Расширенный поиск

Закон Астраханской области от 10.11.1996 № 26

 
                       ЗАКОН АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

       Об охране и использовании памятников истории и культуры


                (В редакции Закона Астраханской области
                      от 27.07.99 г. N 34/99-ОЗ)


                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Настоящий закон регулирует общественные отношения,  возникающие в
связи с охраной и использованием  памятников  истории  и  культуры  на
территории  Астраханской области в целях их сохранения для настоящих и
будущих поколений.

     Статья 1.  Законодательство  Астраханской  области  об  охране  и
                использовании памятников истории и культуры

     1. Законодательство    Астраханской    области    об   охране   и
использовании памятников истории  и  культуры  состоит  из  настоящего
закона  и  нормативных  актов,  принимаемых в соответствии со статусом
субъекта Российской Федерации.
     2. Положения  настоящего  закона  действует  на  всей  территории
Астраханской области по отношению  ко  всем  государственным  органам,
юридическим и физическим лицам,
     3. Настоящий закон обладает  исключительным  преимуществом  перед
другими  актами  Астраханской области во всех случаях его применения к
памятникам истории и культуры.

     Статья 2.  Соотношение нормативных актов федерального, областного
               (местного)  и  муниципального  уровней  в регулировании
               отношений по охране памятников истории и культуры

     1. На  территории  Астраханской  области  действует   федеральные
законы и другие нормативные акты федерального уровня, которые являются
обязательными для всех предприятий,  учреждений, организаций , граждан
и  других  субъектов  отношений,  связанных  с  памятниками  истории и
культуры.
     2. В  случае  выявившегося  несоответствия  между  федеральными и
областными законодательными и иными нормативными  актами  по  вопросам
охраны   памятников   истории   и   культуры  применяются  федеральные
нормативные акты.
     В случае   выявившегося   соответствия   между   федеральными   и
областными нормативными актами,  с  одной  стороны,  и  муниципальными
нормативными  актами,  с  другой  стороны,  применяются соответственно
федеральные и областные нормативные акты.
     3. На    территории    муниципального    образования    действуют
законодательные и иные  нормативные  акты  федерального  и  областного
(местного)  уровней,  в  также нормативные акты муниципального уровня,
изданные  в  пределах  компетенции  соответствующих  органов  местного
самоуправления.


             ГЛАВА II. ВИДЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Памятниками истории  и  культуры  являются  сооружения,  памятные
места и предметы,  связанные с историческими событиями в жизни народа,
развитием   общества   и  государства,  произведения  материального  и
духовного   творчества,    представляющие    историческую,    научную,
художественную или иную культурную ценность.

     Статья 3. Недвижимые памятники

     1. Памятники архитектуры и градостроительства:
     - единичные    памятники,    постройки,    здания,     сооружения
военно-оборонительного, культового, дворцового, жилого, общественного,
административного,  торгового,  производственного,  научного, учебного
назначения  с  их  историческими  территориями  и  связанными  с  ними
произведениями    живописи,    скульптуры,     декоративно-прикладного
искусства, надписи;
     - ансамбли  и  комплексы:  совокупность  зданий,   сооружений   и
открытых  пространств,  составляющие  заселенные  места  в  городах  и
сельской   местности   и   обладающие   универсальной   ценностью    с
археологической,   архитектурной,   исторической,   эстетической   или
социально-культовой  точек  зрения,  как  то:   исторические   города,
фрагменты   исторических  планировок,  старинные  городские  кварталы,
деревни,     произведения      монументального,      изобразительного,
декоративно-прикладного искусства,  исторические сады,  парки и другие
произведения ландшафтной архитектуры.
     2. Достопримечательные места:
     - территории,  имеющие  универсальную  ценность  как   совместные
творения   природы  и  человека  с  точки  зрения  истории,  эстетики,
этнологии или антропологии.
     3. Памятники истории:
     - здания,   сооружения,   памятные   места   с   их   исторически
сложившимися   территориями,   ландшафты,  связанные  с  историческими
событиями в жизни области, с жизнью выдающихся исторических личностей,
ученых, деятелей искусства, их захоронения.
     4. Памятники археологии:
     - объекты  жилого  назначения:  культурные слои и остатки древних
поселений, городища, селища, стоянки, отдельные жилища, убежища;
     - объекты   фортификационного  назначения:  земляные  валы,  рвы,
остатки древних укреплений;
     - объекты   религиозного   назначения:  остатки  древних  храмов,
монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
     - древние   погребения:   курганные   и   грунтовые   могильники,
отдельные, некрополи, мавзолеи;
     - древние  намогильные и ритуальные сооружения:  каменные кресты,
культовые   камни,   изваяния,   наскальная   и   пещерная   живопись,
эпиграфические памятники;
     - объекты хозяйственного назначения:  остатки и следы охотничьих,
скотоводческих,  земледельческих,  промысловых  угодий,  добывающих  и
обрабатывающих  производств,  мастерских,  ирригационных   сооружений,
гидротехнических  устройств  (прудов,  каналов  и  др.),  транспортных
артерий и сооружений (дорог,  мостов,  стоянок и др.),  инфраструктура
водных и водноволоковых путей.

     Статья 4. Движимые памятники

     К движимым памятникам истории и культуры относятся:
     - находки,  полученные  в  результате   наземных,   подземных   и
подводных археологических исследований и раскопок;
     - предметы  древности,  в  том  числе  орудия  труда,   гончарные
изделия, изделия из стекла, дерева и металла, произведения эпиграфики,
монеты,  печати,  оружие,  предметы из погребений, ювелирные изделия и
драгоценности;
     - элементы недвижимых памятников, подвергшихся фрагментированию;
     - антропологические и этнологические материалы;
     - исторические ценности, связанные с историей естественных наук и
техники,  военной и общественной историей, а также с жизнью выдающихся
мыслителей,  ученых, деятелей науки и искусства, важными историческими
событиями;
     - произведения живописи  и  графики  на  любой  основе  из  любых
материалов  полностью  ручной  работы,  а также чертежи и промышленные
изделия, украшенные вручную;
     - афиши и фотографии как виды оригинального творчества;
     - оригинальные  художественные  подборки  и   монтаж   из   любых
материалов;
     - произведения скульптуры из любых материалов;
     - произведения   декоративно-прикладного   искусства   из   любых
материалов,  мебель,  гобелены,  ковры,  шитье,  костюмы,  музыкальные
инструменты;
     - манускрипты,  инкунабулы,  кодексы, книги, документы и издания,
представляющие исторический, культурный, научный интерес;
     - предметы,  представляющие  особый  интерес   с   точки   зрения
нумизматики (медали, монеты и др.) или филателии;
     - предметы,  представляющие интерес с точки зрения истории  быта,
ремесла, промышленного производства;
     - архивные  документы,  включая   рукописи,   документы,   записи
текстов,   карты  и  другие  картографические  материалы,  фотографии,
кинофильмы, видео- и звукозаписи, машиночитаемые документы;
     - зоологические,  ботанические  и геологические образцы,  а также
фрагменты этих предметов и иные,  не  поименованные  в  данном  списке
объекты и комплексы объектов (коллекции).


          ГЛАВА III. КАТЕГОРИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
                     И ОСНОВЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

     Статья 5. Категории памятников истории и культуры

     Памятники истории и культуры Астраханской области  подразделяются
на  памятники  мирового  (международного),  федерального  и областного
(местного)  значения  в  соответствии  с  их  исторической,   научной,
художественной или иной культурной ценностью:
     - мирового  (международного)  значения  -  наиболее  значительные
памятники,  имеющие принципиально важное значение для познания истории
мировой культуры;
     - федерального   значения   -   памятники,   имеющие   выдающуюся
историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для
народов Российской Федерации;
     - областного  (местного)  значения  -  памятники,  представляющие
историческую,  научную,  художественную  или иную культурную ценность,
характеризующие историю и культуру Астраханской области.
     Отнесение недвижимых  памятников  истории  и  культуры к одной из
указанных  категорий  производится  в   соответствии   с   действующим
законодательством.

