэнергией потребителей, расположенных на территории общей площадью 44 тыс. кв. км, в том числе б городов и 11 сельских районов, с населением чуть более 1 млн. человек (0,7% населения России). В состав энергосистемы Астраханской области входят 3 тепловые электростанции: - 2 электростанции: "Астраханская ГРЭС" с установленной электрической мощностью 100 МВт, тепловой - 244 Гкал/ч и "Астраханская ТЭЦ-2" с установленной электрической мощностью 380 МВт, тепловой - 960 Гкал/ч, работают в составе акционерного общества энергетики и электрификации ОАО "Астраханьэнерго"; - блок-станция "ТЭЦ-Северная" с установленной электрической мощностью 24 МВт и тепловой мощностью 195 Гкал/ч, владельцем которой является ОАО "ТЭЦ-Северная". Установленная мощность электрических станций Астраханской области составляет 504 МВт, тепловая - 1319 Гкал/ч. В настоящее время электрические мощности Астраханской области используются с коэффициентом использования 0,95, являющимся самым высоким среди электростанций "Центрэнерго". Коэффициент использования тепловых мощностей составляет всего 0,3. Таким образом, дальнейшее увеличение выпуска электроэнергии на существующих мощностях в Астраханской области невозможно, при этом тепловые мощности энергетической системы недостаточно загружены и используются не эффективно. 3.2. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса Удельный вес продукции электроэнергетики в общем объеме продукции промышленности Астраханской области составляет всего 10,3%. Однако роль электроэнергетики в обеспечении стабильного развития региона трудно переоценить, поскольку она обеспечивает функционирование всех других отраслей экономики области. Развитие энергетической системы Астраханской области является основным фактором надежного функционирования топливной отрасли промышленности, судостроения, рыбного хозяйства, транспорта - тех отраслей экономики региона, развитие которых находится не только в сфере интересов Астраханской области, но и в целом Российской Федерации. Основными проблемами ТЭК Астраханской области являются: - недостаток генерирующих мощностей, дефицит баланса мощностей составляет до 30%, при этом потребности области в электрической энергии за счет собственных генерирующих мощностей удовлетворяются на 80-90%. Как следствие, область вынуждена закупать недостающую часть электроэнергии (мощности) на ФОРЭМ; - износ основных фондов энергосистемы области превышает 56%, износ основных производственных фондов Астраханской ГРЭС составляет 91%; - избыток добычи и производства товарного газа, с передачей которого за пределы области существующие магистральные газопроводы не справляются; - низкая загрузка внутренних распределительных газопроводов. Уровень средней загрузки не превышает 25%; - низкий процент реализации вырабатываемой ООО "Астраханьгазпром" серы, затоваривание территорий открытых хранилищ комовой серой при спросе на производство гранулированной и жидкой серы. 3.3. Фактический топливно-энергетический баланс Составленные министерством по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и охране окружающей среды Астраханской области совместно со службой по тарифам Астраханской области топливно-энергетические балансы Астраханской области сведены в таблицу 1. (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) Таблица 1 ------------------------------T---------T--------T---------T--------¬ ¦Наименование показателей ¦Единица ¦2002 г. ¦2003 г. ¦2004 г. ¦ ¦ ¦измерения¦факт ¦факт ¦прогноз ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Объем производства ТЭР в ¦тыс. тут ¦24318,9 ¦25330,68 ¦26000,0 ¦ ¦Астраханской области всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Электрическая энергия ¦млн. кВтч¦3191,6 ¦3107,0 ¦3200,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Тепловая энергия ¦тыс. Гкал¦13357,9 ¦14071,7 ¦14100,7 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Природный газ ¦млн.куб м¦10890,7 ¦11407,5 ¦12000,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Мазут ¦тыс. т ¦370,9 ¦376,3 ¦370,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Дизельное топливо ¦тыс. т ¦808,7 ¦847,7 ¦800,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Нефть (включая газовый ¦тыс. т ¦3864,2 ¦3910,0 ¦4260,0 ¦ ¦конденсат) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Сжиженный газ ¦тыс. т ¦278,8 ¦280,0 ¦304,6 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Бензин автомобильный ¦тыс. т ¦1036,7 ¦985,7 ¦1040,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Суммарный объем внутреннего ¦тыс. тут ¦11126,0 ¦10787,1 ¦11200,0 ¦ ¦потребления ТЭР всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Электрическая энергия ¦млн. кВтч¦3694,1 ¦3765,3 ¦3890 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Тепловая энергия ¦тыс. Гкал¦13357,9 ¦14071,7 ¦14100,7 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Природный газ ¦млн.