Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2005 № 325-П

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  09.09.2005                 N 325-П

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Астраханской области
                                        от 14.09.2011 г. N 359-П

О концепции отраслевой
целевой программы
"Развитие здравоохранения
и совершенствование
организации медицинской
помощи населению Астраханской
области на 2006-2010 годы"


     В целях  гарантированного  обеспечения  прав  граждан  Российской
Федерации,  проживающих на территории Астраханской области,  на охрану
здоровья и медицинскую помощь,  повышения экономической устойчивости и
эффективности  деятельности  учреждений  здравоохранения и медицинской
науки
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить и утвердить концепцию  отраслевой  целевой  программы
"Развитие  здравоохранения и совершенствование организации медицинской
помощи   населению   Астраханской   области   на    2006-2010    годы"
(прилагается).
     2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.)
по   согласованию  с  Астраханским  областным  территориальным  фондом
обязательного  медицинского   страхования   (Цих   А.Г.)   разработать
отраслевую    целевую    программу    "Развитие    здравоохранения   и
совершенствование    организации    медицинской    помощи    населению
Астраханской области  на  2006-2010 годы" и внести ее на утверждение в
Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 1
октября 2005 года.
     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  Астраханской
области   разработать   планы   мероприятий  по  реализации  положений
концепции отраслевой целевой  программы  "Развитие  здравоохранения  и
совершенствование    организации    медицинской    помощи    населению
Астраханской области на 2006-2010 годы".
     4. Определить   государственным   заказчиком  отраслевой  целевой
программы "Развитие здравоохранения  и  совершенствование  организации
медицинской  помощи  населению Астраханской области на 2006-2010 годы"
министерство здравоохранения Астраханской области.
     5. Данное постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор Астраханской области          А.А. Жилкин




                                                 УТВЕРЖДЕНА
                                                 постановлением
                                                 Правительства
                                                 Астраханской области
                                                 от 09.09.2005 N 325-П

                              КОНЦЕПЦИЯ
                     отраслевой целевой программы
      "Развитие здравоохранения и совершенствование организации
 медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы"


                             1. ВВЕДЕНИЕ

     Концепцией развития    здравоохранения    и   медицинской   науки
Российской   Федерации,   одобренной   постановлением    Правительства
Российской   Федерации   от   05.11.97   N   1387,   определена   цель
государственной  политики  в  области  здравоохранения   -   улучшение
состояния   здоровья   населения  на  основе  обеспечения  доступности
медицинской  помощи   путем   создания   правовых,   экономических   и
организационных   условий   предоставления  медицинских  услуг,  виды,
качество  и  объемы  которых  соответствуют  уровню  заболеваемости  и
потребностям   населения,  современному  уровню  развития  медицинской
науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
     В настоящее    время    сохраняется    тенденция    к   ухудшению
социально-экономического положения  значительной  части  населения   и
состояния  его  здоровья.  В  Астраханской  области  остается  сложной
санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка.
     Финансовые средства,  направляемые на здравоохранение из бюджетов
всех уровней и  из  системы  обязательного  медицинского  страхования,
недостаточны,  что  сдерживает  дальнейшее  развитие здравоохранения в
области.
     Учитывая сложность  и важность проблем охраны здоровья населения,
государственной политикой определено: "Здравоохранение - это не просто
социальная   сфера,  а  система  жизнеобеспечения".  В  связи  с  этим
здравоохранение  рассматривается  как   важный   фактор   национальной
безопасности страны.
     Достижение стратегических  целей   государственной   политики   в
здравоохранении  в решающей степени зависит от уровня финансирования и
управляемости системы здравоохранения.
     В связи  с  этим  необходима  разработка  и  принятие  отраслевой
целевой  программы  "Развитие  здравоохранения   и   совершенствование
организации  медицинской  помощи  населению  Астраханской  области  на
2006-2010 годы" (далее - отраслевая целевая программа),  что  позволит
ускорить  модернизацию  системы  управления  здравоохранением области,
вести продуманную стратегию реформирования отрасли  с  учетом  реально
имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

                   2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
                 ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

