Расширенный поиск

Постановление Законодательное Собрание Краснодарский край от 27.03.2013 № 265-П

 
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 27 марта 2013 г. N 265-П

                              
            Об итогах выполнения краевой целевой программы
             "Развитие сельского хозяйства и регулирование
             рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
                и продовольствия в Краснодарском крае"
                          на 2008 - 2012 годы                                   
 

     Заслушав и обсудив  информацию  первого заместителя  председателя
Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя  комитета
по вопросам аграрной политики  и потребительского рынка И.М.  Петренко
об итогах  выполнения  краевой целевой  программы "Развитие  сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Краснодарском  крае" на 2008  - 2012 годы (далее  -
Программа), утвержденной  Законом  Краснодарского края  от 29  декабря
2007  года N  1354-КЗ,  Законодательное Собрание  Краснодарского  края
отмечает следующее.
     Мероприятия Программы   с   обозначенными  сроками   и   объемами
финансирования были направлены на достижение следующих основных целей:
     устойчивое развитие сельских территорий за счет повышения  уровня
социальной  инфраструктуры   и  инженерного  обустройства,   повышения
занятости и уровня жизни сельского населения;
     повышение конкурентоспособности      производимой     в      крае
сельскохозяйственной  продукции  на  основе  финансовой   устойчивости
сельскохозяйственных   товаропроизводителей,  модернизации   сельского
хозяйства и  ускоренного развития  приоритетных подотраслей  сельского
хозяйства;
     сохранение и воспроизводство используемых в  сельскохозяйственном
производстве земельных и других природных ресурсов.
     Разработчиком и  координатором  Программы  является  министерство
сельского хозяйства  и перерабатывающей промышленности  Краснодарского
края.
     Анализ итогов  выполнения   мероприятий   Программы  по   объемам
финансирования  и  уровню   достижения  целевых  индикаторов   показал
следующее.
     Объем денежных  средств,  выделенных  на  выполнение  программных
мероприятий за  период 2008  - 2012 годов,  составил 58351,1  миллиона
рублей, в  том числе за  счет средств  федерального бюджета -  18213,4
миллиона рублей, за  счет средств краевого  бюджета - 6004,9  миллиона
рублей, за счет средств местных  бюджетов - 143,1 миллиона рублей,  за
счет внебюджетных источников финансирования - 33989,7 миллиона рублей.
Указанный   объем   бюджетных  средств,   выделенных   на   выполнение
программных  мероприятий,  составил 82,5  процента  лимитов  бюджетных
ассигнований, направленных на финансирование государственной поддержки
развития агропромышленного комплекса Краснодарского края.
     Социальный блок Программы,  направленный  на устойчивое  развитие
сельских  территорий, включал  в  себя мероприятия  по  предоставлению
гражданам, молодым семьям,  молодым специалистам социальных выплат  на
строительство  (приобретение)  жилья в  сельской  местности,  развитие
водоснабжения   и    газификации,   а   также    на   развитие    сети
общеобразовательных  учреждений  и сети  электроснабжения  в  сельской
местности.
     Объем финансирования    данного    направления    Программы    за
анализируемый период составил 4167,8  миллиона рублей, в том числе  за
счет средств федерального  бюджета - 1464,0  миллиона рублей, за  счет
средств краевого  бюджета -  1489,6 миллиона рублей,  за счет  средств
местных  бюджетов  -  142,6  миллиона  рублей,  за  счет  внебюджетных
источников  финансирования  -  1071,7 миллиона  рублей.  Удельный  вес
бюджетного  финансирования мероприятий  по  социальному развитию  села
составил 12,2  процента всех бюджетных  ассигнований, направленных  на
финансирование Программы.
     Целевые индикаторы  по  вводу  и приобретению  жилья  в  сельской
местности для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей
и  молодых  специалистов  за  период  выполнения  Программы   ежегодно
выполнялись.
     За период  с  2008  по  2012  год  выдано  1969  свидетельств   о
предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья
в сельской местности, из них 1016 - гражданам, проживающим в  сельской
местности, и  953 - молодым  семьям и  молодым специалистам. Всего  за
указанный период построено и  приобретено 140 тысяч квадратных  метров
жилья в сельской местности.
