Расширенный поиск

Постановление Законодательное Собрание Краснодарский край от 23.03.2011 № 2493-П

              ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                                    
             от 23.03.2011                         N 2493-П
   
          Об утверждении Концепции государственной политики 
         Краснодарского края в отношении кубанского казачества
                                   
    
     В   целях эффективного использования историко-культурных традиций 
кубанского     казачества        в         гражданско-патриотическом и 
духовно-нравственном       воспитании          подрастающего поколения 
Краснодарского края  Законодательное     Собрание  Краснодарского края 
постановляет:
     1. Утвердить  Концепцию   государственной политики Краснодарского 
края    в  отношении   кубанского    казачества  (далее   - Концепция) 
(прилагается).
     2. Рекомендовать   администрации   Краснодарского  края учитывать 
положения  Концепции при организации  разработки  долгосрочных краевых 
целевых программ и ведомственных целевых программ.
     3. Рекомендовать   департаменту по делам казачества администрации 
Краснодарского    края      организовать     осуществление постоянного 
мониторинга  возрождения и     развития    кубанского     казачества в 
муниципальных образованиях Краснодарского края с учетом Концепции.
     4. Рекомендовать   органам  местного самоуправления муниципальных 
образований Краснодарского  края  организовать  разработку  и принятие 
муниципальных целевых программ, направленных на реализацию Концепции.
     5.  Рекомендовать   Кубанскому  казачьему     войску организовать 
системное  сотрудничество  казачьих обществ,  входящих в его состав, с 
органами  государственной    власти    Краснодарского  края и органами 
местного  самоуправления   муниципальных    образований Краснодарского 
края, с государственными и  муниципальными учреждениями Краснодарского 
края, а также с общественными организациями Краснодарского края.
     6.   Информационно-аналитическому     управлению Законодательного 
Собрания  Краснодарского края  опубликовать настоящее  постановление в 
средствах массовой информации.
     7. Контроль за  выполнением настоящего постановления возложить на 
комитет Законодательного Собрания  Краснодарского  края     по военным 
вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества.
     8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
     
    
     Председатель
     Законодательного Собрания 
     Краснодарского края                    В.А.Бекетов    
   
   
   
                                            Приложение
                                            к постановлению
                                            Законодательного Собрания 
                                            Краснодарского края
                                          от 23 марта 2011 г. N 2493-П
   
                              КОНЦЕПЦИЯ
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
                   В ОТНОШЕНИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

   
                               Введение
      
     Краснодарский      край    является      исторической территорией 
формирования кубанского казачества.
     Концепция государственной политики Краснодарского  края  (далее - 
Концепция)    представляет  собой    систему принципов   и приоритетов 
деятельности    органов  государственной   власти  Краснодарского края 
(далее     также  -  органы государственной власти) и органов местного 
самоуправления муниципальных  образований  Краснодарского  края (далее 
также  -  органы   местного  самоуправления)  в   отношении кубанского 
казачества.
     Реализация предусмотренной настоящей   Концепцией государственной 
политики    Краснодарского края    в отношении   кубанского казачества 
направлена       на   возрождение  и   дальнейшее  развитие кубанского 
казачества,    сохранение  его   самобытности,   традиций  и культуры, 
возрождение  исторической  этнокультурной  социальной  общности людей, 
реализацию   потенциала казачьих  обществ и   общественных объединений 
кубанского казачества   в  интересах  Краснодарского   края. Концепция 
призвана  обеспечить расширение возможностей самореализации казачества 
в  различных   сферах   государственного     строительства, совместной 
деятельности,    развития    самоуправления,  культуры, восстановления 
специфики традиций, обычаев и быта.
     Основанием   и    предпосылкой    к  формированию государственной 
политики Краснодарского    края    в  отношении  кубанского казачества 
является  история  освоения Кубани казаками, а   также  20-летний этап 
возрождения кубанского  казачества, отраженные  в исторической справке 
(прилагается).
     
      1. Развитие государственной политики Краснодарского края
                  по возрождению кубанского казачества
     
     Начиная   с 90-х   годов  XX  века       государственная политика 
Краснодарского  края    в отношении кубанского  казачества существенно 
изменилась.    Казаки   активно содействуют  решению вопросов местного 
значения, исходя из  интересов  населения и  учитывая   исторические и 
местные традиции.  На    уровне   Краснодарского   края   были приняты 
нормативные правовые    акты,   создавшие  социальные, экономические и 
организационные   предпосылки   возрождения    и   развития кубанского 
казачества, привлечения членов казачьих   обществ Кубанского казачьего 
войска к  государственной и иной службе. Опыт кубанского казачества по 
организации  военно-патриотического  воспитания  молодежи, возрождению 
его    духовных и    культурных       традиций    востребован органами 
государственной власти и органами местного самоуправления.
     Реализация Основных положений концепции  государственной политики 
по отношению к казачеству,  одобренных    Постановлением Правительства 
Российской  Федерации от 22  апреля 1994 года N 355, позволила создать 
условия  для  возрождения  кубанского казачества,   привлечения членов 
казачьих обществ Кубанского  казачьего войска к государственной и иной 
службе.
     Продолжением  деятельности органов государственной      власти по 
возрождению  и   развитию  кубанского казачества   является эффективно 
работающий механизм  реализации нормативных правовых  актов Российской 
Федерации   и    Краснодарского  края, принятых в отношении кубанского 
казачества.
     
