Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Республики Калмыкии от 02.08.2011 № 210-рРАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Республики Калмыкия (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года». 2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года» (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия. 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составляет 163 150 000 рублей (сто шестьдесят три миллиона сто пятьдесят тысяч рублей). 4. Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия. Председатель Правительства Республики Калмыкия Л. Иванова 2 августа 2011 г. N210-р г. Элиста Утверждена распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 2 августа 2011 г. N 210-р Концепция республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года» I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия и необходимости решения проблемы программно-целевым методом Развитие агропромышленного комплекса направлено на обеспечение населения отечественными продуктами высокого качества в достаточном количестве и снижение доли импорта. Cельское хозяйство до сих пор слабо защищено от негативного влияния природных и экономических рисков, особенно в зонах недостаточного увлажнения. Как показывает практика, наиболее эффективным средством обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях глобальных изменений климата является использование системы комплексных мелиораций (водных, биологических, химических и др.). Однако имеющаяся в настоящий момент площадь мелиорированных земель, их низкий технический уровень и невысокая продуктивность не могут оказать решающего влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий и обеспечение населения продовольствием. Республика Калмыкия относится к одному из самых засушливых регионов страны. Аномальная засуха последних лет явилась причиной гибели посевов сельскохозяйственных культур, и как следствие, недобора зерна. Валовый сбор зерна в Республике Калмыкия в 2010 году составил 275,4 тыс. тонн, что на 31,4% меньше, чем в 2009 году. Начавшийся с 90-х годов общий экономический спад, связанный с переходным периодом, и длительный кризис отрицательно сказались в целом на состоянии агропромышленного комплекса и мелиоративного сектора. Площадь мелиорируемых орошаемых сельскохозяйственных угодий в Республике Калмыкия сократилась до 90,3 тыс. га, из них поливалось только 42,7 тыс. га (47,2%), в том числе земель регулярного орошения – 16,7 тыс. га (39%) и лиманного орошения – 26,0 тыс. га (61%). Износ основных фондов оросительных систем на территории Калмыкии превысил 70%. Ввод новых орошаемых земель и реконструкция эксплуатируемых участков практически прекратились. На землях регулярного орошения поливаются в основном только рис и овощебахчевые культуры, а на лиманных – естественные травы. Для успешного развития животноводства в Республике Калмыкия требуется создание гарантированной кормовой базы. В настоящий период производство грубых и сочных кормов в республике на всех категориях земель не превышает 60% от потребности. Без развития мелиорации достичь достаточной и устойчивой урожайности кормовых, зерновых, овощных и других культур практически невозможно. В целом решение данной проблемы достигается реализацией следующих основных направлений: формированием условий для устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем); созданием механизма повышения эффективности использования мелиорированных сельскохозяйственных угодий, достижения на сельскохозяйственных угодьях максимального продукционного потенциала; реализацией комплекса агротехнических, организационных и экономических мероприятий по внедрению адаптивно-ландшафтной системы земледелия, интенсивных и высоких агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях; созданием условий для реализации комплексных проектов ландшафтного землеустройства на мелиорированных землях с целью получения продукции заданного количества и качества повышения почвенного плодородия; проведением мониторинга мелиорируемых и прилегающих к ним земель, а также ГТС с использованием ГЛОНАСС, геоинформационных систем (далее – ГИС - технологии), космических снимков высокого разрешения в единой системе географических координат; комплексным мелиоративным освоением территорий для обеспечения устойчивого развития сельских поселений и повышения качества жизни населения; рациональным использованием природных ресурсов и их сохранением для будущих поколений; техническим и кадровым обеспечением в мелиоративном секторе агропромышленного комплекса; формированием организационной, нормативной, правовой, научной и методической основы инновационного развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса. Определяющим фактором дальнейшего развития АПК является применение комплексной мелиорации. С этой целью и разработана Концепция республиканской целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года» (далее – Концепция), направленная на реализацию основных задач, определенных Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 г. (постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 г. N 152). Республиканская целевая программа «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года» (далее – Программа) направлена на решение проблемы продовольственной и экологической безопасности за счет инновационного устойчивого развития агропромышленного комплекса и создания средствами