     Основными направлениями      развития      здравоохранения      и
совершенствования    организации    медицинской    помощи    населению
Астраханской области на 2006-2010 годы являются сохранение и улучшение
здоровья   жителей  области,  сокращение  прямых  и  косвенных  потерь
общества за  счет  снижения  заболеваемости,  смертности  населения  и
снижения  показателей  первичного  выхода  на инвалидность.  Основными
задачами деятельности системы здравоохранения области являются:
     - увеличение   объема   и   повышение   качества  мероприятий  по
профилактике заболеваний;
     - разработка  комплексных мероприятий межведомственного характера
по сокращению временной и стойкой нетрудоспособности жителей области в
связи с заболеваниями и травмами;
     - повышение уровня здоровья населения области путем  внедрения  в
медицинскую  практику  современных методов профилактики,  диагностики,
лечения и реабилитации;
     - повышение     эффективности     использования     ресурсов    в
здравоохранении.
     Реализация основных  направлений развития здравоохранения области
основана на следующих принципах:
     - социальная  справедливость  и  доступность  медицинской  помощи
населению вне зависимости от  социального  статуса,  уровня  дохода  и
места жительства;
     - профилактическая направленность;
     - экономическая    эффективность    и   анализ   функционирования
медицинских учреждений  с  учетом  потребности  населения  в  видах  и
объемах медицинской помощи;
     - сохранение  и  развитие  единого  правового,  экономического  и
информационного пространства в системе здравоохранения области;
     - единство медицинской науки и практики;
     - активное участие населения и общественных организаций в решении
вопросов здравоохранения.
     В сложившихся условиях приобретают важное значение:
     - повышение ответственности всех  уровней  власти  за  реализацию
государственной политики в сфере здравоохранения и медицинской науки;
     - гарантии   оказания   специализированной   медицинской   помощи
населению в соответствии с федеральным законодательством;
     - обеспечение адекватности  финансовых  ресурсов  государственным
гарантиям  в сфере здравоохранения,  поэтапное повышение доли средств,
направляемых на финансирование здравоохранения;
     - развитие  рынка  медицинских  услуг,  не  вошедших  в Программу
государственных  гарантий  оказания  гражданам  Российской   Федерации
бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
     - совершенствование правового регулирования деятельности в  сфере
здравоохранения;
     - разработка и внедрение в практику мониторинга здоровья человека
и его среды обитания;
     - проведение  инвестиционной  политики,  обеспечивающей   высокую
эффективность   вложений,   максимальный   медицинский,  социальный  и
экономический эффект на единицу затрат;
     - повышение    уровня    квалификации   медицинских   работников,
совершенствование системы их подготовки и переподготовки;
     - повышение социальной защищенности медицинских работников, в том
числе  повышение  заработной   платы,   страхование   профессиональной
ответственности;
     - привлечение   профессиональных   медицинских    ассоциаций    к
реализации   государственной  политики  в  области  здравоохранения  и
медицинской науки;
     - совершенствование   государственного  регулирования  в  области
обеспечения   лекарственными   средствами,   изделиями    медицинского
назначения и медицинской техникой населения и лечебно-профилактических
учреждений;
     - повышение  заинтересованности граждан в сохранении и укреплении
своего здоровья.

                   3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
                          МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

