Расширенный поиск
Постановление Глава администрации Краснодарский край от 02.07.2003 № 631ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 02.07.2003 N 631 г. Краснодар Утратил силу - Постановление Глава администрации Краснодарский край от 30.10.2006 г. N 947 О Концепции перехода на единое социальное пособие в Краснодарском крае Функционирование системы социальных выплат и льгот, построенной на уравнительных принципах, в настоящее время оказалось неэффективным, хотя потребность в социальной помощи, обусловленная рядом факторов, в том числе и низким уровнем доходов населения, значительно выросла. Основной проблемой действующей уравнительной системы социальных выплат и льгот являются ее ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан. В основу государственной политики реформ в социальной сфере положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости. В целях формирования единой системы адресной социальной помощи населению Краснодарского края ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию перехода на единое социальное пособие в Краснодарском крае. 2. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Ахеджак) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Краснодарского края, в изложении. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края Ремезкова А.А. и на заместителя главы администрации края Дорошенко Г.С. 4. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Первый заместитель главы администрации Краснодарского края А.А. Ремезков Приложение к постановлению главы администрации Краснодарского края от 02.07.2003 N 631 КОНЦЕПЦИЯ перехода на единое социальное пособие в Краснодарском крае 1. Социально-экономическая ситуация в Краснодарском крае В последние годы наблюдаются благоприятные тенденции в экономике края. Растет производство валового регионального продукта, заметные тенденции роста темпов производства товаров наблюдаются в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности. Это положительно сказывается и на общих макроэкономических показателях доходов и уровне жизни населения: в течение минувших трех лет отмечен рост денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии. Вместе с тем, остаются нерешенными такие проблемы социально- трудовой сферы как высокая дифференциация населения по уровню доходов, низкая заработная плата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности, увеличение уровня безработицы, старение населения. На протяжении последнего десятилетия наблюдались снижение рождаемости и процесс старения населения, обусловившие не только резкое снижение прироста населения, но и абсолютное сокращение численности по некоторым территориям. В 2002 году по причине естественной убыли потери в крае составили 29, 4 тыс. человек. Старение населения края характеризует то, что доля лиц в возрасте моложе трудоспособного (20%) меньше доли лиц в возрасте старше трудоспособного (23%). Миграционный прирост перестал перекрывать естественную убыль, быть фактором роста численности населения. Анализ миграционных потоков показывает, что из края идет отток квалифицированного трудоспособного населения, а около 30% прибывающих в край составляют граждане старше и моложе трудоспособного возраста. Процессы, происходящие в социально-экономической жизни края, влияют на формирование рынка труда, занятость населения. Наряду с ростом численности занятых в экономике края, уровень безработицы за последние три года вырос и в 2002 году составил 0, 9 %. Численность безработных в крае в 2002 году составила 20, 2 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2000 годом на 40% при наличии образовавшихся вакансий из-за непрестижности профессий и низкой оплаты. Доходы населения являются одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития и роста благосостояния людей. За 2002 год среднедушевые денежные доходы населения выросли на 31% и составили 2762 рубля, а реальные денежные доходы лишь на 12%. Снижается покупательская способность среднедушевого денежного дохода. В 2002 г. денежные доходы в месяц обеспечивали покупку лишь 1, 7 прожиточных минимумов, против 2, 2 в 2000 г. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения за последние три года снизился, но остается на достаточно высоком уровне, и в 2002 году составил около 33%. Продолжает оставаться весьма высоким коэффициент дифференциации доходов населения. Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 12 раз. Обращает на себя внимание фактор доходно-имущественного расслоения общества: на долю 20% самых обеспеченных в 2002 году приходилось 46, 3 % всех доходов, в течение последних лет наблюдается тенденция роста концентрации доходов у наиболее высокодоходной группы населения. По-прежнему важное место в структуре денежных доходов занимает оплата труда (около 40%). Заработная плата является главным источником существования населения, за прошедшие 3 года ее средний уровень вырос с 1789 до 3597 рублей, однако темп роста средней заработной платы ежегодно снижается. В крае продолжает сохраняться дифференциация заработной платы, тесно связанная с межотраслевым и территориальным неравенством в оплате труда. Наиболее высокие заработки концентрируются в топливно- энергетическом комплексе, транспорте, связи и в сфере финансов, среднемесячная заработная плата в которых превышает краевой уровень в 2-2, 5 раза. Самые низкие заработки - у работников сельского хозяйства и социальной сферы. Продолжает иметь место выплата заработной платы в размере минимума, установленного государством. Невысокий уровень заработной платы работников отдельных отраслей и организаций усугубляется наличием задолженности по оплате труда. По состоянию на 1 января 2003 года сумма невыплаченных средств по заработной плате составила 790 миллионов рублей и увеличилась по сравнению с началом 2002 года на 18%. Количество организаций - должников на начало 2003 года составляло 613 и уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 10%, не получают своевременно заработную плату 175 тыс. работающих. Таким образом, проблема бедности в крае остаётся актуальной, а проблема государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты граждан переходит на качественно иной уровень. 