комплексной мелиорации механизма высокоэффективного использования сельскохозяйственных земель и природных ресурсов независимо от климатических изменений и аномалий. Восстановление и дальнейшее развитие мелиоративного комплекса позволяет не только увеличить валовый региональный продукт, но и улучшить социальную обстановку за счет решения вопросов обводнения и водоснабжения сельских территорий и создания новых рабочих мест. Выполнение предлагаемых концепцией мероприятий, включающих техническое перевооружение и реконструкцию существующих систем регулярного и лиманного орошения с увеличением площадей орошаемых земель в комплексе с другими видами мелиорации земель и внедрением инновационных агротехнологий, будет способствовать получению достаточной урожайности сельскохозяйственных культур и их валовых сборов, в первую очередь кормов. Применение программно-целевого метода позволит при сохранении главной целевой установки обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов со строго нормированным расширением площадей мелиорированных земель до объемов, необходимых для достижения намеченных целевых индикаторов. II. Возможные пути (способы) решения проблемы на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов преимуществ и рисков Реализация Программы позволит обеспечить стабильное производство сельскохозяйственной продукции независимо от изменений климата. В первую очередь, для успешного развития животноводства, являющего главной отраслью агропромышленного комплекса Республики Калмыкии, предусматривается всемерное расширение кормопроизводства на орошаемых землях, которое должно обеспечить не менее 40% от общей потребности в кормах, а также производства зерна риса и овощебахчевых культур. При определении оптимальных путей развития мелиорации на территории Республики Калмыкия рассмотрены три различных варианта. Планируемый рост площадей эффективно используемых орошаемых земель к 2020 году и их распределение по видам требуемых мероприятий и вариантам представлен в таблице 1. Вариант первый «Инерционный» предусматривает направление основных усилий на сохранение действующих, восстановление и реконструкцию учтенных, но не используемых по назначению мелиоративных систем, а также на строительство новых систем. Планируется увеличить площадь используемых орошаемых земель на 88,1 тыс. га к 2020 году, в том числе земель регулярного орошения – на 47,0 тыс. га и лиманного орошения – на 41,1 тыс. га. Проектная продуктивность орошаемых угодий должна возрасти до 5 тонн кормовых единиц с гектара (далее – т.к.е./га) и более. Вариант второй «Инновационный» предусматривает основное внимание направить на восстановление продуктивности действующих и учтенных, но не используемых по назначению мелиоративных систем путем их реконструкции, а также строительства новых участков. Это позволит увеличить площади используемых орошаемых земель на 61,7 тыс. га с доведением средней урожайности до 6 т.к.е./га и выше. Третий вариант развития – «Ускоренный» позволяет увеличить площади используемых орошаемых земель на 50 тыс. га за счет реконструкции всех имеющихся мелиоративных систем без строительства новых с обеспечением их средней продуктивности до 6 т.к.е./га и более. Таблица 1. Прирост и распределение используемых площадей гидромелиоративных систем на территории Калмыкии по видам требуемых мероприятий и вариантам, тыс. га |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| | Виды | | Варианты | | | | | развития | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| | мелиоративных систем | I | II | III | | | Инерционный | Инновационный | Ускоренный | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |Системы регулярного орошения – | 47,0 | 32,6 | 25,0 | | всего | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |в т.ч.: | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |капитальный ремонт | 12,0 | - | - | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |техническое перевооружение | - | - | - | |действующих оросительных систем | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |реконструкция | 30,0 | 30,0 | 25,0 | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |новое строительство | 5,0 | 2,6 | - | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |Системы лиманного орошения – | 41,1 | 29,1 | 25,0 | |всего | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |в т.ч.: | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |капитальный ремонт | 21,1 | - | - | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |техническое | - | - | - | |перевооружение | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |реконструкция | 10,0 | 21,1 | 25,0 | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |новое строительство | 10,0 | 8,0 | - | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |Всего по системам орошения | 88,1 | 61,7 | 50,0 | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |в т.