     Ежегодное выполнение целевых индикаторов по развитию  газификации
и водоснабжения (за исключением 2012 года) позволило повысить  уровень
газификации   жилищного  фонда   в   сельской  местности   и   уровень
обеспеченности сельского населения питьевой водой. За отчетный  период
в 175  сельских населенных  пунктах  введены в  действие 226  объектов
газификации протяженностью 811,4 километра и 63 объекта  водоснабжения
протяженностью 396,3 километра в 61 сельском населенном пункте. В 2008
году  за счет  средств  федерального  бюджета построено  22  километра
электрических  сетей.  В  2012 году  на  условиях  софинансирования  с
краевым  и   местным  бюджетами  выделены   средства  на   продолжение
строительства  общеобразовательной школы  в  селе Соленое  Мостовского
района.
     Основными мероприятиями  Программы  по  созданию  общих   условий
функционирования сельского хозяйства являлись: "поддержание почвенного
плодородия",   "создание  системы   государственного   информационного
обеспечения в сфере  сельского хозяйства", "развитие  консультационной
помощи  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  и   переподготовка
специалистов  для  сельского хозяйства"  и  "приоритетные  направления
исследований в агропромышленном комплексе".
     Объем финансирования данного раздела  Программы за период 2008  -
2012  годы  составил   26797,7  миллиона   рублей.  Из  них   средства
федерального  бюджета  -  2236,9 миллиона  рублей,  средства  краевого
бюджета  - 968,7  миллиона  рублей, средства  местных  бюджетов -  0,5
миллиона рублей  (финансирование  производилось только  в 2008  году),
внебюджетные  источники  финансирования  -  23591,5  миллиона  рублей.
Удельный вес бюджетного  финансирования мероприятий по созданию  общих
условий функционирования  сельского хозяйства  составил 13,2  процента
всех бюджетных ассигнований, направленных на финансирование Программы.
     На выполнение мероприятий по поддержанию почвенного плодородия за
отчетный период  было  выделено   2926,2  миллиона  рублей   бюджетных
средств,  что составило  91,3  процента общего  объема  финансирования
данного  раздела   Программы,  из  которых   2741,9  миллиона   рублей
приходится на мероприятия по агрохимической мелиорации в виде субсидий
сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части  затрат
по приобретению средств химизации (минеральных удобрений).
     Благодаря государственной поддержке, направленной на приобретение
минеральных удобрений, за указанный  период при  плане 930 тысяч  тонн
действующего вещества сельскохозяйственными товаропроизводителями края
внесено   1170,7  тысячи   тонн   действующего  вещества   минеральных
удобрений, что на 25,9 процента больше запланированного объема.
     На создание системы государственного информационного  обеспечения
в  сфере  сельского  хозяйства,  включая  консультационную  помощь   и
переподготовку специалистов  для сельского  хозяйства, за  5 лет  было
выделено 229,8  миллиона  рублей, что  составило  7,2 процента  общего
объема финансирования данного раздела Программы.
     В настоящее        время       в        крае        функционирует
информационно-консультационная   служба  агропромышленного   комплекса
Краснодарского края,  состоящая из 41  информационно-консультационного
центра.
     Всего за  период 2008  -  2012  годов  за счет  средств  краевого
бюджета  на   базе  ведущих  научных   и  образовательных   учреждений
Краснодарского   края    повысили   квалификацию   2444    специалиста
агропромышленного комплекса (агрономы, ветеринарные врачи, зоотехники,
бухгалтеры, рисоводы,  специалисты  инженерных служб),  из них  прошли
обучение по новым специальностям 940 человек.
     На приоритетные  направления   исследований  в   агропромышленном
комплексе из краевого бюджета  за указанный период было выделено  49,3
миллиона   рублей,   что   составило  1,5   процента   общего   объема
финансирования соответствующего раздела Программы.
