Расширенный поиск

Постановление Глава администрации Краснодарский край от 16.12.2003 № 1220

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

     от 16.12.2003 N 1220
     г. Краснодар

                   Об одобрении "Концепции развития
                     физической культуры и спорта
                  в Краснодарском крае до 2005 года"

     В   целях   всестороннего   и  эффективного  развития  физической
культуры и спорта на территории Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1.  Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и
спорта   в  Краснодарском  крае  на  период  до  2005  года  (далее  -
Концепция),  подготовленную  департаментом  по  физической  культуре и
спорту   Краснодарского   края  с  участием  заинтересованных  органов
исполнительной власти Краснодарского края.
     2.  Департаменту  по  физической культуре и спорту Краснодарского
края  (Иващенко)  обеспечить  доведение  Концепции до сведения органов
исполнительной    власти   Краснодарского   края,   органов   местного
самоуправления  Краснодарского  края  и  спортивной  общественности, а
также организовать разработку плана мероприятий по ее реализации.
     3.  Органам  исполнительной  власти Краснодарского края и органам
местного   самоуправления   Краснодарского  края  при  планировании  и
осуществлении  мероприятий  по вопросам развития физической культуры и
спорта учитывать положения Концепции.
     4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

     Первый заместитель главы
     администрации Краснодарского края          А.А. Ремезков


                                   Приложение
                                   к постановлению главы администрации
                                   Краснодарского края
                                   от 16.12.2003 N 1220

                              КОНЦЕПЦИЯ
                развития физической культуры и спорта
             в Краснодарском крае на период до 2005 года.

     Концепция  развития  физической культуры и спорта в Краснодарском
крае  на  период  до  2005  года (далее - Концепция), разработанная на
основе  распоряжения  Правительства Российской Федерации от 29 октября
2002  года  N  1507-р  "Об  одобрении  Концепции  развития  физической
культуры  и  спорта  в  Российской Федерации на период до 2005 года" и
материалов  заседания  Совета  при  Президенте Российской Федерации по
физической  культуре  и  спорту  от  1 октября 2003 года, представляет
собой  систему  взглядов,  принципов  и приоритетов в сфере физической
культуры и спорта.
     Всестороннее  и эффективное развитие физической культуры и спорта
является    важной   составной   частью   государственной   социально-
экономической  политики, направленной на охрану и укрепление здоровья,
повышение  средней  продолжительности  и  качества  жизни населения, а
также   достойное  выступление  команд  и  спортсменов  на  крупнейших
международных спортивных соревнованиях.
     Концепция  должна  служить ориентиром для органов государственной
власти,   органов   местного   самоуправления  при  решении  вопросов,
касающихся  реализации  государственной  политики в области физической
культуры  и  спорта,  формирования  здорового  образа жизни населения,
гармоничного воспитания здорового, физически крепкого поколения.

       1. Характеристика состояния физической культуры и спорта
                         в Краснодарском крае