ч.: | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |капитальный ремонт | 33,1 | - | - | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |техническое | - | 10,6 | - | |перевооружение | | | | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |реконструкция | 40,0 | 51,1 | 50,0 | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| |новое строительство | 15,0 | 10,6 | - | |—————————————————————————————————|——————————————|————————————————|—————————————| Показатели удельной стоимости мелиоративных мероприятий по вариантам представлены в таблице 2. Таблица 2 Показатели удельной стоимости мелиоративных мероприятий, тыс. руб/га |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | Варианты | | Мероприя|тия | | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | развития |капитальный | техническое |реконструция| новое | | | ремонт |перевооружени| | строительство | | | | е | | | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | Инерционный | | - | | | | | | | | | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | в т.ч. регулярное орошение | 13,5 | - | 120,0 | 225,0 | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | лиманное орошение | 6,25 | - | 40,0 | 75,0 | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | Инновационный | | | | | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | в т.ч. регулярное орошение | - | 120,0 | 175,0 | 225,0 | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | лиманное орошение | - | - | 58,3 | 75,0 | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | Ускоренный | - | | | | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | в т.ч. - регулярное| - | - | 281,25 | - | |орошение | | | | | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| | лиманное орошение | - | - | 93,6 | - | |————————————————————————————|————————————|—————————————|————————————|———————————————| Самым затратным является инерционный вариант развития мелиорации, на реализацию которого за период с 2012 по 2020 годы потребуются финансовые средства в объеме 13 695,0 млн. руб. При ускоренном варианте общие капитальные вложения по развитию гидромелиоративных систем составят 10 776,6 млн. руб., а реализация инновационного варианта связана с наименьшими затратами – 9 127,3 млн. руб. Поэтому в концепции детально рассмотрен наиболее приемлемый для условий Республики Калмыкия инновационный вариант развития мелиорации, предусматривающий восстановление ранее построенных инженерных систем регулярного и лиманного орошения путем их реконструкции и дополнительного строительства новых оросительных систем отдельными участками. Реализация планов развития мелиоративного фонда сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции, площадям мелиорируемых земель, техническому уровню систем, потребности в финансовых и материально-технических ресурсах показателей. К основным рискам относятся: природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа мелиоративного фонда; макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры и цен на производимую продукцию, кризисом и низкой эффективностью банковской системы; операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления Программой, несоблюдением рекомендованных технологий, авариями и отказами оборудования, производственным браком, недостаточным финансированием, дефицитом государственной поддержки или изменением государственной политики по поддержке мелиоративного комплекса и сельхозтоваропроизводителей на мелиорируемых землях; социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов и дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой. III. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом Реализация Программы предусматривается с 2012 года, ее выполнение предлагается разбить на два этапа: первоочередной – с 2012 по 2016 годы; долгосрочный – 2017 по 2020 годы. Мероприятия первоочередного этапа предусматривают восстановление мелиоративного фонда республики за счет реконструкции систем регулярного и лиманного орошения и строительства новых мелиоративных участков, принятие организационных решений по проектированию, строительству, эксплуатации и управлению объектами мелиорации, создание республиканской нормативно-правовой базы и научное обеспечение инновационного адаптивного развития мелиоративного комплекса. В ходе выполнения второго (долгосрочного) этапа намечено продолжение реконструкции и строительство отдельно расположенных мелиоративных систем нового поколения с дальнейшим развитием научных исследований и разработкой и внедрением новых технологий и технических средств. IV. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Осуществление мероприятий Программы позволит достичь следующих показателей: рост площадей используемых орошаемых земель в Республике Калмыкия до 105,7 тыс. га; проведение других видов мелиораций на площади 445,1 тыс. га; увеличение средней продуктивности кормовых культур на орошаемых землях до 5,0-6,0 т.к.е./га; повышение стабильности производства растениеводческой продукции в любой по климатическим условиям год (коэффициент вариации объемов ежегодного производства сельскохозяйственной продукции составит менее 0,2), что обеспечит устойчивое функционирование агропромышленного комплекса; получение среднегодовой прибыли от операционной деятельности в период развития мелиоративного комплекса (2012 - 2020 гг.) в объеме от 0,265 до 1,725 млрд. руб. в период наиболее эффективного функционирования системы. Индекс доходности затрат по кормовым культурам достигнет 1,10-1,33, а по овощебахчевым культурам – 1,25-1,60; создание новых рабочих мест к 2020 году в связи с реконструкций и новым строительством и с увеличением эксплуатируемых площадей орошаемых земель в количестве 7 тыс. ед., проведение подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для мелиорации – 1,5 тыс. чел. V. Предложения по основным направлениям, объемам, источникам и срокам финансирования реализации целевой Программы Объем финансирования на реализацию Программы на период с 2012-2020 годов составляет 10 951,78 млн. