Расширенный поиск
Постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкии от 05.11.1996 № 295-IП О С Т А Н О В Л Е Н И Е Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия О Программе развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996 - 2000 г.г. Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, рассмотрев и обсудив Программу развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996 - 2000 г.г., постановляет: 1. Утвердить Программу развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996 - 2000 г.г. (прилагается). 2. Поручить Правительству Республики Калмыкия принять соответствующие меры по реализации Программы развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996 - 2000 г.г. 3. Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия. Председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия К. Максимов г. Элиста 5 ноября 1996 г. N 295-I Приложение к постановлению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 5 ноября 1996 г. N 295-I МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "УТВЕРЖДАЮ" "УТВЕРЖДАЮ" Министр общего и профессионального Председатель образования Российской Федерации Правительства ____________________ Кинелев В.Г. Вице-президент Республики Калмыкия ______ Богданов В.П. ПРОГРАММА развития высшего профессионального образования Республики Калмыкия на 1996 - 2000 гг. Элиста 1996 Реализация государственной политики в области высшего образования на региональном уровне требует выработки качественно новых подходов и средств для достижения поставленной главной цели и решения программных задач. Система высшего образования, функционирующая в конкретном регионе, являясь одним из важнейших ее социально-культурных и научно-технических элементов, должна ориентироваться на ее реальные условия и специфические требования на основе сочетания общегосударственных, национальных, местных и индивидуальных интересов. Настоящая Программа развития высшего профессионального образования включает следующие разделы: 1. Социально-экономическая ситуация в Республике Калмыкия, условия и факторы, определяющие развитие высшего образования в регионе. 2. Анализ состояния и проблемы высшего образования. 3. Цели, принципы формирования и главные задачи Программы. 4. Приоритетные направления и развития университета как центра образования, науки и культуры. 5. Источники финансирования реализации Программы. 6. Управление реализацией Программы. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ Республика Калмыкия - равноправный субъект Российской Федерации. Относится к числу слаборазвитых регионов аграрного типа, финансово-дефицитный, национально-стабильный. Депортация всего калмыцкого народа в Сибирь, ликвидация автономной республики в годы сталинских репрессий и тоталитаризма остановили и разрушили хозяйственное развитие территории в 40-50 годах. Огромный экономический, социальный и культурный ущерб, нанесенный народу и республике войной и депортацией, стал восстанавливаться только в 60-70-е годы. Эти факторы, а также однобокое аграрное развитие республики в последующий период обусловили отставание социально-экономического развития Калмыкии по сравнению с другими регионами страны. Диспропорции в развитии народнохозяйственного комплекса, низкий уровень стартовых возможностей проявились в республике в полной мере при переходе к рыночным отношениям. Численность населения республики на 1.01.95 г. по расчетным данным составила 319, 7 тыс. чел., в том числе городского - 121,0 тыс. чел. (38%), сельского - 198,7 тыс.чел.(62%). В 1994 году в республику прибыло 9830 чел., выбыло 12203. Миграционный прирост был отрицательным (-2373 чел.). Уровень естественного воспроизводства населения продолжает падать. Это обусловлено не только продолжающимся уменьшением рождаемости, но и ростом смертности. Процесс реформирования экономики Калмыкии, как и в стране в целом, идет сложно и противоречиво. Кризис, начавшийся с потребительского рынка, охватывает все новые и новые секторы экономики. Более ощутимо проявляются тенденции спада производства продукции и оказания услуг, нарастает инфляция, нарушается денежное обращение. Либерализация цен приводит к снижению жизненного уровня населения. Индекс физического объема промышленного производства в 1995 году составил 79,7% к уровню 1994 года, а на крупным и средних предприятиях - 77,7%. Снижение объема производства в 1995 году произошло по всем обрабатывающим отраслям. И это прежде всего касается таких отраслей, как машиностроение, пищевая и легкая промышленность. Производство валовой продукции в сельском хозяйстве (в сопоставимых ценах) в 1995 году по сравнению с 1994 г.снизилось на 13 процентов, в том числе продукции растениеводства - на 20, продукции животноводства - 12 процентов. Почти 51% продукции произведен в негосударственном секторе. Бездефицитность республиканского бюджета в 1995 году достигнута за счет поступлений из федерального бюджета, которые составили 65,9% от общего дохода. Численность экономически активного населения к концу 1995 года составила 143,1 тыс. чел. В их числе 129,2 тыс. чел. (90,3%) заняты в экономике и 13,9 тыс. человек (9,7%) не имели работы и были зарегистрированы в органах службы занятости. Величина прожиточного минимума, определенная в соответствии с методикой департамента по труду Республики Калмыкия, в 1995 году составила 229,2 тыс. рублей на человека. Среднедушевые денежные доходы 68,1% населения в январе - ноябре были ниже прожиточного минимума. Изменения, которые происходят в экономической, политической и социальной системах России и Калмыкии, создают принципиально новую ситуацию для высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, требующую соответствующих изменений в его организации