        2. Принципы, цели и задачи государственной политики
       Краснодарского края в отношении кубанского казачества
     
     Основными принципами    государственной   политики Краснодарского 
края в отношении кубанского казачества являются:
     признание   роли казачества   в  освоении  и  становлении Кубани, 
защите  интересов   и  границ   Краснодарского края, уважение казачьих 
традиций;
     учет  исторических и   иных  традиций  кубанского  казачества при 
решении   вопросов   местного  значения, соблюдение законных интересов 
кубанского казачества при принятии    решений органами государственной 
власти и органами местного самоуправления;
     привлечение   казачьих   организаций к   разработке  и реализации 
государственной  политики  Краснодарского  края в отношении кубанского 
казачества;
     содействие   в   сохранении единого   культурного  пространства и 
развитии культурных связей кубанского казачества;
     взаимодействие органов государственной власти  и органов местного 
самоуправления с казачьими обществами;
     невмешательство    органов    государственной   власти  и органов 
местного   самоуправления  во      внутреннюю  деятельность кубанского 
казачества как самоуправляемого института гражданского общества;
     привлечение казачьих обществ   к государственной и  иной службе в 
соответствии    с  федеральным  законодательством  и законодательством 
Краснодарского  края,  а также   муниципальными нормативными правовыми 
актами и на основе договоров (соглашений);
     осуществление мер   поддержки  казачьих кадетских образовательных 
учреждений    и   учреждений,  имеющих   региональный  статус "казачье 
образовательное учреждение", классов и  групп казачьей направленности, 
внедряющих  инновационные      образовательные    программы учреждений 
начального   и среднего  профессионального образования,  в   том числе 
обеспечение социальной  и  экономической    поддержки лиц, осваивающих 
наиболее   востребованные в Краснодарском  крае  рабочие   профессии в 
системе начального и среднего профессионального образования;
     оказание   поддержки    взаимодействия   кубанского  казачества с 
казачьими  организациями  других субъектов Российской Федерации, стран 
Содружества Независимых Государств и ближнего зарубежья.
     Целями государственной  политики Краснодарского  края в отношении 
кубанского казачества являются:
     возрождение и  развитие кубанского  казачества как этнокультурной 
социальной общности людей;
     использование                    культурно-исторических традиций, 
духовно-нравственных  и  традиционных экономических   основ кубанского 
казачества  в целях духовно-нравственного и патриотического воспитания 
населения  Краснодарского  края  и  укрепления социально-экономических 
основ муниципальных образований Краснодарского края;
     создание   условий   для воспитания   подрастающего  поколения на 
основе историко-культурных  традиций  кубанского казачества и развития 
его творческого потенциала на благо и развитие Краснодарского края;
     становление и развитие  государственной и  иной службы кубанского 
казачества.
     Для   достижения  поставленных  целей необходимо решить следующие 
задачи:
     создание   финансовых,  правовых,  методических, информационных и 
организационных  механизмов   для  развития кубанского    казачества и 
привлечения его к несению государственной и иной службы;
     обеспечение     широкого   привлечения   кубанского  казачества к 
реализации  долгосрочных краевых целевых  программ     и муниципальных 
целевых программ, принятых в отношении кубанского казачества;
     обеспечение     участия   кубанского   казачества   в возрождении 
принципов общегражданского патриотизма, верного служения  Отечеству на 
основе традиций кубанского казачества;
     содействие      участию   кубанского    казачества     в развитии 
агропромышленного    комплекса  и  сельских  территорий Краснодарского 
края, в становлении традиционного казачьего землепользования;
     развитие    физической  культуры  и массового  спорта, пропаганда 
здорового образа жизни;
     содействие    развитию   внутреннего   туризма,  направленного на 
приобщение к культурным и духовным ценностям кубанского казачества;
     содействие  возрождению и развитию самобытной культуры кубанского 
казачества,   образа  жизни,  традиций  и духовных  ценностей казаков, 
православной морали и христианских традиций;
     возрождение     и   распространение   исторических,  культурных и 
духовных    традиций    кубанского казачества   в     воспитательном и 
образовательном процессе;
     воспитание      казачьей   молодежи   в    семье, образовательных 
учреждениях,  казачьем  обществе  путем ее  привлечения  к   участию в 
фестивалях,   конкурсах   и   других     мероприятиях, направленных на 
возрождение и развитие  исторических,  культурных и  духовных традиций 
кубанского казачества;
     укрепление     материально-технической   базы общеобразовательных 
учреждений казачьей направленности.
     
      3. Приоритетные направления государственной политики
      Краснодарского края в отношении кубанского казачества
     