     Раздел Программы  "Развитие  приоритетных  подотраслей  сельского
хозяйства"  состоит  из  двух  частей  по  направлениям:  приоритетное
развитие животноводства и развитие отраслей растениеводства.
     Объем финансирования  мероприятий  данного раздела  Программы  за
период 2008  - 2012  годов составил  12309,1 миллиона  рублей. Из  них
средства  федерального  бюджета  - 1703,5  миллиона  рублей,  средства
краевого  бюджета -  1279,1  миллиона рублей,  внебюджетные  источники
финансирования  -  9326,5  миллиона рублей.  Удельный  вес  бюджетного
финансирования  мероприятий   по  развитию  приоритетных   подотраслей
сельского   хозяйства   составил   12,3   процента   всех    бюджетных
ассигнований, направленных на финансирование Программы.
     Объем бюджетных  средств,  выделенных за  исследуемый  период  на
развитие животноводства, составил  987,7 миллиона рублей, на  развитие
отраслей растениеводства - 1994,9 миллиона рублей, что составило  33,1
процента и 66,9  процента соответственно  от общего объема  бюджетного
финансирования данного раздела.
     По состоянию на 1  января 2008 года  во всех категориях  хозяйств
насчитывалось 689  тысяч голов  крупного рогатого скота,  в том  числе
коров - 267  тысяч голов.  Поголовье свиней по  состоянию на 1  января
2008 года в хозяйствах всех категорий составляло 1464 тысячи голов.
     За весь  период  выполнения  Программы  ежегодно  не  выполнялись
целевые показатели по  численности основных видов  скота. На 1  января
2013 года во всех категориях хозяйств насчитывалось 592,1 тысячи голов
крупного рогатого скота,  что на 14 процентов  ниже уровня 2008  года.
Так, поголовье коров составляет 243  тысячи голов, что на 9  процентов
ниже уровня 2008 года. Невыполнение целевых показателей по численности
поголовья крупного  рогатого  скота составляет  32,9  процента, в  том
числе коров - 31,2 процента.
     Снижение поголовья коров в  хозяйствах всех категорий  отразилось
на  объемах производства  молока.  С 2010  по  2012 год  регулярно  не
выполнялись целевые показатели производства молока. Только за 2012 год
невыполнение показателя составило почти 7 процентов.
     В целом по краю  численность поголовья  свиней в хозяйствах  всех
категорий по состоянию  на 1 января 2013  года составила 315,4  тысячи
голов. Из-за неблагоприятной эпизоотической ситуации в крае, вызванной
возникновением многочисленных очагов  африканской чумы свиней, с  2008
по  2012  год  поголовье  свиней  сократилось  в  4,6  раза.   Целевые
показатели по численности поголовья свиней в хозяйствах всех категорий
не выполнены.
     На финансирование    мероприятий    по    поддержке    племенного
животноводства за период 2008  - 2012 годов направлено 860,2  миллиона
рублей,   или   87,1   процента   объема   финансирования    поддержки
животноводства.  Тем  не менее  в  2008,  2009  и 2012  годах  целевые
показатели  по  приобретению племенного  молодняка  крупного  рогатого
скота и свиней не были выполнены.
     По состоянию на 1  января 2008 года  в хозяйствах всех  категорий
насчитывалось 20 миллионов голов птицы,  на 1 января 2013 года -  26,3
миллиона голов птицы. Целевой показатель выполнен на 131,5 процента.
     С 2008 по 2012 год целевые показатели производства скота и  птицы
на  убой  (в  живом   весе)  в  хозяйствах  всех  категорий   ежегодно
выполнялись.
     По направлению   "Развитие  отраслей   растениеводства"   целевые
показатели производства основных видов сельскохозяйственных культур за
период 2008 - 2012 годов в основном были выполнены.
     За период    2008    -    2012    годов     сельскохозяйственными
товаропроизводителями края  произведено  51356 тысяч  тонн зерновых  и
зернобобовых  культур при  запланированном  объеме 42430  тысяч  тонн.
