Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Калмыкии от 22.05.1997 № 141

 



                         РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ                          

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО                             

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             


               О Концепции социальной защиты инвалидов                
                        в Республике Калмыкия                         

      Правительство Республики Калмыкия постановляет:
      1. Одобрить Концепцию социальной защиты инвалидов  в  Республике
Калмыкия согласно приложению.
      2. Представителям Президента Республики  Калмыкия  в  районах  и
г.Элиста,   руководителям   министерств   и  ведомств  при  разработке
социально-экономических мероприятий по улучшению  положения  инвалидов
руководствоваться  основными  положениями  Концепции социальной защиты
инвалидов в Республике Калмыкия.


Председатель Правительства
Республики Калмыкия                                         В.Богданов


г. Элиста
22 мая 1997 г.
N 141



       Приложение
       к постановлению Правительства
       Республики Калмыкия
       от 22 мая 1997 г. N 141

                Концепция социальной защиты инвалидов                 
      в Республике Калмыкия

      Концепция социальной  защиты  инвалидов  в  Республике  Калмыкия
(далее   -   концепция)  определяет  общую  стратегию  и  приоритетные
направления государственной политики в отношении инвалидов и  нацелена
на  реализацию равных прав и свобод и создание равных возможностей для
инвалидов в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Степным
Уложением  (Основным  законом)  Республики  Калмыкия с учетом реальной
социально-экономической ситуацией в республике.
      В сложный переходный период развития общества, когда возникающие
кризисные  явления оказывают резко негативное воздействие на положение
социально незащищенных групп населения, в том числе  и  на  инвалидов,
одной  из важнейших задач государства является создание правовых основ
эффективной системы социальной защиты этой категории граждан.
      Концепция основывается на  том,  что  права  инвалидов  являются
неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие
инвалидов  в  политической,  экономической,  социальной  и  культурной
жизни  должно  стать  главной  целью  в  области  улучшения  положения
инвалидов в Республике Калмыкия.
      Невостребованность, дискриминация  в  сфере  труда  в  отношении
инвалидов,   падение   уровня   жизни,   ухудшение  здоровья  вызывает
наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ,
происходящих в настоящее время.

