Расширенный поиск
Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарский край от 16.10.2012 № 1221ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ от 16.10.2012 N 1221 г. Краснодар Об утверждении Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (В редакции Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарский край от 02.08.2013 г. N 836) Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года" от 5 сентября 2011 года N 1538-р, в целях оптимизации условий для развития сети банковского обслуживания населения, использования современных технических средств и технологий, расширения спектра предоставляемых услуг и сервисной банковской инфраструктуры к проведению XXII Олимпийский зимних игр 2014 года в городе Сочи и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи постановляю: 1. Утвердить Концепцию развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (приложение N 1). 2. Образовать рабочую группу по реализации мероприятий Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи и утвердить ее состав (приложение N 2). 3. Утвердить Положение о рабочей группе по реализации мероприятий Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (приложение N 3). 4. Департаменту печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Буров) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Краснодарского края. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра финансов Краснодарского края И.А. Перонко. 6. Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. Глава администрации (губернатор) Краснодарского края А.Н.Ткачев Приложение N 1 Утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 октября 2012 г. N 1221 КОНЦЕПЦИЯ развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи Введение 4 июля 2007 года членами Международного олимпийского комитета было принято решение о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (далее - Олимпиада). Победа России в борьбе за право проведения Олимпиады стала свидетельством ее возросшего международного престижа. Проведение Олимпиады на территории Краснодарского края даст мощный толчок развитию всех отраслей региональной экономики, неотъемлемой частью которой является банковский сектор. Прибытие на территорию Краснодарского края многочисленных туристов, участников и гостей Олимпиады увеличит нагрузку на банковский сектор края в части удовлетворения потребностей клиентов в инновационных банковских продуктах и услугах мирового уровня. С целью успешного проведения Олимпиады разработана Концепция развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (далее - Концепция). В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года определено, что формирование в среднесрочной перспективе современного конкурентоспособного банковского сектора соответствует стратегическим интересам национальной экономики. В этой связи для регулятора и финансовых институтов, функционирующих в олимпийском регионе, определены приоритетные направления по модернизации регионального банковского сектора: стратегическое программирование миссии банков с учетом возможного дополнительного институционального ресурса; анализ текущего состояния рынка банковских услуг Краснодарского края и формирование целей поступательного развития банков с учетом меняющихся экономических потребностей клиентских групп; формирование общего регионального и частных корпоративных векторов устойчивого развития банковских институтов, функционирующих в олимпийском регионе; согласование программ развития регионального банковского сектора и финансово-кредитных институтов, формирование институционально-корпоративных целей и организационных структур; реализация поставленных целей при постоянном институционально-корпоративном контроле эффективности; мониторинг и корректировка программы развития как региональной банковской системы, так и отдельных банковских структур. Институциональный ресурс должен быть определен на этапе установления миссии. В настоящей Концепции под миссией понимается возможность удовлетворения экономических потребностей в банковских продуктах и услугах различных клиентских групп. Цель Концепции - разработка методических основ, механизмов и инструментов решения приоритетных направлений по модернизации банковских услуг в условиях современного развития финансового рынка в преддверии проведения Олимпиады. Поставленная цель конкретизируется необходимостью решения ряда стратегических задач, включающих: изучение и обобщение мирового опыта развития банковской инфраструктуры в олимпийских столицах; обобщение ресурсных возможностей места проведения Олимпиады; оценку институциональной насыщенности банковского сектора региона и анализ эффективности использования платежных систем; изучение формирования сервисной банковской инфраструктуры; прогнозирование основных показателей развития банковского сектора в соответствии с Концепцией и разработка механизма их реализации; анализ нагрузки на платежную систему Банка России на региональном уровне. 