Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2009 № 60-П

 



                         АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ



     24.02.2009 N 60-П

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Астраханской области
                                        от 13.05.2011 г. N 131-П
     (В редакции Постановления Правительства Астраханской области
                      от 26.06.2009 г. N 325-П)


 О концепции комплексной целевой программы "Семья" на 2009-2010 годы


     В целях  улучшения  социально-экономического  положения  семей  в
Астраханской  области,  защиты прав и интересов семьи,  повышения роли
семьи в воспитании детей,  профилактики  семейного  неблагополучия,  в
соответствии  с  постановлением  Правительства Астраханской области от
22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки и  реализации  комплексных  и
отраслевых   целевых  программ  на  территории  Астраханской  области"

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой
программы "Семья" на 2009-2010 годы.
     2. Определить  государственным  заказчиком  комплексной   целевой
программы "Семья" на 2009-2010 годы министерство социального  развития
и труда Астраханской области.
     3. Министерству социального развития и труда Астраханской области
(Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу "Семья" на
2009-2010 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской
области.
     4. Агентству   по   печати   и    информационным    коммуникациям
Астраханской    области    (Зайцева   М.А.)   опубликовать   настоящее
постановление в средствах массовой информации.
     5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор
Астраханской области                                       А.А. Жилкин



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением
     Правительства
     Астраханской области
     от 24.02.2009 N 60-П

                              КОНЦЕПЦИЯ
       комплексной целевой программы "Семья" на 2009-2010 годы

                             1. Введение

     Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого  человека.  В
процессе формирования личности играет главенствующую роль: это  первая
ступенька социализации и самосознания  личности.  В  данной  Концепции
семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном  родстве
малая  группа,  члены  которой  объединены  совместным  проживанием  и
ведением  домашнего   хозяйства,   эмоциональной   связью,   взаимными
обязанностями по отношению друг к другу.
     В настоящее время на территории  Астраханской  области  проживает
более 153 тысяч семей с детьми.  Многодетных  семей,  имеющих  трех  и
более детей, насчитывается около 12 тысяч, в  них  проживает  41  тыс.
детей в возрасте до 18 лет.
     Период   социально-экономического   преобразования    в    стране
отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней  немало
негативных явлений: на низком уровне остается рождаемость,  ухудшается
состояние здоровья детей, растет социальное  сиротство,  безотцовщина,
снижаются нравственные устои семьи,  порождающие  насилие  и  жестокое
обращение с детьми, увеличивается детская и подростковая преступность,
растет  число  детей  и  подростков,  употребляющих  наркотические   и
токсические вещества, падает престиж  учебы  и  общественно  полезного
труда.   Сегодня   семья   как   никогда   нуждается   в   социальной,
психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.
     Концепция комплексной целевой программы "Семья" на 2009-2010 годы
(далее -  концепция)  представляет  собой  комплексную  многоуровневую
систему  мероприятий,  направленных  на  снижение  уровня  социального
сиротства, семейного неблагополучия и  устранение  причин  и  условий,
способствующих их возникновению. В концепции  сформулированы  основные
цели, принципы и направления деятельности  по  профилактике  семейного
неблагополучия.
     Предполагаемая  система  профилактики  семейного   неблагополучия
предусматривает  консолидацию  усилий  органов  и  учреждений  системы
профилактики  безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних
Астраханской области. Реализация профилактических мер в полном  объеме
потребует определенных финансовых затрат. Решить за  короткий  срок  в
полном объеме весь  комплекс  многоуровневой  системы  мероприятий  по
профилактике семейного неблагополучия невозможно.
     В связи с этим предполагается:
     -   сконцентрировать   усилия   на   проведении    индивидуальной
профилактической работы с семьей группы риска;
     - привлечь общественные структуры и некоммерческие организации  к
работе   по   профилактике   семейного   неблагополучия,   социального
сиротства;
     - использовать современные технологии  и  инновации  при  решении
проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности.