     В  течение  последних  лет  в крае сформировались неблагоприятные
тенденции  снижения  общих показателей состояния здоровья населения. В
условиях  неустойчивого  развития  экономики  серьезную  опасность для
здоровья  граждан  представляют  проблемы  наркомании,  алкоголизма  и
табакокурения.   Наряду  с  этими  причинами  существенное  негативное
воздействие   оказывает  распространение  вредных  привычек,  снижение
уровня   физической   подготовленности   различных   групп  населения,
отсутствие   потребности  и  возможности  у  большей  части  населения
регулярно заниматься физической культурой и спортом.
     Общая  ситуация  с  физической  культурой  и  массовым  спортом в
настоящее время характеризуется:
  -  низким   уровнем  обеспеченности   спортивными  сооружениями  для
     проведения   физкультурно-оздоровительной   и  спортивно-массовой
     работы  и неудовлетворительным техническим состоянием большинства
     из них;
  -  отсутствием необходимого спортивного инвентаря и  оборудования  в
     образовательных  учреждениях,  спортивных школах,  на  спортивных
     сооружениях    для   обеспечения   образовательного   и   учебно-
     тренировочного процесса;
  -  низким   процентом  охвата  занимающихся физической  культурой  и
     спортом, в  том  числе  женщин  и  социально  незащищенных  слоев 
     населения;
  -  ослаблением целенаправленной работы по физическому  воспитанию  в
     образовательных  учреждениях,  особенно  в  детских  дошкольных и
     общеобразовательных  школах,  слабым  использованием внеурочных и
     внешкольных   форм  занятий,  сокращением  числа  занимающихся  в
     спортивных  секциях  школьников  и  студентов средних специальных
     учебных заведений;
  -  продолжающимся    развалом   системы   физической   культуры   на
     предприятиях   и   в   учреждениях  (производственная  физическая
     культура),  отсутствием  специалистов  по  физической  культуре и
     спорту,  работающих  в  трудовых коллективах, особенно в сельской
     местности;
  -  отсутствием  интереса  и потребности большинства людей к занятиям
     физической  культурой  и  спортом  в свободное время, в том числе
     самостоятельно;
  -  недостаточным   и   нестабильным   бюджетным   финансированием  и
     отсутствием  заинтересованности  инвесторов во вложении средств в
     развитие физической культуры и спорта;
  -  отсутствием      устойчивой      мотивации     и     материальной
     заинтересованности  у специалистов высокой квалификации в области
     физической  культуры  и  спорта в работе со спортивным резервом и
     населением по месту жительства;
  -  недостаточной   нормативно-правовой   базой  в  сфере  физической
     культуры и спорта;
  -  недостаточной  работой  по  пропаганде  здорового  образа жизни и
     ценностей  физической  культуры  и  спорта  в  средствах массовой
     информации.
     Действующим  законодательством  не урегулированы многие вопросы в
области развития физической культуры и спорта.
     Система    управления    физической   культурой   и   спортом   в
муниципальных    образованиях    Краснодарского   края   не   является
оптимальной.
     В  24 муниципальных образованиях управление отраслью осуществляет
1  специалист.  В  ряде  городов  и  районов ликвидированы комитеты по
физической  культуре  и  спорту.  Специалисты  по  физической культуре
включаются   в   штат  управлений  образования,  культуры,  социальной
защиты,  что  не  позволяет  им  в  полной  мере  выполнять функции по
руководству  отраслью  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации.
     Число  занимающихся  физической  культурой  и спортом в 2002 году
составило  382179 человек или 7,6 процента от населения Краснодарского
края.  Число  женщин,  занимающихся  физической  культурой  и спортом,
составляет около 27 процентов от общего числа занимающихся.
     В  7  муниципальных  образованиях  до  сих  пор не введены ставки
специалистов  по физической культуре в детских дошкольных учреждениях.
На 1417 учреждений приходится всего 556 штатных работников.
     Свыше   18  тысяч  школьников  не  посещают  учебные  занятия  по
физическому воспитанию.
     Сокращается  число  школьников  и  студентов  средних специальных
учебных  заведений,  занимающихся в спортивных секциях образовательных
учреждений.  Организованными  формами внеурочных занятий по физической
культуре и спорту охвачено 17,8 % школьников.
     В  то  же  время  увеличивается  число  учащихся,  отнесенных  по
состоянию  здоровья  к  специальной  медицинской  группе.  Из 42 тысяч
школьников  и  студентов  этой  категории только 50 процентов посещают
занятия в спецмедгруппах.
     По  данным  ежегодного доклада "О положении детей в Краснодарском
крае"  за  2002  год являются здоровыми не более 20 % детей в возрасте
7-9  лет и 10 процентов 10-18-летних. Только 10 % юношей - выпускников
школ  практически здоровы и без ограничений могут быть призваны в ряды
Вооруженных  Сил.  Результаты проверки свидетельствуют о том, что 3 из
100  мальчиков  и  2  из  100 девочек имеют хороший уровень физической
подготовленности.
     В    сложившихся   социально-экономических   условиях   произошли
негативные    изменения   не   только   в   постановке   физкультурно-
оздоровительной  и спортивной работы в образовательных учреждениях, но
в   большей   степени   они   затронули  трудовые  и  производственные
коллективы.  В  связи  с  этим  большие  трудности  испытывают сегодня
физкультурно - оздоровительные  и  спортивные  организации в работе по
развитию  физической  культуры и спорта среди трудящихся. Многократное
повышение    стоимости   физкультурно-оздоровительных   услуг   делает
недоступными  учреждения  физической  культуры  и  спорта,  туризма  и
отдыха  для  многих  тысяч  трудящихся.  Под  предлогом  экономической
нецелесообразности,   предприятия   и   организации   отказываются  от
содержания  спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают,
передают их другим собственникам или используют не по назначению.
     Опыт  показывает, что эффективность средств физической культуры и
спорта   в   профилактической  деятельности  по  охране  и  укреплению
здоровья,   в   борьбе   с   наркоманией,   алкоголизмом,  курением  и
правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
     Настоящая  Концепция  является  основой  для разработки комплекса
мероприятий    по    развитию    физической    культуры    и   спорта,
предусматривающих  объединение  усилий  органов исполнительной власти,
органов  местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных
объединений и организаций, а также отдельных граждан.