1. Мировой опыт наличия банковской инфраструктуры в олимпийских столицах Изучение мирового опыта подготовки банковской инфраструктуры в олимпийских столицах должно стать отправной точкой при подготовке банковской системы Краснодарского края к ожидаемому туристическому потоку на территории проведения Олимпиады. Так, при проведении в 2008 году Олимпийских игр в Пекине банковская инфраструктура насчитывала: 3,2 тыс. отделений китайских банков, из которых 1,8 тыс. проводили операции с иностранной валютой; 363 пункта обмена валюты, в том числе 82 пункта, работавших в круглосуточном режиме. Благодаря проведению оптимизации бизнес-процессов в китайских банках (обновление программного обеспечения, расстановка консультантов возле терминалов), 84% банков в городе Пекине удалось значительно повысить скорость обслуживания клиентов, что привело к снижению очередей, а общее время ожидания в очереди в кредитно-финансовых институтах в среднем не превышало 15 минут. Кроме того, ассоциация китайских банков открыла круглосуточную "горячую олимпийскую линию" связи, по которой консультации предоставлялись на восьми языках мира. Необходимо отметить, что во всех важных инфраструктурных объектах (отели, рестораны, аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, розничные торговые сети) около мест проведения соревнований были установлены банкоматы, к оплате принимались пластиковые карты ведущих платежных систем VISA и MasterCard, на которые приходятся соответственно 57% и 26% выпущенных платежных карт во всем мире. За время проведения Олимпийских игр в августе 2008 года общий объем платежей в городе Пекине составил 104 млн. долларов США, из них 41% всех операций с пластиковыми карточками VISA пришлось на оплату услуг по проживанию (23 млн. долларов США) и снятию наличных денег с банкоматов (20 млн. долларов США). Стоит отметить, что в банкоматах, установленных около олимпийских объектов, во время проведения игр не взималась дополнительная комиссия за выдачу наличных денежных средств, однако взималась комиссия, установленная банком-эмитентом пластиковой карты. В рамках подготовки к приему иностранных гостей финансовые учреждения Китая, являющиеся клиентами VISA, установили более 90 тыс. банкоматов и заключили договоры более чем с 216 тыс. торгово-сервисных предприятий по всему Китаю. Можно констатировать, что банковская инфраструктура олимпийского Пекина справилась со своими задачами по предоставлению банковских услуг на момент проведения летних Олимпийских игр 2008 года. Вместе с тем мировой финансовый кризис и ограничения визового режима в Китае повлияли на значительное снижение объема платежных операций по сравнению с теми, которые демонстрировали другие страны во время проведения на их территории крупнейших международных спортивных соревнований (Олимпийские и Паралимпийские игры, чемпионаты мира по футболу FIFA). Объем платежей во время проведения Олимпийских игр в августе 2008 года возрос по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года в среднем на 15%. Следовательно, банковская инфраструктура олимпийского Пекина не испытала серьезной нагрузки. Анализируя опыт подготовки банковской инфраструктуры к проведению Олимпийских игр в городе Ванкувере в 2010 году, необходимо отметить наличие большого количества банкоматов и POS-терминалов (2 000 единиц и 19 000 единиц соответственно), установленных во всех важных инфраструктурных объектах (отели, рестораны, аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, розничные торговые сети около мест проведения соревнований), с возможностью обслуживания пластиковых карт ведущих платежных систем VISA и MasterCard. За время проведения Олимпийских игр в Ванкувере общее количество транзакций по международным пластиковым картам VISA составило 1,1 млн. единиц. Общая сумма платежей по картам VISA в олимпийском Ванкувере составила 159 млн. долларов США в период с 1 по 28 февраля 2010 года. При этом 115 млн. долларов США пришлось на период проведения Олимпийских игр с 12 по 28 февраля 2010 года, что привело к увеличению транзакций на 85% по сравнению с предыдущим годом того же периода. Свыше 92% всех транзакций составили расходы на оплату проживания, поездок, развлечений и розничных покупок. Специально на период Олимпиады компания VISA организовала сеть банкоматов и установила более 800 POS-терминалов для приема карт в торговых точках на спортивных и иных площадках. Таким образом, Олимпийские игры в Ванкувере в 2010 году показали эффективность банковской инфраструктуры, подготовленной к проведению масштабных мероприятий и качественному оказанию банковских услуг, предоставляемых кредитно-финансовыми институтами как коренному населению, так и туристам. Анализ подготовки банковского сектора к проведению Олимпийских игр в Пекине и Ванкувере выявил сходные механизмы по реализации мер, направленных на подготовку банковской инфраструктуры к проведению масштабных мероприятий с целью качественного удовлетворения экономических потребностей местного населения и туристов в банковских услугах. Суть проводимых мероприятий по совершенствованию и улучшению банковской инфраструктуры сводилась к созданию на основе последних достижений в области инфокоммуникационных разработок и прогнозируемого туристического потока разветвленной сети устройств, позволяющих проводить банковские операции в наиболее важных инфраструктурных объектах. Сравнительная характеристика основных показателей по количеству банкоматов в период Олимпийских игр, проведенных в Пекине в 2008 году и Ванкувере в 2010 году, приведена в таблице 1. Таблица 1 -----------------------------------------------------T---------T----------¬ ¦ Показатель ¦ Пекин ¦ Ванкувер ¦ ¦ ¦ (Китай) ¦ (Канада) ¦ +----------------------------------------------------+---------+----------+ ¦Численность населения, млн. человек ¦19,7 ¦2,2 ¦ +----------------------------------------------------+---------+----------+ ¦Туристический поток, млн. человек ¦6,5 ¦1,8 ¦ +----------------------------------------------------+---------+----------+ ¦Количество банкоматов, единиц ¦90000 ¦2000 ¦ +----------------------------------------------------+---------+----------+ ¦Обеспеченность 1 млн. человек банкоматами, единиц ¦3435 ¦500 ¦ L----------------------------------------------------+---------+----------- 2. Краткая характеристика места проведения Олимпиады Анализ банковского сектора и подготовка банковской