                      2. Характеристика проблемы
        и обоснование необходимости ее программной разработки

     В Послании Президента Российской Федерации Федеральному  Собранию
Российской Федерации на 2006 год подчеркивалось, что общество ждет  от
государства кардинального решения ключевой для всей страны проблемы  -
проблемы "сбережения народа".  Главным  направлением  в  решении  этой
задачи были определены меры поддержки семьи, материнства и детства  на
всех уровнях власти. Кроме этого, в соответствии с  Указом  Президента
Российской Федерации от 14.06.2007 N 761 2008 год был  объявлен  Годом
семьи.  В  Астраханской  области  были  определены   меры   социальной
поддержки семьям, родившим двойню  (103  семьям  оказана  материальная
помощь в размере 50,0 тыс. руб.) и тройню (100,0 тыс. руб.), также  на
развитие  подсобного  хозяйства   152   многодетным   семьям   оказана
материальная помощь в размере 30,0 тыс. рублей.
     Длительный экономический кризис тяжело сказывается  на  положении
российской семьи.  Анализ  статистических  показателей  последних  лет
позволяет сделать выводы о  негативных  тенденциях  в  сфере  семейных
отношений, о росте семейного неблагополучия как в целом в России,  так
и в Астраханской области, в частности.
     Ослабевает  нравственный  и   воспитательный   потенциал   семьи,
снижается ответственность родителей за содержание и воспитание  детей.
Растущая детская безнадзорность  является  прямым  следствием  кризиса
семьи и  воспитательных  институтов  общества,  поскольку  большинство
безнадзорных детей потеряли семейные и  родственные  связи,  оказались
брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не  обеспечивающих
минимально необходимые условия для их жизнедеятельности и полноценного
развития, допускающих жестокое обращение с ними.
     На территории  Астраханской  области  проживает  230781  ребенок.
Практически 50% из них (109403 ребенка) проживают в малоимущих  семьях
(в органах социальной  защиты  населения  на  учете  72514  малоимущих
семей). Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из
причин семейного  неблагополучия  и  порождает  большое  число  семей,
находящихся в социально опасном положении и  нуждающихся  в  различных
мерах социальной поддержки.
     В  2008  году  168  несовершеннолетних  поступило  в   социально-
реабилитационные  центры  для  несовершеннолетних  по  актам   органов
внутренних дел, по ходатайству органов опеки и  попечительства  -  314
детей. В настоящее время 2697  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, находятся под опекой (попечительством), 210  -  в
приемных семьях, 1541 ребенок усыновлен, 1635  детей  воспитываются  в
детских государственных учреждениях всех видов.
     Проблема  социализации  детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без
попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании
этих детей в детских домах и  школах-интернатах  не  дает  возможности
полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода
из детского дома. В связи с этим на первый план  выдвигается  проблема
воспитания  детей  -  сирот  в  приемных  семья   на   основе   опеки,
попечительства, усыновления, патроната, а  также  на  основе  семейных
воспитательных групп. Активное развитие таких форм воспитания позволит
решить проблему социализации детей  и  естественного  вхождения  их  в
современное общество, что положительно скажется на всей их  дальнейшей
жизни. Однако подобное воспитание  детей  требует  активной  поддержки
государства.
     В 2008 году в семьи под опеку (попечительство)  было  передано  -
639 детей, в приемные семьи - 39 детей, 143 ребенка усыновлены, из них
54 - иностранными гражданами.
     Не уменьшается количество неблагополучных  семей,  родителей,  не
исполняющих  или  ненадлежащим  образом  исполняющих  обязанности   по
воспитанию  детей.  В  2008  году  было  выявлено  и   поставлено   на
профилактический учет в органы  внутренних  дел  1157  неблагополучных
семей, к административной ответственности были привлечены  более  3000
родителей,  в  том  числе  1608  -  за  уклонение  от  выполнения  ими
родительских обязанностей, 529 родителей лишены родительских прав,  36
- ограничены в родительских правах.
     Также высок показатель отказных детей. В 2008  году  в  родильных
домах было оставлено 92 новорожденных (в 2007 году - 80).
     Несмотря  на  снижение   показателей   младенческой   и   детской
смертности в  раннем  возрасте  по  неосторожности  родителей,  данный
показатель продолжает оставаться тревожным,  в  2008  году  смертность
составила 8,46 промилле (1952 ребенка в год).
     В  Астраханской  области  ведется  определенная  целенаправленная
работа по решению проблем  профилактики  негативных  явлений  в  жизни
несовершеннолетних, по оказанию помощи семье  и  детям  группы  риска,
предусматривающая   деятельность   органов   и   учреждений    системы
профилактики  безнадзорности  и   правонарушений   несовершеннолетних.
Многие областные  программы  имеют  положительные  результаты.  Однако
традиционные,   узковедомственные   подходы   в   решении   сложнейших
социальных проблем сегодня не срабатывают,  являясь  малоэффективными,
несмотря на большие  объемы  проводимых  мероприятий  и  затрачиваемых
средств. Узковедомственный взгляд на комплексные  социальные  проблемы
приводит к односторонней, неполной диагностике и упрощенному пониманию
сложных  социальных  явлений,   которые   по   своей   природе   носят
межведомственный характер.
     Анализ    результатов    развития    социального     обслуживания
несовершеннолетних и семей  с  детьми  за  2005-2007  годы  показывает
следующее.  В  Астраханской  области   создана   система   социального
обслуживания несовершеннолетних, которая включает  в  себя  социальную
реабилитацию, предоставление                социально-психологических,
социально-педагогических,   социально-медицинских,  социально-правовых
услуг несовершеннолетним,  в том числе организацию  летнего  отдыха  и
занятости  детей,  находящихся  в  трудной жизненной ситуации.  Однако
недостаточен охват семей с детьми,  находящихся  в  социально  опасном
положении,   мероприятиями,   направленными  на  преодоление  условий,
препятствующих   социальному   благополучию.   Проблема    социального
сиротства  продолжает  оставаться  одной  из  наиболее  острых проблем
детства.  Главная  задача  этого  направления  -  активное   внедрение
семейных форм   устройства   детей-сирот   и   детей,  оставшихся  без
попечения,  и сокращение количества детей,  находящихся в  учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Социальная   значимость    проблем,    связанных    с    семейным
неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их
решения  при  активной  государственной  поддержке  с   использованием
программно-целевого  метода,  который  позволит   обеспечить   высокий
уровень межведомственной координации,  будет  способствовать  наиболее
эффективному  взаимодействию  при  выработке  общих  подходов  в  ходе
реализации мер социальной поддержки  и  улучшения  положения  семей  с
детьми.