куб м¦5586,2 ¦4760,71 ¦6000,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Уголь (для населения области)¦тыс. т ¦15,2 ¦15,0 ¦12,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Мазут ¦тыс. т ¦240,1 ¦250,0 ¦240,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Дизельное топливо ¦тыс. т ¦73,1 ¦75,0 ¦70,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Сжиженный газ ¦тыс. т ¦48,0 ¦61,3 ¦65,0 ¦ +-----------------------------+---------+--------+---------+--------+ ¦Бензин автомобильный ¦тыс. т ¦1036,7 ¦985,7 ¦1040,0 ¦ L-----------------------------+---------+--------+---------+--------- Приведенный баланс свидетельствует о том, что объем производства топливно-энергетических ресурсов в Астраханской области в 2 раза превышает суммарный объем внутреннего потребления. Топливно-энергетический баланс является основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования и установления равновесия между спросом и предложением на энергоресурсы от добычи до их потребления. В соответствии с требованиями действующего законодательства РЭК Астраханской области участвует в формировании баланса производства и поставок электрической энергии по субъектам Российской Федерации, являющегося основой для осуществления государственного регулирования тарифов на электрическую энергию. Однако в Астраханской области формирование топливно-энергетического баланса до сих пор не является системным, охватывающим все необходимые уровни. Например, не разрабатываются баланс производства и потребления тепловой энергии и топливный баланс. Это приводит к тому, что в 2001, 2002 и в 2003 годах лимиты природного газа, выделенные ООО "Межрегионгаз" предприятиям электроэнергетики Астраханской области, были недостаточны для выполнения производственной программы. Как следствие, предприятия электроэнергетики были вынуждены снижать объемы выпуска продукции или закупать природный газ сверх лимитов с применением к цене газа повышающего коэффициента 1,5. Таким образом, одной из основных задач РЭП является разработка топливно-энергетических балансов Астраханской области на среднесрочную перспективу. 3.4. Использование транзитных энергетических ресурсов По территории Астраханской области проложено 1394,6 км магистральных трубопроводов, эксплуатацию которых осуществляют ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум-Россия" (КТК-Р) - 222 км, предприятие "Кавказтрансгаз" - 314 км, ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" - 55 км, ООО "Астраханьгазпром" - 803 км. Нефтепровод ЗАО "КТК-Р" - часть единой нефтепроводной системы для транспортировки нефти с Тенгизского месторождения до терминала в районе города Новороссийска. Объемы перевалки нефти в 2003 году составили 13,0 млн. т нефти, в 2004 году - 15,0 млн. т, к 2010 году составят 35,0 млн. т в год. Предприятие "Кавказтрансгаз" по газопроводу "Макат-Северный Кавказ" осуществляет поставку газа с месторождений Туркмении и Узбекистана в районы Северного Кавказа и Закавказья. В 2003 году вступил в действие распределительно-перевалочный комплекс (РПК) "Астраханский" ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт". Задача комплекса - обеспечить перевалку нефти и светлых нефтепродуктов в танкеры (на воду). В 2004 году планируется увеличить объемы перевалки до 1,0 млн. т, а к 2006 году - до 3,0 млн. т в год. Вместе с тем следует отметить, что достаточно разветвленная сеть магистральных трубопроводов области не имеет выходов и подключений к газотранспортной системе страны. По территории Астраханской области проходят высоковольтные линии передач, по которым осуществляется передача электрической энергии в Калмыкию и Казахстан. Находясь на южном рубеже Российской Федерации, Астраханская область занимает выгодное географическое положение. Это позволяет в значительной мере выгодно использовать взаимные транзитные перетоки газа, нефтепродуктов, электроэнергии государств Каспийского региона. Энергодефицитность близлежащих Калмыкии, Кавказского региона и Казахстана благоприятна для развития электроэнергетики области, так как позволяет строить на территории области мощные электрические станции, произведенная энергия которых может быть направлена на удовлетворение спроса как на территории области, так и за ее пределами. Следовательно, разработка РЭП должна учитывать и возможности использования транзитных энергетических ресурсов. 