     Основными направлениями  в совершенствовании организации оказания
медицинской  помощи  являются  развитие  первичной   медико-санитарной
помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части
объемов   медицинской    помощи    из    стационарного    сектора    в
амбулаторно-поликлинический.
     Первичная медико-санитарная помощь является основным  звеном  при
оказании населению медицинской помощи.
     Особая роль отводится развитию института врачей общей  (семейной)
практики, преимущественно в сельской местности и отдаленных районах.
     В поликлиниках   должны   развиваться   в   необходимом    объеме
диагностические  службы,  дневные стационары,  стационары на дому и по
согласованию с социальной службой на договорной  основе  (до  принятия
соответствующих      правовых     актов)     создаваться     отделения
медико-социальной   реабилитации   и   терапии,   службы    ухода    и
медико-социальной помощи.
     Реорганизация стационарной    помощи     обеспечит     сокращение
длительности  госпитального этапа при адекватном развитии и расширении
реабилитации  (амбулаторной  и  стационарной).  Для  этого  необходимо
предусматривать   распределение   количества  коек  в  зависимости  от
интенсивности лечебно-диагностического процесса.
     Обеспеченность населения   койками   круглосуточного   пребывания
больных должна быть доведена до  уровня  эффективной  достаточности  -
88,9 (за  2004 год по Астраханской области - 101,1,  ЮФО - 87,0) койки
на   10   тыс.   населения   (включая   койки   областных   учреждений
здравоохранения).    Объектом   постоянного   внимания   руководителей
здравоохранения должны быть вопросы перепрофилирования коечной сети  с
учетом динамики уровня и структуры заболеваемости населения.
     Необходимо развивать  специализированную  медицинскую  помощь  на
уровне   специализированных  и  многопрофильных  областных  учреждений
здравоохранения.
     Для качественного    оказания    медицинской   помощи   населению
необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического  процесса
на  всех этапах лечения.  Здесь приобретает значение четкое разделение
функций на каждом этапе  оказания  медицинской  помощи  (фельдшер/врач
амбулатории/участковый      врач      (врач      общей      практики),
фельдшерско-акушерский пункт,  амбулатория/территориальная поликлиника
(участковая   больница)  -  районная/городская  больница  -  областные
специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения).
     Разработка и внедрение системы стандартизации  медицинских  услуг
является  генеральным  направлением повышения эффективности и качества
медицинской помощи.
     Необходимо уделить  внимание расширению масштабов диспансеризации
населения особенно с целью выявления ранних форм  заболеваний,  в  том
числе  созданию  правовой  базы  Астраханской  области  по  переходу к
практике диспансеризации семей - семейной диспансеризации.
     Требуется принятие  действенных  мер  по  развитию  и  укреплению
службы  охраны  материнства  и  детства  при  концентрации  усилий  на
совершенствовании   первичной   медико-санитарной   помощи   детям   и
подросткам,  развитию   служб   планирования   семьи   и   безопасного
материнства,   интеграции   родовспомогательных   учреждений  с  общей
лечебной сетью.
     Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию и
укреплению материально-технической базы:
     - службы первичной медико-санитарной помощи;
     - всех специализированных областных,  многопрофильных  больниц  и
диспансеров высокотехнологичным,  современным оборудованием,  в первую
очередь   служб   анестезиологии-реанимации,   интенсивной    терапии,
отделений экстренной и плановой консультативной помощи;
     - служб  охраны  материнства,   отцовства   и   детства,   службы
родовспоможения;
     - специализированных  служб,  направленных  на  борьбу  с   особо
опасными и социально значимыми заболеваниями;
     - служб по оказанию  лечебно-оздоровительной  и  реабилитационной
помощи ветеранам войн.
     Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи,  сделать ее
более  мобильной  и  оснащенной  современными  средствами для оказания
экстренной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
     Необходимо принятие  мер  государственной поддержки по созданию и
совершенствованию реабилитационной          помощи,           развитию
санаторно-курортных      организаций      системы     здравоохранения,
оздоровительных учреждений  и  организаций.  Следует  совершенствовать
систему   отбора   лиц   на   санаторно-курортное   лечение  и  оценку
эффективности проводимого лечения,  добиться преемственности в  работе
учреждений   здравоохранения   и  санаторно-курортной  сферы  с  целью
повышения  эффективности   проводимых   лечебных   и   оздоровительных
мероприятий.
     Для улучшения   качества   и   доступности   медицинской   помощи
населению, проживающему в сельской местности, необходимо:
     - сформировать   на    базе    центральных    районных    больниц
диагностические отделения;
     - развивать   передвижные   формы    лечебно-диагностической    и
консультативной помощи;
     - развитие института врача общей практики;
     - обеспечить   доступность   современных  методов  диагностики  и
своевременность  консультирования  больных   необходимыми   областными
специалистами посредством возможностей телемедицины.
     Необходимо осуществлять  интеграцию   ведомственных   медицинских
учреждений  в  общую  систему  здравоохранения  на  единой нормативной
правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.
     При сохранении     главенствующей    роли    государственной    и
муниципальной  систем  здравоохранения  важную   роль   будет   играть
формирующаяся частная система здравоохранения. Создание условий для ее
развития является важнейшим  элементом  структурных  преобразований  в
здравоохранении. Необходимо обеспечить государственным и муниципальным
медицинским организациям,  а также медицинским организациям  и  лицам,
осуществляющим  частную  медицинскую  деятельность,  в  соответствии с
существующим законодательством права на работу в системе обязательного
и добровольного медицинского страхования.
     Государственные и     муниципальные      лечебно-профилактические
учреждения,   выполняющие   функции,   не   связанные  рамками  единой
технологии  оказания  медицинской  помощи,  должны  обладать  широкими
полномочиями  в вопросах оплаты труда персонала при изменении правовой
базы.

                     4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
                    ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     Совершенствование системы      финансирования     здравоохранения
предполагает тесную зависимость  размеров  финансирования  медицинских
учреждений от объема и качества оказываемых ими медицинских услуг.
     Система финансирования должна обеспечить повышение  эффективности
использования  ресурсов лечебно-профилактических учреждений и качества
оказания медицинской помощи. В этих целях необходимо:
     - предусматривать   ежегодное  увеличение  объема  финансирования
здравоохранения Астраханской области исходя из  возможностей  доходной
базы консолидированного бюджета Астраханской области;
     - совершенствовать  методики  расчета   стоимости   (установления
тарифов) на медицинские услуги,  с учетом уровней оказания медицинской
помощи   (фельдшерско-акушерский   пункт,   амбулатория,    участковая
больница/территориальная  поликлиника  - районная/городская больница -
клиническое учреждение здравоохранения);
     - ввести  единую  систему  расчетов  за  выполненные  медицинские
услуги,  предоставляемые в рамках Программы  государственных  гарантий
оказания  гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
на территории Астраханской области;
     - развивать   добровольное   медицинское   страхование,   платные
медицинские услуги, благотворительную деятельность;
     - способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских
услуг.
     Для обеспечения  целевого  и  эффективного использования средств,
выделяемых государством на здравоохранение, необходимы:
     - анализ потребности населения в медицинских услугах;
     - совершенствование    системы    учета    средств,    получаемых
учреждениями   здравоохранения,   в  том  числе  за  оказание  платных
медицинских услуг, а также их использование.
     Руководителям учреждений  здравоохранения,  работающих  в системе
обязательного  медицинского  страхования,  должно  быть  предоставлено
право оперативного перераспределения финансовых средств, полученных по
счетам  за  оказанные   медицинские   услуги,   по   кодам   бюджетной
классификации  материальных  затрат  учреждения с учетом необходимости
оптимизации   лечебно-диагностического   процесса    с    обязательным
исполнением обязательств по 1-й и 2-й статьям бюджетной классификации.