     Статья 6. Основы правового режима памятников истории и культуры

     Правовой режим    памятников    истории   и   культуры   мирового
(международного),   федерального,   областного   (местного)   значений
устанавливается органами, их признавшими.


                 ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ
                          ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 7. Формы собственности на памятники истории и культуры

     1. Памятники  истории  и  культуры,  расположенные  на территории
Астраханской   области,   могут    находиться    в    государственной,
муниципальной, частной и иной собственности.
     2. Реализация права собственности на памятники истории и культуры
ограничивается необходимостью их сохранения в интересах общества и для
обеспечения общественного доступа.

     Статья 8. Права  субъектов  собственности  памятников  истории  и
               культуры

     1. Субъекту собственности принадлежит право владения, пользования
и распоряжения памятником истории и  культуры.  Субъект  собственности
сохраняет  право собственности на объект в случае признания последнего
памятником  истории  и  культуры  вне   зависимости   от   присвоенной
категории.
     2. Субъект   собственности   имеет   право   на   получение    от
государственных органов власти, а также из иных источников поступлений
при наличии соответствующих возможностей  материальной,  финансовой  и
иной  помощи  в  целях  обеспечения  сохранности  объекта  культурного
наследия, на частичную компенсацию затрат на его содержание.

     Статья 9. Порядок изменения форм  и  субъектов  собственности  на
               памятники истории и культуры

     1. Изменение  форм и субъектов собственности памятников истории и
культуры производится в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации и настоящим законом.
     2. Не подлежат приватизации объекты исторического  и  культурного
наследия  федерального  значения  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.
     Не подлежит  приватизации культурное и природное наследие народов
России,  в том числе ценности,  хранящиеся в  государственных  музеях,
архивах, библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены.
     3. Решения  о  приватизации  недвижимых  памятников   истории   и
культуры   областного  (местного)  значения  могут  приниматься  после
утверждения  Президентом   Российской   Федерации   перечня   объектов
исторического   и   культурного   наследия   федерального  значения  в
соответствии с действующим законодательством.
     4. Объекты, являющиеся недвижимыми памятниками истории и культуры
областного  (местного)  значения,   приватизируются   с   обязательным
условием  их  содержания  новыми субъектами собственности в надлежащем
состоянии  в  соответствии  с  требованиями  охранного  обязательства,
оформляемого  в  порядке,  установленном  законодательством Российской
Федерации.
     5. Изменение форм собственности или субъектов собственности может
быть произведено только  по  согласованию  с  государственным  органом
охраны памятников истории и культуры Астраханской области.

     Статья 10. Ограничение  приватизации  жилых  помещений в зданиях-
                памятниках и помещений, являющихся памятниками истории
                и культуры

     Приватизация жилых   помещений  в  зданиях-памятниках  истории  и
культуры или помещений,  являющихся памятниками истории и культуры или
помещений,  не допускается,  если жилые помещения находятся в зданиях,
входящих в состав особо ценных объектов историко-культурного  наследия
народов Российской Федерации, или когда характер использования создает
угрозу порчи,  разрушения,  уничтожения памятников истории и культуры,
либо создает непреодолимое препятствие для доступа к памятнику.

     Статья 11.  Собственность   на  выявленные  памятники  истории  и
                 культуры

     Выявленные памятники  истории  и  культуры,  которые   не   имеют
собственника    или    собственник    которых   неизвестен,   являются
государственной собственностью и поступают в собственность  области  в
установленном порядке.

     Статья 12.  Договоры и коммерческие сделки в отношении памятников
                 истории и культуры

     1. Субъекты собственности памятников истории и  культуры  обязаны
не менее чем в месячный срок письменно уведомить государственный орган
охраны памятников истории и культуры о намерении  заключить  сделку  в
отношении  памятника  истории  и  культуры  с  предоставлением проекта
договора или условий сделки.
     2. В условиях договора, коммерческой сделки в отношении памятника
истории  и  культуры  не  могут  быть  включены  положения,   заведомо
ухудшающие условия его сохранности.
     3. Договоры и сделки,  совершенные в отношении памятников истории
и  культуры  без уведомления государственного органа охраны памятников
истории и культуры,  а также с нарушением законодательства  Российской
Федерации и настоящего закона, признаются недействительными.

     Статья 13. Преимущественное право покупки государством памятников
                истории и культуры

     1. При  продаже  субъектом  собственности  памятника  истории   и
культуры  государство  в лице администрации Астраханской области имеет
преимущественное право покупки памятника по цене, не ниже той, которая
была предложена последним покупателем.
     2. Решение о покупке памятника  истории  и  культуры  принимается
администрацией  Астраханской области по представлению государственного
органа охраны памятников истории и культуры.
     3. Решение о покупке памятника истории и культуры в муниципальную
собственность принимается в порядке,  устанавливаемом соответствующими
органами местного самоуправления.


           ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
                 ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 14.  Система  государственных  органов  охраны  памятников
                 истории и культуры

     1. Государственное  управление  в  деле  охраны  и  использования
памятников    истории   и   культуры   осуществляется   администрацией
Астраханской  области,  а  также  специально  уполномоченным   на   то
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
     2. Государственный   контроль   за   охраной   и   использованием
памятников   истории   и  культуры  имеет  своей  задачей  обеспечения
выполнения  всеми  государственными   органами   власти   Астраханской
области,  юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению
правил и порядка охраны памятников истории и  культуры,  установленных
законодательством  об  охране  и  использовании  памятников  истории и
культуры.
     Государственный контроль    за    соблюдением    законодательства
осуществляется   органами   законодательной    (представительной)    и
исполнительной власти Астраханской области, а также уполномоченным ими
на то государственным органом охраны памятников истории и культуры.
     3. Вопросы   владения,   пользования  и  распоряжения  объектами,
являющимися памятниками истории и культуры федерального  и  областного
(местного)    значения    и   входящими   в   состав   государственной
собственности,  разрешаются государственным органом охраны  памятников
истории и культуры при участии соответствующих комитетов по управлению
имуществом.
     Вопросы владения,    пользования    и   распоряжения   объектами,
являющимися  памятниками  истории  и  культуры  областного  (местного)
значения и входящими в состав муниципальной собственности, разрешаются
собственником  по  согласованию  с  государственным   органом   охраны
памятников истории и культуры.

     Статья 15.  Основные      функции      органа     законодательной
                 (представительной)  власти  Астраханской  области   в
                 сфере охраны памятников истории и культуры

     Орган законодательной   (представительной)   власти  Астраханской
области в целях обеспечения  охраны  памятников  истории  и  культуры,
расположенных  в  пределах территории области,  осуществляет следующие
функции:
     - подготавливает   и   утверждает  новые,  а  также  корректируют
существующие законодательные,  нормативные правовые акты  Астраханской
области в части государственной охраны памятников истории и культуры;
     - обеспечивает с учетом законодательства Российской  Федерации  и
настоящего  закона  об  охране  памятников истории и культуры внесение
необходимых изменений и  дополнений  в  законодательные,  нормативные,
правовые акты Астраханской области, регулирующие иные правоотношения;
     - обеспечивает  ежегодное  выделение  государственных   бюджетных
ассигнований  на  государственную охрану памятников истории и культуры
Астраханской области;
     - обеспечивает контроль за соблюдением настоящего закона;
     - обжалует в пределах своей компетенции действие решений  органов
исполнительной   власти   Астраханской  области  в  случаях  выявления
несоответствия этих  решений  нормам  и  требованиям  законодательства
Российской Федерации и настоящего закона;
     - по   представлению   администрации    области,    в    порядке,
установленном   законодательством  Российской  Федерации  и  настоящим
законом,  утверждает и  дополняет  государственные  списки  памятников
истории  и  культуры  всех  видов,  подлежащих государственной охране,
согласовывает представление в  соответствующие  федеральные  органы  и
международные организации документации на памятники истории и культуры
Астраханской области,  рекомендуемые  для  включения  в  список  особо
ценных  объектов  истории  и культуры Российской Федерации,  в "Список
Всемирного наследия";
     - утверждает границы охранных зон памятников истории и культуры.