     Приоритетными        направлениями       государственной политики 
Краснодарского края в отношении кубанского казачества являются:
     создание    условий    для   возрождения, развития   и укрепления 
культурно-исторических     традиций   и     духовно-нравственных основ 
кубанского  казачества,       духовно-нравственного  и патриотического 
воспитания населения Краснодарского края;
     совершенствование   методов  духовно-нравственного    и семейного 
воспитания,  снижение  роста  совершения   правонарушений подростками, 
увеличение  охвата     детей,   подростков    и  молодежи учреждениями 
образования, культуры, физической культуры и спорта;
     привлечение членов казачьих  обществ   к  выполнению обязанностей 
государственной и иной службы;
     обеспечение   условий  и    формирование   стимулов   для участия 
кубанского  казачества  в реализации     долгосрочных  краевых целевых 
программ и  муниципальных целевых программ в области государственной и 
иной  службы,     образования   и воспитания  подрастающего поколения, 
развития местного самоуправления;
     создание условий для  участия кубанского  казачества в реализации 
долгосрочных   краевых  целевых   программ   и   муниципальных целевых 
программ  в  сфере агропромышленного   комплекса  путем развития малых 
форм  хозяйствования      и   личных     подсобных хозяйств   с учетом 
традиционного  казачьего  землепользования, основанного в том числе на 
привитии уважения  к сельскохозяйственному труду и бережному отношению 
к земле;
     совершенствование   правовых,  организационных    и экономических 
основ государственной и иной службы кубанского казачества.
     Казачьи   общества на  основе   договоров  (соглашений) оказывают 
содействие  органам   государственной   власти     и  органам местного 
самоуправления в  осуществлении  государственных полномочий  и решении 
вопросов местного значения, в том числе:
     в   охране общественного    порядка,   борьбе  с распространением 
наркотических  средств    и  психотропных     веществ   и наркоманией, 
обеспечении   экологической        и    пожарной  безопасности, охране 
государственной    границы      Российской  Федерации, противодействии 
терроризму;
     в   реализации  мероприятий    по   предупреждению   и ликвидации 
последствий чрезвычайных ситуаций и   ликвидации последствий стихийных 
бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
     в охране объектов,  находящихся в государственной и муниципальной 
собственности, объектов обеспечения жизнедеятельности населения;
     в организации и ведении  воинского учета членов казачьих обществ, 
военно-патриотическом воспитании призывников, их  подготовке к военной 
службе и вневойсковой подготовке членов казачьих  обществ  во время их 
пребывания в запасе.
     В целях обеспечения условий  для участия  кубанского казачества в 
реализации   долгосрочных краевых   целевых  программ  и муниципальных 
целевых программ необходимо:
     создание       единых      подходов,        касающихся применения 
программно-целевых методов  содействия  органов государственной власти 
и органов   местного  самоуправления становлению и развитию кубанского 
казачества;
     создание    системы    информационного     обеспечения реализации 
государственной политики Краснодарского края    в отношении кубанского 
казачества;
     осуществление мер  поддержки  казачьих  кадетских образовательных 
учреждений,    внедряющих   инновационные    образовательные программы 
учреждений начального и среднего профессионального образования;
     создание   условий и стимулов   для участия    казачьих обществ в 
социальной   адаптации  несовершеннолетних,    оказавшихся   в трудной 
жизненной ситуации,      оказании   помощи  педагогическим коллективам 
образовательных  учреждений    в    организации  внеурочной, досуговой 
деятельности  детей,   их   летнего  оздоровительного отдыха на основе 
договоров (соглашений);
     распространение   опыта   казачества  в   организации общественно 
полезных инициатив,  направленных  на   формирование  здорового образа 
жизни, снижение уровня наркомании,  алкоголизма, курения, преступности 
в  обществе,  создание благоприятных условий для повышения рождаемости 
и увеличения       продолжительности   жизни,  укрепление традиционных 
институтов  семьи,    защиту  прав    и интересов детей  и подростков, 
оставшихся без  попечения     родителей, решение вопросов профилактики 
социального сиротства;
     проведение  научных  исследований по вопросам истории становления 
и развития кубанского казачества;
     создание      условий     для  участия кубанского    казачества в 
обустройстве    и  развитии   инфраструктуры  территорий муниципальных 
образований Краснодарского края;
     учет     и     развитие  исторических и иных  традиций кубанского 
казачества    при   решении    вопросов местного    значения, оказание 
содействия в развитии территориального общественного  самоуправления и 
иных форм непосредственного участия  граждан  в осуществлении местного 
самоуправления;
     оказание содействия  в  реализации прав граждан, относящих себя к 
кубанскому   казачеству,   на самостоятельное и  ответственное решение 
вопросов   местного значения,  исходя из интересов населения, с учетом 
исторических и местных традиций.     
      
    4. Реализация государственной политики Краснодарского края
                 в отношении кубанского казачества
   
     Реализация  государственной  политики   Краснодарского     края в 
отношении кубанского   казачества в  соответствии  с законодательством 
Краснодарского края осуществляется:
     органами государственной власти Краснодарского края;
     органами  местного    самоуправления    муниципальных образований 
Краснодарского края.
     Разграничение  полномочий  органов   государственной     власти и 
органов местного самоуправления,  реализующих государственную политику 
Краснодарского края   в отношении кубанского  казачества, определяется 
законодательством Краснодарского края.
     Реализация   государственной  политики   Краснодарского    края в 
отношении кубанского казачества предполагает:
     объединение   усилий  органов   государственной   власти, органов 
местного самоуправления и казачьих обществ, направленных  на выработку 
единых   подходов     к      формированию     государственной политики 
Краснодарского    края        с    целью     возрождения    и развития 
социально-экономического, культурного       и     духовного потенциала 
кубанского казачества;
     совершенствование   нормативной  правовой   базы    становления и 
развития государственной и иной службы кубанского казачества;
     разграничение полномочий между органами государственной  власти и 
органами   местного  самоуправления с    учетом  законных  интересов и 
потенциала кубанского казачества;
     координацию  действий  органов государственной  власти  и органов 
местного  самоуправления, направленных на оказание содействия казачьим 
обществам в организации и   обеспечении   исполнения  членами казачьих 
обществ  принятых  на себя обязательств по   несению государственной и 
иной службы;
     разработку   программ  и  мероприятий   по    поддержке социально 
ориентированных  инициатив   кубанского   казачества,  направленных на 
возрождение и развитие кубанского казачества;
     информационную   открытость деятельности  органов государственной 
власти  и органов местного    самоуправления   в  отношении кубанского 
казачества;
     мониторинг   и  анализ эффективности  выполнения  обязательств по 
несению государственной и иной службы членами казачьих обществ.
     Реализация   государственной  политики   Краснодарского    края в 
отношении кубанского казачества осуществляется поэтапно.
     На первом  этапе органы государственной власти и  органы местного 
самоуправления осуществляют меры, направленные на:
     формирование    и   совершенствование   механизмов финансирования 
государственной  и  иной службы кубанского  казачества,   в  том числе 
путем разработки и реализации долгосрочных краевых целевых программ;
     формирование   методических,  правовых  и  информационных условий 
привлечения членов казачьих обществ   к   оказанию  содействия органам 
государственной   власти    и  органам    местного    самоуправления в 
осуществлении уставных задач и функций;
     подготовку  методических  рекомендаций по разработке  и внедрению 
долгосрочных   краевых целевых  программ    и    муниципальных целевых 
программ поддержки возрождения и развития кубанского казачества;
     создание   системы  межведомственного  информационного   обмена и 
координации действий в  сфере государственной  политики Краснодарского 
края в отношении кубанского казачества.
     Основным   результатом  первого    этапа    является формирование 
правовых,  финансовых, информационных,  методических и организационных 
основ возрождения и развития кубанского казачества.
     На втором этапе органы государственной  власти  и органы местного 
самоуправления обеспечивают:
     распространение разработанных    на  первом     этапе программных 
решений,    направленных    на     возрождение  и  развитие кубанского 
казачества,     создание  условий   для  его участия   в  разработке и 
реализации целевых программ, других мероприятиях;
     широкое внедрение эффективных  методик  и  практик взаимодействия 
органов государственной  власти,  органов местного    самоуправления и 
кубанского   казачества    по     реализации   положений, регулирующих 
государственную  политику Краснодарского  края в  отношении кубанского 
казачества;
     совершенствование порядка   учета  и     ведения государственного 
реестра казачьих обществ в Краснодарском крае;
     создание условий и  стимулов  для    дальнейшего развития центров 
казачьей культуры,  казачьих   молодежных военно-спортивных  обществ и 
патриотических  клубов,  фольклорных   творческих коллективов, кружков 
декоративно-прикладного  искусства и  народных   промыслов, спортивных 
секций и команд;
     содействие   эффективности     деятельности     казачьих обществ, 
принявших  на себя обязательства   по  несению государственной  и иной 
службы;
     совершенствование нормативной правовой  базы  с    учетом анализа 
эффективности реализации государственной политики  Краснодарского края 
в отношении кубанского казачества.
     Основными результатами второго этапа являются:
     формирование единой инфраструктуры кубанского казачества;
     создание  эффективной     системы    информационного     обмена и 
координации  деятельности органов   государственной  власти  и органов 
местного  самоуправления   в сфере реализации государственной политики 
Краснодарского края в отношении кубанского казачества;
     создание условий и  стимулов  для     развития духовно-культурных 
основ казачества,    семейных  традиций, осуществления патриотического 
воспитания казачьей молодежи.     
      
