Расширенный поиск

Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 18.11.1998 № 156-КЗ

                   ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ N 156-КЗ

              О береговой зоне Черного и Азовского морей
                  на территории Краснодарского края
                                        Утратил силу - Закон
                                      Законодательное Собрание
                                         Краснодарский край
                                     от 31.03.2000 г. N 249-КЗ

        Принят Законодательным Собранием Краснодарского края
                  27 октября 1998 года

     Настоящий Закон  содержит   правовые   и   экономические   основы
комплексного  рационального  использования  и  охраны  береговой  зоны
морей,  обеспечивает защиту интересов края и его населения, регулирует
отношения,  возникающие  в  связи с использованием и охраной береговой
зоны Черного и Азовского морей Краснодарского края.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия
     В настоящем   Законе  используются  следующие  основные  понятия:
     береговая зона - особое природное образование,  занимающее  узкую
полосу морского побережья,  в пределах которой море и суша постоянно и
активно взаимодействуют друг с другом;
     береговая линия   -  линия  соприкосновения  поверхности  суши  с
поверхностью моря в спокойном состоянии;
     берегообразующий материал  пляжа  -  продукты  разрушения  горных
пород, естественно слагающих берег;
     государственный кадастр    береговой    зоны    -    совокупность
количественных и качественных показателей,  характеризующих  состояние
береговой зоны и содержащих сведения по ее оценке;
     зона влияния - полоса морского побережья,  граничащая с береговой
зоной;
     зона движения (бечевник) - полоса суши,  прилегающая к  береговой
линии и предназначенная для общего пользования;
     зона защиты (береговая охранная полоса)  -  пространство  шириной
100 метров в сторону суши от береговой линии;
     зона портового назначения - территория,  на  которой  расположены
портовые сооружения;
     мониторинг береговой зоны  -  система  постоянных  наблюдений  за
состоянием, своевременным выявлением изменений природной и техногенной
среды береговой зоны;
     подводный береговой  склон  - полоса морского дна,  прилегающая к
береговой линии и испытывающая воздействие морского волнения;
     пользователь -  физическое  или  юридическое лицо,  которое ведет
разрешенную деятельность в пределах территории береговой зоны;
     пляж -  участок  побережья  моря,  оборудованный  для  проведения
лечебно-профилактических, климатических процедур и купания в море;
     эстуарий - расширенное устье реки, впадающей в море.

     Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона
     1. Настоящий Закон  имеет  своей  целью  обеспечение  устойчивого
развития   территории   береговой   зоны,   регулирование   отношений,
возникающих при ее использовании и контроле за ее состоянием.
     2. Осуществление   государственного   контроля   и  управления  в
береговой зоне преследует следующие цели и задачи:
     определение границ береговой зоны и ее составляющих;
     сохранение, защита,   развитие,   восстановление   и   укрепление
ресурсов береговой зоны;
     обеспечение гарантий прав граждан на пользование морем  и  частью
берега   (бечевником),   за   исключением   случаев,   предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
     рациональное использование   природных  ресурсов;  
     координация и определение порядка принятия решений по  управлению  
и использованию береговой зоны.
     3. Настоящий Закон устанавливает:
     границы береговой зоны морей;
     разграничение собственности береговой зоны;
     порядок предоставления  участков  береговой  зоны  в  пользование
юридическим и физическим лицам;
     финансово-экономический режим   использования   береговой   зоны;
     порядок осуществления государственного контроля за использованием  
и охраной береговой зоны.

     Статья 3. 3аконодательство о береговой зоне морей
     1. Законодательство  о  береговой  зоне  морей  основывается   на
положениях  международных договоров Российской Федерации и Конституции
Российской Федерации,  федеральных законов  и  состоит  из  настоящего
Закона  и  принимаемых  в  соответствии  с  ним иных нормативных актов
Краснодарского края.
     2. Отношения в области организации,  охраны и использования особо
охраняемых природных территорий и их земель,  недр, поверхностных вод,
растительного и животного мира,  атмосферного воздуха, возникающие при
пользовании природными ресурсами береговой  зоны  морей,  регулируются
соответствующим федеральным и краевым законодательством.
     3. Имущественные  отношения,  возникающие  при  использовании   и
охране  природных  ресурсов  береговой зоны,  регулируются гражданским
законодательством.