2. Действующая система социальной защиты населения В стране сложилась сложная и громоздкая система всевозможных льгот и выплат многочисленным категориям граждан. Порядок предоставления льгот и социальных выплат регулируется более чем 120 законодательными актами Российской Федерации. Нормативные правовые акты о введении социальных льгот принимались во многом бессистемно, нередко заменяя собой кардинальные решения в области совершенствования оплаты труда, стимулирования трудовой деятельности на определенных участках народного хозяйства, охраны труда, технологического развития. При этом отсутствуют четкие принципы, критерии и стандарты предоставления социальных выплат и льгот, определения категорий их получателей. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 130 видов социальной поддержки за счет бюджетных средств, оказываемой более 230 категориям населения (более 2/3 общей численности россиян). Их общая стоимость оценивается, как минимум, в 350-400 млрд. рублей. Льготы предоставляются гражданам как в зависимости от профессиональной принадлежности (6, 2%), так и по социальному признаку (93, 8%). Из них 7, 8% составляют граждане, имеющие особые заслуги перед Родиной. Причем, и в том, и в другом случае социальные льготы предоставляются с целью улучшения материального положения получателей льгот, без учёта их нуждаемости. Основную часть граждан, имеющих льготы в зависимости от социальной принадлежности (более 90% от общей численности данной группы), составляют пенсионеры и инвалиды. Это очень важно иметь в виду, определяя порядок реформирования социальных льгот. Согласно оценкам Международной Организации Труда эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. Главным недостатком действующей системы социальных выплат и льгот являются ее ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан: большинство бедных семей не получают никакой социальной помощи. Распределительный и даже обязательный характер категориальных льгот и выплат, игнорирование экономических возможностей семей стимулирует социальное иждивенчество, усиливает пассивный характер социальной защиты и ее негативные социально-экономические последствия. Социальная защита рассматривается и оценивается не как социальная помощь, а как социальное содержание. Характерной особенностью действующей системы социальных льгот является отсутствие четкого разграничения полномочий, ответственности и источников финансирования социальных выплат и льгот между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Это обуславливает размывание ответственности за предоставление и финансовое обеспечение социальных выплат и льгот, а также приводит к дисбалансу между расходными обязательствами и возможностями их финансирования. Расходы региональных и местных бюджетов перегружены социальными обязательствами, установленными федеральным законодательством, в результате льготы хронически недофинансируются, а население остается недовольным. По причине несбалансированности финансовых ресурсов и социальных обязательств величина расходов, выделяемых на предоставление социальных пособий и льгот, не превышает 30% от потребности. В бюджетах всех уровней не хватает средств на финансирование предоставляемых льгот. Кроме непомерных расходов на предоставление льгот, имеют место значительные административные издержки на оказание социальной помощи населению, с одной стороны, и неоправданные затраты времени получателей помощи, с другой, особенно если учесть, что размер выплат мал. При этом основная тяжесть реализации федеральных законов ложится на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Существующая система межбюджетных отношений не осуществляет функции выравнивания. Кроме того, выполнение всех социальных обязательств, предусмотренных федеральными и региональными законодательными актами, нереально, так как потребовало бы роста бюджетных доходов в 2-3 раза. Ограничения, такие как условия получения помощи, толкают людей к обману и представлению заниженных данных о доходах с целью попасть в категорию нуждающихся. Проверка достоверности информации часто требует увеличения расходов на содержание дорогостоящего аппарата. Законом Краснодарского края от 07.05.98 N 125-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" регламентируется порядок оказания государственной социальной поддержки в крае. В соответствии с названным законом государственная социальная помощь населению края оказывается в зависимости от уровня материальной обеспеченности получателей помощи без учета категориального принципа. Получателями государственной социальной помощи являются малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в крае для соответствующих социально-демографических групп населения. 3. Цель перехода на единое социальное пособие Система социальной поддержки населения, как показывает современная действительность, оказалась неадекватной новым социально- экономическим реалиям, становлению рыночных отношений. Содержание и характер проводимых реформ диктуют необходимость разработки и реализации новых подходов в области социальной защиты населения, интегрирующих все сильные стороны существующей системы и в то же время учитывающих изменения, произошедшие в обществе за последние годы. Накопленный опыт в сфере оказания государством социальной помощи позволяет говорить о том, что наступает время проведения целенаправленной социальной политики, в рамках которой системе социальной защиты, опирающейся на принципы адресности и эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест. Назрела необходимость устранения недостатков действующего федерального законодательства в части, регулирующей принципы определения объекта социальной помощи и порядок ее оказания. Установленная действующим законодательством структура системы социальной защиты, основанная на определении отдельных категорий населения, имеющих право на получение государственной помощи в виде льгот без учета их реальной нуждаемости, не имеет возможности эффективно реализовать социальную политику. Последнее обстоятельство является одним из препятствий для позитивного преобразования системы социальной защиты в субъектах Российской Федерации. Неблагоприятные социальные последствия проводимых в стране