3.5. Оценка потребления топлива Основными потребителями топлива в области являются: промышленность - 42% от всего потребления, транспорт - 22,5%, система жилищно-коммунального комплекса - 11,4%. Более 8% топлива в области теряется при его неэффективном использовании. 3.6. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Астраханской области предполагается дальнейшее наращивание темпов экономического роста в Астраханской области. В 2010 году по сравнению с 2003 годом валовой региональный продукт Астраханской области возрастет в 1,9 раза, объем производства промышленной продукции - в 1,95 раза, объем производства продукции сельского хозяйства - в 1,5 раза, объем услуг транспорта - в 2,2 раза, объем оборота розничной торговли - в 1,9 раза. Развитие топливной промышленности области будет обеспечено за счет эффективного использования потенциальных возможностей нефтегазового комплекса области. На ООО "Астраханьгазпром" в 2004 году продолжится реконструкция производства по выпуску нефтепродуктов, будут увеличены объемы добычи газа и нестабильного газового конденсата (103%), производства сжиженного газа (107%), бензина (103%), сухого газа (100,4%). За счет ввода в эксплуатацию пусковых комплексов по расширению производства N 3 и N 6 к 2006 году увеличится объем выпуска бензина, дизтоплива, мазута, сжиженного газа. Объем товарной продукции увеличится в 1,3 раза. Планируется увеличить эффективность использования ресурсов углеводородного сырья за счет углубления переработки газа с производством газохимической продукции, в том числе полиэтилена. Имеющийся в сырье Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ) этан позволяет организовать производство полиэтилена объемом до 300 тыс. т в год. На Астраханском газохимическом комплексе перспективной является разработка подземных вод с целью производства йода. Программы геологоразведочных работ на 2003-2005 и 2006-2010 годы предусматривают наращивание минерально-сырьевой базы и углеводородного сырья и последующую переработку для выработки нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. Интенсификация разработки месторождений углеводородных ресурсов на шельфе Каспийского моря будет способствовать заключению выгодных контрактов на строительство буровых платформ, нефтяных танкеров с компаниями, специализирующимися на разведке и добыче нефти и газа. Первостепенными задачами развития нефтегазового комплекса являются: - продолжение геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых залежей нефти и газа; - интенсификация освоения Астраханского серогазоконденсатного месторождения; - ввод в разработку Верблюжьего и Северо-Верблюжьего нефтяных месторождений; - строительство инфраструктуры, необходимой для освоения новых месторождений; - производство работ, связанных с подготовкой к опытно-промышленной эксплуатации правобережной части Астраханского сероконденсатного месторождения. Развитие предприятий транспорта будет обусловлено возрастанием роли Астраханской области как транзитной перевалочной базы транспортировки углеводородного сырья. Соответственно, будет востребована продукция ООО "Астраханьгазпром" (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ). Увеличение объемов перевозок железнодорожным транспортом прогнозируется за счет перевозок наливных грузов. Интенсивное освоение запасов нефти в регионе Каспийского бассейна будет способствовать дальнейшему увеличению круглогодичной отгрузки нефтепродуктов из области в другие субъекты Российской Федерации и за рубеж. Продолжится реализация программы газификации. В период 1998-2003 годов в районах области построено 3063,5 км межпоселковых газопроводов и распределительных сетей, газифицировано 68754 квартиры и домовладения, 120 населенных пунктов. Однако из 445 населенных пунктов Астраханской области 265 требуют газификации. Намечается строительство и реконструкция газовых сетей, газификация квартир и домовладений, газификация котельных в городах и районах области. Однако темпы строительства межпоселковых и распределительных сетей не соответствуют темпам роста объемов транспортировки газа по ним (приложение N 6). В настоящее время на территории Астраханской области деятельность по оказанию услуг транспортировки газа по распределительным сетям осуществляют три газораспределительные организации: ОАО "Астраханьоблгаз", ОАО "Астраханьгазсервис", предприятие "Астраханьтрансгаз" ООО "Астраханьгазпром". Однако при средней рабочей загрузке 8-10% объем транспортировки газа по газопроводам данных организаций колеблется от 125,1 млн. куб. м (ООО "Астраханьгазпром") до 1597,8 млн. куб. м/км (ООО "Астраханьгазсервис"), т.