инфраструктуры к проведению крупномасштабных международных мероприятий, таких, как Олимпиада, невозможны без проведения анализа социально-демографических характеристик территории проведения Олимпиады. Численность местного населения, проживающего на территории города Сочи, оценивается в 415 тыс. человек. По экспертным оценкам, численность местного населения города Сочи (Лазаревский, Центральный, Хостинский, Адлерский районы) к 2014 году может достичь 500 тыс. человек. В соответствии с требованиями, предъявляемыми Международным олимпийским комитетом, в Сочи на момент проведения Олимпиады должны быть организованы 49 тыс. мест размещения. В настоящий момент этот показатель составляет 27 тыс. мест размещения туристов. По итогам 2011 года число туристов, посетивших город Сочи, составило 3,5 млн. человек, из которых 50% пришлось на летние месяцы. Таким образом, можно вычислить среднемесячный туристический поток в летнее время - 583 тыс. человек при 27 тыс. мест размещения туристов. Ориентировочно можно предположить, что в 2014 году потенциальный туристический поток (с учетом иностранных гостей) при 49 тыс. мест размещения составит около 1,1 млн. человек. Для дальнейшего анализа следует учитывать население (с учетом туристического потока) - 1,6 млн. человек. 3. Анализ состояния банковского сектора Краснодарского края и его дальнейшее развитие на территории проведения Олимпиады в 2014 году На территории проведения Олимпиады представлены интересы 63 кредитных организаций, а количество банковских учреждений составляет 160 единиц. Практически все подразделения кредитных организаций осуществляют операции с наличной иностранной валютой. На розничном рынке банковских услуг региона как в сфере привлечения ресурсов, так и в сфере размещения преобладают филиалы крупных банков: банков с государственным участием, частных банков и иностранных банков. В крае, в частности городе Сочи, продолжает прослеживаться положительная динамика развития рынка банковских карт. Деятельность по обслуживанию платежных карт на территории города Сочи осуществляли 9 кредитных организаций (филиалов). Эмиссию банковских карт осуществлял 1 региональный банк и 7 филиалов инорегиональных кредитных организаций. Количество выданных на территории края банковских карт постоянно увеличивается и достигло уровня 5,5 млн. единиц. Таким образом, в среднем каждый житель края обеспечен банковской картой (численность населения - 5,2 млн. человек). Уровень развития рынка платежных карт определяется не только числом клиентов и эмитированных карт, но и наличием соответствующей инфраструктуры, предназначенной для осуществления операций с их использованием. Кредитные организации, осуществляющие деятельность как на территории Краснодарского края, так и на территории проведения Олимпиады, прикладывают значительные усилия для развития инфраструктуры, предназначенной для обслуживания платежных карт. Выдача наличных денежных средств и оплата товаров и услуг посредством банковских карт кредитными организациями осуществляются с использованием банкоматов и электронных терминалов (POS-терминалы). По количеству электронных устройств, предназначенных для осуществления операций с банковскими картами, Краснодарский край является одним из лидеров в России. Следует отметить, что количество банкоматов за последние 3 года в целом по краю возросло в 2,2 раза и составило 6892 единицы, из них 4242 единицы (или 61,6%) приходятся на банкоматы, оснащенные функцией приема наличных денежных средств (Cash-in). Количество электронных терминалов, предназначенных для оплаты товаров и услуг, за аналогичный период увеличилось в 1,7 раза и составило 15089 единиц. Анализируя общероссийские показатели, следует отметить, что по обеспеченности банкоматами в расчете на 1 млн. жителей Краснодарский край в целом по России занимает 19 позицию (1200 банкоматов на 1 млн. жителей края); по обеспеченности POS-терминалами - 41 позицию (3,0 тыс. POS-терминалов на 1 млн. жителей края). На 1 апреля 2012 года порядка 43% банкоматов и 45% электронных терминалов, действующих на территории Краснодарского края, принадлежали 4 кредитным организациям (филиалам), обслуживающим банковские карты (ОАО "Сбербанк России", ОАО "Крайинвестбанк", ОАО "УРАЛСИБ" и ВТБ 24 (ЗАО). Данными кредитными организациями установлены более 55% от общего количества банкоматов и около 67% электронных терминалов, размещенных на территории города Сочи. Следует отметить, что уровень развития сети банкоматов и POS-терминалов в разрезе административно-территориальных образований Краснодарского края неравномерен. В территориальном разрезе в городе Сочи установлены соответственно 629 банкоматов и 2021 POS-терминал, что составляет в общей сложности 9% от общего количества банкоматов, установленных в Краснодарском крае, и 11% POS-терминалов. В рамках подготовки Концепции развития банковской инфраструктуры от кредитных организаций (филиалов) края получена информация о перспективах развития банковской инфраструктуры, предназначенной для обслуживания банковских карт. Плановые показатели кредитных организаций по увеличению количества банкоматов и POS-терминалов к 2014 году, а также сравнительная характеристика обеспеченности ими на 1 млн. человек представлены в таблице 2. Таблица 2 ----------------T-----------------------T-----------------------T-----------------------¬ ¦ ¦ Количество на ¦ Количество на ¦ Количество на ¦ ¦ ¦ 01.01.2010, шт. ¦ 01.01.2012, шт. ¦01.01.2014 (план), шт. ¦ +---------------+---------T-------------+---------T-------------+---------T-------------+ ¦ Место ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проведения ¦банкоматы¦POS-терминалы¦банкоматы¦POS-терминалы¦банкоматы¦POS-терминалы¦ ¦ Олимпиады ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+---------+-------------+---------+-------------+---------+-------------+ ¦Сочи ¦X ¦X ¦617 ¦1995 ¦1180 ¦4001 ¦ +---------------+---------+-------------+---------+-------------+---------+-------------+ ¦Ванкувер ¦2000 ¦19000 ¦X ¦X ¦X ¦X ¦ +---------------+---------+-------------+---------+-------------+---------+-------------+ ¦Обеспеченность,¦500 ¦4750 ¦411 ¦1330 ¦737 ¦2500 ¦ ¦1 млн. человек.