                    5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     Для реализации    единой    политики    государства   в   области
здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью.
Главными  задачами  организации  здравоохранения  на  областном уровне
следует считать:
     - определение  стратегии  развития  здравоохранения  в  области с
учетом территориальных особенностей;
     - разработку  и  исполнение целевых программ Астраханской области
по  здравоохранению  и  Программы  государственных  гарантий  оказания
гражданам   Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи  на
территории Астраханской области;
     - координацию   деятельности   органов   местного  самоуправления
области по решению вопросов здравоохранения.
     Главными задачами  организации  здравоохранения  на муниципальном
уровне следует считать:
     - определение    путей    и    схем    развития    муниципального
здравоохранения;
     - урегулирование    взаимоотношений    с    государственными    и
ведомственными   учреждениями   здравоохранения,    находящимися    на
территории муниципального образования, по решению вопросов организации
медицинской помощи населению;
     - формирование   и   реализацию  целевых  программ  муниципальных
образований по здравоохранению.
     Главным направлением         совершенствования        организации
здравоохранения области становится обеспечение его целостности за счет
формирования    преемственности    трехуровневой    системы   оказания
медицинской  помощи  (фельдшер/врач  амбулатории/участковый  врач(врач
общей         практики),         фельдшерско-акушерский         пункт,
амбулатория/территориальная   поликлиника(участковая    больница)    -
районная/городская   больница   -   областные   специализированные   и
многопрофильные  учреждения  здравоохранения),   единых   подходов   к
планированию,    нормированию,    стандартизации,   лицензированию   и
сертификации.  При этом положительное влияние должна оказывать система
обязательного   медицинского  страхования  как  основа  финансирования
медицинской помощи в рамках государственных гарантий.
     Основой планирования   являются  целевые  программы  по  развитию
здравоохранения  Астраханской  области,  реализующие  цели  и   задачи
государственной    политики    на   определенный   период.   Программа
государственных  гарантий  оказания  гражданам  Российской   Федерации
бесплатной  медицинской  помощи на территории Астраханской области,  в
которых должны быть учтены:
     - показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в
результате совершенствования системы здравоохранения;
     - основные   показатели   обеспечения   населения  больничными  и
амбулаторно-поликлиническими учреждениями,  а также врачами и  средним
медицинским персоналом;
     - нормативы подушевого финансирования;
     - объем  финансирования  за  счет  средств  областного  бюджета и
обязательного  медицинского  страхования,  обеспечивающих   реализацию
государственных гарантий;
     - общие  принципы  финансирования   и   показатели   деятельности
учреждений здравоохранения;
     - мероприятия  по  повышению  эффективности   работы   учреждений
здравоохранения;
     - основные направления профилактической деятельности;
     - перечень видов медицинской помощи и услуг, условия и порядок их
предоставления.
     Структура медицинской    помощи    населению   на   областном   и
муниципальном уровнях должна  осуществляться  на  основе  утвержденных
стандартов   (клинико-экономических   стандартов)   на   стационарную,
амбулаторно-поликлиническую медицинскую  помощь,  стационарозамещающие
технологии   и   скорую   медицинскую   помощь  с  учетом  показателей
заболеваемости, с учетом возрастного состава населения.
     В условиях  недостаточного финансирования здравоохранения следует
исключить дублирование работы государственных,  муниципальных лечебных
учреждений  здравоохранения  и  ведомственных  медицинских учреждений.
Необходимо  привлечение  ведомственных  медицинских   учреждений   для
реализации   Программы  государственных  гарантий  оказания  гражданам
Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи  на  территории
Астраханской области,  что позволит эффективно использовать финансовые
и  материальные  ресурсы,  реализовать   принцип   равного   отношения
государства ко всем гражданам независимо от места их работы.
     Приоритетом межтерриториального      сотрудничества      является
расширение   сотрудничества   в   области  здравоохранения  с  другими
субъектами Российской Федерации.