и проведении научных исследований. Реформирование профессионального образования, проведение эффективной региональной политики в этой области зависят от результатов экономических реформ, перераспределением финансовых ресурсов между федеральными и местными бюджетами, изменением налоговой политики в Российской Федерации. Процессы, происходящие в социально-экономической и других сферах Калмыкии, требуют соответствующих структурных преобразований, включающих прежде всего систему подготовки и переподготовки кадров, Калмыцкого государственного университета, как единственного государственного вуза в республике, освоения нового механизма хозяйствования с учетом экономической и хозяйственной самостоятельности вуза, прямых связей с потребителями и создания системы маркетинга образовательных услуг населению. Структура и состав предполагаемых Калмыцким госуниверситетом населению и предприятиям профессионально-образовательных программ вузовской и послевузовской подготовки кадров в регионе определяются следующими факторами: - усиливающейся потребностью населения в образовательных услугах (гибкие, разнообразные, диверсифицированные, многоуровневые профессионально-образовательные программы); - необходимостью в интеграции КалмГУ с республиканскими учреждениями общего и профессионального образования разного уровня для обеспечения многоуровневой системы подготовки специалистов и оптимизации сети профессионального образования республики; - потребностью в подготовке кадров для рыночной инфраструктуры республики, развития предпринимательской деятельности, включая крестьянские и фермерские хозяйства; - потребностью в обновлении и расширении набора специальностей для всех отраслей АПК республики с учетом многоукладности сельского хозяйства; - потребностью в подготовке и переподготовке педагогических кадров с учетом роста числа малокомплектных сельских школ, развития сети нетрадиционных учебных заведений (гимназии, лицеи), внедрение современных информационных систем; - необходимостью подготовки кадров для учреждений науки, культуры, социальной сферы, а также кадрового и научного сопровождения ряда федеральных, региональных и республиканских научных и научно-технических программ; - необходимостью кадрового, научно-учебно-методического сопровождения республиканской программы возрождения калмыцкого языка и национальной культуры; - потребностью подготовки и переподготовки специалистов государственной и муниципальной службы; - развитием внешнеэкономической, торгово-промышленной и коммерческой деятельности и связей Калмыкии, создание совместных предприятий, банков, инвестиционных фондов и т.п. Мероприятия программы должны быть направлены как на повышение роли Калмыцкого госуниверситета в решении проблем развития республики, так и на создание регионального механизма поддержки профессионального образования со стороны местных органов власти (финансирования регионально-национальной составляющей образовательно-профессиональных программ, научно-исследовательских проектов, мероприятий социальной защиты студентов, долевое участие в укреплении материально-технической базы и в улучшении жилищно-бытовых условий коллектива вуза). 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Высшая школа Республики Калмыкия представлена Калмыцким государственным университетом, который в своей деятельности ориентируется на народнохозяйственный комплекс и систему образования республики. Университет относится к молодым вузам страны. Он создан на базе педагогического института в 1970 году, имевшего в своем составе три факультета (биологический, филологический и физико-математический) и 9 кафедр, которые готовили учителей по пяти специальностям. Контингент студентов составлял 900 человек, на кафедрах работало 72 преподавателя, из них 28 (39%) имели ученые степени и звания. В настоящее время университет представляет собой многопрофильный вуз с 9 факультетами и 36 кафедрами. На этих факультетах ведется подготовка квалифицированных кадров по 22 специальностям и направлениям, как гуманитарной, естественнонаучной, так и прикладной, технической, сельскохозяйственной направленности. Общий контингент студентов по всем формам обучения составляет около 6000 человек, в том числе 3870 - по дневному отделению. Ежегодно университет выпускает 600-700 специалистов. Сегодня основная часть (от 70 до 90%) педагогов в школах, специалистов в сельском хозяйстве республики, большой отряд руководителей хозяйственных органов - выпускники КГУ. Всего за весь период существования университета подготовлено свыше 14 тыс. специалистов, в т.ч. по очной форме - более половины. В университете работает 980 сотрудников, в т.ч. более 370 преподавателей (30 докторов, профессоров, включая 10 академиков и член-корреспондентов различных академий России, 170 доцентов, кандидатов наук). Остепененность по вузу составляет 57%. 29 ученых и сотрудников университета имеют почетные звания России и Республики Калмыкия. В структуру университета входят Межотраслевой региональный центр переподготовки и повышения квалификации специалистов, подотделение, Центр довузовской подготовки, учебно-научно-методический центр возрождения и развития калмыцкого языка, проблемные научно-исследовательские лаборатории. В университете функционирует аспирантура, в которой ведется подготовка научно-педагогических кадров по 18 специальностям. Вуз располагает необходимой материально-технической базой: 5 учебных корпусов, блок поточных аудиторий, спортивный комплекс, 4 общежития, санаторий-профилакторий, научная библиотека с книжным фондов более 1 млн. экземпляров, центр программно-технического обслуживания. Переход страны к рыночной экономике, изменение экономической системы в Калмыкии потребовали от руководства