                 3. Основные цели и задачи программы.
                   Система программных мероприятий

     Целью комплексной целевой программы "Семья" (далее  -  программа)
является создание комплексной системы профилактической,  коррекционной
и реабилитационной работы с семьями  и  детьми,  которые  находятся  в
социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации,  на  ранней
стадии  семейного  неблагополучия,  для   предупреждения   социального
сиротства и семейного неблагополучия,  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних.
     Для достижения  указанной  цели  Программа  предполагает  решение
следующих задач:
     повышение эффективности межведомственного взаимодействия  органов
и учреждений  системы  профилактики  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних по раннему выявлению семей и детей групп риска;
     повышение качества услуг, предоставляемых семьям и  детям  группы
риска;
     улучшение социально-экономического положения семей группы риска;
     улучшение здоровья детей группы риска;
     развитие  форм  семейного  устройства  детей  -сирот   и   детей,
оставшихся без попечения;
     пропаганда семейных традиций, семейного благополучия.
     Создать  целостную  систему  положительного  отношения  к  своему
здоровью и приобщить семьи к здоровому образу жизни.
     Для решения конкретных проблем семей и детей группы риска взят на
вооружение  программно-целевой  метод,   позволяющий   более   активно
использовать     возможности     межведомственного     взаимодействия,
координировать усилия всех заинтересованных организаций.
     Программа  представляет  собой  комплекс   целенаправленных   мер
организационного, экономического,            медицинского            и
психолого-педагогического  характера,  реализуемых в отношении семей и
детей  группы  риска.   Система   программных   мероприятий   содержит
конкретные мероприятия,  направленные на реализацию целей программы, и
включает в себя следующие направления:
     - повышение эффективности профилактики семейного неблагополучия;
     - организационное  и  информационное   обеспечение   деятельности
учреждений помощи семье и детям;
     - обеспечение  реализации  индивидуальных  программ  реабилитации
семей и детей групп риска.

                    4. Сроки реализации программы

     Сроки реализации программы: 2009-2010 годы.