                 2. Цель, задачи и основные принципы

     Целью  Концепции  является  стабилизация  и улучшение показателей
здоровья  и физической подготовленности населения Краснодарского края,
уровня  подготовленности  спортсменов высокого класса, позволяющего им
достойно   выступать   на   ответственных   соревнованиях,   а   также
совершенствование  форм  государственной поддержки развития физической
культуры  и  спорта,  направленных  на  формирование  здорового образа
жизни населения и повышение спортивного престижа Кубани.
     Основными  задачами в сфере развития физической культуры и спорта
являются:
 -   обеспечение  жителям  Краснодарского  края возможности заниматься
     физической культурой и спортом;
 -   формирование   у   населения,   особенно   у  детей  и  молодежи,
     устойчивого  интереса  к регулярным занятиям физической культурой
     и    спортом,    здоровому   образу   жизни,   повышению   уровня
     образованности в этой области;
 -   повышение  качества  физического воспитания населения, проведение
     мониторинга  физической подготовки и физического развития детей и
     молодежи;
 -   повышение   уровня   физической   подготовленности   населения  и
     спортсменов;
 -   военно-патриотическое воспитание молодежи;
 -   разработка  и  реализация  краевых  и  муниципальных  нормативных
     актов,  целевых  программ,  направленных  на создание необходимых
     условий для развития массового спорта;
 -   укрепление  материально-технической  базы  для занятий физической
     культурой  и  спортом,  особенно  в  образовательных учреждениях,
     спортивных школах и по месту жительства населения;
 -   совершенствование   деятельности  спортивных  клубов  и  создание
     молодежных центров досуга;
 -   финансовая    поддержка   общественных   объединений   спортивной
     направленности;
 -   совершенствование    системы   проведения   массовых   спортивных
     мероприятий;
 -   укрепление организационной структуры массового спорта;
 -   обеспечение   подготовки   и   повышения  квалификации  тренеров-
     преподавателей  и  инструкторов-методистов,  работающих  в  сфере
     массового спорта;
 -   качественное  улучшение  условий  и  создание эффективной системы
     подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;
 -   широкая   пропаганда  физической  культуры,  спорта  и  здорового
     образа жизни.
     Реализация  настоящей  Концепции должна основываться на следующих
принципах:
 -   доступность  занятий  массовым спортом для всех категорий и групп
     населения;
 -   взаимодействие    органов    исполнительной    власти,    органов
     законодательной  власти  всех  уровней  и общественных спортивных
     организаций  в вопросах развития массового спорта в Краснодарском
     крае;
 -   сочетание  общих  мероприятий  по развитию массового спорта среди
     всего  населения  с  конкретными  целенаправленными мероприятиями
     для  социально  незащищенных  категорий  населения,  прежде всего
     инвалидов,   детей-сирот  и  учащихся,  отнесенных  по  состоянию
     здоровья к специальной медицинской группе;
 -   дифференцированный  подход  к организации мероприятий по развитию
     физической  культуры  и  спорта  с  учетом  специфики  и  целевой
     установки  на развитие массового спорта, спорта высших достижений
     и профессионального спорта.