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 4235,78 млн. рублей; республиканский бюджет - 163,15 млн. рублей; внебюджетные источники – 6 552,85 млн. рублей. В ходе реализации отдельных мероприятий Программы объемы и источники финансирования подлежат уточнению и корректировке. VI. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации программы по годам Оценка выполнения мероприятий Программы будет проводиться ежегодно по контролируемым индикаторам, охватывающим все мероприятия – организационные, технические и технологические, намеченные к выполнению в том числе: повышение природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий за счет нового строительства гидромелиоративных систем 10,6 тыс. га, в том числе: а) земель регулярного орошения – 2,6 тыс. га; б) земель лиманного орошения – 8,0 тыс. га. повышение природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий за счет реконструкции гидромелиоративных систем 52,0 тыс. га, в том числе: (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) а) регулярного орошения – 30,9 тыс. га; (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) б) лиманного орошения – 21,1 тыс. га. повышение природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий за счет мелиорации солонцовых почв 260,0 тыс. га, в том числе: (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) а) гипсование – 19,8 тыс. га; (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) б) мелиоративная обработка – 240,2 тыс. га. (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) агрохимобследование на орошении – 60,1 тыс. га; (В редакции Распоряжения Правительства Республики Калмыкии от 05.10.2011 г. N 256-р) повышение природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий за счет фитомелиорации опустыненных земель 25,0 тыс. га, в том числе: а) закрепление песков – 10,0 тыс. га; б) улучшение деградированных пастбищ – 15,0 тыс. га. повышение природно-ресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий за счет создаваемых лесополос 5,3 тыс. га; защита земель от затопления и подтопления на площади 5,0 тыс. га; снижение объема водозабора путем повышения коэффициентов полезного действия и использования воды оросительных систем 20,0 %; снижение сброса воды путем сокращения объема дренажно-сбросных вод 15%; улучшение сельскохозяйственного водоснабжения путем строительства водопроводов протяженностью 0,8 тыс. км; обводнение территорий, в том числе для обеспечения водопоя животных 33,0 тыс. га; количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест - 7 000 ед.; подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для мелиорации - 1 500 чел. Перечень и числовые значения индикаторов оценки хода реализации Программы мелиорации, дифференцированные по годам с учетом производственных, социальных, экономических и экологических требований позволят оценить степень решения задач и достижение целей Программы мелиорации. VII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы Для успешной реализации Программы необходимо принятие мер, обеспечивающих заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в проведении мелиорации и эффективном использовании мелиорированных угодий, включая: отнесение мелиорированных земель к особо ценным землям и усиление ответственности за их сохранность и целевое использование; выработку механизма изъятия мелиорированных земель при ненадлежащем использовании, угрожающем их сохранности; проведение мелиоративных работ в соответствии с земельным, водным и бюджетным законодательством, обеспечивающим создание гарантированных зон производства сельскохозяйственной продукции на мелиорированных землях; выявление бесхозных мелиоративных систем по результатам проведения инвентаризации мелиоративного фонда. Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы мелиорации является их информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий в целях создания оптимальных условий для анализа текущего состояния и контроля хода выполнения Программы мелиорации. VIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия. Система управления реализацией Программы включает в себя координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, согласование их действий по реализации программных мероприятий; контроль реализации Программы, включая каждое мероприятие Программы; финансирование программных мероприятий; мониторинг реализации Программы; формирование отчетности о ходе реализации Программы. IХ. Предложения по государственным заказчикам, государственным заказчикам-координаторам и разработчикам целевой программы, ответственным за формирование и реализацию целевой программы Государственным заказчиком Программы предлагается определить Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия. Основные разработчики Программы - Калмыцкий филиал государственного научного учреждения «Всероссийский научно- исследовательский институт гидротехники и мелиорации», государственное научное учреждение «Калмыцкий научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН», федеральное государственное учреждение «Управление «Калммелиоводхоз», федеральное государственное учреждение «Станция агрохимической службы «Калмыцкая», федеральное государственное учреждение «Управление по восстановлению Черных Земель и Кизлярских пастбищ». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|