                 5. Объемы и источники финансирования

     Программа финансируется  из  областного  бюджета  и  внебюджетных
источников. Общий объем финансирования на  2009-2010  годы  составляет
243241 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 242 841 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 400,0 тыс. рублей.
     Из общего объема финансирования затраты на реализацию программы в
2009 году составляют 129 503 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 129 303тыс. рублей;
внебюджетные источники - 200 тыс. рублей.
     В 2010 году 113 855 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 113 655 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 200 тыс. рублей.

        6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
          и показатели социально-экономической эффективности

     Последовательное осуществление  системы  программных  мероприятий
должно  обеспечить  создание  комплексной  системы   профилактической,
коррекционной и реабилитационной работы  с  семьями  и  детьми  группы
риска  в  Астраханской  области.  Эффективность  реализации  программы
оценивается  по  показателям,  характеризующим  состояние  и  динамику
профилактики семейного неблагополучия в Астраханской области.
     Оценкой  эффективности   реализации   программы   могут   служить
следующие критерии:
     - сокращение   числа   семей,  находящихся  в  социально  опасном
положении (ежегодное снижение на 5%);
     - сокращение    числа    безнадзорных    детей,   поступающих   в
специализированные  учреждения   для   несовершеннолетних   (ежегодное
снижение на 1%);
     - сокращение  количества  материалов,  передаваемых  в  суды   на
лишение родительских прав (ежегодно на 2%);
     - создание  государственной  системы  выявления  и  учета  детей,
находящихся в социально опасном положении;
     - улучшение   взаимодействия   органов   и   учреждений   системы
профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних по
оказанию помощи и разрешению проблем семьи;
     - преодоление негативных тенденций в  социальном  развитии  семьи
(снизить уровень малообеспеченности, уменьшить число случаев жестокого
обращения с детьми и  женщинами  в  семьях,  снизить  уровень  детской
безнадзорности, повысить эффективность работы по преодолению и решению
проблемы социального сиротства, снизить количество  несовершеннолетних
с девиантным поведением);
     - формирование системы семейного досуга и отдыха;
     - создание системы льготных посещений мероприятий  в  учреждениях
культуры для детей-инвалидов, детей из многодетных семей;
     - укрепление принципов семейной морали и уважительное отношение к
семейным традициям;
     - обобщение и систематизация практического опыта работы с  семьей
путем издания методических рекомендаций и сборников.

           7. Предложения по участию исполнительных органов
             государственной власти Астраханской области,
        ответственных за формирование и реализацию программы,
            по государственным заказчикам и разработчикам

     Программа   реализуется   при   взаимодействии    государственных
заказчиков программы.
     Государственным заказчиком -  координатором  программы,  является
министерство  социального  развития  и  труда  Астраханской   области,
государственными заказчиками - разработчиками программы - министерство
социального  развития  и  труда  Астраханской  области,   министерство
здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки
Астраханской  области,  министерство  культуры  Астраханской  области,
министерство спорта и туризма Астраханской области, агентство по делам
молодежи  Астраханской  области,  агентство  по  занятости   населения
Астраханской области.
     Государственные  заказчики  программы  с  учетом  выделяемых   на
реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые  индикаторы  и
показатели программы,  затраты  по  мероприятиям  программы,  механизм
реализации программы и состав исполнителей.
     В ходе реализации программы министерство социального  развития  и
труда Астраханской области:
     - осуществляет   руководство  и  текущее  управление  реализацией
программы;
     - обеспечивает     координацию    деятельности    государственных
заказчиков программы;
     - разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты, необходимые для реализации программы;
     - на   основании   предложений   государственных   заказчиков   -
разработчиков  программы,  подготавливает  ежегодно  в   установленном
порядке  предложения  по  уточнению  перечня  мероприятий программы на
очередной финансовый год;
     - уточняет   механизм   реализации   и  затраты  по  мероприятиям
программы.
     Государственные заказчики - разработчики программы,  осуществляют
в установленном порядке меры по выполнению программы.
     Министерство социального развития и  труда  Астраханской  области
совместно с государственными заказчиками -  разработчиками  программы,
осуществляют  подготовку  и  представление  в  установленном   порядке
справочно-аналитической  информации  о  ходе  реализации   мероприятий
программы  и  эффективности   использования   финансовых   средств   в
министерство экономического развития Астраханской области.

Информация по документу
Читайте также