             6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
                             БЛАГОПОЛУЧИЯ

     Санитарно-эпидемиологическое благополучие  населения Астраханской
области  может  быть  достигнуто  в  ходе   дальнейшего   развития   и
совершенствования       комплекса       санитарно-гигиенических      и
санитарно-противоэпидемиологических (профилактических)    мероприятий,
направленных  на  устранение  или  уменьшение  вредного воздействия на
человека  факторов  среды  обитания,  предотвращение  возникновения  и
распространения  инфекционных  заболеваний  и  массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
     Для достижения этой цели необходимы:
     - единство государственной политики  в  области  охраны  здоровья
населения и профилактики заболеваний;
     - участие в реализации федеральных и разработка целевых  программ
Астраханской  области  по  сохранению и укреплению здоровья населения,
обеспечению его санитарно-эпидемиологического благополучия;
     - координация   научных   исследований,   изучение   и  внедрение
передовых форм и методов санитарно-противоэпидемических мероприятий;
     - взаимодействие  с  территориальным управлением Роспотребнадзора
по  Астраханской  области  в  сфере  охраны   здоровья   населения   и
профилактики заболеваний;
     - реорганизация системы гигиенического воспитания  и  образования
населения, формирование системы самооздоровления населения.

            7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
                    БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
                       И ЗАЩИТЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ

     Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской
помощи  должны  быть  обеспечены  за  счет   средств   соответствующих
бюджетов,    территориального    фонда    обязательного   медицинского
страхования и других поступлений.  Для этого в  установленном  порядке
разрабатывается  и  утверждается  Программа  государственных  гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи
на территории Астраханской области на календарный год,  которая должна
содержать:
     - перечень соответствующих видов медицинской помощи;
     - объемы медицинской помощи;
     - программу   обязательного   медицинского   (медико-социального)
страхования как составную  часть  Программы  государственных  гарантий
оказания  гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
на территории Астраханской области;
     - условия  и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи
гражданам Российской Федерации в Астраханской  области,  в  том  числе
дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи;
     - перечни медицинских учреждений,  оказывающих медицинские услуги
по Территориальной программе обязательного медицинского страхования, и
учреждений, финансируемых из бюджета;
     - перечень   жизненно   необходимых   и  важнейших  лекарственных
средств,  перечень  изделий  медицинского   назначения   и   расходных
материалов, применяемых при реализации государственных гарантий;
     - подушевой     норматив     финансирования      здравоохранения,
обеспечивающий   предоставление  гарантированных  объемов  медицинской
помощи,  исходя из нормативов,  определенных Правительством Российской
Федерации;
     - согласованные объемы медицинской помощи и их  финансирование  в
разрезе муниципальных образований (муниципальный заказ);
     - сводный расчет  стоимости  Программы  государственных  гарантий
оказания  гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
на территории Астраханской области на календарный год.

                    8. РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

     Основными задачами медицинской науки должны быть:
     - формирование   стратегии   сохранения   и  укрепления  здоровья
населения;
     - разработка  научных  основ  борьбы с наиболее распространенными
заболеваниями;
     - получение   на  основе  фундаментальных  исследований  новых  и
углубление имеющихся знаний о здоровом и больном  организме  человека,
его жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды;
     - разработка и внедрение новых методов профилактики,  диагностики
и  лечения болезней,  восстановления утраченного здоровья,  увеличения
продолжительности периода активной жизни человека;
     - разработка   новых   схем   организации  медицинской  помощи  и
управления здравоохранением;
     - интеграция   областной   медицинской   науки   с  отраслевой  и
академической.
     Развитие медицинской   науки   будет   осуществляться  на  основе
принципов расширения связей между наукой и практикой.
     Министерство здравоохранения   Астраханской   области  определяет
приоритеты в научных разработках прикладного характера и  координирует
целевые   программы  в  части  научного  обеспечения  охраны  здоровья
населения  области  и  государственного  санитарно-эпидемиологического
надзора.
     Министерство здравоохранения Астраханской  области,  Астраханская
государственная  медицинская  академия  с  привлечением отраслевых НИИ
области осуществляют комплекс мероприятий по внедрению  в  практику  и
эффективному использованию достижений медицинской науки.
     Бюджетное финансирование научных разработок следует  осуществлять
на   основе   конкурсного   выделения   грантов,  создавая  для  этого
межведомственные конкурсные комиссии.