университета осуществить серьезные изменения и перестройку в структуре вуза. Деятельность его коллектива, несмотря на сложные, кризисные явления в развитии России и Калмыкии, в последние годы была направлена на поиск путей и средств сохранения потенциала высшей школы, внедрение новых форм, методов и технологий обучения, а также перспективных механизмов функционирования. Были приняты меры по дальнейшей компьютеризации учебного процесса, открытию новых специальностей и специализации наряду с закрытием неперспективных, укреплению факультетов и подразделений, укреплению учебно-лабораторной базы, подготовке высококвалифицированных преподавательских и научных кадров, развитию вузовской науки. Совместная деятельность Госкомвуза России, местных органов власти и ректората университета позволила обеспечить его относительно стабильную работу. За период с 1993 по 1995 гг. Президентом Республики Калмыкия были изданы три Указа, направленные на развитие университета и поддержку его коллектива. Подписано Соглашение о разграничении компетенции и полномочий между Госкомвузом России и органами власти Республики Калмыкия. Во исполнение указанных документов местный бюджет направил 1055 млн. рублей на укрепление материально-технической базы университета, развитие научных исследований, решение жилищной программы. В целях социальной поддержки студентов из бюджета республики было выделено 336 млн. рублей. Руководством республики и г. Элисты учреждены 12 именных Президентских и 9 городских ежегодных стипендий для особо одаренных студентов и аспирантов. Весь комплекс принятых мер позволил не допустить резкого снижения показателей деятельности коллектива, значительного оттока научно-педагогических кадров, социально-политических выступлений студентов и сотрудников. Отмечая роль университета как центра подготовки кадров, науки и культуры в республике, необходимо отметить, что в нем, как и в вузах России, наметились сложные проблемы в дальнейшем развитии, вызванные новыми социально-экономическими условиями в стране. Среди них падение темпов развития материально-технической базы учебного и научного процессов, дефицит учебной и научной отечественной и зарубежной литературы, уход части молодых перспективных преподавателей и ученных из вуза, падение престижа аспирантуры и докторантуры, ухудшение материального обеспечения студенческой молодежи. Кроме того, со всей остротой встал вопрос о перепрофилировании ряда специальностей в КалмГУ, создании в республике единой сети образования с гибкой системой планирования, подготовки и выпуска специалистов с учетом потребностей рынка труда, образовательных и культурных запросов населения. До настоящего времени практически все общеобразовательные и профессиональные учебные заведения республики (9 средних профтехучилищ, 7 средних специальных учебных заведений и госуниверситет) принадлежат разным ведомствам и развиваются обособленно, без единой программы подготовки кадров. Малоэффективно используется их материально-техническая база. Общий план приема в эти учебные заведения пришел в полное противоречие с кадровой потребностью производства и прогнозируемым количеством выпускников школ республики. Остается невостребованной часть выпускников учебных заведений по ряду специальностей. Одним из важнейших факторов регионализации образовательной политики является необходимость самообеспечения республики кадрами специалистов с высшим и послевузовским образованием. Общее сокращение миграции населения в силу ряда социально-политических и экономических причин в стране привело к практическому прекращению межрегионального обмена абитуриентами. Резко сократилось и количество выпускников, трудоустраивающихся в других регионах. Таким образом, особо возрастает роль и ответственность университета в подготовке кадров по широкому спектру специальностей. Вуз стал перед необходимостью выработать стратегию более динамического включения высшей школы в социально-экономические потребности республики, проявляющиеся и действующие во многом через рыночные механизмы, стратегию сбалансированного взаимодействия с формирующейся новой социально-экономической реальностью - рынком образовательных услуг населению, рынком труда специалистов. То есть, речь идет о выработке региональной стратегии и механизмов адаптации высшей школы к новой экономической, социальной и демографической ситуации, сложившейся к настоящему времени в Калмыкии. Модель образовательного поведения населения республики должна все более ориентироваться на гибкие, разнообразные, многоуровневые, интегрированные профессионально-образовательные программы вузовского и послевузовского образования, удовлетворяющие культурные и образовательные запросы общества и потребности формирующейся многоукладной экономики, предпринимательской деятельности и бизнеса. Масштабы и динамика объема образовательных услуг университета будут определяться экономической коньюктурой и ситуацией, складывающейся на рынке труда специалистов. Пока же в этой сфере для университета сложились неблагоприятные тенденции. В сельском хозяйстве, потребляющем основную часть специалистов аграрного и экономического профиля, происходит постоянное снижение объема производства. Сократился спрос на специалистов в области строительства, в сфере науки и научного обслуживания. По оперативным данным опросов факультетов в 1994-1995 годах не испытали сложностей с трудоустройством только выпускники педагогических специальностей. По некоторым специальностям обеспеченность выпускников рабочими местами составляет до 30%. Хотя демографическая ситуация в Республике Калмыкия, обеспечивающая высшую школу контингентом новых абитуриентов, остается до конца девяностых годов достаточно стабильной и благоприятной, под