     Статья 16.  Основные   функции   органов   исполнительной  власти
                 Астраханской  области  в   сфере  охраны   памятников
                 истории и культуры

     Органы исполнительной   власти   Астраханской   области  в  целях
осуществления охраны памятников истории и культуры,  расположенных  на
территории области, осуществляют следующие основные функции:
     - обеспечивают охрану всех расположенных  на  территории  области
памятников истории и культуры;
     - разрабатывают и утверждают в установленном порядке и  реализуют
специальные бюджетные,  социально-экономические и народнохозяйственные
государственные  программы  по  обеспечению   охраны   и   сохранности
памятников   истории   и   культуры,   находящихся   в   собственности
Астраханской области;
     - приводят   в   соответствие   с  требованиями  законодательства
Российской  Федерации  об  охране  памятников  истории  и  культуры  и
настоящего     закона     бюджетные,     социально-экономические     и
народнохозяйственные программы во всех других,  помимо указанных выше,
сферах деятельности на территории области;
     - предусматривают  выделение  государственных  инвестиционных   и
материально-технических   средств   для  оказания  содействия  в  деле
обеспечения    сохранности    памятников    истории     и     культуры
негосударственным  юридическим  и  физическим  лицам,  в собственности
которых находятся памятники истории и культуры;
     - обеспечивают    в   порядке,   определяемом   законодательством
Российской  Федерации  об  охране  памятников  истории  и  культуры  и
настоящим   законом,  сбор  и  аккумулирование  на  специальном  счету
специально уполномоченного государственного органа  охраны  памятников
истории   и  культуры  Астраханской  области  внебюджетных  финансовых
средств,  образуемых из отчислений государственных и негосударственных
юридических   и   физических   лиц,   осуществляющих  хозяйственную  и
эксплуатационную деятельность в пределах  территорий  и  охранных  зон
памятников истории и культуры;
     - осуществляют контроль за распределением  и  освоением  средств,
выделенных   из   бюджета   области   на  финансирование  обследования
состояния,  ремонта,   восстановления,   реставрации   и   консервации
памятников истории и культуры;
     - приостанавливают по  представлению  специально  уполномоченного
государственного  органа  охраны  памятников  истории  и  культуры  до
рассмотрения в  установленном  законодательством  порядке  действие  и
реализацию    собственных    решений   в   социально-экономической   и
народнохозяйственной сферах;
     - формируют  в соответствии с настоящим законом в своей структуре
специально  уполномоченный  государственный  орган  охраны  памятников
истории и культуры;
     - по  представлению  государственного  органа  охраны  памятников
истории  и культуры содействуют привлечению к судебной ответственности
юридических и физических лиц в случае нарушения  ими  требований  норм
законодательства Российской Федерации и настоящего закона.

     Статья 17.   Компетенция       специального       уполномоченного
                  государственного органа охраны памятников истории  и
                  культуры

     1. Государственный  орган  охраны  памятников  истории и культуры
Астраханской области в пределах своей компетенции имеет право:
     - вносить    предложения    в   органы   государственной   власти
Астраханской области по  конкретным  вопросам  социально-экономической
деятельности,  влияющей  на  охрану  памятников  истории  и культуры в
современных условиях;
     - обжаловать  действие  распорядительной  документации,  а  также
реализацию  народнохозяйственных  мероприятий   в   случае   выявления
несоответствия   документации   и  мероприятий  нормам  и  требованиям
законодательства Российской Федерации и настоящего закона,  обращаться
с   апелляцией  в  федеральные  органы  охраны  памятников  истории  и
культуры;
     - доступа к любым памятникам истории и культуры, расположенным на
территории  области,  а  также  обследования   и   фотофиксации   этих
памятников,   независимо   от   их  сохранности,  форм  собственности,
характера использования или хранения;
     - получения  от  любых  юридических  и физических лиц материалов,
документов  и  свидетельств  по   памятникам   истории   и   культуры,
расположенным на территории области;
     - привлечения   представителей   общественных    объединений    и
творческих  союзов  к деятельности в сфере охраны памятников истории и
культуры;
     - создания  комиссий и хозрасчетных организаций для осуществления
мероприятий  по  охране,  использованию,   реставрации,   изучению   и
пропаганде памятников истории и культуры;
     - принимать на баланс памятники истории и культуры,  осуществлять
оперативное  управление  находящимися  в государственной собственности
памятниками истории и культуры,  включая  право  предоставления  их  в
аренду юридическим или физическим лицам;
     - выявлять объекты, имеющие историческую, научную, художественную
или  культурную  ценность,  и  готовить  материалы  для  объявления их
памятниками истории и культуры;
     - рекомендовать памятники истории и культуры Астраханской области
для внесения их в "Список Всемирного  наследия",  "Свод  особо  ценных
объектов культурного наследия народов Российской Федерации", а также в
список памятников федерального и областного (местного) значения;
     - осуществлять   научно-методическое  руководство  делом  охраны,
изучения и реставрации памятников истории и культуры;
     - планировать  и организовывать работы по обследованию состояния,
ремонту, реставрации и консервации памятников истории и культуры;
     - организовывать   совместно   с   заинтересованными  ведомствами
рассмотрение  представляемых  на  согласование  проектов   планировки,
застройки  и  реконструкции  территорий,  имеющих  памятники истории и
культуры;
     - организовать использование памятников истории и культуры;
     - осуществлять согласование  требований  государственных  органов
противопожарного  и санитарного надзора и других специальных органов в
отношении памятников истории и культуры;
     - согласовывать  изменения  назначения,  характера  использования
владельцев и пользователей носителей прав распоряжения и управления  в
отношении памятников истории и культуры;
     - осуществлять   государственный    контроль    за    соблюдением
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного
режима содержания и использования  памятников  истории  и  культуры  и
охранных  зон,  в  том числе за выполнением мероприятий по обеспечению
сохранности памятников при производстве  строительных,  мелиоративных,
дорожных и других работ;
     - формировать  программы  охраны,  использования  и   реставрации
объектов  историко-культурного  наследия и представлять на утверждение
исполнительным органам государственной власти области;
     - проводить     рассмотрение,    экспертизу,    согласование    в
установленном порядке историко-архитектурных опорных планов,  проектов
охранных зон и историко-культурных территорий;
     - согласовывать   землеотводы,   снос   зданий,   состоящих    на
государственной   охране,   расположенных   в  пределах  охранных  зон
памятников истории и культуры;
     - осуществлять     согласование    строительных    паспортов    и
архитектурно-планировочных    зданий    на    проектирование    нового
строительства в охранных зонах и на исторических территориях;
     - осуществлять научно-техническое руководство  за  правильностью,
методикой и качеством ремонтно-реставрационных работ на памятниках;
     - определять ущерб,  причиненный памятникам  истории  и  культуры
противоправными   действиями   или   бездеятельностью   собственников,
пользователей,  иных юридических  и  физических  лиц,  либо  возникшей
вследствие   стихийного   бедствия,  принимать  необходимые  меры  для
установления виновного лица и взыскания с него материального ущерба  в
порядке,   установленном   законодательством  Российской  Федерации  и
настоящим законом;
     - оформлять   охранную   документацию  по  памятникам  истории  и
культуры;
     - координировать действия организаций,  учреждений,  предприятий,
ведущих уставную деятельность  в  сфере  использования  и  реставрации
объектов культурного наследия;
     - осуществлять популяризацию  и  пропаганду  историко-культурного
наследия.
     2. Для  выполнения  своих  задач  государственный  орган   охраны
памятников истории и культуры:
     - изучает  состояние  памятников,  проверяет  соблюдение   правил
охраны,  использования,  учета  и  реставрации  памятников  истории  и
культуры независимо от  того,  в  чьей  собственности  они  находятся,
составляет   протоколы   технического  состояния  памятников,  требует
устранения выявленных нарушений;
     - приостанавливает  работы  по  обследованию состояния,  ремонта,
реставрации,   и   консервации   памятников   истории   и    культуры,
приспособлению  к  использованию,  реконструкции  памятников истории и
культуры и  иные  работы,  ведущиеся  на  памятниках,  в  пределах  их
территорий,  историко-культурных заповедников, охранных зон памятников
и историко-культурных заповедных территорий (мест),  если  эти  работы
осуществляются самовольно или с отступлением от утвержденных проектов,
методов научной реставрации, технических условий и иных правил;
     - приостанавливает строительные, мелиоративные, дорожные и другие
работы  в  случае  возникновения  в  процессе  проведения  этих  работ
опасности  для  памятников истории и культуры либо нарушения правил их
охраны;
     - обжалует  в  установленном порядке акты органов государственной
власти и иных органов в случае  их  противоречия  законодательству  об
охране памятников истории и культуры;
     - обращаться  в  суд,  арбитражный  суд  по   фактам   заключения
юридическими  и  физическими  лицами  договоров  и сделок с нарушением
законодательства об охране памятников истории и культуры;
     - обращаться  в  соответствующие  органы для привлечения виновных
лиц к уголовной,  административной,  материальной  ответственности  по
фактам  нарушения  законодательства  об  охране  памятников  истории и
культуры в порядке, установленном действующим законодательством;
     - выдает   разрешение   на  производство  работ  по  обследованию
состояния,  ремонту,  реставрации и консервации памятников  истории  и
культуры; (В       редакции      Закона      Астраханской      области
от 27.07.99 г. N 34/99-ОЗ)
     - готовит   предложения   об   объявлении    объектов,    имеющих
историческую,  научную,  культурную  ценность,  памятниками  истории и
культуры,   территорий,   связанных   с    памятниками    -    землями
историко-культурного назначения.
     3. Требования   государственных   органов   противопожарного    и
санитарного   надзора   и   других  специальных  органов  в  отношении
памятников истории и культуры подлежат  обязательному  согласованию  с
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
     4. При  государственном  органе   охраны   памятников   действуют
постоянный   научно-реставрационный   совет  и  экспертно-лицензионный
центр,  состоящие из специалистов - представителей  государственных  и
общественных организаций и иных негосударственных объединений.
     5. Руководитель   специально   уполномоченного   государственного
органа   охраны  памятников  истории  и  культуры  назначается  главой
администрации Астраханской области по предварительному согласованию  с
Министерством культуры Российской Федерации.
     6. Указания специально  уполномоченного  государственного  органа
охраны  памятников  по  вопросам  охраны  и  использования  памятников
истории и культуры  обязательны  для  любых  предприятий,  учреждений,
организаций, граждан.