е. более чем в 12 раз. Как следствие, себестоимость услуг по транспортировке газа колеблется от 44,48 руб./1000 куб. м (ООО "Астраханьгазсервис") до 1473,65 руб./1000 куб. м (ООО "Астраханьгазпром"), т.е. более чем в 33 раза (приложение N 7). Поэтому в настоящий момент очень остро стоит вопрос повышения эффективности использования распределительных газопроводов. Стабильное увеличение объемов выпуска промышленной продукции в Астраханской области и прогнозируемый экономический рост в регионе предполагают увеличение потребности экономики области в электрической энергии. Однако оценка технического состояния основного электрооборудования организаций электроэнергетики Астраханской области показывает, что к 2019 году может произойти полное выбытие основных генерирующих мощностей Астраханской энергосистемы (504 МВт). График прироста электрических нагрузок и выбытия мощностей в Астраханской области приведен в приложении N 2. Наиболее сложное положение сложилось на Астраханской ГРЭС. К 2012 году из-за старения ожидается полное выбытие из эксплуатации основного оборудования этой электростанции, отработавшего предельно допустимый парковый ресурс (приложение N 8). Физически и морально устарело оборудование подстанций ОАО "Астраханьэнерго": ПС "Царевская", ПС "Трусовская", ПС "Интернациональная", ПС "Октябрьская". Данные подстанции, построенные в 1950-1954 годах, находятся в эксплуатации более 50 лет при нормативе 25 лет. С 1957-1960 годов находятся в эксплуатации ВЛ-110 - 181,5 км, ВЛ-35 - 14,6 км. Аналогичное положение в электрических сетях муниципальных энергоснабжающих организаций г. Астрахани и Астраханской области. Первоочередной задачей при реализации концепции развития электроэнергетики Астраханской области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года признано проведение реконструкции Астраханской ГРЭС с одновременным увеличением ее мощностей до 230 МВт. При этом решается не только проблема обеспечения области электроэнергией, но и теплоснабжения г. Астрахани. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации проект "Реконструкция и расширение Астраханской ГРЭС" в 2001 году был включен в перечень важнейших строек и объектов капитального строительства в энергетике. Целью проекта является повышение электрической мощности станции на 130 МВт и тепловой мощности на 62 Гкал/ч, повышение эффективности топливоиспользования, определенной кпд паро-газовой установки (ПТУ) на уровне 49,5% при ежегодной экономии 172 тыс. т условного топлива, а также достижение резкого снижения (в 2,7 раза) выброса вредных веществ в атмосферу. Общая стоимость проекта в соответствии с технико-экономическим обоснованием и бизнес-планом проекта "Реконструкция и расширение Астраханской ГРЭС" составляет 111,2 млн. рублей в ценах 1991 года, 2522,3 млн. рублей в ценах 2001 года. РАО "ЕЭС России" подтвердило инвестиционную привлекательность проекта реконструкции Астраханской ГРЭС со ссылкой на то, что Астраханская ГРЭС имеет региональное значение. Поэтому выделенные Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (ФЭК России) целевые средства не были направлены на финансирование проекта. В 2002 году проект был включен в федеральные целевые программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года" и "Юг России". В федеральных целевых программах финансирование мероприятия "Реконструкция и расширение Астраханской ГРЭС" в объеме 3335,8 млн. рублей планировалась за счет федерального бюджета - 78,2 млн. рублей, бюджета Астраханской области - 12,7 млн. рублей и внебюджетных источников - 3244,8 млн. рублей. Для реализации проекта в федеральном бюджете на 2002 год было предусмотрено 11 млн. рублей, в 2003 году - 15 млн. рублей. По ряду причин эти средства ОАО "Астраханьэнерго" не были получены. Суммы, предусмотренные