           5. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание
        подрастающего поколения Краснодарского края и развитие
           системы образования на основе историко-культурных
                    ценностей кубанского казачества                            
    
     Система взглядов  на государственную политику Краснодарского края 
в сфере   образования, воспитания      на   основе историко-культурных 
ценностей  кубанского    казачества  является     частью   Концепции и 
реализуется      путем   согласованной   деятельности Законодательного 
Собрания  Краснодарского края,  исполнительных органов государственной 
власти  Краснодарского  края, органов    местного     самоуправления в 
Краснодарском   крае,  государственных  и     муниципальных учреждений 
образования,   культуры, физической культуры    и   спорта, Кубанского 
казачьего войска,   общественных организаций (в том числе общественных 
организаций   кубанского казачества),  направленной на патриотическое, 
духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Краснодарского края.
     Целью данной    составляющей     Концепции   является определение 
приоритетных направлений работы, комплексный     подход  к организации 
учебной и   внеучебной  деятельности детей и молодежи с использованием 
исторических,      культурных,   педагогических,     семейных традиций 
кубанского казачества  для  формирования  и развития интеллектуальных, 
духовных,   морально-нравственных  и    этических    качеств социально 
активной личности.
     Важная роль  в   этой   работе  принадлежит  Кубанскому казачьему 
войску,   учреждениям     образования     (общеобразовательным школам, 
учреждениям    дополнительного  образования,   учреждениям начального, 
среднего    и  высшего     профессионального   образования), культуры, 
физической культуры и спорта.
     В целях    преодоления нравственного         кризиса   и снижения 
преступности    и    правонарушений  в  молодежной    среде,  борьбы с 
наркоманией   и  алкоголизмом,    табакокурением,  прочими негативными 
факторами, влияющими  на формирование и   развитие  социально активной 
личности,  необходим  комплекс  методов   традиционной      и народной 
педагогики.    На      первом месте     в    этом    направлении стоит 
гражданско-патриотическое,  духовно-нравственное  воспитание   детей и 
молодежи.
     Условиями, необходимыми    для      достижения   указанных целей, 
являются:
     программно-целевой  подход,     обеспечивающий     единую систему 
осуществления   комплексной     деятельности   органов государственной 
власти, органов местного самоуправления, казачьих  обществ, учреждений 
образования,    культуры,  физической  культуры   и спорта; разработка 
долгосрочных   краевых  целевых  программ    и   муниципальных целевых 
программ, направленных  на развитие учреждений  образования, классов и 
групп казачьей направленности;
     создание и    совершенствование        нормативной     правовой и 
организационно-методической базы   в сфере образования, опирающейся на 
историко-культурные традиции кубанского казачества;
     обеспечение  непрерывности     воспитательного     воздействия на 
участников  образовательного процесса    всех   уровней; использование 
традиционной  культуры   и  этнопедагогики  кубанского  казачества как 
основы  воспитания  учащихся классов и  групп казачьей направленности, 
казачьих кадетских корпусов;
     определение приоритетных    направлений      работы   по созданию 
региональной практико-ориентированной модели образования   в классах и 
группах  казачьей направленности,  опирающейся  на историко-культурные 
традиции кубанского  казачества,  по организации учебной  и внеучебной 
деятельности     детей  и  молодежи    с  использованием исторических, 
культурных, педагогических, семейных традиций кубанского казачества;
     совершенствование системы   подготовки специалистов  по  работе с 
детьми и молодежью  на основе историко-культурных ценностей кубанского 
казачества;
     содействие   в        приобщении  детей          и     молодежи к 
нравственно-культурным    ценностям  на    основе   казачьих традиций, 
пропагандирующих духовность, патриотизм, верность Кубани и России;
     активизация деятельности    средств      массовой   информации по 
освещению   и пропаганде   вопросов   духовно-нравственного воспитания 
детей и молодежи;
     освещение    в средствах  массовой    информации развития системы 
образования в  классах  и  группах  казачьей  направленности, казачьих 
кадетских корпусах;
     целевое    и систематическое    финансовое  обеспечение расходов, 
связанных    с    реализацией    положений  Концепции, предусмотренных 
нормативными правовыми актами  Краснодарского  края   и муниципальными 
правовыми актами Краснодарского края.     
      