     Статья 18.  Участие   общественных   организаций   и   граждан  в
                 осуществлении мероприятий по охране  и  использованию
                 памятников истории и культуры

     Астраханское областное  отделение  Всероссийского общества охраны
памятников  истории  и  культуры,  иные  общественные,  в  том   числе
религиозные объединения и лица,  заинтересованные в постоянном участии
в   осуществлении   мероприятий   по   сохранению,   использованию   и
популяризации  дела  охраны  историко-культурного наследия,  оказывают
содействие специально уполномоченному государственному  органу  охраны
памятников истории и культуры Российской Федерации.


              ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ
                          ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 19. Понятие  государственного  учета  памятников истории и
                культуры

     Под государственным  учетом   памятников   истории   и   культуры
понимается:
     - выявление  объектов  исторического  и   культурного   наследия,
определение их ценности;
     - изучение этих объектов,  включая их фиксацию,  в соответствии с
принятыми методиками;
     - включение названных объектов в своды,  реестры и,  в надлежащих
случаях, исключение из указанных документов;
     - принятие объектов на охрану в  качестве  памятников  истории  и
культуры.

     Статья 20.  Обязательность   государственного   учета  памятников
                 истории и культуры

     1. Памятники истории и культуры подлежат  государственному  учету
независимо от форм собственности, управления, характера использования,
степени их сохранности.
     2. Не   соблюдение   порядка  государственного  учета  памятников
истории и культуры является  нарушением  Закона  РСФСР  "Об  охране  и
использовании  памятников  истории  и  культуры"  и  влечет  за  собой
ответственность  в  соответствии   с   действующим   законодательством
Российской Федерации.
     3. Порядок ведения государственного учета  памятников  истории  и
культуры    определяется   законодательством   Российской   Федерации,
действующими   нормативно-правовыми   актами   федерального    уровня,
нормативно-правовыми актами Астраханской области.
     4. Вновь выявленные памятники истории и культуры,  представляющие
историческую,  научную,  художественную и иную культурную ценность, до
решения вопроса о принятии  на  государственный  учет  как  памятников
истории  и  культуры  подлежат  охране  в  соответствии с требованиями
действующего законодательства.
     5. Учет   памятников   истории  и  культуры,  входящих  в  состав
архивных,  музейных,  библиотечных  и  иных  фондов,  производится   в
порядке,   определяемом   законодательством  Российской  Федерации  об
архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.

     Статья 21. Виды учета памятников истории и культуры

     1. В зависимости от значимости конкретных  памятников  истории  и
культуры различаются следующие виды учета этих памятников:
     - мировой  (международный)  учет,   осуществляемый   в   порядке,
определяемом  соответствующими  международными  организациями  или  на
основании международных договоров с участием Российской Федерации;
     - федеральный  государственный учет,  осуществляемый на основании
федеральных законов и других нормативных актов;
     - областной  (местный)  государственный  учет,  осуществляемый на
основании федеральных законов,  настоящего закона и  других  областных
нормативных актов.
     2. Государственный орган охраны  памятников  истории  и  культуры
осуществляет   государственный  учет  памятников  истории  и  культуры
областного  (местного)   значения,   а   также   памятников   мирового
(международного) и федерального значений.

     Статья 22. Порядок  отнесения  объектов  и  памятников  истории и
                культуры

     1. Порядок отнесения объектов к  памятникам  истории  и  культуры
мирового значения определяется в соответствии с нормами международного
права и международными договорами.
     2. Порядок  отнесения  объектов  к  памятникам истории и культуры
федерального  значения  определяется  федеральными  законами  и  иными
нормативными актами федерального уровня.
     3. К памятникам истории и культуры областного (местного) значения
относятся   соответствующие   объекты   на   основании   постановления
Астраханского областного Представительного Собрания  по  представлению
главы    администрации   Астраханской   области   и   согласованию   с
Министерством культуры Российской Федерации.  В администрацию  области
предложения  об  отнесении  объектов  к  памятнику  истории и культуры
вносятся государственным органом охраны памятников истории и культуры.