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------+---------+-------------+---------+-------------+---------+-------------- Изучив мировой опыт наличия банковской инфраструктуры в зарубежных олимпийских столицах, а также проанализировав текущее состояние развития банковской инфраструктуры Краснодарского края и территории проведения Олимпиады, можно сделать вывод о недостаточности существующей банковской инфраструктуры (банкоматы, POS-терминалы), предназначенной для осуществления розничных платежей посредством банковских карт. Так, в период проведения Олимпийских игр 2010 в Ванкувере на 1 млн. человек приходились 500 банкоматов и 4750 POS-терминалов. Для того чтобы достигнуть этого уровня на территории проведения Олимпиады, количество банкоматов на 1 млн. человек необходимо увеличить на 89 единиц, а количество POS-терминалов на 1 млн. человек - на 3420 единиц. Учитывая плановые показатели развития розничной инфраструктуры и объем туристического потока, показатель обеспеченности банкоматами и POS-терминалами олимпийского Сочи составит 737 единиц и 2500 единиц на 1 млн. человек соответственно. Таким образом, планируемые показатели олимпийского Сочи в сравнении с показателями Ванкувера выше по банкоматам на 237 единиц на 1 млн. человек при одновременном отставании POS-терминалов на 2250 единиц на 1 млн. человек. Анализируя достаточность банковской инфраструктуры, нельзя не сказать об инфраструктуре платежных терминалов самообслуживания, устанавливаемых платежными агентами. На территории проведения Олимпиады лидирующие позиции по предоставлению платежных услуг посредством платежных терминалов занимают ОСМП (торговый бренд QIWI) - 73% (1570 единиц); Форвард Мобайл - 19% (417 единиц); Киберплат - 7% (148 единиц); Элекснет - 1% (25 единиц). Перечень услуг, которые можно оплатить посредством платежных терминалов, постоянно расширяется. Необходимо отметить, что если раньше 85% платежей приходились на оплату услуг сотовой связи, то сейчас растет доля "тяжелых" платежей, в первую очередь, это оплата услуг ЖКХ, погашение кредитов кредитных организаций, платежи в пользу государства, выпуск виртуальных платежных карт для оплаты покупок в сети "Интернет", покупки в Интернет-магазинах и многое другое. Кроме того, платежные агенты предлагают услуги моментальных переводов на пластиковые карты ведущих международных платежных систем и денежные переводы. Ряд платежных агентов в партнерстве с ОАО "Сбербанк России" принимают участие в реализации лотерей "на терминалах". Лотереи проводятся в поддержку Олимпиады. Банки быстро оценили возможности данного канала коммуникации. Многомиллионная аудитория платежных терминалов и возможность осуществления ее глубокого таргетирования позволяют реализовать эффективные рекламные кампании по привлечению новых клиентов и продвижению продуктов и услуг. Очевидно, что банк, взаимодействующий с потенциальными клиентами с помощью альтернативных каналов коммуникации, доступных и популярных у населения, получает значительное конкурентное преимущество (площадка для реализации кредитных банковских продуктов). В перспективе платежные терминалы способны превратиться в широкую сеть банковских "допофисов", позволив компаниям финансового сектора в буквальном смысле "выйти навстречу клиентам". При этом развитие технологий таргетирования и конвергенция терминалов с Интернетом и мобильными устройствами откроют новые возможности для продвижения банковских продуктов с помощью данного канала коммуникации. Для более полной оценки уровня развития рынка розничных платежей в крае необходимо также учитывать деятельность крупнейшего небанковского оператора платежных услуг - Управления Федеральной почтовой связи Краснодарского края - филиал ФГУП "Почта России". На территории проведения Олимпиады в данный момент осуществляют свою деятельность 85 отделений. Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края принимает денежные средства в пользу кредитных организаций на погашение кредитов, обслуживает банковские карты, оказывает услуги перевода денежных средств. Следует отметить, что на территории Краснодарского края услуги по переводу денежных средств без открытия банковского счета предоставляют и кредитные организации. При этом перечень систем денежных переводов банками постоянно расширяется, и потребители данной услуги могут воспользоваться действующими 20 системами денежных переводов. В настоящее время более широкое распространение на территории края получила система перевода денежных средств "Western Union". Данную систему используют 78% кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков. Стремление банков развивать розничный бизнес стимулирует внедрение механизмов дистанционного банковского обслуживания. Удаленные формы банковского обслуживания играют значительную роль в развитии безналичных расчетов. К наиболее популярным из них можно отнести Интернет-банкинг и sms-банкинг. Количество банков, предоставляющих такие услуги в Краснодарском крае, постоянно растет. Однако установить объем операций, который будет приходиться на данный сектор банковских услуг в период проведения Олимпиады, представляется затруднительным. В целях анализа технического состояния инфраструктуры