давлением указанных обстоятельств университет может столкнуться с проблемой уменьшения числа абитуриентов, поступающих на традиционные формы вузовской подготовки специалистов. Поэтому сокращение спроса на услуги университета по подготовке новых кадров может быть компенсировано возрастанием потребности со стороны населения и отраслей народного хозяйства в услугах, связанных с переподготовкой кадров, обучением второй специальности. По некоторым расчетам, это может обеспечить университету до 20% всего объема выполняемых образовательных услуг. Этому же будет способствовать начавшийся процесс интеграции высшей школы с учреждениями среднего общего и профессионального образования - создание в структуре университета лицеев, гимназий, специализированных классов, колледжей, с одной стороны, и процесс интеграции вуза с отраслевой наукой и производством, с другой, - формирование региональных научно-образовательных (производственных), инновационых центров, технопарков и т.п. Еще один аспект этого направления - интеграция с другими вузами с целью организации совместной подготовки специалистов, потребность в которых единичная. Этот путь организационно-структурной перестройки содействует эффективной адаптации высшей школы к потребностям региональных образовательных структур. Важнейшим направлением деятельности вуза, повышающим его статус на рынке труда интеллектуальной продукции, является научное обеспечение экономических реформ, в целях стабилизации экономики, преодоления дезинтеграции, разработка проектов и программ развития производительных сил республики. В этой связи университет должен выступить в качестве центра разработки социальных, экологических, инновационных проектов и программ, центра оказания местной власти информационно-аналитических, экспертно-консультационных услуг. 3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Главной целью программы в области высшего профессионального образования являются формирование динамичной и адаптивной системы, обеспечивающей равноправный доступ населению республики к высшему образованию, представленному широким спектром образовательных программ, отвечающих индивидуальным запросам обучающихся по овладению культурными ценностями и научными знаниями, подготовке к разнообразным видам профессиональной деятельности, создание условий для непрерывного профессионального образования. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ Основными принципами, определяющими выбор средств, форм и методов формирования и реализации программы являются: - развитие высшей школы в республике в соответствии с основными направлениям совершенствования высшего профессионального образования в России; - индикативный характер планирования и программирования учебно-научной деятельности университета с учетом экономических, национальных и культурных особенностей региона; - обеспечение многоуровневой вертикальной структуры профессиональной подготовки специалистов; - принцип согласованных действий с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Правительством Республики Калмыкия и университета по планированию набора, взаимодействию с рынком труда и госзаказом, по целевому приему с районами республики, по реорганизации направлений и структуры специальностей подготовки кадров и др.; - принцип разделения полномочий и компетенций в области высшего и послевузовского профессионального образования между федеральными органами управления и республиканскими органами власти; - согласование между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и республиканскими органами управления вопросов дополнительного финансирования, ресурсного обеспечения, формирования образовательно-профессиональных программ в части регионального компонента, льготного налогооблажения и проблем социальной защиты коллектива Калмыцкого госуниверситета. ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ - сохранение и развитие потенциала университета, расширение возможностей получения желаемого уровня образования, профессии, квалификации в соответствии с индивидуальными намерениями граждан, интересами общества, потребностями развития культуры, науки и производства в республике; - интеграция и структурная перестройка образовательных учреждений разного уровня в единую систему профессионального образования в соответствии со структурной перестройкой и реформированием отраслей производства, социальных и культурных потребностей общественной практики; - развитие научных школ и направлений, способствующих научному, научно-техническому и кадровому обеспечению социально-экономических преобразований в регионе; - формирование и проведение политики устойчивой финансово-материальной поддержки высшего образования со стороны федеральных и республиканских органов власти и общества; - укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы Калмыцкого госуниверситета; - кадровое обеспечение университета в условиях реформирования высшего образования; - интеграция университета в общероссийскую и мировую научно-образовательную систему с учетом традиционных культурных и образовательных связей ("евразийский проект", образовательная программа "Север-Юг"). Выполнение поставленных задач позволит решить проблемы сохранения и развития потенциала университета, его структурной перестройки, создать нормативно-правовую базу (на республиканском и федеральном уровнях) реформирования и развития высшего образования. Для анализа состояния и прогнозирования потребностей в кадрах специалистов с высшим образованием с учетом интересов хозяйственного комплекса Республики Калмыкия и координации взаимодействия со стороны всех заинтересованных министерств и ведомств планируется создать республиканский Совет по профессиональной подготовке специалистов при Правительстве Республики Калмыкия и организовать при Совете Фонд развития высшего образования и науки. Предполагается продолжение программы в 2001-2005 гг., которое будет характеризоваться системным развитием структуры в высшем и среднем профессиональном образовании на оформленной законодательной базе, на основе федеральных и региональных программ. 