       6. Общественные объединения кубанского казачества
   
     Государственная политика  Краснодарского   края     направлена на 
обеспечение  тесного   взаимодействия казачьих    обществ  с казачьими 
общественными объединениями в интересах кубанского казачества.
     Органы государственной власти  обеспечивают  соблюдение    прав и 
законных интересов казачьих  общественных объединений, могут оказывать 
поддержку  (в том   числе экономическую)  их    деятельности  в рамках 
федерального  законодательства и законодательства Краснодарского края. 
Государственная   поддержка      может  выражаться    в  виде целевого 
финансирования     отдельных    общественно    полезных    и социально 
ориентированных программ казачьих общественных  объединений  на основе 
заявок (государственных   грантов), заключаемых договоров, в том числе 
на выполнение   социального     заказа  по  разработке государственных 
программ для  общественных  объединений, размещаемого  в установленном 
порядке, предоставление услуг.  
      
   
                                     Приложение
                                     к Концепции
                                     государственной политики 
                                     Краснодарского края
                                     в отношении кубанского казачества
   
                    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
   
     Кубанское казачье войско как этнокультурная социальная форма
                жизнедеятельности кубанского казачества

   
     Казачества   России  сыграли    чрезвычайно важную роль      в ее 
государственном  строительстве. Когда  Л.Н. Толстой писал о   том, что 
казаки создали  Россию,   он понимал, что   территориальное расширение 
Российской империи и охрана  ее государственных  границ осуществлялись 
по преимуществу силами казачества. Включение новых  восточных, южных и 
западных  земель  в состав   России    создавало     условия    для их 
экономического и культурного освоения.
     В  этом государственном   процессе  свою   предначертанную миссию 
выполняло и Кубанское казачье войско.
     Фактическая  история Кубанского   казачьего  войска  начинается с 
конца XVIII века. По "высочайше Жалованной грамоте"  Екатерины   II от 
30 июня 1792 года на  Кубани  поселяются   казаки Черноморского (часть 
бывшего  Запорожского) войска, занимая правобережье Кубани от ее устья 
до  Усть-Лабинского    редута.   На севере   вершиной этой треугольной 
территории был Ейский городок.
     Строительство  войска Черноморского   продолжалось   и   в первой 
половине XIX века за счет  привлечения  казаков  из  Задунайской Сечи, 
упраздненных Бугского, Азовского,  Екатеринославского, Усть-Дунайского 
войск,   а также    переселенцев по большинству своему из Полтавской и 
Харьковской губерний.
     Примерно с этого же  времени  начинается формирование Кавказского 
линейного казачьего  войска, его кубанской  части. В 1792 - 1794 годах 
переселившиеся донские и "волгские" казаки составили   Кубанский полк. 
В 1801 году из екатеринославских,  малороссийских казаков, однодворцев 
был сформирован Кавказский полк.
     В 1832 году Линейные полки  были объединены в Кавказское линейное 
казачье войско,  которое в  1833 году пополнилось  Ставропольским, а в 
1841 году - Лабинским полками.
     Указом императора  Александра II  от  19 ноября    1860    года в 
результате объединения Черноморского казачьего  войска  и первых шести 
бригад   Кавказского     линейного казачьего   войска  было образовано 
Кубанское казачье войско.
     Кубанское  казачье войско,    его    черноморская      и линейная 
составляющие,   защищало     национальные интересы   как на территории 
России, так   и за  ее пределами, принимая непосредственное участие во 
всех войнах    XVIII  -  XX  веков:   в персидском и польском походах, 
Отечественной войне 1812 года,  Кавказской, русско-турецких и Крымской 
войнах,  Русско-японской войне,    Первой  мировой   войне   и Великой 
Отечественной войне.
     Уже на конец XIX века Кубанское  казачье войско в военное время в 
состоянии было выставлять 33  конных полка, 2  сотни конвоя, кубанский 
дивизион  (2 сотни), 14 четырехсотенных  пластунских     батальонов, 5 
шестиорудийных конных батарей, 7 местных  команд  и одну сотню милиции 
в составе 47617 человек и 37895 лошадей.
     Численный состав  Кубанского  казачьего  войска в конце  XIX века 
выглядел  следующим образом: 952 офицера,  97465  нижних чинов, из них 
5382 казака  старшего подготовительного    разряда,  55817 - строевого 
разряда, 13602 - запасного  разряда и 22664   казака младших возрастов 
(от десяти до семнадцати лет) - ополчение.
     Обращение  в  начале   настоящей исторической  справки  к истории 
Кубанского казачьего  войска, военной     основе  не случайно и вполне 
мотивировано.  Все   казачьи  войска   как   раннего,   так и позднего 
формирования - это  не типичные  воинские структуры, а военизированные 
общества, представляющие собой целостную  сбалансированную  систему со 
всеми  необходимыми  основами: социальной  (семья,   община, группы по 
возрастам   и    интересам,    братства),   экономической, культурной, 
политической (институты самоуправления, институты права и власти).
     Именно военная  основа служила  гарантом их автономности  и базой 
для формирования этнокультурной социальной общности.
     После   включения  казачеств   в  структуру  российского общества 
военная      служба   являлась           основой    территориального и 
социально-экономического строительства и  развития казачества. Поэтому 
государство  во  все времена    старалось  применить различные системы 
жесткого подчинения и  контроля над казачьими обществами (войсками), в 
том числе используя и реестровую систему.
     В   формировании     устойчивой,    жизнеспособной этнокультурной 
социальной общности  как     системы   необходимо   выделить несколько 
ключевых основ, главная из которых - территориальная основа.     
      