розничных платежей Главным управлением Банка России по Краснодарскому краю проведено анкетирование кредитных организаций (филиалов), осуществляющих деятельность на территории края. Анализ полученных данных показал, что в настоящее время около 50% банкоматов и более 70% платежных терминалов осуществляют передачу данных в процессинговый центр обслуживающего банка с использованием сетевых ресурсов операторов мобильной связи. По прогнозным расчетам кредитных организаций, данные показатели достигнут уровня 69% и 89% соответственно. Аналогичная ситуация складывается при передаче информации при оплате товаров и услуг посредством POS-терминалов. На данный момент в городе Сочи в среднем авторизация занимает 35 секунд, при этом в отдельных районах этот показатель достигает 60 секунд (поселок городского типа Красная Поляна). Для сравнения: в крупных розничных сетях города Москвы авторизация занимает 2,8 секунды. Около 70% банкоматов и 15% платежных терминалов, установленных на территории города Сочи, оснащены многоязычным меню. Кредитные организации планируют нарастить количество платежных терминалов с данной функцией. На территории города Сочи установлены 83 банкомата (или 13,2%) и 3 банковских платежных терминала, оснащенных функцией приема иностранной валюты. Данные устройства позволяют осуществлять операции с использованием только двух валют: евро и доллары США. Кредитные организации (филиалы) планируют установить дополнительно 122 банкомата и 7 платежных терминалов, оснащенных функцией приема иностранной валюты. Приведенные показатели свидетельствуют о низкой степени развития сети банкоматов и платежных терминалов, оснащенных функцией приема иностранной валюты, на территории проведения Олимпиады. Для определения достаточности банковской инфраструктуры, предназначенной для проведения розничных платежей, основными будут являться количественные показатели банкоматов и POS-терминалов. 4. Генеральные партнеры Олимпиады по созданию сервисной банковской инфраструктуры Необходимо отметить, что к развитию банковской инфраструктуры олимпийских объектов подключаются крупные компании. Так, генеральными партнерами Олимпиады стали Сбербанк России (в категории "Банки и банковские услуги") и международная компания VISA (в категории "Платежные системы"). Между ними подписано соглашение о сотрудничестве и создании новых финансовых сервисов для участников и гостей Олимпиады. Планируется сформировать современную инфраструктуру, которая позволит максимально удобно использовать такие сервисы, как: денежные переводы, оплата услуг, получение наличных и кредитных ресурсов, использование телекоммуникационных услуг. Сбербанк России планирует создать инфраструктуру для приема банковских карт не только в городе Сочи, но и в олимпийской деревне, местах проведения соревнований. Согласно модели развития Сбербанк России планирует довести показатель, характеризующий количество установленных банкоматов на территории проведения Олимпиады, до 538 единиц. При этом следует отметить, что международная платежная система VISA уже имеет серьезный опыт в организации подобных мероприятий, так как являлась официальной платежной системой зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Сумма всех расходов по платежным картам VISA, произведенных иностранными гостями в течение 17 дней зимних Олимпийских игр в Ванкувере, превысила 115 млн. долларов США. Свыше 92% всех транзакций составили расходы на оплату проживания, поездок, развлечений и розничных покупок. Также одним из официальных партнеров Олимпиады стал оператор сотовой связи ОАО "МЕГАФОН". И это важно, так как существенное количество банкоматов и терминалов осуществляет передачу данных в процессинговые центры кредитных организаций с использованием ресурсов мобильной связи. При этом актуальным остается вопрос обеспечения бесперебойности сотовой связи в период возможных пиковых нагрузок. 5. Анализ нагрузки на платежную систему Банка России на территориальном уровне Краснодарского края Анализируя нагрузку на платежную систему Банка России на территориальном уровне Краснодарского края за период с 2008 года по 2011 год включительно, можно сделать вывод о ежегодном росте документооборота (платежный документ, квитанция об исполнении, запросы и т.д.). Так, за период с 2008 по 2011 год ежегодный прирост документов составил порядка 10%. Основная нагрузка в течение года приходится на ряд месяцев: апрель, июль, октябрь и декабрь. При этом максимальная нагрузка на платежную систему прослеживается в декабре, что связано с уплатой в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы и другое), а также активным перемещением в конце года денежных средств между участниками бюджетного процесса. По данным Банка России, в период максимальной нагрузки в течение операционного дня исполнение платежей осуществляется без нарушений регламента функционирования платежной системы Банка России на региональном уровне и действующих нормативных актов Банка России. В настоящее время передача платежной информации обеспечивается цифровыми каналами связи. В качестве наземных резервных каналов связи используются коммутируемые линии связи. Для обеспечения полного резервирования создана система спутниковых каналов связи. Электроснабжение всех объектов Главного управления Банка России по Краснодарскому краю осуществляется от двух независимых источников внешнего электроснабжения (вводов) с устройством автоматического включения резерва, а при отсутствии напряжения на внешних вводах - от автономной автоматизированной дизельной электростанции (ДЭС). Технологическое оборудование объектов Главного управления Банка России по Краснодарскому краю подключено к системам