          I. Анализ положения инвалидов и основные проблемы           

      Масштабность проблемы и необходимость ее  приоритетного  решения
подтверждает  как  мировая,  так  и  отечественная  (далеко не полная)
статистика. На сегодняшний день в мире отмечается устойчивая тенденция
к   увеличению  доли  инвалидов  в  структуре  населения.  По  оценкам
экспертов ООН инвалиды составляют 10% населения  (при  разбросе  этого
показателя от 1 до 27%) и примерно 25% населения страдает хроническими
заболеваниями. В России отмечается увеличение как  абсолютного  так  и
относительного  показателей  инвалидности,  которое происходит на фоне
уменьшения численности населения  в  целом  и  увеличения  показателей
заболеваемости.
      В республике на 1.01.97 г. из  62674  получателей  пенсий  10143
являются  пенсионерами  по  инвалидности. Причем существующая практика
врачебно-трудовой  экспертизы,  основанная  на   определении   степени
нарушения функций организма больного, отсутствие статистических данных
не позволяют выявить всех лиц, имеющих  ограничения  жизнедеятельности
и  нуждающихся,  вследствие  этого,  в  социальной  защите,  помощи  и
поддержке.
      Число инвалидов в республике из года в год  растет,  значительно
вырос  уровень первичной инвалидности с 45,7 на 10000 населения в 1995
году до 47,8 в 1998 году.
      В части районов республики  первичная  инвалидность  преобладает
над республиканскими среднестатистическими показателями (47,8 на 10000
населения): Кетченеровском - 59,0, Приютненском - 52,6, Октябрьском  -
52,1, Яшкульском - 51,9, в г.Элисте - 46,7.
      В 1996 году признано  инвалидами  84,7%  лиц,  направленных  для
определения   группы   инвалидности   и   продления  сроков  временной
нетрудоспособности,    что    является    признаком     неполноценного
восстановительного   лечения,   выраженности   тяжести  заболеваний  и
функциональных  расстройств,  наличия  неблагоприятных   условий   для
рационального  трудоустройства  лиц,  нуждающихся  в  этом  в периоде,
предшествующем возникновению инвалидности.
      По  оценкам  отечественных  исследователей  следует  ожидать   в
ближайшие 10 лет увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.
      Вследствие несовершенства  системы  информационного  обеспечения
проблемы  до сих пор неизвестна структура потребностей инвалидов, круг
их интересов и уровней притязания.
      Отсутствует   единая   система   реабилитации,    координирующая
деятельность  всех  ведомств и учреждений, нет достаточного количества
реабилитационных  учреждений  для   взрослых   и   детей,   ограничены
возможности  для  реабилитации  в  домашних  условиях,  не  отработана
система  подготовки  и  переподготовки  кадров.   Стратегия   развития
медицинской  реабилитации  в  целом  не  определена. Не очерчены четко
сфера действий, сущность и содержание медицинской  реабилитации  и  ее
отличия   по   этим   параметрам   от   лечения.   Не   осуществлялись
инвестиционные вложения  в  реабилитацию.  Развитие  реабилитационного
направления  учреждениям  здравоохранения предлагалось осуществлять за
счет собственных ресурсов, которые являлись крайне недостаточными.
      Эффективность   реабилитационных    мероприятий    зависит    от
обеспеченности    многоэтапного   процесса   техническими   средствами
реабилитации. Отечественные технические средства  реабилитации  ни  по
функциональным,   ни  по  эстетическим  требованиям  не  соответствуют
зарубежным аналогам. Не налажена также современная система  сервисного
обслуживания  технических средств реабилитации. В республике более 474
инвалидов, нуждающихся в автономных  средствах  передвижения.  В  1995
только  35  процентов  нуждающихся были обеспечены кресло-колясками, в
1996   году   соответственно   -   45,8%.В   связи   с   недостаточным
финансированием  расходов на обеспечение инвалидов спецавтотранспортом
в 1995 году было обеспечено автомобилями  11,4%  от  числа  инвалидов,
стоящих в очереди, в 1996 году спецавтотранспорт не приобретался.
      Необходима   коренная   перестройка   системы   образования    и
профессиональной  подготовки  инвалидов.  Имеющаяся  сеть  специальных
учреждений  в  системе  общего  образования  для  обучения   детей   с
отклонениями   в  развитии  не  отвечает  реальным  потребностям.  Для
обеспечения   детям-инвалидам   равных   возможностей   в    получении
образования   необходимо   открытие   школ-интернатов   для   детей  с
нарушениями зрения, слуха.
      Основным  фактором,  влияющим  на  эффективность  интеграции   и
реинтеграции  инвалидов  в  трудовой  процесс,  является  качество  их
профессиональной подготовки. На сегодняшний день возможности инвалидов
получить престижную и конкурентоспособную профессию очень низки.
      Необходимость  создания  условий   для   получения   максимально
доступного  инвалидам  профессионального  образования,  отвечающего их
потребностям,  в  настоящее  время  вырастает  в   общегосударственную
проблему.
      Многие   десятилетия   принцип   интегрированного   подхода    к
профессиональному обучению инвалидов не находил должной поддержки. Это
привело к тому, что доступ большинству инвалидов в обычные  учреждения
профессионального образования был крайне ограничен.
      Профессиональное  обучение  инвалидов   с   тяжелой   патологией
осуществляется  в  техникумах  и  профессионально-технических училищах
системы  Министерства  труда   и   социального   развития   Российской
Федерации.  Обучение  ведется  по  37  профессиям и 14 специальностям,
однако многие из них устарели и не находят применения на рынке  труда.
Слабо   развита  материально-техническая  база  этих  учреждений,  они
неравномерно размещены на территории России.
      В 1995 году в республике в соответствии  с  рекомендациями  ВТЭК
направлено  на  учебу  19  инвалидов,  из  них  16  в  местные учебные
заведения, в 1996 году - соответственно 21 и 17.
      Невысокий  уровень  образования  инвалидов  значительно   сужает
возможности  трудоустройства,  особенно  в  районах  с высоким уровнем
безработицы.
      Все это  сказывается  на  уровне  и  качестве  жизни  инвалидов,
который  значительно ниже, чем у других групп населения. Во многом это
объясняется   экономическими   проблемами,   с    которыми    инвалиды
сталкиваются  в силу незанятости или неполной занятости в общественном
производстве.  Ухудшение  ситуации   на   рынке   труда,   нарастающая
безработица  особенно  сказались  на слабозащищенной части населения -
инвалидах.  В  республике  617  инвалидов  работают  на   предприятиях
республики,   что   составляет   1,2%   к  числу  работающих  на  этих
предприятиях. Работает всего 15,7% от общего числа инвалидов,  имеющих
трудовые   рекомендации.   В   республике  функционирует  только  одно
специализированное предприятие УПП ВОС с числом работающих  -  32,  из
них   19   инвалидов.  В  последние  годы  основным  препятствием  для
организации  дополнительных  рабочих  мест,   внедрения   современного
оборудования является отсутствие финансовых средств.
      В  условиях  финансового  кризиса  прослеживается  тенденция   к
закрытию предприятий и сокращению рабочих мест для использования труда
инвалидов.
      Важным моментом на пути интеграции инвалидов в общество является
создание  для  них  доступной  среды  жизнедеятельности. Отечественная
архитектурная и градостроительная  наука  и  практика  продолжительное
время   не   учитывали   специфические   потребности  инвалидов  и  не
обеспечивали   доступность   инвалидам   к   бытовой,   социальной   и
производственной инфраструктуре.
      Республиканская целевая программа  "Формирование  доступной  для
инвалидов  среды  жизнедеятельности"  является одним из первых шагов в
решении этих проблем на республиканском уровне.

