Расширенный поиск

Постановление Законодательное Собрание Краснодарский край от 23.03.2005 № 1371-П

              Законодательное Собрание Краснодарского края
                                   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                    
     О тарифе на услуги водоснабжения, оказываемые государственным
      унитарным предприятием Краснодарского края "Крайводоканал"
                                   
 
     В последнее время резко   увеличилось  число обращений  граждан в 
адрес  Законодательного   Собрания    Краснодарского края   по вопросу 
увеличения стоимости жилищно-коммунальных    услуг,  вызванного ростом 
тарифов      на  них.   Однако   государственное унитарное предприятие 
Краснодарского  края "Крайводоканал"  (далее   -  ГУП "Крайводоканал") 
вышло с  предложением об увеличении тарифа на услуги водоснабжения для 
населения  и  иных потребителей. В   целях  всестороннего рассмотрения 
вопросов,  связанных с установлением  тарифа  на услуги водоснабжения, 
оказываемые      ГУП "Крайводоканал",    по     поручению председателя 
Законодательного  Собрания    Краснодарского края  В.А.  Бекетова была 
создана рабочая группа, проверившая обоснованность этого предложения.
     В результате работы этой группы выявлено следующее.
     Деятельность ГУП  "Крайводоканал" на протяжении ряда лет является 
убыточной. В 2002  году убыток составил 45,9  млн. рублей, в 2003 году 
- 11,7 млн. рублей, за 9 месяцев 2004 года - 15,6 млн. рублей.
     По состоянию  на  1 октября  2004 года  дебиторская задолженность 
предприятия составила 53,6 млн.   рублей, кредиторская задолженность - 
89,5  млн. рублей (в  том  числе  долг открытому акционерному обществу 
"Кубаньэнерго"  (далее  - ОАО  "Кубаньэнерго") за  электроэнергию  - 7 
млн. рублей).
     В структуре   дебиторской задолженности  30  процентов составляет 
население, 45 процентов -  прочие потребители, остальное - организации 
всех  уровней  бюджетной  системы.  Из   6,3 млн. рублей задолженности 
бюджетных   организаций    долг  организаций   федерального подчинения 
составляет 4,1 млн. рублей, муниципального - 2,1 млн. рублей.
     В структуре   кредиторской   задолженности  наибольший  объем (40 
процентов)    приходится     на    реструктуризированную задолженность 
предприятия  по    налогам    и      платежам  во  внебюджетные фонды. 
Задолженность за потребленные  энергоресурсы не превышает 10 процентов 
от общей задолженности.
     Фактические потери  воды,  сложившиеся в  2004 году  по групповым 
водопроводам,  составляют  от   37,6    процента  (по  филиалу "Ейский 
групповой   водопровод"  ГУП   "Крайводоканал")   до 60  процентов (по 
филиалу "Кущевский групповой водопровод" ГУП "Крайводоканал").
     Рабочей группой  также  установлено,   что  расчет потерь  воды в 
сетях   осуществляется  в  соответствии  с   Инструкцией  по  оценке и 
нормированию  неучтенных  расходов     воды  в  системах коммунального 
водоснабжения,   утвержденной      постановлением  Госстроя Российской 
Федерации от 31 марта 2000   года N   23, но  не действующей в связи с 
отказом      Министерства   юстиции       Российской  Федерации   в ее 
государственной регистрации.
     Однако   комитетом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского 
края не принято мер  по    разработке  методики оценки  и нормирования 
потерь  воды  в  системах  коммунального  водоснабжения Краснодарского 
края,   отвечающей  не  только   интересам   отрасли,  но  и интересам 
потребителей,  а  также    стимулирующей сокращение непроизводительных 
потерь воды в технологических системах.     
     Причинами, влияющими   на  увеличение    потерь  воды  в системах 
коммунального водоснабжения, являются:
     отсутствие договоров   ГУП  "Крайводоканал"  с  органами местного 
самоуправления на оплату  расходов  воды  на нужды каждого населенного 
пункта    муниципального  образования,    не  предъявляемых   к оплате 
потребителям по решению органов местного самоуправления;
     утверждение  в    ряде      муниципальных  образований заниженных 
нормативов   потребления   воды    населением.   Так, например,   в п. 