     3. Основные направления деятельности по развитию физической
                          культуры и спорта

     Региональная  политика  в  сфере  физической  культуры  и  спорта
должна предусматривать следующие основные направления:
 -   формирование   у   населения  понимания  жизненной  необходимости
     занятий физической культурой и спортом;
 -   совершенствование  системы  управления  и  организации  массового
     спорта,  разработка  новых организационно-управленческих решений,
     направленных  на  создание эффективной системы спортивно-массовой
     работы среди населения;
 -   формирование  нормативно-правовых и организационно- экономических
     механизмов  привлечения  и использования бюджетных и внебюджетных
     источников финансирования;
 -   анализ эффективности использования спортивных сооружений;
 -   развитие  инфраструктуры  (спортивных сооружений, оздоровительных
     центров,  спортивных  баз)  для  занятий  физической  культурой и
     спортом  в  соответствии  с  программами социально-экономического
     развития регионов;
 -   проведение  массовых  физкультурно-оздоровительных  и  спортивных
     соревнований, в том числе детских;
 -   подготовка  кадров  и  повышение  квалификации  работников  сферы
     физической культуры и спорта;
 -   предоставление   детям,  инвалидам  и  людям  старшего  поколения
     льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
 -   привлечение  для развития физической культуры и спорта средств из
     различных    источников,   включая   бюджеты   всех   уровней   и
     внебюджетные  средства,  стимулирование привлечения инвестиций на
     эти цели;
 -   создание   благоприятных  условий  для  организаций,  реализующих
     программы,   направленные   на   развитие   массового   спорта  и
     способствующие  формированию  здорового  образа  жизни,  а  также
     спонсоров  и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку
     спортивного резерва и поддержку спорта высших достижений;
 -   формирование       постоянно      действующей      информационно-
     пропагандистской  системы,  способствующей вовлечению населения в
     активные  занятия  физической  культурой  и спортом, формированию
     здорового образа жизни;
 -   укрепление  нормативной  и  финансовой  базы спортивных школ всех
     типов   и  видов,  материальное  стимулирование  труда  тренеров-
     преподавателей, педагогов и специалистов;
 -   проведение  мониторинга физической подготовленности и физического
     развития населения, особенно детей и молодежи;
     - развитие спорта высших достижений;
 -   создание    условий    для   достойного   выступления   кубанских
     спортсменов   на   крупнейших   всероссийских   и   международных
     соревнованиях.
     В  организации  и  управлении  физической  культурой  и  спортом,
особенно  в  части  развития  массового  спорта  -  "спорта для всех",
физического  воспитания  и образования детей и молодежи, физкультурно-
оздоровительной  и  спортивной  работы  по месту жительства населения,
создания  спортивных  клубов, а также необходимой для этого спортивной
базы,  все большее значение должны играть органы исполнительной власти
края и органы местного самоуправления.
     Необходимо  принятие  нормативных  правовых актов, способствующих
внедрению  программ,  направленных  на  формирование  здорового образа
жизни  и  физической  активности  населения. Это предопределяет, что в
будущем    расходы    на   физическую   культуру   должны   постепенно
увеличиваться.  В  перспективе необходимо добиваться такого положения,
при  котором  на  развитие  физической  культуры  и  спорта  в краевом
бюджете  и  в  муниципальных  выделялось  не  менее одного процента. В
настоящее    время    первостепенное   внимание   необходимо   уделить
эффективности  использования  каждого бюджетного рубля, затрачиваемого
на нужды физической культуры и спорта.
     Совершенствование  законодательства в области физической культуры
и  спорта  должно  способствовать  тому,  чтобы  в  рыночных  условиях
отрасль  финансировалась  не  только  из  бюджетных  источников,  но и
внебюджетных.