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Результаты анализа социально-экономических условий развития республики и состояния высшей школы позволяют определить главные, приоритетные направления в деятельности Калмыцкого госуниверситета, способствующим выходу из кризисного состояния системы образования и региональной экономики в целом. В области образования: I. Удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах и обеспечение отраслей народнохозяйственного комплекса республики специалистами, необходимыми в современных условиях. Развитие этого направления предполагает: а) открыть в КалмГУ подготовку специалистов по новым специальностям и направлениям: - 021300 - Регионоведение (востоковедение); - 031100 - Педагогика и методика дошкольного образования; - 040000 - Здравоохранение (общепрофессиональная подготовка); - 050000 - Культура и искусство (актерское искусство, хореографическое искусство, музыковедение, инструментальное исполнительство, народное художественное творчество); - 310800 - Ветеринария; - 320100 - Природопользование; - 521900 - Физическая культура; - 022100 - Социальная работа. б) организовать на базе инженерного факультета общепрофессиональную подготовку (общетехнический поток) по ряду технических и технологических специальностей с завершением обучения в ведущих вузах; в) с учетом изменений в структурах хозяйственного комплекса и учебных заведений, прежде всего малокомплектных школ, предусмотреть расширение образовательных услуг путем введения дополнительных специальностей и новых специализаций; - педагогика и методика начального образования для национальных школ и классов; - педагогика и методика дошкольного образования для национальных образовательных учреждений; - журналистика (со знанием калмыцкого языка); - физическая культура; - экономика природопользования; - социальная работа. г) осуществлять прогнозирование потребностей специалистов для народнохозяйственного комплекса на перспективу с учетом основных направлений социально-экономического развития республики, занятости населения социально-демографических факторов; д) разработать схему развития сети профессиональных образовательных учреждений Республики Калмыкия; е) проводить (по заданию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации или Правительства Республики Калмыкия) экспертизу для лицензирования, аттестации и аккредитации всех образовательных учреждений (в т.ч. филиалов вузов), работающих или открываемых на территории республики по программе высшего профессионального образования в соответствии с Соглашением о разграничении компетенции и полномочий между Госкомвузом России и органами власти Республики Калмыкия. II. Интеграция Калмыцкого госуниверситета с учреждениями общего и профессионального образования разного уровня в рамках многоступенчатой системы подготовки специалистов. Для координации такой структурной перестройки образовательных учреждений в составе единого Министерства общего и профессионального образования планируется создать Калмыцкий профессионально-образовательный округ, основными задачами которого являются: а) создание многоуровневой системы профессионального образования, интегрирующей начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование; б) активное участие в становлении и развитии инновационных образовательных учреждений разного уровня (гимназий, лицеев, школ-комплексов, национальных школ) г.Элисты и республики, оказание помощи в разработке для них учебных планов, обеспечивающих высокое качество обучения и преемственность всех ступеней общего и профессионального образования; в) разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов для всех ступеней образования и включение их в учебные программы; г) разработка современных программ изучения и возрождения калмыцкого языка и литературы, учебно-методической и справочной литературы; д) интеграция учебно-лабораторной и социальной базы, организационно-методической, научной и редакционно-издательской работы субъектов округа, создание филиалов кафедр и других совместных структур образовательных учреждений; е) развитие и внедрение новых педагогических методик и современных форм обучения. Для решения этих задач предполагается открыть ряд новых колледжей, а также по согласованию с Правительством и Министерством образования Республики Калмыкия ввести в состав округа существующие средние профессиональные образовательные учреждения. Их вхождение в округ может проводится с использование различных форм интеграции от полного объединения с КалмГУ до совместной работы на основе договоров о сотрудничестве. III. Дальнейшее развитие системы послевузовского и дополнительного образования как приоритетное направление деятельности университета по удовлетворению спроса со стороны населения и отраслей народного хозяйства. С этой целью расширяется подготовка в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров при Калмыцком госуниверситете по следующим направлениям: а) обеспечить совместную деятельность Центра с Институтом повышения квалификации педагогических кадров Министерства образования Республики Калмыкия по расширению подготовки, переподготовки и повышению квалификации педагогических кадров по новым программам и методикам; б) на базе основного базового высшего педагогического образования осуществлять переподготовку по следующим специальностям: - психология; - физическая