Архипо-Осиповка норматив потребления воды  установлен в количестве 2,9 
куб. метра на человека в месяц, в Щербиновском районе - от 2,9  до 5,6 
куб. метра на  человека  в месяц, в Кущевском районе  - от 1,82 до 4,5 
куб. метра на человека    в    месяц,    что  не побуждает население к 
установке    приборов  учета  и  приводит  к тому,   что  население не 
оплачивает фактически потребленный объем воды;
     в  составе сверхнормативных потерь воды отдельно не выделяются и, 
как     следствие,  не оплачиваются   органами местного самоуправления 
расходы воды на противопожарные нужды.
     Следует     отметить,  что при   необоснованном завышении объемов 
нормативных и  сверхнормативных потерь воды затраты на  их компенсацию 
включаются в тариф и предъявляются к оплате потребителям.
     В       ходе      проверки расчетов   неучтенных   расходов воды, 
представленных    предприятием    для   получения    лимитной карточки 
водопользователя на 2005  год,  и    сопоставления данных   расчетов с 
расчетами предыдущих  лет  выявлена ошибка   в расчете потерь  воды из 
водопроводной сети,   из-за     которой произошло   завышение величины 
потерь, указанной в лимитной   карточке водопользователя.  Например, в 
филиале  "Ейский групповой водопровод" ГУП "Крайводоканал" потери воды 
составляли 39,84  процента,  а после проверки и перерасчета показатель 
потери воды  уменьшился на 5,2 процента    и составил   34,6 процента. 
Такая   же    ситуация   сложилась   и в филиале  "Таманский групповой 
водопровод" ГУП   "Крайводоканал",  в  котором потери были завышены на 
1,2 процента.
     Отрицательное    влияние на работу  ГУП "Крайводоканал" оказывает 
существующее в  настоящее время 100-процентное авансирование оплаты за 
потребляемую   электроэнергию, что приводит  к систематическому выводу 
из  оборота     предприятия значительных  объемов    денежных средств. 
Руководством комитета  жилищно-коммунального  хозяйства Краснодарского 
края и  ГУП  "Крайводоканал" до  сих пор не приняты меры по достижению 
договоренности с ОАО "Кубаньэнерго" о снижении уровня авансирования.
     Анализ  использования средств краевого бюджета, выделенных в 2004 
году    ГУП       "Крайводоканал",  показал,  что   в  ходе подготовки 
водохозяйственного комплекса  к осенне-зимнему  периоду  на выполнение 
мероприятий по   технологической  очистке и промывке  водопроводов ГУП 
"Крайводоканал" израсходованы средства  в  сумме 4165,601 тыс. рублей, 
на ремонт  и замену водопроводных  сетей  - 7897,703  тыс.  рублей, на 
приобретение и   установку   агрегатов и     приборов учета    с целью 
энергосбережения - 6537 тыс. рублей.
     Однако   все   перечисленные расходы по  различным статьям затрат 
были   учтены     при  формировании  тарифа  на  услуги водоснабжения. 
Следовательно,  средства   краевого  бюджета   являются дополнительным 
источником для   покрытия  затрат,  понесенных ГУП "Крайводоканал" при 
добыче и реализации воды потребителям.
     Ежегодно     из   краевого бюджета  на  счета ГУП "Крайводоканал" 
поступают средства     с  целевым назначением  "возмещение  убытков по 
межтарифной разнице", а также на возмещение  расходов  согласно Закону 
Российской Федерации   "О   ветеранах". Доходная составляющая  за счет 
ассигнований из  краевого  бюджета   покрывала затраты  предприятия по 
подаче воды потребителям в 2003 году в  объеме 14 процентов,  а в 2004 
году - в объеме 15,6 процента.
     В период  с 2002 года по 2004 год ГУП "Крайводоканал" на объектах 
строительства      и     реконструкции освоено   43721,2   тыс. рублей 
ассигнований из краевого  бюджета. Эти работы должны осуществляться за 
счет средств амортизационных отчислений, а  средства  краевого бюджета 
являются дополнительным   источником  для обновления  основных фондов. 
Такой объем  ассигнований из   краевого бюджета должен был существенно 
повлиять на  уменьшение потерь    воды. Однако    доля амортизационных 
отчислений в тарифе  на услуги водоснабжения  из  года в  год остается 
неизменной (в  пределах  5 процентов от  общей суммы затрат), а потери 
воды не только не уменьшаются, но и из года в  год увеличиваются. Так, 
например, в 2003  году   потери воды составляли 30,9 процента,  в 2004 
году они увеличились до 32,8  процента, а планируемые в тарифе на 2005 
год составляют уже 39,8 процента.