         4. Механизм и основные меры по реализации Концепции

     Реализация настоящей Концепции предполагает:
 -   совершенствование  нормативной  правовой базы физической культуры
     и спорта;
 -   принятие  краевой  и  муниципальных  программ развития физической
     культуры  и  спорта,  в  том  числе  авиационных,  технических  и
     военно - прикладных видов спорта;
 -   совершенствование  программно-методического,  организационного  и
     медицинского  обеспечения  физического  воспитания  и  спортивно-
     массовой   работы   с   детьми   и  молодежью  в  образовательных
     учреждениях;
 -   проведение   мониторинга   физической  подготовки  и  физического
     развития населения;
 -   формирование  мотивации  к  самостоятельным  занятиям  физической
     культурой  и спортом и добровольному участию в спортивно-массовых
     мероприятиях;
 -   повышение   эффективности   системы   организации   и  проведения
     спортивных комплексных соревнований;
 -   создание  в  населенных  пунктах края зон отдыха, включающих сеть
     региональных  оздоровительных  трасс,  вдоль  которых формируется
     типовой набор специализированных спортивных сооружений;
 -   ремонт  и  реконструкцию  спортивных  сооружений  образовательных
     учреждений,   спортивных   школ   и   оснащение   их  необходимым
     инвентарем и оборудованием;
 -   вовлечение      инвалидов      в     физкультурно-оздоровительную
     деятельность,  разработку системы мер, направленных на социально-
     психологическую  и физическую реабилитацию, спортивную подготовку
     и возврат к трудовой деятельности;
 -   создание   телевизионных   и   радиопрограмм,   направленных   на
     пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
     Система  физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
в  организациях  всех  форм  собственности  должна  быть направлена на
осуществление  реабилитационных мероприятий, снижение неблагоприятного
воздействия   производства,   повышение   сопротивляемости   организма
различным заболеваниям.
     Организационной  основой  массового  спорта  в Краснодарском крае
должны  стать детско-юношеские спортивные школы, спортивные туристские
и  физкультурно-оздоровительные  клубы,  а  также  спортивные  центры,
предлагающие   на   платной   основе   более   комфортные   условия  и
разнообразные спортивные услуги.
     Физкультурно-спортивные  клубы по интересам должны работать в ус-
ловиях  льготного  налогообложения,  что  позволит  им  более  активно
проводить   работу   по   вовлечению   широких   слоев   населения   в
физкультурно- оздоровительную и спортивную работу.
     Наряду   с  физкультурно-спортивными  клубами  могут  развиваться
коммерческие   спортивные   центры,   предлагающие   более  комфортные
условия,  большое  разнообразие  сервисных  услуг.  Эти  центры  будут
удовлетворять   интересы   состоятельных  людей,  желающих  заниматься
элитными   и  дорогостоящими  видами  спорта:  парус,  верховая  езда,
бильярд, теннис и т.д.
     Мероприятия   по   совершенствованию   физического  воспитания  и
физической подготовки детей и молодежи должны включать в себя:
  -  проведение   обязательных   урочных   форм  занятий  по  предмету
     "Физическая  культура"  во  всех  типах  и  видах образовательных
     учреждений;
  -  проведение  дополнительных  (факультативных) занятий  физическими
     упражнениями и спортом;
  -  создание     при    образовательных    учреждениях    комплексных
     физкультурно-спортивных  центров  с  типовым  набором спортивного
     инвентаря  и  оборудования,  позволяющим  обеспечить двигательную
     активность школьников и учащихся;
  -  физическое   воспитание   обучающихся,   имеющих   отклонения   в
     состоянии здоровья;
  -  осуществление  физкультурно-оздоровительных  мероприятий в режиме
     дня;
  -  проведение    внешкольной    воспитательной   работы   с   детьми
     (спортивных  секций,  занятий  в  спортивных  школах и спортивно-
     оздоровительных   туристских   клубах,  а  также  самостоятельных
     занятий);
  -  вовлечение  в  активные  занятия  физической  культурой и спортом
     детей и подростков в свободное время;
