Расширенный поиск

Постановление Законодательное Собрание Краснодарский край от 08.12.2004 № 1134-П

              Законодательное Собрание Краснодарского края
                                   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                    
         Об утверждении краевой целевой программы гармонизации                                   
          межнациональных отношений и развития национальных                                   
               культур в Краснодарском крае на 2005 год
                                   
 
     Заслушав  и обсудив проект краевой целевой программы гармонизации 
межнациональных      отношений   и развития    национальных  культур в 
Краснодарском  крае  на 2005     год,  внесенный  главой администрации 
Краснодарского  края,   Законодательное  Собрание  Краснодарского края 
постановляет:     
     1. Утвердить      краевую      целевую    программу  гармонизации 
межнациональных  отношений    и   развития    национальных   культур в 
Краснодарском крае на 2005 год (прилагается).
     2. Администрации Краснодарского края:
     осуществлять  финансирование   расходов  на  реализацию указанной 
программы  в пределах  средств, утвержденных в краевом бюджете  на эти 
цели;
     представлять   в   Законодательное  Собрание  Краснодарского края 
отчет   об  использовании средств  краевого  бюджета,    выделенных на 
реализацию данной программы, один раз в полугодие.
     3. Контроль за  выполнением настоящего постановления возложить на 
комитет  Законодательного  Собрания  Краснодарского края  по культуре, 
спорту,   информационной  политике и  взаимодействию   с общественными 
объединениями.
     
      
 
     Председатель Законодательного
     Собрания Краснодарского края            В.А. Бекетов
     г. Краснодар
     8 декабря 2004 г.
     N 1134-П



                                                          Приложение
                                    к постановлению Законодательного
                                        Собрания Краснодарского края
                                            от 8.12.2004 г. N 1134-П


                       Краевая целевая программа                                   
                гармонизации межнациональных отношений                                    
                   и развития национальных культур                                   
                   в Краснодарском крае на 2005 год
                                   
 
                               ПАСПОРТ 
                      краевой целевой программы                                    
                гармонизации межнациональных отношений                                    
                    и развития национальных культур                                   
                   в Краснодарском крае на 2005 год
                                   
 
     Наименование программы       краевая целевая программа  гармонизации
                                  межнациональных  отношений  и  развития
                                  национальных  культур  в  Краснодарском
                                  крае на 2005 год (далее - Программа)

     Основания для разработки     Федеральный  закон  от 19  мая  1995 г.
     Программы                    N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
                                  Федеральный закон  от 31 июля 1998 года
                                  N 145-ФЗ "Бюджетный  кодекс  Российской
                                  Федерации"
                                  Федеральный закон от 12 января 1996 го-
                                  да N 7-ФЗ "О некоммерческих организаци-
                                  ях"
                                  Закон Краснодарского  края от 20 ноября
                                  2003 года N  627-КЗ  "О  взаимодействии
                                  органов  государственной власти Красно-
                                  дарского края и общественных  объедине-
                                  ний"

     Заказчик Программы           администрация Краснодарского края

     Разработчик Программы        управление по взаимодействию с  общест-
                                  венными объединениями, религиозными ор-
                                  ганизациями и мониторингу  миграционных
                                  процессов  администрации Краснодарского
                                  края

     Основные исполнители         управление по  взаимодействию с общест-
     Программы                    венными объединениями, религиозными ор-
                                  ганизациями  и мониторингу миграционных
                                  процессов администрации  Краснодарского
                                  края

     Цель Программы               обеспечение развития национальных куль-
                                  тур народов, проживающих в крае

     Ожидаемые результаты реа-    гармонизация межнациональных отношений,
     лизации Программы            консолидация     национально-культурных
                                  объединений на конструктивных, стабили-
                                  зирующих  общество позициях и привлече-
                                  ние их к участию  в реализации программ
                                  по   социально-экономическому  развитию
                                  Краснодарского края

     Сроки реализации Программы   2005 год

     Объем и источники финанси-   общий объем финансирования Программы из
     рования Программы            средств   краевого  бюджета  составляет
                                  2000 тысяч рублей

     Организация контроля за      контроль за  исполнением Программы осу-
     исполнением Программы        ществляют администрация  Краснодарского
                                  края и Законодательное Собрание Красно-
                                  дарского края