бесперебойного электроснабжения, обеспечивающим непрерывность обработки и передачи информации на время переключений между источниками внешнего электроснабжения и ДЭС. Таким образом, можно констатировать, что текущая пропускная способность канала платежной системы Банка России обеспечит оперативное прохождение платежей в периоды пиковой нагрузки при проведении Олимпиады. В целях поддержания краткосрочной ликвидности банковской системы и исключения образования очередей отложенных платежей Банк России может предоставить банкам возможность использования таких механизмов, как: внутридневные кредиты и кредиты овернайт. Использование данных механизмов позволит кредитным организациям обеспечить высокую скорость проведения расчетов клиентов. Продолжается развитие системы банковских электронных срочных платежей (система БЭСП). Данная система расчетов в отличие от других действующих систем Банка России позволяет осуществлять платежи в режиме реального времени в едином регламенте для всех ее участников (с 9.00 часов до 21.00 часа по московскому времени) вне зависимости от их местонахождения на территории Российской Федерации. В состав участников системы БЭСП включены все действующие кредитные организации (филиалы), обслуживаемые учреждениями Главного управления Банка России по Краснодарскому краю. За 2011 год участниками системы БЭСП Краснодарского края проведены 15624 платежа на общую сумму около 700 млрд. рублей. Из состава участников системы БЭСП платежи через данную систему расчетов в указанном периоде проводили только 50 кредитных организаций (филиалов) и Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю. В связи с дальнейшим совершенствованием системы БЭСП (обеспечение непрерывной автоматизированной обработки платежей, в том числе при совершении российскими кредитными организациями и иностранными банками трансграничных расчетов в российских рублях) Банк России завершил работы по вводу в постоянную эксплуатацию Подсистемы взаимодействия системы БЭСП с системой SWIFT (Шлюз БЭСП-SWIFT), что предоставило возможность прямым участникам расчетов системы БЭСП осуществлять платежи, используя сеть SWIFTNet и сообщения в формате SWIFT (сквозная обработка платежей). В настоящее время Главным управлением Банка России по Краснодарскому краю проводятся работы по наполнению информацией Справочника соответствия БИК и SWIFT BIC, необходимого для идентификации в системе SWIFT участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Банка России. Таким образом, мероприятия, проводимые по обеспечению бесперебойного функционирования платежной системы Банка России на региональном уровне, позволят обеспечить обслуживание клиентов на высоком уровне. 6. Обеспечение кредитных организаций наличными денежными средствами Анализ показывает, что максимальная выдача наличных денежных средств кредитным организациям через расчетно-кассовые центры приходится на декабрь. Это связано с осуществлением предварительных выплат (заработной платы, пенсий, пособий и т.д.). При этом в течение ряда лет в декабре Центральный банк Российской Федерации обеспечивал бесперебойное подкрепление денежной наличностью кредитные организации. Учитывая вышеизложенное, в период пиковой нагрузки проведения Олимпиады можно прогнозировать, что подкрепление наличными денежными средствами будет проведено на достаточном уровне. Для организации бесперебойного снабжения места проведения Олимпиады денежной наличностью планируется создать ее запасы в учреждениях Банка России, для чего от кредитных организаций будут заблаговременно собраны заявки на получение банкнот и монеты с указанием планируемого объема и номинального ряда в учреждениях Банка России, где они обслуживаются. 7. Механизмы реализации Концепции Для удовлетворения потребностей в банковских услугах существующих и потенциальных клиентов в период проведения Олимпиады коммерческим банкам необходимо увеличить институциональную насыщенность региона банкоматами и POS-терминалами. Согласно информации о перспективах развития инфраструктуры по приему платежей, предоставленной кредитными организациями (филиалами) края, следует, что место проведения Олимпиады будет обеспечено достаточным количеством банкоматов. Одновременно с этим прослеживается обеспеченность POS-терминалами всего на 50%. Плановые показатели на период подготовки к проведению Олимпиады представлены в таблице 3. Таблица 3 ------------------------------T----------T----------T----------T----------¬ ¦ Дата ¦01.10.2011¦01.01.2012¦01.01.2013¦01.01.2014¦ +-----------------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦ Устройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦Банкоматы, единиц ¦570 ¦617 ¦700 ¦1180 ¦ +-----------------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦POS-терминалы, единиц ¦1771 ¦1995 ¦2750 ¦7600 ¦ L-----------------------------+----------+----------+----------+----------- При осуществлении мероприятий по реализации Концепции не потребуется бюджетного финансирования, при этом необходимо активное участие администрации Краснодарского края и администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Ассоциаций кредитных организаций, кредитных организаций, Генеральных партнеров Олимпиады (далее - участники), которые должны уделять особое внимание качественным показателям, способствующим достижению желаемого результата. В целях эффективного развития банковской инфраструктуры к проведению Олимпиады необходимо: расширить перечень платежных систем, обслуживаемых в инфраструктуре, предназначенной для совершения операций с использованием платежных карт (для удобства использования платежных карт участниками и гостями Олимпиады, прибывшими из различных стран