      II. Цели и принципы социальной защиты инвалидов

      Концепция социальной защиты инвалидов - программный документ  по
социальной  защите,  учитывающий  интересы  инвалидов,  как  субъектов
социальной  помощи.  Исходным  пунктом   данной   концепции   является
необходимость   обеспечения  социальной  защиты  инвалидов  Республики
Калмыкия  в  связи  с  новым  экономическим  курсом  и  вызванным   им
социальным риском.
      Инвалиды  в  Республике  Калмыкия  нуждаются  в  гарантированном
обеспечении  своих  жизненно  важных  потребностей, а именно: надежном
жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды
жизнедеятельности    и    условий    для    использования   остаточной
трудоспособности, человеческом общении и  внимании,  охране  здоровья,
медико-социальном уходе.
      Достижение социально-экономического  и  морального  благополучия
для  инвалидов - долгосрочная стратегическая цель их социальной защиты
в республике.
      Разрешение       социально-экономических,       семейно-бытовых,
эмоционально-психологических   и   многих  других  вопросов  инвалидов
требует объединения усилий многих государственных и  негосударственных
структур, широких слоев общественности, в том числе самих инвалидов.
      Основополагающие цели деятельности в интересах инвалидов состоят
в том, чтобы:
      - способствовать безусловному соблюдению конституционных прав  и
законных интересов инвалидов;
      - содействовать обеспечению человеческого достоинства инвалидов,
утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;
      -  участвовать  в  формировании   общественного   консенсуса   в
отношении проблем инвалидов;
      -  добиваться  оптимального   уровня   адаптации   инвалидов   к
жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
      -  способствовать  привлечению  дополнительных  инвестиций   для
финансирования мероприятий по социальной защите инвалидов, опираясь на
инициативу   общественности,   используя   участие   негосударственных
структур;
      - содействовать соблюдению прав инвалидов в единстве с правами и
основными свободами человека;
      - содействовать обеспечению равных прав на рынке труда;
      -  гарантировать   социальную,   медицинскую,   профессиональную
реабилитацию инвалидов;
      -  добиваться  недопущения  и  пресечения  насилия  в  отношении
инвалидов.
      В  основу  этой  деятельности  должны  быть  положены  следующие
основные принципы:
      - предупреждение причин, порождающих проблемы инвалидов;
      - содействие практической реализации прав и законных  интересов,
обеспечению   возможности  самовыражения  инвалидов  и  предупреждение
устранения их от активной общественной жизни;
      - выявление индивидуальных потребностей инвалидов  в  социальной
помощи и обслуживании;
      - адресность при предоставлении социальных услуг  с  приоритетом
содействия инвалидам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
      - ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки инвалидов;
      -  обеспечение  информированности   инвалидов   о   возможностях
получения социальной помощи и услуг.
      Согласованность целей и принципов социальной защиты инвалидов на
всех    уровнях    системы    социальной   защиты   населения   должна
способствовать   единству   концептуальных   подходов   и    получению
сопоставимых   результатов   функционирования   ее   звеньев.  Это  не
ограничивает проявления самостоятельности территориальных  органов  по
социальной  защите  инвалидов, которым принадлежит право использования
всех экономических ресурсов в сфере  социальной  защиты  населения,  а
также    предоставляется    возможность    оптимального    социального
реагирования в связи с изменением положения этой  категории  населения
региона.