                        1. Введение в Программу                                   
      
     Реформирование общества  в течение  последних 10 - 15  лет, смена 
экономической    и    политической  системы     в    стране, изменение 
этносоциальной и политической ситуации в   связи с появлением беженцев 
и  вынужденных переселенцев из  Средней  Азии, Закавказья,   Украины и 
Казахстана создали в Краснодарском крае ряд этносоциальных проблем.
     Возникли    места    компактного  проживания     этнических групп 
численностью,  превышающей  пятнадцатипроцентный  предел конфликтности 
по отношению  к местному населению,  появились  представители народов, 
ранее  в  крае не     проживавших  (турки-месхетинцы,    курды, езиды, 
хемшилы). Увеличилась незаконная миграция.  На фоне этого  в последнее 
время резко возросли угрозы экстремизма и терроризма.
     Геополитические  проблемы  Кавказа  в настоящее  время обусловили 
необходимость координации  усилий общества  и  органов государственной 
власти самого разного уровня в борьбе с этими проявлениями.
     В  условиях кризиса общегражданской,  общероссийской идентичности 
этнический  фактор    становится     субъектом    политики    и играет 
компенсаторную   роль. Диалог и   социальное  партнерство общественных 
объединений и органов государственной   власти приведут к консолидации 
в обществе, мобилизации интеллектуальных сил  для достижения духовного 
единства и межнационального согласия.
     Принятая  в   1996  году  Концепция  государственной национальной 
политики  Российской   Федерации   определяет     основные направления 
национальной  политики, но не учитывает специфику субъектов Российской 
Федерации.
     Краевая  целевая программа гармонизации межнациональных отношений 
и развития  национальных  культур   в   Краснодарском  крае   (далее - 
Программа)    представляет  собой     систему    мер   по формированию 
нормативно-правовой     базы,      оказанию       финансовой поддержки 
национально-культурным  объединениям, созданию благоприятных условий и 
возможностей   для      осуществления     эффективного стратегического 
управления и реализации государственной национальной политики.
     Программа  направлена   на  обеспечение  содружества  и духовного 
взаимообогащения народов, проживающих на  территории   края, бережного 
отношения к  культуре, традициям,    обычаям каждого   народа, а также 
общим    ценностям Российского     государства,    достижение   мира и 
гражданского согласия,   сохранение  целостности Российской Федерации, 
противодействие этническому сепаратизму, экстремизму и ксенофобии.
     
           2. Геополитическое положение Краснодарского края                                   
      
     Краснодарский  край, южный регион России,  имеет административную 
границу с   Ростовской  областью и  Ставропольским  краем, Республикой 
Адыгея     и   Карачаево-Черкесской    Республикой.      По территории 
Краснодарского края   проходит    государственная   граница Российской 
Федерации с  Турцией, Украиной  и  Грузией  общей протяженностью более 
1000 км.
     Население  Краснодарского края по  состоянию на 1  июня 2003 года 
составляет   5130200    человек.    Его    отличает    высокая степень 
этнокультурного многообразия, здесь проживают представители  более 120 
национальностей.  Средняя плотность населения  -   66  человек на один 
квадратный километр, что  в   8   раз превышает   среднюю плотность по 
России.
     Краснодарский  край  имеет богатый  природно-ресурсный потенциал, 
развитую      промышленность    и      благоприятные       условия для 
сельскохозяйственного производства.    Значительная   роль принадлежит 
краю как     главной   хлебной  базе   и   курортно-рекреационной зоне 
Российской Федерации.
     В   общей    хозяйственной   специализации     Краснодарский край 
представляет собой  крупный аграрно-индустриальный комплекс, в котором 
развиты  оба  сектора  экономики.  Здесь  широко  представлена система 
транспортных  коммуникаций: морские порты, в  том числе международного 
значения, аэропорты, сеть автомобильных, железных дорог.
     Агропромышленный    комплекс    Краснодарского      края является 
крупнейшим в  России производителем и поставщиком сельскохозяйственной 
продукции   и  сырья, имеет   развитую сеть  предприятий  и учреждений 
переработки, хранения и торговли.  Он  в  существенной мере определяет 
экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния.
     Особенность  Северо-Кавказского  региона  состоит в  том,  что он 
исторически является   естественным  мостом  между  Европой   и Азией, 
контактной   зоной  исламской  и  христианской   цивилизаций,  а также 
объектом столкновений интересов мировых держав.
     Начиная  с  первых  веков    российской  государственности   и на 
протяжении всей ее  истории  отсюда  неоднократно  исходила  угроза ее 
безопасности.
     Новое  геополитическое  положение    приобрел  Краснодарский край 
после распада  СССР. Наличие  в крае   пяти морских портов  делают его 
единственным   южным выходом России   к теплым  морям.    Только через 
Новороссийский   порт,     главный     порт  России  на   Черном море, 
транспортируется треть товарного  экспорта. Здесь же проходят основные 
магистрали  трубопроводов, осуществляющих поставку нефти    и  газа за 
рубеж.
     В настоящее время  возросла  роль   Краснодарского края в решении 
важнейших    государственных   задач    по    обеспечению национальной 
безопасности страны, защите жизненных интересов России.
     Прозрачность границ  с государствами СНГ, близость Краснодарского 
края к очагам межнациональных  конфликтов   и вооруженным  действиям в 
Чеченской       Республике      дестабилизируют социально-политическую 
обстановку, оказывают существенное влияние на криминогенную ситуацию.
     Террористические акты,  рост    преступности, контрабанда оружия, 
наркотиков,  похищение  людей, религиозный и   политический экстремизм 
стали реальностью сегодняшнего дня на Северном Кавказе.
     