     Территориальная (административно-территориальная) основа
           формирования Кубанского казачьего войска
   
     Территория  - необходимое   условие формирования  любой общности. 
Она же  источник ресурсов,  необходимых   для   удовлетворения базовых 
потребностей  и,   следовательно,  для  воспроизводства    общности во 
времени.
     Территорией формирования  Кубанского казачьего войска, этногенеза 
этнокультурной  социальной общности  -  кубанского  казачества явилась 
Кубанская область.  Ее формирование  напрямую  исторически   связано с 
образованием   Кубанского   казачьего  войска.  Она    складывалась из 
территорий Черномории и  полковых  территорий Линии, вошедших в состав 
Кубанского казачьего войска.
     Кубанская  область   как  административно-территориальная единица 
была создана   по указу  Александра II  1860   года.    Ее   пределы и 
первоначальное   внутреннее устройство  были  определены указом  от 30 
декабря 1869 года.
     В начале  своего существования Кубанская область делилась на пять 
уездов (1869 год), а  затем  на  семь уездов  (1876  год). Последующее 
расширение  территории     Кубанской   области  осуществлялось за счет 
закубанских земель (предгорья  и северные склоны  Главного Кавказского 
хребта), которые в   1888  -  1889 годах были переданы в собственность 
Кубанского казачьего войска.
     Пределы Кубанской  области и ее внутренняя структура окончательно 
были определены в 1889  году.  К  этому времени  были  утверждены типы 
казачьих (станица,  хутор)  и  неказачьих  (деревня, селение, поселок, 
аул) поселений и  проведено   межевание земель на станичные юрты, была 
проведена замена уездного деления на отдельское.
     На начало  XX века   в Кубанской области выделялось семь отделов: 
Ейский, Екатеринодарский, Майкопский (Республика  Адыгея, Апшеронский, 
Белореченский и Мостовский районы  Краснодарского края), Темрюкский (с 
1910 года -  Таманский), Лабинский, Кавказский и  Баталпашинский (ныне 
Карачаево-Черкесская Республика)    отделы.   В  отделах числились 419 
станиц и волостей (неказачьих поселений).
     Помимо этого  Кубанская   область  в  целях формирования казачьих 
полков делилась  на  11  полковых  округов:  Ейский, Екатеринодарский, 
Кавказский,  Кубанский,     Лабинский, Полтавский, Таманский, Уманский 
(ныне станица    Ленинградская),   Урупский, Хоперский  и Черноморский 
округа (по названиям полков Кубанского казачьего войска).
     Кубанская  область      составляла    территорию   площадью 83140 
квадратных  верст,    то    есть  88693 квадратных  километра, богатую 
разнообразными  ресурсами: земельными,  лесными,  водными (в том числе 
минеральными и термальными), рыбными, нефтегазовыми и другими.     
    
            Этническая основа кубанского казачества
             как этнокультурной социальной общности
   
     На  начальном  этапе   своего  формирования  кубанское казачество 
представляло общность, состоящую из двух этнических групп.
     Основу первой этнической группы  составляли  запорожские казаки и 
малороссийские казаки  Полтавской, Черниговской,  Харьковской и других 
губерний,      которые    представляли   различные  локальные варианты 
украинской традиции.
     Основу       второй    этнической     группы  составляли донские, 
екатеринославские,   хоперские  казаки,  а также выходцы, в  том числе 
однодворцы из Курской,  Воронежской, Новгород-Северской, Черниговской, 
Полтавской и других губерний.
     В  этническом   отношении   Черноморское  войско  выглядело более 
однородным,    Линейное -  более  пестрым  при доминировании локальных 
вариантов южнорусской традиции.
     Генетическое родство  русской и  украинской  традиции, обитание в 
границах   одной  территории,  чересполосное   и смешанное расселение, 
принадлежность     к   одной   и  той    же  военной  системе, боевые, 
экономические и   взаимобрачные  контакты  явились   средой и условием 
быстрых    этнообъединительных     процессов:  взаимной  ассимиляции и 
консолидации.
     Во  второй   половине  XIX   века   в  пределах Кубанской области 
формируется       единое   этнокультурное   пространство.  Итогом этих 
этнообъединительных процессов явилось  зарождение  нового самосознания 
и  осознания  своей   общности   у  черноморцев  и   линейцев, а также 
самоназвания  -  кубанские    казаки, кубанцы.    Новое самосознание и 
самоназвание  (этноним)  -    показатели рождения новой этнокультурной 
социальной общности.     
      
        Экономическая основа Кубанского казачьего войска
   
     Экономическую     основу Кубанского  казачьего  войска составляли 
земледелие    и  животноводство.  Если  в первой   половине   XIX века 
предпочтение отдавалось животноводству и   рыболовству,   то во второй 
половине XIX века - земледелию.
     78,3  процента  общей  территории  Кубанской   области составляли 
войсковые  земли,   из  них  69,17  процента    находились  в общинной 
(коллективной)  собственности казачьих станичных общин. Практиковались 
как  индивидуальные,  так  и   коллективные  формы  землепользования с 
применением  личного (в основном) и наемного труда. Посевные площади к 
1913    году составляли   порядка  3316,2   тысячи  десятин (3624606,6 
гектара).  Основными культурами  являлись пшеница,   ячмень,   а также 
кукуруза и  масленичные культуры. Валовые сборы зерна в начале XX века 
неуклонно росли  и составляли  211,4 миллиона   пудов - 33824,0 тысячи 
центнеров  (в 1913 году  - 266 миллионов пудов (166250  центнеров) при 
урожайности  57   -  62 пуда с десятины  (912    - 992    килограмма с 
десятины). Кубанская   область,  полностью покрывая  свои потребности, 
ежегодно поставляла   на  рынки страны   и  зарубежья  огромные партии 
товарного хлеба.
     Кроме  хлеба на  международный    рынок  поставлялись   льняное и 
подсолнечное  семя,  отруби, табак, поташ, овощи,   фрукты  и продукты 
птицеводства.
     Из  животноводческих отраслей  к    началу   XX    века сохранили 
актуальность  такие отрасли, как коневодство (поголовье лошадей к 1913 
году    достигло  почти миллионной  отметки),  скотоводство (поголовье 
крупного  рогатого скота  на  этот же  период -   1,4 миллиона голов), 
свиноводство (0,5 миллиона голов), овцеводство (1,2 миллиона голов).
     Развивалась   местная       (перерабатывающая) фабрично-заводская 
промышленность    и  торговля. Среднегодовой   объем   товарооборота в 
Кубанской области к 1913 году составлял 268,7 миллиона рублей в год.     
      