     Статья 4. Территория береговой зоны
     1. Территорию береговой зоны составляют:
     прибрежные воды шириной акватории до 300  метров,  отмеряемой  от
береговой  линии  в  сторону  моря  до  границы  активного воздействия
волнения на дно моря;
     скалы и  острова,  находящиеся  в  пределах  300-метровой  ширины
прибрежных вод;
     прибрежная полоса   суши,   включающая   в  себя  естественные  и
искусственные пляжи,  клифы, низины и возвышения берега, эстуарии рек,
сухие  русла  рек  и  другие  естественные и искусственные образования
рельефа местности.  Ширина прибрежной полосы отмеряется  от  береговой
линии  в сторону суши не менее 100 метров и согласно морфоструктурному
районированию морского побережья.
     В городах и других населенных пунктах морского побережья, имеющих
набережные, граница береговой зоны совмещается с парапетом набережной.
     2. Территории  морских  портов и портовых сооружений включаются в
состав территории береговой зоны.

     Статья 5. Определение и утверждение границ береговой зоны
     1. Границы  территории береговой зоны определяются в соответствии
с   физико-географическими,   гидрологическими,   геоморфологическими,
почвенными  и  другими условиями,  а также с учетом прогноза изменения
береговой линии.
     2. Для  определения  границ береговой зоны исполнительным органом
государственной  власти  края  утверждается  проект  границ   участков
береговой зоны.
     3. Исполнительный орган государственной власти  края  в  порядке,
установленном   законодательством   Краснодарского  края,  ведет  учет
участков береговой зоны, в том числе предоставленных в пользование.
     4. Подготовка  и  оформление  документов,  правоустанавливающих и
правоудостоверяющих пользование участками береговой зоны, производится
за  счет  заинтересованных  лиц,  составление проектов границ участков
береговой зоны - за счет соответствующих  бюджетов  в  зависимости  от
принадлежности.
     5. Земли  и  водные  объекты,   находящиеся   в   государственной
собственности  и  граничащие с береговой зоной,  могут быть включены в
береговую   зону   в   исключительных   случаях    по    представлению
исполнительного  органа  государственной  власти  Краснодарского  края
после  утверждения  законодательным  органам  государственной   власти
Краснодарского края.
     6. В пределах береговой зоны и на прилегающей  к  ней  территории
выделяются  специальные  зоны  общественного назначения:  зона защиты,
зона движения, зона влияния.
     Зона защиты  (береговая  охранная  полоса)  занимает пространство
шириной 100 метров в сторону суши  от  береговой  линии.  Ширина  зоны
защиты  может  быть  увеличена по решению органа исполнительной власти
Краснодарского  края,  если  это  необходимо  для  более  эффективного
функционирования или ввиду особенностей берега.
     Зона движения (бечевник) приходится на полосу 20  метров,  считая
внутрь пляжа от береговой линии.

     Статья 6. Право собственности на береговую зону
     1. Береговая  зона  морей  на  территории   Краснодарского   края
относится  к  государственной  собственности  и  может принадлежать на
праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и
Краснодарскому краю (краевая собственность).
     2. Прекращение права краевой собственности на береговую  зону  не
допускается.
     3. Вопросы владения, пользования и распоряжения береговой зоной и
ее  природными ресурсами на территории Краснодарского края находятся в
совместном  ведении  Российской  Федерации  и  Краснодарского  края  в
соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации.
     4. Для  физических   и   юридических   лиц   в   береговой   зоне
предусматривается только право на использование территории и природных
ресурсов в соответствии с настоящим Законом.
     Участки береговой  зоны  не  подлежат  передаче  в  собственность
муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
     5. Содержание  права  государственной  собственности на береговую
зону определяется гражданским законодательством Российской Федерации и
настоящим Законом.

         ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕРЕГОВОЙ ЗОНОЙ

     Статья 7. Государственное управление береговой зоной
     1. Исполнительный  орган  государственной  власти  края  образует
единую  систему управления,  обеспечивающую реализацию государственной
политики  в  области  использования  и  охраны   береговой   зоны,   и
осуществляет    координацию   деятельности   территориальных   органов
государственного контроля на территории береговой зоны.
     2. Государственное  управление  береговой  зоной осуществляется в
целях:
     устойчивого развития береговой зоны,  сбалансированного сочетания
экономических  интересов  пользователей  с  сохранением  и  улучшением
природных ресурсов;
     сочетания рационального использования и охраны природных ресурсов
береговой  зоны  в  целом  и  ее  составляющих  в  границах территорий
административных образований.

     Статья 8. Полномочия органов государственной власти
               Краснодарского края по управлению и
               использованию береговой зоны
     1. К  полномочиям  законодательного органа государственной власти
Краснодарского края относятся:
     принятие законов края,  связанных с использованием береговой зоны
Черного и Азовского морей Краснодарского края;
     установление соответствующей   платы   за  пользование  береговой
зоной;
     утверждение границ  береговой  зоны и межевание ее территории,  а
также отчуждение территорий для включения их в береговую зону.
     2. К  полномочиям  исполнительного  органа государственной власти
Краснодарского края относятся:
     владение, пользование,   распоряжение  и  управление  территорией
береговой зоны и расположенными на  ней  сооружениями,  отнесенными  к
краевой собственности;
     разработка и принятие нормативных  правовых  актов,  регулирующих
отношения,   связанные  с  использованием  береговой  зоны  Черного  и
Азовского морей в пределах Краснодарского края;
     участие в   разработке,  согласовании,  экспертизе  и  реализации
федеральных программ комплексного  использования  и  охраны  береговой
зоны Черного и Азовского морей в пределах Краснодарского края;
     разработка, утверждение  и  реализация  краевых   государственных
программ по использованию, восстановлению и охране береговой зоны;
     согласование предпроектной   и    проектной    документации    на
строительство   и   реконструкцию   объектов,  влияющих  на  состояние
береговой зоны;
     резервирование территории  береговой зоны,  находящейся в краевой
собственности;
     ограничение, приостановление     и     запрещение    эксплуатации
хозяйственных и других объектов,  отрицательно влияющих  на  береговую
зону;
     участие в разработке  и  реализации  федеральных  государственных
программ по предупреждению и ликвидации последствий проявления опасных
природных процессов в береговой зоне;
     ведение государственного   кадастра   береговой   зоны,   реестра
пользователей, организация мониторинга;
     осуществление государственного   контроля   за  использованием  и
охраной береговой зоны в пределах своей компетенции;
     решение вопросов   развития  и  совершенствования  инфраструктуры
береговой зоны за пределами населенных пунктов;
        другие полномочия в области использования и  охраны  береговой
зоны,  не  отнесенные к совместным полномочиям органов государственной
власти Российской Федерации и Краснодарского края.

     Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления края
               по управлению и использованию береговой зоны
     К  полномочиям  органов    местного   самоуправления   края   по
управлению и использованию береговой зоны относятся:
     участие  в   подготовке  проектов   нормативных  правовых   актов
исполнительного  органа  государственной  власти Краснодарского края о
предоставлении  участков  береговой  зоны  пользователям  на  условиях
аренды;
     участие  в  разработке  и  реализации   государственных  программ
освоения и охраны береговой зоны;
     подготовка  пляжей  к   сезону  и  осуществление  сезонных  видов
сервиса на пляжах непосредственно или через третьих лиц;
     контроль  за   соблюдением  санитарно-гигиенических   условий  на
пляжах, норм и правил по безопасности и спасению людей на воде;
     решение  вопросов  развития  и  совершенствования  инфраструктуры
береговой зоны в пределах населенных пунктов;
     организация  охраны   памятников    природы,   особо   охраняемых
территорий,   подводных   историко-культурных   ценностей  в  пределах
береговой зоны;
     обеспечение  населения  информацией  по  использованию  и  охране
береговой зоны;
     утверждение правил охраны жизни людей на воде;
     утверждение  и  контроль  за  выполнением   правил   пользования
водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах.