            3. Современная этнополитическая ситуация в крае                                   
      
     В  Краснодарском    крае   проживают    представители   более 120 
национальностей,   которые  в  результате    длительного исторического 
взаимодействия  в   рамках   единого  государства   обладают общностью 
культурных    черт      и демонстрируют    достаточно  высокую степень 
толерантности и гражданского согласия.  Наиболее многочисленные народы 
Кубани  - русские,  армяне, украинцы, беларусы#, адыги, греки, татары, 
немцы,   грузины и   азербайджанцы.   Остальные    народы представлены 
незначительно.
     Важной   характеристикой  этнической    структуры   края является 
стремление  национальных  общин   к   компактному  проживанию, которое 
оказывает  существенное влияние на социально-политическую обстановку в 
регионе. Такая специфика проживания этнических   групп свидетельствует 
о наличии объективных  предпосылок межэтнической  напряженности, когда 
практически   любое    проявление  недовольства  населения  может быть 
перенесено в плоскость межнациональных отношений.
     Межэтнические  отношения   все  более   идеологизируются.  В крае 
действуют общественные объединения  зачастую   на  узкой  этнической и 
религиозной   основе. Некоторые    стремятся  оказывать     влияние на 
политическую жизнь в  крае,  пытаются брать на себя функции власти или 
диктовать условия органам государственной власти  Краснодарского края, 
вынашивают идеи этнического сепаратизма.
     Заметно активизировалась  в крае деятельность эмиссаров исламских 
религиозных     организаций,         представителей ультрарадикального 
религиозного   течения - ваххабизма, сторонники которого  ставят своей 
целью создание единого исламского государства на Северном Кавказе.
     В  последнее   десятилетие  наблюдается   тенденция  к сокращению 
численности   коренного  населения:    русских,   адыгов,      а также 
представителей    других    национальностей,  в  том  числе украинцев, 
беларусов, немцев и других старожильческих этнических групп.
     Существенный фактор  в  национальных   отношениях  -  появление в 
границах  края новых  нехарактерных  для территории  этнических групп. 
Уже   в 1980-е годы   в  крае  расселились   крымские    татары, затем 
турки-месхетинцы, курды, армяне-хемшилы и другие.
     Прибывающие в   край  представители   этнических  групп стремятся 
селиться    компактно.  Значительная   их   часть    (армяне, грузины, 
азербайджанцы, курды,  езиды,   крымские  татары,   турки-месхетинцы и 
другие) оседают в  наиболее важных в стратегическом  отношении районах 
-   вблизи   границы   и   на Черноморском  побережье.  Это приводит к 
нарушению   в  крае     исторически  сложившегося этнодемографического 
баланса.
     Многие   из    вновь прибывших  мигрантов   занимают доминирующее 
положение   в     экономической   сфере   и  особенно   в коммерческой 
деятельности.  Местное население  в силу различных причин  оказалось в 
менее   выгодных условиях  и  воспринимает мигрантов как угрозу своему 
благополучию.
     Кроме     того,        они  объединены   негласными   правилами и 
договоренностями     в  формировании   собственной  ценовой     и иной 
протекционистской политики.
     Существенные     средства   отчисляются   ими   на идеологическое 
обеспечение закрепления  диаспор   на территории края. Создаются новые 
культовые  учреждения, а под флагом национально-культурных объединений 
активно    работают  по   сути  политические     организации, зачастую 
реализующие   интересы  диаспор   или    их  наиболее предприимчивой и 
организованной части (лидеров, актива).
     Предприниматели   и    производители товаров  из   числа местного 
населения  не     имеют  поддержки  государства, фондов стимулирования 
отечественного    предпринимательства,  как   правило,     действуют в 
одиночку.
     Таким   образом,     в крае   возникает   непримиримое социальное 
соперничество    в    сфере  распоряжения  местными   экономическими и 
природными    ресурсами   между     местным населением   и некоренными 
представителями этнических групп.
     Главным управлением Министерства юстиции  Российской Федерации по 
Краснодарскому      краю зарегистрировано   104 национально-культурных 
общественных объединения.
     31     национально-культурное общественное   объединение является 
коллективным членом   Краснодарской  краевой  общественной организации 
"Центр   национальных    культур"   (работает  с  1992   года). Центры 
национальных   культур  функционируют   также в  городе Новороссийске, 
Лазаревском районе города-курорта Сочи, в городе-курорте Анапе.
     Национальные   движения   интересны тем,  что  представляют собой 
своеобразный этнополитический  полигон, где  сталкиваются  тенденции к 
глобализации     и    регионализму,  этничность   и гражданственность, 
политические мифы и социально-экономические реалии.
     Изменения     последнего  десятилетия   существенно   повлияли на 
этнополитические    и     этносоциальные  процессы  в   крае. Значение 
этнического фактора стало одной из отличительных черт современности.
     Складывающиеся после  трагических событий  в  Республике Северная 
Осетия   -     Алания особенности  социально-политической  ситуации на 
Северном   Кавказе,  необходимость формирования эффективных механизмов 
общественного контроля,  компактное расселение этнических групп в крае 
требуют    новых подходов   в   реализации  национальной    политики в 
Краснодарском крае.
     