     Статья 23. Снятие памятников истории и культуры с государственной
                охраны

     1. Основания   и  порядок  исключения  из  недвижимых  памятников
истории и  культуры  мирового  значения  установлены  соответствующими
нормами    международного    права    и   международными   договорами,
ратифицированными Российской Федерацией.
     2. Снятие  памятников истории и культуры с государственной охраны
независимо  от  их  видов   и   категорий   осуществляется   решениями
Правительства  Российской  Федерации  по  представлению  администрации
Астраханской области,  согласованному с государственным органом охраны
памятников  истории  и  культуры  Астраханской  области и Министерства
культуры Российской Федерации.
     3. Памятники    истории    и    культуры    подлежат   снятию   с
государственного  учета  и  государственной  охраны  в  исключительных
случаях  при  их  полной  физической  утрате  в  результате  природных
явлений,  преднамеренных или непреднамеренных действий  юридических  и
физических лиц.


            ГЛАВА VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ПАМЯТНИКОВ
                          ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 24. Способы  обеспечения  сохранности памятников истории и
                культуры

     Сохранность памятников истории и культуры обеспечивается:
     - неуклонным  соблюдением  правил  учета  движимых  и  недвижимых
памятников истории и культуры;
     - установкой охранных досок на недвижимых памятниках;
     - организацией проведения исследований памятников;
     - организацией   разработки  карт-схем  и  историко-архитектурных
опорных планов расположения недвижимых памятников;
     - установлением  охранных зон недвижимых памятников и контроль за
их содержанием;
     - установлением режима использования зданий-памятников;
     - согласованием заданий и проектов проведения различных работ  на
недвижимых памятниках;
     - контролем  за  обеспечением   сохранности   памятников   период
проведения исследовательских и ремонтно-восстановительных работ;
     - согласованием мероприятий по обеспечению сохранности памятников
при   проведении   строительных,   мелиоративных,  дорожных  и  других
хозяйственных  и  иных  работ,  которые  могут  создавать  угрозу  для
сохранности памятников, контролем за их использованием;
     - разработкой  региональной  программы  сохранения   движимых   и
недвижимых памятников истории и культуры.

     Статья 25.  Обязанности  по  обеспечению  сохранности  памятников
                 истории и культуры

     1. Предприятия,  учреждения,  организации  и   граждане   обязаны
обеспечить сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их
собственности или пользовании.
     2. Государственный  орган  охраны  памятников  истории и культуры
совместно с соответствующими службами администрации  области,  органов
местного самоуправления,  предприятиями,  организациями,  учреждениями
разрабатывают программу, обеспечивающую сохранность памятников истории
и культуры.

     Статья 26. Государственное хранение движимых памятников истории и
                культуры

     1. Движимые памятники истории и культуры в целях  обеспечения  их
сохранности   и   оптимального   использования   могут  быть  переданы
собственником на государственное хранение.
     2. Государственное   хранение   движимых   памятников  истории  и
культуры  производится  музеями,   архивами,   библиотеками,   другими
государственными организациями хранения памятников истории и культуры,
осуществляющими свою деятельность в соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации  о  музейном,  архивном,  библиотечном  и других
государственных фондах.

     Статья 27. Земля историко-культурного назначения

     1. Определение земель историко-культурного назначения.
     К землям   историко-культурного   назначения   в  соответствии  с
Земельным    кодексом    Российской    Федерации    относятся    земли
природно-заповедного  фонда  и  земли,  включающие в себя исторические
территории памятников истории и культуры,  территории их охранных зон,
особо  охраняемые  земли  культурного  назначения  -  государственные,
природные и историко-культурные заповедники, национальные парки, музеи
под открытым небом, ботанические сады.
     К землям культурного  назначения  могут  быть  отнесены  участки,
подлежащие охране и учету в целях изучения,  выявления, восстановления
историко-культурного наследия.
     Установление границ     историко-культурного     назначения     в
Астраханской области  осуществляется  государственным  органом  охраны
памятников  истории  и  культуры  на  основании  проектных разработок.
Границы  земель  историко-культурного  назначения  в  зависимости   от
категории   памятников   истории   и  культуры  утверждаются  органами
государственной   власти    Российской    Федерации    или    органами
государственной  власти  Астраханской  области.  Обязательной  стадией
проектных разработок  является  историко-архитектурный  опорный  план,
согласуемый  с  государственным  органом  охраны  памятников истории и
культуры соответствующего уровня.
     2. Учет земель историко-культурного назначения.
     Территории всех видов охранных зон памятников истории и  культуры
подлежат  учету  государственным  органом  охраны памятников истории и
культуры.  Планы,  чертежи,  схемы  и  описания  их  границ   являются
обязательной  частью  основного  фонда  документации  государственного
учета памятников истории и культуры.
     Особо охраняемые  земли историко-культурного назначения в области
подлежат  учету  в  Государственном  земельном   кадастре   Российской
Федерации,  в федеральном органе охраны памятников истории и культуры.
При ведении земельного кадастра  каждая  особо  охраняемая  территория
учитывается   в   качестве  самостоятельного  кадастрового  земельного
участка.
     3. Статус земель историко-культурного назначения.
     Территория единичного памятника истории  и  культуры  может  быть
использована  только  в  режиме  реставрации его исторического облика.
Новое строительство на территории памятника запрещается.
     Режим содержания,   использования   и   застройки   охранных  зон
памятников истории и культуры устанавливается государственным  органом
охраны  памятников  истории  и  культуры и утверждается администрацией
Астраханской области.
     Охрана земель заповедно-природного фонда регулируется специальным
законодательством Российской Федерации.
     4. Использование земель историко-культурного назначения.
     Основной целью    использования    земель    историко-культурного
назначения  является  обеспечение  сохранности  расположенных  на  них
памятников истории и культуры.
     Деятельность, не     соответствующая     установленному    режиму
использования земель, запрещается.
     Отнесение земель  к  землям  историко-культурного  назначения  не
влечет  за  собой  прекращения  прав  собственности  на  землю,   прав
землевладения, землепользования и аренды.
     Отвод (предоставление) земель и  земельных  участков  в  пределах
охранных  зон памятников истории и культуры производится собственником
по согласованию с государственным органом охраны памятников истории  и
культуры.
     Земли историко-культурного  назначения  могут  быть   изъяты   от
хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным
государственным организациям (предприятиям),  в том числе природным  и
историко-культурным  заповедникам,  национальным паркам,  ботаническим
садам,  музеям под открытым небом для осуществления возложенных на них
задач    по   обеспечению   сохранности,   реставрации,   изучению   и
использованию находящихся на этих  территориях  памятников  истории  и
культуры и учтенных объектов историко-культурного наследия.
     Изъятие земель  историко-культурного  назначения  и   определение
нового  землепользователя  производятся органами исполнительной власти
Астраханской области по согласованию с государственным органом  охраны
памятников истории и культуры.