                9. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
                      И МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Основная цель   кадровой  политики  в  сфере  здравоохранения  на
ближайшую перспективу состоит в развитии системы  управления  кадровым
потенциалом   на   основе   рационального   планирования   подготовки,
переподготовки,  повышения квалификации  и  использования  медицинских
кадров    с    учетом   структуры   потребности   учреждений   системы
здравоохранения области.
Необходимо:
     - дальнейшее совершенствование механизмов  управления  в  системе
здравоохранения  области  с  учетом  комплексной оценки кандидатов при
согласовании      их      на      руководящую      должность,       их
профессионально-квалификационного соответствия должности;
     - создание  условий  для  устойчивого   профессионального   роста
медицинских  специалистов  с  помощью  непрерывного  профессионального
образования,  сертификации,  аттестации,  планирования  и   реализации
карьеры,    использования    мотивационных    механизмов   и   методов
стимулирования их к эффективному высокодисциплинированному труду;
     - обеспечение    действенного   кадрового   резерва   руководящих
должностей как  основной,  так  и  учетной  номенклатуры  министерства
здравоохранения Астраханской области;
     - обеспечение правовой и социальной  защиты  работников  отрасли,
развитие  государственного  и  социального страхования,  повышение мер
эффективности охраны труда;
     - совершенствование  системы  итоговой государственной аттестации
выпускников подведомственных образовательных медицинских учреждений, а
также  системы  аттестации  медицинских  специалистов,  которая должна
способствовать профессионализму и должностному росту работника.
     Требуется разработка  научно обоснованных подходов к формированию
целевого заказа муниципального образования (прежде  всего  в  сельской
местности)  на  подготовку  специалистов в медицинских образовательных
учреждениях  области  в  соответствии  с   реальной   потребностью   в
медицинских  специалистах  и  на  основе трехсторонних договоров между
муниципальным   образованием   -   абитуриентом   -    образовательным
медицинским   учреждением   с   обязательным  участием  муниципального
образования в  финансировании  (дополнительная  выплата  к  стипендии)
подготовки конкретного направляемого абитуриента.
     Создание постоянно действующей многоуровневой системы мониторинга
развития  кадров  позволит  управлять  движением кадров,  своевременно
принимать  меры  по   сохранению   кадрового   ресурса,   обеспечивать
целенаправленную подготовку работников.
     Необходимо создание  и  укрепление   взаимовыгодных   условий   и
возможностей   для   тесного   сотрудничества   медицинской   науки  и
практического здравоохранения.
     Важным средством  управления  медицинским персоналом должна стать
разработка новых,  стимулирующих эффективность труда  форм  и  методов
работы,  учитывающая в системе оплаты труда главное: сложность, объем,
качество и результативность работы.
     С целью  осуществления  единой  политики  по  защите работающих в
особых условиях целесообразно повсеместно провести аттестацию  рабочих
мест  на  соответствие  нормам охраны труда,  в полной мере обеспечить
получение нуждающимися предусмотренных законодательством компенсаций.
     В деле  защиты  прав  и  интересов  работников учреждений системы
здравоохранения  области  важную  роль  играет  усиление   партнерских
отношений  с  профсоюзами  работников  здравоохранения,  общественными
организациями, профессиональными медицинскими ассоциациями.
     Необходимо воспитание  у медицинских специалистов ответственности
за свои служебные  действия  и  поступки,  чувства  гражданственности,
верности клятве врача,  неукоснительного соблюдения законодательства и
этических норм.
     Новые условия функционирования системы учреждений здравоохранения
области в период реорганизации  предъявляют  повышенные  требования  к
потенциалу  кадровой  службы  здравоохранения.  Кадровая служба должна
отражать   функциональные   связи,   подчиненность,   соподчиненность,
обусловливать   непрерывность   и  системность  кадровой  работы,  что
предполагает   проведение   необходимых   преобразований   в   области
управления трудовыми ресурсами, без чего невозможно повышение качества
и эффективности всей системы охраны здоровья населения области.

          10. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
                   ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ
                           ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

     Государственная система  обеспечения   населения   лекарственными
средствами   и   изделиями   медицинского   назначения  направлена  на
предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме  по
доступным ценам.
     Реализацию этой  политики  следует  осуществлять  путем  развития
рынка  фармацевтических  услуг  с переходом к эффективному обеспечению
лечебного процесса лекарственными средствами, внедрения в Астраханской
области  формулярной  системы  лекарственного  обеспечения  и практики
автоматизированного персонифицированного учета лекарственных средств.
     В целях безопасного применения лекарственных препаратов и изделий
медицинского  назначения,  предотвращения  поступления  на  территорию
области   фальсифицированных  и  забракованных  препаратов  необходимо
усовершенствовать   существующую   контрольно-разрешительную   систему
обеспечения   качества,  эффективности  и  безопасности  лекарственных
средств  на  областном  уровне.   Основным   направлением   реализации
государственной  политики  в  области  лекарственной  помощи гражданам
должно  быть  лекарственное   обеспечение   населения   при   оказании
медицинской  помощи в рамках программ государственных гарантий,  в том
числе гражданам, которым определены меры социальной поддержки.
     На этапе    амбулаторно-поликлинического    лечения    необходимо
проводить   в   рамках   государственных   и   муниципальных   заказов
формирование  перечней  и  объемов  лекарственных  средств  и  изделий
медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний,  а
также  списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения
для обеспечения граждан мерами социальной поддержки.
     На этапе  стационарного  лечения  следует  сохранять   бесплатное
лекарственное  обеспечение в рамках видов,  объемов и условий оказания
медицинской   помощи,   предусмотренных   Программой   государственных
гарантий    оказания   гражданам   Российской   Федерации   бесплатной
медицинской помощи, на территории Астраханской области.
     В целях  эффективного   расходования   государственных   средств,
направленных   на  обеспечение  граждан  лекарственными  средствами  и
изделиями медицинского назначения,  в числе мер  социальной  поддержки
предусматриваются разработка и внедрение системы учета и контроля этих
средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в
рациональном использовании ресурсов по лекарственному обеспечению.
     В области   централизованных   закупок   и   розничной    продажи
лекарственных средств следует:
     - совершенствовать   механизм   управления   процессом    закупок
лекарственных средств для государственных нужд;
     - обеспечить безопасность, эффективность и качество лекарственных
средств;
     - обеспечить наличие широкого ассортимента лекарственных  средств
в розничной продаже;
     - обеспечить оказание качественной медицинской помощи в  условиях
стационара   в  соответствии  с  Программой  государственных  гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи
на территории Астраханской области.
     В целях  обеспечения  доступности  и  адекватности  лекарственной
помощи населению необходимо:
     - внедрить централизованную  систему  обеспечения  лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения;
     - обеспечить     государственную     поддержку      отечественных
производителей лекарственных средств;
     - совершенствовать   организацию   обеспечения,    лекарственными
средствами  и  управление фармацевтической деятельностью,  в том числе
государственных предприятий.