                  4. Основные цели и задачи Программы                                   
      
     Программа          представляет    собой    первоочередные задачи 
исполнительных  органов государственной власти  Краснодарского  края и 
иных     гражданских  институтов   общества в    сфере межнациональных 
отношений, учитывающие  современную   политическую   реальность и весь 
комплекс  культурных,   этнополитических  и   религиозных особенностей 
народов края.
     Основной   целью    Программы является  обеспечение   условий для 
полноправного      национально-культурного     развития  всех народов, 
проживающих     в   крае,    упрочения общероссийской    гражданской и 
духовно-нравственной общности на   основе    соблюдения  прав и свобод 
человека, гражданина и признания их высшей ценностью.
     Для  достижения  поставленной цели  необходимо  решение следующих 
задач:
     в политической и государственно-правовой сферах:
     разработка и внесение  законодательных инициатив, направленных на 
дальнейшее  развитие    и  совершенствование  федерального  и краевого 
законодательства в сфере межнациональных отношений;
     обеспечение         взаимодействия         исполнительных органов 
государственной      власти  Краснодарского  края,    органов местного 
самоуправления    в   Краснодарском     крае  и национально-культурных 
объединений, направленного   на стабилизацию этнополитической ситуации 
в крае, профилактику экстремизма и терроризма;
     защита конституционных   прав граждан   и народов, проживающих на 
территории Краснодарского края;
     в духовной сфере:
     поддержка  и       распространение   идей     духовного единства, 
межнационального согласия с  учетом местных  особенностей  и традиций, 
укрепление мира и дружбы народов;
     сохранение и   развитие  самобытной  культуры,  традиций, родного 
языка, распространение знаний об истории народов, проживающих в крае.
     
                  5. Ресурсное обеспечение Программы                                   
      
     На     реализацию     программных   мероприятий предусматриваются 
ассигнования из средств краевого бюджета в размере 2000 тысяч рублей.
     