Выполнение целевого  показателя  составило 121  процент. Валовой  сбор
подсолнечника за указанный период  составил 5605 тысяч тонн при  плане
5394  тысячи  тонн,  исполнение целевого  показателя  составило  103,9
процента. Валовой сбор сахарной  свеклы составил 35139 тысяч тонн  при
плане за 5 лет  27250 тысяч тонн,  что больше планового показателя  на
129 процентов.
     Государственная поддержка развития виноградарства, садоводства  и
чаеводства в  Краснодарском крае осуществлялась  в рамках  программных
мероприятий "Меры по закладке многолетних насаждений". За  исследуемый
период  объем  бюджетного  финансирования  мероприятий  составил  1322
миллиона  рублей,  или  66,3 процента  объема  финансирования  отрасли
растениеводства, в том  числе за счет  средств федерального бюджета  -
855,9  миллиона рублей,  за  счет  средств  краевого бюджета  -  466,1
миллиона рублей.
     По состоянию на 1 января 2013 года площадь садов в  Краснодарском
крае составляла 34,6 тысячи гектаров. Данный целевой показатель с 2008
по  2011  год выполнялся,  однако  в  2012  году не  выполнен  на  3,6
процента,  что объясняется  невыполнением  плана по  закладке  садовых
насаждений  в 2012  году.  При  плановом  объеме закладки  садов  2500
гектаров фактически закладка садов произведена на площади только  1413
гектаров. Целевой  показатель по  закладке садов не  выполнен на  43,5
процента.
     За период выполнения Программы  с 2008 по  2012 год валовой  сбор
урожая плодов и ягод составил 870,8 тысячи тонн. Целевые показатели по
производству  плодов и  ягод  выполнялись ежегодно  в  среднем на  127
процентов  (за  исключением  2011 года,  когда  из-за  неблагоприятных
климатических условий  невыполнение плана составило  1,5 процента)  за
счет широкого внедрения закладки садов по интенсивной технологии.
     По состоянию  на  1  января 2013  года  площадь  виноградников  в
Краснодарском крае  составила 26  тысяч  гектаров. К  концу 2012  года
целевой  показатель  по  наличию  виноградников  не  выполнен  на  5,5
процента  по причине  невыполнения  плановых показателей  по  закладке
виноградников.  Закладка виноградников  в  2012 году  планировалась  в
объеме 2250  гектаров, фактически  закладка виноградников  произведена
только  на  площади  1305 гектаров.  Целевой  показатель  по  закладке
виноградников не выполнен на 42 процента.
     Невыполнение целевых показателей по  валовому сбору винограда  за
ряд лет (в 2008, 2009 и 2012 годах) отразилось на итоговых показателях
Программы. Валовой сбор винограда за исследуемый период составил 743,6
тысячи тонн при плановом показателе 761 тысяча тонн.
     Тем не менее следует отметить целенаправленную работу по развитию
виноградарства в Темрюкском  районе,  на долю  которого приходится  82
процента объема краевого валового сбора винограда.
     В рамках выполнения мероприятий по технической и  технологической
модернизации сельскохозяйственного производства за период 2008 -  2012
годов  сельскохозяйственными  товаропроизводителями  края  приобретена
сельскохозяйственная техника в количестве 25087 единиц на сумму  33009
миллионов рублей,  в  том числе  9217  тракторов, 2068  зерноуборочных
комбайнов  и   664  кормоуборочных  комбайна   и  комплекса.   Целевые
показатели     по    приобретению     сельскохозяйственной     техники
сельскохозяйственными   организациями,   крестьянскими   (фермерскими)
хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в течение всего  срока
выполнения Программы ежегодно выполнялись.
     Основной объем  бюджетных   средств,  выделенных  на   выполнение
Программы, приходится  на мероприятия  раздела "Достижение  финансовой
устойчивости  сельского   хозяйства"  (60,9   процента).  К   основным
мероприятиям данного раздела относятся повышение доступности  кредитов
(краткосрочных и  инвестиционных),  повышение финансовой  устойчивости
малых  форм хозяйствования  на  селе  и развитие  системы  страхования
рисков в сельском хозяйстве.