культура; в) в соответствии с решением Правительства РФ и по представлению Правительства республики осуществлять переподготовку (после года работы) и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих республики по специальностям: - государственное и муниципальное управление; - социальная работа; - экономическая и социальная политика; - управление государственной собственностью; - управление персоналом; - информационные технологии в управлении; - охрана природы и экологическая безопасность; г) по договорам с заинтересованными предприятиями и учреждениями осуществлять подготовку специалистов (на базе среднего специального и высшего образования) по специальностям: - бухгалтерский учет и аудит; - менеджмент; - физическая культура; д) по договорам с Комитетом по занятости населения республики осуществляет переподготовку безработных. IV. ВКЛЮЧЕНИЕ КАЛМГУ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ И МИРА Для этого предполагается: а) расширение парка ВТ современными компьютерами и программным обеспечением; б) подключение к информационным сетям RUNNET и INTERNET; в) использование новых форм обучения, в частности дистанционного образования; г) создание автоматизированного библиотечного комплекса. В ОБЛАСТИ НАУКИ: I. Научно-исследовательская деятельность университета осуществляется по следующим научным направлениям: 1. Проблемы истории, литературных и языковых процессов в Калмыкии. 2. Социально-экономические проблемы региона. 3. Исследования физических свойств структуры твердых тел (полупроводники, сегнетоэлектрики) и создание на их основе материалов с заданными свойствами. 4. Изучение и разработка рационального природопользования и повышение продуктивности природных ресурсов в Калмыкии. 5. Повышение продуктивности животноводства и растениеводства. 6. Совершенствование содержания методов обучения и воспитания. 7. Медико-социальные аспекты активного долголетия. Становление университета как центра науки в Республике Калмыкия предполагает формирование и дальнейшее развитие научных школ и направлений, способствующих научному, научно-техническому и кадровому обеспечению социально-экономических преобразований в Республике Калмыкия, возрождению национального языка и культуры, разработке фундаментальных проблем. С этой целью планируется: а) создать республиканский научный центр при Президенте Республики Калмыкия для координации научной деятельности для развития и координации научно-исследовательской деятельности; б) образовать при КалмГУ филиал НИИ "Регионология" при Мордовском госуниверситете; в) возобновить деятельность научно-учебно-методического центра по возрождению и развитию калмыцкого языка и культуры; г) организовать на базе КалмГУ Центр международного сотрудничества в области евразийской цивилизации и монголоведения; д) провести научно-исследовательскую, природоохранную и просветительскую работу в рамках федеральной программы "Экология бассейна Волги и Северного Прикаспия"; е) сформировать региональные научные программы: - "Калмыкия"; - "Выделение биологически активных соединений из рогов сайгака"; - "Калмыцкий народный эпос "Джангар" (1997-2000 гг.) (в соответствии с Указом Президента Республики Калмыкия от 23.09.96 N 152); ж) предусмотреть широкое привлечение внебюджетных средств для подготовки и издания учебной и научной, в т.ч. монографической литературы. II. Интеграция и сотрудничество с российскими и зарубежными вузами имеет своей целью улучшение подготовки специалистов в университете, в том числе и высшей квалификации, методическую помощь в становлении новых направлений, специальностей, специализаций. Для этого предполагается: а) углубление сотрудничества с ведущими вузами (МГУ, СПГУ, РГУ и другие), предусматривающего всестороннюю помощь Калмыцкому госуниверситету в подготовке и повышении квалификации кадров, методическое руководство по новым образовательным и научным направлениям, совместную подготовку учебно-методической литературы и издательскую деятельность: б) установление партнерских отношений с рядом вузов страны (ВГУ, ВГТУ, МордГУ, КБГУ и другие), предполагающих: - перевод и обмен студентами старших курсов; - направление в магистратуру и аспирантуру; - разработка совместных образовательных и научно-технических программ; - проведение совместных заседаний диссертационных советов; - совместное использование учебно-лабораторных и спортивно-оздоровительных комплексов, баз учебных и производственных практик; - организация межвузовских учебных, научно-производственных и социальных структур; в) расширение международного сотрудничества путем заключения договоров с вузами КНР, МНР, прикаспийских государств и др. III. ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Существующий уровень социальной защищенности работников Калмыцкого госуниверситета не способствует закреплению кадров, повышению престижа педагогической профессии. Это ведет к оттоку научно-педагогических кадров из вуза в другие сферы деятельности, наблюдается уменьшение конкурса и сокращение численности обучающихся в аспирантуре университета. Практически нет заявок на поступление в докторантуру и аспирантуру других вузов и научно-исследовательских институтов страны. В целях кадрового обеспечения высшего и послевузовского профессионального образования предусматривается: а) разработать программу подготовки и закрепления научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру, обратив первоочередное внимание на профессиональный рост молодых преподавателей и ученых; б) расширить подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре КГУ по ныне существующим и новым научным специальностям с учетом потребностей как университета, так и научно-образовательных учреждений республики (КИГПИ, КНИИСХ и др.); в) практиковать