     Статья 10.  Разграничение    полномочий    между    органами
             государственной   власти   Российской    Федерации,
             Краснодарского края и органами местного самоуправления
             городов и районов края
     1. Разграничение  полномочий   между   органами   государственной
власти  Российской  Федерации  и   Краснодарского   края   в   области
использования   и   охраны  береговой  зоны  определяется  федеральным
законодательством,  настоящим Законом  и  договорами  о  разграничении
предметов  ведения  и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и Краснодарского края.
     2. Разграничение   полномочий    между   исполнительным   органом
государственной  власти  Краснодарского  края  и   органами   местного
самоуправления городов и районов края в области использования и охраны
береговой   зоны   определяется   настоящим   Законом   и   договорами
(соглашениями)  о  разграничении  предметов ведения и полномочий между
ними.

     Статья 11. Государственное регулирование деятельности в
                           береговой зоне
     Государственное  регулирование  деятельности  в береговой зоне  и
контроль за использованием и охраной природных ресурсов береговой зоны
осуществляются   исполнительным   органом    государственной    власти
Краснодарского    края    и   территориальными   органами   специально
уполномоченных федеральных органов  исполнительной  власти  Российской
Федерации в пределах их компетенции.

        ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ БЕРЕГОВОЙ
                           ЗОНЫ

     Статья 12.   Государственный   кадастр   береговой   зоны   
     1. Государственный кадастр    береговой   зоны   -   совокупность
количественных и качественных показателей,  характеризующих  состояние
береговой  зоны  и  содержащих сведения по ее оценке,  необходимые для
осуществления градостроительной,  инвестиционной и иной  деятельности,
управления   объектами   недвижимости,  создания  благоприятной  среды
жизнедеятельности на данной территории.
     2. Государственный   кадастр  береговой  зоны ведется в отношении
всей береговой зоны  по  единой  для  Краснодарского  края  системе  с
соблюдением   принципа   совместимости  с  градостроительным,  водным,
лесным,  земельным  кадастрами  и  другими  отраслевыми  кадастрами  в
порядке,  установленном  исполнительным органом государственной власти
Краснодарского края.
     3. Информация    государственного    кадастра   береговой    зоны
является   краевой    собственностью,    за    исключением    случаев,
предусмотренных  Федеральным  законом  "Об  авторском  праве и смежных
правах".

     Статья 13. Государственный мониторинг береговой зоны
     1.  Государственный   мониторинг  береговой   зоны   представляет
собой систему регулярных наблюдений,  обеспечивающую сбор и  обработку
полученной  информации  в  целях  своевременного  выявления негативных
природных  и  техногенных  процессов,  прогнозирования  их   развития,
предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности
осуществляемых защитных мероприятий.
     2. Государственный мониторинг  береговой  зоны является составной 
частью  системы  государственного  мониторинга   окружающей  природной 
среды.

        ГЛАВА IV. РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ БЕРЕГОВОЙ ЗОНОЙ

     Статья 14. Виды пользования береговой зоной
     1. Пользование  береговой  зоной,  не   связанное  с  применением
сооружений,  технических  средств  и  устройств  (общее  пользование),
осуществляется гражданами свободно и бесплатно в  объеме  и  пределах,
установленных действующим законодательством.
     2. Пользование   береговой   зоной   с  применением   сооружений,
технических    средств   или   устройств   (специальное   пользование)
осуществляется юридическими лицами и  гражданами  только  при  наличии
лицензии и договора.
     3. Пользование  береговой  зоной  для обеспечения государственных
и  муниципальных нужд (особое пользование) осуществляется на основании
решения Правительства Российской Федерации или исполнительного  органа
государственной власти Краснодарского края.