     За период выполнения Программы на указанные мероприятия  выделено
14744,9 миллиона рублей, в том  числе из федерального бюджета -  12809
миллионов  рублей (86,9  процента)  и  из  краевого бюджета  -  1935,9
миллиона рублей (13,1 процента).
     На мероприятия  раздела  по  повышению  финансовой   устойчивости
предприятий   агропромышленного   комплекса   края,   основу   которой
составляет субсидирование процентных ставок по кредитам (краткосрочным
и       инвестиционным),       полученным        сельскохозяйственными
товаропроизводителями в  российских кредитных учреждениях,  с 2008  по
2012  год  выделено  12451,7  миллиона  рублей,  что  составляет  84,4
процента  объема   бюджетных  средств,   направляемых  на   достижение
финансовой устойчивости сельского хозяйства.
     Плановые показатели  по  предоставлению  субсидируемых   кредитов
(займов), привлекаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями,  в
течение всего срока выполнения Программы ежегодно выполнялись на 300 -
400 процентов.
     На повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на
селе с 2008  по  2012 год  было выделено  820,4  миллиона рублей,  что
составило  5,6  процента  объема бюджетных  средств,  направленных  на
достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
     Большое количество   крестьянских    (фермерских)   хозяйств    и
индивидуальных    предпринимателей,    осуществляющих    хозяйственную
деятельность в сфере агропромышленного комплекса, испытывают трудности
при   получении  кредитов   в   связи  с   повышенными   требованиями,
предъявляемыми банками при выдаче заемных средств.
     На мероприятия по развитию системы страхования рисков в  сельском
хозяйстве за указанный  период было  выделено 1458,1 миллиона  рублей,
что составило 9,9 процента  объема бюджетных средств, направленных  на
достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
     Удельный вес застрахованных  посевных площадей  в общей  посевной
площади края в 2012  году составил 25,6 процента  при плане на год  40
процентов. За  все время  выполнения Программы  целевые показатели  по
страхованию рисков в сельском хозяйстве не были выполнены ни разу.
     Мероприятия по  развитию  заготовительных оптовых  предприятий  и
оптовых  сельскохозяйственных  рынков  не  были  выполнены.  В  рамках
программных  мероприятий в  муниципальных  образованиях края  не  было
создано ни одного  заготовительного оптового  предприятия и ни  одного
оптового  сельскохозяйственного  рынка.  Субъекты  предпринимательской
деятельности не проявили  заинтересованности в отношении  предложенных
условий    государственно-частного     партнерства    при     создании
заготовительных  оптовых  предприятий и  оптовых  сельскохозяйственных
рынков.   Денежные   средства,   выделяемые   на   выполнение   данных
мероприятий,  ежегодно   перераспределялись   на  другие   мероприятия
Программы.
     Мероприятия Программы  по   государственной  поддержке   развития
виноделия  и  коньячного   производства,  основу  которой   составляют
субсидии  субъектам   агропромышленного   комплекса  на   приобретение
технологического оборудования для переработки винограда и производства
винодельческой продукции,  приобретение  дубовой тары  для выдержки  и
хранения вин и коньячных спиртов, финансируются только за счет средств
краевого бюджета. За период  с 2008 по 2012  год на эти цели  выделено
331,6 миллиона рублей.
     За время  выполнения  Программы  вина  виноградного   произведено
105328 тысяч дкл, что  составляет 105,7 процента выполнения  планового
показателя, шампанских и игристых вин - 1121,1 тысячи дкл  (выполнение
на 132,4 процента), коньяков и бренди - 1000,3 тысячи дкл  (выполнение
на 135,7 процента).
     Из-за нехватки собственных сырьевых ресурсов в 2010 и 2012  годах
не   были   выполнены    целевые   показатели   по    импортозамещению
виноматериалов  (в 2012  году  плановый  показатель выполнен  на  62,5
процента).