                        Демографическая основа
   
     Демографическая стратегия    кубанского   казачества определилась 
прежде всего  двумя  задачами: военной,    главным образом пограничной 
службой, и необходимостью экономического освоения края.
     Исходная  численность  черноморского и линейного   казачеств была 
недостаточной для  решения  этих  задач.   Численность населения Земли 
войска    Черноморского   на  1797     год   составляла 13500 человек, 
численность линейного казачества на конец XVIII века - 10118 человек.
     В  связи  с   этим  правительство   принимает   срочные   меры по 
организации  переселения значительных    масс  населения  из различных 
губерний   России.  Интенсивные  организованные миграционные процессы, 
обеспечившие    механический прирост  населения,      наиболее активно 
протекали в периоды 1809 - 1812, 1820 - 1825, 1841 - 1857 годов.
     В первые   десятилетия ощущался, особенно  в   Черномории, острый 
дисбаланс полов. Вплоть  до  начала  XIX  века население Черноморского 
казачьего  войска было в основном  мужским   по своему составу, в 1801 
году на 23534 казака приходилось 9100 женщин.
     Заинтересованность    войсковой   администрации     в налаживании 
семейной  жизни в войске  и,  следовательно, в решении демографической 
проблемы выразилась в организации  семейных переселенческих потоков, в 
выдаче    денежных   пособий вступающим  в   брак,   в    разного рода 
ограничениях  в  выборе брачного   партнера (запрет  выходить замуж за 
пределы  войсковой территории,  ограничения  на браки с иногородними и 
тому подобное), которые   стали смягчаться только к середине XIX века. 
К  этому  времени  высокая детность стала нормой: в среднем 6  - 8 или 
даже 10 - 18 детей в семье.
     С середины  XIX   века естественный прирост  населения   наряду с 
сохранявшимся   механическим  приростом     становится  определяющим в 
системе  физического воспроизводства  населения.  В  Кубанской области 
естественный прирост был  едва ли не самым высоким по России. В 1861 - 
1870  годы он  достиг  21,3 процента,  в  1891 -  1900   годы   - 22,3 
процента.    В   Кубанской    области  за счет  естественного прироста 
численность    населения в 1865 - 1900 годах  увеличилась на 789 тысяч 
человек. В   начале XX  века  общая численность    населения Кубанской 
области составляла  3123 тысячи человек, примерно 50 процентов от этой 
цифры приходилось на казачье население.
     К концу  XIX   -  началу XX  веков   полностью  сложился механизм 
естественной репродукции населения.
     Серьезные  демографические    потери    понесло Кубанское казачье 
войско  в  годы  гражданской войны, "расказачивания", коллективизации, 
составной частью чего явился и искусственный голод 1932 - 1933 годов.     
      
                          Культурная основа
   
     Основой культурного пространства   кубанского казачества  в XIX - 
начале   XX веков   являлась восточнославянская  традиционная народная 
культура    в  виде     локальной    кубанской      казачьей традиции, 
сформировавшейся    в       ходе      взаимодействия     южнорусской и 
восточноукраинской   традиции  и     в  ходе  адаптации к    местным и 
этносоциальным условиям. Она  представляла  собой целостную по составу 
и функциональным возможностям систему, включающую в  себя все основные 
блоки: материальный,   духовный,   соционормативный. Особое    место в 
структуре народной  культуры занимала мужская воинская субкультура. Ее 
социализирующая роль   проявлялась с рождения  человека и  до  ухода в 
запас  в виде военных знаний  и навыков, военно-спортивной подготовки, 
праздников и ритуалов.
     Важную роль в процессе  социализации этнокультурной идентификации 
играли  семья,   станичная  (хуторская) общины, войско   (в  том числе 
подготовка  к службе,  организация скачек   и джигитовок, межстаничных 
детско-подростковых военных  маневров и другое). Эту важнейшую функцию 
также выполняли  и профессиональные (Войсковой певческий  хор, капеллы 
бандуристов)  и  самодеятельные школьные,  станичные, полковые  хоры и 
оркестры.
     Важную  роль    в духовном  окормлении,   просвещении  и развитии 
образования  в Кубанской  области играла Русская православная церковь. 
В начале XX  века в Кубанской области  насчитывалось  363 храма, в них 
служило 377  священников, 152  дьякона и 366  псаломщиков, действовало 
девять монастырей, один скит и несколько монастырских подворий.
     Церковь и войсковая администрация  прилагали  усилия для развития 
образования  и  просвещения   в Кубанской области - в  среде казачьего 
населения.
     Вопреки распространенному стереотипу  о поголовной безграмотности 
в  конце XIX   -  начале XX веков в   Кубанской области  числилось 145 
мужских и  11  женских станичных  "низших  школ", войсковой Мариинский 
институт, 19 областных средних учебных заведений.
     Для продолжения учебы в высших учебных  заведениях (в том числе в 
Санкт-Петербурге,  Москве    и даже за  рубежом)  выделялись войсковые 
стипендии. Так,   В  1915  году  в   университетах   было  4 войсковых 
стипендиата, в  высших  специальных учебных заведениях - 19, на высших 
женских курсах - 5, в военных академиях училось    3 человека, военных 
училищах  -  7, военных школах - 101,  военно-ремесленных школах - 495 
казаков, в средних учебных заведениях обучались 3552 казака.
     В  конце    XIX    -  начале   XX   веков   в   Кубанской области 
функционировала   своя  библиотечная сеть, которая   включала   в себя 
войсковую,  полковые, станичные, монастырские  и церковные библиотеки, 
библиотеки учебных  заведений  и  разного  рода научных обществ, в том 
числе  музеев,   которых  насчитывалось  от 5 до 12, а  также музея по 
истории Кубанского казачьего войска (1916 год).
     В это же   время в Кубанской  области  в свет  выходило несколько 
десятков  газет и  журналов, около пяти - семи  из которых были сугубо 
казачьей направленности.     
    