мира); осуществлять мониторинг показателей розничной инфраструктуры; определить приоритетные места установки банкоматов; дооснастить хозяйствующих субъектов, расположенных на территории проведения Олимпиады, необходимым количеством розничной инфраструктуры для обслуживания банковских карт (банкоматы и POS-терминалы) в случае отклонения фактических показателей по развитию розничной инфраструктуры от запланированных и предусмотренных настоящей Концепцией; обеспечить выполнение задач по увеличению количества банкоматов и POS-терминалов; увеличить количество банкоматов, доступных для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом всех преимущественных ограничений жизнедеятельности; нарастить розничную инфраструктуру (в случае отставания от запланированных данной Концепцией показателей по развитию банковской инфраструктуры); расширить функциональные возможности банкоматов (мультиязычные и мультивалютные банкоматы с функцией автоматической конвертации национальных валют (валютно-обменные операции) и возможностью пополнения лицевого счета наличными деньгами (cash-in); обеспечить достаточный уровень пропускной способности каналов связи, в том числе при проведении платежей через платежную систему Банка России на региональном уровне; зарезервировать каналы связи, оснастить банкоматы и POS-терминалы системами бесперебойного и гарантированного электроснабжения; организовать наполнение информационного сборника (брошюры) сведениями о доступных вариантах сервисного обслуживания жителей и гостей Олимпиады; продолжить реализацию долгосрочных целевых программ повышения финансовой грамотности населения Краснодарского края: долгосрочной целевой программы повышения финансовой грамотности населения Краснодарского края на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 июня 2009 года N 513 и долгосрочной краевой целевой программы "Повышение уровня финансовой грамотности жителей Краснодарского края в 2013 - 2015 годах", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 604, в рамках которых размещать в средствах массовой информации образовательные материалы в области использования современных банковских технологий, а также разработать брошюру по повышению финансовой грамотности населения в части использования банковских карт; рассмотреть возможность на законодательном уровне предусмотреть размер среднемесячного оборота хозяйствующих субъектов, превышение которого влечет за собой обязанность предоставлять потребителю возможность осуществлять расчет посредством платежных карт; обеспечить постоянный мониторинг загрузки банкоматов денежной наличностью и оперативное извлечение банковских карт клиентов из банкоматов, в том числе и через работающие в круглосуточном режиме call-центры; заблаговременно формировать заявки на получение банкнот и монеты с указанием планируемого объема и номинального ряда в учреждения Банка России; рассмотреть вопрос о беспрепятственном проезде к точкам подкрепления денежной наличности (выделение отдельных маршрутов, парковочных мест, графики передвижения и т.д.); разработать ряд мероприятий по предупреждению случаев мошенничества с банковскими картами и снижению рисков при совершении клиентами операций с использованием банковских карт в банкоматах; оснастить точки обслуживания клиентов счетно-сортировальными машинами, осуществляющими сортировку банкнот Банка России на годные к обращению и ветхие, и имеющие функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых установлен нормативным актом Банка России, и другой необходимой кассовой техникой; обеспечить ожидание клиентом доступа к банковским услугам не более 15 минут; обеспечить круглосуточный режим работы саll-центра; обеспечить присутствие не менее одного сотрудника, владеющего английским языком, в точке обслуживания клиентов; организовать горячую линию на 8 языках (русский, английский, немецкий, испанский, французский, китайский, японский, арабский). Руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края И.А.Славинский Приложение N 2 Утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 августа 2013 г. N 836 СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ К XXII ОЛИМПИЙСКИМ ЗИМНИМ ИГРАМ 2014 ГОДА В ГОРОДЕ СОЧИ (В редакции Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарский край от 02.08.2013 г. N 836) Перонко - заместитель главы администрации (губернатора) Иван Александрович Краснодарского края, министр финансов Краснодарского края, руководитель рабочей группы; Аблезгов - заместитель начальника Главного управления Банка Вадим Борисович России по Краснодарскому краю, заместитель руководителя рабочей группы (по согласованию); Славинский - руководитель департамента по финансовому и Игорь Анатольевич фондовому рынку Краснодарского края, заместитель руководителя рабочей группы; Федоренко - начальник управления по финансовому рынку Светлана Александровна департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, секретарь рабочей группы. Члены рабочей группы: Бритвин - генеральный директор ОАО "Крайинвестбанк" (по Сергей Петрович согласованию); Бойков - технический директор филиала "Макрорегион "Юг" Сергей Александрович ОАО "МТС" в г. Сочи (по согласованию); Вишняков - директор департамента по работе с органами Дмитрий Николаевич государственной власти в России, странах СНГ и Юго-Восточной Европы ООО "Платежная система "Виза" (по согласованию); Гандалоева - директор департамента экономики и прогнозирования Лейла Борисовна администрации муниципального образования город-курорт Сочи (по согласованию); Гребенников - руководитель департамента развития и Роман Владимирович сопровождения розничного бизнеса ООО КБ "Кубань Кредит" (по согласованию); Дробина - заместитель