     Результаты проведенного анализа выполнения мероприятий  Программы
за период 2008 - 2012 годов показывают, что:
     за пять  лет  выполнения  Программы  показатели  по   социальному
развитию села в целом выполнены: новое жилье получили почти две тысячи
семей, повысился  уровень  газификации жилищного  фонда и  обеспечения
сельского населения питьевой водой. Тем не менее объем финансовых  мер
государственной  поддержки,   направляемых   на  устойчивое   развитие
сельских территорий  и повышение качества  жизни сельского  населения,
недостаточен и требует увеличения;
     благодаря государственной   поддержке  развития   растениеводства
сельскохозяйственные    товаропроизводители    добились    стабильного
выполнения целевых показателей производства основных видов зерновых  и
зернобобовых культур, подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы и риса;
     меры государственной  поддержки  в виде  предоставления  субсидий
сельскохозяйственным  товаропроизводителям  на  проведение  работ   по
внесению  органических удобрений  действовали  только  в 2008  и  2009
годах, что отрицательно сказывается на почвенном плодородии;
     недостаточно внимания уделяется вопросам финансирования  научного
обеспечения    производства    сельскохозяйственной    продукции     и
стимулирования        внедрения        инновационных        разработок
сельскохозяйственными товаропроизводителями;
     низкий уровень  развития  животноводства в  крае  и  производства
животноводческой продукции  является  следствием недостаточной  работы
министерства  сельского  хозяйства и  перерабатывающей  промышленности
Краснодарского края и требует принятия действенных мер по  исправлению
сложившейся в отрасли ситуации;
     недостижение целевых показателей по наличию садовых насаждений  и
виноградников напрямую  связано  с невыполнением  плановых заданий  по
закладке этих многолетних насаждений;
     не обеспечены равные возможности для использования  субсидируемых
кредитов  для крупных  и  средних сельскохозяйственных  организаций  и
малых форм хозяйствования на селе, что является недопустимым и требует
внесения соответствующих изменений в порядки предоставления  кредитных
ресурсов;
     отсутствие действенной  и  управляемой  системы   заготовительных
оптовых предприятий  и оптовых сельскохозяйственных  продовольственных
рынков является главным сдерживающим фактором развития овощеводства  и
производства плодово-ягодной  продукции, в  том числе  в малых  формах
хозяйствования на селе.
     На основании     вышеизложенного     Законодательное     Собрание
Краснодарского края постановляет:
     1. Признать   работу    министерства   сельского   хозяйства    и
перерабатывающей промышленности Краснодарского края как координатора и
основного исполнителя Программы удовлетворительной.
     2. Рекомендовать    министерству     сельского    хозяйства     и
перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
     1) обратить   внимание   на   результаты   проведенного   анализа
выполнения Программы за  период 2008  - 2012 годов  и принять меры  по
недопущению выявленных недостатков при выполнении долгосрочной целевой
программы  "Развитие  сельского   хозяйства  и  регулирование   рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском
крае"  на  2013  -   2020  годы,  утвержденной  постановлением   главы
администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 июля 2012 года  N
800 (далее - Программа на 2013 - 2020 годы);
     2) увеличить  объемы  финансирования и  конкретизировать  целевые
показатели  выполнения программных  мероприятий  по всем  направлениям
социального развития села;
     3) разработать  комплексный   план   развития  животноводства   и
производства  животноводческой  продукции  в  Краснодарском  крае   на
ближайшие годы и на перспективу до 2020 года;
     4) внести изменения в Программу на 2013 - 2020 годы, направленные
на оказание   мер    государственной   поддержки   развития    системы
заготовительных  оптовых  предприятий и  оптовых  сельскохозяйственных
продовольственных рынков;
     5) внести  предложения  по  стимулированию   сельскохозяйственных
товаропроизводителей  к  более  активному  сотрудничеству  с  научными
учреждениями  края  и  внедрению  инновационных  разработок  в   сфере
производства сельскохозяйственной продукции.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
комитет  Законодательного  Собрания Краснодарского  края  по  вопросам
аграрной политики и потребительского рынка.
     4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель
     Законодательного Собрания 
     Краснодарского края                    В.А.Бекетов
     г. Краснодар
     27 марта 2013 г.
     N 265-П




Информация по документу
Читайте также