        Правовая, юридическая основа жизнедеятельности
                          кубанского казачества
   
     Правовой,   юридической    основой     деятельности Черноморского 
казачьего  войска и Кавказского  линейного  казачьего  войска являлось 
законодательство Российской империи и акты, принятые самим войском:
     Указ  Екатерины II "Об  образовании  войска Черноморских казаков" 
(14 октября 1788 года);
     Ордер  генерал-майора  М.И. Голенищева-Кутузова о вручении войску 
булавы и пернача (26 октября 1788 года);
     Ордер  генерал-аншефа     А.В. Суворова о вручении атаману Войска 
Верных казаков войскового и куренных знамен (27 февраля 1788 года);
     Жалованная  грамота   Екатерины II Черноморскому казачьему войску 
на Кубанские земли (30 июня 1792 года);
     Приказ-"наказ"   войскового правительства Черноморского казачьего 
войска о введении управления в этом войске (1 января 1794 года);
     "Порядок общей пользы" (1794 год);
     Положение о Черноморском казачьем войске (1842 год);
     Положение о Кавказском линейном казачьем войске (1845 год);
     Указ  "О преобразовании административных учреждений в Кубанской и 
Терской областях" (30 декабря 1869 года);
     Положение  об    общественном управлении в казачьих войсках (1870 
год);
     Указ "Об учреждении  управления Кубанской  и  Терской  областей и 
Черноморского округа" (1889 год);
     Положение об общественном  управлении в   казачьих  войсках (1891 
год).
     По Указу  от    30   декабря   1869    года     "О преобразовании 
административных учреждений в  Кубанской и Терской областях" начальник 
Кубанской     области,   являвшийся  и наказным    атаманом Кубанского 
казачьего войска,  подчинялся  Главному начальнику Кавказского края: в 
гражданском отношении  как наместнику  на Кавказе,  в военном    - как 
главнокомандующему.
     Положение об  общественном   управлении   в      казачьих войсках 
структурировало   систему  институтов    власти   и   их иерархическую 
подчиненность.
     В целом военная  и гражданская   вертикаль   взаимодополняли друг 
друга, или даже совмещались. Во многом  сохранялись традиции казачьего 
самоуправления  и  роль  некоторых   традиционных   институтов власти, 
основные из которых:
     Общевойсковой Сбор (Рада),  станичные,  хуторские   сборы (сходы) 
как своеобразный законодательный и контролирующий орган;
     войсковые (окружные), станичные, хуторские правления  во  главе с 
атаманами - исполнительная власть;
     суды: войсковой, станичные, межстаничные  (Суд   почетных судей), 
третейский суд.
     Важную роль в   системе управления    играл   Кубанский областной 
статистический комитет, созданный в   1879  году.   Поставляя ежегодно 
обновляющиеся   статистические данные    о состоянии Кубанской области 
(народонаселении           (численности,         движении, этнической, 
конфессиональной,      сословной       принадлежности); экономическом, 
образовательном,    культурном      состоянии,     сельском хозяйстве, 
промышленности  и ремеслах, экологии и прочем), он формировал базу для 
принятия продуктивных решений в планировании на перспективу.
     Наряду с Законом в жизни кубанского казачества важную  роль играл 
Обычай (традиционное  право):   выборность   (отчетность,     прием на 
жительство и исключение из станичных общин  неугодных лиц (в том числе 
выселка),  самосуды над    ворами  (особенно конокрадами), торговцами, 
взвинчивающими цены, и прочее.
     Таким образом, Кубанское казачье войско,  кубанское  казачество в 
конце XIX -   начале XX веков   представляло   собой сформировавшуюся, 
самостоятельную и во многом самодостаточную  этнокультурную социальную 
общность,  обладавшую всеми     необходимыми   ресурсами и механизмами 
своего самовоспроизводства во времени.
     Кубанское казачье войско за два десятилетия возрождения  наряду с 
постоянным участием  в  выработке   государственных     правовых актов 
определяло свой статус и место в современном государстве.
     Так, наряду с  Законом Краснодарского края от 9 октября 1995 года 
N   15-КЗ   "О     реабилитации   кубанского      казачества", Законом 
Краснодарского края от 5  ноября 2002 года N 539-КЗ   "О привлечении к 
государственной  и иной  службе   членов  казачьих  обществ Кубанского 
казачьего  войска     в Краснодарском крае" Кубанским казачьим войском 
приняты:
     Декларация российского казачества (1990 год);
     Устав Кубанской казачьей Рады (1990 - 1992 годы);
     Устав Всекубанского казачьего войска (1992 - 1998 годы);
     Декларация Кубанского казачества (2004 год);
     Устав Кубанского казачьего войска (1998 - 2010 годы).
     Вышесказанное позволяет   утверждать, что кубанское казачество не 
утратило   способности  к    самоорганизации  и      при благоприятной 
государственной    национальной    политике    может     стать основой 
гражданского общества на Кубани и примером служения Отечеству.
     
      
      Кандидат исторических наук,
      этнограф                                Н.И.Бондарь
   
      Кандидат исторических наук              В.П.Громов
   
   


Информация по документу
Читайте также