главы муниципального образования Анна Сергеевна город-курорт Сочи (по согласованию); Евдомашенко - старший оперуполномоченный управления по Сергей Николаевич экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю, майор полиции (по согласованию); Ефименко - руководитель бизнес-единицы "Розничный банк" Виталий Николаевич Южной региональной дирекции ОАО "Уралсиб" (по согласованию); Калашникова - начальник финансово-экономического управления ЗАО Сусанна Аркадьевна "Банк Зенит Сочи" (по согласованию); Коваль - начальник управления торговли и услуг Игорь Эдуардович департамента потребительской сферы Краснодарского края; Краюшкин - финансовый директор автономной некоммерческой Максим Георгиевич организации "Оргкомитет "Сочи 2014" (по согласованию); Куделя - министр курортов и туризма Краснодарского края; Евгений Владимирович Куликов - член правления, начальник дополнительного офиса Евгений Михайлович "Краснодар" ЗАО "Банк Зенит Сочи" (по согласованию); Малов - начальник отдела информатизации управления Андрей Григорьевич информатизации и связи Краснодарского края; Малюк - первый заместитель министра гражданской обороны, Николай Григорьевич чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края; Марков - начальник отдела по городу Сочи департамента Анатолий Анатольевич потребительской сферы Краснодарского края; Медведев - вице-президент Ассоциации региональных банков Георгий Алексеевич России (по согласованию); Песенников - управляющий Краснодарским отделением N 8619 ОАО Анатолий Валерьевич "Сбербанк России" (по согласованию); Ромащенко - оперуполномоченный управления по экономической Алексей Михайлович безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Краснодарскому краю, майор полиции (по согласованию); Рябченко - руководитель программы головного офиса ОАО Андрей Геннадьевич "Мегафон" (по согласованию); Салеева - начальник отдела экономики и прогнозирования Татьяна Васильевна министерства курортов и туризма Краснодарского края; Тусиков - управляющий филиалом N 2351 ВТБ 24 (ЗАО) (по Виктор Гаврилович согласованию); Хабаров - заместитель директора макрорегионального филиала Олег Петрович "Юг" ОАО "Ростелеком" (по согласованию); Цыганеш - управляющий филиалом ОАО "Газпромбанк" в г. Владислав Дмитриевич Краснодаре (по согласованию); Чулкова - директор департамента по подготовке к зимним Екатерина Олеговна Олимпийским играм 2014 года в г. Сочи ООО "Платежная система "Виза" (по согласованию); Язловецкий - заместитель руководителя департамента транспорта Александр Григорьевич Краснодарского края; Якушев - заместитель министра промышленности и энергетики Вадим Александрович Краснодарского края. Руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края И.А.Славинский Приложение N 3 Утверждено постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 октября 2012 г. N 1221 ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по реализации мероприятий Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи 1. Общие положения 1.1. Рабочая группа по реализации мероприятий Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (далее - рабочая группа) образована в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Главного управления Банка России по Краснодарскому краю, органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи, кредитных и иных организаций при реализации Концепции развития банковской инфраструктуры Краснодарского края к XXII Олимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи (далее - Концепция). 1.2. Рабочую группу возглавляет заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министр финансов Краснодарского края. 1.3. Рабочая группа является консультативно-совещательным органом. 1.4. В своей деятельности рабочая группа руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, а также настоящим Положением. 1.5. Решения рабочей группы носят рекомендательный характер. 1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы возлагается на департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края. 2. Задачи рабочей группы 2.1. Разработка и утверждение плана мероприятий по реализации Концепции. 2.2. Обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Главным управлением Банка России по Краснодарскому краю, органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи, а также с кредитными и иными организациями, заинтересованными в реализации мероприятий Концепции. 3. Организация работы рабочей группы 3.1. Заседания рабочей группы проводит председатель рабочей группы, в случае его отсутствия - один из заместителей председателя рабочей группы. 3.2. Председатель рабочей группы утверждает план ее работы и утверждает решения рабочей группы. 3.3. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости. 3.4. Заседания рабочей группы считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины ее членов. 3.5. Решения рабочей группы принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании ее членов путем открытого голосования. 3.6. Решения рабочей группы оформляются протоколами, которые подписываются председателем или заместителем председателя рабочей группы, и доводятся до сведения всех членов рабочей группы. 3.7. На заседания рабочей группы могут приглашаться представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края, общественных объединений, средств массовой информации, а также прочие специалисты, не включенные в состав рабочей группы. 4. Права рабочей группы 4.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи информацию о ходе реализации мероприятий Концепции. Руководитель департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края И.А.Славинский Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|