реформ, выражающиеся в падении уровня жизни значительной части населения, являются характерной чертой всех субъектов Российской Федерации. В то же время сложившаяся в каждом отдельном субъекте Российской Федерации экономическая и социально-демографическая ситуация имеет ряд отличительных черт. Из этого следует необходимость разработки региональных программ социальной помощи, исходящих, с одной стороны, из единой стратегии, определённой на федеральном уровне, и, с другой стороны, учитывающих территориальные особенности. Ключевая проблема социальной защиты населения - это проблема бедности, поэтому необходима концентрация имеющихся в крае ресурсов на помощи самым нуждающимся. Реформа системы социальной защиты предусматривает переход от социальной помощи по категориальному признаку, не учитывающей уровень нуждаемости получателя льгот, к системе адресной социальной поддержки нуждающихся на основе учёта реального уровня среднедушевого дохода. Реформа невозможна без пересмотра социальных обязательств государства и отмены значительной части установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами льгот, субсидий, дотаций, пособий, компенсаций с одновременным установлением для малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан единого социального пособия в размере разницы между гарантируемым душевым доходом, установленным в крае, и среднедушевым доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, целью введения единого социального пособия является приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем упразднения большинства социально неоправданных льгот (отказ от предоставления льгот по категориальному принципу без учета нуждаемости), перераспределения средств в пользу наиболее нуждающихся граждан. В настоящее время адресная социальная помощь оказывается в виде материальной помощи (в денежной или натуральной форме), социальных услуг и социальных льгот. Для перехода к единому социальному пособию необходимо перевести в денежный эквивалент все перечисленные виды социальной помощи. 4. Этапы перехода к единому социальному пособию Переход к единому социальному пособию будет осуществляться поэтапно. I этап (2003-2005 годы): - формирование автоматизированной комплексной системы персонифицированного учета граждан, получающих различные виды социальной помощи: льготных категорий граждан; семей и одиноко проживающих граждан, доходы которых ниже уровня прожиточного минимума в крае; граждан, нуждающихся в оказании социальных услуг; - получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; - определение объемов финансирования льгот и социальных выплат, установленных на уровне края; - оценка финансовых затрат на оказание различных видов социальной помощи по созданным базам персонифицированного учета; - совершенствование организационной структуры и подготовка кадров системы социальной защиты населения края к переходу на единое социальное пособие; - оценка затрат на обеспечение функционирования структуры, осуществляющей назначение и выплату единого социального пособия; - разработка нормативного правового акта Краснодарского края, устанавливающего размер гарантируемого душевого дохода на текущий финансовый год; - определение перечня социальных льгот и выплат, установленных законодательством края и подлежащих замене на единое социальное пособие; - разработка нормативной правовой базы по замене льгот на единое социальное пособие и порядка перечисления средств на лицевые счета граждан, определение финансовых затрат для замены льгот единым социальным пособием; - предоставление субсидий и возмещение расходов предприятий по представлению льгот на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам путем открытия социальных счетов. П этап (2006-2008 годы): - замена большинства социальных льгот, установленных нормативными правовыми актами Краснодарского края, денежными выплатами с учетом гарантируемого душевого дохода семей (одиноко проживающих граждан) и финансовых возможностей краевого бюджета; - реализация мероприятий по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам в соответствии с порядком, утвержденным нормативным правовым актом на I этапе. III этап (2009-2010 годы): - замена социальных льгот, предусмотренных федеральным законодательством по категориальному признаку, денежными выплатами гражданам, имеющим доход ниже гарантируемого душевого дохода, установленного в крае. Этот переход может быть осуществлён после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации; - создание единой информационной базы по оказанию социальной помощи всех видов и форм (льготы, адресные выплаты малообеспеченным гражданам, социальные услуги, жилищно-коммунальные субсидии, государственные детские пособия и т. п.); - создание персонального социального счета, на который будут перечисляться все социальные платежи, получаемые каждым жителем края из федерального, краевого и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов; - введение единого социального пособия для семей и одиноко проживающих граждан, получивших статус нуждающихся. 5. Социально-экономические последствия перехода на единое социальное пособие Переход на единое социальное пособие в крае приведет к ряду важных социально-экономических результатов: - достижение правовой и организационной сбалансированности системы социальной защиты населения Краснодарского края; - упорядочение критериев оценки нуждаемости населения в государственной социальной помощи; - частичное перераспределение общественного богатства в интересах наиболее бедных семей и одиноко проживающих граждан; - обеспечение социальной защищенности тех групп населения и отдельных граждан, которые в силу объективных причин не в состоянии себе помочь самостоятельно; - устранение социального иждивенчества и стимулирование активного самообеспечения жизнедеятельности; - сокращение общих расходов бюджетов по социальным обязательствам; - создание предпосылок для повышения размеров адресных социальных трансфертов наиболее нуждающимся путём ежегодного пересмотра величины гарантируемого душевого дохода. Генеральный директор департамента социальной защиты населения Краснодарского края А.И. Гарань Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|