     Статья 15. Режим пользования зоной влияния
     На территории  зоны  влияния  должны   соблюдаться   следующие
требования по сохранению береговой зоны.
     Застройка  сопредельной  с  береговой  зоной  территории   должна
осуществляться в строгом соответствии с утвержденной градостроительной
документацией,  проектами  застройки  и  способствовать  рациональному
освоению   и   использованию  природного  потенциала  береговой  зоны,
устойчивому  социально-экономическому  развитию  прибрежных   регионов
края.
     В  зоне  влияния, где  имеется проезд автотранспорта, должны быть
предусмотрены оборудованные автостоянки в количестве,  достаточном для
обеспечения парковки транспорта вне общественной зоны движения.

     Статья 16. Режим пользования зоной защиты
     На  территории   зоны  защиты   устанавливается   особый  порядок
пользования.
     В  зоне   защиты   запрещается   любое   новое  строительство   и
осуществление всех видов хозяйственной  деятельности,  за  исключением
работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в
лечебных и оздоровительных целях при условии  применения  экологически
безопасных и рациональных технологий.
     Запрещается   движение    автомобильного    транспорта,    кроме
автомобилей специального назначения,  выброс твердых отходов,  мусора,
сброс ливневых вод без  предварительной  очистки,  а  также  очищенных
хозяйственно-бытовых   вод   в   поверхностные  водоемы  и  на  рельеф
местности.
     На  расстоянии  20  метров  от  уреза  воды  могут  быть временно
размещены предметы или материалы,  выброшенные морем  или  необходимые
для спасательных операций.
     На  территории  зоны   защиты  согласно   проекту  застройки  без
предварительного  согласования  может производиться посадка деревьев и
других растений.
     В  зоне   защиты   разрешаются    только   работы,  связанные   с
эксплуатацией    природных     лечебных     ресурсов,     инженерными,
геологическими,  археологическими  исследованиями,  горные и земельные
работы,  строительство  сооружений  (каптажей,  надкаптажных   зданий,
насосных  станций,  трубопроводов,  резервуаров,  питьевых  галерей  и
бюветов,  эстакад и других устройств  для  добычи  минеральных  вод  и
лечебных      грязей),      оборудование      пляжей     (с     учетом
санитарно-экологических   норм),    выполнение    берегоукрепительных,
противооползневых  и противоэрозионных работ и работ,  направленных на
улучшение состояния окружающей среды,  а также строительство и  ремонт
средств  связи  и  портовых сооружений методами,  не наносящими ущерба
природным ресурсам.
     В  зоне   защиты  допускается  строительство пляжных сооружений с
централизованными системами водоснабжения и канализации.
     Границы  зоны  защиты  закрепляются   на   месте  информационными
знаками.  В пределах населенных пунктов  зона  защиты  устанавливается
исходя  из  конкретных условий планировки и застройки в соответствии с
утвержденной градостроительной документацией.
     В  исключительных   случаях   по решению Правительства Российской
Федерации  в   зоне   защиты   может   осуществляться   строительство,
эксплуатация железных и автомобильных дорог, прокладка трубопроводов и
линий электропередач, но эти объекты не должны размещаться на пляжах и
других местах, находящихся под особой защитой.

     Статья 17. Режим пользования зоной движения
     Зона  движения   предназначена   для  свободного  и   бесплатного
доступа  к  морю.  Проезд  по  зоне  разрешается  только  специальному
автотранспорту.

     Статья 18. Доступ к береговой зоне
     1. Для  обеспечения  общественного  пользования береговой зоной в
градостроительной  документации  по  застройке  городов,  курортов   и
приморских  районов  должны  быть  предусмотрены пешеходные проходы не
реже чем через каждые 500 метров и проезды для автотранспорта не  реже
чем через каждые 1000 метров границы береговой зоны. Проходы и проезды
обозначаются знаками и постоянно открыты для свободного  общественного
доступа к морю.
     2. Не  допускается  размещение  любых  постоянных  или  временных
сооружений,  затрудняющих доступ к морю, если заинтересованная сторона
не обеспечит  аналогичный  вариант  такого  доступа  по  представлению
органа  местного  самоуправления  и  по  согласованию с исполнительным
органом государственной власти Краснодарского края.