проведение разовых выездных заседаний диссертационных Советов при соответствующем согласии вузов и разрешении ВАКа РФ; г) предусмотреть организацию диссертационных советов при Калмыцком госуниверситете в 1998-2000 гг. по ряду гуманитарных научных специальностей; д) разработать меры стимулирования и поддержки ведущих ученых, работающих над завершением докторских диссертаций; е) оказывать содействие в издании монографий по результатам докторских и кандидатских исследований. В области культуры: I. Содействие возрождению и развития национальной культуры и традиций является одной из важнейших функций и задач Калмыцкого госуниверситета. При этом КалмГУ отводится ведущая роль в разработке научно-методических основ программы возрождения национальной культуры калмыцкого народа и подготовке кадров для ее реализации. Университет должен сделать все необходимое, чтобы активно содействовать цивилизованному развитию коренной нации, укреплению ее дружбы и сотрудничества со всеми другими народами. Для чего предусматривается: а) ввести подготовку по специальностям: педагогика и методика дошкольного образования, культура и искусство (актерское искусство, хореографическое искусство, музыковедение, инструментальное исполнительство, народное художественное творчество), природопользование, регионоведение (востоковедение) с последующей организацией факультета национальной культуры; б) образование национальных отделений (групп) на факультетах, выпускающих кадры для профессиональной деятельности во всех сферах образования и культуры (дошкольное и начальное образование, журналистика, история, культурология и т. п.); в) ориентация деятельности кафедр, лабораторий, музеев, Дома культуры и других подразделений КалмГУ на учебную, научную и просветительскую профессиональную работу в различных сферах национальной культуры; г) формирование и развитие системы культурно-просветительских учреждений в Республике Калмыкия; д) формирование программ подготовки кадров национальной интеллигенции по всем направлениям деятельности университета, включая подготовку специалистов высшей квалификации для научно-педагогической работы; е) организация изучения калмыцкого языка, истории и культуры на всех факультетах и отделениях; ж) организация изучения культурных и философских традиций родственных народов стран Востока (Монголия, Китай, Тибет, Тайвань) и буддизма как одного из мировых общефилософских и общекультурных учений. 5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫМ УКРЕПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ В новых условиях хозяйствования должна сформироваться многоканальная система финансирования программы развития высшего образования в Республике Калмыкия: - сохранится и увеличится объем финансирования из федерального бюджета, который будет направляться в первую очередь на основную деятельность университета и развитие его материально-технической базы; - должны возрасти объемы финансирования университета за счет республиканского бюджета для решения задач культурного, социально-экономического и научно-технического развития Калмыкии; - возрастут объемы финансово-материальной поддержки университета от районов республики и различных субъектов хозяйствования в рамках целевой и контрактной подготовки специалистов, научно-технической помощи предприятиям; - сформируются внебюджетные источники финансирования за счет собственной научной и производственной деятельности университета, благотворительных пожертвований организаций, предприятий, коммерческих структур и частных лиц. В настоящий момент материально-техническая база университета не в полной мере соответствует современным требованиям образовательного процесса, что выражается в недостаточной обеспеченности учебно-лабораторными площадями, учебным оборудованием, техническими средствами обучения, объектами социальной инфраструктуры. Значительно устарела активная часть основных фондов. В еще более неблагополучном состоянии находятся здания учебных корпусов, общежитий и общественного питания, где проживают и питаются студенты. В последние годы практически прекращено выделение средств для капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, многие из которых находятся в аварийном состоянии. Обвальный рост цен на все виды промышленных товаров, учебно-лабораторного оборудования, строительных материалов, топливо и электроэнергию при существующих объемах финансирования не позволяют расширять и обновлять средства обучения и материально-техническую базу университета. Учитывая особую роль КалмГУ как единственного вузовского центра республики в социально-экономическом и культурном возрождении региона Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.93 г. N 1 "О неотложных мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия-Хальмг Тангч", принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 23.07.92 г. N 800, предусматривалось по линии Госкомвуза и Минсельхозпрода России осуществление в 1993-2000 гг. строительства ряда объектов производственной и социальной сферы для КалмГУ. Это Постановление в 1993-1995 гг. в силу ряда объективных и субъективных причин практически не выполнялось. В связи с этим Правительством России в 1995 г. было принято новое постановление "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Калмыкия в 1995-200 гг. " (N 389 от 03.04.95 г.), в котором дано поручение Госкомвузу, Минсельхозпроду, Минэкономики и Минфину России, а также Правительству республики Калмыкия по выделению соответствующих средств для завершения строительства объектов комплекса КалмГУ: учебно-лабораторного корпуса, общежития для малосемейных студентов, биологической станции, учебно-производственной базы аграрного факультета, а также жилищного строительства и проектно-изыскательских работ 2-й очереди университета. Объемы финансирования в 1996-2000 гг. приведены в таблице 1. Таблица 1 ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ПЕРИОД 1996-2000 ГГ. Объемы и источники 1996 1997 1998 1999 2000 1. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО а) за счет федерального бюджета Комплекс зданий и сооружений 0.8 3.44 3.44 Калмыцкого госуниверситета (проектно-изыскательские работы)- 7,68 млрд. руб Учебно-производственная база 0.26 1.37 1.6 (биостанция) в п. Цаган-Аман- 3,23 млрд. руб Учебно-лабораторный корпус 1.44 7.21 11.42 (инженерный факультет) - 20,07 млрд. руб Общежитие для малосемейных 0.5 0.16 студентов (пристройка) - 2-й пуск.комплекс - 0,66 млрд. руб Научная библиотека университета 5 5 на 1 млн. томов - 10 млрд.руб Объекты II- очереди университета 0.3 1.2 1.6 5 5 - 13,1 млрд. руб 2. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО а)за счет федерального бюджета 2.1 2.5 1.5 1.4 1 8,5 млрд. руб * б) за счет бюджета Республики 2.13 2.59 1.5 1.4 1 Калмыкия - 9,22 млрд. руб в) за счет собственных средств 0.8 1 1.2 1.2 1.4 университета - 5,6 млрд. руб 3. РАЗВИТИЕ ПАРКА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, УЧЕБНО-НАУЧНОГО И ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ а)за счет федерального бюджета- 0.5 0.5 0.5 0.6 0.6 2,7 млрд. руб * б) за счет бюджета Республики 0.4 0.4 0.4 0.5 0.5 Калмыкия - 2,2 млрд. руб в) за счет собственных средств 0.1 0.1 0.8 1.2 1.5 университета - 3,7 млрд. руб * В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.95 г. N 389 В рамках реализации настоящей программы Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия будут приняты необходимые меры по выполнению Постановления Правительства России в части укрепления материально-технической базы университета по указанным таблице 1 объектам. В соответствии с Указами Президента Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинова для социальной помощи студенчеству вуза и развитию научных исследований предусмотрено выделение дополнительных средств из республиканского бюджета, которые будут направлены на поддержку талантливой студенческой молодежи, помощи малообеспеченным студентам, обеспечение льготного проезда на транспорте и на другие цели (таблица 2). Таблица 2 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПЕРИОД 1996 - 2000 ГГ. (МЛН. РУБ) Наименование мероприятий 96 97 98 99 2000 Примечание Финансирование именных 31 34 38 42 45 Указ Президента стипендий Президента РК от 22.06.93 Республики Калмыкия п.2.1.1, 2.1.2 Материальная помощь 167 184 202 223 245 Указ Президента студентам из РК от 22.06.93 малообеспеченных семей, N 115, п.3.1 студентам - сиротам Дополнительная 205 230 250 280 320 Указ Президента компенсация студентам и РК от 22.06.93 аспирантам в связи с N 115, п.3.2 удорожанием питания Единовременные 64 68 72 76 80 Указ Президента компенсации иногородним РК от 22.06.93 студентам и аспирантам N 115, п.3.3 за наем жилья Оплата проезда студентов 150 170 190 210 230 Указ Президента и аспирантов, РК от 22.06.93 проживающих в сельской N 115, п.5 местности Ежегодное санаторно- 256 270 285 300 320 Указ Президента профилактическое лечение РК от 22.06.93 студентов и аспирантов N 115, п.4 Образование фонда 30 80 150 180 220 развития высшего образования Финансирование НИР 90 320 320 340 350 по республиканской тематике Финан-е учебно-научно- 20 60 120 150 170 методического Центра возрождения калмыцкого языка и культуры 6. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Управление реализацией программы осуществляется республиканским Советом по профессиональной подготовке специалистов при Правительстве Республики Калмыкия, который возглавляется Председателем Правительства и состоит из представителей участников выполнения программы. Участники выполнения программы: - Министерство общего и профессионального образования РФ; - Правительство Республики Калмыкии; - Калмыцкий госуниверситет; - Министерство образования Республики Калмыкии; - Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкии; - Министерство промышленности и торговли Республики Калмыкии; - Министерство культуры Республики Калмыкии; - Министерство здравоохранения Республики Калмыкии; - Государственный комитет труда Республики Калмыкии; - Государственный комитет по занятости населения РК; - Министерство по делам молодежи, туризму и спорту РК; - Министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Калмыкии; - Министерство строительства Республики Калмыкия. Участниками Программы могут быть региональные объединения предпринимателей, банков, акционерных обществ, фонды, благотворительные общества и другие организации. Организационно-правовой основой реализации Программы является соглашение, заключенное между Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Президентом Республики Калмыкия в соответствии с Законом РФ "Об образовании". Программа рассматривается и принимается на заседании Правительства республики и на коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ. Совет по профессиональной подготовке специалистов осуществляет: корректировку и согласование с университетом и республиканскими финансовыми и другими органами годовых планов программной деятельности; организацию исполнения и координацию программных мероприятий и целевых проектов; обеспечение связи и взаимодействия университета с объединениями общественности. В интересах реализации программы по мере необходимости созываются совещания и конференции, могут создаваться временные творческие общественные органы. Совет по профессиональной подготовке специалистов распоряжается средствам Фонда развития высшего образования и науки. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|