  -  формирование  ответственного отношения родителей к здоровью детей
     и их физическому воспитанию;
  -  организацию спортивно-массовой работы по месту жительства;
  -  создание   условий   для  занятий  спортом  детям,  подросткам  и
     молодежи, находящимся в исправительно-трудовых колониях.
     Мероприятия  по совершенствованию профессионального образования в
сфере физической культуры должны предусматривать:
  -  апробацию  и  внедрение  в  учебный  процесс  новых  обязательных
     программ профессионального образования;
  -  долгосрочное   планирование  объема  подготовки  специалистов  со
     средним и высшим профессиональным образованием;
  -  расширение      системы     дополнительного     профессионального
     образования;
  -  укрепление   учебно-спортивной   и  материально-технической  базы
     образовательных  учреждений  среднего и высшего профессионального
     образования;
  -  осуществление    обмена   опытом   подготовки   физкультурных   и
     спортивных  кадров  с  ведущими  университетами зарубежных стран,
     включая стажировки;
  -  разработку  новых  научно-исследовательских  направлений  в сфере
     физической культуры и спорта;
  -  использование   современных   научных   технологий  в  подготовке
     спортсменов высокого класса.
     Мероприятия,  направленные  на развитие спорта высших достижений,
должны предусматривать:
  -  эффективное   функционирование   существующих  и  создание  новых
     центров    и    баз    спортивной   подготовки   сборных   команд
     Краснодарского края;
  -  совершенствование     механизма    использования    ведомственных
     спортивных  баз для подготовки сборных команд Кубани по различным
     видам спорта;
  -  создание  комплексных научных групп по видам спорта и организацию
     научно-методического,   медико-биологического  и  информационного
     обеспечения  подготовки  спортсменов  высокого  класса,  а  также
     спортивного резерва;
  -  приобретение  эффективных  технических  средств  для  нужд спорта
     высших достижений;
  -  совершенствование   технологий,   форм  и  методов  подготовки  и
     переподготовки специалистов в области спорта высших достижений;
  -  создание  и  развитие специализированных структур, обеспечивающих
     и  поддерживающих  профессиональную  деятельность спортсменов (их
     комплексное   организационное,   методическое,  консультационное,
     медицинское и иное обслуживание);
  -  совершенствование  механизмов  стимулирования труда спортсменов и
     тренеров;
     Реализация  Концепции  будет  осуществляться  поэтапно  на основе
плана   мероприятий,   разрабатываемого  департаментом  по  физической
культуре  и  спорту  Краснодарского края совместно с заинтересованными
органами исполнительной власти и организациями.
     Реализация Концепции позволит:
  -  улучшить   физическое   состояние   населения,   заложить  основы
     формирования здорового и гармонично развитого поколения;
  -  привлечь  к  массовым  занятиям  физической  культурой  и спортом
     различные категории населения;
  -  использовать   возможности   физической   культуры   и  спорта  в
     совершенствовании       нравственного,       эстетического      и
     интеллектуального развития учащейся молодежи;
  -  усовершенствовать   систему   подготовки   спортсменов   высокого
     класса,   создать   условия   для  их  успешного  выступления  на
     международной арене;
  -  повысить   роль   физической   культуры  и  спорта  как  средства
     профилактики асоциального поведения молодежи;
  -  использовать   физическую  культуру  и  спорт  для  социальной  и
     физической адаптации инвалидов и детей-сирот;
  -  обеспечить    разнообразие    форм   предлагаемых   физкультурно-
     оздоровительных и спортивных услуг;
     увеличить   объем  спортивного  телерадиовещания,  повысить  роль
  -  средств  массовой  информации  в  развитии  физической культуры и
     спорта, а также в формировании здорового образа жизни.


     Генеральный директор
     департамента по физической
     культуре и спорту
     Краснодарского края                 В.В. Иващенко


Информация по документу
Читайте также