                   6. Механизм реализации Программы                                   
      
     Механизм реализации    государственной   национальной  политики в 
Краснодарском    крае     предусматривает       взаимодействие органов 
государственной     власти  Краснодарского   края,    органов местного 
самоуправления     в    Краснодарском    крае и национально-культурных 
объединений.
     Организацию  работы       в   сфере     межнациональных отношений 
осуществляет      управление   по   взаимодействию     с общественными 
объединениями, религиозными  организациями и  мониторингу миграционных 
процессов администрации Краснодарского края.
     Управление по    взаимодействию   с  общественными объединениями, 
религиозными  организациями    и мониторингу    миграционных процессов 
администрации  Краснодарского края  осуществляет  изучение,   анализ и 
прогнозирование      этнополитических   процессов,    предупреждение и 
урегулирование   конфликтов  в   национальной  среде, взаимодействие с 
национально-культурными    объединениями  и  представителями различных 
этнических групп.
     Для мониторинга   межнациональных  отношений,  а  также выработки 
рекомендаций  органам  государственной  власти Краснодарского края при 
управлении  по     взаимодействию  с      общественными объединениями, 
религиозными     организациями и  мониторингу   миграционных процессов 
администрации   Краснодарского   края   создается  совет  (или группа) 
экспертов и консультантов, в состав  которого входят ученые-этнографы, 
историки,   социологи,   этнопсихологи,  политологи  и практики. Совет 
экспертов        и    консультантов   осуществляет научно-методическое 
обеспечение Программы,  проводит этносоциологические и социологические 
исследования, научно-практические конференции по данной проблеме.
     Муниципальные образования  проводят   работу,     направленную на 
осуществление   постоянного    диалога с национальными диаспорами. При 
органах      местного  самоуправления  в   Краснодарском    крае могут 
образовываться           координационные          советы руководителей 
национально-культурных объединений  или   центры национальных культур, 
главная    задача  которых  -  достижение   межнационального согласия, 
утверждение   принципа равноправия граждан  различных национальностей, 
формирование толерантности, а также содействие   развитию национальных 
культур и сохранению родного языка.
     Для  организации   воспитательной   и     профилактической работы 
рекомендуется        задействовать    в  полном     объеме возможности 
общеобразовательных          учреждений,          учреждений культуры, 
правоохранительных    органов   (участковые   уполномоченные милиции), 
организаций     различных форм  собственности,  казачьих      и других 
общественных организаций.
     Граждане  активно    привлекаются  по месту   их     жительства к 
проведению    различных праздников  и массовых   зрелищных мероприятий 
досугового  характера,  а также всевозможных акций  по благоустройству 
микрорайонов, улиц, дворов, озеленению жилых кварталов.
     
         7. Организация контроля за ходом исполнения Программы                                   
      
     Управление по  взаимодействию   с    общественными объединениями, 
религиозными     организациями   и мониторингу  миграционных процессов 
администрации  Краснодарского края  обобщает материалы   по выполнению 
основных           мероприятий        Программы         и представляет 
информационно-аналитический  отчет о проделанной  работе по выполнению 
Программы     в   департамент   по  финансам,  бюджету      и контролю 
Краснодарского края, заместителю главы администрации края  по вопросам 
внутренней политики, в Законодательное Собрание Краснодарского края.
     
                     8. Сроки реализации Программы                                   
      
      Реализация Программы рассчитана на 2005 год.
     
      
      
            Мероприятия по выполнению краевой целевой программы
     гармонизации межнациональных отношений и развития национальных
                культур в Краснодарском крае на 2005 год

-------------------------------------------------------------------------
 N ¦               Мероприятия               ¦  Объемы    ¦ Исполнители
п/п¦                                         ¦ финансиро- ¦
   ¦                                         ¦вания (тыс. ¦
   ¦                                         ¦  рублей)   ¦
---+-----------------------------------------+------------+--------------
 1 ¦ Проведение ежегодного краевого фестиваля¦      -     ¦администрация
   ¦ национальных культур "Венок дружбы наро-¦            ¦Краснодарского
   ¦ дов Кубани"                             ¦            ¦края
---+-----------------------------------------+------------+--------------
 2 ¦ Участие в семинарах  для  представителей¦      -     ¦администрация
   ¦ органов  местного самоуправления  по во-¦            ¦Краснодарского
   ¦ просам  взаимодействия   с  национально-¦            ¦края
   ¦ культурными объединениями               ¦            ¦
---+-----------------------------------------+------------+--------------
 3 ¦ Участие в    межрегиональных   семинарах¦      -     ¦администрация
   ¦ "Взаимодействие органов власти с  нацио-¦            ¦Краснодарского
   ¦ нально-культурными объединениями",  про-¦            ¦края
   ¦ водимых Центром межнационального сотруд-¦            ¦
   ¦ ничества города Москвы                  ¦            ¦
---+-----------------------------------------+------------+--------------
 4 ¦ Сохранение и  защита исконной среды оби-¦     2000   ¦администрация
   ¦ тания и традиционного образа  жизни  ко-¦            ¦Краснодарского
   ¦ ренных  малочисленных народов (причерно-¦            ¦края
   ¦ морских адыгов-шапсугов)                ¦            ¦
---+-----------------------------------------+------------+--------------
     Итого                                   ¦     2000   ¦
---------------------------------------------+------------+--------------

Информация по документу
Читайте также