            11. РАСШИРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     К работе по охране здоровья граждан и оказанию  медико-социальной
помощи    необходимо    привлекать   непрофессиональные   общественные
организации  и   профессиональные   медицинские   и   фармацевтические
ассоциации,   а   также   отдельных  граждан,  что  позволит  повысить
эффективность  профилактической  работы,  в  том  числе  с   социально
незащищенными  слоями  населения,  облегчить реабилитационную работу с
группами пациентов,  развивать принцип взаимопомощи и  навыки  решения
медико-социальных проблем самими пациентами.
     Работа по  расширению  социальной  базы  здравоохранения   должна
осуществляться по следующим направлениям:
     - использование действенных форм сотрудничества с работодателями,
профсоюзными    и    другими   общественными,   благотворительными   и
религиозными организациями;
     - привлечение  внимания  населения  к  вопросам  охраны здоровья,
содействие созданию общественных объединений пациентов по  медицинским
интересам;
     - укрепление  системы  медицинского  просвещения  и   медицинской
информации,   сотрудничество   со  средствами  массовой  информации  в
популяризации здорового образа жизни,  усиление контроля  за  рекламой
продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;
     - содействие  в   реализации   государственных   и   общественных
мероприятий,   направленных   на  сохранение  и  защиту  нравственного
здоровья общества;
     - планирование  семьи в целях осознанного отношения к материнству
и отцовству;
     - содействие  в  подготовке  работников управления внутренних дел
Астраханской  области,  главного  управления  по   делам   гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий  по  Астраханской  области  и   других   специальных   служб,
оказывающих первую медицинскую помощь.