     Анализ затрат на  оплату   труда  показал, что средства на оплату 
труда административно-управленческого  аппарата  и  рабочих, занятых в 
основном    производстве, распределяются  неравномерно. Среднемесячная 
заработная плата  административно-управленческого  аппарата в филиалах 
ГУП "Крайводоканал"  в 2003 году превышала заработную плату рабочих на 
61 процент, в 2004  году  -  на 55 процентов. Низкая  заработная плата 
производственного   персонала      является одной   из основных причин 
текучести кадров.
     Структура управления     предприятием    нуждается в существенной 
оптимизации,     управленческий   персонал   значительно   расширен: в 
отдельных  филиалах ГУП "Крайводоканал" административно-управленческий 
персонал   и  бухгалтерия   составляют до одной  трети от общего числа 
работающих.
     Кроме      того,         ежемесячно      в    фонд   оплаты труда 
административно-управленческих     работников      ГУП "Крайводоканал" 
включается   до      40   процентов   премии   независимо    от итогов 
финансово-хозяйственной       деятельности    предприятия,   что также 
увеличивает его общую убыточность.
     Руководство ГУП  "Крайводоканал"  принимает недостаточные меры по 
снижению  общих   потерь   воды.   На  предприятии создана  и работает 
хозрасчетная бригада  по  выявлению  потерь  воды  в сетях,  однако ее 
деятельность   ориентирована      больше на   оказание услуг сторонним 
организациям,  чем на  аудит сетей ГУП "Крайводоканал". В  2003 - 2004 
годах расчетная эффективность работы  бригады составила  43970,25 тыс. 
рублей.
     Реального снижения   нормативных  потерь воды ГУП "Крайводоканал" 
не достигнуто, хотя,  по   мнению  специалистов рабочей группы, работа 
бригады  только   за  четыре месяца 2004 года  должна была  привести к 
экономическому эффекту  в виде снижения  нормативных потерь воды  на 2 
млн. куб. метров  в год  или уменьшения тарифа на услуги водоснабжения 
на 2,15 рубля.
     С учетом    изложенного   Законодательное Собрание Краснодарского 
края постановляет:     
     1. Отметить   недостаточную работу комитета жилищно-коммунального 
хозяйства Краснодарского края  по   контролю за основной деятельностью 
ГУП  "Крайводоканал",   не принявшего  эффективных мер  по обеспечению 
рентабельной работы предприятия.
     2. Считать   недопустимым    при    регулировании тарифов на воду 
систематическое повышение доли нормативных потерь воды.
     3. Рекомендовать администрации Краснодарского края:
     разработать комплекс мероприятий,  направленных на достижение ГУП 
"Крайводоканал"        рентабельности,      обеспечивающей расширенное 
воспроизводство его  основных фондов, и установить жесткий контроль за 
их реализацией;
     принять     меры      по      реализации   положений федерального 
законодательства  о     местном  самоуправлении  в части разграничения 
полномочий  и соответствующего ему разделению имущественного комплекса 
ГУП "Крайводоканал";     
     в целях  развития  и   модернизации водопроводно-канализационного 
хозяйства принять необходимые меры по привлечению в него инвестиций;
     в целях усиления  контроля за соблюдением   нормативного уровня и 
режима   обеспечения   населения     коммунальными  услугами, учитывая 
увеличение  потока жалоб и обращений  граждан на качество  этих услуг, 
вернуть государственной  жилищной инспекции Краснодарского края статус 
самостоятельного органа исполнительной власти Краснодарского края.
     4. Учитывая  высокую техническую изношенность сетей водоснабжения 
ГУП   "Крайводоканал",  согласиться     с    предложенным региональной 
энергетической комиссией -  департаментом цен и тарифов Краснодарского 
края    тарифом      на   услуги      водоснабжения,   оказываемые ГУП 
"Крайводоканал", на 2005 год в  размере 20,36  рубля (с учетом НДС), а 
также включенными  в  него   инвестиционной  составляющей в размере 15 
процентов  и    рентабельностью  в размере 10   процентов,  что должно 
обеспечить надежность работы предприятия,  улучшить качество снабжения 
водой   населения в муниципальных  образованиях в  Краснодарском крае, 
обслуживаемых     ГУП "Крайводоканал",  увеличить   сроки эксплуатации 
сетей.
     5.  Рекомендовать   региональной     энергетической    комиссии - 
департаменту цен  и  тарифов Краснодарского края совместно с комитетом 
жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
     довести ГУП  "Крайводоканал" задание   по  сокращению нормативных 
потерь воды до среднекраевого уровня (27 процентов);
     в связи с   отсутствием на федеральном    уровне методики расчета 
нормативных потерь воды разработать и принять  в течение одного месяца 
временную   методику определения  потерь  воды    в  сетях предприятий 
водоканализационного  комплекса  Краснодарского края исходя из баланса 
интересов потребителей коммунальных услуг  и организаций коммунального 
комплекса.