     Статья 19. Режим пользования пляжами
     Сооружения,  размещение   которых допускается  на пляжах,  должны
быть общедоступными, кроме случаев, связанных с действиями специальных
государственных  служб  или  продиктованных  экономическими  и другими
соображениями   общественной   необходимости.   Использование   данных
объектов в других целях должно быть тщательно обосновано.
     Размеры,  плотность  размещения   сооружений   для   обслуживания
отдыхающих   на   пляжах   регулируются   соответствующими  нормами  и
правилами.
     Размещенные  на  пляже  все пляжные сооружения, включая сезонные,
не  могут  занимать  более  половины   территории   пляжа   и   должны
располагаться равномерно вдоль линии пляжа. Все коммуникации к пляжным
сооружениям должны быть подземными.
     Зона  купания  на  пляже  должна быть обозначена соответствующими
знаками.  В зоне купания  не  допускается  использование  плавсредств,
движимых  мотором или ветром,  за исключением плавсредств спасательной
службы.  Спуск  на  воду  или  подъем  с   воды   плавсредств   должен
осуществляться только в специально отведенных и обозначенных местах по
краям пляжа.

     Статья 20. Размещение причалов
     Причалы  или  иные  виды  береговых  сооружений  располагаются  в
зонах портового назначения.  При необходимости расширения портовых зон
изменение  функционального назначения береговой зоны осуществляется по
решению  исполнительных  органов  государственной  власти   Российской
Федерации и Краснодарского края в пределах их компетенции.
     Причалы  для   маломерных   плавсредств  оборудуются  в  пределах
границ населенных пунктов в соответствии с настоящим Законом и Законом
Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".

     Статья 21. Порядок предоставления участков береговой зоны
                в пользование и их изъятие
     Участки береговой   зоны   предоставляются    в    пользование
юридическим   и   физическим   лицам  и  изымаются  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

     Статья 22. Извлечение и перемещение берегообразующего
                           материала
     1. Берегообразующий    материал    (валуны,    гравий,    песок),
накопленный   в   руслах  рек  в  пределах  береговой  зоны,  является
государственной  собственностью.  Выемка  берегообразующего  материала
возможна   в   соответствии   с  утвержденным  исполнительным  органом
государственной  власти  Краснодарского  края   проектом   с   целевым
использованием   на   берегозащитные  мероприятия,  а  также  в  целях
регулирования рек.
     2. Берегообразующий   материал,   полученный  при строительстве и
эксплуатации сооружений,  подлежит целевому использованию по нормам  и
правилам,   устанавливаемым   исполнительным  органом  государственной
власти Краснодарского края.
     3. Извлечение     берегообразующего     материала     из    пляжа
запрещается.  Перемещение  берегообразующего   материала   на   пляжах
производится в целях восстановления пляжа в проектных параметрах.
     4. Купля-продажа    берегообразующего    материала    разрешается
только    для    целей   берегоукрепления   по   ценам,   утверждаемым
исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

        ГЛАВА V. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                         БЕРЕГОВОЙ ЗОНЫ

     Статья 23. Финансово-экономический режим использования
                           береговой зоны
     Использование  береговой    зоны,   относящейся  к  собственности
Краснодарского края, является платным.
     С  граждан,  проживающих   в  жилых  домах,  принадлежащих  им на
праве частной собственности  и  находящихся  на  территории  береговой
зоны,  за площади,  занимаемые жилыми домами,  надворными постройками,
приусадебными земельными участками,  плата за использование территории
береговой зоны не взимается.

     Статья 24. Плата за использование территории
                береговой зоны
     Плата за  использование территории береговой зоны направляется
в  федеральный,   краевой   бюджеты   и   бюджеты   органов   местного
самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации
и Краснодарского края.

                ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу
     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.


Краснодар
18 ноября 1998 года
N 156-КЗ



Информация по документу
Читайте также