                   12. МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
                     ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     В соответствии с основными направлениями и положениями  концепции
должна  быть разработана единая отраслевая целевая программа "Развитие
здравоохранения и  совершенствование  организации  медицинской  помощи
населению Астраханской области на 2006-2010 годы".
Реализация данной отраслевой целевой программы должна проводиться
поэтапно.
     Ресурсное обеспечение реализации  вышеуказанной  программы  будет
осуществляться  за  счет  средств бюджетов всех уровней,  внебюджетных
средств  и  других  источников,   не   запрещенных   законодательством
Российской Федерации.
     Основные направления реализации отраслевой  целевой  программы  в
2006 году:
     - принятие  мер  по  обеспечению  стабильной  работы   учреждений
здравоохранения,  по  увеличению  размеров  финансирования  отрасли  и
повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения;
     - внедрение   стандартов  диагностики  и  лечения,  разработка  и
применение   нормативов   ресурсной   обеспеченности   здравоохранения
(финансовых, материальных) и их обоснование;
     - обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий
предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи
с финансовыми возможностями государства.
     С целью   реализации   этих  направлений  формирование  программы
государственных  гарантий  оказания  гражданам  Российской   Федерации
бесплатной  медицинской  помощи  на территории Астраханской области на
2006  год  будет   проводиться   с   учетом   перспективы   оформления
государственных   муниципальных   заказов   на   объемы  этой  помощи,
обеспеченные соответствующим  нормативным  финансированием.  При  этом
будут  осуществляться  мероприятия  по сокращению и перепрофилированию
коек круглосуточного пребывания больных в зависимости от интенсивности
лечебно-диагностического  процесса до экономически эффективного уровня
обеспечения  ими  с  учетом  структуры   и   динамики   заболеваемости
населения,   а  также  по  расширению  применения  реабилитационных  и
стационарозамещающих технологий,  развитию амбулаторно-поликлинической
и   скорой   медицинской   помощи,  внедрению  института  врача  общей
(семейной) практики.
     Кроме того, в 2006 году должны быть решены следующие вопросы:
     - формирование областных  диагностических  центров  и  областного
перинатального центра;
     - совершенствование и  активизация  работы  ассоциаций  врачей  и
средних медицинских работников Астраханской области;
     - совершенствование  нормативной   правовой   базы   Астраханской
области, регламентирующей вопросы предоставления медицинской помощи, в
том числе  с  целью  обеспечения  прозрачности  финансовых  потоков  в
здравоохранении области, выполнения гарантированных объемов бесплатной
медицинской помощи,  а также легализации  платных  медицинских  услуг,
оказываемых     организациями     здравоохранения    различных    форм
собственности;
     - создание   условий   к   развитию   добровольного  медицинского
страхования;
     - завершение  в  2006  году  работы по реорганизации и устранению
дублирования   деятельности   областных,   муниципальных    учреждений
здравоохранения, а также ведомственных медицинских учреждений;
     - отработка  преемственности   трехуровневой   системы   оказания
медицинской  помощи  (фельдшер/врач  амбулатории/участковый  врач(врач
общей         практики),         фельдшерско-акушерский         пункт,
амбулатория/территориальная    поликлиника(участковая    больница)   -
районная/городская   больница   -   областные   специализированные   и
многопрофильные учреждения здравоохранения).
     Основные направления реализации отраслевой целевой  программы  на
2007-2010 годы:
     - внедрение   системы   стратегического   планирования   развития
здравоохранения;
     - дальнейшее  развитие  нормативной  правовой  базы  Астраханской
области,   обеспечивающей   в   области  охраны  здоровья  координацию
деятельности    территориальных    органов     федеральных     органов
исполнительной власти,  исполнительных органов государственной  власти
Астраханской  области,  органов  местного  самоуправления  и субъектов
обязательного медицинского страхования;
     - развитие структурных преобразований в системе здравоохранения и
внедрение  новых  медицинских  технологий  с  целью  оптимизации  сети
лечебно-профилактических учреждений;
     - завершение перехода к  финансированию  медицинских организаций,
предоставляющих медицинскую  помощь,  предусмотренную  Территориальной
программой  обязательного  медицинского  страхования за счет страховых
средств;
     - развитие форм добровольного медицинского страхования;
     - обеспечение   хозяйственной    самостоятельности    медицинских
учреждений   и   расширение   спектра   организационно-правовых   форм
медицинских   организаций,   развитие    негосударственного    сектора
здравоохранения;
     - развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала;
     - внедрение   в   практику   новых  форм  и  методов  обеспечения
государственного санитарно-эпидемиологического надзора,  гигиенической
и   эпидемиологической   экспертизы,   мониторинга   здоровья   людей,
медико-санитарного образования;  развитие   институтов   защиты   прав
пациентов и медицинских работников;
     - укрепление материально-технической базы ЛПУ;
     - переоснащение ЛПУ современным медицинским оборудованием;
     - поддержание    в    функциональном    состоянии    действующего
оборудования;
     - совершенствование  хозяйственного  механизма   функционирования
системы здравоохранения.
     Для повышения     эффективности     функционирования      системы
здравоохранения должны быть продолжены:
     - отработка механизмов финансового выравнивания условий  оказания
медицинской помощи в рамках государственных гарантий по районам;
     - совершенствование    формулярной     системы     лекарственного
обеспечения согласно стандартам.
     Планируется осуществить разработку системы заказов и договоров на
оказание  медицинской  помощи  населению учреждениями здравоохранения,
что позволит создать в здравоохранении эффективную конкурентную  среду
и обеспечить повышение качества предоставляемых медицинских услуг.
     Инвестиционная политика в здравоохранении должна быть  направлена
на   развитие  материально-технической  базы  государственной  системы
здравоохранения,    обеспечивающей    повышение    эффективности    ее
использования.
     Повышению эффективности использования государственных  финансовых
ресурсов  должна  способствовать  концентрация лимитов государственных
инвестиций на объектах  высокой  степени  строительной  готовности,  а
также  реализация  федеральных  целевых  программ  и  целевых программ
Астраханской области,  направленных на борьбу с такими  заболеваниями,
как туберкулез,  СПИД,  инфекционные  заболевания,  сахарный   диабет,
артериальная гипертония,  онкологические заболевания, а также программ
поддержки материнства и детства.
     При оплате    амбулаторно-поликлинической    помощи    необходимо
осуществить   переход   на   подушевое   финансирование.   При  оплате
стационарной  помощи  необходимо   в   договорной   форме   определять
необходимые  объемы  (стандарты),  устанавливая  допустимые отклонения
фактических и  плановых  объемов  помощи.  Аналогичные  методы  оплаты
должны  действовать  и  в  части  бюджетных  средств,  направляемых на
финансирование специализированных  видов  медицинской  помощи,  в  том
числе дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи.
     Необходимо усилить государственный контроль в сфере  медицинского
страхования  над деятельностью страховщиков,  а также за расходованием
страховых средств.

Информация по документу
Читайте также