     Статья 28. Государственная охрана недвижимых памятников истории и
                культуры

     1. В  целях  обеспечения   оптимального   режима   содержания   и
использования    недвижимых    памятников   истории   и   культуры   в
государственных и общественных интересах эти памятники  независимо  от
форм собственности могут объявляться музеями,  историко-архитектурными
заповедниками, охраняемыми культурными ландшафтами или иными объектами
историко-культурного назначения.
     2. В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников  истории
и  культуры на землях,  прилегающих к их территориям,  устанавливаются
следующие виды охранных зон:
     - охранная  зона  памятников  истории  и  культуры  - территория,
непосредственно   окружающая   памятниками,   со    строгим    режимом
использования,   с  запрещением  любого  нового  строительства,  кроме
носящего восстановительный, регенерационный характер;
     - зона регулирования застройки - территория,  окружающая охранную
зону  памятниками  истории  и  культуры,   с   режимом   регулирования
существующей  и  вновь  создаваемой  застройки  по  ее функциональному
назначению,  объемно-пространственным характеристикам для  закрепления
значения памятников в застройке или ландшафте;
     - зона охраняемого ландшафта - территория с особо строгим режимом
использования  природных  объектов  с  запрещением строительных работ,
кроме работ по инженерному и восстановительному благоустройству.
     Режим содержания   и   использования  охранных  зон  утверждается
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
     Ответственность за  соблюдение режима содержания и использования,
установленного   для   охранных   зон   памятников,   возлагается   на
землепользователей.
     3. Образцы охранных  досок  независимо  от  статуса  и  типологии
памятника   истории   и   культуры   разрабатываются,  утверждаются  и
устанавливаются государственным органом охраны  памятников  истории  и
культуры.
     На памятники  федерального  значения   образцы   охранных   досок
согласовываются с Министерством культуры Российской Федерации.
     4. В  пределах  охранных  зон  памятников  истории   и   культуры
производство        мелиоративных,       дорожных,       строительных,
геологоразведочных,   инженерных   и    других    работ,    а    также
градостроительная,  хозяйственная деятельность, которая может привести
к  нарушению  по  целостности,  сохранности,  изменению  и  разрушению
памятников истории и культуры,  без разрешения государственного органа
охраны памятников истории и культуры запрещается.
     5. Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры с охранными
зонами,    объявленные     Правительством     Российской     Федерации
историко-культурными  заповедниками,  подлежат охране в соответствии с
Положениями о них.
     6. Исторический центр,  кварталы, площади, улицы, памятные места,
культурные слои древних городов и других населенных  пунктов  области,
представляющие       особую       историческую,       археологическую,
градостроительную,  архитектурную  ценность,  могут   быть   объявлены
историко-культурными     заповедными    территориями    (местами)    в
установленном законом порядке.
     Охрана заповедных  территорий  (мест) осуществляется на основании
положений,  утверждаемых в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     Обеспечение соблюдения   установленного   режима   содержания   и
использования    заповедных    территорий    (мест)   возлагается   на
администрацию Астраханской области,  органы местного самоуправления  и
государственный орган охраны памятников истории и культуры.
     7. Проекты планировки,  застройки и  реконструкции  исторического
центра города Астрахани и населенных пунктов области,  имеющих объекты
историко-культурного наследия,  подлежат согласованию с  Министерством
культуры Российской Федерации, ВООПик и государственным органом охраны
памятников истории и культуры Астраханской области.
     8. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие могут создавать
угрозу для существования памятников истории и  культуры,  производятся
лишь  по согласованию с соответствующим государственным органом охраны
памятников истории и культуры,  в зависимости от категории  памятников
истории  и культуры,  и после осуществления мероприятий по обеспечению
их сохранности.
     Указанные мероприятия  включаются в проектно-сметную документацию
на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
     9. Предприятия,   учреждения   и   другие  организации  в  случае
обнаружения при производстве строительных,  дорожных,  мелиоративных и
иных работ археологических,  архитектурных и других объектов,  которые
могут иметь историческую,  научную,  художественную и  иную  ценность,
обязаны  немедленно  сообщить  об  этом в государственный орган охраны
памятников истории  и  культуры  и  приостановить  дальнейшее  ведение
работ.
     10. В случае принятия государственным органом  охраны  памятников
истории   и   культуры   решения   о   приостановлении   строительных,
мелиоративных,  дорожных и иных работ,  предписание о  приостановлении
работ  выдается  заказчику и подрядчику в письменной форме с указанием
выявленных нарушений законодательства об охране памятников  истории  и
культуры.
     О приостановлении работ уведомляются  администрация  Астраханской
области,    органы    местного   самоуправления,   учреждения   банка,
финансирующего работы.
     11. Приостановленные   в  указанных  случаях  работы  могут  быть
возобновлены с разрешения государственного  органа  охраны  памятников
истории   и   культуры   после   устранения  возникшей  опасности  или
допущенного нарушения  установленных  правил  охраны  и  использования
памятников истории и культуры.
     12. Финансирование   мероприятий   по   обеспечению   сохранности
недвижимых   памятников   истории  и  культуры  или  вновь  выявленных
объектов, ответственность за их выполнение возлагаются на предприятия,
учреждения и организации,  осуществляющие строительные, мелиоративные,
дорожные и другие работы.
     13. Снос,   перемещение   и   какие-либо   изменения   недвижимых
памятников истории и культуры запрещаются.
     Исключение из  этого  правила допускается лишь с особого в каждом
конкретном случае разрешения  администрации  Астраханской  области  по
согласованию  с  государственным  органом  охраны памятников истории и
культуры в  отношении  памятников  областного  (местного)  значения  и
Правительства  Российской  Федерации  по  согласованию с Министерством
культуры в отношении памятников федерального значения.
     14. В  случае  получения  разрешения на снос памятников истории и
культуры государственный орган охраны памятников  истории  и  культуры
обязан  до  его  сноса  провести  работу по научному изучению и полной
фиксации памятников истории и культуры.
     Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся
за счет юридических и физических лиц,  получивших разрешение на  снос,
перемещение или изменение памятника истории и культуры.

     Статья 29. Порядок  проведения  археологических  работ и хранение
                археологических объектов

     1. Археологические раскопки и разведки на территории Астраханской
области  проводятся  только  на  основании  специального  разрешения -
Открытого  листа,   выдаваемого   археологу-исследователю   Институтом
археологии Российской Академии наук.
     2. Открытые листы регистрируются в государственном органе  охраны
памятников истории и культуры.
     Ведение археологических исследований на территории  охранных  зон
памятников истории и культуры допускается лишь при наличии у археолога
на ряду с Открытым  листом  специального  разрешения  государственного
органа охраны памятников истории и культуры.
     3. Археологические предметы и коллекции,  полученные в результате
разведок  и раскопок в Астраханской области,  являются государственной
собственностью Астраханской области.
     После камеральной  обработки археологические объекты поступают на
постоянное хранение в государственные организации хранения  памятников
истории    и    культуры.   Место   постоянного   хранения   коллекций
археологических предметов определяется  договором  между  учреждением,
организацией,  проводящими  исследования,  и  государственным  органом
охраны памятников истории и культуры.
     4. Учреждения,   организации   и   граждане,   осуществляющие   в
установленном  порядке  исследования   археологических   предметов   и
памятников, обязаны обеспечить их сохранность.
     Лица, руководящие   проведением   археологических    исследований
памятников  истории  и культуры,  несут ответственность за сохранность
памятников истории и культуры, в процессе и после завершения раскопок,
до  сдачи  отчетов  в  Институт  археологии  Академии  наук Российской
Федерации за проведением в полном объеме  необходимых  консервационных
мероприятий  после  завершения каждого археологического сезона и всего
цикла исследований.
     По итогам  каждого  сезона  исследователь  сдает раскопку по акту
государственному органу охраны памятников истории и культуры.

     Статья 30.  Порядок  собирания  движимых  памятников  истории   и
                 культуры

     1. Собирание    физическими   лицами   старинных   документальных
памятников и предметов декоративно-прикладного искусства на территории
Астраханской   области  допускается  только  при  наличии  специальных
разрешений,  выдаваемых  государственным  органом  охраны   памятников
истории и культуры Астраханской области.
     2. Собирание в  области  предметов  старины  юридическими  лицами
допускается  только при наличии специального разрешения:  Министерства
культуры Российской Федерации  -  на  собирание  произведений  древней
живописи и декоративно-прикладного искусства, Государственной архивной
службой России - на  собирание  старинных  документальных  источников,
Академии  наук Российской Федерации - на собирание древних рукописей и
старопечатных книг.
     Вышеназванные разрешения  в обязательном порядке регистрируются в
государственном  органе   охраны   памятников   истории   и   культуры
Астраханской области.
     3. Юридические и  физические  лица,  нашедшие  предметы  старины,
представляющие   историческую,   научную,   художественную   или  иную
историко-культурную  ценность,   обязаны   незамедлительно   уведомить
государственный орган охраны памятников истории и культуры области.
     Все найденные  предметы  старины  регистрируются  в  книге  учета
старины  государственного  органа охраны памятников истории и культуры
области.
     4. В  случае обнаружения клада,  содержащего вещи,  относящиеся к
памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную
собственность Астраханской области.
     При этом собственник земельного участка или иного имущества,  где
клад  был  сокрыт,  и лицо,  обнаружившее клад,  имеют право вместе на
получение вознаграждения  в  размере  50  процентов  стоимости  клада.
Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях,  если
соглашением между ними не установлено иное.
     Настоящее правило  не  применяется  к лицам,  в круг трудовых или
служебных обязанностей которых входило проведение раскопок  и  поиска,
направленных на обнаружение клада.