федеральным бюджетом, составляют всего 2,3% от общей сметной стоимости проекта "Реконструкция и расширение Астраханской ГРЭС". ОАО "Астраханьэнерго" совместно с Администрацией Астраханской области был проведен ряд переговоров о привлечении к реализации проекта потенциальных (в том числе иностранных) инвесторов. Однако на сегодняшний день инвестор не найден. Несмотря на то, что ОАО "Астраханьэнерго", являющимся заказчиком-застройщиком инвестиционного проекта "Реконструкция и расширение Астраханской ГРЭС", была оформлена бюджетная заявка на 2004 год в объеме 24,0 млн. рублей, проведена дополнительная эмиссия акций, указанный проект не был включен в федеральную адресную инвестиционную программу. Как следствие, ОАО "Астраханьэнерго" отказалось от подачи бюджетной заявки на 2005 год. Таким образом, необходимо усиление роли государства в разработке финансово-правового механизма реализации проектов федеральных программ. Вопросы развития электроэнергетики и газификации требуют комплексного рассмотрения. Так, строительство в области новых электростанций или реконструкция с увеличением мощности действующих генерирующих мощностей потребует увеличения объемов транспортировки газа, что позволит полностью решить вопрос эффективного использования распределительных газопроводов, построенных в ходе реализации программы газификации Астраханской области. 3.7. Экологические аспекты В Астраханской области ведется работа по учету вредных выбросов в атмосферу. Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Астраханской области (ГУПР по Астраханской области) создана система мониторинга выбросов загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов. В соответствии с проведенной оценкой выбросы окиси углеводорода (СО2) в Астраханской области по сравнению с 1990 годом увеличились в 1,7 раза. Несмотря на созданную систему мониторинга выбросов загрязняющих веществ, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким. Для снижения показателей нагрузки ТЭК на окружающую среду необходимо разработать соответствующий раздел региональной энергетической программы. Это позволит Астраханской области при участии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации привлечь средства международных программ стабилизации антропогенных выбросов. 4. Основные мероприятия региональной энергетической программы по развитию топливно-энергетического комплекса Астраханской области Основные мероприятия по развитию топливно-энергетического комплекса Астраханской области должны быть разработаны в соответствии с техническим заданием на разработку региональной энергетической программы Астраханской области на период 2006-2010 годов (приложение N 9). 5 .Управление региональной энергетической программой Организационный механизм управления региональной энергетической программой должен формироваться с учетом степени соответствия энергетического хозяйства задачам социально-экономического развития Астраханской области и ее участия в межрегиональных обменах топливом и энергией. При этом механизм управления программой должен вписываться в существующую структуру управления экономикой области. Управление региональной энергетической программой предлагается осуществлять создаваемой при Администрации Астраханской области межведомственной комиссией по стратегии развития топливно-энергетического комплекса Астраханской области. 6. Нормативное правовое обеспечение В ходе реализации отдельных мероприятий программы потребуется внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Астраханской области. Например, внесение изменений в Закон Астраханской области от 27.07.99 N 33/99-ОЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии". В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Астраханской области по регулированию функционирования ТЭК необходимо в разрабатываемом проекте закона Астраханской области об административной ответственности установить меру государственного принуждения, которая позволит прекратить нарушения, допускаемые организациями и должностными лицами при осуществлении регулируемой деятельности. В Астраханской области остро назрела необходимость создания центра энергосбережения, способного сконцентрировать усилия на достижении в экономике и социальной сфере намеченных ориентиров роста энергоэффективности. Поэтому в целях реализации в области мероприятий, определенных Энергетической стратегией, предлагается учредить государственное предприятие "Астраханский центр энергосбережения". 