     6.    Рекомендовать комитету      жилищно-коммунального хозяйства 
Краснодарского края:
     принять неотложные меры  по снижению нормативных    потерь воды в 
системах водоснабжения ГУП "Крайводоканал";
     в течение  одного месяца  разработать  пообъектную инвестиционную 
программу     ГУП   "Крайводоканал"       использования инвестиционной 
составляющей, предусмотренной  в  тарифе  на   услуги водоснабжения на 
2005 год;
     в  течение   одного месяца разработать      и  утвердить критерии 
эффективности  работы  ГУП  "Крайводоканал",  соотнеся  систему оплаты 
административно-управленческого         персонала       с показателями 
эффективности работы предприятия;
     осуществлять   ежемесячный контроль    за финансово-хозяйственной 
деятельностью ГУП "Крайводоканал";
     совместно с  управлением по взаимодействию   с  органами местного 
самоуправления  администрации  Краснодарского края    в течение одного 
месяца   принять  меры  по   приведению   нормативов  потребления воды 
населением в    муниципальных  образованиях в    Краснодарском  крае в 
соответствие   с  реальными   объемами  потребления, установленными на 
основании обмеров фактического потребления воды населением;
     принять меры по  заключению договоров между ГУП "Крайводоканал" и 
органами местного самоуправления  на оплату расходов     воды на нужды 
каждого    населенного   пункта      муниципального    образования, не 
предъявляемых к    оплате  потребителям по   решению  органов местного 
самоуправления;
     совместно с главным  управлением по делам   гражданской обороны и 
чрезвычайным ситуациям Краснодарского края принять  меры по заключению 
договоров    между   ГУП  "Крайводоканал"  и     пожарными  частями на 
обеспечение последних водой в целях пожарной безопасности;
     совместно с  департаментом по   вопросам топливно-энергетического 
комплекса  Краснодарского  края принять меры     по пересмотру условий 
договоров   оплаты за  потребленную  электрическую  энергию  между ГУП 
"Крайводоканал" и ОАО "Кубаньэнерго".
     7. Органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
     в    течение     одного       месяца      совместно   с комитетом 
жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского   края  принять меры по 
приведению  нормативов потребления воды населением     в муниципальных 
образованиях в Краснодарском крае  в соответствие с реальными объемами 
потребления,    установленными   на     основании обмеров фактического 
потребления воды населением;
     совместно  со специалистами  ГУП "Крайводоканал"  принять меры по 
выявлению  и  ликвидации скрытых  утечек    воды и несанкционированных 
подключений к водопроводным сетям.
     8. Рекомендовать ГУП "Крайводоканал":
     принять    меры  по       сокращению  непроизводственных расходов 
предприятия;
     пересмотреть   систему  оплаты     труда     с   целью частичного 
перераспределения   фонда оплаты труда административно-управленческого 
аппарата на производственно-технический персонал;
     премирование             административно-управленческого аппарата 
осуществлять при    достижении  предприятием установленных показателей 
эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;
     принять  неотложные   меры по   снижению   потерь    воды в сетях 
предприятия, в  том    числе  за   счет усиления работы   по выявлению 
несоответствия показаний приборов   учета,   ликвидации скрытых утечек 
воды и несанкционированных подключений к водопроводным сетям.
     9.    Поручить  Контрольно-счетной     палате Краснодарского края 
осуществить    проверку    финансово-хозяйственной    деятельности ГУП 
"Крайводоканал"  при   проведении    плановой   проверки использования 
бюджетных     средств     комитетом    жилищно-коммунального хозяйства 
Краснодарского края.
     10.  Поручить  комиссии  Законодательного Собрания Краснодарского 
края по   вопросам тарифной  и   ценовой    политики   рассмотреть ход 
выполнения настоящего   постановления по итогам первого полугодия 2005 
года.
     11.  Контроль за  выполнением  настоящего постановления возложить 
на  комитет Законодательного Собрания  Краснодарского края по вопросам 
экономического      развития      промышленности,      строительства и 
жилищно-коммунального хозяйства.
     
      
      
     Председатель Законодательного
     Собрания Краснодарского края         В.А. Бекетов
     г. Краснодар
     23 марта 2005 г.
     N 1371-П

Информация по документу
Читайте также