             ГЛАВА VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ, РЕМОНТ,
                 РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ
                 ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

     Статья 31. Цели обследования состояния,  ремонта,  реставрации  и
                консервации памятников истории и культуры

     Обследование состояния,   ремонт,   реставрация   и   консервация
памятников  истории  и   культуры   имеют   своей   целью   обеспечить
максимальную  сохранность  этих  памятников  в интересах государства и
общества.

       Статья 32.  Обследование  состояния,  ремонт,   реставрация   и
                   консервация   недвижимых   и   движимых  памятников
                   истории и культуры

     1.  Обследование  состояния,  ремонт,  реставрация  и консервация
недвижимых  памятников  истории и культуры осуществляются по правилам,
установленным    Министерством    культуры    Российской    Федерации,
юридическими    и    физическими    лицами,   имеющими   лицензии   на
соответствующий  вид  деятельности,  выдаваемые  лицензирующим органом
Администрации Астраханской области. (В  редакции  Закона  Астраханской
области от 27.07.99 г. N 34/99-ОЗ)
       2. Реставрация      движимых      памятников       регулируется
соответствующими   законодательными   актами  Российской  Федерации  и
области.

       Статья 33.  Порядок   производства    работ   по   реставрации,
                   консервации и ремонту недвижимых памятников истории
                   и культуры

       1. Работы по обследованию  состояния,  ремонту,  реставрации  и
консервации недвижимых памятников истории и культуры производятся лишь
при наличии предварительного решения  государственного  органа  охраны
памятников   истории   и   культуры,   на   учете   которого   состоит
соответствующий памятник.
       2. Обязанность     получения     предварительного    разрешения
возлагается  на  юридическое  или  физическое  лицо   -   собственника
(пользователя) недвижимого памятника истории и культуры.
       3. С  собственником   (пользователем)   недвижимого   памятника
истории  и  культуры государственный орган охраны памятников истории и
культуры,  на учете которого находится  данный  памятник,  заключается
договор,  в соответствии с которым собственник (пользователь) берет на
себя обязательство обеспечить сохранность  соответствующего  памятника
истории   и   культуры  в  первоначальном  виде,  выполнить  работы  в
установленный срок и другое.
       4. Типовые   формы   разрешений   на   производство   работ  по
обследованию состояния,  ремонту, реставрации и консервации памятников
истории  и  культуры,  охранных документов на использование памятников
истории и  культуры  утверждаются  Министерством  культуры  Российской
Федерации.
       5. Для проведения работ  по  обследованию  состояния,  ремонту,
реставрации  и  консервации  недвижимых  памятников истории и культуры
требуется    наличие    соответствующего     проекта,     выполненного
специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ,
и согласованного с государственным органом охраны памятников истории и
культуры.
       Организация, выполнившая проект,  осуществляет авторский надзор
вплоть до ввода объекта в эксплуатацию.
       6. По окончании ремонтно-реставрационных  работ  на  недвижимом
памятнике  истории  и  культуры  составляется  акт комиссии по приемке
выполненных  работ,  утвержденный  Министерством  культуры  Российской
Федерации.

       Статья 34.  Финансирование  работ  по  обследованию  состояния,
                   ремонту,  реставрации  и   консервации   памятников
                   истории и культуры

       1. Сметная стоимость реставрационных и других робот формируется
с  учетом  спроса  и  предложения  на  соответствующие   виды   работ,
договорных условий на рынке труда,  конъюнктуры,  стоимости материала,
изделий и  конструкций,  применяемых  машин  и  оборудования,  решения
вопросов   социальной  сферы,  развития  материально-технической  базы
реставрационных   организаций,    получения    необходимой    прибыли,
обеспечивающей расширенное воспроизводство.
       2. Финансирование работ  по  обследованию  состояния,  ремонту,
реставрации  и  консервации  недвижимых  памятников истории и культуры
производится  за  счет  средств  собственника  (пользователя)  данного
объекта, ассигнований из соответствующего бюджета и других источников,
если это не противоречит действующему законодательству.
       3. Конкретные     ассигнования    из    различных    источников
финансирования отражаются в договоре на проведение  работ  по  данному
памятнику истории и культуры.
       4. Собственники (пользователи) памятников истории  и  культуры,
администрация   области   и   органы  местного  самоуправления  вправе
привлекать для целей обследования состояния,  ремонта,  реставрации  и
консервации  памятников  истории и культуры средства благотворительных
фондов,   общественных   и   религиозных   объединений,   добровольные
пожертвования физических и юридических лиц и других субъектов.

       Статья 35.  Ответственность   за   охрану  памятника  в  период
                   производства реставрационных работ

       Собственники и  пользователи  памятников  истории  и   культуры
обязаны  заключить  специальные  соглашения  с  исполнителем  работ  и
определить лицо,  ответственное за охрану памятника истории и культуры
в период проведения ремонтно-реставрационных работ.
       Соглашение должно включать акт технического  состояния  объекта
до   начала   работ,   оформленный   в  установленном  порядке,  режим
доступности, предохранительные меры, условия хранения ценностей.
       Производство ремонтно-реставрационных   и   других   работ   на
памятниках истории и культуры без подобного соглашения,  утвержденного
государственным  органом  охраны  памятников  истории  и культуры,  не
допускается.

       Статья 36. Условия использования памятников истории и культуры

       1. Памятники истории  и  культуры  на  территории  Астраханской
области  используются в целях развития науки,  народного образования и
культуры,  духовного,  нравственного,  эстетического и патриотического
воспитания через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных
заповедников, туризма и других форм пропаганды.
       2. Недвижимые   памятники   истории   и   культуры  могут  быть
использованы также в хозяйственных и иных практических целях, если это
не наносит ущерба сохранности памятников.
       В этих случаях (за исключением использования в  качестве  жилых
помещений)    здания-памятники,    находящиеся    в    государственной
собственности,  передаются на баланс  государственного  органа  охраны
памятников   истории  и  культуры  для  предоставления  в  пользование
юридическим и физическим лицам.
       3. Запрещается использование памятников и их территорий:
       - под  склады   и   производство   взрывчатых   и   огнеопасных
материалов;
       - под склады и производство материалов,  загрязняющих интерьеры
памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
       - под  склады  и  производство  материалов,   имеющих   вредные
газообразные и иные выделения;
       - под   хранилища    и    производство    зерновых,    овощных,
животноводческих продуктов, а также для содержания животных;
       - под    гаражи     и     стоянки     транспортных     средств,
сельскохозяйственных и иных самоходных машин;
       - под  производства,   имеющие   станки,   установки   и   иные
механические   двигатели,  оказывающие  динамические,  вибрационные  и
другие виды вредного воздействия на конструкции памятника;
       - под  производства и лаборатории,  связанные с неблагоприятным
для памятника температурным,  влажностным или иным вредным  режимом  и
применением химически активных веществ.