7. Ожидаемый результат выполнения региональной энергетической программы В результате разработки и реализации региональной энергетической программы Астраханской области на период 2008-2010 годов планируется обеспечить: (В редакции Постановления Правительства Астраханской области от 21.09.2005 г. N 340-П) - разработку топливно-энергетических балансов Астраханской области на среднесрочную перспективу; - снижение удельной энергоемкости валового регионального продукта и рост энергоэффективности экономики области в соответствии с темпами, заданными Энергетической стратегией; - создание на территории области комплексной системы управления топливно-энергетическим комплексом; - полное удовлетворение растущих потребностей области в топливно-энергетических ресурсах, в том числе за счет ввода новых генерирующих мощностей; - выполнение программы газификации Астраханской области; - энергетическую безопасность Астраханской области; - разработку финансово-правового механизма реализации проектов, включенных в федеральные целевые программы; - проведение активной энергосберегающей политики, создание комплексной системы управления энергосбережением и энергоэффективностью, формирование внебюджетного Астраханского фонда энергосбережения, создание государственного предприятия "Астраханский центр энергосбережения"; - создание системы организации и регулирования теплоснабжения, модернизации и рационализации теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей жилищно-коммунального комплекса; - контроль за соблюдением субъектами ТЭК федерального и областного законодательства; - экологическую безопасность Астраханской области; - выполнение природоохранных требований. Существенное значение для реализации региональной энергетической политики приобретает координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов, в том числе уточнение прогнозов территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов, согласование мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ. 8. Обоснование необходимости привлечения к разработке региональной энергетической программы специализированной организации-разработчика Развитие топливно-энергетического комплекса области оказывает значительное влияние на состояние и перспективы развития не только экономики Астраханской области, но и Российской Федерации. Это требует взаимной увязки социально-экономических прогнозов развития территории и страны в целом. Поэтому разработка РЭП требует уточнения прогнозов территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов с прогнозами развития всей страны, согласования мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ. Кроме того, существенное значение для реализации региональной энергетической политики приобретает координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов и Правительства Российской Федерации. Это требует непосредственного участия в разработке РЭП Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. В Администрации Астраханской области разработан проект соглашения между Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Администрацией области о сотрудничестве в топливно-энергетическом комплексе, в котором намечено взаимодействие в разработке и реализации РЭП. Учитывая сложность РЭП, для ее разработки необходимо привлечение специализированных организаций-разработчиков, рекомендованных Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. В 2003 году в качестве одного из разработчиков РЭП Министерством энергетики Российской Федерации предлагался Институт конъюнктуры рынка (ИНКРУ), Москва. По предварительной оценке института, стоимость разработки программы составляет 2 млн. рублей. Выбор организации-разработчика региональной энергетической программы, предлагается провести на основе конкурса (тендера). 9. Финансирование разработки и реализации региональной энергетической программы Финансирование разработки РЭП предлагается осуществлять в 2005 году за счет средств областного бюджета по статье 522 раздела 07 подраздела 07 "Структуры расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (приложение 12 к Федеральному закону "О бюджетной классификации"). Финансирование реализации РЭП планируется осуществлять за счет средств федерального, областного, муниципальных бюджетов и привлеченных инвестиций. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|