        III. Основные направления социальной защиты инвалидов         

      Действующее  законодательство  предусматривает  защиту  законных
интересов  инвалидов.  Вместе  с тем, с учетом социально-экономических
реальностей  требуется  разработка  и  внедрение  комплекса  льгот   и
компенсаций для инвалидов в целях более полного отражения потребностей
и интересов инвалидов. Главным образом это касается предоставления  им
дополнительных  прав  и  льгот  по  налогообложению и кредитованию, по
получению, приобретению, строительству и содержанию  жилых  помещений,
по    коммунально-бытовым    услугам,    по   получению   медицинской,
протезно-ортопедической помощи, обеспечению лекарствами.
      Вследствие ограниченности экономических возможностей государства
оказался   неэффективным   механизм  централизованного  финансирования
льгот  и  государственных  дотаций.  Реализация  льгот  и  преимуществ
инвалидам  в  полном  объеме представляется невозможной. Наряду с этим
обозначились новые аспекты, требующие законодательного регулирования.
      Благополучие   инвалидов   как    законодательно    закрепленная
социальная   норма   должна   обеспечиваться   созданием  эффективного
механизма, позволяющего инвалидам в полной мере реализовать свои права
и законные интересы.
      На первый  план  выдвигается  содействие  инвалидам  в  снижении
степени  экономической  зависимости  от государства, общества и семьи.
Нужно   помочь   инвалидам   избежать   вынужденной   пассивной   роли
потребителей  социальной помощи и услуг. Для нынешних поколений людей,
жизненная   модель   которых   строилась   на   приоритете    трудовой
деятельности, посильная занятость - одна из возможностей сделать менее
болезненной ломку привычных жизненных стереотипов в период перехода  к
рынку.   В  условиях  экономического  склада  и  усиления  безработицы
актуальна  задача  формирования  общественной   атмосферы   в   пользу
обеспечения для инвалидов возможности трудиться в меру своих сил.
      Учитывая, что категория инвалидов неоднородна по своему составу,
мониторинг   положения   инвалидов  создает  базис  для  осуществления
мероприятий по оказанию социальной помощи, в частности  по  проведению
социального  патронажа. При разработке методики проведения мониторинга
как  минимум  должны  учитываться:  возраст,  состояние   здоровья   и
способность  к  самообслуживанию,  семейное  положение,  имущественное
положение, жилищные условия.

    IV. Механизм реализации концепции социальной защиты инвалидов     

      Основы концепции  социальной  защиты  инвалидов,  учитывающие  в
своих  главных параметрах многообразие и сложность их проблем, требуют
механизма реализации, включающего:
      - в области реабилитации инвалидов - создание правовых  гарантий
для организации и развития системы реабилитации инвалидов, обеспечения
и защиты прав инвалидов на медицинскую, профессиональную и  социальную
реабилитацию;
      - в области обеспечения прав на  рынке  труда  -  предоставление
экономических    стимулов   и   льгот,   направленных   на   повышение
заинтересованности работодателей  в  приеме  на  работу  инвалидов  на
условиях  неполного  рабочего времени, по гибкому графику или на дому,
предоставление  правовой  защиты  инвалидам  в  случае  ущемления   их
трудовых  прав,  совершенствование механизмов поддержки существующих и
создание новых рабочих  мест  для  инвалидов  с  широким  привлечением
государственного и частного инвестирования проектов;
      - в области образования  -  создание  системы  профессионального
обучения, переобучения инвалидов, повышение их квалификации;
      - в  области  обеспечения  жилищных  прав  -  создание  правовых
гарантий  реализации  прав  инвалидов на улучшение жилищных условий, в
том числе на получение жилой площади;
      - в области защиты жизни и достоинства  инвалидов  -  разработка
мер,  направленных на недопущения насилия в отношении инвалидов, в том
числе в семье;
      кроме этого:
      - проанализировать  современное  положение  инвалидов  на  рынке
труда в условиях социально-экономического кризиса;
      -  осуществлять   разработку   информационно-образовательных   и
воспитательных    программ   для   молодежи   с   целью   профилактики
инвалидности;
      - обеспечить  реализацию  Республиканской  программы  социальной
защиты населения на 1997-1998 годы;
      -   осуществить    реорганизацию    системы    медико-социальной
экспертизы.
      В целях реализации концепции следует обеспечить включение блоков
вопросов  по  улучшению  положения  инвалидов  в Республике Калмыкия в
разрабатываемые проекты нормативных актов, отраслевые  и  региональные
программы.
      При реализации концепции необходимо предусматривать  координацию
действий  всех звеньев республиканского и местных уровней по улучшению
положения   инвалидов   и   обеспечению    их    социальной    защиты,
соответствующее  финансовое  обеспечение, определить сроки реализации,
конкретных  исполнителей  и   контроль   за   исполнением   проводимых
мероприятий.
      Реализация  положений  концепции   осуществляется   при   тесном
взаимодействии  с  неправительственными  организациями и общественными
объединениями инвалидов с целью широкого привлечения их  к  реализации
государственных   мероприятий,   связанных   с   улучшением  положения
инвалидов в Республике Калмыкия.

Информация по документу
Читайте также