       Статья 37.  Использование   недвижимых   памятников  истории  и
                   культуры

       1. Недвижимые  памятники   истории   и   культуры   (здания   и
сооружения),  которые находятся в государственной собственности, могут
быть использованы  в  хозяйственных  и  иных  практических  целях  (за
исключением  использования  под  жилье),  передаются  в  установленном
порядке вместе с земляными участками в границах их  охранных  зон,  на
баланс  государственного  органа  охраны памятников истории и культуры
для   последующего   предоставления   в   пользование    предприятиям,
учреждениям, организациям и гражданам.
       2. При определении характера использования памятника истории  и
культуры учитывается:
       - сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры,
инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки, убранства
фасадов и интерьеров памятника;
       - возможность   соблюдения  необходимых  современных  гидро-  и
геологических,  инженерно-технических,  санитарно-гигиенических и иных
требований   по   эксплуатации  памятника  при  условии  обязательного
сохранения  всех  его  подлинных  художественных   и   конструкторских
элементов;
       - строгое  соблюдение  технических   условий   эксплуатации   и
содержания  в  соответствии  с  методическими  указаниями Министерства
культуры  Российской  Федерации  и  соответствующими  органами  охраны
памятников истории и культуры.

       Статья 38. Использование движимых памятников истории и культуры

       Движимые памятники    истории   и   культуры,   находящиеся   в
собственности физических и юридических лиц, могут быть использованы по
соглашению      с     собственником     памятника     для     научных,
экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей.
       Условия проведения   работ   по  реставрации,  консервации  или
ремонту указанных объектов определяются соглашением сторон.


              ГЛАВА X. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
                               КУЛЬТУРЫ

       Статья 39. Вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз  на  ее
                  территорию памятников истории и культуры

       1. Вывоз   памятников  истории  и  культуры,  расположенных  на
территории  Астраханской  области,  за  пределы  Российской  Федерации
независимо от форм собственности запрещается.
       Исключения допускаются  по  решению   органов   государственной
власти  Астраханской  области и Российской Федерации по согласованию с
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
       2. Ввоз  памятников  истории и культуры,  являющихся достоянием
других  государств,  на  территории  области  без  разрешения  страны,
которой они принадлежат, запрещается.

       Статья 40. Временный ввоз и вывоз памятников истории и культуры

       1. Временный  ввоз  и  вывоз  памятников  истории и культуры на
основе   международных   соглашений   в   целях   культурного   обмена
осуществляются в порядке, определенном Законом Российской Федерации "О
ввозе и вывозе культурных ценностей".
       2. Памятники  истории  и  культуры,  являющиеся  собственностью
иностранных  государств,  организаций  и  лиц,  временно  ввозимые   в
Российскую Федерацию, охраняются государством.

       ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
               ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

       Статья 41. Общие условия ответственности за  нарушение  законов
                  об охране памятников истории и культуры

       Юридические и    физические    лица,   виновные   в   нарушении
законодательства  об  охране  памятников  истории  и  культуры,  несут
гражданско-правовую  или  уголовную  ответственность  в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации,  а  также   административную
ответственность   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации и области.

       Статья 42. Виды ответственности за  нарушение  законодательства
                  об охране памятников истории и культуры

       1. Юридические    и    физические   лица   обязаны   возместить
имущественный ущерб причиненный памятникам истории и культуры.
       Размер ущерба,  причиненного  недвижимому  памятнику  истории и
культуры,   определяется   с   учетом   его   исторической,   научной,
художественной, культурной ценности, а также стоимости реставрационных
и восстановительных работ.
       Методика экспертных   оценок  стоимости  памятников  истории  и
культуры нанесенного им  ущерба  утверждается  Министерством  культуры
Российской Федерации.
       2. Наряду  с  компенсацией  материальных  потерь  в   отдельных
случаях  (если  собственником  является  физическое  лицо) компенсации
подлежит и моральный вред.
       Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом
конкретном случае.
       3. В  случаях  и  в порядке,  устанавливаемых законодательством
Российской Федерации и области,  юридические и физические  лица  несут
административную  ответственность  за  нарушение  законодательства  об
охране памятников истории и культуры.
       4. В  случаях  и  в  порядке,  установленных  законодательством
Российской Федерации,  должностные лица  и  граждане  несут  уголовную
ответственность  за  нарушения  законодательства  об охране памятников
истории и культуры.
       5. Применение  в  отношении  юридических  и  физических лиц мер
административной или уголовной ответственности не является  основанием
для   освобождения   от  гражданско-правовой  ответственности  в  виде
компенсации всех  потерь,  связанных  с  восстановлением  памятника  в
прежнем состоянии, а при невозможности этого - возмещения убытков.
       6. В  случае  нанесения  ущерба,  угрозы  уничтожения,   порчи,
разрушения   памятников   истории   и   культуры   из-за  невыполнения
пользователями   и    арендаторами    условий    охранных    договоров
государственный  орган охраны памятников истории и культуры расторгает
в  одностороннем  порядке  указанные  договоры  и  принимает  меры   к
возмещению ущерба.
       При расторжении  охранно-арендного  договора  и  до  заключения
новых  договоров  ответственность  за  сохранность памятника истории и
культуры несет  государственный  орган  охраны  памятников  истории  и
культуры.
       7. В  случаях,  когда  собственник   (пользователь)   памятника
истории  и  культуры,  отнесенного  в  соответствии  с законом к особо
ценным и охраняемым государством,  безхозяйственно содержит культурное
наследие, что грозит утратой последним своего значения, такой памятник
решением  суда  по  иску  государственного  органа  охраны  памятников
истории  и  культуры  может быть изъят у собственника (пользователя) в
порядке, определенном действующим законодательством.
       При выкупе  культурных  ценностей  собственнику  возмещается их
стоимость в размере,  установленном соглашением  сторон,  а  в  случае
спора - судом.
       При продаже  с   публичных   торгов   собственнику   передается
врученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
       8. В случае надлежащего исполнения обязательств по обследованию
состояния,  ремонту,  реставрации  и  консервации  памятника истории и
культуры применяются санкции,  указанные в соглашении сторон,  а также
общие нормы гражданского законодательства.


                 ГЛАВА XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 43. Нормативные  акты,  издаваемые в развитие  положений
                  закона

       Областное Представительное  Собрание  и администрация области в
случаях, предусмотренных настоящим законом, а также в случаях принятия
федеральным  органами  государственной власти новых нормативных актов,
выявившихся пробелов в правом  регулировании  отношений,  связанных  с
памятниками истории и культуры, принимают в пределах своей компетенции
соответствующие нормативные акты.

       Статья 44. Обнародование  нормативных  и  ненормативных  актов,
                  касающихся памятников истории и культуры

       Нормативные и    ненормативные    акты,   принятые   (изданные)
законодательным (представительным) и  исполнительным  органами  власти
области  и  органами  местного  самоуправления,  касающиеся памятников
истории и культуры, должны быть обнародованы с тем, чтобы с ними могли
ознакомиться все заинтересованные физические и юридические лица.
       Обнародование производится    путем    опубликования     текста
соответствующего   акта   в  периодической  печати,  передачи  его  по
телевидению, радио, вывешивания листовок и иными способами.
       Каждому физическому  и  юридическому  лицу обеспечивается право
ознакомиться   с   полными   официальными   текстами   нормативных   и
ненормативных  актов,  касающихся  памятников  истории  и  культуры на
территории области.

       Статья 45. Вступление закона в силу

       Настоящий закон  вступает  в  силу  со  дня  его   официального
опубликования.


Глава Администрации области          А.П. Гужвин


г. Астрахань
"10" ноября 1996 г.
рег. N 26


Информация по документу
Читайте также